спасибо,отец Андрей р.б.Елена 5 ноября 2015, 09:10 О.Андрей, храни вас Господи. Хотелось давно об этом написать, но не было повода, а теперь пишу комментарий на вашу статью. Мне уже много лет и могу сказать что физ-ра и движение это-жизнь. Начинала с двух примечаний и теперь подходу к 200., в течении дня. Из 5ти местного дивана, сделала 2х местный, избавилась от ТВ. Появилась возможность больше молиться и замечать знаки Господом посылаемы. Нашу лень, эгоизм и гордыня нелегко победить-это тяжкий труд и мы дедушки и бабушки должны быть примером. Сама была на грани инвалидности и многих операций, но с молитвой и осуждением своих грехов-стою на ногах. Не забываю говорить: Господи, благодарю за то что я хожу, смотрю, говорю, слышу, думаю, чувствую и т.д. и за детей и внуков. Могу сказать пережила чудеса и вещие сны. Перестала кушать так, чтобы по бороде текло, стала бережнее использовать Государственный карман и не могу слышать жалобы о колбаса, много лет не ем её. Не хотелось так много писать, но так получилось. Бывший коммунист и профактивист. Игорь 3 ноября 2015, 22:15 Вопрос " православие и спорт " очень хорошо раскрыли в свое время воспитанники преподобного Сергия Радонежского монахи Александр Пересвет и Дмитрий Ослябя. Это были воины! тамара 31 октября 2015, 21:34 всё верно и правильно,о. Андрей. многая и долгая вам лета.ждём всегда ваших статей,книг,рассказов. Лариса 31 октября 2015, 16:06 Хорошая статья. Будучи когда-то новоначальной, думала, как же моим детям заниматься спортом, ведь мы православные. Слава Богу " повзрослела " в вере. Спортом заниматься просто необходимо, особенно мальчикам! Православный должен быть крепким и духом и телом. Только такие турниры, как кубок епархии по волейболу, меня настораживают. Вспоминаю областные соревнования воскресных школ, простите, но показуха полная! Брали с собой спортсменов, они играли в футбол, стритбол, а дети из воскресных школ скучали и зарекались больше не приезжать. Может теперь по-другому. Дай, Бог! Корнилий 31 октября 2015, 13:39

http://pravoslavie.ru/87253.html

А. В. Егорова Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/154265.html

Александр Пересвет. Победив «непобедимого» богатыря Челубея, он необыкновенно поднял дух русских воинов, но умер от страшной раны. Потом погиб и Андрей Ослябя, успев отправить на тот свет многих татар. Но Преподобный Сергий благословил монахов на защиту Отечества. А в гражданской войне православные истребляют друг друга… — Вот я и говорю, что в общей форме этот вопрос не имеет смысла. Попытаюсь разъяснить. Армия и каждый солдат - это только инструмент в руках власти. И война с обеих сторон ведется с ней, а не с солдатами. И убийство солдат противника есть не что иное, как одна из необходимых мер борьбы с властью противника, которая рассматривается как преступная. Поэтому такое убийство не рассматривается в Православии как грех. Преподобный Сергий Радонежский не для совершения же смертного греха отправил двух монахов на Куликовскую битву. И Тарас Бульба Гоголя, расстреляв даже собственного сына, совершил нравственный подвиг, а не убийство. В условиях гражданской войны, защищая Отечество, ее участники должны сами по своему разуму и по своей совести определить для себя истинную власть и, соответственно, бороться против власти преступной. А Бог видит, насколько честно каждый это делает. МОЛИТВА ЗА ЧЕЛОВЕКА ДРУГОЙ ВЕРЫ — Два ближайших храма, в которых я люблю молиться, построили… на деньги мусульман: церковь Николая Чудотворца в Отрадном и церковь Уара в Вёшках. Повлияет ли такая благотворительность на посмертную участь иноверцев? — Только Господь Бог может ответить на этот вопрос. Но знаем, что « Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». И каждый человек, оказывающий милость другим, тем самым, прежде всего, оказывает пользу, самому себе. Неважно, кто он: огнепоклонник, мусульманин, христианин, буддист. Все, кто проявляет милосердие, тем самым поступают по Богу и, следовательно, соответственно расположению своего сердца получат благо от Него. — Ещё. Мусульмане из какой-нибудь башкирской деревни, когда видят злодеяния земляка, собираются вместе, проклинают его – и он через некоторое время умирает от непонятной болезни или несчастного случая. Иудеи читают особую молитву о нехорошем политическом деятеле – и он тоже умирает. А почему в Православии нет проклятия?

http://ruskline.ru/opp/2024/04/03/o_kom_...

Образ преп. Сергия Радонежского может входить в сюжеты «Избранные святые», «Собор Ростовских чудотворцев», «Спас Смоленский», где преп. Сергий представлен припадающим ко Господу вместе с преп. Варлаамом Хутынским». Наибольшее распространение получил извод «Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы». К нему в разные времена обращались: иконописцы В. Гурьянов и монахиня Иулиания (Соколова), скульптор А. Логановский, живописцы В. Соковинин, А. Кившенко, Ю. Пантюхин, Ю. Ракша, П. Рыженко и др. Именно этот сюжет позволял художникам развить мысль о том, что только в духовном и национальном единстве заключена необоримая сила России, что русский народ непобедим тогда, когда сплотит все духовные и физический силы, принесет соборную молитву ко Господу и единой мощью двинется на врага. В рассматриваемой иконографии особое значение приобретают две пары деталей: куколь, надетый на голову преп. Сергия, и стоящий на земле великокняжеский шлем; поднятый вверх крест в руках преподобного и опущенный меч Дмитрия Иоанновича. Они обозначают, что духовная сила и сила молитвы выше земного противостояния. В многофигурных композициях эта идея поддерживается в изображении двух стоящих друг против друга групп: старцев-иноков, головы которых покрыты куколем (за спиной святого Сергия), и ратников, с непокрытыми головами (позади князя Дмитрия). Как правило, ратники представлены при оружии и с хоругвями, иноки - с иконами. Только два монаха - Александр Пересвет и Андрей Ослябя - могут держать в руках мечи. Большое внимание живописцы уделяли пейзажу, на фоне которого изображали преп. Сергия Радонежского. Вид среднерусской природы, по их замыслу, должен был отразить гармонию души святого и утвердить идею о том, человек призван в мир для его возделывания и преображения. Эту идею последовательно развивали В. Васнецов, М. Нестеров, С. Ефошкин. Глубокое смысловое значение имеет еще одна иконография преп. Сергия Радонежского со слетающей к нему стаей голубей - «Чудо о птицах», изобразительно раскрывающая предание.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

Первая Великая Победа на Поле Куликовом была одержана в день Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда нанесли смертельный удар по игу Орды. В Куликовской битве с Ордой сражались не только св. князь Димитрий, св. иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя вместе с тысячами русских витязей. В небесном воинстве с силами тьмы сражались и святые князья-мученики Василько Ростовский и Михаил Черниговский, Михаил Тверской, сражались витязи, павшие на Сити, при обороне Рязани, Владимира, Киева, в восставшей Твери. Иго было сломлено. Наступит время, когда Россия сбросит и нынешнее иго жрецов золотого тельца. И тогда Русский народ призовет к ответу всех, кто зарабатывал деньги на крови русских солдат, всех, кто по всем законам информационных войн неистово и злобно из мощных калибров телеканалов и газет бил в спину сражающейся Армии, сурово ответят за свои преступления и этнические преступные группировки, которые в своем безумии сегодня считают русские города добычей, отданной им во владение продажными чиновниками и начальниками МВД. Ответят и те русские иуды, которые судили Буданова, Ульмана, Худякова, Аракчеева. Вместе с русскими людьми, которые обязательно сбросят иго и одержат Русскую Победу, в невидимой брани с силами тьмы будут сражаться и святой воин Евгений Родионов и 6-я рота во главе с комбатом Марком Евтюхиным, подло убитые в Москве казачий полковник Владимир Наумов и генерал Лев Рохлин, принявший крещении перед отправкой на первую Чеченскую. Будут сражаться и все сложившие головы за Родину в первой и второй Чеченских войнах, проданные и преданные «рыночниками» и «менеджерами» но сохранившие Русскую Честь. В этом Небесной Воинстве будет стоять и полковник Юрий Дмитриевич Буданов, сраженный врагами России в преддверии Троицкой родительской субботы. Главный бой полковника Буданова еще впереди. Царствие Небесное и Вечная память Русскому Офицеру. Пресвятая Богородица спаси нас! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/14/...

Благословение Сергия Радонежского стало для нас образом Победы. И в этом – ещё одно объяснение бессмертия основателя Свято-Троицкой лавры. Образ победы как национальной идеи – центральный для всей русской героики, получил импульс для развития именно в ходе осмысления Куликовской битвы. С этого времени русская героика – это героика победителей, людей, стремящихся к победе как к достижимому идеалу. Таким героям свойственна мобилизационная психология: они способны ярко проявить себя в экстремальной ситуации, совершить чудо, активизировав для этого все силы, все скрытые в человеке резервы. Сражение с ордами Мамая – это ещё и эпическая драма истории. Современный исследователь пишет: «Куликовская битва – яркая вспышка той материальной и духовной энергии, которая была накоплена созидательным и ратным трудом нескольких поколений русских людей. Составляющими той великой силы, которая на Куликовом поле надломила вековое могущество Орды, были повседневный, упорный труд крестьянина и ремесленника, горячее слово патриота-проповедника, доблесть воина и мастерство художника». Битва 8 (21) сентября 1380 года, с которой отсчитывают историю великорусского народа, остаётся лучшим примером симфонии Церкви, государства и культуры. И преподобного Сергия Радонежского называют родоначальником Земли Русской именно потому, что был он духовным отцом Куликовской победы. Олицетворяли победу герои Непрядвы – благословлённые преподобным Сергием его духовные дети, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Глядя на них, каждый ратник понимал, что это священная война. Пересвет начал битву поединком с ордынским богатырём Челубеем, в котором погибли оба противника. А Ослябя первым ринулся в бой и погиб, подав пример оцепеневшему воинству. Не столь важно, насколько историчен этот сюжет. Иногда легенда важнее документа, потому что она вдохновляла поколение за поколением, она созидала Россию. Предание об этих подвигах стало ясной метафорой взаимоотношений Церкви, государства и народа. Примером благочестия, ревностным служением Церковь вдохновляла, придавала силы – как святой чудотворец Алексий, митрополит, святитель Московский, по выражению автора Жития, «душа советов и дел князя Димитрия». И – как Сергий Радонежский, подаривший русскому народу не только победу, но и мерный свет монастырей, очагов православного благочестия Московской Руси.

http://pravmir.ru/mech-i-molitva-vozmozh...

– Христиан часто обвиняют в отсутствии патриотизма, любви к родине… А вот язычество – это как раз патриотично. – Православного человека почему-то представляют как такое беспомощное существо, которое только смиряется; думают, что христианин – это раб по своей сути. Это огромная ошибка. Люди просто не знают, что такое Православие. В Православии есть заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Вспомним наших великих полководцев – православных людей! В их ли патриотизме сомневаться?! Святой Александр Невский, святой Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, святой Федор Ушаков… Ушаков не только не проиграл ни одного сражения, но в этих сражениях не потерял ни одного корабля. Это свидетельство того, что он не только отважно бился, но и своих людей берег. Недавно на Архиерейском Соборе были прославлены такие святые, как Андрей (Ослябя) и Александр (Пересвет) . Мы знаем, кто эти люди. А ведь они были даже не монахи, а схимники. Но когда государству стало тяжело, они в своих схимнических одеждах, взяв в руки оружие, пошли воевать. Представление о Православии, как о религии рабской – ложно. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г. Личность, семья, нация, государство и Церковь – эти пять начал очерчены рукой Бога В Православном понимании есть целая концепция патриотизма. В ней есть пять начал: личность, семья, нация, государство и Церковь. Эти пять начал очерчены рукой Бога. Личность, человека сотворил Бог. Семья – это тоже не искусственное изобретение века сего. «И сказал Господь: не хорошо быть человеку одному. И сотворил ему помощника» – жену (Быт. 2: 18). Нации и разные народы возникли, когда Господь, увидев Вавилонскую башню, смешал языки – оттуда пошли разные наречия, и это было наказание, которое, как и всякое наказание Божие, стало для человека благословением. Потом, когда люди увидели, что нет государя, народ израильский просил Бога: «Дай нам государя». И Бог дал его. И когда приходит Христос, Он на земле устанавливает Церковь. Это тоже не устроение человеческое, поэтому Церковь и жива до сих пор. Так что это пять естественных начал: личность, семья, нация, государство, Церковь, которые православный христианин поставлен защищать, молясь о единстве и сохранении этих данных Богом ценностей, а если будет необходимо – и с оружием в руках.

http://pravoslavie.ru/91150.html

“Крепко сражайтесь с погаными, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство” По преданию, Сергий Радонежский стал уговаривать князя избежать кровопролития, но к тому времени все возможности были уже исчерпаны. Вражеское войско надвигалось и хотело лишь одного: победы. Тогда Преподобный, помолившись Богу, тихо сказал князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». И благословил двух своих монахов – бывших воинов – отправиться на битву вместе с князем Дмитрием. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя . Оба они происходили из знатных родов боярских. Напутствуя их, Преподобный сказал: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство». Лисснер Эрнест Эрнестович. Троице-Сергиева лавра (Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Ивановича, отправляющегося на битву с Мамаем)      Сражение проходило на Куликовом поле, между реками Дон и Непрядва, и началось (бывают ли в истории просто «совпадения»?) 8 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Дружина отговаривала князя Дмитрия Ивановича принимать непосредственное участие в сражении, потому что в то время это практически неминуемо означало его гибель. На это князь ответил: «Да како аз возглаголю: “Братья моя, да потягнем вси соодиного!” – а сам лице свое почну крыти и хоронитися назад? Не могу в том быти, но хощу яко же словом, такожде и делом напреди всех и пред всими главу свою положити за свою братью и за вся крестьяны, да и прочии, то видевше, приимут с усердием дерзновение». «Сказание о Мамаевом побоище» передает слова Дмитрия Ивановича войску перед сражением: «Отци и братиа моа, Господа ради подвизайтеся и святых ради церквей и веры христианскыа, сиа бо смерть… нъ живот вечный; и ничтоже, братие, земнаго помышляйте, не уклонимся убо на свое, о воини, да венци победными увяземся от Христа Бога и спаса душам нашим!»

http://pravoslavie.ru/82259.html

3 Описание монастыря Смч. Димитрия Солунского в г. Скопине/Под ред. А.Доброклонского//Житие. Акафист. Служба. Молитва святому великомученику Димитрию Солунскому мироточивому. Описание Свято-Димитриевского монастыря в г. Скопине. Изд-во Свято-Димитриевского монастыря, 2000. С. 119–139. См. также: Рязанские епархиальные ведомости. 1891. 2–3. Цит. по: Житие преподобномучеников Александра и Андрея Радонежских, составленное священником Валерием Мешковым. (См.: Благословение преподобного Сергия. Повествование о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2015. С. 71.) Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигант-младенец. Он был послушен своему авве Сергию. Он не замечал трудностей месячного похода — он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный. Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута. Павел Рыженко ДОСЬЕ ОслябяАндрей или Родион? В некоторых источниках преподобный Андрей Ослябя именуется Родионом. В частности, именно это имя было начертано на освященном митрополитом Платоном (Левшиным) в Старом Симонове надгробии. В то же время в Святцы Ослябя официально занесен как Андрей. В Месяцеслове Церкви Русской на букву «Р» есть имя Родион, в скобках к которому дается вариация Иродион. В переводе с греческого оно означает «геройский». Имя «Андрей» с того же языка переводится как «мужественный». Отсюда первое объяснение «перемешивания» этих имен в идентификации воина Осляби — чисто лингвистическое. Кроме того, схимонах Ослябя одно из этих имен мог получить при постриге в мантию, а второе — в великую схиму. Наконец, в 1-м томе труда С. В. Веселовского «Феодальное землевладение в северо-восточной Руси» (М.; Л., 1947. С. 416) читаем: «Повесть о Мамаевом побоище сообщает о единоборстве с татарским богатырем и смерти троицкого инока Александра Пересвета, который в миру был брянским боярином. В связи с этим упоминается брат ПересветаОслябя. Затем в летописях мы находим сообщение о том, что митрополит Киприан, виду большого «оскудения» Патриарха, послал, при помощи Московского и Тверского великих князей, в Константинополь «много серебра и злата в милостыню со своим чернецом Иродионом Ослебятей, который в миру был любутским боярином». Вероятно, именно из последних упомянутых историком источников со временем и возник основной массив расхождений. Как именно звали в миру Ослябю, доподлинно неизвестно. Церковная же традиция и предание нарекают его Андреем.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

4. «Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского». Автор не знает элементарного исследовательского принципа: отсутствие какого-либо факта в том или ином документе не является аргументом против достоверности этого факта, а лишь поводом для изысканий и объяснений. Житие преподобного Сергия было написано Епифанием Премудрым в 1418 г. и в 40-е годы того же столетия было переработано Пахомием Лагофетом. Текст состоит из нескольких десятков страниц. Он не вместил и сотой доли того, что совершил великий святой. Приведу только три примера. В Житии, составленном Епифанием Премудрым, ничего не говорится о миротворческих делах преподобного Сергия, которые оказали влияние на процесс объединения русских княжеств под властью Московского великого князя Димитрия Иоанновича. Так в 1365 году он посетил Нижний Новгород и склонил князя Бориса Константиновича повиноваться великому князю Димитрию Иоанновичу, требовавшему возвращения ему Нижнего Новгорода. Преподобный Сергий примирил с великим князем Московским и Рязанского князя Олега. Последний не раз нарушал договоры, вступая в сношения с врагами русской земли. Димитрий Иоаннович, следуя заповеди Христовой, несколько раз предлагал Олегу мир, но тот отвергал все предложения великого князя. Тогда он обратился к преподобному Сергию с просьбой склонить Олега к примирению. В 1385 году смиренный игумен пешком отправился в Рязань и долго беседовал с Олегом. Рязанский князь умилился душою: он устыдился святого мужа и заключил с великим князем мир. Не сказано и том, что преподобный Сергий был восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Даже духовная князя скреплена подписью преподобного. В ней был навсегда установлен порядок владения великокняжеским престолом: власть великокняжескую должен был наследовать старший сын. 5. Лев Рудольфович пишет: «В синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби)». Неужели автор никогда не слышал, что святые значатся не в синодиках, а в патериках? С XIV века начался формироваться Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: преподобный Сергий, игумен Радонежский… преподобный Митрофан-игумен, старец (+до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (+до 1392; память 1/14 января).. преподобный воин схимонах Александр Пересвет (+8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (14 в.; память 7/20 сентября) и др.

http://pravoslavie.ru/6989.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010