В результате уний, заключённых в Бресте (1596), Ужгороде (1646) и Мукачеве (1664), более десяти миллионов человек оказались в лоне Римско-Католической Церкви. Протоиерей Алексий Товт Большая колония униатов поселилась в Миннеаполисе, штат Миннесота. Они сами организовали приход, построили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1889) и выписали священника со своей родины, приснопамятного отца Алексия Товта. Он происходил из духовной семьи, был доктором канонического права Ужгородской униатской духовной семинарии и преподавателем Пряшевской. Но местный римско-католический архиепископ Джон Айерланд (не только по фамилии, но и по происхождению ирландец) мало разбирался в церковных делах и этнических проблемах Восточной Европы. Он отказался дать униатам из Галиции и Прикарпатской Руси разрешение иметь свой собственный приход и предложил им вступить в соседний польский приход регулярного латинского обряда, а отца Алексия не признал законным священником на том основании, что он был женат, хотя к этому времени уже овдовел. Тогда отец Алексий Товт и его прихожане обратились к епископу Владимиру в Сан-Франциско с прошением принять их в Русскую Православную Церковь . Вот как рассказывает об этом сам отец Алексий Товт: «Я прибыл в Америку как униат. Как бывший профессор церковного права, я знал, что в Америке я должен, как униатский священник, повиноваться тому латинскому бискупу, в епархии которого мне придётся служить. Этого требует уния, разные буллы, бреве и декреталии папские. Это было написано и в самом свидетельстве моём. Местом моего назначения был Миннеаполис, Миннесота, в епархии архиепископа Айерланда. Как верный униат, по повелению своего тогдашнего епископа, Иоанна Валия, я явился к Айерланду 19 числа месяца декабря 1889 года, как следует, я поцеловал его руку (но не приклонил колена, и это было моей главной ошибкой, как я впоследствии узнал) и передал ему мои аккредитивы. Хорошо помню, что едва он прочитал то, что я «греко-католик», руки начали у него дрожать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но владыка совершенно спокойно относился к предстоящим трудностям. Здоровье Его Преосвященства находилось, по милости Божией, в хорошем состоянии и бодрость духа не оставляла его» 1900. 21. С. 431]. Большая колония униатов-русинов поселилась в Миннеаполисе (штат Миннесота). Они организовали приход, который возглавил свящ. Алексий Товт 161 . Местный римско-католический архиеп. Джон Айерланд не разрешил им иметь свой собственный приход, а о. Алексия не признал законным священником. Но в это время униаты узнали о существовании православных храмов и православного епископа в Сан-Франциско. В 1890 г. один из прихожан общины о. Алексия, Иван Млинар, будучи в Сан-Франциско, на ул. Пауэлл увидел русский храм. Он вошел в храм – и не поверил своим глазам. Те же святые иконы, перед которыми он привык молиться с детства, те же священные книги. Узнав, что здесь живет русский епископ, он отправился к нему на прием. Епископ Владимир (Соколовский, 1888–1891) рассказал своему гостю, что этот храм принадлежит русскому народу, сыну той святой Православной Церкви, к которой некогда принадлежали русины, пока не стали униатами. Иван Млинар вернулся в Миннеаполис с вестью, что нашел православного русского епископа, который может быть для них духовным отцом, а его Церковь – любящей матерью. Его поддержали прихожане и о. Алексий Товт, который обратился к еп. Владимиру с прошением принять их в Русскую Православную Церковь : «Тогда решился на такое, которое у меня уже давно в сердце жило, за которым у мене душа болела… быть православным… Но як же?… Треба быть дюже острожным. Та несчастная уния… дюже зажилась у наших людей; 250 лет прошло, як тое иго на наши шеи положили!.. Я горячо молил Бога, чтобы Он мне дал помощь и силу просветить моих темных прихожан… Когда я созвал своих прихожан, объяснил им свое печальное положение… то некоторые из них заявили: Нет, пойдем к русскому епископу, не вечно же чужим кланятися!» С. 488]. И в воскресенье, 13 (25) марта 1891 г., на праздник Торжества Православия о. Алексий Товт и его прихожане (405 человек 162 ) были воссоединены с Православной Церковью приехавшим в Миннеаполис еп. Владимиром. Так началось целое движение, когда униаты, приход за приходом, стали принимать православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16/28 мая 1899 г. Божественную литургию в Успенской церкви 93 Вилкесбарра совершали: еп. Тихон, прот. Алексий Товт, свящ. Димитрий Гебей и протодиак. Петр Попов. Молящихся собралось свыше тысячи человек. Некоторые ектении возглашены были протодиаконом по-гречески в услаждение присутствовавшим в храме грекам и арабам. По заамвонной молитве владыка сказал поучение на тему воскресного Евангелия – о духовной воде и благодати Божией. После трапезы в квартире настоятеля еп. Тихон, прот. Алексий Товт и протодиак. Петр Попов отправились в три часа пополудни в соседний город Олдфордж 94 . В храме Олдфорджа, освященном в честь Архистратига Михаила, они встретились с настоятелем церкви свящ. Григорием Грушкой 95 . «После краткой обычной литии начался молебен святому покровителю Ольд-Форджского храма Архистратигу Михаилу. Молебен совершил Владыка в сослужении о. Григория и о. протодиакона, – причем в конце сказал приличное случаю слово о служении роду человеческому безплотных сил небесных. Разоблачившись после молебна, Его Преосвященство, собрав около себя детей, школьников, стал испытывать их в знании молитв и Закона Божия, причем дал им по книжке и на гостинцы» 96 . Осмотрев типографию, печатавшую с 1897 года еженедельную газету «Свет» (орган Православного общества взаимопомощи), Тихон со спутниками выехал из Олдфорджа в г. Скрентон 97 . В Петропавловской церкви Скрентона, освященной весной 1898 года, пропели молебен первоверховным апостолам. «В конце молебна Владыка сказал поучение о подражании св. апостолам, а после долго беседовал с прихожанами о нуждах их храма и, благословив всех, направился на железнодорожную станцию, откуда около 9 ч. вечера прибыл обратно в Вилькесбарре» 98 . 17/29 мая 1899 г. Весь понедельник Тихон занимался приходскими делами, в частности, осмотрел кладбище 99 и побывал в церковно-приходской школе Вилкесбарра. 18/30 мая 1899 г. Утром еп. Тихон и протодиак. Петр Попов отбыли в г. Шептон, где в полдень вместе с настоятелем Иоанно-Крестительской церкви Мироном Волкаем совершили панихиду (по случаю дня поминовения всех погибших в войнах 100 ). Пред панихидою владыка обратился к молящимся с поучением о поминовении усопших, а после соизволил принять в церковном доме старосту, кураторов и прихожан Шептонской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В результате миссионерских трудов о. Алексия после его кончины, в период между Первой и Второй мировыми войнами, в Америке и на родине святого, в Словакии, в Православие перешли сотни тысяч униатов. Преставился святой Алексий Товт 7 мая 1909 года. А 29 мая 1994 года, в год празднования 200-летия Православия в Америке, отец Алексий Товт был прославлен в лике святых. На прославлении, совершившемся в Задонском монастыре (Саут-Кейнан, штат Пенсильвания) и возглавленном митрополитом Америки и Канады Феодосием (Лазором), присутствовали представители православных поместных церквей, многочисленное духовенство и тысячи паломников. Нетленные мощи святого были положены в раку у иконостаса монастырского храма свт. Тихона Задонского . Были составлены служба, тропарь, кондак и акафист святому. Существует несколько иконописных образов святого Алексия Товта, наиболее известный находится у раки с мощами. Прославление святого Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицких и карпаторусских святых стало мощным импульсом к возрождению русского Подкарпатья на исконных православных началах. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии у Бориса и Глафиры Максимовичей родился сын. При крещении младенец был назван Михаилом в честь св. Архистратига Михаила. Михаил с детских лет проявлял горячую веру и выражал желание посвятить себя служению Богу, но по родительскому настоянию вынужден был учиться в Полтавском кадетском корпусе, а затем, в 1918 году, продолжить обучение на юридическом факультете Харьковского университета. В 1921 году Михаил вместе с семьей эмигрировал в Югославию. Там в 1925 году он окончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 году в сербском Милковском монастыре митрополит Антоний постриг Михаила в монахи, дав имя Иоанн в честь его предка св. Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского. В том же году он был рукоположен в иеромонахи епископом Гавриилом Челябинским. С 1925 по 1934 год иеромонах Иоанн преподавал в Сербской семинарии в городе Битоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я горячо молил Бога, чтобы Он дал мне помощь и силу просветить моих тёмных верников-прихожан. В этом деле помогли мне и сами прихожане. Когда я сказал им о своём печальном положении и заявил, что мне остаётся теперь только покинуть их, то некоторые из них заявили: «нет, пойдём к русскому епископу; не вечно же нам чужим кланяться!» 54 . В 1891 году пастырь и 361 его прихожанин были воссоединены с Православной Церковью. Это событие положило начало массовому переходу униатов в Америке в Православие. В последующие десятилетия более 225 тысяч карпато-русских и галицких униатов стали православными и составили абсолютное большинство прихожан Русской миссионерской епархии в США. Следует отметить, что непризнание отца Алексия Товта римско-католическим епископом ввиду его бывшего женатого состояния, не было единственной причиной для возвращения этих бывших подданных Австро-Венгрии в Православие. Многие из них испытали на себе гнёт властей и помещиков и взирали на Москву как на символ православной веры своих предков. Так же надо подчеркнуть что ни русское правительство, ни Русская Православная Церковь не были инициаторами этого перехода. Весьма знаменательно, что синод Русской Православной Церкви не спешил с утверждением перехода в православие миннеаполисских униатов. Только в июле следующего, 1892 г., через 14 месяцев после 25 марта 1891 г., переход был утверждён синодом. В конце 1892 года группа униатов, создавших приход в г. Вилкес-Барре в Пенсильвании, пригласила о. Алексия Товта приехать к ним для переговоров о воссоединении их с Православием. В результате этих переговоров был построен большой соборный храм Воскресения Христова, ставший главным храмом Пенсильвании, а настоятелем его стал о. А. Товт. Отсюда он оказывал всяческое содействие возвращающимся в Православие русинам. Изнурённый своей кипучей деятельностью, митрофорный протоиерей Алексий Товт скончался в 1809 году на 55-м году жизни. В 1994 году Синод Православной Церкви в Америке причислил о. Алексия к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 мая/10 июня 1905 г. «Рано в субботу вновь была предпринята поездка на фермы для обозрения нового места под монастырскую общину и сиротский приют. Здесь и местность оказалась живописнее и удобства сообщения лучше, а главное фермеры от своих щедрот согласились выделить 50 акров земли или, на случай нашего согласия, уплатить стоимость оной земли, предоставив нам право купить одну из соседних продажных ферм 786 . Весьма тщательно осмотрев отводимое место, расспросив подробно обо всем и выслушав повторенное обещание жертвователей, Архиепископ обратился к Востоку, совершив краткую молитву о ниспослании Божия благословения на предпринимаемое дело, и уполномочил о. Арсения совершить письменный документ с фермерами. Осматривая окружающие места, пришлось натолкнуться на один из важных поводов к созданию здесь православной монастырской общины. Среди ферм красуется протестантский костел, а почти рядом с ним устроено здание для «public school». Несомненно, дети наших фермеров, получающие грамоту в английской школе и не слыша родной речи и учения веры, легко затерялись бы для Руси и церкви, попав в сети протестантства, не щадящего средств, в счет будущих благ, на устройство кирх среди полей и лесов. А в нашей будущей обители они обрящут науку веры и народности и принесут плод сторицею 787 . Обратная дорога прошла в беседах об устройстве будущей обители, о трудности подыскания достойных людей и о том, что Божие Милосердие не оставляет нашей миссии православной, проявляя Свою Десницу в таком щедром даре и при таких благоприятствующих условиях» 788 . 29 мая/11 июня 1905 г. В 9 ч. утра Тихон и Арсений (Чаговцов) отъехали из Мэйфилда в г. Симпсон. Вместе с настоятелем Алексием Богуславским в Свято-Васильевском храме они совершили литургию, в конце которой архипастырь призвал христиан к соблюдению заповеди «иметь любовь между собою» ( Ин. 13:34–35 ). Вернувшись из Симпсона в Мэйфилд, Его Высокопреосвященство в Иоанно-Крестительской церкви благословил начать в 16 ч. вечерню, а в шестом часу вечера отбыл из приходского дома на железнодорожную станцию, чтобы выехать из Мэйфилда в Олифант 789 . Там, в Николаевской церкви 790 , по сравнению с униатским Всехсвятским храмом Олифанта весьма скромной, архиеп. Тихон, иером. Арсений, прот. Алексий Товт и священники Алексий Богуславский и Илия Клопотовский отслужили вечерню. На «Свете Тихий» о. Илия сказал поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Это единственный в своем роде пример в истории Церкви, когда крестьянская община победила целую неправедную еретическую империю; когда, сквозь горы лжи, народ сам нашел в себе силы докопаться до Истины и отстаивать ее уже до конца, не жалее самой жизни ради Христа. Вспышка святости была такова, что ее многим даже трудно просто осознать. Здесь был центр возрожденной православной епархии – не в городе, а в селе. Иза в XX веке одновременно дала десятки людей святой жизни, одновременно построила и населила три монастыря и два скита, ставших впоследствии самостоятельными монастырями, трижды была судима за веру на государственном уровне – два раза в Австро-Венгрии (1903–1904 и 1913–1914), один раз в довоенной Чехословакии (1934) и множество раз гонима: одно-единственное мараморышское село – село Господне. И в других местах Русского Подкарпатья великое возрождение Православия началось с сел: на Мукачевщине – Срибной Земле это было село Великие Лучки, а в Ужгородско-Земпленском крае, что поделили впоследствии Украина и Словакия, то есть на Русском Западе, это было село Бехерево. Возле самых главных городов – древнейших культурных центров края, таким образом, возникло три духовных центра: 1 . Мараморышский, возле самого Хуста (село Иза), – самый главный, плодовитый и влиятельный, быстро зажегший Мараморыш. Жители села официально вышли из унии и присоединились к Сербской Церкви в 1903 году. Это произошло из-за особых духовных традиций села, идущих еще с далеких времен, и благодаря святой личности отца Иоанна (Раковского), принявшего здесь венец мученичества еще в 1885 году. 2 . Мукачевский, возле самого Мукачево (село Великие Лучки), – гораздо более изолированный по сравнению с Изой, связанный с Америкой. Жители села официально вышли из унии и присоединились к Сербской Церкви в 1906 году. Это было сделано во многом как под влиянием православной общины села Бехерева, с которой жители села соприкоснулись в Америке, так и под влиянием православного центра Мараморыша – Изы. 3 . Ужгородско-Земпленский, между Ужгородом и Земпленом (село Бехерево), – очень рано вспыхнувший, но оставшийся сильно изолированным первое время и более связанным с Америкой (святой Алексий (Товт)). Жители села официально вышли из унии, будучи в Америке, и там же присоединились к Русской Церкви в 1892 году. Само же село официально вышло из унии и присоединилось к Сербской Церкви только в 1919 году, то есть уже после распада Австро-Венгрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В июле 1905 г. св. Рафаил освятил территорию, отведенную для Свято-Тихоновского монастыря, и благословил приют для сирот в Южном Канаане в Пенсильвании. Через три дня он председательствовал на собрании духовенства епархии в Олд-Фордже (в Пенсильвании), т.к. архиеп. Тихон находился в Сан-Франциско. Среди духовенства присутствовали трое, которые впоследствии будут причислены в лику святых: о. Алексий Товт, о. Александр Хотовицкий и о. Иоанн Кочуров (двое последних примут мученическую кончину в России). В следующие 10 лет еп. Рафаил заботился о своей растущей пастве. С ростом Нью-Йоркской общины стало расти число детей, и он был озабочен их будущим. Он хотел основать вечернюю школу, чтобы учить их в Духе Христовом, т.к. будущее Церкви в этой стране зависело от образования молодежи. Дети, не говорящие по-арабски, уже ходили в неправославные храмы, где занятия в воскресных школах велись на английском языке. Еп. Рафаил видел настоятельную необходимость в использовании английского языка в богослужении и образовании для развития Сиро-Арабской миссии. Внимая словам ап. Павла о молитве на понятном народу языке, св. Рафаил рекомендовал использовать во всех своих приходах служебник, переведенный на английский язык Изабеллой Хэпгуд (Isabella Hapgood). В марте 1907 г. св. Тихон вернулся в Россию и его место занял архиеп. Платон. Вновь св. Рафаил оказался необходим для епископского служения в Сирии, и в связи с этим был выдвинут на место митрополита Трипольского после избрания Григория патриархом в 1908 г. Однако св. Синод Антиохии отклонил кандидатуру Рафаила, ссылаясь на каноны, запрещающие перемещения епископов из одного города в другой. На праздник Торжества Православия в 1911 г. еп. Рафаила поздравляли с 15-летием его служения в Америке. Архиеп. Платон преподнес ему в дар икону Спасителя в серебряном окладе и поблагодарил за служение. По своему смирению св. Рафаил никак не мог понять, почему его так чествуют, ведь он всего лишь исполняет свой долг; он считал себя " рабом неключимым " , хотя в совершенстве исполнял служение ему порученное (св. Игнатий Антиохийский, письмо к Ефесянам).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В кассе Общества налицо 7 540 д. 6 ц. В течение отчетного периода (два года) Общество выдало на запомоги своим членам, на построение храмов в Америке и на другие нужды 19455/д/. 30 ц. Председателем Общества состоял в отчетное время свящ. И. Кочуров, а с м. февраля, за отъездом о. Кочурова в отпуск в Россию 338 , замещал его священник И. Недзельницкий, который отныне утвержден в сей должности и на следующее двухлетие. По прочтении отчета Владыка провозгласил вечную память всем почившим членам Общества и здравие, долгоденствие и многая лета всем здравствующим. Затем, после выбора чиновников для ведения заседаний и после прочтения вопросов, намеченных к решению на Конвенции, делегатам были преподаны все потребные указания, и Владыка благословил их пожеланием благополучия в дальнейшей деятельности этой организации» 339 . На других заседаниях IV конвенции Православного общества взаимопомощи преосвящ. Тихон не присутствовал. 7/20 мая 1901 г. В понедельник владыка, прот. Алексий Товт, свящ. Илия Клопотовский и иеродиак. Илия (Ярош) побывали в Олдфордже и Скрентоне, отслужив молебны в обеих церквах Олдфордж – Скрентонского прихода. 8/21 мая 1901 г. Пополудни Тихон уехал из Вилкесбарра в Нью-Йорк для совершения закладки новой православной церкви в мегаполисе. Вечером архиерей отслужил в «старой» русской церкви всенощное бдение под праздник в честь Николая Чудотворца. По окончании всенощной о. Александру Хотовицкому был поднесен от имени прихожан украшенный каменьями крест, который еп. Тихон изволил при милостивых словах похвалы и одобрения возложить на настоятеля. 9/22 мая 1901 г. Праздничную литургию в Николаевской русской церкви совершили рано поутру, т.к. начало чинопоследования «при основании церкве и водружении креста» было назначено на 11 ч. утра. «Величественное и живописное зрелище представляла собою в это утро площадь закладки, окруженная массами зрителей, испещренная рвами и украшенная по всем направлениям гирляндами весело развевающихся в воздухе национальных флагов России и Америки...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил, что он «православный греко-кафолической веры русского набоженства». Многие карпаторуссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и Православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир объяснил посланцу карпаторусской общины, что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской и не допустил его до Святого Причастия. Тогда Млинарь пошел в костел, где местный католический архиепископ заявил ему, что он не католик, и отправил назад к православным. Млинарь писал из Сан-Франциско: «Якой же мы... веры? Нас учили и вы (униатское духовенство) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил, а католичкий бискуп со мною ани говорить не хоче и жене (посылает) до православного епископа... Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал!» Млинарь вновь пришел к владыке Владимиру, и после беседы с ним православный архипастырь написал о. Алексию Товту письмо с предложением присоединиться к Православию, к Аляскинской епархии. После этого отец Алексий Товт поехал к архиепископу Владимиру и «узнавши, что владыка той – Русской православной веры, просил его о принятии разом с миннеаполисским приходом в православную прадедскую веру». 25 марта 1891 года преосвященнейший Владимир специально прибыл в Миннеаполис и присоединил к православной вере первый карпаторусский униатский приход в Америке во главе с отцом Алексием Товтом, насчитывавший 365 человек. Владыка назначил отца Алексия благочинным и поручил ему также окормлять открывавшийся приход в Чикаго. Епископ Владимир оказал финансовую помощь общине отца Алексия Товта, пожертвовал несколько икон, неоднократно совершал там богослужения. Возвращение общины о. Алексия в лоно православной Церкви послужило для многих униатских общин в США и Канаде вдохновляющим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010