Для меня идеалом духовного образования является московская, лаврская, школа. Там священник получает и образование, и, самое главное, воспитание. Нас воспитывали таким образом, что для нас смыслом жизни стала Церковь. — Ваше Преосвященство, а что такое быть московским викарием? Интересно узнать, каковы основные направления вашей работы и за что отвечает первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии... Каково это — совмещать монашество и административное руководство? — Быть московским викарием — это прежде всего исполнять поручения Святейшего Отца, помогать Патриарху в управлении очень большой и сложной епархией. Каждый большой городской приход — это не только забота об общине и здании храма, это еще и разнообразная социальная деятельность, это вовлеченность в жизнь и культуру микрорайона. А если речь идет о десятках приходов, составляющих викариатство, то очевидно, что проблем, которые должен помогать решать епископ, накапливается достаточно. В принципе, схожей работой мы занимаемся по линии Управления делами Патриархии: мы помогаем нашим епархиям чувствовать себя единой Церковью, единым организмом. Содействуем в реализации общецерковных решений и постановлений Архиерейских Соборов, наблюдаем за бесконфликтным течением церковной жизни. Помогать решать эти задачи митрополиту Варсонофию, управляющему делами Московской Патриархии, вместе с заместителем управляющего делами архимандритом Саввой (Тутуновым) в ежедневном режиме необходимо всем нам. И я в этом качестве ощущаю себя послушником Святейшего Патриарха и митрополита. В этом смысле те монашеские обеты, которым я верен, только помогают. — Владыка, в нашей беседе мы не можем не поговорить еще и о вашем служении в качестве наместника Новоспасского монастыря. Обитель эта преображается буквально на глазах, продолжается масштабная реставрация. Какие вопросы монашеской жизни в современном мире, на ваш взгляд, наиболее актуальны? — Рассказывая о современной жизни Новоспасского монастыря, я первым делом должен вспомнить и поблагодарить моего предшественника на посту наместника — владыку Алексия (Фролова), который здесь и погребен. Именно он заложил основные направления возрождения монастыря, он больше двух десятков лет управлял этой святой обителью. Я воспринял от него устоявшийся монастырь со своими традициями, принципами и сформировавшейся братией. Мы, как и многие его верные духовные чада, храним память о владыке Алексии. Духовное наследие я стараюсь сохранить и приумножить, продолжая традиции, заложенные архиепископом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5020571...

Музей по-прежнему содержит их, не получая за это дополнительных бюджетных денег. Сампсониевский собор при этом фактически стал домовым музейным храмом с ежедневными утренними и вечерними службами и свободным доступом посетителей. В Смольный, Исаакий и Спас-на-Крови туристов по-прежнему пускают за деньги (билет в первый стоит 150, в два остальных – по 250 рублей) (здесь и далее приведены цены для взрослых одиночных посетителей), а верующие в дни богослужений (в первых двух храмах это – субботы, воскресенья и церковные праздники, в третьем – только воскресенья и праздники) проходят свободно. " Притом у нас предусмотрены 14 категорий льготных билетов, – говорит пресс-секретарь музея Таисия Бартова-Грозовская. – Надо еще иметь в виду, что мы как государственное учреждение культуры имеем возможность содержать два убыточных собора (Сампсониевский и Смольный) за счет других. Епархиальные структуры поставили на повестку дня вопрос о передаче Церкви Смольного, – но не только собора, а всего комплекса бывшего монастыря, корпуса которого заняты различными государственными и образовательными учреждениями. Мы как музей готовы полностью передать собор Церкви (естественно, с предоставлением компенсационных площадей, ведь Смольный – концертная и репетиционная площадка нашего камерного хора). Но насколько затянется этот вопрос по остальным объектам, прогнозировать сложно " . Инициатив епархиальных структур по передаче Церкви занимаемых музеями храмовых помещений мы подробнее коснемся ниже. Пока же упомянем еще две идеальные модели совместного использования православных храмов. Обе, правда, сдобрены столичной спецификой. Первая – служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в соборах Московского Кремля, балансодержателем которых является Государственный музей-заповедник " Московский Кремль " . " Практика эта сложилась еще при предыдущем Предстоятеле Патриархе Алексии II, – напоминает глава пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла диакон Александр Волков. – Сейчас Патриарх служит в Кремле в среднем примерно каждый месяц: на большинство великих и двунадесятых праздников, в дни памяти московских святителей, а также в другие важные для Церкви и государства моменты (например, во время Архиерейского Собора или перед процедурой инаугурации Президента России).

http://religare.ru/2_99006.html

Музей по-прежнему содержит их, не получая за это дополнительных бюджетных денег. Сампсониевский собор при этом фактически стал домовым музейным храмом с ежедневными утренними и вечерними службами и свободным доступом посетителей. В Смольный, Исаакий и Спас-на-Крови туристов по-прежнему пускают за деньги (билет в первый стоит 150, в два остальных — по 250 рублей) (здесь и далее приведены цены для взрослых одиночных посетителей), а верующие в дни богослужений (в первых двух храмах это — субботы, воскресенья и церковные праздники, в третьем — только воскресенья и праздники) проходят свободно. " Притом у нас предусмотрены 14 категорий льготных билетов, — говорит пресс-секретарь музея Таисия Бартова-Грозовская. — Надо еще иметь в виду, что мы как государственное учреждение культуры имеем возможность содержать два убыточных собора (Сампсониевский и Смольный) за счет других. Епархиальные структуры поставили на повестку дня вопрос о передаче Церкви Смольного, — но не только собора, а всего комплекса бывшего монастыря, корпуса которого заняты различными государственными и образовательными учреждениями. Мы как музей готовы полностью передать собор Церкви (естественно, с предоставлением компенсационных площадей, ведь Смольный — концертная и репетиционная площадка нашего камерного хора). Но насколько затянется этот вопрос по остальным объектам, прогнозировать сложно " . Инициатив епархиальных структур по передаче Церкви занимаемых музеями храмовых помещений мы подробнее коснемся ниже. Пока же упомянем еще две идеальные модели совместного использования православных храмов. Обе, правда, сдобрены столичной спецификой. Первая — служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в соборах Московского Кремля, балансодержателем которых является Государственный музей-заповедник " Московский Кремль " . " Практика эта сложилась еще при предыдущем Предстоятеле Патриархе Алексии II, — напоминает глава пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла диакон Александр Волков. — Сейчас Патриарх служит в Кремле в среднем примерно каждый месяц: на большинство великих и двунадесятых праздников, в дни памяти московских святителей, а также в другие важные для Церкви и государства моменты (например, во время Архиерейского Собора или перед процедурой инаугурации Президента России).

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_i_muz...

Вторая публикация по интересующей нас теме появилась в молодежной газете 9 июня. Из небольшой заметки (по факту — это краткий репортаж с места событий) мы узнаем, что новым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, что выборы Предстоятеля Русской Православной Церкви проходили в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. Автор подробно описывает процедуру выборов и проводит аналогии с «обычными съездами и сессиями, на которых также формируются мандатная, редакционная и счетная комиссии и, разумеется, секретариат». Перед тем как проинформировать читателей о тех кандидатах, которых избрал накануне в Даниловом монастыре Москвы Архиерейский Собор и между которыми разыгралась борьба за Московский Патриарший престол, журналист отмечает, что перед началом голосования «проходили еще какие-то процедуры». Однако о них журналистам неизвестно, «так как дальнейшее происходило при закрытых дверях, и представители прессы при сем не присутствовали». Завершается материал краткой биографией нового Патриарха Алексия II. Относительно ситуации вокруг смерти Предстоятеля Русской Православной Церкви и выборов нового Патриарха Московского и всея Руси в Московском комсомольце опубликован только один текст — от 9 июня, в котором со ссылкой на ТАСС сообщается, когда и где был избран новый Святейший Владыка, а также кратко приводится биография митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Газета, отстаивающая права профсоюзных организаций и их членов — Труд — сообщает своим читателям о выборах Патриарха один раз. При этом в публикации от 9 июня наблюдается присущая данному изданию тематика: текст называется «Карьера Патриарха». В заметке вкратце рассказывается о митрополите Ленинградском и Новгородском Алексии, о том, когда он был рукоположен, пострижен в монашество, когда и кем был избран на Московский Патриарший престол, кого победил на выборах, где пройдет интронизация. Таким образом, в 1990 году выборам Патриарха Московского и всея Руси на страницах центральной прессы уделялось немного внимания. По большей части все опубликованные материалы — небольшие заметки сухого содержания. Только в газете Правда можно прочитать воспоминания о Патриархе Пимене Владимира Черткова, да в Комсомольской правде явлено разнообразие материалов — интервью и краткий репортаж с изложением множества нюансов о выборах Патриарха. Из этих материалов нам становится известно, что диалог между Церковью, государством и обществом шел на страницах прессы в 1990 году, что журналисты допускались на официальные церковные мероприятия и могли присутствовать на публичных частях сугубо церковных событий.

http://bogoslov.ru/article/911914

12. Ежегодной премии Фонда единства православных народов, учредителем которого был покойный Предстоятель Русской Церкви, присвоить имя Святейшего Патриарха Алексия II. 13. Провести в феврале 2009 года Дни памяти почившего Предстоятеля Церкви, приуроченные к восьмидесятилетию со дня его рождения. Поручить Управлению делами Московской Патриархии организацию и проведение означенного мероприятия. 14. Священный Синод призывает всех архипастырей, пастырей, монашествующих и верных чад Русской Православной Церкви хранить память о блаженнопочившем Святейшем Патриархе Алексии II. Образ Первосвятителя, все силы полагавшего ради служения Богу и людям, ради возрождения Церкви и духовного просвещения наших современников, да послужит добрым примером для ныне живущих и будущих поколений православных христиан Руси. Пусть память о почившем Первоиерархе, который столь много сделал для сохранения и упрочения единства Церкви, поможет нам сегодня еще теснее сплотиться, дабы совершать в мире и братолюбии дело Божие, принося Господу добрый плод. Журнал 96 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором будет избран на вдовствующий Московский Патриарший Престол Предстоятель Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви в городе Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 27 по 29 января 2009 года (часть 1 пункта 2 главы II Устава Русской Православной Церкви). 2. Провести Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в городе Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 25 по 26 января 2009 года (часть 4 пункта 2 главы II Устава Русской Православной Церкви). 3. Образовать Комиссию по подготовке Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви в составе: 1. Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — председатель Комиссии; 2. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир; 3. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Краткое, смиренное пение Царю небесный – и второе заседание Собора начинается. Оглашение состава Собора и порядка избрания, затем небольшой доклад о Соборе 1918 г., избравшем Патриарха Тихона, а далее – длинный трактат о деятельности Богословского Института. Верующим не терпится, хочется, чтоб скорее переходили уже к самому основному, но вместе с тем мерная речь ректора Института дает немного отдохнуть и набраться сил для дальнейшего... После доклада зачитывается резолюция о деятельности Богословского Института, возносящая молитву Господину жатвы, яко да изведет делателей на жатву Свою ( Мф 9:38 , ср Лк 10:2 ), и здесь – перерыв перед началом выборов. Легкое, недлительное оживление. Русские святители облекаются в мантии. Радостное нетерпеливое ожидание, и вдруг – тихое пение архипастырей: Днесь благодать Святого Духа нас собра – живое воспоминание Вербного воскресенья, и здесь же – о Кресте... И вси вземше крест Твой глаголем. Дрожь проходит по телу при пении этой стихиры. Неповторимые мгновения... Начинаются выборы. Мерно, с суровой важностью звучит голос настоятеля кафедрального собора, предлагающего вопросы преосвященным о том, кого они желают иметь Патриархом. Опрос идет, начиная с младших по хиротонии архиереев. Последние встают вместе со своими представителями и, называя кандидатуру, кланяются избираемому. Некоторые голоса звучат поспешно, некоторые с интонацией и одушевлением. Чудное зрелище епископов Божиих, облеченных знаками великой власти... Собор единодушно и единогласно избрал Преосвященнейшего Местоблюстителя Патриархом Московским и всея Руси. Все встают. Троекратное аксиос и торжественное пение Тебе Бога хвалим. С волнением раздаются после этого слова Митрополита Николая, говорящего Преосвященнейшему Алексию о единогласном избрании “Его СвятыниПатриархом Московским и всея Руси”. Лик новоизбранного Архипастыря бледен; он, смиренно наклонив голову, благодарит за оказанную ему честь избрания и вместе с тем с глубоким чувством просит о молитвенной помощи в деле, превосходящем естественные силы человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Осенью 1944 г. Красная Армия освободила Прибалтику, за исключением Курляндского полуострова, где остатки разбитых немецких войск сопротивлялись до мая 1945 г. После убийства митрополита Сергия (Воскресенского) по его завещанию временно управляющим Виленской и Литовской епархией стал епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), возведенный в сан архиепископа. В конце войны он выехал в Чехословакию, затем вернулся и был назначен на Пинскую кафедру. На Виленскую кафедру 13 апреля 1945 г. был поставлен перешедший из обновленческого раскола архиепископ Корнилий (Попов); ему же было поручено и временное управление Рижской и Латвийской епархиями, остававшимися вакантными после отъезда епископа Рижского Иоанна (Гарклава) в Германию. Сложнее, чем в Литве и Латвии, складывалась ситуация в Эстонии, где во время оккупации произошел раскол и часть приходов во главе с митрополитом Александром (Паулусом) отделилась от экзарха Московской Патриархии митрополита Сергия (Воскресенского). Митрополит Александр бежал из Эстонии вместе с отступавшими немецкими войсками, впоследствии образовав в Стокгольме схизматический Синод, который он объявил состоящим в юрисдикции Константинопольской Патриархии. После смерти митрополита Александра в 1953 г. этот Синод, оставшись без епископов, продолжал все-таки притязать на представительство не существующей в действительности Эстонской Автономной Церкви. 5 марта 1945 г. в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и на совещании с членами раскольнического Синода Эстонской Православной Церкви достигнута была договоренность о возвращении схизматических приходов в юрисдикцию Московской Патриархии и об упразднении Синода. Правящим архиереем Таллинским и Эстонским был назначен архиепископ Павел (Дмитровский). По предложению архиепископа Григория в совет, заменивший прежний Синод, было включено равное число священников русского и эстонского происхождения. Принято было также решение изъять из богослужебной практики эстонских приходов протестантские новшества: пение гимнов и игру на органе. Самый акт воссоединения находившихся в расколе эстонских приходов с Матерью Церковью состоялся в Никольском соборе Таллина 6 марта 1945 г. Чин богослужения был подобен тому, который употреблялся при воссоединении обновленцев. Председатель упраздненного Синода Эстонской Церкви протоиерей Христофор Винк от лица всех присоединяемых прочитал и вручил архиепископу Григорию акт о том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В ответном слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Радуюсь, что Господь в канун праздника Сретения сподобил меня совершить вместе с вами божественную службу в этом прославленном московском храме Всех святых на Соколе... Я хорошо знаю храм на Соколе и радуюсь большим положительным переменам, которые здесь произошли». Говоря об отмечаемом ныне двунадесятом празднике, Предстоятель сказал: «Дай Бог, чтобы у каждого из нас была своя встреча с Господом... Мы видим Бога там, где Он так ярко и сильно присутствует, — в красоте мира, который нас окружает, в той красоте, которая исходит из рук Божиих и несет в себе печать Божественного присутствия. Нам иногда трудно различить Господа в своей жизни, хотя Он является нам, творя милость или по-отечески нас вразумляя и наказывая, ведя по жизненной стезе». Видеть Божие присутствие в жизни означает жить реальной духовной, молитвенной жизнью, отметил Святейший Патриарх Кирилл. 15 февраля, в день праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, перед открытием XVII Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением молились участники XVII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году открытие ежегодных Рождественский чтений было перенесено на более поздний срок и приурочено к празднику Сретения Господня в связи с сорокадневным трауром о почившем Святейшем патриархе Московском и всея Руси Алексии II и работой Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл еще раз поздравил собравшихся в Храме Христа Спасителя с великим двунадесятым праздником Сретения Господня, сказав: «Как Богоматерь по закону принесла в храм Младенца Иисуса, так же важно, чтобы и современные родители, исполняя закон веры и закон Церкви, приносили в храм Божий своих детей и преподавали им основы веры».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

— Обозримое будущее — это 2017 год или следующий? — Скорее следующий, чем этот. Но на Архиерейском Соборе уже запланирована дискуссия по данному вопросу. Церковь ведь не случайно проявляла в этом вопросе осторожность. Первоначальные экспертизы были проведены, во-первых, очень поспешно, во-вторых, Церковь туда вообще не допустили, хотя она с самого начала говорила: «Чтобы результаты были признаны, необходимо наше участие». — Почему это участие было так важно? — Церковь всегда говорила, что мы должны получить убедительные доказательства подлинности, поскольку для нас это мощи — мы канонизировали всю Царскую семью. Речь идет о подлинности останков, которые будут почитаться как святые мощи. Поэтому Церковь настаивала на том, чтобы быть допущенной к этим экспертизам. Сейчас она допущена в качестве наблюдателя. — Как это технически происходит? Представители Церкви сидят в лаборатории? — Об этом лучше расскажут те, кто в этом участвует, но способы, чтобы представители Церкви могли убедиться в чистоте эксперимента, есть. И это требование сейчас соблюдаются. Именно поэтому я думаю, что решение Церкви по данному вопросу не за горами. — Если использовать светскую терминологию, Вы — министр иностранных дел Русской Православной Церкви. Как Вы оцениваете роль Московского Патриархата за рубежом и что можно назвать последними достижениями? — Безусловным достижением была встреча Патриарха с Папой Римским. Целый ряд достижений связан с зарубежными поездками Патриарха, потому что каждая поездка является не просто протокольной: всегда есть определенная церковно-политическая значимость. Например, совсем недавно Патриарх посещал Румынию. Это был первый за много десятилетий визит. Последним Патриархом, посещавшим Румынию, был Святейший Патриарх Пимен . При Патриархе Алексии такой обмен визитами стал невозможен из-за действий Румынской Церкви на территории Молдавии. — Расскажите подробнее о планах открытия НКО на Ближнем Востоке. Чем они будут заниматься? — Пока об «открытии НКО» говорят только блогеры. Никаких конкретных планов не существует, как нет и миллиардеров, выстроившихся в очередь для оказания помощи. Все это фантазии.

http://patriarchia.ru/db/text/5072791.ht...

В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины. Современное состояние [ править править код ] В мае 1990 года, в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. Первые немногочисленные сестры, прибывшие в нашу обитель, во всей полноте испытали на себе трудности возрождения некогда прославленной святыни. Запустение, разруха, поруганные храмы, обилие мусора и отсутствие самых необходимых условий для жизни. Ныне главный храм обители - собор во имя Пресвятой Троицы восстановлен почти полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, в скором времени будет восстановлено и его богатое и благолепное внутреннее убранство, прежде всего иконы и росписи. 22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия. За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры XVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии. Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сыпанов...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010