Около 1200 г. папа Иннокентий убедил было болгарского царя Калияна подчиниться римскому престолу. Папский легат венчал Калияна царским венцом, а терновского архиепископа Василия возвел (1204 г.) в звание примаса. Но этот союз существовал очень не долго, потому что он заключен был Болгариею с Римом не по религиозным, а по чисто политическим побуждениям. Около этого времени греческий император Иоанн Дука Ватацес (1222– 1255 г.), терпевший много бедствий от крестоносцев, решился вступить в дружеский и родственный союз с сильным болгарским царем Асенею II, и для того упросил его выдать дочь свою, Елену, в супружество за его сына. Асеня согласился, и когда они прибыли в Ламнсак для брачного торжества своих детей, – то Асеня просил Дуку и восточных патриархов дать терновскому архиепископу титул патриарха. После совещания созван был в Лампсаке собор, на котором присутствовали патриархи– вселенский Герман, александрийский Николай, антиохийский Симеон и иерусалимский Афанасий и многие болгарские и греческие архиереи, и здесь бывший терновский архиепископ Иоаким провозглашен был патриар хом, и получил утвердительную грамату. Так был учрежден терновский патриархат с кафедрою в Терновской церкви Вознесения Господня. Впрочем восточные патриархи с терновским патриархатом не соединяли понятия о равносильном им патриархе. Константинопольский патриарх Каллист 2-й (1350– 1362 г., 1365– 1369 г.) писал (1355 г.) терновскому духовенству, что терновский патриарх не может считаться законным патриархом, а должен быть подчинен константинопольскому патриарху, коего имя он обязан по-минать на богослужении, так как он получил только титул патриарха, но не сравнен в правах с прочими патриархами 400 . Терновский патриархат существовал 150 лет: он упразднен был со взятием (в 1394 г.) Тернова турками. Тогда вместо патриархата образовалась терповская митрополия с кафедрою в терновской церкви 12 Апостолов, занявшая 7-ю степень в порядке иераршеских кафедр, подвластных константинопольскому патриарху. Округ терновской митрополии составили три епархии: ловечская, преславская, и червенская или рущукская 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

68 Одна из лучших личностей своего времени. Она была дочь Венгерского короля Белы III († 1196) и сестра короля Андрея II, прозванного Иерусалимским, – стоявшего во главе пятого крестового похода. В Константинополе воспитывалась при дворе, и приняла православие. Была замужем сперва за Исааком II Ангелом, убитым в 1204 г., от которого имела и сына Мануила, пропавшего потом бесследно в истории. 69 Ефросинию очень хвалят историки. Евдокия сперва выдана была отцом за Сербского краля (какого?), который вскоре возвратил её к тестю за какой-то физический недостаток. Во второй раз вышла за Алексия Дуку Мурцуфла, умертвившего Маргаритина мужа Исаака. В третий раз вышла за Льва Сгура, памятного своими военными похождениями в Греции и своим как бы тоже царствованием в Коринфе. 70 Краль держал сперва пленника в чести. Но вышло подозрение, что кралевна не равнодушна к прекрасному франку, да ещё и императору. Что бы показать ей наглядно, какая разница между тем и другим венценосцем, ярый человек приказал отрубить Балдуину и руки и ноги, и отнести туловище на скалу, где его клевали хищные птицы в течение трёх суток! 71 Иван, между прочим, искал себе царского венца у Папы, соглашаясь на Унию. Ласкательные выражения «св. отца» относятся к этому периоду Иваницына хамелеонства. Он прикидывался врагом греков и называл себя: ωμαιοφνος – грекобойцем. 72 К удивлению, столько естественного ожесточения против «Франков» мы не находим ни у греков ни у славян того времени. Внук Ласкаря потом женат был на племяннице Балдуина и Генриха. А дочь Иваницы была женой Генриха! 73 Историк (Акрополит), умалчивая о смерти Бонифация, утверждает, что «Псо-Иоанн» поступил так с черепом Бонифация. Но очень могло статься, что ему мало было одной чаши, и что обе венценосные главы угодили в буфет болгарина. 74 Воспалением в лёгких – πλευρτιδι νσ, по Акрополиту. «А некоторые говорили, прибавляет писатель, что Божиим действием». Внезапную смерть его приписали современники заступничеству св. Великомученика Димитрия. Краль успел вскричать, умирая: Манастра! Именем этим назывался его полководец, которого палатка ближе всех стояла к государевой. Звал ли умиравший на помощь к себе генерала, или обвинял его в убийстве, осталось неизвестным. Жестокого человека не любили, и расследовать дела не хотели. В своём письме к Папе Иннокентию III он называл себя: Ego Calojohannes Imperator Bulgarorum seu Blancorum (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Точнее следует перевесть: Иоаннины (множественное число) с греческого: Τ ωννινα. Имя города, очевидно, христианское и, даже в христианстве, не очень древнее, едва выходящее за переживаемое нами тысячелетие. Упоминается оно у историков и именно у Анны Комниной 147 . О начале если не города, то имени его, хронография Эпира гадает следующим образом. На самом выдающемся пункте полуострова, занимаемого теперь городом, существовал в старину подобно стольким другим пустынный монастырь, посвященный св. Иоанну Предтече. По удобству места при нем образовали поселок, поселок разросся в город, город подавил собою монастырь… повторение, значит, Битольской истории, темной, как и та, от темноты вообще средних веков. Так ли было, кто может сказать? По крайней мере, это ничуть не хуже попытки навязать городу Ктитора одного из императоров, Иоанна по имени (Цимисхия, Дуку, Комнина). Как бы то ни было, история, осветившая это место в 1081 г., находит Иоаннину уже значительною крепостию, – местом богатым и цветущим. Во все продолжение растерянного царствования Палеологов, город по необходимости разделял общую участь края, то есть подчинялся первому, кто им так или иначе овладевал, всего же более колеблясь между Императором и Деспотом, то есть владетелем Эпира и Этоло-Акарнании, распространявшим в разные времена различно пределы своих владений, и резиденцией своей имевшим нередко самую Янину. Из периода этого сохранились неложными памятниками его два Хрисовула Имп. Андроника старшего 1319 и 1321 годов. Первый относится вообще к городу, второй собственно к Янинской Церкви. Из обоих документов видно, что в начале XIV века город уже процветал действительно, а не гадательно. Из той же эпохи и приставший к Палеологам „царь“ Симеон почтил город своим хрисовулом 1361 г. Он может считаться представителем стороны Деспотов, ибо в действительности был таковым, насколько к его времени уцелело из державы первого Михаила, и второго по нем Феодора, с которым мы уже познакомились в кратком изложении Солунского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

2561 Zachariae, III, 326; Rhalli et Potli, V, 71. Слова синодального послания патриарха Николая к Алексею Комнину: του μακαρτου βιισιλως το Δοκα (блаженного императора Дуки), взятые вне контекста, могут указывать на Константина Дуку только при том предположении, что Михаил Дука Парапинак находился еще в живых, когда написано было послание (1084); между тем о Парапинаке знаем только, что он умер при Алексее Комнине, год же смерти неизвестен, он мог умереть и до 1084 года. Но слова вполне ясны по связи с последующей речью, где упоминается об императоре, сыне покойного Дуки. 2562 Scyl., 705. Гфрёрер (III, 775–776) объясняет это недоверием к политической благонадежности каппадокийских епископов, желанием создать себе в епископе Назианза приверженца. Но проще объяснять факт уважением к родине св. Григория. 2571 Bandini, 76. В акте Аркадиопольский архиерей поставлен ниже Леонтопольского, но выше Маронийского. 2591 PG, CXX, 748; Will, 168, Впоследствии, около времени Андроника Палеолога Старшего (Rhalli et Potli, V, 494; Parthey, 232), Зикхия возведена на степень митрополии, причем Метрахи соединены с ней. 2592 Восток христианский, Сирия. Список Антиохийских патриархов, составленный преосв. Порфирием, епископом Чигиринским. Киев, 1876. С. 70–76. 2593 В письме к Доминику Градскому (PG, СХХ, 757–781; Will, 308–228), которое написано не позже апреля 1054 г., Петр говорит, что от начала его архиерейства, когда им отправлено известительное послание к папе, прошло два года: διετα. Следовательно, на престол он вступил не позже апреля 1052 г. 2596 Преосв. Порфирий. Восток христианский. С. 77–78//Труды Киев. Духовн. академии, 1873, сентябрь, 331–332. 2602 Преосв. Порфирий. Восток христианский. С. 78//Труды Киев. Духовн. академии, 1873, сент., 351–352. 2604 Начиная с архиепископа Филиппа, перенесшего резиденцию из Преспы в Охриду. См.: Ducange. Farnii. Byzant., 174–175. 2605 Ducange. Fam. Byz., 175; Mai. Spicil. Rom., X, 26. От его имени было отправлено послание к Иоанну Транийскому (PG, СХХ, 233–244; Will, 51–64); кроме того, Лев написал еще два послания об опресноках, которые помещены в рукописном сборнике Московской Синод, библ. 208 и из которых одно – последнее – издано в приложении к сочинению Чельцова «Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках». СПб., 1879, в греч. подлиннике с древнеславянским переводом по рукописи Кирилло-Белозерской библиотеки Льву принадлежит, наконец, аскетико-нравоучительный трактат «Об искушениях» в 50-и главах (Udini. Comment, de script, eccl., II, 604).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

Это было уже настоящей попыткой государственного переворота – ведь речь шла о прямом неповиновении царю, чего ранее никогда не случалось в Константинопольской Церкви. Настала пора действовать уже императору, и 1 февраля 907 г., в день памяти святого мученика Трифона, он пригласил к себе на обед патриарха и епископов. Под конец трапезы царь спросил Мистика: «Доколе ложные обязательства и пустые обещания? До каких пор ложно измышляемые тобой распоряжения? Ты думаешь, мне неизвестны твои лукавства?» Растерянный патриарх ответил, что грамота была написана им по требованию архиереев (!), но царь продолжил: «Неужели архиереи поручили тебе поощрять мятежника Дуку и подкапывать основания нашего царства?» В заключение диалога император объявил свою волю: патриарх и некоторые митрополиты должны быть изолированы до времени начала Собора, чтобы не смущать умы константинопольцев; это фактически означало недопущение Мистика на Собор. В таких условиях греческие епископы вдруг поняли, что на Соборе они окажутся без своего главы, и это, несомненно, уронит честь Восточной Церкви в глазах римских легатов, мнение которых заранее проглядывалось в ходе переписки царя с папой: они наверняка разрешат четвертый брак, как допустимый в Римской Церкви. И вновь получится не равноправное обсуждение вопроса, а диктовка Римом своей позиции, которую, нет сомнений, утвердит император. И после того, как в присутствии митрополитов Лев Мудрый приказал бывшим слугам Андроника Дуки зачитать старые письма патриарха мятежнику, многие архиереи решительно заняли сторону царя – это была соломинка, которая, по пословице, ломает хребет верблюда. Действительно, против Мистика свидетельствовали уважаемые люди – 2 стратига, 4 протоспафария, а также нотарий. Используя их присутствие, Лев VI немедленно предложил присутствующим архипастырям осудить Николая Мистика и низвергнуть с престола, что и произошло в действительности. Все же император не желал скандала, а потому направил опальному архиепископу столицы послание, в котором предлагал тому добровольно отречься от патриаршей кафедры, а в противном случае явиться на суд и оправдаться от обвинений в государственной измене. Немного поупрямившись, Мистик написал прошение об отречении. Разумеется, этот факт опровергал все прежние и будущие разговоры о лживости возводимых на патриарха обвинений 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памфил Иерусалимский Doctrina Patrum (Учение отцов) Псевдо–Афанасий Epist. ad imperatoren Jovianum (Послание к императору Иовиану) Quaest. ad Antiochum ducem (Вопросы к дуку Антиоху) Псевдо–Иустин Expositio fidei (Изложение веры) Псевдо–Кирилл De Sacrosancta Trinitate (О Пресвятой Троице) Феодор Раифский De incarnatione (О воплощении) Фотий Константинопольский Bibliothecae (Библиотека) Юстиниан Confessio rectae fidei adv. tria capitula (Исповедение правой веры против трех глав)   notes Примечания 1 Литература по изучению преп. Максима (в алфавитном порядке): Епископ Алексий. Преподобный Максим Исповедник, как представитель древне–христианской мистики. Вера и разум, 1905. с.124–139. J. Bach. Dogmengeschichte des Mittelalters vom christologischen Standpunkte Wien, 1873. Th.5, 15–49. O. Bardenhewer. Patrologie. Freiburg im Breisgau. 3Aufl. 1910. F. Chr. Baur. Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlicher Entwicklung. Tubingen, 1842. B. II, 263–273. Проф. А. И. Бриллиантов. Иоанн Скот Эригена. Влияние восточного богословия на западное в произведениях И. С. Эригены. СПб., 1898. С.191–219. А. Ф. Вертеловский. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Вып. I. Харьков, 1888. С.55–66. Th. Christlieb. Leben und Lehre des Johannes Scotus Erigena. Gotha, 1860. S.104–111. Doctrina Patrum de incarnatione Dei Verbi, hrsg. von Prof. Fr. Diekamp. Münster in W., 1907. J. A. Domer. Entwicklungsgeschichte der Lehre von der Person Christi. Berlin, 1853, 2 Aufl. B. II, 283–291. W. Gass. Die Mystik des Nicolaus Kabasilas vom Leben in Christo. Greifswald, 1849. S.49–53. Geschichte der christlichen Ethik. Berlin, 1881. B. I, 212–216. J. Huber. Die Philosophie der Kirchenväter. München, 1859. S.341–358. K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. Munchen, 1898.2, S.61–64 (богословский отдел обработан A. Ehrhard " ом). M. A. Landerer. Das Verhältniss von Gnade und Freiheit in der Aneignung des Heiles. Jahrbücher für deutsche Theologie, 1857 (II), S.583–587.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Эти слова понравились дуку. Раб взял Марию с детьми, отвел ее в пустыню и поехал искать мужа. Бедная женщина оставалась в том же безлюдном месте, пав духом, в безутешной скорби, ожидая смерти. Она плакала и скорбела, не зная, что делать. Но вот она увидела тропинку и, взяв детей в объятья, как могла, пошла по дороге, пока не пришла к пещере, где совершал подвиг пустынник. Увидев ее, он подумал, что это измышление вражие. Но когда услышал о ее страданиях, то сжалился. Оставив ее в пещере, он пошел в другое место и всякий раз, собирая корни и траву, которые ел сам, приносил и ей. Она питалась этой травой, или, лучше сказать – Божией силой. Проходили дни, муж вернулся домой и, узнав о случившемся, стал горько плакать. Затем он взял слуг и сказал: «Пойдем поищем на том месте. Я надеюсь на Всенепорочную Владычицу нашу Богородицу, Которую бедняжка всегда призывала, что как в первый раз Она ей помогла, так и теперь сбережет». В ту ночь Пресвятая Богородица явилась во сне Марии и говорит ей: «Завтра придет твой верный муж и возьмет тебя. И больше истязание к тебе не приблизится отселе и впредь, – за твою выдержку и за твою веру ко Мне, что ты призывала Меня в помощь во всех страданиях. Прекратятся твои скорби, и печали обратятся в ликование». Она ответила: «Благодарю и поклоняюсь Тебе, Владычице моя, что Ты меня не оставила. Но как я увижу совершенную радость, если я без рук? Я не отчаиваюсь, грешная, но полагаюсь на милость Твою, что Ты дашь мне и большую помощь». Они сказала гак, полная смирения, и услышала Царицу Ангелов, которая говорит ей: «Прими руки свои, помощью и благодатью Моего Сына и Бога. Любящие меня и ходящие под покровом Моим не лишатся всякого блага». Когда Она так сказала. женщина исцелилась. От радости она проснулась и узрела (о величайшие чудеса Твои, Владычице!), что видение было истинным. Кто может высказать ее ликование и благодарность к Пресвятой Богородице? Всю оставшуюся ночь Мария провела в молитвах коленопреклоненно, произнося Архангельское приветствие, как всегда обычно читала с благоговением и умилением.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

е. в феме Киликии, начиная от гор Тавра и на северо-восток почти до Кесарии и Северной Сирии. Основателем независимой Армении был Торос, или Феодор, сын Льва, который в царствование Иоанна Комнина находился в плену в Константинополе. Освободившись из плена, он нашел поддержку у латинских баронов, вассалов Эдессы или Антиохии, и при помощи патриарха сирийских якобитов Афанасия, имевшего кафедру в Аназарбе, составил себе военную дружину, с которой начал борьбу с греками и турками. Возвышению его помогли и брак его с дочерью владетеля Рабана, по имени Симона, и счастливые нападения на турецких хищников, грабивших страну. Первые завоевания были им сделаны, однако, в Киликии, в области византийской. В 1152 г. он завладел городом Мопсуестией и взял в плен дуку Фому, генерал-губернатора области. Падение графства Эдессы и последовавшие затем события, выдвинувшие Нур ад-дина на первый план в Сирии и Месопотамии, были благоприятствующими условиями для возвышения власти Тороса. Раймонд Антиохийский в 1149 г. пал в битве с Нур ад-дином, и его княжеством завладел тесть его Иосцеллин, граф Эдессы, во владениях которого находились области, простиравшиеся на север до Самосата на Евфрате и на восток до старой персидской границы Дара и Нисиби. Но иконийский султан и эмир Мосула завоевали значительную часть городов Иосцеллина и поставили регентшу Антиохии, вдову Раймонда Констанцу, в необходимость просить защиты и покровительства у царя Мануила. Таким образом, с 1150 г. начинается ряд деятельных попыток со стороны Византии вмешаться в дела Антиохийского княжества и вообще воспользоваться отчаянным положением христиан в интересах империи. Но в верховьях Евфрата видам империи препятствовал Нур ад-дин, а в Киликии возникло самостоятельное государство под властью Тороса, который почти уничтожил господство империи в этой важной области, связывающей имперские владения с Сирией. Оценивая все значение Киликии в политическом и военном отношении, Мануил решает поручить управление ею своему племяннику Андронику, дав ему большие военные и гражданские полномочия и назначив дукой Киликии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

36 Святитель Филарет, архиепископ Черниговский «Жития святых, чтимых Православной Церковью. Издание Сретенского монастыря. 2000, январь, с. 305.» 37 «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянини слова подвижнические». Перевод с греческого С.Соболевского. Сегиев Посад, 1911, Слово 65 (493). 39 «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего Епископа Христолюбивого града Ниневии, Слова подвижнические», М. в типогр. Готье. 1854 г. Слова I (14). 42 Некоторое времени он был еще содержателем Лаврского книжного магазина, но поскольку это послушание было вовсе не по его дуку и требовало отвлечения ума от духовного делания, то отец Пафнутий вскоре был освобожден от этого, неподходящего для него, занятия. 43 Последние схимники – иеросхимонах Михаил, скончавшийся 22 декабря 1815 года на 93 году жизни и иеросхимонах Вассиан (Балашевич), принявший схиму в 57 лет, в 1802 году. Старец Вассиан скончался на 82 году жизни, в схиме был в течение 25 лет. 44 Святой Парфений, епископ Лампсакийский, родом из Мелитополя, провинции Геллеспонтской, был сыном диакона тамошней церкви. Будучи ребенком, он ходил на ближнее озеро, ловить рыбу, продавал ее и из этих денег подавал милостыню нищим. Не наученный грамоте, любил слушать чтение Божественного Писания и много знал из него. Епископ Мелитопольский, узнав о благочестии отрока, приказал научить его грамоте, и по достижении им зрелого возраста, он как достойный был посвящен во пресвитера. За благочестивую жизнь Господь удостоил его дара прозорливости и чудотворений. Митрополит Ахилий поставил его епископом города Лампака, в котором большинство жителей были язычниками. Это было в царствование Константина Великого , около 325 года. Учительною жизнью своею, молитвами и чудесами благодати Божей он привел граждан к познанию Бога и на места храмов идольских, с соизволения царского и с царским пособием, создал храмы Божии. Святой Парфений скончался мирно около 350 года. («Жития святых, чтимых Православной Церковью. Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским». Издание Сретенского монастыря. 2000, февраля, с. 256–257).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010