Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но, судя по всему, данные семена, будучи разрозненными и немногочисленными, не принесли богатых всходов, ибо Евсевий Кесарийский свидетельствует (Церк. ист. II, 16) 168 , что Евангелист Марк «был первым послан в Египет, проповедовал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Александрии. Его проповедь сразу же привлекла такое множество уверовавших мужчин и женщин, усердно упражнявшихся в любомудрии, что Филон решил написать об их занятиях...» (далее у Евсевия следует описание жизни «терапевтов», членов одной из иудейских сект, которых он ошибочно принимал за христиан). Помимо свидетельства Евсевия, есть еще сообщение анонимного автора «Псевдо-Климентин», гласящее, что у истоков египетского христианства стоит и личность Апостола Варнавы 169 . Апостольское происхождение Египетской церкви подтверждают и «Акты св. Марка», которые, по мнению В. В. Болотова , восходят к первым десятилетиям II века 170 . И хотя детали исторического бытия этой церкви до конца II века покрыты весьма густым мраком неизвестности 171 , однако сомневаться в том, что в Александрии существовала преемственность православных епископов, имеющая апостольское происхождение, вряд ли приходится 172 . Находки папирусов с фрагментами текстов Нового Завета подтверждают наличие ортодоксальной Церкви в Египте в самое раннее время: один папирус датируется началом II века и еще четыре – рубежом II-III веков (помимо этого, около тридцати папирусов восходят к III веку) 173 . Это показывает зыбкость гипотез тех западных ученых (в основном протестантского направления – В. Бауэра и др.), которые утверждают, будто египетское христианство первоначально было почти сплошь еретическим и что в нем до конца II века отсутствовало всякое различие между ортодоксией и ересью 174 . Древние александрийские манускрипты Священного Писания, дошедшие до нас, отличаются высоким профессионализмом и изящной техникой письма. Данное обстоятельство ясно свидетельствует о факте высокой культуры многих членов Александрийской церкви 175 . Другими словами, «образовательный ценз» александрийских христиан уже в доникейский период истории Церкви был достаточно высоким. Факт сей не вызывает большого удивления, если учитывать то известное обстоятельство, что Александрия с эпохи эллинизма являлась столицей образованности греко-римского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Данные методы вырабатывались и в полемике с языческими писателями, прямо или косвенно затрагивающими в своих произведениях христианскую религию. Само появление в древнецерковной письменности жанра апологий обусловливалось в определенной мере литературной реакцией язычества на феномен христианства. Именно на II век приходится появление произведений языческих писателей, высказывающих свою позицию по отношению к религии Христовой 172 . Причем такая литературная реакция язычества отнюдь не была однородной. С одной стороны, мы видим влиятельного сановника и ритора Фронтона, убежденного сторонника и защитника исконно римских традиций, рассматривающего христианство однозначно, как «святотатство»; его точка зрения, скорее всего, оказала сильное влияние на «императора-философа» Марка Аврелия (Фронтон был его воспитателем и учителем), видевшего в христианской религии «опасную химеру, угрожающую античному миросозерцанию» 173 . С другой стороны, такой великий насмешник, как Лукиан, относящийся к языческим богам, словно «политический фрондер, недовольный... правительством» 174 и пользующийся всяким поводом, чтобы подвергнуть их желчному осмеянию, к христианам не был столь язвителен: смотря на них свысока, он все же с определенной долей симпатии отмечает положительные стороны религии Христовой (высокую нравственность христиан, братскую взаимопомощь их и т. д.). Нельзя назвать однозначным и отношение к христианству представителей языческой философии и науки. Например, с точки зрения убежденного адепта язычества Кельса оно «есть религия, опирающаяся на грубый и невежественный класс, религия духовного мрака в умственном отношении» 175 . Из всех своих современников именно Кельс наиболее остро почувствовал внутреннюю несовместимость христианства и античного миросозерцания. Прежде всего, Кельса отталкивала и раздражала глубокая вера христиан в то, что им даровано Откровение высшей Истины, хотя в массе своей они, по убеждению Кельса, были людьми малообразованными. Второй принципиальный момент, вызывающий его реакцию неприятия религии Христовой, состоял в признании здесь исключительного и особого положения человека в общем универсуме бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

683 Правило приведено по сокращению Аристина, как оно изложено и в софийской Кормчей, именно: «Должно есть хотящим ся поставить, да уведят ставление священники, единако да смыслять, тогда епископ испытает, пришедшим послухом о нем, да поставлен будет. Поставление же в тайне да не бывает " (л. 358). 686 Подлинный смысл правила иной; но в славянском переводе оно начинается словами: «Никомуже священнику быть незнаемому». 776 В софийской и рязан. Кормчей текст правила короче: «пресвитеры в алтарь преже епископа да не внидут» (соф. л. 110). 777 И здесь во всех списках, кроме Рб, ошибочно показано правило .кг. (первого вселенского собора); сравни далее гл. 6. 798 Поставленное в скобках есть, очевидно, позднейшая схолия, попавшая в текст не на свое место. Слов «того же сбора» нет в Рб. Правильное чтение должно быть такое: «пакы же сбора иже в Лаодикии правило 15: не освящену ни пети, ни чисти на анбоне, или и пр.», как в тексте. Приводится собственно не правило (15-е) названного собора, а толкование на оное. 812 входяще Ч. Далее в РДРв прибавлено: держа закон Богом дан. В Рб правило оканчивается так: да не досаждают пречистому месту; прочие (чит. прочее) аще кто явится без чину входя до самых святитель, да извергутся, а мирские да отлучатся. 813 Следующих двух правил нет в старших списках (софийском и чудовском); но они находятся в очень многих бумажных Кормчих, например, в соловецкой 1493 года (л. 275), в чудовской 1499 г. 167, в берсеневской Публичной Библиотеке XV века (л. 172) и др. Текст – по первому списку. 814 В известных нам рукописных Кормчих статья эта стоит отдельно от постановлений владимирского собора. Но по своему содержанию, языку и форме, особенно по заключительным словам: «отселе не буди тако; аще ли, то проклинать повелеваем», она столь же тесно примыкает к определениям названного собора, как и два предыдущее привила. Старший список ее находится в той же софийской Кормчей (л. 462 об.); текст – по чудовскому пергаменному списку, как более исправному (л. 259).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Когда он появлялся на улице, они приветствовали его как царя славы, пред ним носили знамена и пели ему псалмы: «вознесе Господь избранного Своего посреде людей Своих». Не мог и этот шарлатан долго держаться. Султан, узнав о Шеботае, как народном возмутителе, велел немедленно представить его пред собою. Когда испуганный Шеботай был представлен пред султаном Магометом IV, то последний сказал ему: «я хочу испытать, точно ли ты Мессия. Я велю лучшим стрельцам моим стрелять в тебя, и если ты останешься невредим, признаю в тебе Мессию». В ужас пришел от этих слов Шеботай; он робко объявил, что он не Мессия, а не более как хохим – мудрец, раввин. И затем Шеботай не только отказался от звания Мессии, но решился принять магометанство; тем и кончилась карьера этого мнимого Мессии. Евреям хорошо известен этот случай; до сих пор, как только они поссорятся между собой, то один другого обзывают в насмешку Шабее-цвинек (искаженное имя ложного Мессии Шеботая). Достойны нашего внимания те предположения, какие стали делать некоторые из нынешних талмудистов о близком пришествии Мессии; они говорят, что он идет, и уже скоро придет. «Мир сей, говорят они, сотворен в шесть дней, в седьмый Бог почил от всех дел своих, а Божий день составляет тысячу лет, как и сказано; тысяча, лет пред Тобою, Господи, как день един. Следовательно, по истечении шести тысяч, которые уже минули, должна быть вечная суббота, Мессия должен в это время непременно явиться, и сотворить для Израиля вечный покой и радость. Следует заметить, что, подобно нынешним талмудистам, вычисляли время пришествия Мессии и прежние раввины, но все они также ошибались, и нельзя было им не ошибиться, ибо время пришествия Мессии давно уже прошло, но иудеи не узнали своего Спасителя. Как же они вычисляли? Раввин Абраам Бейн-Гий вычислил, что царство Мессии начнется с 1358 года. Раввин Нахманид говорил об этом подробнее. Первое тысячелетие по сотворении мира, по его словам, принадлежит неведению, и занято было почти одним Адамом. Второе – нечестию и наказанию и началу познания Бога Авраамом; третье – увеличивающемуся познанию, до построения храма; четвертое – до 172 года после второго храма; пятое – заключает вмешательство языческих народов и падение истинного богослужения; с шестым начинается царство Мессии, которое Нахманид считает наступившим в его время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Вместе с тем комитет доносил, что определение Св. Синода от 13 – 18-го февраля 1842 года по вышеизъясненным и всем прочим предметам, обратившим на себя внимание оного, исполнено в главнейших отношениях, сколько то представлялось возможным; и как доселе, по благословению Божию, не открылось никакого повода к заключению, чтобы от налитографированных переводов и распространения оных в епархиях произошел какой-либо вред, а притом ни в наставниках, ни в воспитанниках духовно-учебных заведений не замечено исключительного доверия к тем переводам, то комитет полагал бы дальнейшее производство исследования в прежде предписанном пространстве, в предотвращение дальнейшей огласки, прекратить. Затем собранные доныне экземпляры, как литографированные, так и рукописные 172 , уничтожить, оставив по одному от всех трех противузаконных выпусков в синодальном архиве за печатью. Как по делу видно, что много еще литографированных экземпляров осталось не отобранными у разных духовных и светских лиц, то комитет полагал бы предписать преосвященным – отобрать от первых таковые экземпляры немедленно и представить в Св. Синод, поступив таким же образом и с рукописями, если-бы они и за сим у кого-либо оказались. Поскольку многие из духовных лиц, при требовании у них начальством литографированных экземпляров и рукописей, по указаниям некоторых из воспитанников с.-петербургской и московской духовных академий, отозвались, что первых они не получили за неуплатою денег и по другим причинам, а последних у себя вовсе не имеют; иные же показали, что те и другие или сожжены, или иным образом утрачены, на что однако же не представили никаких доказательств, то за всеми таковыми лицами учредить негласный надзор, и если бы впоследствии оказалось что-либо противное показаниям их, подвергать их ответу за то по законам, а могущие оказаться затем экземпляры и рукописи, отбирая, представлять в Св. Синод с подробным описанием всех открывшихся обстоятельств. Отобрание экземпляров и рукописей от лиц светского звания и доставление оных в Св. Синод предоставить распоряжению обер-прокурора Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

172 Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925) – князь, крупный помещик. Депутат 1-й Государственной думы. Председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора» (объединенного комитета Земского и Городского союзов, созданного 10.07.1915 для помощи правительству в организации снабжения русской армии). В марте – июле 1917 г. глава Временного правительства. После Октябрьской революции в эмиграции; в 1918–1920 гг. глава Русского политического совещания в Париже. 173 Земские съезды – нелегальные совещания участников земского движения с целью выработки общей политической программы и координации выступлений в земских собраниях. Зародились в 1870-х гг. В 1903–1905 гг. состоялось 5 земских съездов. 174 Лопухин Алексей Александрович (1864–1927) – директор департамента полиции. После того как в 1905 г. был снят со своей должности, выступил в печати с обвинениями департамента полиции в печатании антисемитских прокламаций и разоблачил Азефа. По этому поводу Е. Н. Трубецкой написал статью «К делу Лопухина » (Московский еженедельник. 1909. 18. С. 1–6). 179 Демидов Игорь Платонович (1873–1947) – журналист, в эмиграции был заместителем П. Н. Милюкова в его качестве редактора газеты «Последние новости», выходившей в Париже. 181 Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917) – российский государственный деятель. С 1904 г. член Государственного совета. При поддержке Г. Е. Распутина и императрицы Александры Федоровны был назначен председателем Совета министров (январь – ноябрь 1916 г.), одновременно – министр внутренних дел (март – июль) и министр иностранных дел (июль – ноябрь). После Февральской революции арестован, умер в Петропавловской крепости. 182 Крестопоклонная неделя Великого поста – воскресенье, которым начинается 4 неделя поста, а также и вся неделя, назначенная для особого поклонения кресту. 183 Ср. в рассказе А. М. Горького: «В одной из грязненьких уличных газет некто напечатал свои впечатления от поездки в Царское Село. В малограмотной статейке, предназначенной на потеху улицы и рассказывающей о том, как Николай Романов пилит дрова, как его дочери работают в огороде, – есть такое место:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

161 По мнению О. Скурлатовой, Семиречье – это область Центральной Азии, откуда «часть наших предков... шла через го­ры на Юг (судя по всему, в Индию), другая часть пошла на запад, «до Карпатской горы " » (Скурлатова О. Указ. соч., с. 57). 162 В традиции интерпретаторов ВК это лицо отождествляется с готским королем Эрманарихом (ум. в 375 году н. э.). 163 По современным научным представлениям, в начале первого тысячелетия до н. э. славяне обитали в Центральной Ев­ропе, а не за Волгой; готы, двигаясь с севера, достигли степей северного Причерноморья в начале III века н. э., а не в IX веке до н. э., как вытекает из рассказа ВК. 164 Точнее, здесь сказано, что Аскольд жил за 1300 лет «до исхода из Карпат» (вероятно, это случайный недосмотр созда­теля ВК; он хотел сказать – «после»). 165 Знаки вопроса в скобках принадлежат переводчику, включенное в скобки в цитате с дощечки 6б читается в машинопи­си Миролюбова. 168 Славянские древности: Сочинение П. И. Шафарика/Перевод с чешского И. Бодянского. М., 1837, т. 1, кн. 2, с. 41, 43, 47, 51, 52, 59–61, 124, 125 и др. 170 Миролюбов объясняет эти понятия так: «Явь» – действительность, реальность, видимый мир; «Правь» – невидимый «ко­стяк» реальности, на котором та держится; «Навь» – потусторонняя, лишенная «Прави» «Явь» (т. 9, с. 31). 171 Любопытно, что Миролюбов постоянно говорит о «ведическом» письме и санскрите как языке, имеющем свою пись­менность. Это не так: деванагри – система письма, используемая для записи санскритских текстов, – возникла в начале второго тысячелетия нашей эры. Веды были созданы 1000–1200 лет до нашей эры, а записывать их начали несколькими веками позднее, используя для этого разные системы письма. 172 См. в его письме С. Лесному от 26 сентября 1953 года: «...это были греческо–готские буквы... среди коих были и буквы санскритские»; об этом же Миролюбов пишет и в своих сочинениях (т. 5, с. 25; т. 8, с. 236). 173 Трудно удержаться и не привести «научного аргумента» в пользу достоверности сказов: «Их нельзя отнести за счет ее (Захарихи, – О.Т.) собственной фантазии, так как она утверждала, что сама научилась им от древней старухи, когда была еще девчонкой»; к тому же в сказах упоминаются «всякие такие вещи и события, которых Захариха, простая женщина, придумать сама не могла» (т. 6, с. 106).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010