Определили : Ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством об утверждении действительного студента Ака- —573— демии выпуска 1912 года Константина Иванова в должности помощника секретаря Совета и Правления Академии. XIII. Отношения: а) Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, от 4 октября за 455, с возвращением рукописи Волоколамской библиотеки под 651, содержащей в себе сочинение Иосифа Флавия „О войне Иудейской“. б) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 28 сентября за 2497, с препровождением на трёхмесячный срок, для научных занятий и. д. доцента В.П. Виноградова, славянской рукописи Московской Синодальной Библиотеки под 328 (Иерусалимский Устав XIII–XIV в.). в) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 25 сентября за 1535, с препровождением на трёхмесячный срок, для научных занятий экстраординарного профессора И. В. Попова , книги: Harnack, А. De Apellis gnosi monarchica. Справка : Означенные рукописи и книга, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. Определили : Принять к сведению. XIV . Отношение Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, от 27 сентября за 422: „Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук имеет честь обратиться к Совету Московской Духовной Академии с покорнейшей просьбой не отказать в высылке на трёхмесячный срок в Архив Святейшего Синода одной рукописи под 201, святцы с летописью (см. Е. Голубинский . История канонизации святых в русской церкви. Μ. 1903 г. стр. 572) для занятий Архивариуса Святейшего Синода А.И. Никольского“. Определили : Выслать в Архив Святейшего Синода означенную в отношении рукопись на испрашиваемый срок. XV. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 4 октября за 3439: —574— „Вследствие отношения от 24 сентября с. г. за 569, Учебный Комитет имеет честь возвратить при сём в Совет Московской духовной академии аттестаты на звание действительного студента Академии Давидовича Владимира и Хотовицкого Александра, за 378 и 428, о возвращении же в Совет такового аттестата Вавресюка Ивана предложено Правлению Благовещенской духовной семинарии, в коей Вавресюк в настоящее время состоит на службе“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выстоять сразу, притом, что такой удар мог бы сломить и не менее сильного человека, ему помогло явное свидетельство благоволения Божия. К вечеру накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3–го декабря 1994 г., прихожанам Брюсова уже стало известно решение Архиерейского собора о реорганизации Издательского отдела и об отстранении от руководства им митрополита Питирима. Поэтому на всенощную собирались как к постели тяжело больного. После чтения Евангелия Владыка обратился к народу с кратким словом, чего уже к тому времени довольно давно не делал. Все замерли: что он скажет? А он сказал только о том, что на Соборе был прославлен в лике Новомучеников протопресвитер Александр Хотовицкий. «А мне привел Господь получить его собственный крест», — добавил Владыка просто и вытянул из–под облачения на цепочке небольшой крест с лилиевидными концами, с дарственной надписью о. Александру Хотовицкому. Крест был положен на аналой рядом с праздничной иконой, и все прикладывались к нему, подходя на помазание. В самый день праздника после Литургии Владыка неожиданно для многих благословил служить благодарственный молебен и уехал на продолжавшиеся соборные мероприятия. В таких обстоятельствах это произвело на всех шоковое впечатление. Потом мы услышали от него самого, что такой молебен на Введение благословил служить еще Патриарх Сергий — в память о победоносном наступлении под Москвой в 1941 г. День этот, помимо всего прочего, был памятен лично для Владыки: это было сорокалетие его иерейской хиротонии. Вообще он всегда говорил о необходимости благодарить Господа, опять–таки цитируя Патриарха: «Благодарение — это рука, протянутая за новыми благодеяниями». На одной из служб он дал прихожанам постоянное «задание»: каждый раз прибавлять к утреннему и вечернему правилу молитву: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию». В те дни он попросил возобновить себе читательский билет в Ленинку, говоря, что ему «надо жизнь заново начинать». Всерьез собирался туда ходить, — говорил, что это была его давняя «хрустальная мечта», но жизнь пошла по–другому. В слове, произнесенном в Брюсовском храме на новый, 1995 год, он отвечал на свои собственные вопросы и сомнения: как жить дальше. И ответ увидел в самом евангельском чтении на новолетие: «Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенные во отраду, проповедати лето Господне приятно». «Каким бы ни был трудным нынешний год, — сказал он, — мы должны всегда помнить, что каждый год — это лето благости Божией».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Великим постом 1920 года правящий архиерей Евдоким (Мещерский, впоследствии один из лидеров обновленчества) отослал владыку Петра из Нижнего Новгорода в Городецкий монастырь. В мае 1921 года епископ Петр был арестован и попал в Таганскую тюрьму, а далее, с небольшими перерывами, следовали тюрьмы и ссылки: Петроград, Бутырская тюрьма в Москве, Ташкент, Перовск. В конце 1924 года он вернулся в Москву, а в 1925 году стал архиепископом Воронежским. Но уже через год был вновь арестован и оказался на Соловках, где и принял блаженную кончину в Голгофском скиту, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали». По свидетельству его духовного сына, врача, накануне кончины рано утром владыке Петру явилась великомученица Варвара в сопровождении святых дев и причастила умирающего. После ареста владыки Петра, в 1921 году семья Мельниковых вернулась в Москву и поселилась на Остоженке, недалеко от храма Христа Спасителя. Таня стала прихожанкой храма и духовной дочерью протопресвитера Александра Хотовицкого 18 . По его благословению она выполняла различные послушания, но основным занятием ее и еще двух ее подруг было носить письма и передачи духовным лицам – заключенным московских тюрем. В то время было не так-то просто передать посылку или письмо, но отец Александр требовал, чтобы они добивались своего. Как потом вспоминала Татьяна Борисовна, много горючих слез было пролито у тюремных стен, много жалобных слов сказано охранникам (конечно, и о молитвах не забывали), и им удавалось даже получать ответы от заключенных... После ареста отца Александра весной 1923 года и с водворением в храме обновленцев Таню чаще всего можно было видеть в Свято-Даниловом монастыре. В то же время Таня стала духовной дочерью архимандрита Георгия, с которым и разделила тяготы его ссылки 19 . Архимандрит Георгий (в миру Герасим Дмитриевич Лавров) родился в 1869 году 20 в городе Ельце в купеческой семье. Его родители отличались благочестием, особенно мать, имевшая в юности намерение поступить в монастырь, но ее выдали замуж. Она надеялась, что кто-нибудь из ее многочисленных детей станет монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постановили: Одобрить представленный Комиссией порядок канонизации святых к неукоснительному выполнению такового во всех епархиях Русской Православной Церкви. Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века (доклад Священному Синоду, представленный председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 26 декабря 1995 г.) 3 Память священномучеников, мучеников и исповедников, подвизавшихся и пострадавших в годы гонений в XX веке, свято чтится Православной Церковью . Собор новомучеников и исповедников Российских, канонизованных Архиерейскими Соборами 1989, 1992 и 1994 годов, включает ныне имена десяти угодников Божиих: святителя Тихона, Патриарха Московского, священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова. Кроме того, еще несколько мучеников и исповедников прославлены как местночтимые святые в отдельных епархиях Русской Церкви. Почитание канонизованных и неканонизованных новомучеников является живой чертой благочестия православного народа нашего времени. По поручению Священноначалия Синодальная комиссия по канонизации святых, отвечая стремлению народа Божия к прославлению новомучеников, продолжает тщательное исследование житий и обстоятельств кончины пострадавших за Христа архипастырей, пастырей, монашествующих и благочестивых мирян. Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории, когда Церковь возрастала из семени, каким явилась для нее кровь, пролитая мучениками за Христа. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в Распятого и Воскресшего Спасителя. Но необходимым условием почитания было исповедание ими правой веры. Из этой общей нормы возможным исключением является, пожалуй, лишь один случай – с Лукианом Антиохийским, учеником которого считал себя Арий и которого святой Александр Александрийский называл последователем ересиарха Павла Самосатского. И все-таки твердых оснований считать воззрения святого мученика Лукиана еретическими нет; такой глубокий исследователь богословской мысли Древней Церкви, как В. В. Болотов писал: «В догматических воззрениях Лукиана разобраться трудно. Во всяком случае, в Символе, ему приписываемом, нет ничего благоприятствующего для арианских идей» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Обед прошел очень оживленно, сопровождаясь задушевной беседой собравшихся, центром которой являлся почтенный юбиляр, его десятилетнее служение в Миссии и разные обстоятельства этого служения. Было произнесено также много тостов и речей, на которые все присутствовавшие отзывались одушевленными многолетиями. Между прочим, был помянут добрым благодарным словом от лица Миссии Высокопреосвященнейший Владыка Николай, десять лет тому назад усмотревший в юном псаломщике Хотовицком святую «искру Божию» и поставивший его во иерея, так достойно и заслуженно ныне чествуемого. Был также тост и за представителей России в Америке и в частности за великого радетеля Нью-Йоркского Собора и прихода, церковного старосту его, русского генерального консула Н.Н. Лодыженского. Священник В. Туркевич от лица тех же сослуживцев и почитателей о. Хотовицкого, которые подписали адрес ему и поднесли икону, обратился с приветом и к матушке Хотовицкой, которая для юбиляра всегда и во всем была истинно доброй подругой и ближайшим помощником в его славной работе, а для них – гостеприимнейшей и радушнейшей хозяйкой. От имени их о. Туркевич в заключение своей речи поднес уважаемой матушке ящик столового серебра. Прекрасную речь сказал юбиляру о. Ф. Букетов, предложивший тост за его старушку мать. Присутствовавшие отозвались на этот тост единодушным решением послать ей приветственную телеграмму, каковая и послана была в следующих выражениях: «Чествующие отца Александра с десятилетием его священства шлют привет и почтение Вам – матери славного сына». Были также сказаны прекрасные спичи греческим консулом, редактором униатской газеты «Правда» г. А. Филипповским, иеромонахом Арсением, иером. Птоломеем, свящ. П. Поповым, г-жей Хапгуд, г-жей Джонсон, священником Зотиковым, представителем Ньюаркского Братства 870 М. Норцем и Нью-Йоркского – А. Фурсой и др. Отвечая на речи ораторов, юбиляр с благодарностью отметил тот факт, что братства в Нью-Йорке и всюду у нас были ядром приходов и первыми и найважнейшими помощниками настоятелей в церковно-приходском деле, а всегдашнее братское единение деятелей Миссии, – так славно, хотя, по его мнению, и незаслуженно проявленное и ныне, по отношению к нему лично, – главной основой нашего успеха, почему и должны мы всегда стремиться к нему, всегда охранять его в себе во благо родной церкви и во славу дорогой отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В такой обстановке в 1963 г. по инициативе председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Никодима (Ротова) начались неофициальные переговоры с епископатом Американской Церкви, официально называвшейся тогда Русско-Православной Греко-Кафолической Североамериканской митрополией, о снятии запрещения в богослужении и нормализации ее канонического статуса. В 1965 г. в Нью-Йорке скончался престарелый 89-летний предстоятель Американской Церкви митрополит Леонтий. Новым митрополитом всей Америки и Канады избран был Ириней (Бекеш). При нем продолжены были переговоры с Московской Патриархией о нормализации взаимоотношений с Церковью Матерью. Одновременно епископат Американской Церкви вступил в контакт с Константинопольским Патриархом Афинагором, предлагая ему предоставить автокефалию Греческой Церкви в Америке, с тем чтобы потом Русская митрополия в Америке присоединилась к новой автокефальной Церкви. Константинопольская Патриархия решительно отказалась обсуждать этот план. После этого в 1969 г. переговоры с Московской Патриархией, осуществлявшиеся через ОВЦС, приняли официальный характер. 31 марта митрополитом Никодимом и митрополитом всей Америки и Канады Иринеем (Бекешем) было подписано достигнутое на переговорах соглашение, в котором определены основные принципы взаимоотношений между Церковью Матерью и ее Американской Дщерью, а также основы будущего автокефального бытия Американской Церкви. В тот же день митрополит Ириней от имени Собора епископов Американского митрополичьего округа обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I как своему кириарху с прошением о даровании автокефалии Американской Церкви. После письменного опроса всех архиереев Московского Патриархата Священный Синод ратифицировал соглашение, подписанное митрополитами Никодимом и Иринеем, и принял решение о даровании Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалии, с тем чтобы впредь она именовалась Православной Церковью в Америке. Особым соглашением был упразднен экзархат Московской Патриархии в Северной Америке, или, точнее сказать, прежний экзархат в Северной и Южной Америке переименован был в Южноамериканский экзархат, и юрисдикция его с тех пор распространялась лишь на южноамериканские страны. В ведении Патриархии остались 30 приходов в Соединенных Штатах и 20 приходов в Канаде, но и они получили право на переход в Православную Церковь в Америке по решению большинства прихожан. С тех пор для управления приходами Московской Патриархии в США и Канаде – стали, как правило, назначаться викарные епископы. В ведении и собственности Русской Православной Церкви сохранился Свято-Никольский собор в Нью-Йорке, который построен в начале XX столетия по благословению и под попечением святого Патриарха Тихона трудами священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В основном преосвященные сочли необходимым исправление и перевод богослужения на «новый», упрощенный славянский язык (терминология не была устойчивой – искомый язык называли и славяно-русским и т.д.), предлагалось, впрочем, введение богослужения и на русском языке. «Мнение епископата о необходимости исправления богослужебных книг, высказанное в «Отзывах», разделялось большею частью духовенства, как это видно из резолюций епархиальных и других церковных съездов», – писал Борис Сове . Это можно подтвердить многими примерами. Выдающиеся и праведные пастыри протоиереи Иоанн Кронштадтский (считал необходимым читать псалмы на общей исповеди сначала по-славянски, потом по-русски), Валентин Амфитеатров и  Алексий Мечев начали использовать русский язык в богослужении или при чтении Писания. В 1911 г. еп. Самарский Константин (Булычев) благословил сельского священника Николая Пономарева на совершение богослужения по-русски. Даже на самом охранительном в предреволюционное время IY Bcepoccuйckoм миссионерском съезде в Киеве, проходившем под председательством одного из наиболее консервативных иерархов того времени архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) (прест. в 1936), 25 июля 1908 года была принята резолюция по докладу организационной комиссии «о неотложной нужде исправлений в церковном богослужении» , о желательности «нового перевода церковно-богослужебных книг на упрощенный, более близкий к русской речи, славянский язык». (На Соборе 1917–1918 гг. вл. Антоний предложил переводить литургические тексты для проповеди за богослужением: «Возьми Служебник и переводи его по-русски»). Таким образом, епископат, в согласии с полнотой Российской православной церкви, единодушно выразил мнение о необходимости скорейшего разрешения проблемы богослужебного языка. Так началась подготовка соответствующего решения Собора. Как по вопросу о патриаршестве на Соборе многое решила пламенная речь св. архим. Илариона (Троицкого) , так по вопросу о русском языке в богослужении важнейшим стало выступление ключаря храма Христа Спасителя прот. Александра Хотовицкого. Деятельный сторонник принятого решения, близкий и многолетний сотрудник будущих патриархов Тихона и Сергия, священномученик (прест. в 1937), он говорил: «Перевод безусловно необходим, ибо изгонять верующих из церкви из-за непонимания славянского языка преступно. Даже мы, священники, знакомые со славянским языком, часто встречаемся с такими местами славянского текста, которые нам совершенно непонятны… Закрывать двери Православия отказом введения русского языка в богослужение из-за красоты формы славянского языка нецелесообразно. Примеры перевода некоторых книг за границей дали блестящие результаты. Из достоинства славянской речи еще не следует отрицание перевода книг, а равно и богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережем золотник, а теряем пуд».

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

Выстоять сразу, притом, что такой удар мог бы сломить и не менее сильного человека, ему помогло явное свидетельство благоволения Божия. К вечеру накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3–го декабря 1994 г., прихожанам Брюсова уже стало известно решение Архиерейского собора о реорганизации Издательского отдела и об отстранении от руководства им митрополита Питирима. Поэтому на всенощную собирались как к постели тяжело больного. После чтения Евангелия Владыка обратился к народу с кратким словом, чего уже к тому времени довольно давно не делал. Все замерли: что он скажет? А он сказал только о том, что на Соборе был прославлен в лике Новомучеников протопресвитер Александр Хотовицкий. «А мне привел Господь получить его собственный крест», — добавил Владыка просто и вытянул из–под облачения на цепочке небольшой крест с лилиевидными концами, с дарственной надписью о. Александру Хотовицкому. Крест был положен на аналой рядом с праздничной иконой, и все прикладывались к нему, подходя на помазание. В самый день праздника после Литургии Владыка неожиданно для многих благословил служить благодарственный молебен и уехал на продолжавшиеся соборные мероприятия. В таких обстоятельствах это произвело на всех шоковое впечатление. Потом мы услышали от него самого, что такой молебен на Введение благословил служить еще Патриарх Сергий — в память о победоносном наступлении под Москвой в 1941 г. День этот, помимо всего прочего, был памятен лично для Владыки: это было сорокалетие его иерейской хиротонии. Вообще он всегда говорил о необходимости благодарить Господа, опять–таки цитируя Патриарха: «Благодарение — это рука, протянутая за новыми благодеяниями». На одной из служб он дал прихожанам постоянное «задание»: каждый раз прибавлять к утреннему и вечернему правилу молитву: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию». В те дни он попросил возобновить себе читательский билет в Ленинку, говоря, что ему «надо жизнь заново начинать». Всерьез собирался туда ходить, — говорил, что это была его давняя «хрустальная мечта», но жизнь пошла по–другому. В слове, произнесенном в Брюсовском храме на новый, 1995 год, он отвечал на свои собственные вопросы и сомнения: как жить дальше. И ответ увидел в самом евангельском чтении на  новолетие: «Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенные во отраду, проповедати лето Господне приятно». «Каким бы ни был трудным нынешний год, — сказал он, — мы должны всегда помнить, что каждый год — это лето благости Божией».

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

Острая полемика велась и по вопросу о взаимоотношениях Русской Православной Церкви с инославным миром, об участии в ВСЦ. Выступавшие на Соборе отмечали негативные стороны в деятельности ВСЦ, которые уводят совет далеко от тех задач, которые ставились при создании этой организации – соединение Церквей на фундаменте наследия Древней Церкви. В выступлениях архипастырей отразилась и та дискуссия, которая состоялась на проведенной в канун Собора богословской конференции на тему «Единство Церкви», в этой связи обсуждались такие темы, как миссионерское служение, хранение предания и церковных традиций, вопрос о богослужебном языке.    Архиерейский Собор принял определения по темам, которые ставились в докладе Святейшего Патриарха Алексия II и других зачитанных на Соборе докладах, в том числе «О вопросах внутренней и внешней деятельности Церкви», «О православной миссии в современном мире», «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и неооккультизме», «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства».    Принято было также определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы 9 мая (26 апреля)». Архиерейский Собор издал обращение в связи с началом воссоздания храма Христа Спасителя. Определения Собора по всем важным сторонам и проблемам церковной жизни нашли отражение в послании, с которым, архиерейский Собор обратился к «боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви».    Известив паству о причислении к лику святых митрополита Филарета, протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова, отцы Собора в этом послании обращаются к актуальным, острым и трудным проблемам церковной и общенациональной жизни, связанным с «духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества. Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Пенсильвания). Святые в традиц. одеждах стоят на пустынном берегу в окружении океанских волн. Икона почти квадратная по формату и лаконичная по композиции. Печатные копии часто встречаются в храмах США. Икона избранных американских святых (прп. Герман, прав. Иаков Нецветов, мч. Петр, И., свт. Иннокентий) была написана В. Казаниным для Свято-Германовской ДС на о-ве Кадьяк (шт. Аляска). И. с крестом в деснице, 2-й справа, на верхнем поле в сегменте - образ Божией Матери «Знамение». Икона «Собор американских святых, с 18 клеймами житий» создана К. М. Покровской в 1995 г. после канонизации (1994) праведных Алексия Товта и Иакова Нецветова, священномучеников Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова, но еще до прославления (2000) свт. Рафаила Бруклинского, к-рый тем не менее изображен на иконе. Образ находится в крестовом храме прп. Сергия Радонежского, в резиденции предстоятеля Православной Церкви в Америке. В клеймах - сюжеты из жизни и мучений св. основателей Православия в Америке, включая нек-рых новомучеников, пострадавших в Советской России, и обретение мощей (1992) свт. Тихона, Патриарха Московского. В среднике изображены 10 святых, И. представлен крайним слева в 1-м ряду, вполоборота вправо, в традиц. облачении. В 3-м клейме показано прибытие миссионеров к месту служения на о-в Кадьяк (И. на корабле крайний слева), в 6-м раскрывается история мученической кончины святого на оз. Илиамна (надпись: «Holy priest-monk Juvenaly first martyr of the Orthodox Church in America meets his martyrdom at Lake Iliamna in Alaska at the hands of natives» - Святой иеромонах Иувеналий, первомученик Православной Церкви в Америке, принимает мученичество на озере Илиамна на Аляске от рук местных жителей). История убиения И. воспроизводится по 1-му варианту Жития. Композиция написана на золотом фоне и поземе в виде высоких охристых горок. Святой стоит на коленях и благословляет крестом 2 «диких» мучителей в длинных рубахах, замахивающихся на него топорами. Настенные росписи ц. Св. Троицы в г.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010