52. Великомученика Георгия, что на Красной Горке. На Моховой близ Охотного ряда. Перестроена в 1629 году. Приделы нижней церкви выстроены в 1835–1839 годах, колокольня XVIII века. Внизу престолы: 1) Татианы Мученицы, 2) Ильи Пророка, 3) Николая Чудотворца. 53. Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте. Спиридоновка, угол Спиридоновского переулка. Построена в 1633 году. Нынешняя трапезная и колокольня выстроены в 1821 году. Главный престол Рождества Богородицы. Приделы: 1) Петра и Павла, 2) Св. Спиридона, 3) Николая Чудотворца. Патриарх Иоасаф I 54. Михаила Малеина, в Вознесенском монастыре. Построена в 1634 году в память дня тезоименитства Царя Михаила Феодоровича. Придел Феодора Пергийского устроен соответственно светскому имени патриарха Филарета. В 1737 году произведены изменения верхов церкви и колокольни. 55. Воскресения Словущего. Во Дворце, над Екатери-нинскою церковью. До переделки 1681 года называлась «Св. Евдокии». Верхоспасский собор, или Спас за Золотою Решеткою. Во Дворце, на западе от церкви Риз Положения. Снаружи собор заметен по 11 золоченым главам. Построен в 1636 году зодчим Огурцовым с товарищами, обновлялся в 1678–1680 годах. Придел Зачатия Предтечи переименован по тезоименитству Царя Иоанна VAлekceebuчa, а прежде был Иоанна Белградского по тезоименитству Царевича Иоанна Михайловича. Казанский собор. На Красной площади, угол Никольской. Построен в 1630–1636 годах князем Димитрием Михайловичем Пожарским в память освобождения Москвы от поляков. Колокольня 1865 года, как и вся наружная отделка собора. Придел Аверкия Иерапольского. Живоначальной Троицы, что в Полях. Никольская, в Тупике, у стены Китай-города. Главная церковь построена в 1639 году. Боковые к ней пристройки, а также трапезная и колокольня выстроены в 1832 году по проекту архитектора Борисова. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Преподобного Сергия. Последний устроен вместо отдельной церкви Св. Сергия, стоявшей с 1664 г. на месте, где теперь часовня. 59. Всемилостивого Спаса, что в Чигасах. В Таганке, Гончарная улица, Спасочигасовский переулок. Главная церковь построена около начала XVIII века, придел Екатерины Мученицы в 1641 году, колокольня в 1647, придел Кирика и Иулитты в 1722 году. Патриарх Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Прп. Иоанн Лествичник. Икона. XVIII в. (царские врата придела Синайских и Раифских мучеников кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Прп. Иоанн Лествичник. Икона. XVIII в. (царские врата придела Синайских и Раифских мучеников кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Вместе с тем для идеально строгого послушания требуется высочайший пример духовничества: «В какой мере настоятель и в послушниках своих и в дальних увидит к себе великую доверенность, в такой же мере со всякою осторожностию да наблюдает за собою самим во всем, что ни делает и что ни говорит, зная, что все смотрят на него как на первоначальный образец, и что от него выйдет, почитают то для себя за правило и закон» (Ad Pastor. 5. 4 (23)). В то же время для И. Л. отношение ученика к своему духовному руководителю заключается не только в безграничном послушании и доверии, но также в любви и духовной преданности. Автор «Лествицы» советует: «Мысленно свидетельствуй пред Богом искреннюю веру и любовь к отцу твоему; и Бог, наконец, неведомым образом, внушит ему, чтобы по мере твоего к нему расположения и он к тебе стал привязан и благорасположен» (Scala. 4. 45 (4. 39)). Оба, руководитель и ученик, следуют примеру Христа не только через подчинение их человеческой воли Божественной воле, но также через «истощание» их взаимной любви. «Истинного пастыря покажет любовь; потому что из любви претерпел распятие наш Пастырь» (Ad Pastor. 5. 5 (24)). II. Покаяние. Наряду с темой духовного руководства в основание лествицы добродетелей И. Л. полагает тему покаяния, к-рая объединяет 3 ступени: о покаянии (5), о памятовании смерти (6) и о плаче (7). Определяя покаяние как ежедневное «возобновление крещения» и «примирение с Господом» (Scala. 5. 1 (5. 2)), И. Л. предлагает подвижникам придерживаться максимы: «Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела» (Ibid. 5. 33 (5. 15)). И. Л. пишет о своем посещении обители под названием «Темница», к-рую он именует страной плачущих (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Что касается внешних форм Кирилловского придела, то здесь приходится ограничиться догадками. Можно лишь сослаться на неоднократно отмечавшуюся устойчивость приемов декорации и системы завершения кирилловских храмов XV-XVII веков. Предположение о традиционности облика Кирилловского придела кажется особенно убедительным, если принять мнение Никольского о возведении храма под руководством старца Леонида Ширшова. С его именем связано строительство таких опиравшихся на местную традицию и не лишенных некоторой доморощенности построек, как церковь Преображения и соборные паперти. Но, хотя церковь строили уже при старце Леониде, занимавшем должность большого строителя в 1584-1600 годах, монастырские описи отмечают его роль лишь в создании внутреннего убранства. Как бы то ни было, почти полная идентичность архитектурных форм более раннего придела Владимира (1554 г.) и более позднего придела Епифания (1645 г.) позволяет предположить, что и Кирилловский придел отличался от этих двух построек в основном своими размерами. Именно с этими размерами следует, видимо, связывать устройство трехчастного алтаря вместо одночастного полукруглого у обоих придельных храмов. Просторность, высота этого придела, богатое убранство несомненно явились отражением особого почитания в монастыре преподобного Кирилла. Конечно, изложенные данные для реконструкции утраченной древней церкви Кирилла неизбежно оказываются фрагментарными, но все же они позволяют в какой-то мере заполнить лакуну, существующую в наших представлениях о развитии кирилловского каменного строительства в XVI столетии. По материалам статьи: С.С. Подъяпольский " О церкви Кирилла XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре " Церковь преподобного Кирилла Белозерского была впервые возведена в 1585-1587 годах над захоронением основателя монастыря. Возведение церкви связано с возмущением, высказанном Иваном IV в известном послании в 1573 году в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме с братией: «А вы се над Воротынским церковь есть поставили! Ино над Воротынским церковь, а над чудотворцем нет, Воротынский в церкви, а чудотворец за церковью». Однако и после получения послания кирилловские старцы не спешили со строительством каменного храма и заложили его спустя двенадцать лет, уже после смерти Грозного. ­­­Церковь, построенная над ракой преподобного Кирилла в XVI веке – единственное каменное сооружение, которое не сохранилось до нашего времени. Храм простоял около 200 лет и был разобран «за ветхостью».

http://sobory.ru/article/?object=05138

Во Всехсвятском храме предусмотрены три придела. Северный нижний - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи - завершен первым, Северный верхний - в честь иконы Богородицы «Утоли мои печали». И главный - в честь Всех Святых, в нём идут внутренние строительные работы. 19 декабря 2010 года Митрополит Филарет совершил чин освящения нижнего бокового придела в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Теперь дважды в неделю в этом храме будет служиться Божественная Литургия. По окончании Богослужения за усердные труды во славу Церкви Божией Владыка удостоил высоких наград – медали святителя Кирилла Туровского и медали святой Евфросинии Полоцкой руководителя и главного художника иконописной мастерской «Палехский иконостас» - Анатолий и Татьяна Влезько, под руководством которых в течение 4-х месяцев велись работы по внутреннему убранству храма. В благодарность чета Влезько преподнесла митрополиту Филарету икону Иоанна Крестителя. Владыка поблагодарил настоятеля прихода протоиерея отца Фёдора Повного и всех сослуживших иереев за восстановление и благоукрашение храмов Божиих и призвал их помогать тем, «кто полагает свои таланты к ногам Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа», а к самим благоукрасителям обратился так: «Да умножит Господь ваши таланты и ваши физические и духовные силы, чтобы наши храмы и впредь так блистали, как этот храм». Оформление придела основано на исконных православных традициях, позволяющих выразить всю глубину, трагизм и величие христианской веры. Интерьер придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи выполнен в соответствии с назначением помещения, что предполагает определенные цветовые и тематические решения. Все его составляющие, каждый элемент работают на общее впечатление, которое создается молитвой и ради молитвы, для Божественной Литургии, что в переводе с греческого означает «общее дело». На стенах придела изображены сцены из земной жизни Иоанна Крестителя. Всего изображено 9 житийных сцен (по стенам, начиная от иконостаса с южной, двигаясь слева направо по кругу). Стенопись, иконостас и киоты предела Иоанна Предтечи выполнены художниками иконописной мастерской «Палехский Иконостас». Иконы, написанные в традициях палехской живописи XV–XVII веков, деревянные киоты и различная резная утварь выполнены в едином тябловом стиле, то есть украшены плоской резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=08471

Первый век существования обители и его собора почти не освещён в документах. Последовательные сведения о нём начинают поступать с середины XVIII столетия, когда он обзавелся собственной летописью. Из неё мы узнаём, что в 1750-е годы здесь проживало пятнадцать насельниц, а сама обитель настоящим образом нищенствовала. В 1764 году монастырь разросся за счёт инокинь, переведённых сюда из упразднённых монастырей - Вязниковского Введенского, Воскресенского Муромского и Входоиерусалимской пустыни в селе Арефине. К 1786 году относятся первые известия о переменах в облике Троицкого собора: игуменья Мария испросила благословения у епископа Владимирского и Суздальского Виктора на расширение паперти и галереи соборного храма, так как " имеющаяся в монастыре настоящая Троицкая церковь усматривается к помещению народа несколько тесновата " . В 1792 году плоды трудов игумении скорректировал пожар, уничтоживший деревянные кровельные связи (иконостас, к счастью, остался неповреждённым). Это уже не говоря о том, что сгорели все деревянные кельи. Деньги на восстановление собора и иных построек собирали с доброхотных дателей. Работы продолжались шесть лет. В 1803 году новая игумения Евгения тоже решила остаться в истории монастыря как переустроительница Троицкого собора: она испросила разрешение на переделку тёплого Трёхсвятительского придела с возведением при нём нового придела в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Храмозданную грамоту она получила почти сразу, но пожары 1804 и 1805 годов поставили перед матушкой более насущные задачи, и работы в соборе начались только в 1810 году. Одновременно с сооружением придела шла переделка кровли. Обветшавшую черепицу заменили железом. Спустя несколько десятилетий, в 1855 году, усердием муромского почётного гражданина А.В. Ермакова были вызолочены главы Троицкого собора. На этом, казалось бы, благоустроительные работы могли бы и завершиться, но в первой половине 1880-х годов в монастырь прибыла с Афона икона целителя Пантелеймона, и тогдашняя игуменья Персида сочла это достойным поводом к постройке нового придела - Пантелеймоновского. Однако вширь распространяться уже было некуда, и матушка придумала надстроить вторым этажом Трёхсвятительский придел. Реконструкция завершилась к осени 1886 года, и 30 ноября 1886 года Пантелеймоновский придел был освящён. Освящение Пантелеймоновского придела явилось последним крупным событием в дореволюционной истории монастыря, хотя и в последующие годы игумения Персида неутомимо занималась его благоустройством. В частности, Троицкий собор её стараниями (и под наблюдением Московского археологического общества) был реставрирован, а его Скорбященский придел получил новый иконостас " с иконами греческого письма, вызолоченный сплошь червонным золотом " .

http://sobory.ru/article/?object=04952

Москва. Церковь Сергия Радонежского в Крапивниках. Карта и ближайшие объекты 1625 год — первое упоминание церкви в документах. 1678-1679 годы — постройка каменной церкви на месте сгоревшей деревянной (существующий ныне четверик церкви и апсида главного алтаря относятся к XVIII веку). 1701-1702 годы — постройка трапезной и придела Иоанна Предтечи (до настоящего времени сохранились стена трапезной и западная часть стены придела, не затронутые перестройкой 1885 года). 1749-1750 годы — перестройка церкви: возведение двухъярусной колокольни и восьмерика церкви с купольным покрытием, а также Никольского придела. Середина XIX века — восстановление церкви прихожанами после разорения во время войны 1812 года: ремонт фасадов и, видимо, возведение барабанов и глав. 15 ноября 1883 года — церковь и земельный участок переданы во владение Вселенской Патриархии для устройства Константинопольского Патриаршего подворья. 1885 год — перестройка придела Иоанна Предтечи: увеличение площади придела и размеров апсиды. 1920-е годы XX века — церковь закрыли. 1930-е годы XX века — разобран купол над церковью и восьмерик колокольни. В 1991 году в храме возобновились регулярные богослужения. В 1993 году при храме был открыт Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саровского. 2001-2002 — восстановлена колокольня, установлены колокола. В 2002-2003 годы выполнена роспись купола и алтарной (восточной) стены главного престола Сергия Радонежского. В 2004 году написаны иконы праздничного ряда для иконостаса. Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной. Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов. В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

http://sobory.ru/article/?object=02174

Между задними столбами помещаются хоры. Солея возвышается на 2 ступепи. Пол в соборе каменный. Люстра, медно посеребренная, из 14 рожков, имеет вензель Александра Первого. Придельные алтари соединены между собою аркою, ведущею в собор. Пред входом в приделы – притвор, в котором находятся: ризница, выручка для продажи свечей, сторожка и – ход на хоры. Пол в приделах деревянный. Солея возвышена на 2 ступени. В приделах три люстры, из коих одна хрустальная, а две из бронзы. Главный иконостас столярной работы, резной. На нем, под образом св. Димитрия, написано: «1737 года, написаны сии образа, по обещанию господина Григорья Иванова, сына и жены его Евфимии Кириловны Коновницыных. Как образа, так и резная работа построена из своих денег; а возобновлены оный и в приделе иконостасы в 1811 году, октября 25 дня, подаянием от добрых христолюбцев, по изволению духовного правления, протоиерея Петра Симонова с причтом, и тоя церкви избранным в старосты купцом Козмою Яковлевым Филатовым». В 1859 году иконостас возобновлен церковным старостою Яковом Гавриловым. Он – в 5 ярусов, вызолоченный. Многие образа в сребропозлащенных ризах. В алтаре за престолом – икона Знамения Божией Матери, прекрасной живописи, старинная, в серебряной, кованной ризе. Престол каменный, жертвенник деревянный. Антиминс освящен еп. Нафанаилом 1846 г. 30 марта. Иконостасы приделов – в 3 яруса, писанные художником Михаилом Ив. Чернышевым, учеником проф. Майкова. Иконостас Спасского придела писан за 600 р.; иконостас Митрофаниевского придела – за 800 руб. Сребропозлащенными ризами украшены иконы – Спаса Нерукотворенного, Успения Божией Матери, Преображения, Митрофания и Введения. Ризы устроены на пожертвования прихожан, заботами церковного старосты Леонтия Гавриловича Лебедева. За престолом Спасского придела – Распятие – работы Чернышева; в Митрофаниевском приделе – «Моление о чаше» – его же. Антиминс Спасского придела освящен еп. Венедиктом 1837 г. ноября 22; Антиминс Митрофаниевского придела – митр. Никанором 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

иконы; а придел св. Николая Чудотворца и ко освящению в готовности», и что старая Никольская церковь «пришла в пребезмерную ветхость, – такую, что почти уже и служить в ней от той ветхости весьма опасно» и самый престол и жертвенник «обетшалые же». Поэтому они просили у преосвященного благословения на освящение Никольского придела и выдачи антиминса и дозволения разобрать старую церковь, по вынесении из нее престола, жертвенника и икон 85 . 3-го мая 1764 г., преосвященный Гавриил на прошении написал: «Господь да благословить по сему прошению о. протопопу Петропавловскому (тому же Петру Симеонову) соборне исправить надлежащее освящение придела святого Николая Чудотворца и на то освящение взять освященный антиминс из своего собора». Указ консистории об освящении Никольского придела дан был 7-го мая 1764 года. Соборное освящение его совершено было 8-го мая на кануне храмового праздника, как свидетельствует и надпись на современном освящению церкви антиминсе. Освящение главного престола совершено было 7-го Октября 1767 года. Что касается до предположенного к устроению придела во имя св. прав. Захарии и Елизаветы, то мы не встречали ни одного документа, ни одной записи, которые бы свидетельствовали о том, что этот придел был устроен или освящен, согласно предположению строителей. С 1835 года в этот придел, по воле Императора Николая I-ro, перенесена и поставлена походная церковь преп. Харитона Исповедника, находившаяся в Св. Синоде с 1750 года. Антиминс придела преп. Харитона священнодействован 7-го декабря 1835 г. Тогда же передана была в Крестовоздвиженскую церковь и палатка, служившая покровом для церкви преп. Харитона во время походов Петра I-ro. Из событий в истории Никольской церкви, более замечательными можно считать: 1) назначение Никольской церкви с одним из ее священников в оспенные; 2) двукратную покражу церковных вещей и денег, и 3) причисление ее, с приходом, к Троицкому приходу в качестве приписной церкви. 3. Назначение Никольской церкви и ее священника в оспенные

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На Росткине храм камен Царь Константин, приделы два: Дмитрий Великомученик да Илья Пророк. На Яневе храм камен Царь Константин, 2 придела: Дмитрий Великомученик и Илья Пророк. На Яневе храм камен, 40 Мученик, а у него два придела: Покров Богородицы да три Отроки, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп. На Щеркове храм камен ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, у него два придела: Феодор Тирон да Игнатий Священномученик. На Розваже храм камен Преображенье Христово да придел Василий Кесарийский. На Розваже ж монастырь мужской, а в нем храм камен Никола Чудотворец; трапеза древяна, а в ней храм Благовестие Богородицы, да придел Антип Священномученик; на воротах храм древян Варлаам Преподобный. На Козмодемьяне храм камен КОЗМА и ДАМЬЯН, да два придела: Покров Богородицы да Екатерина Мученица. Другой храм камен Савва Освященный да придел Собор Иоанна Крестителя. На Холопье храм камен, Козма и Дамьян, да 3 придела: Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица. На Боркове храм камен Георгий Мученик, да трапеза древяна, а в ней храм Рождество Христово. На Яковле улице три храмы каменны: ЯКОВ АПОСТОЛ, а придел Покров Богородица; храм НИКОЛА Чудотворец, храм ПАНТЕЛЕЙМОН Мученик, а в нем Чудотворец Никола Кочанов лежит. На Дославе храм камен МИНА Великомученик, да храм древян, Преподобная Мария Магдалина. В городе Земляном, на Лукинской, Лука Апостол, камен. На Здвиженской Воздвиженье Честного Креста, камен. На Рядетине Троица, камен. На Новинке: Василий Парийский древян Василий Кесарийский камен, Образ Нерукотворен камен, Введенье Богородицы камен, Иоанна Усекновение, да Никола Чудотворец, каменны – Архистратиг Γαвриил, камен. Монастырь девич Варварин, а в нем храмы: Варвара, да все Святые, каменны. На Волосове храм ВЛАСИЙ, камен. На Добрыне храм Иаков Апостол, камен. Монастырь девич на ДЕСЯТИНЕ – храм Успение Богородицы, камен. В Козмодемьянском Заполье храм древян Пречистой Богородицы Успенье. В Чудинцовском Заполье монастырь мужской, а в нём храм камен, Никола Чудотворец; трапеза каменная, а в ней храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кроме произведений иконописи и прикладного искусства образ В. Б. встречается в лицевых рукописях его жития и на гравюрах XVIII-XIX вв., в т. ч. с блаженными Иоанном и Максимом ( Ровинский. Народные картинки. 253) и в сцене погребения В. Б. митр. Макарием. Житийные циклы В. Б. довольно редки. можно предположить, что иконы с клеймами жития святого существовали еще на рубеже XVI-XVII вв., в эпоху самого широкого его почитания. Согласно Описи Новгорода 1617 г., в иконостасе придела во имя В. Б., устроенного в ц. Евангелиста Марка в Детинце, находилось всего 2 местных образа, один из к-рых, «на золоте, в деянье», мог быть храмовой иконой этого придела (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 38). Циклы жития В. Б. и отдельные сцены чудес сохранились на раме 1-й пол. XIX в., исполненной для иконы кон. XVI в. из придела во имя В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), с изображением прижизненных чудес и погребения святого, а также в ряде рукописей XVIII-XIX вв. с текстами житий В. Б. и Иоанна Большого Колпака и с разным количеством сцен. Наиболее подробными являются циклы миниатюр в рукописях кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ. Барс. 787 - 37 миниатюр; ГИМ. Муз. 32 - 38 миниатюр). Подобные циклы включают образы В. Б., сцены прижизненных чудес святого и посмертных исцелений у его раки. Краткий житийный цикл представлен рукописью XIX в. из собрания ГИМ (Хлуд. 245), с миниатюрами, изображающими прижизненные чудеса В. Б., в т. ч. избавление Новгорода от пожара, чудо с шубой и чудо со злым корчемником. Нек-рые чудеса святого вошли в состав росписи кон. XIX в. придела в честь В. Б. собора Покрова на Рву (спасение тонущего корабля на Каспийском м., чудо с шубой) и украсили продольные стенки раки В. Б., исполненной в 1896 г. (спасение корабля на Каспийском м., избавление Новгорода от пожара). Существуют отдельные изображения чуда В. Б. на Каспийском м.- икона XVIII-XIX вв., расположенная в цокольном ярусе иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву, под иконой святого, и икона В. Б. и Иоанна 1780 г. на юж. фасаде колокольни того же собора. В московском храме мч. Трифона в Напрудной слободе хранилась икона В. Б. со сценой его погребения.

http://pravenc.ru/text/150789.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010