Между двумя юбилеями (1988-2000) Сначала, в период празднования 1000-летия Крещения Руси, Церковь как будто вновь выступила единым фронтом. Однако кажется, лишь юбилейная эйфория не позволила сразу заметить невысокую эффективность высшего церковного управления. Поначалу оно развивалось по накатанной схеме: в рамках прежней системы множилось количество синодальных отделов. Мало кто задумывался тогда об их эффективности. Важно было «закрыть» новое направление церковной деятельности: образование, благотворительность, связь с армией... При этом аппарат Чистого переулка принципиально не менялся: тогда не было создано ни аналитических, ни информационных структур. Очевидно, Святейший Патриарх Алексий II, концентрируя в своих руках многие управленческие нити, интуитивно воспроизводил схему церковного управления, действовавшую при Патриархе Алексии I. Однако новые синодальные отделы создавались без какого-либо общего плана и быстро пускались в «свободное плавание». Вместо создания системы церковного управления, рычаги которого находятся в руках Патриарха, происходило распыление власти Первосвятителя. ОВЦС, продолжая быть одним из самых эффективных отделов, сохранял свое лидерство и в новой системе управления. За разросшимся деревом синодальных структур продолжала проглядывать бицентристская схема. Нельзя сказать, что пагубность складывавшейся ситуации не осознавалась в церковных кругах. Уже в 1992-1993 гг. диакон Андрей Кураев, бывший в начале 90-х референтом Патриарха, высказывал идею о создании аналитического управления при Патриархе. Тогда эта идея не получила хода «за недостатком средств». Позднее было создано Информационное агентство Русской Православной Церкви. По первоначальному замыслу оно должно было входить в структуру Управления делами Московской Патриархии, но осталось самостоятельной структурой. Пожалуй, самым заметным проектом ИА РПЦ стала телепередача «Канон», которая в 1999-2000 гг. выходила на ТВ-6 в формате молодежного ток-шоу, а в 2001 г. — как цикл катехизических бесед. Действительно работающим новым институтом стал Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», выросший из издательства Валаамского монастыря и в августе 2000 г. получивший статус синодального учреждения.

http://bogoslov.ru/article/405847

«Несмотря на то, что сейчас мы переживаем не самые легкие времена в плане развития межправославных отношений, две наши Церкви находятся в полном взаимодействии и являют единомыслие по ряду очень важных вопросов, которые сегодня стоят на всеправославной повестке дня. Считаю, что фактор наших отношений может положительно влиять и на общеправославные связи между Поместными Церквами», — резюмировал Святейший Патриарх Кирилл. Со своей стороны Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон выразил признательность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность встречи и за теплый прием в Москве. «Вам довелось нести свою ношу в непростое время, но Вы несете ее с честью и достоинством. Можете быть уверены, что мои братские молитвы всегда с Вами», — засвидетельствовал Его Блаженство, обращаясь к Его Святейшеству. Предстоятель Православной Церкви в Америке также сказал несколько слов о приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии II, более 18 лет возглавлявшем Русскую Православную Церковь. 5 декабря Русская Церковь отметила одиннадцатую годовщину со дня кончины своего 15-го Предстоятеля. «Мы чтим Его Святейшество в наших молитвах. Он был большим другом нашей Церкви. Будучи ребенком, мне выпала честь преподнести ему цветы, когда он посещал монастырь святого Тихона в Америке», — поделился воспоминаниями Блаженнейший Митрополит Тихон. В продолжение беседы Его Блаженство отметил значимость двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке. В этой связи он упомянул о состоявшейся в октябре нынешнего года встрече с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом во время его визита в США. В ходе встречи, в частности, были обсуждены вопросы студенческого обмена для поддержания взаимоотношений между Поместными Церквами. «С тех пор, как мы получили дар автокефалии, мы стараемся крепко держаться традиции наших отцов и нести благую весть в мир. Уверен, что торжества, которые состоятся в эти выходные, позволят нам продолжить апостольскую традицию и вместе славить Господа», — сказал Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5543499...

«Проект закона игнорирует право верующих на освобождение от работы в дни их религиозных праздников, лишает людей радости жизни, труда и отдыха в полном согласии с их верой и вековыми обычаями. Этого нет ни в одном цивилизованном государстве. Законодатели присвоили себе право подменять собственными понятиями представления верующих о своей Церкви и, например, упорно хотят провести подмену свойственной Церкви монолитной иерархической структуры конгрегационалистским ее устройством. Этим они вмешиваются во внутреннюю церковную жизнь, намеренно хотят ее исказить и это искажение законодательно закрепить» 689 . В заключение архиепископ Герман говорил о гонениях, пережитых Церковью в советскую эпоху, и поднял вопрос о канонизации новомучеников. Взаимоотношениям с карловчанами были посвящены выступления митрополитов Крутицкого Ювеналия, Венского Иринея (Зуземиля), архиепископов Смоленского Кирилла, Саратовского Пимена (Хмелевского), Ярославского Платона, протоиерея Василия Стоянова, священника Виталия Шастина и иеромонаха Илариона (Алфеева) . Архиепископ Платон предложил обратиться с пастырским словом ко «всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции так называемой «карловацкой» Церкви». Архиепископ Смоленский Кирилл выразил возмущение агрессивными акциями зарубежного Синода, открывшего свои приходы в России и увлекшего некоторую часть духовенства, но в то же время он сказал, что уход раскольников из юрисдикции Московской Патриархии окажет очистительное влияние на состав духовенства. Создание зарубежных приходов и иерархии на территории Русской Церкви «означает, что тот политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви в тот момент... когда Церковь стал терзать раскол Украинской Автокефальной Церкви, наступление унии... Каждый раскол питается нездоровыми силами в Церкви. И если в нашей Церкви будет как можно меньше нездоровых сил... тем менее перспектив будет у этого раскола» 690 . Принятые Поместным Собором после дискуссии и внесения поправок в представленные проекты определения включали в себя помимо утверждения постановлений архиерейского Собора 1989 и 1990 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Будучи уже Управляющим делами Московской Патриархии, я получил очень много добрых наставлений и уроков от Святейшего Патриарха, видя его в самых разных ситуациях с абсолютно разными людьми. Эти встречи, на которых я присутствовал, давали очень много. С благодарностью Богу я всегда несу эти уроки, которые мне давал Святейший. Удивляло его мужество и собранность. Чтобы не случилось в Церкви, в жизни государства или с кем-то из тех, кого Святейший Патриарх знал, он никогда не оставался равнодушным. Я видел его пастырскую заботу о клириках, которых он вызывал к себе (московских клириков) и старался наставить на путь истинный. Напомню, что 1990-е годы были очень неспокойные, а некоторые из клириков поддавались разного рода искушениям и становились на скользкий путь разделения или пребывали в поисках каких-то новых путей развития церковной жизни. Святейший Патриарх встречался с ними, и эти беседы длились часами. И только в тех редких случаях, когда человек не поддавался на увещания, принимались, конечно, меры прещения, которые были очень строгими. Но если человек осознавал свои заблуждения, ему никогда больше не вспоминалось его прегрешение. Более того, Святейший неустанно следил за тем, чтобы никто не причинил этому человеку какой-нибудь обиды. Все знают о роли Святейшего Патриарха в установлении согласия во времена тяжелейших испытаний, через которые прошло наше общество и государство в годы его патриаршества. Но мало кто знает, каких сил потребовало от него служение в этот исторический период. На фоне бесчисленных событий и потрясений того времени выделю один, может быть и не самый значительный факт, который, по-моему, очень точно характеризует отношение Святейшего к кризисам разного рода. Когда начался процесс девальвации денег, у него была встреча с делегацией крупных финансистов, которые приезжали к нему за благословением и рассказывали о том, что ожидает Россию. И он от них услышал, что рубль будет обесценен в 15 раз. Он воспринял это известие как горе, долго не находил в себе сил, чтобы продолжать работу, и повторял только одно: «А как народ будет жить, как простые люди переживут полное разорение, что будет со страной?». И только молитва давала ему силы. А молитвы Святейшего Патриарха отводили беды от страны.

http://pravoslavie.ru/37205.html

Я хотел бы поздравить творческий коллектив, который трудился над этим фильмом. И дай Бог, чтобы он получил признание наших зрителей. В любом случае – это важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны. Поэтому мне кажется, что было бы хорошо продолжить эту работу и в 2010 году – мы с вами уже приняли решение о том, чтобы появился художественный фильм, посвященный жизни и деятельности митрополита Алексия. С сообщением о поддержке кинопроектов ЦНЦ " Православная энциклопедия " выступила Е.Э. Чуковская. На заседании обсуждался вопрос о присуждении Патриаршей премии в области кинематографии, посвященной памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В кратком выступлении Святейший Патриарх Кирилл подытожил предложения в отношении приоритетов работы ЦНЦ " Православная энциклопедия " на следующий год: выпуск трех очередных алфавитных томов энциклопедии; продолжение работы по созданию электронной версии энциклопедии; продолжение работы по выпуску в сокращенном варианте научного журнала " Вестник церковной истории " ; продолжение выпуска телепередачи " Православная энциклопедия " и работа интернет-портала " Седмица " ; создание фильма о святителе Алексии, митрополите Московском. С сообщением о работе Попечительского совета выступил мэр Москвы Ю.М. Лужков. Ответственным секретарем Попечительского совета был избран М.О. Орлов. Единогласно в Попечительский совет был принят губернатор Мурманской области Д.Д. Дмитриенко. О деятельности Общественного совета по изданию энциклопедии и ряде инициатив членов Совета рассказал Б.В. Грызлов. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил членов Советов за участие в заседании и выступил с заключительным словом. По окончании работы Советов в Храме Христа Спасителя состоялась презентация XX и XXI алфавитных томов энциклопедии. На презентации присутствовали члены Советов по изданию энциклопедии, ряд иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви, авторы статей, вошедших в XX и XXI тома " Православной энциклопедии " , преподаватели духовных школ, работники музеев и научных учреждений, сотрудничающие с ЦНЦ " Православная энциклопедия " .

http://religare.ru/2_69884.html

Сегодня мы уже слышали о том, как полным ходом идут работы по реализации следующего проекта Кино-телекомпании «Православная энциклопедия» — по созданию фильма о святителе Алексии, Митрополите Киевском, Московском и всея Руси. Этот проект был поддержан Владимиром Владимировичем Путиным, Борисом Вячеславовичем Грызловым, Юрием Михайловичем Лужковым. Я хотел бы еще раз поблагодарить Юрия Михайловича, в первую очередь, за выделенные средства на частичное финансирование, которое позволяет сегодня Кино-телекомпании вести полномасштабные работы над фильмом. На прошлом заседании мы говорили о том, что вопрос о финансовой поддержке этого проекта со стороны федерального центра еще окончательно не урегулирован. В связи с решением прошлого совместного заседания Советов председатель Общественного Совета Борис Вячеславович Грызлов обратился к члену Наблюдательного Совета по изданию «Православной энциклопедии», председателю Попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа Александру Дмитриевичу Жукову с просьбой изыскать возможности и поддержать этот фильм. Полагаю, что Борис Вячеславович сам проинформирует нас в своем выступлении об этом добром деле. Мы прослушали также информацию о ситуации, связанной с кинопрокатом фильма «Поп». Хотел бы подчеркнуть, что это первый наш опыт создания полнометражного художественного фильма. Полностью соглашаясь с положительными комментариями, мы, я думаю, должны кое-что учесть и из критических замечаний. Меньше всего наши фильмы должны напоминать лубочную картинку. Так уж современный человек устроен, что он не воспринимает только одно положительное, если нет чего-то, что формирует реалистический образ эпохи, личности или явления. Я думаю, что никто не может сказать, что фильм «Поп» — это лубочная картинка. Это глубоко трагическое произведение, замечательна игра актеров, постановка. Но нам и в дальнейшем нужно создавать действительно очень реалистические полотна, обращенные, в первую очередь, к сознанию современного человека. Чтобы интеллектуально и эмоционально воздействовать на современного человека, нужно быть очень убедительным. Поэтому я думаю, что невозможно даже представить, какое огромное поле работы перед нами — в первую очередь, перед теми художниками, которые берутся за создание сложных кинолент.

http://patriarchia.ru/db/text/1149679.ht...

В конкурсе участвуют не только школы, детские дома, но и больницы, онкоцентры, куда организаторы приходят, получая приглашения от благотворительных фондов. Конечно, больным детям оказывается тяжелее всего, но это хоть как-то меняет их действительность и наполняет жизнь мгновениями счастья. Не отдадим мать! Арест Великой княгини Елизаветы. Бехметьева Пелагея, 8 лет, Оренбургская обл. Как появляются герои? Преподобный Савва Сторожевский, святая Великая княгиня Елизавета Федоровна, святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси чудотворец, теперь Святой Георгий Победоносец. Имена святых, ставших героями конкурсов, не случайны. Члены жюри собирались вместе и обсуждали, о ком именно в этом году детям важно было бы узнать и над судьбой кого стоило бы призадуматься. В год 90-летия гибели царской семьи решено было обратиться к фигуре Елизаветы Федоровны, о которой мало тогда говорили. В связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия II подумали, что детям стоит узнать о его небесном покровителе митрополите Алексии. В 2010 году, в 65-летнюю годовщину победы, говорить нужно о святом воине Георгии Победоносце. — Знаете, — продолжает Алина Баринова, — в воцерковленных семьях принято говорить и о смерти, и о подвиге, а в большинстве нерелигиозных семей все-таки нет. Да, когда мы начинали конкурс, то хотелось просто привлечь внимание к фигуре преподобного Саввы, мы надеялись, что дети хоть что-то запомнят, и, может быть, в будущем, в сознательной жизни всплывет часть того, что они узнают теперь. Но когда мы погрузились в конкурс, то поняли, что хотим изучать историю отечества (про которую в школе не принято говорить «православное») вместе с детьми. Ведь изучая ее, мы обнаруживаем столько примеров служения Родине, что и жизни не хватит узнать — если не научишь любить в детстве. И чем раньше ребенок столкнется с этими фигурами, тем лучше будет и для его личности, и для страны в целом. Обучение в школе рассчитано на запоминание фактов и далеко от творчества и размышлений. Но я убеждена, что всё то, что остается в нас навсегда, всё, что глубоко вросло и проникло — приходит через искусство, эмоции, чувства, самовыражение. Мы делаем ставку именно на это. Нам хочется, чтобы творчество стало основой, правильным началом образования ребенка. И мы надеемся, что конкурс способен в этом помочь. Сейчас, может быть, вы заметили, все кидаются учить — нет, не русский язык, а английский, китайский. Только у откровенно ленивого ребенка нет репетитора по английскому. Когда спрашиваю знакомых, что читают их дети, то оказывается — захватывающую фантастику. На ночь сами выбирают, что читать, взрослые уже. Это страшно, когда люди старшего поколения не понимают: если ребенок не будет знать свои корни, то не вырастет крепкой личностью.

http://foma.ru/svyatyie-zastupniki-rusi....

Впоследствии я с ней все же познакомилась, когда она вновь стала посещать обитель, и я узнала, что в свое время она входила в московскую инициативную группу, которая отстаивала место для монастыря в 1988 году. Тогда руководство Московского научно-производственного объединения им. Лавочкина хотело создать на монастырской территории санаторий для своих сотрудников. Костяк протестующей группы составили представители ученого мира, в их числе специалист по квантовой механике Фаддей Яковлевич Шипунов. У него в соседней деревне был летний домик, куда он часто приезжал с семьей. Собирая сведения о Шамордино, Фаддей Яковлевич общался с местными жителями, что-то с их слов записывал. В общем, инициативная группа москвичей свою работу сделала – территория монастыря в 1990 году была передана Русской Православной Церкви. Так что после личного знакомства с Ириной я могу сказать, что теперь знаю всех сестер, которые когда-либо были связаны с монастырем.      А каков принцип распределения послушаний? Учитываются ли при этом задатки, склонности к той или иной работе, образование? Послушания даются в основном в соответствии с потребностями монастыря. Мы не сразу начинаем выяснять, кем человек был в миру, какое у него образование. Потому что не раз случалось, что кто-то из прибывших сразу объявлял о своем намерении остаться в обители навсегда, но при встрече с первыми трудностями уезжал довольно скоро. Поэтому все приходящие к нам обычно проходят свое первое послушание или в трапезной, или на кухне, или на скотном дворе. Если же сестра по возрасту или по состоянию здоровья не может понести одно из этих трех послушаний, ей назначается что-то более легкое: работа в овощном цехе, дежурство и уборка в храме, помощь в богадельне. В это время мы, конечно, наблюдаем за новой сестрой, смотрим, любит ли она монастырские труды, уединение и молитву, насколько исполнительна и послушна. Примерно через четыре-пять месяцев, если видно, что сестра-кандидат утвердилась в своем намерении остаться в монастыре, я знакомлюсь с ней лично: точнее узнаю ее возраст, семейное положение, с тем чтобы выяснить, нет ли препятствий к ее уходу из мира, обращаю внимание на образование и специальность. Например, может случиться так, что в пошивочной не хватает рабочих рук, и если эта сестра по профессии – швея, тогда мы можем послать ее туда на подмогу. По-разному бывает. Но все-таки, особенно в последнее время, мирская профессия в обители чаще всего остается невостребованной. Поэтому сестра делает ту работу, которая нужна монастырю сегодня, а это может быть что угодно, в том числе и то, чем она никогда не занималась в миру. Помню, как в 2010 году оказалось, что на скотном дворе в Переделкино все, посланные нами туда сестры имели высшее образование, на что первым с удивлением обратил внимание Святейший Патриарх. В Переделкино? Да, в Патриаршей резиденции. Еще при Святейшем Патриархе Алексии там обустроили скотный двор, и несколько наших сестер было туда командировано.

http://pravoslavie.ru/122155.html

В Лавре могли проходить заседания Священного Синода Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом или же деловые встречи, а также награждения сотрудников и благотворителей Лавры. Всегда помнил Святейший Патриарх о большой келье преподобного Сергия — Духовных школах. Об этом свидетельствуют его посещения Академии в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы и награждения профессорско-препода­вательского состава. Его послания и телеграммы к началу учебного года, к престольному празднику и к выпуску были всегда очень назидательны. Он возглавлял праздничные богослужения, годичные акты, выпуски учащихся, вручая документы выпускникам Школы. Время Святейшего Патриарха Алексия — время возрождения храмов и монастырей Русской Церкви. При Патриархе Алексии Лавре стали возвращаться храмы и скиты, различное другое имущество. Его постоянное внимание и забота о Лавре постоянно чувствовались, он всегда внимательно вникал в документацию из Лавры, помогая решению различных возникавших вопросов. Можно сказать, что последним деянием Святейшего Патриарха по отношению к Лавре явилось награждение наместника епископа Феогноста орденом князя Владимира, хотя вручить орден он уже не смог. Приезд в Лавру её священноархимандрита — это благоговейная радость, начинающаяся с его встречи в Святых вратах и последующего шествия в Троицкий собор с пением. На трапезах, преподавая первосвятительское благословение, он всегда призывал братию Лавры творить молитвы о мире в Церкви, о единстве верующей паствы и твёрдом стоянии в Православии. Особая роль в возрождении Церкви и Православия в наши дни принадлежит священноархимандриту Свято-Троице-Сергиевой Лавры, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Вечная ему память! Протоиерей Алексий Уминский Большое видится на расстоянии; и в эти дни всё время вспоминаются эти слова. Наверное, масштаб личности Святейшего Патриарха Алексия с годами будет всё больше и больше возрастать в наших глазах, истинное значение для Русской Церкви и для страны его жизненного подвига будет становиться всё очевиднее. Но уже сейчас, когда я вспоминаю его и как-то пытаюсь осознать свои чувства, которые, конечно, не сегодня зародились, но сегодня получили печальную возможность для того, чтобы проявиться, что-то вырисовывается…

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Начало этих трудов Господь благословил отрадными явлениями в жизни нашей Церкви. Уже на следующий день после избрания Предстоятеля Поместный собор Русской православной Церкви издал деяние о прославлении в лике святых праведного отца Иоанна Кронштадтского — самоотверженного пастыря и молитвенника, непревзойденного проповедника слова Божия и чудотворца. Этим торжественным прославлением Церковь обратилась к тому примеру, которому надлежит следовать в новых исторических условиях архипастырям и пастырям многомиллионного православного народа России. На этом пути пастырского служения высочайшим примером служит Святейший Патриарх, который всегда видел главную задачу пастыря в возрождении духа и сердца человека. Свои мысли о пастырстве в наиболее яркой форме Его Святейшество обычно высказывает во время Епархиальных собраний московского духовенства. Анализируя эти выступления, мы приходим к выводу о том, что для Святейшего Патриарха абсолютно неприемлемы в сфере церковной жизни грубость, создание культа -батюшки-, безаппеляционность суждений, невнимание к нуждам человека, пришедшего в храм, бездеятельность и небрежение святыней. Он всегда отмечал, что главная отличительная черта пастыря, его духовного облика — это сердце милующее, способное воспринять чужую боль, как свою. Напоминанием об этой милующей и сострадающей любви, как основном принципе православного пастырства и христианского отношения к ближнему, явилось второе обретение мощей Преподобного Серафима Саровского, особо чтимого народом угодника Божия. Это событие ярко продемонстрировало начинающееся духовное возрождение России, укрепило дух Первосвятителя и его паствы накануне событий тревожного августа 1991 г. Святейший Патриарх Алексий считает неотъемлемой чертой истинного пастыря — открытость и расположенность к людям. Как сказал Президент России Владимир Владимирович Путин -сама личность Его Святейшества, Патриарха Российского чрезвычайно обаятельна. В Патриархе Алексии чувствуется сила духа, спокойствие, настоящая мудрость. Все это очень важно, ибо помогает ему в ежедневных трудах, а также рождает чувство единства среди православных россиян-.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010