31 января/13 февраля 1904 г. В субботу мясопустной седмицы Тихон возглавил в Нью-Йоркском соборе молебен о ниспослании победы русскому воинству в начавшейся войне с Японией; на нем молились приехавшие из Вашингтона военный агент подполковник Распопов Н.Н., морской агент Бутаков А.Г., другие дипломатические сотрудники. Затем в архиерейских покоях собора русским обществом был исполнен гимн «Боже Царя храни». «Русская церковь и русский приходский дом в Нью-Йорке – теперь единственный почти уголок, куда несут русские люди свои вздохи и чувства, куда стремятся за вестью с поля сражений, куда понесут по первому призыву, да и без призыва несут уже свои первые посильные жертвы на нужды отечества, на Красный Крест, на войну... Пример показал нам наш Архипастырь в минуту, когда раздалась здесь первая весть о коварной атаке японцев. Владыка дал 500 рублей, о. Хотовицкий 50 р., о. Рафаил 50 р., о. Зотиков 30 р., Д. Попов 20 р., Н. Трошкин 200 р. – все это только первая жертва. О. Архимандрит Рафаил собрал среди арабов православных более 2000 рублей, о. Прот. А. Товт среди своих прихожан около 700 рублей, о. А. Немоловский среди своей паствы 200 рублей... Прими, наша родина, посильную лепту! Близок нам «Ретвизан» – броненосец, пострадавший в коварной атаке от злодейской руки. Близок и «Варяг» крейсер, геройски погибший в неравной борьбе. Оба так еще недавно строились здесь, на наших глазах воздвигались и поднимали русский флаг. Их команда и экипаж – наши прихожане, и богомольцы, и благодетели. Лепта их была первой в сумме, которой построен наш русский Нью-Йоркский Собор. И вот, одного уже нет, а другой тяжко ранен. Оба – первая жертва на поле войны. Слава оставшимся в живых героям этих судов, вечная память погибшим! Вслед за полученной вестью о причиненной «Ретвизану» ране была послана Командиру его Э.Н. Щенсновичу от Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона и причта Нью-Йоркской и Филадельфийской православной церкви телеграмма: «Сочувствуем, молимся. Верим, Бог поможет» 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Латинизация униатов С 1699 года вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII веке в царствование ревностной католички Марии Терезии (1717—1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Делаются попытки введения григорианского календаря, праздники поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводится исправления православных книг по римским образцам, демонтируются иконостас и т. д. Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, выданный 13 октября 1781, гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента. Пряшевская греко-католическая епархия В 1816 году создается Пряшевская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православие в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций. Возвращение униатов в православие В Словакии в XIX веке также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной церковью карпаторусских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексею Товту (1853—1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Пряшеве. В 1889 году прибыл в Америки и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 году вместе с приходом перешёл в православие. В 1916 году была основана Питтсбургская Карпаторусская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 году отец Алексей Товт причислен Православной церковью в Америке к лику святых как «отец американского Православия». Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова, но австрийская полиция её пресекла.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Слов...

† Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Простите великодушно, что своевременно не приветствовал Вас с днём Ангела: за разъездами упустил сделать это заблаговременно. Выехал из С-Франциско в начале Февраля и теперь обретаюсь в Нью-Йорке. Здешняя церковь будет готова к освящению по осени. Кстати, настоятель оной Прот. Хотовицкий сообщал мне, что ему в 1900 г. в Харьковском Епарх. Женск. Училище обещали прислать хорошее архиерейское облачение для Нью-Йоркской ц., при сем присутствовал и Прот. Буткевич 184 . К вербному воскресенью собираюсь возвратиться в С-Франциско, а по пути в 5 воскр. поста предполагаю совершить закладку Чикагской ц. Душевно рад, что Харьков понравился Вам, и Вы обрели там мир и спокойствие. Сим я похвалиться не могу: страдаю не столько от недостатка средств, сколько от скудости людей; ради сего приходится терпеть всякую дрянь. Не знаю, на сколько времени хватит терпения. Воспоминаю и воздыхаю о викариатстве, – по крайней мере меньше ответственности. М. Анна писала мне интересное письмо о своем посещении Спалы 185 . Преосвящ. Герман сообщает, что в Яблочин. мон. будет заведён общежительный строй; пишет также, что вместо Чеховича 186 будет не Жах. 187 , а кто? ещё неизвестно. Приветствую Вас со св. постом и прошу св. молитв Ваших. С сыновним почтением и преданностью Ваш нижайший послушник Е. Тихон 6 Марта 1902 Нью-Йорк РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 74–75об. Письмо В.К. Саблеру от 12 Марта 1902 г. † Высокочтимый Владимир Карлович! Прот. Товт хлопочет за какого-то угрорусса Арендацкого. Конечно, если бы он поучился в России, то, быть может, и пригодился бы нам. Нельзя ли, посему, устроить его в Дух. Академии – Спбургской или Киевской? И не примет ли его под свою опеку Иван Саввич Пальмов 188 ? К униатам в Америку посылается венгерским правительством визитатор Ходобай 189 вместо ожидаемого епископа. Но время уже упущено у них: мало что может сделать и епископ, тем более визитатор. Pro domo sua: y нас шли бы дела успешнее, если бы были под руками люди. Просят священников (не семейных или же иеромонахов) в Харсгорн, Пассаик, Трою, Марблегед, Буфало, и прихожане дают им содержание; а у меня не только нет кандидатов туда, но даже и назначенные, вроде О. Немоловского, не приезжают к месту службы по четыре-пять мес! Несть помогаяй!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В здании бывшей электростанции, где разместилась временная церковь , епископ отправил вечерню и благословил свящ. Илию Клопотовского с его паствой на воссоздание Архангело-Михаиловского храма 596 . 16/29 апреля 1903 г. В среду преосвящ. Алеутский отслужил вечерню в Петропавловской церкви г. Скрентона. 18 апреля/1 мая 1903 г. В 18 ч. епископ Тихон и священники Илия Зотиков и Илия Клопотовский приехали на поезде в Мэйфилд. В Иоанно-Крестительском храме «Епископа приветствовал своим словом Настоятель прихода о. Иоанн Ольшевский. Епископ возложил на него золотый крест как награду, заслуженную им в его праце при Церкви. Служба закончилась благословением народа» 597 . 19 апреля/2 мая 1903 г. «В Субботу Преосвященный Владыка торжественно отправил вечерню согласно прекрасному обряду греческой церкви. Ему, кроме настоятеля церкви, сослужили протоиерей Товт из Вилькесбарре, недавно награжденный архиерейскою митрою, и свящ. Зотиков» 598 . 20 апреля/3 мая 1903 г. Неделя жен-мироносиц была отмечена архиерейской литургией в Мэйфилдском православном храме. 21 апреля/4 мая 1903 г. В Мэйфилде «в Понедельник была отслужена служба на русском кладбище. Епископ интересовался воспитанием детей и, посетивши русскую школу, дал на гостинцы для детей, которые посещают школу в числе 170 душ. Детей Владыка наставлял быть прилежными и внимательными как в публичной, так и в своей русской школе. Вечером был интересный фейерверк и стрельба. Русская банда услаждала народ музыкою. В Понедельник почетный Гость отбыл, чтобы навестить правосл. приход в Буффало» 599 . 22 апреля/5 мая 1903 г. Приезд Тихона в Буффало. 23 апреля/6 мая 1903 г. Праздничная литургия и молебен по случаю дня тезоименитства имп. Александры Феодоровны были отправлены Тихоном и настоятелем Петропавловской церкви Владимиром Кальневым 600 . Из Буффало преосвященный уехал в Нью-Йорк. 27 апреля/10 мая 1903 г. В неделю о расслабленном в Николаевской церкви Нью-Йорка архиерей служил вместе с духовенством, собравшимся на V конвенцию Православного общества взаимопомощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

† Ваше Высокопревосходительство, Высокочтимый Константин Петрович! Прилагаю при сем письмо ко мне Прот. Товта 160 . Суть дела, о котором он пишет, следующая. Из Угорского села Бехерова очень многие русины переселились в Америку и здесь приняли Православие. Заработав кое-что в Америке, некоторые из них возвратились в старый край, а так как от унии они уже отстали, то порешили построить там свой храм и иметь своего священника. Деньги на постройку церкви они собирали в Америке, и теперь ещё хранится в Дух. Правлении на сей предмет больше тысячи руб. О назначении же Священника я писал Сербскому Епископу в Буда Пеште Преосвящ. Лукиану, но он холодно к сему отнесся. Теперь, как пишет Товт, и как сообщают газеты, на переселившихся воздвигнуто настоящее гонение Мадьярским Правительством. Следует поддержать наших. Для этого нужно нашим дипломатам разъяснить Венгерскому Правительству, что тут идёт дело о вере, а отнюдь не о политике. Нужно также, чтобы о переселившихся кто-ниб. позаботился из православных властей, и чтобы они находились под чьей-ниб. юрисдикцией. Как «Северо-Американский» я не могу ведать «дела Европейские». Если О. Дм. Геббей не устроится в России, то быть может он водворится у своих земляков в Бехерове? Недавно получил из Свят. Синода отказ по делу об учреждении Американского Миссионерского Общества 161 . Главное основание Преосвящ. Митрополит Московский выставляет то, что наша Миссия теперь принята под покровительство Всероссийского Мисс. Общества. Однако Общество разъяснило, что его покровительство простирается только на приходы в Аляске; значит, целая половина Епархии остается «без покровительства», хотя она не менее в этом нуждается. И будет ли охотно Миссион. Общество удовлетворять нужды Аляскинские, коих не мало? Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопревосходительства покорнейшим слугою Епископ Тихон 23 Июля 1901 г С-Франциско РГИА, ф. 797, оп. 71, год 1901, отд. 2, стол 3, д. 264, л. 1–2об. Письмо В.К. Саблеру от 3 Сентября 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

215 Сторонники такой датировки исходят из того, что в этой книге под египетскими и римскими названиями упоминаются месяц и день (без указания года) смерти Диоскора Александрийского («товт 5, сентябрь 2»); армянский переводчик (или позднейший переписчик) прибавил соответствующий месяц и день армянского календаря («хори 6»). «Такое совпадение дат возможно только в период от 29 февраля 480 г. до 28 февраля 484 г. Следовательно, труд Тимофея Элура был переведен на армянский язык не позднее этого четырехлетия» ( Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 199). 217 В «Книге» вслед за посланиями Саака Партева, Месропа Маштоца и Акакия, епископа Мелитинского, и перед сочинением Иоанна (Ована) Мандакуни содержится послание «Блаженного великого отца кертохов епископа Мовсёса Хоренацй» «О том, почему живое (существо), составленное из многих (элементов), имеет одно естество», в котором автор порицает диофизитов и защищает монофизитство, «ибо единое живое (существо) должно иметь и единую природу». В эпилоге сочинения автор обращается к неизвестному собеседнику: «Это тебе (я дал) как некоторое основание для опровержения учения, проповедуемого сумасбродами, чтобы ты мог знать, о боголюбец, как отстраниться кое от кого и сильно пожелать непоколебимого и верного исповедания веры». Под «учением, проповедуемым сумасбродами», он подразумевает халкидонское диофизитство. Основываясь на этом эпилоге, исследователи полагают, что Мовсес Хоренаци адресовал свое послание Иоанну Мандакуни – одному из последних представителей школы Саака Партева и Месропа Маштоца ( Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 199), который был армянским католикосом во время восстания Ваана Мамиконяна, принимая деятельное участие в повстанческом движении. Католикос Иоанн неизменно заботился о благоустройстве Церкви: он упорядочил «Ритуал» Армянской церкви, который носит название «Маштоц» (по имени Месропа Маштоца, бывшего, вероятно, первым составителем этой книги), расширил и обогатил «Часослов», автором многих песен и молитв которого (как и «Маштоца») стал он сам [ Саркисян Б. Критика Иоанна Мандакуни и его трудов. Венеция, 1895 (на арм. яз.)], перевел с греческого известный гимн «Радостный свет» (« Свете тихий») (см.: Поэзия Армении. М., 1916; Антология армянской поэзии. М., 1940). Ему принадлежат также толкования и речи. Кроме того, Иоанну Мандакуни долгое время приписывали сборник речей «Поучение жизни», автором которого ныне признан Иоанн Майрагомеци.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

229 Преосвящ. Герман (Иванов), в декабре 1902 года уволенный по болезни на покой, скончался 6 февраля 1903 г. 231 Архим. Антонин (Грановский) 15 января 1903 г. был утверждён Свят. Синодом в степени магистра богословия за диссертацию «Книга пророка Варуха. Репродукция». В апреле 1904 года за это сочинение преосвяш. Нарвскому Антонину была присуждена премия митрополита Московского Макария в размере пятисот рублей. 233 Правильнее. Ассинибойя (Assiniboia) – округ в Канаде, в 1905 году поделенный между провинцией Альберта и провинцией Саскачеван. 236 Старший член С.-Петербургского духовного цензурного комитета архим. Антонин (Грановский) был хиротонисан во епископа Нарвского. третьего викария Петербургской епархии, 2 марта 1903 г. 238 5 декабря 1902 г. в Петербурге члены Департамента государственной экономии Государственного совета в присутствии Победоносцева К.П. , государственного контролера Лобко П.Л., государственного секретаря Коковцова В.П., также товарища министра финансов Дмитриева М.Д. обсудили представление обер-прокурора Свят. Синода от 28 октября 1902 г. за 23973, об ассигновании из государственного казначейства по финансовой смете Святейшего Синода 1903 года единовременно 120 ООО руб. на покрытие произведенных расходов по постройке православного храма в Нью-Йорке, и положили предоставить Ведомству православного исповедания отпустить из капитала, состоящего в распоряжении этого ведомства, до 120 тыс. рублей на окончание расчетов по постройке Нью-Йоркской церкви [см. журнал Государственного совета в Департаменте государственной экономии от 5 декабря 1902 г. за 342 (РГИА, ф. 799, оп. 25, год 1900, д. 736, л. 77–79)]. 239 Товт А.Г. был рукоположен во пресвитера в апреле 1878 года, с 1889 года он служил в Миннеаполисе, в 1891 года епископ Алеутский Владимир (Соколовский-Автономов) присоединил свящ. Алексия Товта к Православной Церкви (The Orthodox Church in America and other writings by St. Alexis, Confessor and Defender of Orthodoxy in America/Translated and edited by George M. Soldatow. Minneapolis: AARDM Press. 1996. P. 86–88).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

112.) 816 Речи, произнесенные Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и С.-Американским... II. При вручении жезла Архимандриту Севастиану, в г. Чикаго 18 Сентября 1905 г.//АПВ, 1905, т. IX, 19, с. 373–374. 817 Кочуров И. А. Путешествие Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Сев.-Американского, по Епархии. Прибытие в Чикаго//АПВ, 1905, т. IX, 19, с. 376. Резолюция преосвящ. Алеутского от 18 сентября (ст. ст.) 1905 г. за 502: «В Дух. Правление. О. Севастиан возведен сегодня мною в сан архимандрита. Отпустить в его распоряжение на сербскую миссию сто дол. А. Тихон» [см. оригинал указа Свят. Синода на имя преосвящ. Алеутского от 24 августа (ст. ст.) 1905 г. за 8328, хранящийся в архиве Православной Церкви в Америке (ОСА. Department of history and archives. Syosset, NY)]. 819 Путешествие Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Сев.-Американского, по Епархии. II. Прибытие в Нью-Йорк//АПВ, 1905, т. IX, 19, с. 376–377. 820 «Behind the priests, about fifty of the members of the congregation followed the Archbishop into the parlors, where they were entertained at tea. Among those present were Nicholas Lodygensky, the Russian Consul General at New York, and the Countess Nephtal». (Greet Russian Archbishop. His First Service Since Moving His Headquarters Here//The New York Times.– 1905.– 9 October.) 821 Путешествие Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и Сев.-Американского, по Епархии. II. Прибытие в Нью-Йорк. С. 377. 822 Ср.: Товт А.Г. «Старым к чести, молодым к науце» (подражанию)//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1906.– 5(18) января. 825 «Всех призреваемых в Приюте 12 душ детей от 10 летнего возраста и до 1 1/2 года. В том числе мальчиков 5, девочек 7». [Арсений (Чаговцов). Краткий отчет о состоянии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сегодня служил с О. Арсением. Он оказался очень подходящим для Америки. Прихожане полюбили его, и он старается о них; посылает в Россию своего келейника собирать пожертвования на свой храм. В Фомино воскресенье наш Прот. Товт (положивший начало воссоединению униатов) празднует 25-летний юбилей 239 . Мне удалось исходатайствовать для него митру 240 . Получил и из Холма известие об учреждении там самостоятельной епархии. Смущены неожиданностью сего, и особенно новый Владыка: он не уверен, останется ли там, и посему не знает, прилагать ли старания и заботы хотя бы, напр., к хозяйству, которое при покойном Владыке было оч. запущено. Я думаю, что Пр. Евлогий вполне годится и для самостоятельной роли в Холме: он хорошо знаком с положением дел, и его любят и уважают там. А в Америку не прочь возвратиться Пр. Николай Таврический, если для Аляски дадут викария: он сам об этом писал сюда. Прошу Ваших св. молитв и с глубоким почтением и сыновнею преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший и благодарный послушник Е. Тихон 2 Апр 1903 РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 94–95об. Телеграмма Епископу Чарльзу Графтону от 8 Мая 1903 г. Leave for Russia, 28 May. Glad to transmit your books. Accept my sincere for your feelings and best wishes 241 . Hatfield MR. Nashotah House, Bishop Grafton, and Saint Tikhon of Moscow. Address by the Very Reverend Chad [M. Richard] Hatfield... S. 1., 1992. P. 8. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 28 Мая 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Нахожусь уже в России и пишу Вам из Режицы, где ожидаю поезда по Московско-Винд. ж. дор. в Торопец. Из Нью-Йорка выехал 15 Мая в Вознесенье, отслужив раннюю литургию. Ехал на Гавр, Париж и Берлин, где служил в Троицын и Духов день. В Торопце предполагаю пробыть до 10 Июня и оттуда чрез Псков направлюсь в Петербург. Слышал, что Владыка Митрополит уезжает на открытие мощей Св. Серафима в начале Июля, и поэтому нужно спешить застать его ещё в Спб. и переговорить там об Американских делах. Материалу для сего накопилось достаточно. Главное – выхлопотать Архиерея для Аляски, в пользу которого я готов поступиться частью своего жалованья. Если в этом произойдёт заминка, тогда без всяких дальнейших рассуждений отрекаюсь от возвращения в Америку, хотя духовенство моё и Обер-Прокурор оч. желали бы сего. К. Петрович с ужасом вопрошает: «кем заменим и кого пошлем?» А приятели Холмичи сочинили легенду о моём возвращении в Холм и о кандидатуре Пр. Евлогия в Америку. Отнюдь последнему этого не желаю, и пусть он, с

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После допроса обвиняемых суд перешел к чтению конфискованной литературы. Многие крестьяне требовали вернуть им их книги, говорили, что в них нет ничего крамольного, что подобные издания есть и в униатских храмах. Важным событием в ходе Мараморош-Сиготского процесса стал приезд из Петербурга графа Владимира Бобринского. 3 февраля 1914 года он в сопровождении думских депутатов Балашова и Дмитриева прибыл в Будапешт. Львовское «Дело», ссылаясь на венгерскую газету «Pesti Hirlap», опубликовало выдержку из интервью графа Бобринского, который категорически отрицал политическую подоплеку православного движения . 4 февраля граф Бобринский был в Мараморош-Сиготе. Он выразил желание давать показания на русском языке, чтобы подсудимые могли его понимать. Но председатель суда Аврелий Товт не удовлетворил его просьбу, мотивируя отказ тем, что судебный переводчик Медведецкий плохо владеет русским языком. Во время слушания прокурор задал графу несколько бессмысленных и провокационных вопросов. Бобринский сообщил, что цель возглавляемого им Галицко-русского общества – противодействие польскому и украинскому влияниям на Галичине и Буковине; он отрицал, что общество финансировало поездки паломников угрорусов в Россию и проводило политическую агитацию в Венгрии . Неоднозначную оценку общественности вызвали допросы свидетелей, которых, по сообщению львовской газеты «Дело», было до 300 человек Главным свидетелем обвинения был Арнольд Дулишкович. Но на суде выяснилось, что он политический провокатор, занимавшийся шпионажем. Обманным путем Дулишковичу удалось получить рекомендательное письмо к Алексею Геровскому, который помог ему приехать в Россию. В Петербурге Дулишкович встретился с Бобринским, которому представился православным миссионером. В России А. Дулишкович собирал информацию о связях закарпатцев с российскими православными центрами . Провокатором и шпионом был и Андрей Манайло. Он поселился в селе Липча возле Хуста, вступал в разговоры с крестьянами, высказываясь против мадьяризации и греко-католического духовенства и тем самым провоцируя крестьян на неосторожные высказывания, которые аккуратно записывал.

http://pravoslavie.ru/30790.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010