Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Александр (Пересвет) Радонежский, прп. Описания иконы Александр (Пересвет) Радонежский, прп. - житие Александр Радонежский, в миру Пересвет (+ 1380), схимонах, преподобный. Память вместе с прп. Андреем Ослябей 7 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр. 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им " вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя " . Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: " Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство " . По дороге на битву Александр-Пересвет остан[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Сергиева Лавра. 1949.] Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Монахиня Иулиания (Соколова). Роспись Серапионовой палаты. Троице - Сергиева Лавра. 1949 г. Файл 3552.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 178 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (339) , (18) . Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий благословляет прпп. Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в. Файл 3553.jpg:   Размер: 912x1200, 1.09 MPix, 190 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (260) , (10) . Описание: [Москва. Ок. 2004.] Свв. Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Слободниченко П. (выпускник Иконописной школы 2004 г.) Икона. Сергиев Посад. Около 2004 года. Файл 3554.jpg:   Размер: 1200x1106, 1.33 MPix, 244 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (502) , (18) .

http://pravicon.com/icon-1086

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря) Свт. Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512) Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа) Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая) Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня) Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября) Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля) Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа) Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа) Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября) Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября) Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа) Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля) Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября) Тропарь, глас 4 Днесь пророчество святителя Петра/пред очами нашими сбывается,/сердце бо России град Москва/свыше славу велию приемлет,/украшаем, яко бисером честным,/многим сонмом Божиих угодников;/к нимже мы любовию возопиим:/о, пречуднии святителие,/исповедницы и мученицы новии,/благовернии князие, преподобнии отцы,/и премудрии юродивии,/и вси святии, знаемии и незнаемии,/яко благочестия столпи,/молите Христа Бога//стране нашей в мире спастися. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Московские свв. " .

http://pravicon.com/info-2985

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Московские свв. Описания иконы Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннади[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8544.jpg:   Размер: 1607x1800, 2.89 MPix, 328 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (207) , (1) . Описание: [Россия. XVII.] Собор Московских святых (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 2-я пол. XVII века. Перевод с иконы выполнен В.П. Гурьяновым. Файл 8545.jpg:   Размер: 997x1200, 1.2 MPix, 341 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) . Описание: [Москва. XIX.] Собор Московских святых. Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 8546.jpg:   Размер: 1200x1125, 1.35 MPix, 280 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (186) , (4) . Описание: [Москва. XVI.] " Боголюбская " с избранными святыми. Истома Савин. Икона - Складень трехстворчатый. Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. В 1930 году из ГИМа проступила в ГТГ. Москва. Файл 8547.jpg:   Размер: 1800x1288, 2.32 MPix, 387 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (128) , (0) . Описание: [Москва. 2000-2007.] Собор Московских святых. Ватагина И.В. Икона. Москва. 2000 - 2007 годы. Храм свт. Николая в Клёниках/на Маросейке/. Файл 8549.jpg:   Размер: 1001x1800, 1.8 MPix, 369 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (232) , (4) .

http://pravicon.com/icon-2484

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.). Епископат АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121738.html

Кстати: забавно, что многие христианофобы, приводя в пример «миролюбие» буддистов, тут же, видя на экране ловко орудующего палками, ножами, серпами, и прочим, чем можно «душу в нирвану отправить», буддистских монахов, спешат записаться на курсы восточных единоборств. Я бы советовал «рекламщикам» буддийского миролюбия все же ознакомиться с историей восточных религий хотя бы «поверхностно». А то получается, что они изобретают какую-то новую религию, миру неизвестную… Но это так, к слову… Искатели «сенсаций от истории» частенько говорят о том что личности Пересвета и Осляби выдуманы, ссылаясь на то, что не во всех летописях того времени упоминаются эти иноки. Что тут скажешь? В романах Бондарева и Васильева тоже не упоминаются Зоя Космодемьянская и Александр Матросов… Тем, кто считает, что это «русские легенды», советую ознакомиться с трудами хронистов того времени — Иоанна Пошильге, Линдерблата, Дитмара Любекского, Альберта Кранца, с ганзейскими и булгарскими летописями. Но больше всего забавляют ссылки на то, что Ослябя упоминается и в более поздних исторических летописях. А ведь историкам хорошо известно, что род Осляби (должен признаться, что правильно имя «Ослябя» будет склонять так же, как слово «дитя»: дитятя, дитяте и т.д. Я же сознательно делаю эту ошибку, чтоб не смущать читателя) нёс редкое и почетное послушание по охране князей и священнослужителей Руси. Согласно легендам, раненого Димитрия Донского кто-то вынес с поля боя и укрыл, бесчувственного, в роще неподалеку. Можно смело предположить, что Ослябя с честью выполнил свой долг и поручение Сергия Радонежского. А тело его (как и тело Пересвета) было похоронено не на поле боя, а перевезено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. А имена телохранителей из рода Осляби (Родион, Андрей, Иаков и др.) встречаются на протяжении десятилетий после Куликовской битвы. Согласно легенде, накануне сражения Александр Пересвет молился в часовне Димитрия Солунского, располагавшейся в 40 км от Куликова поля и в 7 км от города Скопина. Там святой и оставил свой монашеский посох, изготовленный из яблони.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

11,12. Варфоломей и Наум . О них в житии Преподобного нет упоминания, но сам угодник Божий, явившись во время осады Лавры пономарю Иринарху, сказал: «Рцы братии и всем ратным людем, почто скорбят, что вести послати к Москве невозможно? Аз послах от себе к Москве в дом Пречистыя Богородицы и к Московским чудотворцам молебное торжество совершити трех учеников своих – Михея, Варфоломея и Наума – в третием часу нощи. Воры же и Литва видеша их...» И действительно, пленные поляки показали, что видели ночью трех иноков, которые спешно ехали по дороге в Москву на худых конях, но которых они не могли поймать. Что это не был обман чувств, подтвердилось еще другими необыкновенными обстоятельствами. Один больной старец, услышав о чуде, вошел в детское сомнение: на каких конях послал преподобный Сергий трех учеников своих? И внезапно явился ему преподобный Сергий и, сказав, что послал на слепых конях, которые за недостатком корма выгнаны из каменной монастырской ограды, исцелил его от болезни и вместе от неверия. Повелев объявить сие всем, святой заключил свою беседу с исцеленным следующим и утешительным, и вместе грозным поучением и предречением: «Не так гнусен мне смрад мирян, согрешающих блудом, как иноков, не радящих о своем обещании; и под стенами обители моея всех пришедших врагов истреблю, и во обители моей нечисто и двоемысленно живущих погублю же, и со осквернившимися управлю!..» 13, 14. Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович пред своим походом против Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами Мамая, то он просил у Преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним сих двух бояр-иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди, очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем самым сослужат ему великую службу. И Преподобный не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, – говорил он им. – Да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им еще сказал: «Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашея купли».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

138 В день Куликовской битвы Ягайло был не более как в 40 верстах  от Мамая; узнав  о поражении своего союзника, он поспешно бежал. 139 Пересвет был прежде боярином Брянским. После Мамаева побоища, тела иноков-витязей перевезены в Москву и погребены на Старом Симонове, где теперь приходская церковь Рождества Богородицы, близь Симонова монастыря. Карамзин (V. прим.82) говорит: «Разбирая колокольню сей церкви, в царствование Екатерины II, нашли древнюю гробницу под камнем, на коем были вырезаны имена Ослябя и Пересвета; ныне она стоит в трапезе; а камень закладен в стене.» В рукописных святцах сказано: «Преподобномученицы зде на Симонове положены у церкви Рождества Богородицы, ученицы Сергиевы во иноцех Адриан (Андрей Ослябя), во иноцех Александр (Пересвет), что были посланы от чудотворца Сергия на безбожнаго Мамая». 140 Спустя два года после Мамаева побоища, Тохтамыш, победитель Мамая, вторгнулся в пределы России и разорил Москву. Димитрий, не успев собрать сильного войска, должен был удалиться с семейством своим в Кострому. 141 В 1387 году сын Олега, Феодор женился на княжне Московской Софье Дмитриевне. Перед концом жизни своей, Олег, мучимый раскаянием, принял иночество и схиму в основанном им Солотчинском монастыре, в 18 верстах от Рязани. Он жил там строгим подвижником, носил власяницу, а под нею ту самую стальную кольчугу, которую не захотел надеть на себя для защиты отечества против Мамая. Также и благочестивая супруга его Евфросиния окончила жизнь инокинею. Общая гробница князя и княгини находится в соборной церкви Солотчина монастыря. Многие жители г. Рязани и соседних уездов приходят на поклонение и служат панихиды, надевая на себя кольчугу Олега (Странник. 1862. 9, стр. 390 и 398). 142 В духовном завещании Донского, прекрасном по чувству христианскому и по значению политическому, нельзя не ощущать веяния духа Сергиева. 144 Это видение было в пост Рождества Христова, в пятницу, вероятно в последний год жизни преп. Михея, который скончался 5 мая 1389 года. (Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но современник келарь Симон Азарьин, в житии преп. Сергия, изданномъ им в 1646 г. л. 86 об. инока Ослебу, данного преп. Сергием В. Князю, называет Андреем (в рукоп. житиях Сергия иноки сподвижники не упомянуты). В слове о Задонщине инок Ослеба именуется Иаковом с прибавлением, что он пал на куликовской битве. О убиении Ослебы на донском сражении говорит Карамзин и Полевой, но в акте о местничестве Бутурлина с Плещеевым, напеч. в Известиях И. А. Н., т. V, стр. 358–366, чернец Андрей Ослеба упоминается в числе бояръ митр. Киприана в 1390–1393 годах (сн. Москов. Ведом. 1857 г. 53), а в Соф. Врем., ч. 1., стр. 418, чернец Родион Ослябя упом. посланным в 1398 г. от В Князя в Царьград с милостынею. В лаврском синодике 818, также в Соф. Врем , ч. 1., стр. 364, Супрал, летоп., изд. 1836 г., стр. 110, в сказании о убиенных на Мамаевом побоище, из иноков Сергиева монастыря упом. один Александр Пересвет. А в рукописных святцах исх. XVII в. сказано, что преподобномученики иноки-воины Адриан Ослябя и Александр Пересвет привезены с куликовской битвы в Москву и положены на Старом Симонове у деревянной церкви Рождества Богородицы, в полатке каменной под колокольнею, и дски каменныя на них безъ надписей. Снегирев в Русской Старине: Церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове, Карамзин (V, прим. 82) иначе: на камне были вырезаны имена Осляби и Пересвета. 5 Вероятно, память его и других положена здесь на основании службы всем Святым, соч. препод. Христофора. По некоторым спискам в службе Христояора так изчисляются Святые мес. марта с 10–21 числа во 2-м тропаре 6-й песни: «Подобает Кондрату со дружиною и Софронию и Феофану песнь, Никифор же песми и Венедикт и Ефросин и Александпа два и Дионисиа два же да похвалится, и дивнии мученици 7 агапий с дружною, и мученик Савин, и Божий человек Алексий, и Кирил друг Христов, Хрисанф и Дариа философица, и препод. отци в обители св. Савы избиени, и Фетиниа самаряныни, и препод. Иаков исповедник», а в 3 тропаре: «чту... и Уара». См. 346 л. 7. В следов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Господь особо прославил его: в числе потомков боярина был святитель Игнатий (Брянчанинов). После победы Дмитрий Донской поставил на Куликовом поле храм Рождества Пресвятой Богородицы и установил днем вечного поминовения павших воинов Димитриевскую родительскую субботу – ближайшую субботу перед праздником святого Димитрия Солунского, своего небесного покровителя. Всех погибших князь повелел хоронить в дубовых колодах и на самом Куликовом поле, и в Москве (их захоронения есть в Спасо-Андрониковом монастыре), а иноков из Сергиевой обители, привезенных в таких же деревянных гробах, он повелел захоронить в своей любимой церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове. Причиной тому было и посвящение этой церкви празднику, в который пришла на Русь первая великая победа. Так Дмитрий Донской хотел почтить своего духовника, преподобного Феодора, вдохновить москвичей и воинов на новые ратные подвиги во славу Отчизны и оставить святых иноков при себе, в домовой церкви, как Сергиево благословение. Популярная версия, что Ослябя остался жив и в 1398 году участвовал в посольстве в Константинополь, ныне подвергается сомнению и объясняется тем, что в летописном повествовании упоминался не он, а его родственник Иродион Ослебятя. А сам Андрей Ослябя пал на Куликовом поле и упокоился рядом с Александром Пересветом. Иноки-витязи были похоронены в особой каменной палатке подле стен храма и, по преданию, рядом с ними упокоились 40 ближайших бояр князя Дмитрия. А в храм Рождества Богородицы Дмитрий Донской с благоговением поместил бесценную святыню – икону, которой благословил его перед битвой преподобный Сергий. С того времени церковь стала местом паломничества и государей, и простых москвичей, и всех русских людей. После смерти супруга от полученных ран, последовавшей в 1389 году, в этом храме слезно молилась вдова Дмитрия Донского. Затем она приняла монашеский постриг с именем Ефросиния и основала в Московском Кремле новую церковь Рождества Богородицы при княжеских палатах, чтобы иметь такой храм около себя. Эта церковь стала кремлевским домовым храмом великих княгинь, а потом и цариц.

http://pravoslavie.ru/587.html

Возвратясь в Москву и распустив по домам воинов-победителей, Великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный за эту победу Донским, со своим братом и сподвижником Владимиром Андреевичем, получившим прозвание Храброго, снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение сильному во бранех Господу, лично поведать великому старцу о Богодарованной победе и вместе поблагодарить его за теплые молитвы и за помощь, оказанную его ратниками, от Ангельского лика данными. Радостно было это свидание благоверного князя со святым старцем! Преподобный встретил его у святых ворот обители со святыми иконами и святой водой и, осенив его крестом, поздравил с победой. Великий князь поведал старцу о ходе битвы, рассказал и о геройской смерти доблестного его послушника, Александра Пересвета, примолвив: «Если бы, отче святый, твой послушник Пересвет не убил татарина-богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смертную! И без этого великое множество христианского воинства избито татарами: помолись о них, честный отче!» В бытность свою на этот раз в Троицкой обители, Великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле. Это поминовение совершается и теперь ежегодно по всей православной России под именем Дмитриевской субботы, пред 26-м числом октября (день Ангела Великого князя Димитрия Иоанновича) и, конечно, установлено не без совета с преподобным Сергием. Может быть, потому-то нигде оно не совершается так торжественно, как в Троицкой Сергиевой лавре, причем поминаются по имени все главные подвижники сего боя, и в числе их схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В это посещение Великий князь наделил монастырь Сергиев щедрыми дарами, раздал много милостыни народу, который собрался со всех окрестных селений навстречу ему; учредил для преподобного Сергия и его братии обильную трапезу, в которой и сам принимал участие со всеми своими спутниками, и с радостным духом возвратился в Москву. Впоследствии он исполнил и обет свой: при пособии преподобного Сергия им был построен Стромынский Успенский монастырь на реке Дубенке, где первым настоятелем был ученик преподобного Сергия – Савва Одноокий. Не забыто было и место славной победы над Мамаем: на Куликовом поле тоже был построен монастырь в честь Рождества Богородицы на том месте, где теперь село Монастырщина. В церкви этого села и доселе хранятся, как драгоценная святыня, простые деревянные царские врата, очень небольшого размера, по преданию, пожертвованные сюда богоносным Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010