Два послушания по благословению  - В 2013 году вы были назначены настоятельницей возрожденной Алексеевской обители. С каким чувством приняли это решение священноначалия? - Как очень ответственное послушание и проявление высокого доверия Святейшего Патриарха. Впрочем, для нас с сестрами это решение было неожиданным. В разгар июля я находилась в отъезде, в Николо-Сольбинском монастыре. Во время прогулки по лесу я получила СМС-­сообщение от  митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , который присутствовал на заседании Синода: он поздравлял меня с назначением настоятельницей возрожденного Алексеевского монастыря. Пережив первое потрясение, я устремилась из леса обратно в монастырь. По дороге стали поступать поздравительные сообщения и звонки. Когда, вернувшись в монастырь, я пришла в храм, игумения Еротиида (Гажу) с сестрами преподнесли в дар нашему сестричеству небольшой образ Божией Матери «Неувядаемый цвет», который, кстати, очень почитался в Алексеевской обители. Это произошло 16 июля, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, и в канун дня памяти Царственных страстотерпцев, которых наша община начала почитать еще до их прославления. Помню вечернее богослужение в Николо-Сольбинском монастыре в тот день: на утрене пели канон Царственным страстотерпцам с ирмосами «Волною морскою», как на богослужении Великой Субботы, и на сердце была пасхальная радость. Впереди открывалось что-то очень большое, серьезное, незримое, очень красивое. Кажется неслучайным, что это был день памяти святителя Филиппа. Он начинал свой путь наместником Соловецкого монастыря . Для меня назначение настоятельницей в этот день — серьезный знак покровительства этого святого, которому мы призваны подражать в мужестве и преданности Церкви. Жизненный путь святителя Филиппа, его подвиг стояния за истину важны для каждого христианина, а особенно для монашествующих. Еще мирянкой, при Патриархе Алексии II, я стала ездить на Соловки с целью оказания правовой помощи Соловецкой обители, у которой в то время возникли сложности во взаимоотношениях с государственным музеем, оформившим права на большинство монастырских объектов и лесной фонд. За минувшие годы благодаря личному попечению Святейшего Патриарха Кирилла о Соловецкой обители очень многое там изменилось. В частности, наместник монастыря теперь является директором государственного музея. Вместе с тем до сих пор я продолжаю заниматься правовым обеспечением мероприятий по сохранению и развитию наследия Соловецкого архипелага. Почти каждый год Святейший Патриарх посещает Соловки, где проводит заседание попечительского совета, и я совместно с наместником обители епископом Озерским Порфирием готовлю для него необходимые материалы и сопровождаю его в составе церковной делегации.

http://e-vestnik.ru/db/igumeniya_kseniya...

Два послушания по благословению — В 2013 году Вы были назначены настоятельницей возрожденной Алексеевской обители. С каким чувством приняли это решение Священноначалия? — Как очень ответственное послушание и проявление высокого доверия Святейшего Патриарха. Впрочем, для нас с сестрами это решение было неожиданным. В разгар июля я находилась в отъезде, в Николо-Сольбинском монастыре. Во время прогулки по лесу я получила СМС­-сообщение от митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , который присутствовал на заседании Синода: он поздравлял меня с назначением настоятельницей возрожденного Алексеевского монастыря. Пережив первое потрясение, я устремилась из леса обратно в монастырь. По дороге стали поступать поздравительные сообщения и звонки. Когда, вернувшись в монастырь, я пришла в храм, игумения Еротиида (Гажу) с сестрами преподнесли в дар нашему сестричеству небольшой образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», который, кстати, очень почитался в Алексеевской обители. Это произошло 16 июля, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, и в канун дня памяти Царственных страстотерпцев, которых наша община начала почитать еще до их прославления. Помню вечернее богослужение в Николо-Сольбинском монастыре в тот день: на утрене пели канон Царственным страстотерпцам с ирмосами «Волною морскою», как на богослужении Великой Субботы, и на сердце была пасхальная радость. Впереди открывалось что-то очень большое, серьезное, незримое, очень красивое. Кажется неслучайным, что это был день памяти святителя Филиппа. Он начинал свой путь наместником Соловецкого монастыря . Для меня назначение настоятельницей в этот день — серьезный знак покровительства этого святого, которому мы призваны подражать в мужестве и преданности Церкви. Жизненный путь святителя Филиппа, его подвиг стояния за истину важны для каждого христианина, а особенно для монашествующих. Еще мирянкой, при Патриархе Алексии II, я стала ездить на Соловки с целью оказания правовой помощи Соловецкой обители, у которой в то время возникли сложности во взаимоотношениях с государственным музеем, оформившим права на большинство монастырских объектов и лесной фонд. За минувшие годы благодаря личному попечению Святейшего Патриарха Кирилла о Соловецкой обители очень многое там изменилось. В частности, наместник монастыря теперь является директором государственного музея. Вместе с тем до сих пор я продолжаю заниматься правовым обеспечением мероприятий по сохранению и развитию наследия Соловецкого архипелага. Почти каждый год Святейший Патриарх посещает Соловки, где проводит заседание Попечительского совета, и я совместно с наместником обители епископом Озерским Порфирием готовлю для него необходимые материалы и сопровождаю его в составе церковной делегации.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6075422...

«учинили раскол с Матерью Церковью Российской и, пребывая в расколе, производили этим соблазн среди верующих, задерживая дело их спасения... Мы глубоко сожалеем обо всем этом, искренне раскаиваемся в содеянном, со скорбью переживаем свою виновность в соучастии нарушения клятвы, данной митрополитом Александром (Паулусом) от имени клира и мирян Эстонской Церкви в верности Московской Патриархии в 1941 г. 30 марта... признаем свою ответственность за нашу активную деятельность до настоящего времени по устроению эстонской церковной жизни в направлении сознательного отторжения клира и мирян от путей Московской Патриархии, просим простить нас, благословить и помолиться о нас, грешных. Даем искреннее обещание в дальнейшей церковной работе блюсти верность и послушание Матери Церкви Российской и ее главе – Патриарху Московскому и всея Руси» 446 . Прошло полгода после кончины Патриарха Сергия, и священноначалие Русской Церкви уже имело возможность вести подготовку Поместного Собора, которому предстояло избрать нового Патриарха. С этой целью 21–23 ноября 1944 г. в здании Патриархии в Чистом переулке состоялся архиерейский Собор, в котором участвовало 50 епископов Русской Православной Церкви. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Алексий в приветственном Слове к архиереям отметил, что им предстоит «тщательно подготовить и разработать все вопросы, связанные с предстоящим Поместным Собором Русской Православной Церкви» 447 . Митрополит Алексий обратился затем в своем выступлении к насущным церковным делам, отметив, что «условия для развития церковной жизни – благоприятны, со стороны правительства нашего мы видим полную поддержку в наших церковных и патриотических начинаниях. За последний год по всему нашему Союзу открыто сверх имеющихся более 200 церквей; все ходатайства об открытии храмов тщательно рассматриваются; дело это продолжается и будет продолжаться и впредь. Открыт в Москве Богословский институт и Богословско-пастырские курсы; такие же курсы могут быть открываемы и в епархиях, и, таким образом, можно надеяться, что у нас постепенно пополнятся кадры пастырей, которые пойдут на это служение не по принуждению, не по необходимости, а по искреннему влечению к работе на церковной ниве. Издается Патриархией журнал, отражающий церковную жизнь в нашем Союзе. К сожалению, мы еще не видим со стороны многих из наших собратий архипастырей широкого сотрудничества в этом нашем духовном органе... Предложено расширить издательское дело Патриархии и постепенно печатать богослужебные книги и издавать труды церковных деятелей» 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На третий день заседания архиереи утвердили программу предстоящего Поместного Собора. Затем управляющий делами Патриархии протоиерей Николай Колчицкий в докладе о порядке избрания Патриарха на Поместном Соборе предложил следующую процедуру голосования: каждый преосвященный, начиная с младшего по хиротонии, на вопрос, кого он с клиром и паствою своей епархии избирает Патриархом, будет отвечать: «Патриархом Московским и всея Руси мы избираем преосвященнейшего (титул, епархия, имя)». После окончания опроса председатель Собора объявит имя архипастыря, избранного Патриархом. Против такого порядка избрания возражал архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий) , предлагая повторить опыт Поместного Собора 1917– 1918 гг., когда окончательное избрание Патриарха совершалось по жребию из трех кандидатов, выбранных тайным голосованием на Соборе. Предложение архиепископа Луки не могло понравиться представителям государственной власти, контролировавшим действия церковного управления. Большинство архиереев это хорошо понимали, тем более что с канонической точки зрения вполне правомерно избрание предстоятеля Церкви голосами епископов, подаваемыми открыто. Архиерейский Собор утвердил порядок избрания Патриарха, предложенный протоиереем Николаем Колчицким. В своем решении Собор опирался на 4 правило I Вселенского Собора, 3 правило VII Вселенского Собора и 13 правило Карфагенского Собора. Выбор первого епископа поместной Церкви является частным случаем избрания епископов и подлежит общему порядку замещения вдовствующих кафедр. Определение Патриарха в 1917 г. по жребию было уникальным событием в истории церковных выборов. До этого жребий при избрании первоиерарха применялся лишь в Александрийской Церкви в тех редких случаях, когда кандидаты в Патриархи получали равное количество голосов при повторном голосовании. Архиепископ Лука не согласился с принятым решением и не получил приглашения на Поместный Собор. По докладу отца Николая Колчицкого было утверждено чинопоследование интронизации Патриарха. Решено было пригласить на Поместный Собор Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Грузинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Радостно-торжественная встреча при пении сильного хора, приветственные речи митрополита Крутицкого, море огней в паникадилах, у царских врат, в отверстом алтаре… Всенощная начинается тихо, торжественно. Звучное Блажен муж … Господи воззвах на глас 2-й… Струйки ладана начинают плыть по храму, синева их сливается с густой зеленью деревьев около амвона, тает в темных южных листьях у царских врат… …Лития, на которую выходит в сопровождении многочисленного причта Папа и Патриарх Александрийский Христофор в черном клобуке и лиловой мантии, бережно поддерживаемый молодым архидиаконом. Звуки незнакомых слов в устах Патриарха, потом вдруг — из его же уст знакомое мир всем — и опять греческие слова длинной литийной молитвы. Незнакомые звуки и фразы, а сердце трепещет от радости, что идет молитва Тому же живому истинному Триипостасному Богу в том же едином православном исповедании. К воскресным тропарям присоединен тропарь Святителям Московским Первопрестольницы Российстии … Ведь завтра — великое торжество Москвы и всей Руси — интронизация Патриарха. Торжественное, захватывающее дух Хвалите имя Господне … На большую кафедру в передней части храма выходит весь высокий освященный Собор. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим . Папа и Патриарх Александрийский исходит на каждение алтаря, затем торжественно среди расступающегося народа обходит и кадит храм, руководимый отцом настоятелем. По-прежнему благоговейно поддерживает его мантию черноволосый курчавый архидиакон. Источники на мантии Александрийского Патриарха — золотые, одноцветные, более узкие, чем таковые же на мантиях русских архиереев. Архидиакон облечен в невысокую черную камилавку и своеобразную, сверху широкую, черную рясу. Патриарх Христофор движется по храму медленно, неспешно кадя и внимательно оглядывая из-под круглых очков в черной оправе теснящийся в благоговении народ. — Патриарх Сергий! — поясняет громко отец настоятель, подводя первосвятителя Александрийского к могиле почившего русского Первосвятителя. Папа Христофор внимательно кадит празднично убранную могилку. Не раз раздавалось в этих Елоховских стенах слово почившего “дедушки” 1 об особом расположении его к Папе и Патриарху Христофору, о том, что последний “очень уж любовен к нам, русским”.

http://pravmir.ru/o-svyateyshem-patriarh...

Для участия в торжествах по случаю пятилетия подписания Акта в Россию прибыла делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. В период с 16 по 25 мая 2012 года гости посетили Дивеево, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург. Делегация приняла участие в Патриаршем богослужении, посвященном празднованию Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, которое состоялось 19 мая 2012 года на Бутовском полигоне под открытым небом, 20 мая – сослужила Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в Храме Христа Спасителя. За Литургией возносились особые прошения об упокоении душ приснопамятных Патриарха Алексия II и митрополита Лавра, а по ее окончании был совершен благодарственный молебен о восстановлении единства Русской Церкви. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел рабочее совещание с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, иерархами и клириками Русской Зарубежной Церкви, а также членами созданной по благословению Его Святейшества рабочей группы для обсуждения вопросов об укреплении церковного единства. Затем в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся торжественный акт по случаю пятилетия восстановления канонического единства Поместной Русской Церкви. 21 мая в Богоявленском Патриаршем соборе в Елохове Святейший Патриарх Кирилл совершил литию о приснопамятных Патриархе Алексии II и митрополите Лавре, за которой молились члены делегации Русской Зарубежной Церкви. Торжественные мероприятия уже прошли в США и других странах, программа празднеств рассчитана на весь текущий год. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за радость сослужения и братского общения архиереев единой Русской Православной Церкви. 2. С удовлетворением отметить благотворные изменения в жизни Русской Православной Церкви за годы, прошедшие после подписания Акта о каноническом общении. 3. Продолжать практическую реализацию совместных проектов в областях координации пастырской работы, богословского образования, принесения святынь и социального и молодежного служения, направленных на укрепление церковного единства.

http://religare.ru/2_94998.html

Велика ответственность этого служения. Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что избрание меня состоялось Собором ничем не стесненным волеизъявлением архипастырей, пастырей и мирян, призванных на священный Собор. Нахожу подкрепление в предстоящем мне служении еще в том, что вступление мое на престол Московских святителей соединилось во времени с великим церковным торжеством – прославлением святого праведного Иоанна Кронштадтского , чудотворца, чтимого всем православным миром, всей святой Русью, место погребения которого находится в городе, который до сего времени был моим кафедральным градом. Русская Православная Церковь , исполняя завещанный ей от Бога долг быть солью земли и светом мира, готова жертвенно служить духовному благополучию своего земного Отечества. Условия, в которых Русская Православная Церковь совершает свое апостольское служение в обществе, в значительной мере определяются ее правовым статусом. Началось всенародное обсуждение опубликованного в печати и принятого в первом чтении закона о свободе совести и религиозных организациях. Мне хотелось бы подчеркнуть серьезность и основательность той озабоченности, которая выражена была на Поместном Соборе в связи с содержанием этого закона... В основе устройства Православной Церкви лежит принцип соборности. Нужно при этом ясно сознавать, что соборное начало Церкви органически сочетается с иерархическим. Архипастыри, пастыри, миряне, весь церковный народ несут ответственность за судьбу Церкви. Но служение Церкви неодинаково. По православному каноническому учению, замечательно емко выраженному преподобным Иоанном Дамаскиным , Церковь вручена епископам. В Церкви все совершается в духе любви, единомыслия и единодушия, с соблюдением канонической дисциплины. Отступления от этих богозаповеданных начал угрожают Церкви нестроениями и бедами. Заключая заседание освященного Собора, я хотел бы призвать всех высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир, монашествующих, наших благочестивых верующих сделать все для единства Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поместный Собор выступил также с заявлением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», в котором содержались конкретные поправки к документу: «Опубликованный проект закона представляет составным частям Церкви (приходам, монастырям, управлениям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридического лица, но лишает такового права Церковь как целостную религиозную организацию. Это положение не только продолжает, но еще более узаконивает дискриминационную в отношении Церкви позицию печальной памяти законодательства о культах 1929 г. Как известно, это законодательство отражало враждебные по отношению к Церкви идеологические установки и было направлено на разрушение религиозных структур. Эта «преемственность» старого и нового законов в наиболее важном для Церкви вопросе вызывает у нас тревогу... В Церкви не может быть независимых от иерархического центра и друг от друга «религиозных обществ». Все приходы составляют одно целое со своим епископом, равно как и все епископы и возглавляемые ими церковные округа – епархии составляют одно целое в границах Поместной Церкви. Именно поэтому закон должен признавать право юридического лица за Церковью как единой организацией с составляющими ее приходами, монастырями, духовными учебными заведениями, управлениями и центрамш. При этом каждое из перечисленных церковных учреждений в свою очередь также может обладать правом юридического лица. Делегирование части этого права одного учреждения другому, как, например, от епархии – приходу, от Патриархии – епархии, должно регулироваться внутренним церковным законодательством, находящимся в соответствий с вероучением. Светскому законодательству в правовом государстве следует уважать вероучение, на основании которого действует церковное право и функционируют церковные учреждения» 691 . «Освященный Поместный Собор, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси,– сказал он,– завершил свои деяния. Избранием Собора, через которые проявилась, верим, воля Божия в Русской Церкви, на мое недостоинство возложено бремя первосвятительского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Я предложил им вновь пойти на Святую горку, потому что, с их слов, они толком ничего не успели там рассмотреть, так как снег забивал им глаза, но они категорично отказались. За столом было теплее. В процессе беседы выяснилось, что они действительно приехали по жалобе о несанкционированном строительстве. Я им долго объяснял суть дела, и в конечном итоге вопрос был закрыт. Однако они успели рассмотреть высокое качество исполняемой работы и этим были удовлетворены. Что же касается библиотеки, решение созрело еще быстрее: внутренние работы не наносили вреда памятнику. В начале июня 1990 года мне предстояло ехать на Поместный Собор, на котором готовилось избрание Патриарха Московского и всея Руси. Всех, конечно, волновал вопрос: кто будет следующим патриархом после смерти патриарха Пимена? Перед поездкой в Москву я зашел к отцу Иоанну для благословения и напутствия. Он усадил меня на свой диван. Сел рядом и начал рассказывать о том, что с ним произошло два дня назад. Жезл в руках митрополита Алексия сразу же стал раскручиваться, от него начали отвинчиваться мелкие детали... «Я отслужил Литургию, - говорит он. - Пришел в келью. Немного, думаю, отдохну. И не снимая мантии, сел на диван. Облокотившись на спинку, вдруг, как в каком-то легком сне, вижу, что на месте кровати стоит Святейший Патриарх Тихон. Рядом с ним стоит митрополит Ленинг радский и Новгородский Алексий (Ридигер)». У патриарха Тихона от пола и до потолка большой тяжелый жезл. Он его держит и, обращаясь к отцу Иоанну, говорит: «Вот видишь, какой тяжелый патриарший жезл, - и при этом сделал попытку поднять его. - Никто из архиереев не сможет поднять его, кроме митрополита Алексия», - и передает ему жезл. Как только митрополит Алексий взял жезл, он у него сразу же стал раскручиваться, раскручиваться. От него начали отвинчиваться какие-то мелкие детали, и он становился все меньше и меньше. На этом видение прошло. Почему жезл начал раскручиваться и уменьшаться, я не спросил отца Иоанна, да он и сам тогда не понял. Через два года, когда я приехал в отпуск из командировки и вновь спросил об этом батюшку, он, уже исходя из положения в Церкви, определенно сказал следующее: «Маленькие детали, которые откручивались от посоха, вероятно, автономные церкви, которые при патриархе Алексии II получили статус самостоятельности: Украина , Беларусь, Молдова и Прибалтика».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

поиск:   разделы   рассылка Евгений Стрельчик Воспоминания о Патриархе Алексии II Источник:  Вечерняя Когда в уже далеком 1990 году в трапезном зале Троице-Сергиевой лавры проходил Поместный собор РПЦ, нас, дерзнувших написать об этом событии, было до смешного мало. Власть в стране еще принадлежала коммунистам, а партийной прессе не было дела до выборов патриарха. Тогда я вместе с фотокорреспондентом " Вечерки " Александром Натрускиным свободно ходил между рядами архиереев, приставая к ним с наглым вопросом: " За кого будете голосовать " ? А они были в явном смятении – как выбирать патриарха, если до сих пор нет указаний из ЦК КПСС? Огромная ответственность О том, что выборы тогда были честными, говорит еще один комичный факт. В розданной журналистам биографии соискателей на патриарший престол я обнаружил, что мирское имя митрополита АлексияАлексий Михайлович Ридигер – было напечатано с ошибкой. Только спустя много лет я узнал, что ошибка закралась из публикации в церковной газете. Мы с Александром подошли к новоизбранному патриарху с поздравлением. Особой радости тогда я в его глазах не увидел. Патриарх уже думал о той величайшей ответственности, которая свалилась на его плечи в преддверии ожидающих Россию изменений. Саша напросился к Его Святейшеству в гости – они жили в одном доме близ станции метро " Войковская " . Патриарха не смутила такая просьба, и на следующий день " Вечерка " опубликовала уникальные кадры чаепития у Предстоятеля Русской православной церкви в вечер после избрания. А первым столичным храмом, который освятил новый правящий архиерей Москвы, стал храм Преображения Господня в Тушине – и " Вечерка " вновь была единственным изданием, которое напечатало репортаж с этого события. Спустя несколько лет по благословению патриарха " Вечерка " начала печатать вкладку " Московский церковный вестник " – уникальный проект – выпуск массового православного издания. Помню, как я привозил в резиденцию свежий выпуск газеты, патриарх с интересом читал и, как ни странно, особо не ругал, хотя сегодня мне очевидно, что ляпов было много... Его иподиаконы часто рассказывали, как Алексий II, уезжая куда-то, перед отправлением поезда всегда спрашивал их: " А " Вечерку " не забыли купить " ? И те носились по вокзальным киоскам в поисках газеты.

http://religare.ru/2_60331.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010