Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Голубев Алексей Степанович; 3.03.1896, Киев - 7.04.1978, с. Жировичи Гродненской обл., Белоруссия), архиеп. бывш. Калужский и Боровский. Сын историка Церкви, проф. КДА и Киевского ун-та С. Т. Голубева . Еще в детстве принял решение посвятить жизнь служению Богу. Часто посещал богослужения в Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре . С 13 лет перестал употреблять мясо, устроил в родительском доме для себя подобие кельи, где молился, читал книги св. отцов, глубокие познания к-рых проявил уже в юношестве. В 1912 г. написал статью с критикой трактовок проф. Ю. А. Кулаковским деятельности свт. Кирилла Александрийского. В 1913 г. статья А. Голубева «Несколько слов о жизни и церковно-общественной деятельности св. Кирилла, Архиепископа Александрийского» была опубликована отдельной брошюрой в Москве по благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) . В 1915 г., по окончании 3-й киевской гимназии, поступил в МДА. В нач. 1917 г. призван в армию, произведен в прапорщики, однако вскоре был демобилизован по болезни и вернулся к занятиям в академии. Оказавшись в нач. 1918 г. на каникулах в Киеве, был задержан красногвардейцами и лишь чудом избежал расстрела. Завершал обучение в условиях гражданской войны, занимаясь на квартирах преподавателей. Окончил МДА в 1919 г. со званием кандидата богословия за соч. «Христианское мученичество: Опыт историко-философского исследования». 21 июня 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ермоген в честь патриарха св. Ермогена в московском Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре . 7 сент. того же года рукоположен во диакона настоятелем Даниловского мон-ря бывш. ректором МДА Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) . В сент. 1920 г., согласно прошению, направлен Патриархом св. Тихоном в Киевскую епархию, зачислен в братию Киево-Печерской лавры. Был назначен на должность помощника миссионера-проповедника лавры, через нек-рое время стал исполнять послушание библиотекаря. В нач. 1921 г. Духовный Собор лавры принял решение ввиду усердного исполнения возложенных на Е. послушаний рукоположить его во иерея. По просьбе Е. ему разрешили получить священническое посвящение от еп. Феодора (Поздеевского), и в апр. он прибыл в Москву. Однако еп. Феодор в это время находился под арестом, поэтому 28 авг. 1921 г. Е. был рукоположен во иерея Патриархом Тихоном. В окт. того же года, вернувшись в Киево-Печерскую лавру, Е. организовал для братии регулярные занятия в виде богословских чтений-бесед, в связи с чем был освобожден от должности помощника миссионера-проповедника. 16 янв. 1922 г. выбран членом Духовного Собора лавры, 2 февр. назначен миссионером-проповедником лавры, в июле - епархиальным миссионером-проповедником Киевской епархии. 10 июля возведен экзархом Украины Киевским митр. Михаилом (Ермаковым) в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/190191.html

был среди кандидатов на замещение вакантной кафедры литургики и церковной археологии. 60 Кекелидзе Корнилий Самсонович (1879–1962), протоиерей – выпускник КДА (1904), кандидат богословия с правами магистранта; писал кандидатскую диссертацию под руководством А. А. Дмитриевского ; преподавал богословие в Тифлисском ЕЖУ и на Тифлисских высших женских курсах; с 1908 г. магистр богословия (дисс. «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908)). В 1920 г. снял сан для того, чтобы жениться второй раз. 64 Покровский Феодор Яковлевич (1860–1919), протоиерей – выпускник КДА (1884); магистр богословия (1886); заслуженный экстраординарный профессор КДА по кафедре библейской истории, с 1908 г. сверхштатный; настоятель Притиско-Никольской часовни в память спасения жизни государя императора Александра II. 66 Пробная лекция была прочитана В. Д. Прилуцким 17 сентября 1908 г. Ее оценку профессорской корпорацией передавал А. А. Дмитриевскому Д. И. Богдашевский: «Лекция была весьма содержательная, но лектор прочитал ее неважно» («Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней…» Вып. 5 (54). С. 89). 67 Защита 19 сентября 1908 г. протоиереем К.С. Кекелидзе магистерской диссертации «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908) (протокол диспута см.: ИПС КДА за 1908/09 уч.г. Киев, 1909. С. 72–73). Официальными оппонентами выступали священники А. А. Глаголев и Н. С. Гроссу. Об успешном выступлении В. Д. Прилуцкого в роли неофициального оппонента восторженно писал А. А. Дмитриевскому и Д. И. Богдашевский (см.: «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней…» Вып. 5 (54). С. 88). 69 Гермоген (Голубев Алексей Степанович; 1896–1978) – сын профессора КДА С. Т. Голубева , выпускник 3-й Киевской гимназии (1915) и МДА (1919); принял монашество в академии, с 1920 г. иеродиакон, с 1921 г. иеромонах. С 18 октября 1926 г. – наместник Киево-Печерской лавры и архимандрит; до 1931 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Донахью Фотий (?–1984), священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата в США. Создал православный приход во имя Андрея Первозванного в городе Ист-Лансинг (Мичиган). В 1956 году им были созданы еще две общины Московского Патриархата в том же штате – во имя святого великомученика Димитрия Солунского в городе Джексоне и во имя святого праведного пророка Илии в Батл Крике. В 1963 году в Ист-Лансинге был освящен новый храм – во имя апостола Андрея Первозванного. Дорофей (VI век), преподобный авва из палестинского монастыря аввы Серида. В течение 10 лет был келейником у преподобного Иоанна Пророка. После его кончины основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой смерти. Авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения, раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. На Руси его книга душеполезных поучений и ответов по количеству списков была самой распространенной, наряду с «Лествицей» преподобного Иоанна и творениями преподобного Ефрема Сирина . Память празднуется 5 (18) июня. Досифей (VII век), ученик преподобного аввы Дорофея . Память празднуется 19 февраля (3 марта). Евмений (Хорольский Евгений Николаевич, 25.12.1886–25.08.1967), архиепископ Житомирский и Овручский. Митрополит Иоанн встречался с ним в Одессе, сделал его фотографический портрет. Ермоген (Голубев Алексей Степанович, 1896–1978), архиепископ. Обладал высоким авторитетом среди духовенства и мирян. Во иеромонаха его рукоположил в 1921 году Святейший Патриарх Тихон. Дважды он был арестован: в 1923–1924 годах находился в ссылке, в 1931–1941 годах отбывал срок в лагере. В марте 1953 года состоялась его хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В сентябре 1960 года по требованию гражданских властей его освободили от управления этой епархией, и он письменно обратился к Хрущеву, с тем чтобы власти не противились его назначению на новую кафедру. С 1962 по 1963 год был архиепископом Омским и Тюменским, а с 1963 по 1965 год – архиепископом Калужским и Боровским. Основное недовольство властей вызывало его стремление добиться законности в отношениях государства и Церкви. Например, в СССР категорически запрещалось давать священный сан лицам, имеющим высшее образование, однако законодательно такое положение не было закреплено. Отправлен на покой, а по существу, в ссылку в Жировицкий монастырь, наместником которого был архимандрит Михей (Хархаров). Скончался Владыка Ермоген, как и Святейший Патриарх Тихон, в Праздник Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Елисавета Феодоровна (1864–1918), преподобномученица, Великая княгиня. Старшая сестра страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны. В 1884 г. вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем (убитого террористом в 1905 г.). С 10 февраля 1909 г. настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве. 18 июля 1918 г. вместе с другими алапаевскими мучениками была сброшена живой в шахту Нижняя Селимская под г. Алапаевском Пермской губ. После вступления в г. Алапаевск белой армии тело великой княгини и других мучеников были извлечены из шахты. В 1920 г. их останки были перевезены в Пекин. Затем по желанию английской принцессы Виктории (сестры преподобномученицы) гробы с нетленными мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары были отправлены в Иерусалим. Они почивают в русском храме св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы. Причислена к лику святых в 1992 г. Емелиан (Пиперкович Неделько; 1886–1970), епископ Сербской Православной Церкви. Изучал богословие на о-ве Халке, затем в Афинах, где защитил диплом в 1918 г. и докторскую диссертацию в 1919 г. Вероучитель, затем профессор духовной семинарии в Сремских Карловцах. В 1922 г. избран в епископа Тимочского. Автор многих научных работ. Ермак Тимофеевич (ск. 1585), казачий атаман, первопроходец. В 1579–1585 гг. возглавил походы казаков на Урал и в Сибирь. Покорил Сибирское ханство, привел в подданство русского царя народы Западной Сибири. Ермоген (Голубев Алексей Степанович; 1896–1978), архиепископ. В 1953 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С ноября 1955 г. по июнь 1956 пив 1958 г. в. у. Алма-Атинской епархией. С 1958 г. архиепископ. С 1962 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1963 г. Калужский и Боровский. Выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 18 июля 1961 г. о внесении изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV – «О приходах». Был уволен на покой в Жировицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославиого Предсобора с ее учреждения 10 мая 1963 г.; соруководил работами по IV разделу «Взаимоотношения между Православными Церквами». Лит.: Петрушка В.=И. Денисенко М.А.//ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 391–403. Добрынин Михаил Алексеевич (Петроград, 1922 г.–Ленинград, 21 ноября 1963 г.). В 1940 г. окончил среднюю школу и поступил на восточный факультет Ленинградского государственного университета. Участник Великой Отечественной войны. После войны возобновил занятия на восточном факультете и в 1950 г. окончил его по кафедре иранской филологии; работал научным сотрудником в Государственном Эрмитаже. В 1954 г. поступил в Ленинградскую ДА, которую окончил в 1958 г. Оставлен профессорским стипендиатом и одновременно назначен помощником инспектора Ленинградской ДАиС. С декабря 1959 г. преподавал древнееврейский язык, а с 1960 г., кроме того, – Священное Писание Ветхого Завета на II курсе академии. Член Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. В 1961 –1962 гг. редактор «Stimme der Orthodoxie» (Берлин, ГДР). Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославиого Предеобора с ее учреждения 10 мая 1963 г. (скончался до начала работы Комиссии). Лит.: Иванов А., свящ. М.А. Добрынин. (Некролог)//ЖМП. 1964. Кд 1. С. 21–22. Ермоген (Голубев Алексей Степанович; Киев, 3 марта 1896 г.– Успенский Жировицкий монастырь Слонимского района Гродненской обл., 7 апреля 1978 г.), архиепископ. Сын профессора Киевской ДА. Окончил Киевскую 3-ю гимназию (1914 г., золотая медаль) и Московскую ДА (1919 г.). В 1919 г. пострижен в монашество в московском Даниловом монастыре и рукоположен во иеродиакона; в том же году переведен в качестве миссионера в Киево-Печерскую лавру. 28 августа 1921 г. рукоположен во иеромонаха и определен членом Духовного собора лавры. С 1922 г. в сане архимандрита. В 1926 г. избран настоятелем Киево-Печерской лавры (в связи с захватом лаврских храмов обновленцами братия лавры совершала службы в Ольгинской церкви на Печерске). В 1931 –1941 гг. в заключении. С июня 1945 г.– настоятель Покровского кафедрального собора Астрахани, с сентября 1948 г.– Покровского собора Самарканда. 1 марта 1953 г. рукоположен во епископа Ташкентского и Среднеазиатского; 28 августа 1958 г., к престольному празднику новосооруженного Успенского кафедрального собора в Ташкенте, возведен в сан архиепископа. 15 сентября 1960 г. по настоянию гражданских властей освобожден от управления епархией, с предоставлением отпуска. С 13 июня 1962 г.– архиепископ Омский и Тюменский, с 29 мая 1963 г.– Калужский и Боровский. В 1965 г. составил «Заявление», в котором ставилась под вопрос каноническая состоятельность решений Архиерейского Собора 1961 г. в части «реформы приходского управления. 25 ноября 1965 г. освобожден от управления Калужской епархией и уволен на покой с местопребыванием в Успенском монастыре в м. Жировицы. Скоропостижно скончался в Жировицах; похоронен в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Zasedanie Raboego komiteta ChMK (Moskva 3.–6.4.1978 g.), Privetstvie udastnikam. . ., in: MP 197 8 ,6 ,41–42 . Poslanie.... к 60-letiju vosstanovlenija Moskovskogo Patriarsego prestola, in: MP 1978,7,2–5. 60-letije Vosstano MP vlenija Patriaršestva (1917–1977): Slovo, doklad i reci, in: MP 1978 ,8, 2–32 ; 33–34 ; 35–36 ;37f. StdO 197 8 ,8 ,3–8 ; 9–10 ; 9,13–19; 10 ,4–6 ;11–23 ; 11,12–26; 12 ,26–33 . К 25-letiju vosstanovlenija patriaršestva v Bolgarskoj Cerkvi: (Re‘), in: MP 1978,9,3–4; StdO 1978,10,3–4. Slovo v Bogojavlenskom Patr. sobore 3.6.1978 g., in: MP 1978, 9 ,7f. Pjatyj Vsechristianskij Mirnyj Kongress (Praga 22.–27.6.1978), re», in: MP 1978,9,24–27; StdO 1978,9,2–5. 30-letije Bolgarskogo cerkovnogo podvor " ja v Moskve: Slovo i re», in: MP1978,9,52–54. Poslanie XXII Medunarodnomu kongressu starokatolikov, in: MP 1978,9,58. Poslanie Archiepiskopu Kenterberijskomu, Primasu vsej Anglii D-ru F.D. Kogganu, in: MP 1978,10,52–54; StdO 1978,11,3–6. Re " na prieme v est» Patriarcha Efiopii Sv. Tekle Chajmanota, ebda 54–55. Slovo na litii po Sv. Pape Pavlu VI (9.8.1978), ebda 55–56. Konina i pogrebenie mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima: Slovo, re», in: MP1978,11,9–11; StdO 1978,12, 21–26. Tret " e bogoslovskoe sobesedovanie v Kieve predstavitelej RPC i Sojuza Ev. Cerkvej v GDR: Poslanie (1.–4.10.1978), in: MP 1978,12,52; StdO 1979,1,2–3. Slovo pri vrueniju archierejskogo ezla episkopu Serafimu, in: MP 1979,1,7–8; StdO 1979,4,11–14. Privetstvennoe slovo na godinom akte Mosk. Duchovnych škol (14.10.1978), in: MP 1979,l,14f. Vsesojuznaja religioznaja konferencija po itogam V Vsechristianskogo Mirnogo Kongressa (14.–16.11.1978), Moskva); Slovo i re», in: MP 1979,1,34–37; StdO 1979,2,22–24. Torestva v Armjanskoj Apostol ! skoj Cerkvi po sluaju 150-letija vchodenija Armenii v stostav Rossii... (1.–4.10.1978); Rei, in: MP1979,1,47–51. Poslanie Central " nomu komitetu VSC, in: MP 1979,2,2–4; StdO 1979, 4, 39–43. Zasedanie Preziduma Christianskoj Mirnoj Konferencii (Kiev, 6.–8.12.1978), Poslanija, in: MP 1979,2,38–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Воскресенский Леонид, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Андрей Алексеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Ильинское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 20). Воскресенский Павел, родился около 1851 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иван Алексеев, заштатный священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Спасское, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 28). Воскресенский Сергий, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Иоанн Воскресенский, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Спасское, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 20). Голубев Василий, родился около 1856 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Матвей Голубев († до 1874 г.), диакон; Московская губерния, Можайский уезд, село Архангельское, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10; д. 2007, л. 39). Голубев Гавриил, родился около 1853 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Матвей Алексеев († до 1874 г.), диакон; Московская губерния, Можайский уезд, село Архангельское, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19). Голубев Николай, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иоанн Иоаннов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Троицкое на реке Москве, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 32). Голубев Петр, родился около 1853 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1877 гг.). Отец : Иоанн Иоаннов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Троицкое на реке Москве, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10; д. 2007, л. 32). Голубев Семен, родился около 1857 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Иван Голубев, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Троицкое на реке Москве, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10 об.; д. 2007, л. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из первой книги трактат первый под заглавием; «Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла» был составлен первоначально в качестве актовой речи, которая и прочитана на годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1896 г., в субботу 2-й седмицы великого поста (см. о сем «Церковный Вестник» 8 за 22-е февраля 1896 г., стлб. 248–251; «Прибавления к Церковным Ведомостям» 9 за 2-е марта 1896 г., стр. 336б–338а и ср. стр. 342б; «С.-Петербургский Духовный Вестник» 8 за 23-е февраля 1896 г., стр. 144б–146б; «С.-Петербургския Ведомости» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Правительственный Вестник» 39,за 18-е февраля 1896 г.; «Новое Время» 7.175 за 19-е февраля 1896 г.; «Новости» 48 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургская Газета» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургский Листок» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Московския Ведомости» 51 за 21-е февраля 1896 г.; «Русское Слово» 48 за 20-е февраля 1896 г. и ср. 50 за 21-е февраля), а напечатана (с некоторыми стилистическими «корректурами», сделанными без ведома автора цензором – ректором Академии, епископом Иоанном Кратировым, † 11 февраля 1909 г.: см. о нем «Христ. Чтение» 1909 г., 3, стр. 421–440) в сборнике «Годичный акт в С.-Петербургской Духовной Академии в 1896 году (17 февраля, Спб. 1896, стр. 1–150, и в «Христ. Чтении» 1896 г., вып. II, стр. 241–388.. Отсюда было 150 отдельных оттисков в обложках под этим же заглавием, но с прибавлением: «библейско-богословское изследование» (Спб. 1896, стр. 3–150; на стр. 1–«содержание настоящего изследования»), а о нем см. отзывы Л. Т. (т. е. Льва Александровича Тихомирова ) в «Московских Ведомостях» 300 за 31 октября 1896 г. и у L’abbe Fr. Grivec в «Öasopis katolického duchovenstva» 1905 (Pragae Bohemorum) XLVI (LXXI), 1, p. 86–87 (почешски) и 88–90 (полатыни); 2, р. 197–199 и 200–201 (полатыни все вместе в особой перепечатке отсюда «Slavorum litterae theologicae» I, p. 21–24), при чем проф. Η. И. Барсов († 1903 г., III, 30) находил в «Страннике» 1896 г., 11–12 («К учению о сущности или природе христианской литургийной проповеди »), стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

260. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1974. – 3. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 261. Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) : 1. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери; 2. Беседа о чудесах и знамениях; 3. Поучение о покаянии//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1976. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 262. О благодарении и славословии Бога//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, – 1978. – 12. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 263. Поучение в неделю Всех Святых//Там же. – 1978. – 6. 264. Поучение в неделю мясопустную: О Втором Пришествии Христовом//Там же. – 1978. – 2. 265. Поучение в неделю по Богоявлении. 1-е; Поучение в неделю по Богоявлении. 2-е; Поучение на Богоявление//Там же. – 1978. – 1. 266. Поучение в 1-ю неделю Великого Поста: О православии; Поучение во 2-ю неделю Великого Поста: Значение поста для человека; Поучение в 3-ю неделю Великого Поста: О крестоношении//Там же. – 1978. – 3. 267. Поучение во вторник 11-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 8. 268. Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери; Поучение в субботу 4-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 7. 269. Поучение о Закхее//Там же – 1978. – 1. 270. Поучение о лихоимстве//Там же. – 1978. – 11. 271. Слово в неделю о самарянине; Слово в неделю о слепорожденном//Там же. – 1978. – 5. 272. Слово 1-е в Неделю Цветоносную; Слово 2-е в Неделю Цветоносную//Там же. – 1978. – 4. 273. Бог – Помощник человека в скорбех его. Поучение в неделю 9-ю//Там же. – 1980. – 6. 274. В неделю 4-ю по Пасхе. О расслабленном. О наказаниях Божиих//Там же. – 1980. – 4. 275. Знамения и чудеса//Там же. – 1980. – 7. 276. О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю 13-ю//Там же. – 1980. – 8. 277. О Царстве Божием//Там же. – 1980. – 11. 278. Объяснение молитвы Господней//Там же. – 1980. – 9:279. Поучение в двадесять девятую неделю: О благодарении и славословии Бога//Там же. – 1980. – 12. – С. 9–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 1898 году вышел второй том исследования «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники», в котором рассматривалась деятельность святителя Петра после его вступлении на Киевскую митрополичью кафедру (1632-1647) и положение православной паствы в Речи Посполитой в этот период. В приложении были опубликованы 85 архивных документов по истории Западнорусской Церкви с подробными научными комментариями. 17 марта 1899 года по ходатайству Совета Казанской Духовной Академии Голубев был удостоен степени доктора церковной истории. За второй том исследования о митрополите Петре Могиле он также получил полные Макариевскую (академическую) и Уваровскую премии. Это исследование Голубев считал главным трудом своей жизни, готовил к изданию третий его том, а также исправленные и дополненные первый и второй тома, но это намерение осталось неосуществленным. Голубев также опубликовал ряд исследований по истории Киевской Академии XVII- XVIII веков, среди которых особо выделяется монография «История Киевской духовной академии (Период домогилянский)» (К., 1886), отмеченная Уваровской и Макариевской (половинной) премиями. В этом сочинении Голубев утверждал, что Могилянская академия явилась продолжением Киевской братской школы, с чем не согласился рецензент А. И. Соболевский (см.: Журнал Министерства народного просвещения. 1887. 3. Отд. 2. С. 38-50) . Одним из важнейших источников по истории Западнорусской Церкви Голубев считал старопечатные книги, изучал вопрос о начале книгопечатания в Киеве, относя его к 1616 г. Выявлял и публиковал документы по истории КДА и Западнорусской Церкви, преимущественно XVII- XVIII вв. (в т. ч. крупное полемическое соч. «Лифос», 1644), в «Киевских епархиальных ведомостях», «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА), «Чтениях в Историческом обществе Нестора-летописца», «Архиве Юго-Западной России». В 1876-1877 гг. печатал в ТКДА известия церковно-археологического общества при КДА, составлял «Объяснительные параграфы на историю Западнорусской Церкви» (Киевские епархиальные ведомости. 1893. 3-5, 12, 24; ТКДА. 1904. 11; 1906. 12; 1910. 7-8). Осенью 1901 г. вошел в Комиссию для собирания и издания относящихся к истории КДА актов и для последующего написания на их основе полной истории КДА за 300 лет (работа не была завершена). Труды Г. расширяли источниковедческую базу и оказали значительное влияние на дальнейшую разработку истории Западнорусской Церкви и духовного образования.

http://bogoslov.ru/person/29801

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010