Гороховец. Храмовый комплекс. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Иоанна Предтечи. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:приблизительно 1680 - 1750. Адрес: Россия, Владимирская область, Гороховецкий район, г. Гороховец, Школьный пер., д. 1 (адрес главного Благовещенского собора) Координаты: 56.206943, 42.675985 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Собор не действует, т.к. весь комплекс музеефицирован. Рядом с собором часовня в память убиенному государю императору Александру II. За собором, в Предтеченской церкви, музей. Главы собора Благовещения Пресвятой Богородицы имеют золотой пояс. Благовещенский собор в Гороховце напоминает столичные соборы с возвращением к традициям пятиглавых храмов XVI-XVII вв. Закомары по фасадам имели росписи. При большевиках росписи не поновлялись, никто о них не заботился и теперь они практически смыты. Шатровая колокольня при соборе отдельностоящая. Каменная часовня находится к юго-востоку от собора. Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена одновременно с оградой (не сохранилась) в 1887 году на средства купца М.Ф. Сапожникова в память убиенному Императору Александру II. Небольшое по размеру, прямоугольное в плане сооружение представляет собой куб, который был завершен шатром с луковичной главкой. Фасады часовни обильно насыщены декором, выполненным в формах широко распространенного в то время " русского " стиля. Современное использование часовни: сувенирная лавка от Гороховецкого истроико-краеведческого музея. По материалам книги Андреев Н.И., Скворцов А.И. Гороховец: Историко-краеведческий очерк. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1988. стр. 53. Строительство Благовещенского собора в Гороховце было завершено в 1700 году. Как раз тогда начинает раскручиваться маховик прогрессивных Петровских реформ, затронувших едва ли не все сферы государственного устройства, со страшным скрежетом развернувших впоследствии Россию-матушку в сторону Европы. Столичные новости о происходящих преобразованиях до провинции доходили не быстро – но верно, и безошибочное чутьё русское подсказывало – что-то грядёт. Особенно хорошо это чувствовали те горожане, коим по роду своей деятельности приходилось часто бывать в Москве – то есть, предприниматели. Одним из них был “Гостиной сотни человек”, богатейший купец и винопромышленник, уроженец Гороховца Семен Никифорович Ершов, на личные средства которого в 1670-1700-е годы в Гороховце были построены несколько первых каменных храмов и жилых домов, нынче считающихся жемчужинами средневекового провинциального русского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=41983

Илья Басин Скачать epub pdf (к 150-летию со дня рождения митр. Антония (Вадковского) Содержание Биография Благовестие любви Жажда единства Попечение о Церкви Митрополит Антоний и св. Иоанн Кронштадтский Прошлое и будущее     В 1909 г. Сергей Николаевич Булгаков писал: Церковная интеллигенция, которая подлинное христианство соединяла бы с просвещенным и ясным пониманием культурных и исторических задач (чего так часто недостает современным церковным деятелям), если бы таковая народилась, ответила бы насущной исторической и национальной необходимости. Ко времени выхода в свет сборника «Вехи» Петербургскую кафедру уже двенадцатый год занимал иерарх, который с почти столетнего расстояния может показаться идеальным образцом как раз той церковной интеллигенции, которую не находил среди «современных церковных деятелей» С.Н. Булгаков. Но мы не в праве обвинить философа в близорукости или же усомниться в выдающихся качествах личности владыки Антония (Вадковского) , митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. О причинах такой странной на первый взгляд «невстречи» владыки с С.Н. Булгаковым я скажу чуть позже; сейчас же обратимся к обстоятельствам жизни митрополита Антония. Биография Будущий митрополит родился 3 августа 1846 г. в бедной семье приходского священника Василия Иовлевича Вадковского в селе Гремячки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1858 г. о. Василий служил в селе Ширингуши, здесь прошло отрочество будущего митрополита. Маленький Александр много раз слышал от матери Ольги Никифоровны рассказы о чудотворениях на могиле о. Серафима в Саровской пустыни, находившейся тогда в составе Тамбовской епархии. Через полвека сын сельского священника один из немногих поддержал инициативу канонизации преподобного Серафима, казавшуюся тогда почти невозможной, а летом 1903 г. возглавил открытие мощей святого. В 1866 г., после окончания духовной семинарии в Тамбове, Александр Вадковский как лучший ее выпускник был принят в Казанскую духовную академию. По воспоминаниям друзей, именно здесь он сложился целиком, в духе интеллигенции 1860–1870-х годов, здесь же обрел на всю жизнь особую любовь к славянофилам, из которых выше всех ставил А. С. Хомякова. Возвышенный идеализм шестидесятников, не замутненный левым радикализмом, но пронизанный пламенной верой, определил весь строй личности Александра Вадковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

О романе " Юрий Милославский, или Русские в 1612 году " 12.04.2024 17:40:28 Протоиерей Александр Абрамов Е. Никифоров: -  Здравствуйте, братья и сестры! Радио «Радонеж» в прямом эфире. Батюшка, Вас не было у нас в гостях почти год, знаю, Вы занимались миссионерской деятельностью, серьезно выстраивали церковную жизнь. Очень ждём Вас снова в наших эфирах. Сегодня поговорим о романе Михаила Загоскина. Я встретился со странным и неожиданным для себя явлением - Михаил Николаевич Загоскин. Наш замечательный писатель пушкинского времени. Его роман «Юрий Милославский, и русские в 1612 году» вдруг стал издаваться громадными тиражами, которые расходятся в момент. Почему так происходит? Я стал перечитывать роман, обратился к Вам за комментариями. Оказывается, что «Юрий Милославский» лег сейчас русскому на сердце настолько, что разработали даже компьютерную игру. Родились два вопроса – о самом Загоскине и «Юрии Милославском», а также о компьютерных играх. Это не просто так. Вы - член комиссии Межсоборного присутствия в частности по информационной политике, в теме разбираетесь. Итак, Загоскин. Благодаря гоголевскому ревизору, книга его занижено воспринимается через Хлестакова. А ведь этот роман взахлеб читала вся читающая Россия. В чем секрет романа? отец Александр: -  Я хорошо помню свое первое чтение этой книги. Вероятно, это одна из первых художественных исторических книжек, которые я рано прочитал, лет в 12. Тогда были в моде «Три мушкетера», Вальтер Скотт, с которым Загоскин плотно связан любовью к истории, к своей земле и высокой начитанностью, знанием истории, а не фантазиями о ней. Помню, эту книгу я проглотил. Она не казалась архаической. Разные раннесоветские красные критики в чем только не упрекали Загоскина. Вот он такой дубовый, плохо пишет – прямое вранье. Довольно вспомнить, что Пушкин называл этот роман блистательным. Наверное, Пушкину мы можем больше доверять, чем критикам из института красной профессуры. Здесь история внутреннего глубокого постижения своей истории – вопроса, например, о поляках, которым нельзя служить ни при каких обстоятельствах, потому что они враги.

http://radonezh.ru/2024/04/12/o-romane-y...

поиск:   разделы   рассылка Православные журналисты должны действовать более согласованно и активно Москве в рамках XV Рождественских чтений состоялось заседание Клуба православных журналистов Источник:  Русская линия Вчера в Международном центре славянской письменности и культуры в рамках XV Рождественских образовательных чтений состоялось очередное заседание Клуба православных журналистов, объединяющего главных редакторов крупнейших православных СМИ и ведущих православных журналистов. Заседание возглавили председатель Клуба, референт Блаженнейшего митрополита Владимира, руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов, председатель православного братства " Радонеж " Евгений Никифоров, а также куратор секции – руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. В заседании Клуба приняли участие гл. редактор журнала " Православная беседа " , глава Союза православных граждан (СПГ) Валентин Лебедев, настоятель Ионинского монастыря в Киеве архимандрит Иона (Черепанов), насельник Свято-Введенского монастыря Ивановской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), ведущий радиопрограммы " Благовещение " клирик храма святителя Митрофана Воронежского священник Андрей Спиридонов, гл. редактор интернет-портала " Религия и СМИ " Александр Щипков, гл. редактор газеты " Русский вестник " Алексей Сенин, руководитель портала Правая.Ru Илья Бражников, гл. редактор информагентства " Русская линия " Анатолий Степанов, помощник депутата Госдумы С.Бабурина, руководитель проекта " Возвращение " Юрий Бондаренко, директор кинофестиваля " Покров " (Киев) Александр Акулов, пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов, известный публицист Владимир Семенко, историк Владимир Махнач, обозреватель радио " Радонеж " Виктор Саулкин и другие. Участники заседания обсудили ряд актуальных проблем современной православной журналистики, начав дискуссию с обсуждения полемики в СМИ по вопросу введения в школах курса " Основы православной культуры " . Особое внимание было обращено на то, как реагировать православной общественности на последнее скандальное заявление председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина .

http://religare.ru/2_37734.html

Православные журналисты должны действовать более согласованно и активно РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_37734.html 01 февраля 2007 Православные журналисты должны действовать более согласованно и активно Москве в рамках XV Рождественских чтений состоялось заседание Клуба православных журналистов Источник:  http://www.rusk.ru/ Русская линия Вчера в Международном центре славянской письменности и культуры в рамках XV Рождественских образовательных чтений состоялось очередное заседание Клуба православных журналистов, объединяющего главных редакторов крупнейших православных СМИ и ведущих православных журналистов. Заседание возглавили председатель Клуба, референт Блаженнейшего митрополита Владимира, руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов, председатель православного братства " Радонеж " Евгений Никифоров, а также куратор секции – руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. В заседании Клуба приняли участие гл. редактор журнала " Православная беседа " , глава Союза православных граждан (СПГ) Валентин Лебедев, настоятель Ионинского монастыря в Киеве архимандрит Иона (Черепанов), насельник Свято-Введенского монастыря Ивановской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), ведущий радиопрограммы " Благовещение " клирик храма святителя Митрофана Воронежского священник Андрей Спиридонов, гл. редактор интернет-портала " Религия и СМИ " Александр Щипков, гл. редактор газеты " Русский вестник " Алексей Сенин, руководитель портала Правая.Ru Илья Бражников, гл. редактор информагентства " Русская линия " Анатолий Степанов, помощник депутата Госдумы С.Бабурина, руководитель проекта " Возвращение " Юрий Бондаренко, директор кинофестиваля " Покров " (Киев) Александр Акулов, пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов, известный публицист Владимир Семенко, историк Владимир Махнач, обозреватель радио " Радонеж " Виктор Саулкин и другие. Участники заседания обсудили ряд актуальных проблем современной православной журналистики, начав дискуссию с обсуждения полемики в СМИ по вопросу введения в школах курса " Основы православной культуры " . Особое внимание было обращено на то, как реагировать православной общественности на последнее скандальное заявление председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина .

http://religare.ru/2_37734_1_21.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – март 2005 8 мин., 01.04.2005 Пролог: (на заставке – фото Павла Смертина) Василий Никифоров-Волгин . Молитва . Новелла//Фома. - – 2005. – С.2-3. – (рубрика « Пролог» ). Содержание : С.4. Анонсы : С.4-5. Вопрос номер один: (на заставке – фото Ивана Федорова) Почему люди не ходят в Церковь? //Фома. - – 2005. – С.6-10. – (рубрика «Вопрос номер один»). На вопрос отвечают: Игумен Петр ( Мещеринов ), Свято-Данилов монастырь. – С.7; Священник Михаил Васильев , настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН. – С.7; Священник Александр Лаврин , клирик храма Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно. – С.7; Протоирей Игорь Пчелинцев , пресс-секретарь Нижегородской епархии. – С.7-8; Священник Николай Емельянов, заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – С.8; Иеромонах Макарий ( Маркиш ), Свято Введенский монастырь, г. Иваново. С. 8-9; Священник Иоанн Охлобыстин , клирик храма святителя Николая в Заяицкой слободе. - С.9; Священник Дионисий Поздняев , Гонконг, Китайская народная республика, Русская Православная Церковь Московского Патриархата. - С.9; Иеромонах Сергий ( Рыбко ), настоятель храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище г. Москвы. – С. 9-10; Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери и часовни свв. Новомучеников и Исповедников Российских, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. – С.10; Протоиерей Аркадий Шатов , председатель епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности г. Москвы. – С. 10; Иеромонах Каллистрат ( Романенко ), настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в Антарктиде. – С. 10. Слово: Гилберт Честертон . Шар и крест (Цитата: « Церковь – не клуб! Если из клуба все уйдут, его просто не будет. Но Церковь есть, даже когда мы не все в ней понимаем…». Фото Алексея Толчинского//Фома. - – 2005. – С. 11. – (рубрика « Слово»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-26-m...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49338.html 11 января 2008 Евгений Никифоров " Творческой интеллигенции интересно снимать православное кино... " Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " Источник:  http://www.rusk.ru Православие ру Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " В ноябре 2007 года в Ярославле прошел очередной фестиваль православных кино-, теле – и радиопрограмм " Радонеж " . А недавно в Москве победителям и лауреатам фестиваля были вручены награды. Анимационная лента " оскароносца " Александра Петрова " Моя любовь " (по роману Ивана Шмелева) признана " лучшим христианским фильмом года " и отмечена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: Александр Петров получил орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Гран-при фестиваля завоевала телеверсия документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) " Псково-Печерская обитель " . И автор фильма, и автор телеверсии были награждены серебряными медалями преподобного Сергия Радонежского. Призерами фестиваля также стали фильмы " Святой Георгий " Ираклия Квирикадзе, " Советский монах. Алипий-воин " Ю. Зубкова – о настоятеле Псково-Печерского монастыря, " Ноев ковчег " И. Калядина, " Космос и хаос Алексея Лосева " И. Васильевой и другие. Жюри особо отметило ленту " Старица: любим-город " А. Малечкина и С. Линникова – " за распространение Слова Божьего " . Среди призеров, участников, жюри и гостей церемонии были протоиерей Димитрий Смирнов, представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, телеканалов РТР, " Культура " , " ТВ-центр " , " Спас " ; проректор ВГИКа Алла Золотухина и другие. После церемонии награждения нам удалось побеседовать с председателем духовно-просветительского общества " Радонеж " и президентом фестиваля Евгением Никифоровым. – Евгений Константинович, поделитесь вашими впечатлениями от фестиваля теперь, когда он завершился...

http://religare.ru/2_49338_1_21.html

XXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» завершил paбomyXXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» завершил работу Пост-релиз Оргкомитета Фестиваля. 27 ноября в Москве, в Большом зале Дома кино завершил свою работу XXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». На Церемонии Закрытия были подведены итоги фестиваля. Четыре дня в Белом и Малом залах Дома кино шли просмотры Конкурсной (игровых, документальных, анимационных фильмов), Телевизионной и Информационной программ с 10.00 до 21.00. Фестивальные дни были наполнены многочисленными обсуждениями фильмов и встречами зрителей с их создателями. В рамках фестиваля прошел круглый стол «Столетие убиения Царской семьи как историческое и духовное событие и его отражение в российском кинематографе». Этой же теме было посвящено много фестивальных фильмов, получивших признание и зрителей, и жюри. В жюри этого года вошли: Хотиненко Владимир Иванович ( председатель жюри)- кинорежиссер, народный артист РФ, Борис Костенко (сопредседатель жюри) – телеведущий, зам. генерального директора общественного православного телеканала «Спас», Валентина Теличкина - актриса, народная артистка РФ, Александр Богатырев - сценарист, кинорежиссер, протоиерей Николай Германский - писатель, клирик Белгородской епархии, протоиерей Владимир Соколов – писатель, Алла Золотухина - киновед, заслуженный работник культуры, Татьяна Иенсен - кинокритик, сценарист, Борис Криницын — сценарист, кинорежиссер. Члены жюри приняли участие в Церемонии награждения победителей и лауреатов фестиваля. По устоявшейся традиции  по окончании церемонии вручения призов лауреатам  Президент Кинофестиваля " Радонеж " Е.К.Никифоров по благословению Святейшего  Патриарха Кирилла вручил орден Русской Православной Церкви Святителя Макария Митрополита Московского III многолетнему члену жюри фестиваля " Радонеж " А.В.Богатыреву " во внимание к трудам во благо Святой Церкви " .  Ведущие церемонии Борис Костенко и Алена Минулина объявили итоги:

http://fest.radonezh.ru/2018/11/28/xxiii...

А. Блинский В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей – таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни. Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. 1 Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, привнесшему немало замечательных страниц в анналы российской истории. В плеяду выдающихся предков святителя Серафима входили и блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726–1809 гг.), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал Π. В. Чичагов (1765–1849 гг.), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей Александровской эпохи. По причине того что отец будущего святителя полковник M. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство Святого Крещения 20 января 1856 г. в храме св. Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. 2 То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него как и для его предков первым опытом самоотверженного служения Богу в миру. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид после нескольких лет учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии поступил в 1870 г. в Пажеский Его Императорского Величества корпус с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010