Из приведённого выше свидетельства анонимного греческого хронографа о браке Феодора Ласкариса с дочерью армянского князя Левуна мы уже знаем, что император по какому-то неудовольствию развёлся с женой, что, по-видимому, случилось вскоре после брака; по крайней мере, известие о том и другом событии (браке и разводе) помещены в хронографе рядом. В таком же виде представляет оба события и Георгий Акрополита – с тем только различием, что он не называет второй жены Феодора Ласкариса ни дочерью, ни вообще родственницей армянского государя, а выражается о ней глухо: γγετο ( βασιλες) ξ ρμενας γυναχα. Δυσαρεστσας δ πρς ατν π τν δαν πατρδα Κιλικαν κπμπει 787 . Не показывает ли этот способ выражения, что Акрополита был лучше осведомлён о настоящей причине развода императора со своей женой-армянкой, чем позднейший и менее близкий к Никейскому двору автор анонимного хронографа, но не находил удобным объявлять эту причину во всеобщее сведение, так как она роняла честь и достоинство царствующей династии? Указание на непродолжительность супружеского сожития Феодора Ласкариса с армянской принцессой и вместе на действительную причину его развода с ней получается ещё из сопоставления следующих обстоятельств. По свидетельству Акрополиты, названный император имел от этой жены своей сына Константина, которому в год смерти отца († 1222) было восемь лет 788 . Следовательно, необходимо допустить, что Ласкарис жил со своей супругой-армянкой, по крайней мере, 9 месяцев. А если так, то имея в виду, что издаваемая синодальная грамота писана в конце 1213 года (январского) и что самый брак императора с подставной дочерью армянского князя, по случаю Рождественского поста, не мог быть совершён прежде начала следующего 1214 года, мы не погрешим против требований исторической критики, если отнесём развод Ласкариса с Филиппой к 1215 году, когда, как выше замечено, Леон II выдал действительную дочь свою Риту-Стефанию за Иерусалимского короля Иоанна Бриена. По случаю этого брака всего легче мог обнаружиться обман, какой имел место при вступлении Феодора Ласкариса во второй брак, – и вот действительная и вполне законная причина, по которой названный император отверг свою подставную жену. По-видимому, Ласкарь недолюбливал и своего сына, прижитого от Филиппы; по крайней мере, наследником себе он назначил не этого принца, а своего зятя – Иоанна Дуку-Ватаци.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Такое положение дел расположило греческого императора Иоанна Дуку (1222–1255 гг.) искать союза с Асенем; он даже просил руки дочери Асеня для своего сына. Асень воспользовался этим не только для восстановления общения Болгарской Церкви с Греческой, но и для возвышения своего архиепископа. По настоянию его император и патриарх Константинопольский с другими восточными патриархами предоставили терновскому архиепископу титул патриарха, после чего он стал именоваться, как и архиепископы первого Болгарского царства, патриархом. Впрочем, в последующие времена Константинопольские патриархи, признавая за терновскими архиепископами автокефальные права и патриарший титул, все-таки не признавали их равными себе. Из жизни Болгарской Церкви в последующие века можно отметить только следующие факты. В пятидесятых годах XIV века, при патриархе Феодосии II, в Тернове был собор по поводу ереси богомилов, продолжавшей еще смущать Болгарскую Церковь и после формального суда над еретиками во времена владычества в Болгарии греков 332 . Во второй половине XIV века патриарх Евфимий предпринял и совершил весьма важное дело для Болгарской Церкви – исправление текста болгарских богослужебных книг. В конце XIV века (1393–1398 гг.) Болгария пала под оружием османских турок, успевших еще ранее утвердиться на Балканском полуострове 333 , а вместе с ней окончилось и существование Тырновского патриархата. Последний болгарский патриарх Евфимий, после взятия турками Тырнова, изгнан был из своей соборной церкви, которая была обращена в мечеть, а затем в скором времени сослан в заточение, патриархия же по стараниям греков была закрыта и все епархии терновского патриархата подчинены Константинопольскому патриарху. Что касается Охрид­ской архиепископии, превратившейся из болгарской в греческую с архиепископами и епископами из греков, то она по-прежнему оставалась автокефальной как до падения Византийской империи (1453 г.), так долгое время и после падения ее; только в XVIII веке Константинопольскому патриарху Самуилу I удалось (1767 г.) подчинить ее своей власти 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексей Комнин уклонился от похода против Мелиссина, несомненно, менее из родственной нежности, которую он выставлял предлогом своего поведения, чем из-за нежелания рисковать жизнью за бездарного императора. Назначенный вместо него протовестиарий Иоанн с трудом спасся из-под Никеи. Ввиду плачевного положения империи, попытка миролюбивого императора Михаила VII вступить в союз с могущественным Робертом Гвискаром Апулийским путём заключения брачных уз, не была особенно неудачным предложением. Несовершеннолетняя дочь Гвискара, Елена, вместе со своей сестрой была отправлена в Константинополь в целях утончённого воспитания и обручена с тогдашним наследником престола Константином (впоследствии Студийским монахом). Близорукий глупец Никифор заключил обеих норманнских принцесс в монастырь и возбудил этим дикую ярость пылкого героя Гвискара. Последний, как только у него развязались руки в 1080 году, послал в Византию ультиматум, в котором требовал восстановления Дуков на византийском престоле. Тщетно разоблачили самозванца, выставленного Робертом, предъявив подлинного Михаила VII Дуку: разрыв совершился. Алексей Комнин, даровитейший из военачальников, до сих пор служил делу императора Никифора, ибо втайне надеялся быть им усыновлённым на правах кесаря. Когда же бездетный старик стал склоняться к тому, чтобы передать престол своему племяннику Синадину, давние натянутые отношения перешли в открытую вражду. Алексей ускользнул в Цурул; сторонники Дуков и военной партии собрались вокруг него, во главе с воинственным Георгием Палеологом. Алексей двинулся против столицы. Положение было в высшей степени критическое, ибо царственный старец и его министры хотели уже заключить договор с Мелиссином и турками. Но тут измена одного немецкого наёмника и открыла Алексею 1 Апреля 1081 года Харсианские ворота. Столица страшно пострадала от неистовств ворвавшихся наёмных отрядов. Одни лишь варяги и некоторые другие воинские части сохраняли верность императору Никифору; но этот последний сам сгубил своё дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также про первого новгородского архиерея Феодора (11 век); первого епископа города Владимир-на-Клязьме Феодора, сподвижника князя Андрея Боголюбского; волоколамского архиепископа Феодора (Поздеевского), ректора МДА, расстрелянного в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правление 1676-82), старшем братом Петра Великого, активно способствовавшим развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правление 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается в частности об истории его почитания, как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и особенно первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет прочитать статьи о митрополите всея Руси Феодосии (1461-64 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://pravenc.ru/shop/2778960/

Сразу после смерти Александра патриарх велел изолировать наследника Константина Порфирородного в царском дворце. Когда императрица Зоя Карбоносина попыталась прорваться к сыну, ее по приказу Мистика без долгих разговоров выгнали вон. Более того, на следующий день патриарх издал от имени опекунского совета указ. Этим документом Зоя лишалась царского достоинства (!), и ей запрещался под любым предлогом вход в царский дворец. В довершение всего путем угроз в адрес ее сына патриарх вынудил императрицу принять монашеский постриг и удалиться в монастырь 303 . Правда, Зоя сумела сделать так, что обряд ее пострижения прошел с нарушением канонических правил. В самый день пострижения она, сказавшись больной, попросила мясной пищи, и получила ее 304 . И это обстоятельство позволило ей в скором времени опротестовать свой постриг. Но в ту минуту царственный мальчик остался совершенно один. И никто не мог, как когда-то мать, защитить его или успокоить. Он все еще оставался живым, а резко отрицательная позиция Римского папы по поводу мыслей Мистика о четвертом браке не позволяла Николаю открыто отбросить царевича со своего пути, как куклу. Приходилось предпринимать иные меры. Поэтому через несколько дней после смерти царя Александра Мистик направил с пресвитером храма Святой Софии Артаваздом тайное послание Константину Дуке. Он писал тому, будто все сановники государства знают его как человека мужественного, разумного, зрелого и способного управлять Римским государством 305 . Предложение попало на благодатную почву – Константин Дука и сам не был чужд высших устремлений. Он не стал медлить, а быстро собрал отряд своих сторонников и ночью высадился у стен Константинополя. Заговорщики беспрепятственно прошли «морскими воротами» в город – очевидно, тайные сторонники в столице ждали и помогали им, и укрылись в доме тестя Дуки Григория. Утром извещенные о прибытии мятежников асикрит (чиновник имперской канцелярии) Никита, магистр Константин и монах Элладик явились к Дуке и вместе с ним в сопровождении отряда мятежников и толпы горожан пошли на ипподром, где и провозгласили Константина Дуку императором. Наивный «царь» всем показывал письма патриарха, надеясь таким способом поднять свой авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К несчастью, такие нерассудительные люди, доверяющие любым лжеучителям, встречаются и сейчас и их даже становится все больше. Отец Панарет познакомился тогда же со святым Нектарием и на собственные средства издал в Афинах в 1911 году историческое исследование святителя Нектария о великой схиме. Всенощную отец Панарет служил каждую субботу, а всех, ходивших к нему на испо- ведь, обязывал, если они хотят причащаться за каждой службой, как можно чаще исповедовать все свои грехи. Помышляя о благочестии своих прихожан, он каждую субботу вместо чтений конца вечери и шестопсалмия вставал на скамью, чтобы все в храме могли его разглядеть (он был низкорослым), и начинал говорить о том, что такое умная и сердечная молитва, какая от нее польза и как происходит в этой молитве восхищение ума. Многие девушки из состоятельных семей научились умной и сердечной молитве. Общаясь с Богом, они совершенно забывали о своих нуждах и пристрастиях. Некоторые из них поступили в монастырь на Эгине к святителю Нектарию, а другие – в монастырь на Паросе, который обычно называют «Дубравой Христовой». Лукавые афиняне, видя, что число монахов все более пополняется, повели настоящую войну против монашества. Они подошли к старцу и сказали, что, если он желает афинскому народу благо, пусть отправит своих духовных дочерей поработать в Благовещенской больнице сестрами милосердия. Тогда они покажут, что за ними правда, и греха у людей станет меньше. Старец не распознал лукавства гостей и направил на работу в больницу следующих духовных чад: Ангелику Алифантис, мою тетю, Марию Геннимату (позднее они приняли постриг в монастыре Святого Нектария) и еще двух сестер – Анастасию Дуку, у которой был муж, и ее незамужнюю сестру. Лукавые афиняне поняли, что и таким способом не остановить тягу к монашеству и жизни в монастыре и что число монахов будет только увеличиваться. В то время все в Афинах разделились на две партии: одни были за короля, другие – за Венизелоса. А про отца Панарета сплели столько клеветы, что он был вынужден уехать из Афин. В Молее, в Лаконии, он приобрел большой дом. За ним последовало множество монахинь, а возникший монастырь сам старец называл «Новым Афоном». Не помню всех монахинь по именам, припоминаются мне только две дочери садовника, одну из которых звали Евпраксией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андронику Комнину принадлежит значительное место в истории Византии, и мы надеемся выяснить его роль впоследствии; теперь же следует заметить, что он далеко не оправдал возлагавшиеся на него надежды. Слишком преданный личным интересам, честолюбивый и самостоятельный, хотя, бесспорно, даровитейший в семье Комнинов, Андроник мало оценил значение Тороса и потерпел от него страшное поражение под стенами Мопсуестии. И в другом отношении планы Мануила потерпели неудачу, так как в Антиохии не согласились на предложенный царем брак Констанцы с кесарем Иоанном, его зятем по умершей дочери Марии. Военными и дипломатическими поражениями Византии воспользовался Торос, который после того становится во главе всей Киликии, и в его власти оказались важные города: Таре, Адана, Аназарб, Сие и Мопсуестия. Ко благу империи, которая занята была по преимуществу на западной границе, дальнейшие успехи армянского владетеля были остановлены иконийским султаном, распространившим свои притязания на владения Данишмендов в Каппадокии. Тем не менее царь Мануил не мог забыть нанесенных ему обид и поражений. Антиохийская регентша Констанца, отказавшая в руке своей кесарю Иоанну, в 1153 г. вышла замуж за французского рыцаря Рейнальда Шатильонского (Renaud de Chatillon) и тем допустила новую вольность по отношению к Мануилу – своему сюзерену. Несмотря, однако, на это, царь охотно пошел навстречу дружественным со стороны антиохийского князя предложениям и дал ему поручение привести армянского князя Тороса к подчинению царю, обещая со своей стороны принять на себя все сопряженные с войной расходы. Рейнальд прежде всего потребовал от Тороса очистить крепость Гастэн, защищающую горный проход Портелла, ведущий из Киликии в Сирию и, следовательно, в Антиохию. Но скоро затем противники пришли к соглашению и составили очень остроумный план совместных действий против империи. Именно к этому времени сделано было смелое нападение на остров Кипр, во главе которого стоял тогда племянник Мануила Иоанн Комнин. Рейнальд сделал удачную высадку, победил византийский отряд, предводимый Михаилом Враной, и захватил в плен как его самого, так и дуку острова, из фамилии Комнинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

князья) любили своих детей, не презирали их незрелый еще разум и запинающийся язык – и еще более их “любили и 1212 . В редакции Соболевского (вероятно, вторичной) в центре повествования находится чудо об утонувшем отроке. Однако в начале вкратце рассказано о жизни и деяниях римского епископа Климента, изгнанного при Траяне, но успевшего склонить к крещению римских сенаторов. В Херсоне местные христиане принимают его с радостью, Климент и здесь многих обращает, совершая при этом множество чудес. Слава о нем распространяется по всей епархии, так что ежедневно совершается порой более пятисот крещений, а в год строится семьдесят пять новых храмов. На триста верст вокруг не остается ни одного языческого капища, ни одного идола. Тогда император Траян посылает в Херсон дуку Авопсидиана, по приказу которого множество христиан замучено до смерти. Чтобы поколебать их стойкость, он велит Клименту принести жертву (статуе императора), а когда тот отказывается, приказывает бросить его в море. Клименту привязывают на шею железный якорь и погружают в пучину, чтобы его тело не досталось христианам и не стало предметом почитания. Но ученики Климента Корнилий и Фив молят Бога явить им тело святого, после чего море отступает во время отлива на три версты и становится видна мраморная церковь , в которой и погребают тело Климента вместе с якорем. С тех пор вода отступает каждый год в день памяти святого, чтобы люди могли пройти к святилищу, не замочив ног. Такова легенда о мученичестве св. Климента. В числе паломников однажды оказался некий богобоязненный муж со своею женою и единственным сыном. Помолившись у могилы святого, они возвращаются, а море вновь покрывает церковь , где по недосмотру осталось дитя. Поочередно описываются горе и отчаяние матери и отца (как и в Чуде св. Николая об утонувшем дитяти). По совету друзей и соседей, родители дожидаются следующего через год дня памяти Климента. Когда они вместе с народом, как обычно, являются в церковь , то находят своего сына целым и невредимым. На вопросы о том, как он пережил все это время, отрок только молча указывает на могилу святого. Ликуя и благодаря Божественное провидение, все возвращаются домой. Затем в качестве похвалы идет первая часть рассмотренного выше Слова на обновление Десятинной церкви. Еще в большей степени, чем это последнее, Чудо св. Климента свидетельствует не только о радости живой непосредственной веры, но и о сознании единства всей Церкви, от Запада до Востока, от Рима до Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По условиям вассальной присяги, к-рую принесли крестоносцы визант. имп. Алексею I Комнину в 1096 г., все территории, завоеванные ими, в т. ч. и Антиохия, должны были перейти к Византийской империи. Однако, утвердившись в новых землях, крестоносцы отказались признать верховную власть К-поля под предлогом того, что Алексей Комнин не оказал им должной поддержки. Уже в первые годы XII в. произошли столкновения между византийцами и войсками кн. Боэмунда. В 1108 г. по Девольскому договору Боэмунд был вынужден признать себя вассалом Византии, но к тому времени он уже потерял влияние в А. к., а его преемник Танкред отказался выполнять договор. В XII в. Византия постоянно стремилась к расширению своего политического и церковного влияния в А. к. и к его подчинению. В 30-х гг. пограничные конфликты в Киликии между византийцами и арм. правителями стали поводом для крупного похода имп. Иоанна II в Сирию и Палестину. В 1137-1138 гг. он восстановил контроль Византии над всей территорией равнинной Киликии и добился от Антиохийского кн. Раймонда из Пуатье признания вассальной зависимости. В 1142 г. Иоанну II вновь пришлось вступить в Сирию и осадить Антиохию. Развернуть кампанию византийцам не удалось из-за неожиданной смерти Иоанна II (апр. 1143), но в 1144 г. Раймонд все же вынужден был отправиться в К-поль и принести вассальную присягу имп. Мануилу I. В 50-х гг. XII в. после потери Эдессы и при постоянной угрозе со стороны эмира Халеба (Алеппо) Нур ад-Дина отношения А. к. с Византией оставались нестабильными. По смерти Раймонда в течение ряда лет вынашивались планы брачного союза его вдовы Констанции и Андроника Комнина, дяди имп. Мануила. В 1155 г. новый правитель А. к. Рейнальд Шатильонский в союзе с Киликийской Арменией пошел на конфронтацию с Византией. Крестоносцы неожиданно высадились на визант. о-ве Кипр, разграбили его и захватили в плен дуку Иоанна Комнина. В ответ Мануил в 1158 г. начал вост. поход против Киликии и А. к. и еще до появления визант. войск в Сирии вынудил Рейнальда сдаться и признать себя вассалом и союзником Византии. Император восстановил свой контроль над Киликией и в 1159 г. совершил триумфальный въезд в Антиохию, где расположился визант. гарнизон. Это стало основой последующей гегемонии Византии в регионе. В 1161 г. Мануил женился на Марии, дочери Констанции и Раймонда из Пуатье. В 60-х и 70-х гг. мусульм. вторжения в А. к., несмотря на ряд новых неудач крестоносцев, сдерживались угрозой визант. вмешательства. Однако в кон. XII в., после поражений Византии в М. Азии и смерти Мануила Комнина, влияние империи на ход событий вокруг А. к. окончательно сошло на нет. Борьба с мусульманами

http://pravenc.ru/text/115778.html

О дальнейшей судьбе Юрия Хмельницкого сохранились разноречивые известия, которые, впрочем, сходны в том, что он был вскоре убит . Память этого человека подверглась проклятию в малороссийском народе: об нем составилась легенда, будто земля его не принимает и он скитается по земле до скончания века! С тех пор пало господство казачества на правой стороне Днепра. По смерти Хмельницкого, турецкое правительство назначило гетманом со своей стороны валахского господаря, Иоанна Дуку; Дука, приехавши в свое новое владение, застал там совершенную пустыню и начал призывать поселенцев, обещая им льготы, что нарушало договор, заключенный с Турцией. Дуку поймали поляки и посадили под стражу. В 1683 году Польша, защищавшая Австрию против Турции, вступила с последнею в войну. 12 сентября Ян Собеский разбил турок под Веною и нанес им после того еще несколько поражений. Тогда, в видах войны с Турцией, Польша намеревалась было воскресить казачество и назначала своих гетманов одного за другим. Но в Украине уже не доставало для казачества почвы; оно, видимо, отживало свою историю. Попытки восстановить его на правой стороне прошли бесследно. Воюя с турками, поляки сильно добивались втянуть в эту войну Россию, но Россия долго не поддавалась их советам, благодаря настойчивости Самойловича, который неустанно представлял, что полякам ни в чем нельзя верить, что они искони вероломные враги русского народа, что гораздо полезнее быть в дружбе с турками. Несмотря, однако, на все старания, Самойлович, живший вдалеке от Москвы, не мог следить за тамошними делами. Могучий в то время боярин, друг Софьи, Василий Васильевич Голицын, поддался убеждениям польских послов, ходатайству папы и Австрии, и 21 апреля 1686 года был заключен в Москве польскими послами Гримултовским и князем Огинским вечный мир между Россией и Польшей. Киев, с Васильковым, Трипольем и Стайками, был уступлен России навеки, а Россия обязалась заплатить за это 146000 рублей. Обе державы обязались вместе воевать против турок и татар. Важным для будущих времен условием этого мира было то, что Польша обязалась предоставить полную свободу совести православным.

http://sedmitza.ru/lib/text/435660/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010