Часовня «Dominus Flevit» (Господь плачет). 1954–1955 гг. Часовня «Dominus Flevit» (Господь плачет). 1954–1955 гг. Октагональная планировка храма на месте Нагорной проповеди (1937-1938) на горе Блаженств соответствует 8 заповедям блаженств (Мф 5. 3-10), лат. текст каждой из них вписан в алавастровом окне одной из сторон восьмерика. Внутренний декор заменяет система окон с панорамой Галилеи и Геннисаретского оз. Храм Посещения Марии (Magnificat, 1938-1940, 1947-1955) в Айн-Кареме воплощает встречу Богородицы и Елисаветы как символическую встречу Ветхого и Нового Заветов (Предтечи и Христа). Небольшая квадратная Нижняя ц. с криптой (пещерным жилищем Захарии и Елисаветы) и св. источником пристроена к скале. Верхняя ц., светлая и высокая однонефная базилика, украшена фресками К. Вагарини в стиле Джотто. Ц. св. Лазаря (1952-1953) в Вифании не имеет окон, единственным источником света является большое застекленное круговое отверстие в куполе. Из-за необычного освещения храм производит впечатление мавзолея, надгробного сооружения. Храм Gloria in Excelsis Deo (Слава в вышних Богу, 1954) на поле Пастырей в Бейт-Сахуре , где в ночь Рождества Христова пастухи слышали ангельское благовестие, стилизован под бедуинский шатер. Часовня Dominus Flevit (Господь плачет, 1954-1955) на Елеонской горе , сооруженная на месте плача Христа о буд. судьбах Иерусалима (Лк 13. 34-35), увенчана кровлей в форме слезы. Алтарь обращен к западу, так что из окна открывается панорама всего Иерусалима. Б. осуществил реконструкцию католич. придела на Голгофе в храме Гроба Господня (1933 и 1937), мон-рей вмц. Екатерины (1948-1949) в Вифлееме и Входа Господня в Иерусалим (1950) в Виффагии ; реставрацию и перестройку часовни Осуждения над Лифостротоном (1927-1929), Дома Вероники (1927-1929) на Крестном пути, кармелитского мон-ря Stella Maris (Морская Звезда, 1930) на горе Кармил . В 1944-1954 гг. Б. работал над грандиозным проектом новой базилики Благовещения в Назарете , но францисканцы предпочли модернистский проект Дж. Муцио.

http://pravenc.ru/text/77554.html

В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери . В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас. К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия. Арх.: РГИА в СПб. Ф. 797. Оп. 72. 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.]. Ист.: Путешествие стольника П. А. Толстого/Предисл.: Д. А. Толстой//РА. 1888. 2. С. 161-204; То же. М., 1992. Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Александр (Добрынин), еп. Речь при открытии правосл. мон-ря в г. Минске//Минские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 1. С. 1-7; Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов 1-кл. муж. мон-рь//Там же. 1877. 22. С. 457-461; 24. С. 517-524; 1878. 3. С. 62-66; Николай, иером. Заметка на ст. «Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов первоклассный мужской мон-рь»//Там же. 1877. 24. С. 524-527; он же. Ист.-стат. описание минского Свято-Духова муж. однокл. мон-ря//Там же. 1879.

http://pravenc.ru/text/2563290.html

В правление имп. Павла I (1796-1801) на хорах собора было устроено неск. патрональных приделов: свт. Павла, архиеп. К-польского, св. блгв. кн. Александра Невского (по проекту М. Ф. Казакова) и св. равноап. кнг. Ольги (все освящены в 1807). Выдающимся архитектурным памятником стал придел равноап. Марии Магдалины, тезоименитой святой имп. Марии Феодоровны, к-рый был устроен близ обозначенного в храме Гроба Господня, места явления Спасителя Марии Магдалине (освящен 30 сент. 1801). Алтарная часть придела была оформлена изящной мраморной полуротондой коринфского ордена, стены обработаны искусственным мрамором и украшены скромной позолоченной лепниной. Казаков выполнил эскизы литургических предметов для ризницы придела равноап. Марии Магдалины. Деревянные иконостасы 3 др. приделов не сохранились. Казаков и его сын Василий сделали множество акварельных рисунков и чертежей собора. В 1803 г. освящен придел Преображения Господня в зап. части 2-го яруса ротонды (на средства кнг. Е. Р. Дашковой), в 1809 г. в юж. части ротонды - придел Зачатия прав. Анны (на средства А. Н. Сухотиной). В 1814 г. на средства гр. Ю. (И.) П. Литты возобновлен придел прп. Андрея Критского в заалтарном обходе собора, переосвященный во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины. В 1818 г. вел. кн. Николаем Павловичем (впосл. император Николай I Павлович ) по случаю рождения сына Александра (впосл. император Александр II Николаевич ) в северо-зап. части хор был заложен придел св. блгв. кн. Александра Невского, построенный по проекту архит. А. Л. Витберга близ уже существовавшего придела, основанного по распоряжению имп. Павла I (новый освящен 5 сент. 1820). Архитектура его необычна. В отличие от др. приделов на хорах Воскресенского собора он представлял собой полную ротонду: алтарь окружали 8 мраморных колонн, между которыми помещался деревянный вызолоченный иконостас. По рисункам Витберга были сделаны и литургические предметы для этого придела. Особенно интересна серебряная золоченая дарохранительница в виде Голгофы с пещерой Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Димитрия Солунского; к XIX в. уцелел лишь храмовый образ из придела, позднее он находился в трапезной ц. прп. Михаила Малеина. В пожаре 1737 г. сгорел весь иконостас Георгиевского храма, кроме храмовой иконы. Церковь была разобрана в связи с постройкой ц. во имя вмц. Екатерины в нач. XIX в., ее алтарь был расположен на месте храма вмч. Георгия. В документах упоминается «затвор св. Георгия»: возможно, это место служило помещением для престола древней церкви. Из документов известно о судьбах нек-рых служителей этой церкви: диак. Георгий в Смутное время оказался на Ваге, 3-м священником при шенкурской Архангельской ц., о чем стало известно от его сына, свящ. Феодора, добивавшегося в 1640 г. отцовского места (ДАИ. Т. 2. Стб. 235). Вероятно, при царе Феодоре Иоанновиче М. В. м. была отдана земля подворья Новодевичьего монастыря к западу и проход между Кремлевской стеной и монастырской оградой с востока. К кон. XIX в. границы М. В. м. определяли: на севере - Сенатский двор, на западе - здания, принадлежавшие Николаевскому дворцу и Чудову мон-рю, на востоке - участок стены Кремля севернее Спасской башни. В то время в мон-ре существовали такие здания, как собор в честь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; ц. во имя прп. Михаила Малеина с приделом во имя мч. Феодора «иже в Пергии»; ц. во имя вмц. Екатерины с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Казанской иконы Божией Матери. Обитель имела 2- и 3-этажные каменные корпуса с деревянными галереями (с вост. стороны), каменные сараи, помещения для карет и скота, деревянную часовню, колодец, беседку, сады и теплицу. Мон-рь соблюдал древние традиции - на всю 1-ю седмицу Великого поста его ворота запирались. В сер. XVIII - 30-х гг. XIX в. инокини занимались изготовлением «изукрашенной вербы» (с использованием искусственных цветов, дутых восковых плодов и фигур), продававшейся на Красной пл. на Вербное воскресенье ( Кондратьев. 2003. С. 58; Гордеева.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

В 1746 г., после окончания строительства надвратной колокольни, была разобрана колокольня храма XVII в., на месте к-рой возвели придельную ц. прп. Даниила Столпника (в 1754 установлен крест, освящена не позднее 1763). Вытянутый вверх четверик нового храма, увенчанный 2 восьмериками, расположился на сводах паперти, зажатой между 2 ризничными палатками. Кубическая трапезная была надстроена над четвериком, служившим прежде основанием колокольни. 5-гранный алтарь расположился над зап. частью первоначальной трапезной. Скромный декор придела близок к убранству верхнего храма 1730 г. В 30-х гг. XX в. была разобрана верхняя часть храма, ныне восстановленная. В нач. XIX в. перестроены галереи; разобраны боковые крыльца и вместо них с запада (перед ризничными палатками, по сторонам от основания бывш. колокольни) возведены закрытые лестничные объемы, с запада пристроено новое, высокое крыльцо. Одновременно в вост. частях галерей созданы более широкие, нежели галереи, приделы в формах классицизма (с треугольными фронтонами и итал. окнами - серлианами) - сев. с престолом во имя св. кн. Даниила Московского (освящен в 1805 - году канонизации святого), юж., получивший апсиду ротондальных очертаний,- во имя святых Бориса и Глеба (в 1806, покровители ктиторов). После войны 1812 г. храм отреставрировали и заново освятили; в 1826 г. был поставлен новый иконостас (заменен в сер. XIX в.). Зап. часть галерей расширена до линии приделов в 1857 г. по проекту архит. Е. Д. Тюрина; в 1858 г. на месте упраздненного престола прп. Даниила Столпника разместили ризницу; в 1862 г. предполагали освятить придел во имя вмц. Екатерины (позднее размещен в сев.-зап. ризничной палатке). В 1867 г. купцы М. И. и Н. И. Ляпины устроили в сев.-вост. палатке фамильную усыпальницу, в 1890 г. ее обновил архит. Ф. О. Шехтель (росписи, витражи, резные дубовые панели, решетки не сохр., известны по проекту). Ограда мон-ря до 70-х гг. XVII в. была деревянной, затем в нее встроили каменные св. врата (известны по плану 1683). Строительство каменных стен следует отнести к сер. 90-х гг. XVII в.: на плане 1692 г. они изображены деревянными (при этом деревянными показаны все постройки, включая известные каменные), на гравюре Пикара все стены и башни каменные.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

Член Комиссии по построению И. с. Монферран указал на недопустимость ломки частей готового здания, а также на то, что внутреннее убранство должно быть «великолепно, благородно и богато». Он предложил свой проект и, чтобы обезопасить себя от подозрений в пристрастном отношении к конкуренту, просил назначить особую комиссию для рассмотрения обоих проектов. В комиссию вошли архитекторы В. П. Стасов, К. А. Тон, А. П. Брюллов, К. И. Росси. Одобрение получил проект Монферрана, а его создатель в 1842 г. был отправлен за границу для осмотра знаменитейших храмов Европы, чтобы достойно завершить работы. Главный иконостас собора Главный иконостас собора Согласно окончательному проекту Монферрана, одобренному императором 19 янв. 1843 г., в интерьере предусматривалось сочетание цветного мрамора стен и искусственного белого мрамора аттика, золоченых скульптур, мозаики и живописных произведений. Большое место в интерьере отведено декоративной скульптуре, выполненной Витали в 1845-1850 гг. с помощниками Р. К. Залеманом и В. В. Беляевым. Штукатурные и лепные работы сделаны артелью Дылёвых (1846-1850), позолота - Е. Скворцовым (1851-1856). Пластическое убранство составляют фигуры ангелов, пророков, апостолов, расположенные на сводах и в барабане купола. Одно из скульптурных изображений ангелов в барабане купола имеет сходство со скончавшейся в то время вел. кнг. Александрой Николаевной. В восточной части собора преобладают изображения церковных атрибутов и церковной утвари. Основные скульптуры и орнамент исполнены в 1844-1850 гг. из золоченого металла (бронзы и меди) гальванопластическим способом Якоби, позволявшим изготовить скульптуру полой внутри. Алтарь придела вмц. Екатерины Центральная часть главного иконостаса имеет форму триумфальной арки по образцу Петропавловского и Троицкого (Александро-Невской лавры) соборов в С.-Петербурге и оформлена коринфской колоннадой. Облицовка иконостасов (в т. ч. отделка ниш пилонов, детали балюстрады перед главным иконостасом) выполнена из белоснежного статуарного итал.

http://pravenc.ru/text/674760.html

2000. С. 164), по другим - в 1780 г. ( Дмитриев. 1909. С. 45). После пожара 1812 г. храм был вновь расписан только в 1877 г. В. Д. Фартусовым ; стенописи поновлялись в 1898 г. М. В. Титовым и в 1907 г. А. А. Алексеевым (Памятники. 2000. С. 164). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1791–1795 гг. Архит. Е. С. Назаров На нижнем этаже, под главным престолом, в 1843 г. на месте монашеской рухлядной на средства московского купца Н. П. Титова над могилой его супруги была устроена церковь во имя вмц. Екатерины ( Дмитриев. 1909. С. 48). В 50-х гг. XIX в. в Н. П. м. был перенесен домовый храм Мельгуновых в честь Печерской иконы Божией Матери и устроен над семейным склепом в юго-вост. углу трапезной, у ц. во имя вмц. Екатерины ( Круглик. 1999. С. 72). С запада к Покровской ц. примыкает устроенная на подклете 2-этажная одностолпная трапезная (типологически близка к Грановитой палате), в к-рой размещались хлебная, поварня и кладовая, погреба ( Морозов. 1982. С. 30). По предположению Морозова, трапезная была сооружена ранее храма, в сер. XVII в. (Там же). Позднее она утратила свое назначение и стала частью Покровской ц., там были устроены 2 придела: во имя свт. Димитрия Ростовского и во имя вмц. Варвары (1758) (Там же); в 1863 г. они были достроены до уровня главного алтаря, у них были сделаны собственные завершения в виде небольших главок, нижний этаж храма с ц. св. Екатерины получил аналогичные верхнему этажу алтарные апсиды. В 1907 г. в правую из этих апсид был перемещен алтарь ц. в честь Печерской иконы Божией Матери, а в левой возобновлена ц. во имя прп. Саввы Освященного ( Дмитриев. 1909. С. 45-52). С севера к трапезной примыкает Хлебодарная палата (Памятники. 2000. С. 162). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с разборкой старой колокольни в нее был перемещен престол во имя прп. Саввы Освященного, к-рый находился там до 1812 г., а после пожара был перенесен в ц. свт. Николая Чудотворца ( Дмитриев. 1909. С. 51-52; Круглик. 1999. С. 69). В 1843 г. престол возобновлен в палате на прежнем месте, а в 1907 г. перемещен к ц. во имя вмц. Екатерины (Там же. С. 47-48, 52; Снегирёв. 1863. С. 50). В янв. 1913 г. было получено одобрение на освящение придела Нерукотворного образа Спасителя (до перестроек 1900-х гг. одноименный престол находился в ц. во имя свт. Николая Чудотворца), устроенного на средства московского купца 2-й гильдии П. Д. Грачёва близ Покровского храма, на месте, где до 1907 г. находился престол прп. Саввы Освященного ( Круглик. 1999. С. 97-98). Придел Нерукотворного образа Спасителя отмечен в репортаже о посещении Н. П. м. имп. Николаем II 26 мая 1913 г. как воздвигнутый вблизи Покровского храма «в память 300-летия царствования Дома Романовых» (Правительственный вестн. 1913. 114, 28 мая. С. 4). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение»

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Наряду с использованием «типовых» иконографических схем в иконах встречаются редкие варианты сюжетов, опирающиеся на апокрифические тексты. На иконе «Рождество Христово» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в миниатюрных сценках, расположенных на фоне плавно очерченных отрогов горок, подробно воспроизведено место из Протоевангелия Иакова, где говорится о Рождестве Спасителя с такими эпизодами, как «Елисавета, укрывающаяся с младенцем Иоанном в горе». Иногда программа иконы предстает не менее сложным организованным смысловым пространством, чем храмовая роспись, в образах раскрывающая догмат о Воплощении (напр., «Благовещение Устюжское» , нач. XII в., ГТГ). На Киккской иконе Богоматери (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) вокруг средника с изображением Богоматери с Младенцем на престоле, на боковых полях, представлены попарно пророки с развернутыми свитками и символами их пророчеств о Богоматери; под средником, в центре,- прав. Иосиф Обручник со свитком, по сторонам от него - в молении родители Богородицы праведные Иоаким и Анна и родители св. Иоанна Предтечи праведные Захария и Елисавета; над средником - сидящий на радуге Спаситель во славе с символами евангелистов, серафимы и херувимы. Сюжетом иконы могли стать рассказ из аскетической лит-ры, напр. «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), один из праздников годового круга - «Чудо в Хонех» (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или образ моления святого перед Христом или Богоматерью, к-рые изображены как икона в иконе - «Прп. Евфимий Великий в молении Богоматери» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Именно в иконописи наиболее полно воплотились идеалы комниновского искусства.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Со времени постройки Красноярского острога (1628) православные на енисейских землях особо почитали вмц. Параскеву. С XVIII в. в Канском окр. известны явленные иконы вмц. Параскевы, ей посвящены св. источники. Источник вмц. Параскевы в с. Ирбейском стал почитаться после явления святой во время эпидемии сибирской язвы в 1790 г. Вмц. Параскева явилась во сне отроку-пастуху, привела его к источнику и повелела омываться в нем людям и окроплять водой животных. Ирбейцы сделали, как велела св. Параскева, мор животных прекратился. Заброшенный в советские годы источник вновь стал местом паломничества после открытия в селе в 1990 г. Спасского храма, над источником построена часовня. Со 2-й пол. XIX в. в с. Бражном, в дер. Ашкаул и в Канске почиталась явленная икона вмц. Параскевы. По преданию, течением р. Кан икону святой прибило к берегу в с. Бражном, трижды ее пытались оттолкнуть от берега, но она возвращалась, тогда позвали священника Петропавловской ц., и он вынул икону из воды. Вскоре о событии стало известно в Канске, власти потребовали передать икону в Спасский собор, но браженцы воспротивились. Спор затянулся, и при посредничестве епархиального епископа было решено на середине пути из села в город поставить часовню, где и поместить икону. Часовню выстроили в дер. Ашкаул (1887), еще одна часовня была поставлена на пути из Канска в Бражное (1893). В день Св. Духа из дер. Ашкаул совершался крестный ход с явленным образом в Канск, накануне 9-й пятницы по Пасхе икона возвращалась в часовню в дер. Ашкаул, во время крестного хода икону торжественно встречали в браженском Петропавловском храме. С иконой вмц. Параскевы совершался крестный ход по засеянным полям. В 10-х гг. XX в. икону перенесли в канский Спасский собор, образ исчез, по-видимому, в годы гражданской войны. В 30-х гг. XX в. часовни и Петропавловский храм в Бражном были разорены. 19 авг. 2011 г. между Канском и Бражным, на месте бывш. часовни, был установлен поклонный крест. До 30-х гг. XX в. иконы вмц. Параскевы почитались в храмах: Никольском в с. Агинском (Агинский р-н), Никольском в с. Апано-Ключи, Христо-Рождественском в с. Христорождественском, Покровском в с. Новоалександровском. В 1946-1964 гг. образ вмц. Параскевы хранился в Спасском соборе в Канске, в 1964 г., после закрытия собора, икона была перенесена в Спасский храм на берегу Кана. Особо почитаемым стал образ святой и во вновь построенном Петропавловском храме в Бражном (освящен в июле 2007).

http://pravenc.ru/text/1470267.html

2000. Кат. S-20); иконы (нек-рые работы мастеров Оружейной палаты) в собраниях Музеев Ватикана, Галереи Академии во Флоренции, Музея икон во Франкфурте-на-Майне. Широкое распространение почитания Е. отражает появление ее деревянных скульптур: «Вмц. Екатерина», Подвинье, XVII в. (АМИИ); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой», XVII-XIX вв. из с. Ныроб (ПГХГ); «Вмц. Екатерина», XVIII в. (собрание В. М. Момота). В XVIII в. прославление Е. как небесной покровительницы 2 царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений Е. на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Е. создавались для новых храмов С.-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений Е. способствовало ее почитание как покровительницы наук. Облик Е. и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевроп. образцам. Одежды Е. покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой - венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719, Москва, ГМИР); «Вмц. Екатерина», мастер Григорий Попов (1743, АМИИ). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) Е. представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне,- сцена перенесения 2 ангелами мощей Е. на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне Е. представлена на стихаре XVIII в. рус. работы (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке - на иконе «Вмц. Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX - нач. XX в., мастерская Новотихвинского мон-ря, ЕМИИ); на иконе «Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые» (сер. XIX в., собрание Е. В. Ройзмана); с раскрытым свитком в руке - образ «Вмц. Екатерина, с избранными святыми на полях» (XIX в., частное собрание, Екатеринбург); как царица - в плате, украшенном жемчугами и каменьями, с красной накидкой на горностаевом меху, с ветвью, мечом и сломанным колесом у ног на иконе «Вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010