1) Богословская школа при университете, считающаяся лишнею в университете, с начала её учреждения содержится очень бедно, и потому она никогда не имела более шести профессоров. В последнее время даже и это число уменьшилось до четырех, каковое число совершенно недостаточно для систематического богословского образования учащихся, хотя бы учащие считались самыми трудолюбивыми и самыми учеными профессорами. 1344 Студенты записываются в эту школу, одни из истинной любви к науке, а другие или потому, что вынуждены к этому какими-либо внешними побуждениями или из желания пользоваться стипендиями из оставленных некоторыми благочестивыми людьми, по завещанию, капиталов; эти последние записываются в богословскую школу, а слушают лекции чаще всего в других школах (на других факультетах). Отсюда понятно, почему плоды богословской школы нашего университета не соответствуют надеждам Церкви и нуждам нации. Может ли эта школа дать много кандидатов, которые бы отличались надлежащим церковным образованием, силою красноречия и церковно-административными способностями? Конечно, нет. В других местах существуют школы, которые, хотя и не имеют великого титула университетской школы, однако приносят добрые плоды, выпуская воспитанников лишь по имени низших, чем кандидаты Богословской университетской школы, а в сущности более выдающихся в церковной иерархии. Мы согласны признавать, что и у нас находятся люди, отличающиеся церковным обра- —265— зованием и глубокой ученостью; нескрываем, что и среди клириков и среди светских богословов находятся ученые делающие немалую честь богословской науке. Но таковые или получили свое образование в других местах или, будучи способными от природы, неустанным трудом саморазвития достигли того, что отличаются от других, хотя, при столь долгой жизни наших школ, мы не можем указать ни одного ни Иконома, ни Минятия, ни Вамву, ни Дуку, ни Феотоки, ни Булгариса; тогда как, при лучших условиях, в течение стольких лет со времени основания университета, среди его школ должна была бы иметь первое в христианском мире научное место наша Богословская школа, на которую обращал бы свои взоры весь ученый мир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он-то, против всякого чаяния восстановил и совершенно утратившего надежду на выздоровление сына того христолюбивого Элиана, что был схоластиком в Газе. Он и есть тот, кто молитвою своею приносит чадородие женам неплодным. 19 . Некогда злые люди в полночь взломали дом добродетельного человека и затем собирались утащить найденный в нем скарб; но ангелоподобный Феогний, явившись к спящему глубоким сном домохозяину и разбудив его, воспрепятствовал воровству и отдал подкапывавшихся под стену людей в руки благочестивого мужа. 20 . Один давний подвижник, немало вмещавший в себе высшего разумения, проживая в моем доме, подвергся какой-то противной болезни, я же старательно приводил к нему всех городских врачей, и хотя много потрудился для его исцеления, но все же не мог ему принести пользы. Я сильно горевал слыша пронзительные крики и громкие стоны подвижника. Некоторые из знатных лиц города и из самих Эллинов, совершающих в Аскалоне жертвоприношения и возлияния, знавших и прежде этого подвижника, приходили его навестить, но не были в состоянии нисколько способствовать его излечению, и, соболезнуя страдальцу могли только плакать вместе с ним. Вскоре, однако, когда великий проезжал через Витилий, я задержал его и попросил 7 ..........потому что он вовсе не был сребролюбцем, а более всякого другого милосерд, сочувствен и человеколюбив. 21 . Вы конечно знаете Антипатра, который прежде имел власть дука: он был жесток и очень дерзок, как говорили видавшие его в ту пору в городе; я же, проживая в пустыне, не видал этого человека в лицо. Один клирик Витилиянин, обвиненный в каком-то преступлении был отправлен к дуку и по его приказу посажен в тюрьму; он думал, что ему угрожает смертная казнь. Когда все друзья в страхе от него отступились и никто не мог или не желал прийти на помощь, покойный Феогний по собственному побуждению решился по этому делу походатайствовать у дука. Многие его удерживали, говоря: Из уважения к самому себе, отче, останься на своем месте: ведь если ты по этому делу пойдешь к Антипатру, то воротишься сюда оскорбленный не по достоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он, прожив много лет, украшен был достоинствами глубокой старости, находился на самом закате жизни, и стараниями его прекратились войны, в остальном же был добронравным и достойнейшим. Не мог он плода сердца своего на свет произвести и явить сущий в глубине колос, ибо держали всю власть родственники Феодоры, бывшей царицы, которые вовсе не считались с Михаилом, точно он был не вовремя выросшим кочаном капусты, без листвы, старым и уже увядшим, ибо был он связан страшными клятвами, что отдаст им все: и право решения, и власть над людьми. Был он поэтому, словно тень, и лишь по имени царь, вся же власть в их руках была, а тех пестунов приставила к Михаилу Феодора как хранителей, и советников, и отцов державы, ибо, как говорится, старики – это вдвойне дети. Поэтому все приходящие и являющиеся к ним и все совершающие по воле их получали обильные дары. Мужи же бранные, в бою искусные и принадлежавшие к славным родам и корням, имевшие происхождение благородное и предков храбрых, были отринуты, словно это дешевые глиняные горшки. Решил убедиться в справедливости слухов этих Комнин, ему же имя Исаакий, храбростью завоевавший великую славу, ибо руки его были готовы на всякие благие дела, а грудь словно создана была для битвы. Приступил он к Михаилу, рассчитывая получить от него богатые дары, но не оправдались его надежды, не обрел он цветов, а получил в поругание терние от злых садовников царского сада. И разгневался, претерпев такое унижение, и привлек на свою сторону Константина Дуку и многих других, прославленных великим богатством и происходящих из славных родов, и собрал воинов из Азии, оружие носящих, и напал на царя, решив свергнуть его с престола. Услышал об этом Михаил, трясущийся старец, и понял сам, что недостоин он царского сана и что на краю могилы уже стоит, хилый старец, и готов был сойти с престола и уступить его. Но те, кто управляли кораблем царствования, не о спасении его помышляя, но готовые потопить и погрузить корабль богатейший в водах тяжкошумящих, сего старца против воли посылают – едва живого – на битву. И началась междоусобица, и десницы греческие на греков же сулицы острят и копья, и обагряют друг друга кровью междоусобий, и серп простирается, разделяя друзей и поднимая их друг против друга, словно в помрачении, и чада одного отца друг против друга свирепо борются. Но оказался Комнин удачливей в брани и города, первого среди городов, достиг быстрее, чем на крыльях, и, венец возложив на себя, объявил себя самодержцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он должен был присоединиться к войску, ранее высланному и по малочисленности не решавшемуся вступать в сражение с турками, подкрепить его и сдерживать турецкие набеги. Бессмертные, представлявшие собой войско избалованное, были недовольны тем, что их отправили сражаться на Восток, а главное, они были привержены к Дукам. 937 Между бессмертными и Константином Дукой произошло соглашение, и едва Константин переправился из Византии в Хрисополь, он был провозглашен императором. Вотаниат принял меры к обороне, а между тем начал переговоры с бессмертными, предложил им подарки, почетные титулы и право возвратиться назад, в Византию. Переговоры увенчались успехом: войско возвратилось в столицу, выдав с головой Константина Дуку, который был пострижен и отправлен в ссылку. 938 В конце 1080 года возмутился против Вотаниата Никифор Мелиссин, женатый на Евдокии Комниной, тот Мелиссин, которого армянские историки представляют не только претендентом, но и императором, царствовавшим после Вотаниата в течении 4–6 месяцев и свергнутым с престола Алексеем Комнином. 939 Мелиссин в одном отношении пошел по следам Вотаниата – точно так же основал свои надежды на престол на пособничестве турок; облекшись в императорские одежды, обходил в сопровождении турок малоазиатские города и заставлял признавать свою власть. Операционным своим базисом он избрал Никею. Вотаниат, вынужденный начать с ним борьбу, предложил начальство над войском Алексею Комнину. Но Комнин отказался от этой чести, ссылаясь на свое родство, могущее дать недоброжелательный повод в случае неудачи оклеветать его, Комнина. Тогда начальство было вручено протовестиарию, евнуху Иоанну. Евнух Иоанн направился к Никее с войском, осадил ее и потребовал сдачи. Осажденные обнадеживали его обещаниями до тех пор, пока не явились на выручку турки и не заставили евнуха отступить. Евнух со стыдом возвратился в столицу, а Мелиссин придвинулся еще ближе и расположился лагерем при Дамалисе. 940 Алексей Комнин в родстве с зятем, Мелиссином, нашел благовидный предлог к тому, чтобы отказаться от похода в Азию, но действительной причиной, заставлявшей его держаться поближе ко двору и к западным областям Империи, был собственный его замысел, давно 941 уже лелеемый, – выступить претендентом на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Константин Дука должен был принять в соображение интересы этих людей и оправдать ожидания, на него возлагавшиеся. И действительно, он принимается за исправление того, что сделано было Комнином неприятного: лица, удаленные им и лишенные почестей, возвращаются и восстанавливаются в достоинствах. 806 Деятельность Дуки по управлению государством тоже пошла по направлению, противоположному направлению Комнина. Пселл замечает, что он объединил два доныне враждебных элемента, сословие гражданское и военное, 807 но эти слова верны лишь в том отношении, что представителям военного сословия он не преграждал дороги, точно так же как и представителям сословия гражданского. Совсем другой вопрос, какого рода была та деятельность, на которую преимущественно обращал внимание Дука. Военными делами он совершенно пренебрегал, забывал о них; будучи по природе человеком характера мирного, хотя по рождению и социальному положению принадлежа к военному сословию, он направлял свои заботы на ту сферу государственной жизни, которая отвечала его внутренним наклонностям. Наклонности его известны были Комнину, известны они были и той партии, которая благоприятствовала его возведению на престол, за них партия, может быть, и предпочла Дуку кому-нибудь другому, и еще вопрос – имел ли бы он успех, если бы по своей натуре представлял задатки иной деятельности. Дука обратил все свое внимание на мирные государственные отправления, на правосудие и еще более на фискальную систему, относительно которой он обнаружил большие способности, еще не будучи императором. 808 Пристрастие в этом отношении он довел до крайности, развилось сутяжничество и в судебной практике возобладала система конфискаций. Для людей военного сословия, искавших выгодной работы, предоставлялся единственный исход: окунуться в сферу, столь любезную императору; поэтому сутяжничество входит в нравы военного сословия и стратиоты превращаются в сборщиков податей. Такой порядок вещей не мог быть приятен истинным патриотам, которые видели, что военное дело приходит в упадок, внешние враги государства становятся смелее и безнаказанно разоряют пограничные области.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Для правильности суждения здесь необходимо констатировать тот вывод относительно Керуллария, получаемый из знакомства с его письмами и его поведением, что он был далек от мысли придавать опреснокам решающее значение в вопросе об отношениях между Церквами. По поводу вышеуказанного письма Доминика Градского к Петру Антиохийскому, Петр Антиохийский написал не позже апреля 1054 г. послание-трактат к Доминику. 2991 Это свое послание, проникнутое примирительным духом и свободным взглядом на обрядовые разности, патриарх Антиохийский через антиохийского дуку Романа Склира препроводил в копии к Михаилу Керулларию. Понятно, как должен был бы отнестись к нему Керулларий в том случае, если бы он придавал большое значение опреснокам. Он должен был бы разубедить Антиохийского патриарха, показать ему, что он ошибается, считая опресноки такой маловажной вещью, что в действительности латиняне погрешили против правой веры, изгнав из евхаристийной практики квасной хлеб. Но этого Керулларий не делает. Он действительно старается убедить патриарха Петра, что латиняне веруют не право, но достигает этого иным путем, разъясняя, что не опресноками только отличаются латиняне от греков, что они разногласят и во многих других пунктах, в том числе и в догмате об исхождении Св. Духа. 2992 Этим самым Керулларий как бы желал сказать, что вопрос об опресноках сам по себе еще не важен, из-за него еще не следовало бы налагать отлучение на латинян, между тем в 1053 г. вопрос был поднят и из-за него начато в Византии преследование против латинян. Обстоятельство решительно непонятное и по законам здравого смысла необъяснимое, если не предположить, что в основе скрывались другие мотивы, а вопрос об опресноках был ширмой, прикрывавшей эти мотивы. Помимо таких мотивов это обстоятельство возможно было бы объяснить лишь одним способом, а именно, что в течении года у Керуллария произошел переворот в мыслях: в конце 1053 г. он считал опресноки чрезвычайно важным отступлением, даже уклонением от веры, а в конце 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Пока не наступила пора начать серьезную войну на юго-западной окраине, защита этих отдаленных владений лежала на стратиге Сицилии. Нужно думать, что в его распоряжении были значительные военные силы. Патрикий и стратиг Сицилии не раз объявлял себя императором, таков Сергий в 718г., таков Елпидий в 781 г. В истории борьбы за итальянские владения важное значение принадлежит также дукам Неаполя. Под властью их была береговая полоса от Палермо до Террачины. После падения экзархата в Неаполе находим дуку Григория в чине спафария, который управляет своей областью в зависимости от патрикия — стратига Сицилии. Неаполитанское духовенство то стояло на стороне папы и под его духовной властью, то склонялось к константинопольскому патриарху. К концу VIII в. Неаполь стремится к независимости, первым автономным дукой был Стефан, соединивший потом в своих руках и церковную власть. По его смерти власть над Неаполем перешла к его сыну, а потом к зятю. Номинально признавая власть императора, неаполитанский дука, тем не менее, преследует задачи политического отделения от Византии. Так постепенно исчезает на монетах изображение императора и заменяется патроном города св. Ианнуарием. Политическая судьба Неаполя зависит от его северного соседа, беневентского герцога; в борьбе с Беневентом выработался у неаполитанцев местный патриотизм. Ввиду постоянной опасности с севера беневентские дуки дорожили своими отношениями к Византии и нередко искали союза и помощи у сицилийского стратига. Такие отношения продолжались здесь до начала IX в., когда арабы начали делать высадки и завоевания в Сицилии и Южной Италии. Падение лангобардского королевства в 774 г. не сопровождалось непосредственными последствиями для Южной Италии, хотя она находилась под властью лангобардов. Главнейше здесь господствовал герцог Беневента, владения которого после каролингских походов нисколько не сократились, и сам герцог, приняв титул князя, продолжал быть представителем лангобардского независимого народа в Италии. На северо-западе это княжество граничило с Римским дукатом, причем лангобарды господствовали долиной р.

http://sedmitza.ru/lib/text/442850/

Опасаясь возможной насильственной смены правительства, Е. М. вышла замуж за дуку Сердики полководца Романа Диогена, незадолго до этого попавшего в тюрьму по обвинению в мятеже. На суде Роман был приговорен к высылке на родину в Каппадокию. В кон. 1067 г. он был вызван в К-поль, возведен в магистры и назначен стратилатом. В ночь с 31 дек. 1067 на 1 янв. 1068 г. Роман был тайно введен во дворец, а наутро официально провозглашен императором. Противники замужества Е. М. во главе с Пселлом и кесарем Иоанном Дукой не смогли этому помешать. Согласно договору между Романом и Е. М., новый император должен был царствовать вместе с сыновьями Константина X. От брака Е. М. с Романом родились сыновья Никифор и Лев. В 1071 г., во время одного из походов против турок-сельджуков, войско Романа было разбито в битве при Манцикерте. После того как известие об этом достигло К-поля, противники Романа во главе с кесарем Иоанном и Пселлом объявили о низложении Романа. Осенью 1071 г. сын Е. М. Михаил VII был провозглашен императором в К-поле, а Е. М. была пострижена и отправлена в основанный ею мон-рь Пиперудион. При имп. Никифоре III Вотаниате (1078-1081) Е. М. было разрешено вернуться в К-поль и было выделено богатое содержание ( Mich. Attal. Hist. 304-305; Scyl. Hist. 742). В научной лит-ре высказывались предположения, что Е. М. и Роман IV изображены на диптихе из слоновой кости, хранящемся в Кабинете медалей Национальной б-ки в Париже, однако большинство исследователей считают, что на нем представлена не Е. М., а Евдокия Ингерина со своим мужем имп. Романом I Лакапином. Лит.: Flach J. L. M. Die Kaiserin Eudocia Macrembolitissa. Tüb., 1876; Polemis D. I. Notes on 11th Cent. Chronology//BZ. 1965. Bd. 58. S. 60-76; idem. The Doukai: A Contribution to Byzantine Prosopography. L., 1968. P. 29, 36 f., 42 f.; Ostrogorsky. Geschichte. S. 282-285; Kalavrezou-Maxeiner I. Eudokia Makrembolitissa and the Romanos Ivory//DOP. 1977. Vol. 31. P. 305-325; Walter C. Marriage Crowns in Byz. Iconography//Zograf. 1979. Vol. 10. P. 87, 91; Ferluga J. Eudokia Makrembolitissa//LexMA. Bd. 4. Col. 74-75; Brand C. M., Cutler A. Eudokia Makrembolitissa//ODB. Vol. 2. P. 739-740; Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Визант. писатель и гос. деятель Михаил Пселл. Михаил Пселл: Личность и творчество. СПб., 2001; Скабаланович Н. А. Визант. государство и Церковь в XI в. СПб., 20042. Кн. 1. С. 218-224. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/187097.html

– Буква в этой форме, по наблюдениям Монфокона, есть принадлежность памятников IX и следующих веков (Palaeographia: стр. 337), нельзя, впрочем, сказать, исключительная, потому что и в XI веке употреблялась та же буква в форме Ξ (Бöка Corpus inscription, IV: 8713, 8716:8718). Мне известна эта форма буквы в Лествице Синодальной библиотеки 992 года, в Беседах Иоанна Златоустог о 1006 года той же библиотеки 75), в вышеупомянутом сборнике житий святых 1063 года, в надиси над вратами св. Петра в Палермо 1081 г. ( Gualteri, Sicil. Antiq. стр. 96). – Что касается до буквы в Форме Ψ, то хотя мне и неизвестно ни одного случая её употребления, тем не менее, на основании перемен в написании этой буквы, позволяю себе думать, что эта форма есть явление довольно позднее. Припомню ещё, что ω с хвостом внизу употребляется в глаголице. Палеограф может сверх того заметит, что такое правильное и подробное обозначение знаков надстрочных, какое видим в надписях ковчежца, не указывает на VIII век, к которому бы надобно было отнести этот сосуд, если бы императора Константина считать Константином Копронимом. III Изображение императорской четы на стенке ковчежца важно для археолога ещё и по общей постановке своей: императорская чета изображена благословляемой руками Спасителя. Есть почти такие же изображения императора Романа и его супруги Евдокии, и императора Никифора Вотаниаты, и его супруги Марии (оба отмечены выше). Нет сомнения, что такие изображения, не определяя собственно века, дают знать о годе, к какому относятся. Они уместны более всего, как память о венчании; изображение Романа и Евдокии может быть поэтому отнесено к 1068 г.; изображение Никифора и Марии к 1078 г. Так, если бы на стенке ковчежца был изображён Константин Копроним с Евдокией, то изображение могло бы быть отнесено к 769 году, а если бы Константин Дука с Евдокией, то к 1059 году. Нет ли же данных, которые бы помогли решить, какой из этих двух Константинов изображён на ковчежце? Что изображён не Константин Копроним, можно думать только на основании одного данного: Константин Копроним был жестокий гонитель икон, и не позволил бы изобразить при себе образа Спасителя. При этом представляется ещё: Константин Копроним венчал свою третью супругу Евдокию на двадцать восьмом году царствования, следовательно, кажется, не мог бы в это время быть изображённым с державою без креста. Возможно было представить императрицу Евдокию и детей с державой без креста, когда императором самодержавным был Василий. Возможно было представить с державой без креста и Константина Дуку, когда ещё жив был император Исаак Ангел, назначивший его на своё место и удалившийся в монастырь. Он умер уже в 1061.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Христос коронует Михаила VII Дуку и Марию Аланскую. Миниатюра из поучений свт. Иоанна Златоуста . 1071 - 1081 гг. (Paris. Coslin. 79. Fol. 1v) Христос коронует Михаила VII Дуку и Марию Аланскую. Миниатюра из поучений свт. Иоанна Златоуста . 1071 - 1081 гг. (Paris. Coslin. 79. Fol. 1v) После разгрома К-поля крестоносцами в 1204 г. Грузия подчиняет себе заселенное картвельскими племенами Юго-Вост. Причерноморье. Причерноморские города в М. Азии: Трапезунд, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиора и Ираклия - были включены в состав новопровозглашенной Трапезундской империи, императором к-рой стал царевич Алексей Комнин, родственник груз. царицы Тамары, получивший воспитание при груз. дворе. После освобождения Михаилом VIII Палеологом К-поля в 1261 г. и восстановления В. и. грузино-визант. отношения были возобновлены. В 1267 г. царь Зап. Грузии Давид VI Нарин взял в жены дочь Михаила Палеолога. В 1240 г. вся Вост. Грузия была захвачена монголами. По договору царицы Русудан с монголами Зап. Грузия брала обязательство платить дань и поставлять войско. Фактически с этого времени Вост. и Зап. Грузия политически и экономически обособились. В XIII-XIV вв. отношения между Грузией и В. и. складывались под знаком соперничества за первенство в Причерноморье. Внешнеполитические интересы стран скрестились в Трапезундской империи. В. и. старалась посредством династического брака молодого имп. Трапезунда Иоанна II (1280-1297) восстановить свое влияние в Причерноморье. В ответ на это царь Зап. Грузии Давид Нарин начал боевые действия против Трапезундской империи. Противостояние Грузии и Византии в этом регионе длилось неск. десятилетий. В 1314 г. на престол в Вост. Грузии был возведен Георгий V, к-рый воссоединил груз. земли. В период его правления Грузия и Византия выступали за восстановление прав христиан на Св. земле, свидетельством чего явилось совместное посольство к егип. султану, но противоречия между Грузией и В. и. в Причерноморье сохранялись. Царица Тамара с супругом Георгием III в молении Богоматери. Роспись ц. Успения Божией Матери в Вардзиа (Грузия). Мастер Георгий. 1184 - 1186 гг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010