С В. С. связано создание 2 икон Пресв. Богородицы. Согласно сказанию, преподобный перед кончиной описал свт. Алексию явление Пресв. Девы, бывшее при основании монастыря: «Когда я упал, то увидел, что монастырь держат святые ангелы, в дверях церковных стоит святой Захария, входит Пресвятая Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил Ее на третью ступень». Сразу после кончины В. С. свт. Алексий повелел написать образ «Введение Богородицы во Святая Святых», воспроизводивший это видение. Празднование иконе было установлено на Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.); богато украшенный драгоценными камнями образ находился близ гробницы преподобного. Прославление др. иконы Божией Матери - «Неупиваемая Чаша» - произошло в 1878 г. В. С. явился во сне некоему отставному солдату, страдавшему от недуга пьянства, повелел идти в серпуховской Владычный мон-рь, найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед ней молебен. Исполнив повеление, солдат исцелился. Арх.: [«О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове»] - ГИМ. Син. 85. Л. 73-76 (10-е гг. XVIII в.); РГБ. Ф. 256. 364. Л. 287-289 (1699-1700 гг.); Ф. 344. 33. Л. 137 об.-142 (10-е гг. XIX в.); [Дело об исцелении больных у гроба прп. Варлаама в Серпуховском Владычном мон-ре в 1849-1871 гг. (Копии)] - СГИХМ. Науч. арх. Ф. 1. Д. 58. КП 67; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 327. Д. 6-9; Оп. 328. Д. 47; Оп. 349. Д. 2. Лит.: Рождественский В. А. Ист. описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего мон-ря. М., 1866. С. 114-118; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38-41. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/154251.html

Икона Донской Божией Матери. Источник: iconexpo.ru Битва 8 (21) сентября 1380 года, с которой отсчитывают историю великорусского народа, остаётся лучшим примером симфонии Церкви, государства и культуры. И преподобного Сергия Радонежского называют родоначальником Земли Русской во многом именно потому, что был он духовным отцом Куликовской победы. Олицетворяли победу герои Непрядвы – благословлённые преподобным Сергием его духовные дети, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Глядя на них, каждый ратник понимал, что это священная война. Пересвет начал битву поединком с ордынским богатырём Челубеем, в котором погибли оба противника. А Ослябя первым ринулся в бой и погиб, подав пример оцепеневшему воинству. Предание об этих подвигах было ясной метафорой взаимоотношений Церкви, государства и народа. Примером благочестия, ревностным служением Церковь вдохновляла, придавала силы – как святой чудотворец Алексий, митрополит, святитель Московский, по выражению автора Жития, «душа советов и дел князя Димитрия». После Мамаева Побоища ордынское иго ослабло, но не прекратилось. В 1382-м году Москву разорит хан Тохтамыш… Но поражения не могли вытравить память о Куликовской победе, и объединение русского народа стало неизбежным. Неприятно удивил многих из нас публицистический задор историка Ю.Н.Афанасьева, опубликовавшего скептические рассуждения о симфонии: «В течение более двухсот лет Церковь всячески способствовала укреплению царской власти, то есть власти Орды. Когда Орда пала и на Руси к власти пришли московские князья, то Церковь осталась». Думаю, стрела направлена в сегодняшний день, ведь невозможно всерьёз отрицать патриотическую роль Церкви, которая в годы ига без паники, ярости и кичливости отстояла и русский язык, и народную культуру. Теперь же учёный утверждает, что историческая наука выше морали, а идеалы нашему обществу не нужны. Удивительно запальчивая попытка дегероизации! В нескольких публикациях тот же Юрий Афанасьев настойчиво проводит идею ничтожности Невской битвы и Ледового побоища: учёному-западнику не по душе символика подвига Св. Александра Невского , остановившего гибельное для православной Руси нашествие с Запада. И как же они ненавидят правду предания, правду, которая формировала идеологию и духовную жизнь дюжины поколений. Что может быть выше такой правды?

http://pravmir.ru/mozhet-li-voinskaya-po...

Оставив поэтическую позу, Как гражданин, а вовсе не поэт, Я написал единственную прозу: В правительстве России русских нет. А на просторах, брошенных и древних, Затягивая туже пояса, Лишь остаются русскими деревни Да их телохранители – леса. И русская еще литература Снимает в душах праведных углы. А крылья иноземной диктатуры Расправили двуглавые орлы. То от стыда сгораем, то от пьянства, А то на поле боя упадем… Срывает куш двуликое дворянство На поединке доллара с рублем. И под чужим осатанелым криком История попятилась опять. Предупреждал, однако, Петр Великий О том, чтоб «рыжих к власти не пускать». Приходит запоздалое прозренье: (Его я, как пощечину приму) Нельзя такое сделать без презренья К великому народу моему. Пусть карта политическая бита. Но в пекле необъявленной войны Ведет смертельный бой с космополитом Патриотизм поруганной страны. И все ж, нам Русь завещана Святая Не горсткой власть имущих подлецов. А вся она, от края и до края, Завещана Победами Отцов... Я никому не должен и не занял. Я лишь пустил непрошеных гостей. За них я отвечаю, как хозяин Гостеприимной Родины моей. И я гостеприимства не нарушу. Прощу обман и мелочность до крох. Но, как Христу – Иуда, плюнуть в душу Я не позволю, ибо я не Бог. Я – человек! И с окончаний нервных Срывается фатально русский мат. Я никогда не нападаю первым, А потому ни в чем не виноват. И выйдя из себя, как из берлоги, В душе я по медвежьему реву, Когда космополиты вытирают ноги О землю, на которой я живу. Леонид Корнилов Внутри России системная оппозиция, пользуясь своими ресурсами, приносит большой вред, дестабилизацию, в то время, когда народ, сплотившись, участвует вместе с воинами в достижении победы над замыслами участников глобального доминирования над народами. Как постепенно перетекло противостояние из реально духовных, психофизических реалий в метафизические, идеологические можно еще и еще раз проследить на исторических примерах. Когда преподобный Сергий примирял князей ради объединения государства, а затем произошла битва Дмитрия Донского, князь прежде пришел за благословением к преподобному Сергию, благословившему князя и пославшему с ним двух схимников: Пересвета и Ослябю, которые и знаменовали собою уверенность в предстоящей победе. Александр Пересвет сразился с ордынским богатырем Челубеем, а Андрей Ослябя оставался при Дмитрии Донском, защищая его от стрел и сабель сражавшихся в битве против них сторонников Орды.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/19/na...

Размещение в одном изобразительном пространстве разномоментных, разновременных действий, сюжетов – принцип, тоже характерный для иконы, в которой все ориентируется на Вечность. Этот принцип использует отец Рафаил в своих картинах на религиозные темы.      Так, например, в работе «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» на переднем плане – благословение на битву Дмитрия Донского преподобным Сергием Радонежским, справа – посланные преподобным в войско князя два монаха-богатыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Но тут есть и сама битва, и Троице-Сергиев монастырь, в котором молятся за русское воинство, и преподобный Сергий, подвизающийся в молитвенном уединении, есть образы Святой Троицы, Богородицы, святых. Здешнее физическое и духовное пространство и пространство мира Горнего представляются единым целым. Но разве не об этом вспоминают верующие, приходя в храм, даже вне богослужения, просто всматриваясь в храмовую роспись?      С точки зрения истории каждое событие должно быть на своем месте, не могут в исторической, сугубо реалистической картине вдруг совместиться события или герои разных веков. Однако, если смотреть на историю все с той же точки – Вечности… Вот работа «Царская семья перед Серафимом Саровским». Преподобный Серафим благословляет будущих (здесь они еще без нимбов) страстотерпцев. С позиции исторической такое просто невозможно. Но здесь тоже работают время и пространственные правила иконы, а потому – нет ничего удивительного, что святой благословляет семью царя, – по инициативе и усилиями Государя он был прославлен. Благословляет на то, чтобы выдержать, вынести предстоящие испытания, которые приведут их к святости…      В каждой своей работе художник выделяет главное, четко расставляя смысловые акценты. «Торжество Православия» – сонм святых, православные храмы, но всего этого не могло быть без главного. Потому в центре работы – сюжет «Сошествия во ад», пасхальный в православной традиции. Именно эту икону кладут на аналой в Светлое Христово Воскресение. У художника фигура Христа, попирающего врата ада и выводящего из него праведников, – главенствует и визуально, и смыслово. Это центр композиции, центр христианской жизни. Торжество Православия – в победе Спасителя над смертью, ведь, по словам апостола Павла, если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1Кор. 15:17). Он – воскрес, благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор. 15:57).

http://pravoslavie.ru/132631.html

Религиовед с трепетом наблюдал, как Игорь Иванович продолжает находить ошибки и неточности и на других картинах, тут же высказывая в лицо Павлу свои критические замечания. Рыженко закипал, спор переходил на повышенные тона и вот-вот историческая консультация могла закончиться мордобоем. Но нет, как рассказал потом религиовед, расстались консультант и художник уже настоящими друзьями. Павел в итоге согласился и за минуту на картине «Госпиталь» зарисовал ошибку, поменяв детали местами. Так Павел Рыженко познакомился тогда с Игорем Стрелковым… В мастерской, как и полагается художнику, царил обычный «творческий беспорядок». Все табуретки и столы завалены, присесть или прислониться боязно – потом придется долго и безуспешно отстирываться от масляной краски, пусть и великого мастера исторической живописи. Кстати, о мастере, вернее, о его руках. Сейчас, уже после смерти Павла, вновь отсматривая сделанные в ту ночь фотографии, замечаю, какие же у него огромные ручищи, кулачищи. Да и сам он в тот момент был очень похож на грозного русского медведя. На одном фото он отвлекся и разговаривает по мобильному, трубка не видна, она просто «утонула» в его пальцах. И этими, казалось бы, неуклюжими руками, гирями-кулачищами и огромными пальцами, бывший десантник держал тонкие кисти, оживляя на холсте светлые и печальные лица и лики забытой Руси. Тут же на полу, прислоненные к стенам, стояли наши святые Сергий Радонежский, Андрей Ослябя. Смертельно раненый, истекающий кровью Александр Пересвет, казалось, на коне вот-вот сорвется с холста и окажется в центре комнаты-мастерской. Эти шедевры Павла Рыженко, хорошо знакомые тысячам в России и за ее пределами по выставкам и репринтам, сейчас окружали нас в тесном пространстве, складированные без рамок в ожидании предстоящей новой экспозиции. – Здесь у меня нигде нет такого «патриотического» разговора о том, какая у нас замечательная русская история, и это не историческая живопись, как многие говорят, и даже не философская. Это просто выплеск моего душевного состояния, знания истории, проведенного сквозь призму страдания об отечестве.

http://pravmir.ru/ya-stavlyu-cheloveka-p...

С той поры место явления чудотворной иконы стало называться Угреша. Сейчас территориально это городок Дзержинский Московской области. На Куликовскую битву его благословил Сергий Радонежский Игумен сначала стал уговаривать князя избежать кровопролития, но это уже было невозможно, согласно преданию. Вражеское войско наступало с единственной целью — победить. Тогда Преподобный, помолившись Богу, тихо сказал князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».  «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского». Художник В. Соковнин И благословил двух своих монахов — бывших воинов — отправиться на битву вместе с князем Дмитрием. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба они происходили из знатных родов боярских. Напутствуя их, Преподобный сказал: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство». На момент Куликовской битвы ему было меньше 30 Для Дмитрия Ивановича, в девять лет возглавившего княжество, долгое взросление было непозволительной роскошью — в невероятно трудных условиях ему пришлось решать сложнейшие геополитические задачи. Князь был вынужден постоянно балансировать буквально на грани жизни и смерти, ему приходилось формулировать то, что мы бы сейчас назвали «национальными интересами», и шаг за шагом отвоевывать им место на международной арене. Князь был ранен на Куликовом поле   И «нужею склонися с побоища, яко не мощно бе ему». Силы русских стали ослабевать, но им на помощь пришел засадный полк князя Владимира Андреевича. Русские воины, «аки соколы изучены на жаворонков», налетели на ордынцев с тыла. Исход битвы был решен. С криком «Увы нам! Христиане умудриша нас!..» (в переводе летописца, разумеется — прим. автора) воины Мамая бросились бежать, и «ни един не могий избыти, бяху бо кони их потомлены». Победа в Куликовской битве объединила Русь

http://pravmir.ru/dmitrij-donskoj-nasled...

В документах, относящихся к 1390-1393 гг., встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митр. всея Руси Киприана , «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от вел. князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф - в числе бояр у свт. Фотия , митр. Киевского, в 1425 г. ( Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Ал. Но все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Ан. остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у Московских митрополитов и потому имена представителей рода - Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) - встречаются на протяжении неск. десятилетий. Ал. и Ан. вместе погребены в приделе ц. в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц. Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены. Посох прп. Александра (Пересвета) (РГИАМЗ) Посох прп. Александра (Пересвета) (РГИАМЗ) В наст. время в исторической экспозиции РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший Ал. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота - 138 см, окружность - 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому - небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского (точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Ал. по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте буд. мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Ал. отдал отшельнику свой дорожный посох.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Многократно враги нападали на нашу землю. Иной раз им удавалось на какое-то время поработить наше Отечество или какие-то его части. Но рано или поздно народ восставал и изгонял захватчиков со своей земли. И до сих пор наша земля стоит цела и невредима, несмотря на все те бедствия, исторические перипетии, через которые ей пришлось пройти. И стоит она благодаря героизму и мужеству нашего народа, таких людей, как Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Таких людей было много в истории нашего Отечества. И совсем недавнее время — XX век — стало веком великого и массового героизма наших людей: среди них были и те, кто восходил на мученическую Голгофу, и те, кто брал в руки оружие, шел защищать свою землю и отдавал свою жизнь за нас, за свой народ и за свое Отечество. Сегодня кости многих новомучеников покоятся под спудом, и вся наша русская земля является, как говорят, великим, раскрытым Богу антиминсом, наполненным мощами святых. Является наша земля и огромным кладбищем, на котором покоятся останки наших воинов, тех, о которых мы можем сказать словами Господа: " Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя " (см. Ин. 15:13). Святые воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых мы особым образом чтим в этом святом храме, являются примером ратного подвига. Но в то же время они являются примером иноческого жития, которое предполагает абсолютное послушание воле Божией, проявляющейся через волю игумена и духовного отца. И потому, когда игумен говорил инокам, что они должны уходить в пустыню, они уходили, когда он говорил, что они должны день и ночь молиться, они молились, а когда ответственность перед страной призывала их к ратному подвигу, то игумен благословлял их на ратный подвиг и на смерть за други своя. Куликовская битва была одним из важнейших событий в истории нашего Отечества, потому что именно она стала тем переломным моментом, вследствие которого нашему народу удалось впоследствии сбросить тяготевшее над ним монголо-татарское иго. Сегодня мы, слава Богу, живем в мирное время, но мы должны всегда молиться о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей, помня, что если по милости Божией наше Отечество сегодня ограждено от войны, то это не значит, что так будет завтра или послезавтра. Мы знаем, что пламя войны полыхает в разных частях света, а это пламя, как пожар, очень легко перекидывается от одного города к другому, от одной стране к другой.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

С сер. XIV в. в источниках начинают поименно упоминаться члены митрополичьего военно-служилого двора, ведавшего судом и управлением от имени митрополита. Среди бояр и слуг в XIV в. встречаются и выходцы из Византии (напр., Михаил Щербатый Гречин). На Руси в отличие от Болгарии, Молдавии и Валахии далеко не все из них сумели сохранить высокий служебный статус для своих потомков. В основном митрополичьи бояре, стольники, дьяки и слуги упоминаются в связи с исполнением ими посольских поручений (в К-поле, Новгороде или Галиче), что отмечено в рус. летописях и греч. актах К-польского Патриархата. В кон. XIV в. в Сев.-Вост. Руси нек-рые митрополичьи бояре одновременно были монахами (напр., Андрей (Ослябя)) (см. ст. Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские ). При епископских дворах такие служебные назначения среди вотчинников были распространены еще в XV в. (напр., в Ростовской епархии). М. о. в Сев.-Вост. Руси делилась на адм. округа, во главе к-рых со 2-й пол. XIV в. были десятинники. До этого времени, как свидетельствуют записи свт. Феогноста, митрополиты нередко сами объезжали территорию М. о. в Сев.-Вост. Руси, где собирали положенную им десятину ( Присёлков, Фасмер. 1916). Размеры этих округов не были равными. В ряде случаев они могли достигать площади уездов, станов или «более мелких территориальных единиц» ( Флоря. 2007. С. 93). Возможно, подобное неравенство в размерах округов отражает первоначальную плотность их населения. Во 2-й четв.- сер. XV в. ключевые должности в управлении митрополичьим домом занимали представители черного духовенства, к-рые были дворецкими, казначеями и нередко становились митрополичьими наместниками в важнейших городах Руси (напр., они известны во Владимире-на-Клязьме, Вильно, Киеве, Новгородке-Литовском, Кричеве, Галиче и др.), где возглавляли штат светских слуг. Так, обвиненный в нач. янв. 1396 г. в отравлении Киевского вел. кн. Скиргайло (Иоанна) Ольгердовича выходец со Св. Горы Фома (Изуфов) держал у свт. Киприана наместничество у Св. Софии на митрополичьем дворе (ПСРЛ. Т. 32. С. 71, 147; Т. 35. С. 65, 72, 90, 101-102, 138, 159, 186, 207, 228). Настоятель нижегородского Благовещенского муж. мон-ря архим. Малахия Философ стал митрополичьим наместником во Владимире-на-Клязьме ( Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 69-70; Кучкин В. А. Подделки действительные или мнимые?// Он же. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века. Н. Новг., 2011. С. 216, 217, 222). В авг. 1404 г., приехав в Киев, свт. Киприан «наместника своего Тимофея архимандрита и слуг своих тамошних поима и отосла на Москву, и постави тамо наместника своего Феодосия, архимандрита Спаскаго; сице же и слуг своих избра, повеле им на Киеве быти со архимандритом наместником его» ( Присёлков. 1950. С. 458).

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/64384.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010