Между тем как длилась грозная битва Куликовская, в обители Живоначальной Троицы, святой игумен Сергий собрал всю свою братию и возносил Богу сердечные молитвы за успех великого дела. Телом стоял он на молитве во храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом; прозревая очами веры все, что совершалось там, он, как очевидец, поведал предстоявшей братии о постепенных успехах нашего воинства, от времени до времени он называл по имени павших героев, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелевал тоже делать братии. Наконец он возвестил им совершенное поражение врагов и прославил Бога, пособляющего русскому оружию. Великий князь Димитрий Иванович снова посещает обитель Пресвятой Троицы для воздаяния в ней благодарения Господу Богу за победу Возвратившись в Москву и распустив по домам оставшихся в живых воинов-победителей, великий князь Димитрий Иванович, проименованный за сей доблестный подвиг Донским, с своим братом и сподвижником, князем Владимиром Андреевичем, получившим за ту же победу прозвание Храброго, предпринял вторично путешествие в монастырь Живоначальныя Троицы, к преподобному игумену Сергию, чтобы воздать благодарение Сильному во бранех Господу, лично поведать великому старцу о Богодарованной победе и вкупе возблагодарить его за теплые молитвы и за помощь, оказанную его ратниками, от ангельского лика данными. Радостно было это свидание благоверного князя со святым старцем! Преподобный встретил его у святых ворот своей обители с святыми иконами и святой водой и, осенив его Крестом, поздравил с победой. Великий князь поведал старцу о ходе битвы, рассказал и о геройской смерти доблестного его послушника – Александра Пересвета, промолвил: «Если бы, отче святый, твой послушник Пересвет не убил татарина-богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смерти! И без того великое множество христианского воинства избито от татар, помолись о них, честный отче!» Будучи тогда же в Троицкой обители, великий князь повелел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовском поле (8 сентября 1380 года); это поминовение продолжается и поныне, оно совершается ежегодно по всей Православной России под именем Димитриевской субботы, пред 26 числом октября (день Ангела великого князя Димитрия Ивановича) и, конечно, учреждено не без совета с преподобным Сергием, и, может быть, потому-то нигде не совершается она с такой особой торжественностью, как в Троицкой Сергиевой Лавре, причем поминаются по имени все главные подвижники боя, в числе их троицкие схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Над каждым полком христианские хоругви, как светильники, светятся и трепещут на ветру. А на холме, возле Дмитрия, развевается над всем русским войском огромный черный стяг. А на нем, будто тьму раздвигая, сверкает ярыми очами шитый золотом образ Спаса. — Братья мои! — громко и мощно крикнул Великий князь. — Примем, братья, время брани нашей! Преподобный Сергий благословляет нас в сей день на святую битву и велит, без всякого сомнения, с дерзновением идти против поганых, нисколько не ужасаясь. И обязательно поможет нам Бог! Восторженный рев и громкий стук мечами по щитам раскатился по Куликову полю, и ударились в передний ряд ордынского войска. Тотчас взвыли гнусавые половецкие трубы. Мамай, красный от гордыни, тоже что-то сипло крикнул на своем басурманском языке. Две смертоносные лавины с гулом начали сближаться, а когда остановились друг против друга, чуть не касаясь копьями о копья, прогнулось Куликово поле от страшной тяжести и реки выплеснулись из берегов. Внезапно, с диким воем отшвырнув в стороны надменных фрягов, из татарских рядов в узкий проход, на подрагивающем от тяжести вороном жеребце, вылетел зверовидный, меднорожий великан Челибей Тамир Мурза. — Эй вы, смерды!!! Выходи против меня!! Ну, кто смелая?! Что же ваша Исуса храбрости вам не дала?! Наша Аллах пяткой вашего Исуса раздавила! О, Алла Бесмелла! Нет бога сильней тебя! И так кричал он дерзко и весело и богохульствовал безнаказанно, и никто не выходил против: слишком силен был степной буйвол. И тогда с левого края крупной рысью примчался на белом коне и встал перед ним черный витязь — монах Александр Пересвет. Не было на нем ни кольчуги, ни железных доспехов, ни шлема на голове. Только черная монашеская схима с нашитыми на груди и спине белыми крестами — знаками воина Христова войска. — Этот печенег ищет подобного себе, — молвил Пересвет. — Я хочу с ним переведаться! Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение. — Бог тебе щит, — ответил Дмитрий. Поклонился богатырь всему войску, поцеловал тяжелое копье и тихо прошептал:

http://azbyka.ru/fiction/skoryj-pomoshhn...

Так можно заключить на основании краткой приписки на лаврской рукописи. Возвратясь в Москву и распустив по домам воинов-победителей, великий князь Дмитрий Иванович, прозванный за эту победу Донским, со своим братом и сподвижником князем Владимиром Андреевичем, получившим прозвание Храброго, снова прибыл в обитель Живоначальный Троицы, чтобы воздать благодарение сильному во бранех Господу, лично поведать великому старцу о богодарованной победе и вместе поблагодарить его за теплые молитвы и за помощь, оказанную его ратниками, от ангельского лика данными. Радостно было это свидание благоверного князя со святым старцем! Преподобный встретил его у святых ворот обители со святыми иконами и святой водой и, осенив его крестом, поздравил с победой. Великий князь поведал старцу о ходе битвы, рассказал и о геройской смерти доблестного его послушника, Александра Пересвета, примолвив: «Если бы, отче святый, твой послушник Пересвет не убил татарина-богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смертную! И без этого великое множество христианского воинства избито татарами: помолись о них, честный отче!» В бытность свою на этот раз в Троицкой обители, великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовском поле. Это поминовение совершается и теперь ежегодно во всех православных храмах России, под именем Димитриевской субботы перед 26 октября (8 ноября н.ст., день Ангела великого князя Дмитрия Ивановича), и, конечно, установлено не без совета с Преподобным Сергием. Может быть, потому-то нигде оно не совершается так торжественно, как в Троице-Сергиевой Лавре, причем поминаются по имени все главные подвижники этого боя и в числе их схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В это посещение великий князь наделил монастырь Сергиев щедрыми дарами, раздал много милостыни народу, который собрался со всех окрестных селений навстречу ему; учредил для Преподобного Сергия и его братии обильную трапезу, в которой сам принимал участие со всеми своими спутниками, и с радостным духом возвратился в Москву. Впоследствии он исполнил и обет свой: при пособии Преподобного Сергия им был построен Стромынский Успенский монастырь на реке Дубенке, где первым настоятелем был ученик Преподобного Сергия Савва Одноокий; не забыто были и место славной победы над Мамаем: на Куликовом поле тоже был построен монастырь в честь Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Как же Куликовское сражение? А ведь оно было не для защиты родины. Никогда со времен Батыя Русь не выходила биться с со всей Ордой (с отдельными отрядами бились) но со всей Ордой никогда. И после Куликовского сражения не раз позволяли разорять Русь Татарскими набегами. Почему? Да потому, что Мамай не пришел грабить, а пришел погубить. И не московское княжество, а Православную Веру. Вот за что стали прпмч. Александр и Андрей (Ослябя и Пересвет). Вот за что сражались с этого времени. За веру. За Русь - как хранительницу Православия и Свидетельницу Правды Божией в этом мире перед всеми народами. Но это не земной патриотизм - а Небесный. И он не противоречит Уранополитизму. А если Русь оставит свое служение Православию, то падет и никакой земной патриотизм ее не защитит. Не путайте земной патриотизм направленный к месту рождения с Небесным Патриотизмом и защитой Веры и подобия Небесного Отечества - Руси Святой. Вадим 22 августа 2014, 17:11 Уважаемый Андрей Юрьевич. Ваша рецензия статьи очень своеобразна. Однако доказательство того, что вера передается на базе патриотизма не только не доказана в Вашем коротком комментарии, но и практически не может быть доказана. Причина тому, то что вера это не традиция а Соединение с Творцом. Где есть это соединение, там есть и вера. Мы далеки от образа мыслей св. Отцов 4-5 веков, мы в большинстве своем не разговариваем на языке, на котором они писали, но мы содержи ту же самую веру которой были исполнены они. И патриотизм тут не причём. Вы наверное знаете, что воинов защищавших родину св. Василий Великий предлагал отлучать от Причащения на 3 года, за пролитие крови. Но при этом прп. Сергий Радонежский благословил 2 монахов или точнее сказать схимников (ибо перед боем он благословил им возложить на себя схиму) на Куликовскую битву, т.е. на пролитие крови. Есть ли противоречие между святыми.? НЕТ и быть не может. Продолжение следует ..... Андрей Юрьевич Салмин 20 августа 2014, 14:45 Случайно зашел на эту страницу любимого мной сайта. С ужасом прочел статью Александра.

http://pravoslavie.ru/61669.html

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Упоминание в летописном перечне погибших имени Александра Пересвета без добавления слова «чернец» легко объясняется тем, что летописец, вероятно, человек церковный, счел неуместным поместить указание на духовный сан монаха среди убитых воевод. Посылка же Сергием Радонежским грамоты на Дон вовсе не отрицает факта поездки великого князя к Троице, хотя бы потому, что эта поездка предшествовала отправке грамоты. 18 августа 1380 г. действительно приходилось не на воскресенье, а на субботу. Но, по мнению Н. С. Борисова, Дмитрий едва ли ездил в Троицкий монастырь «одним днем». Более естественно предположить, что он прибыл к Троице в субботу 18 августа, переночевал и на другой день, в воскресенье, отстояв обедню, отправился назад. При этом в подтверждение того, что свидание состоялось именно в середине августа, он специально обратил внимание на то, что перед отъездом из обители Пересвета и Осляби на подмогу великому князю, Сергий Радонежский возложил на них схиму. Схимой именуется монашеское одеяние, в которое облачались монахи, принявшие схиму – высшую монастырскую степень, знаменующую полное отречение от мирской жизни. Принятие схимы сопровождалось наречением нового имени. Обычно оно давалось по имени того святого, память которого праздновалась церковью в день совершения обряда или в один из соседних дней. «Вблизи» 18 августа можно найти и Андрея – это имя получил Ослябя (19 августа – святой воин-мученик Андрей Стратилат) и Александра, которое взял Пересвет (12 августа – епископ-мученик Александр Команский). Да и сами имена инокам-воинам Сергий, вероятно, дал со смыслом. По-гречески Александр – «защитник», Андрей – «мужественный». Но не все доводы Н. С. Борисова убедительны. По его расчетам, Дмитрий покинул Троицу 19 августа. За 7–8 часов непрерывной скачки он мог достигнуть лишь Москвы. Пространная летописная повесть сообщает, что русская рать 20 августа вышла из Коломны. Достичь ее в этот день Дмитрий никак не мог, и Н. С. Борисов в своей работе предположил, не приводя никаких аргументов, что русская рать, действительно, 20 августа двинулась на врага, но только не из Коломны, а из Москвы 866 . Очевидно, историк и сам чувствовал слабость своей позиции по этому пункту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1680) была дополнена внизу многофигурной композицией с большим числом эпизодов на сюжет «Сказания о Мамаевом побоище» ( Филатов В. В. Икона с изображением сюжетов из истории Рус. гос-ва//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 277-293). Разделяя сюжеты архитектурным или пейзажным фоном, иконописец создал насыщенную событиями историческую панораму. В верхней части слева изображена Москва, ниже - сбор войск из разных городов Руси; в правой части показаны события в Орде - стан Мамая и движение его войска. Центральную часть занимает изображение битвы с сонмом ангелов в облаках, внизу представлено возвращение блгв. вел. князя с ратью в Москву и бегство Мамая. Д. И. (везде с нимбом, иногда в короне) присутствует во мн. сюжетах (молитва в княжеских покоях перед образом Спасителя, беседа со свт. Киприаном, отдача приказаний воеводам, благословение Д. И. прп. Сергием в Троицком монастыре, молитва в Успенском соборе Коломны перед началом битвы). Д. И. трижды изображен отдающим последний долг павшим воинам, в числе к-рых - преподобные Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские. На иконе «Прп. Сергий Радонежский, с 36 сюжетами жития» (кон. XII - 1-я четв. XVIII в., частное собр.) клейма 20 и 21 посвящены Куликовской битве и благословению прп. Сергием по просьбе Д. И. места Голутвина мон-ря (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. Кат. 54). Образ Д. И. есть в клеймах с изображением чудесного заступничества Донской иконы Божией Матери, на иконе «Мч. Андрей Стратилат с деяниями. История Донской иконы Божией Матери», созданной к 500-летию Куликовской битвы (ок. 1880, ГМЗРК; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 2003. Кат. 120). Подробный рассказ о Мамаевом побоище содержится также на гравюре 1-й пол. XVIII в., изданной на фабрике И. Я. Ахметьева , из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 23-52), с видами Москвы и ТСЛ, изображением Куликовской битвы с 28 сюжетами, объясненными в подробных текстах. История о походе Д.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Лит.: Пшеничников А. И., свящ. Кр. ист. описание 1-кл. Вознесенского девичьего мон-ря в Москве. М., 1894; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 41, 78; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341, 462-463; Т. 2. С. 105, 384-385; Меняйло В. А. Судьба иконостаса Вознесенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 199-223; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 225, 231-239; Квливидзе Н. В. Иконография прп. Евфросинии//Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 295-317. Ил. 58-71. Н. В. Квливидзе, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/187095.html

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) 530-532 АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) 532-533 533-534 534-535 535-536 АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) 536-539 АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) 539-540 АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) 541-544 АЛЕКСАНДРА Яковлевна Лебедева (1874– 1937), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА Михайловна Смолякова (1880-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) 545-546 546-547 547-548 548-550 550-551 551-553 АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010