Прот. Алексий Уминский: А это вследствие того, что разрушился человек как ценность, естественно. Прот. Дмитрий Смирнов: И человек, потеря образа Божия… И тогда уже получается, вот, понятно, что полемика возникает из общества. Церковь защищает семью, а общество выступает против закона, который ограждает детей против пропаганды… Не хочется в этой студии произносить это слово… Прот. Алексий Уминский: и этих слов я тоже не хотел… Прот. Дмитрий Смирнов: … не хочется, да. Но вот как здесь быть? Прот. Алексий Уминский: Нам самим очень важно, отец Дмитрий, сегодня научиться то же самое внутри церкви – вот эту проблему для себя человечности… Потому что и у нас, к сожалению, само понимание ценности человечности оказалось подавлено в нашем церковном сознании. И от нас тоже, внутри церковного общества, сегодня человек не очень-то ценен, к сожалению. И, вот, прежде всего, вот мне кажется… Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, мы тоже не с Луны упали… Прот. Алексий Уминский: Не с Луны упали, мы… Прот. Дмитрий Смирнов: Хотя время… Прот. Алексий Уминский: Правильно, Вы спросили меня… Прот. Дмитрий Смирнов: Да… Прот. Алексий Уминский: Вы спросили меня. У нас есть возможность, мы знаем истину. Мы знаем истину, мы можем к ней приблизиться, и вернуть для себя вот это понятие о человеке как о величайшей ценности, мне кажется. И все начинается! Прот. Дмитрий Смирнов: Давайте на сегодня этим закончим. Прот. Алексий Уминский: Отлично, отлично. Прот. Дмитрий Смирнов: Я ожидал, вот… но не думал, что это будет такое удовольствие, отец Алексей. Прот. Алексий Уминский: Спасибо. Прот. Дмитрий Смирнов: Большое Вам спасибо. Всего доброго, дорогие братья и сестры. Я надеюсь, что вам было не менее интересно, чем мне, общаться с моим нынешним собеседником. До свиданья! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

XIV век Святитель Алексий, митрополит Московский XIV век – век возвышения Москвы, которая до этого была маленьким и незначительным городком. Первый московский князь Даниил начал собирание русских земель в единое государство вокруг Москвы. Его потомки приложили немало усилий для продолжения этого дела. Более же всех потрудился на поприще создания Московского государства митрополит Алексий, первосвятитель Русской Церкви, управлявший ею с 1354 по 1378 год. Митрополит Алексий был сыном черниговского боярина, перешедшего на службу к Даниилу Московскому после разорения области ордынцами. Доказав свою преданность князю, отец святителя Алексия и здесь занял видный пост при княжеском дворе. Сам будущий святитель получил блестящее образование. Казалось бы, что судьба молодого боярина уже решена. Однако на 20-м году жизни Алексий оставляет мир и постригается в монахи. Став монахом по призванию, он прошел строгую аскетическую школу в Московском Богоявленском монастыре. В течение двадцати лет он несет различные послушания: от уборки конюшен до работ на поварне. В 1340 году престарелому митрополиту Феогносту потребовался помощник для ведения церковного суда. Митрополит, зная добродетельную жизнь монаха Алексия и его образование, повелел будущему святителю заведовать судебными делами Церкви. Двенадцать лет Алексий жил в святительском доме в звании митрополичьего наместника. Незадолго до кончины митрополита Феогноста Алексий был возведен в сан епископа Владимирского, а после его смерти сделался предстоятелем Русской Церкви. Митрополит Алексий стал во главе Русской Церкви в то время, когда власть великого князя, утвердившаяся сначала в Москве, перешла в другие руки. Страшная моровая язва, свирепствовавшая в русских землях, унесла жизни многих представителей московской великокняжеской семьи. Наследником Московского княжества остался лишь восьмилетний князь Димитрий Иванович (будущий Донской), а великокняжеский титул перешел к суздальскому князю. Москва, казалось, утратила свое прежнее значение. Однако святитель Алексий, несмотря на просьбы нового великого князя переехать в новую столицу, сохранил положение церковного центра за Москвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121814_3.html

— Там написано: три канона… Отец Алексий: В одной книжке так написано, а в другой написано и про чтение часов… — Тогда можно и вообще ничего не читать. Отец Алексий: Можно. Потому что само правило не является условием для причастия. — И для ребенка? Отец Алексий: Тем более для ребенка. Если молитвенное правило является препятствием для причащения ребенка, значит, это молитвенное правило вредное, а не полезное. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что не человек для правила, а правило для человека. И надо подумать, какое правило будет для этого маленького человека полезно. — Но это зависит от священника. Один считает, что без этого нельзя допускать к причастию. Отец Алексий: Всегда существуют две позиции. Что поделаешь? Но, понимаете, существует еще Церковь, которая живет жизнью в Духе, а не по закону, не по букве. А с какого момента тогда надо начинать читать полное правило? С семи лет, когда ребенок начинает читать? — В одной книге так и написано, что с семилетнего возраста ребенок должен вычитывать все правило. Отец Алексий: В какой книге написано? — В каком-то молитвослове, сейчас не помню. С другой стороны, наверное, ребенку не нужно так говорить, что не нужно читать вообще, а выборочно. Отец Алексий: Это, по-моему, разумно. Не надо быть каким-то богословом, чтобы понять, что ребенок не может прочитать три канона, одиннадцать молитв, правило к причастию и еще поститься пять дней. — Но что же делать из-за такого отношения батюшки? Отец Алексий: Да при чем здесь батюшка? — А он спрашивает и отправляет. Отец Алексий: Значит, не ходите к такому батюшке, вот и все. — Мы так и стараемся. Отец Алексий: Вот и правильно. Значит, вы поняли, как надо поступать, чего же вы спрашиваете. Иначе он и не будет причащаться и молиться не будет. Если человек не молится, а твердит какую-то непонятную белиберду, и ему говорят, что это молитва, то тогда он будет считать, что его все время обманывают. И зачем люди ходят в Церковь и молятся Богу, ему будет непонятно. — А как ребенку объяснить, что надо приобретать навык к хорошему, когда у него есть родители, которые прививают ему навык плохого, и в то же время не осудить родителей?

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, пытались его найти. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса и пристал к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, увидев в этом волю Божию, пошел к дому отца своего, т.к. был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта. Тот рад был принять странника, дал ему место в своем доме, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали оскорблять нищего, но преподобный Алексий принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам молился. Так прошло еще семнадцать лет. Перед смертью, преподобный Алексий написал всю свою жизнь, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене после свадьбы. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге стал на колени. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия — и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана — человек Божий, там ищите». Священство обратилось к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому .Алексию, рассказал Евфимиану о его праведной жизни. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, и просили святого разжать руку и отдать свиток. И святой Алексий исполнил их просьбу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Алексий Петрович окончил десятым магистром и был назначен профессором всеобщей гражданской истории и немецкого языка в Вифанскую семинарию. Алексий Петрович любил немецкий язык. Имел в своей библиотеке много немецких книг, читал их совершенно свободно, особенно любил читать проповеди пастора Кольрейфа. В семинарии Алексий Петрович пробыл пять лет и в продолжение этого времени он женился на очень хорошей девушке – Марии Феодоровне Протопоповой, дочери священника с Пятницкого кладбища в Москве. Молодой жене скучна была жизнь в глуши, и она рвалась в Москву. Наконец в 1837 г. Алексий Петрович был рукоположен в священника и назначен в церковь Димитрия Солунского на Тверской, а через год переведен в церковь Симеона Столпника за Яузой, где и прослужил 44 года, почти до самой своей кончины, последовавшей в 1882 г. Последнее время перед смертью Алексий Петрович уже не мог служить по причине своей слабости и передал место своему зятю, отцу Владимиру Павловичу Беневоленскому. Алексий Петрович был исключительно добрый, кроткий, сердечный человек. Не было, кажется, случая, чтобы он на кого-нибудь рассердился, побранил, сказал резкое слово. Диакон, служивший с ним много лет, вспоминает с благоговением и с нежнейшей любовью не только его самого, но и каждую мелочь его жизни. Отношение Алексия Петровича к родным детям отец диакон характеризует так: «Он относился к ним, как Бог к Ангелам, ни «дурака”, ни тычка, ни окрика». Мария Феодоровна умерла сравнительно рано, когда ее сыну и будущему старцу отцу Алексию было только восемь лет. Воспитывая детей, отец своей лаской и нежностью добился полнейшей откровенности от них и такого же послушания. Огорчить отца для них было настоящим мучением. Между прочим, подобно авве Дорофею , Алексий Петрович учил детей хранить свою совесть и относительно вещей. Это наставление так было усвоено ими, что и на смертном одре старец отец Алексий вспоминал в бреду о потерянной им в детстве отцовской книге, каялся и мучился тем, что когда-то огорчил отца. Алексий Петрович главным образом старался развить в детях христианское церковное настроение, и это ему удалось вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Временно доступен: протоиерей Алексий Уминский о Великом посте и сути христианства (+Видео) В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? 19 марта, 2013 В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? Гостем нового выпуска программы «Временно доступен» стал духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский. Александр Карлов: Отец Алексий, прошу Вас. Сзади Вас находится стена наших видеоблогов. Собеседники, которых Вы наверняка хорошо знаете. Они так или иначе будут участвовать в нашей беседе, либо по Вашему желанию, либо… Прот. Алексий Уминский: Я как-то особо не вижу, кто там. Александр Карлов: Я вам сейчас расскажу. Смотрите, Андрей Дементьев. Прот. Алексий Уминский: Да, Дементьев, узнаю. Александр Карлов: Он будет говорить про душу. Андрей Козлов — про любовь. Николай Усков — про религию. Андрей Кураев — про священников. Прот. Алексий Уминский: Это Кураев там такой красивый? Александр Карлов: Да. Андрей Мерзликин — про исповедь. Марк Захаров — про желания. Прот. Алексий Уминский: Про желания. Александр Карлов: Александр Никонов — про Православие. Максим Леонидов — про русских и Алан Чумак — про чудо. Вот уже кто в чудесах разбирается больше других. Прот. Алексий Уминский: А в Православии, конечно, Никонов больше всех. Дмитрий Дибров: Здравствуйте, дорогие друзья. Вопрос. Почему это я поститься должен, когда такая прелесть только что была с блинами, с тройками. Что там еще? С гитарой, медведями, цыганами — а тут постись. Давайте лучше мы поговорим с батюшкой, с отцом Алексием, в миру Уминским, и давайте мы узнаем, зачем это все нужно лично для вас, а то может показаться, что для батюшки нужно, чтобы вы постились, то есть об этом, обо всем подумаем. Здравствуйте, батюшка.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

Благочестивейшая Государыня Императрица и Ее Августейшие Дочери, работая в царско-сельских лазаретах, с необычайным состраданием относились к раненым воинам. Так же, терпеливо и безропотно, с присущим ему смирением и любовью, нес свои многотрудные послушания и отец Алексий. Императрица и Великие Княжны почитали искреннее душевное усердие отца Алексия. Во славу Божию трудились все они рука об руку. За годы испытаний возникла и укрепилась их трепетная духовная дружба... Отец Алексий стал свидетелем начала крестного мученического пути Царской семьи во время ее пребывания в Царском Селе, после ареста. Он видел, с какой кротостью и смирением переносили Царственные мученики все унижения от взбесившейся разнузданной солдатни. До конца дней своих хранил отец Алексий воспоминания об Августейшей семье. С 1924 года отец Алексий Кибардин, возведенный в сан протоиерея будущим священномучеником Вениамином, стал настоятелем собора. Его проникновенное служение и светлые проповеди привлекали многих истинно верующих людей не только из Царского Села, но и из Петрограда. В конце 1930 года последовал приговор «тройки», впрочем, по тем временам довольно «мягкий» – пять лет лагеря строгого режима. По милости Божией, удалось освободиться на год ранее срока и далее отбывать ссылку на Крайнем Севере. После возвращения в Петроград, отец Алексий был направлен вглубь области, на погост Козья Гора. Здесь оставались они с Фаиной Сергеевной вплоть до 1945-го. Затем у супруги отца Алексия резко ухудшилось здоровье, и отец Алексий подал прошение о переводе на приход, расположенный поближе к городу, в связи с необходимостью постоянного врачебного наблюдения за здоровьем матушки. Митрополит Григорий (Чуков) благосклонно отнесся к рассмотрению вопроса и назначил протоиерея Алексия Кибардина на место настоятеля Вырицкого Казанского храма В первые же дни своего служения в Вырице отец Алексий познакомился с батюшкой Серафимом. Пастыри стали взаимно окормлять друг друга. Отец Алексий регулярно навещал старца, и они вели долгие духовные беседы. Около трех с половиной лет продолжалась их духовная дружба и братская любовь – до последнего дня жизни отца Серафима, когда отец Алексий сподобился причастить подвижника Святых Таин перед самой его блаженной кончиной. Он же служил первую панихиду и провожал старца в последний путь на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– В тот вечер мы впервые в жизни были на балу, не могли ослушаться императорского указа. – Я тоже впервые, – признался Алексий. Родители согласились отдать за него дочь, если та не будет возражать. Но Фаина напомнила им: «Вы же обещали не выдавать меня замуж, пока я не окончу институт». Отец с матерью развели руками, – дочь не хочет даже выйти и взглянуть на жениха. Снова пошли родители к дочери и убедили ее хотя бы поговорить с молодым человеком. Алексий рассказал о себе. Фаина объяснила, что до окончания института не хочет думать о замужестве (было ей тогда 17 лет), и описала, какой должна быть жена священника, указав на свою маму. В конце она сказала: – Желаю, чтобы вам Господь такую матушку послал как мама моя. Алексий так растерялся, что задал глупейший вопрос: – А вы не подскажете, где можно невесту найти? Впоследствии отец Алексий рассказывал, что вышел после этого разговора, как мокрая курица. Отец Фаины чувствовал, что этот человек пришел в их семью по промыслу Божию, и решил применить отцовскую власть. Он сказал дочери: – Это просьба митрополита. Если ты откажешься, на всех нас ляжет пятно непослушания. Мы решили, что ты должна выйти замуж за Алексия. Фаина подчинилась отцовской воле. Когда Алексий сообщил духовнику о согласии невесты, ему был дан от митрополита срок в две недели для рукоположения. В большой спешке приготовили все к свадьбе. После венчания совершили рукоположение в Исаакиевском кафедральном соборе. Первые три дня после этого отец Алексий жил в алтаре собора, после чего в течение сорока дней служил сорок заказных литургий, и вся семья молилась и просила благословения Божией Матери на брак. Все это время отец Алексий жил с Фаиной как брат с сестрой, они даже называли друг друга на «вы». Отец Алексий был назначен священником в Исаакиевский собор. Это вызвало зависть и ропот некоторых из служивших там. В Исаакиевском соборе было всегда 40 священников, а отец Алексий оказался сорок первым. Кроме того, он не окончил Духовной Академии, а по обычаю таких не рукополагали сразу в священники, они должны были некоторое время служить диаконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010