В Патриарший собор Нью-Йорка возвращена старинная хоругвь, связанная с именами свт. Тихона, сщмчч. Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова и св. прав. Алексия Товта 14 августа 2012 г. 16:53 11 августа 2012 года духовенство и прихожане Свято-Николаевского Патриаршего собора Нью-Йорка впервые молитвенно почтили день рождества святителя Николая Чудотворца. Этот праздник был известен на Руси с XV века, однако не получил широкого распространения. Божественную литургию в этот день совершил управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в сослужении соборного духовенства, а также настоятеля Богородицерождественского храма Нью-Йоркской епархии ( Православная Церковь в Америке ) протоиерея Иоанна Прокопюка. В завершение Литургии архиепископ Юстиниан и сослужащее духовенство совершили славление святителю Николаю в центре храма, после чего иерарх обратился к присутствующим со словом проповеди: «Если мы возьмем в руки церковный календарь, то невольно обратим внимание, что на каждый день выпадает день памяти тех или иных святых. Иногда святых бывает несколько десятков, а иногда и тысячи. При внимательном изучении месяцеслова, мы увидим, что в календаре указаны даты их смерти, а не даты рождения. Объяснение этого назидательно: человек, скончавшийся в вере, в подвиге ради Бога, сподобляется Небесного Царствия и прославления от людей. Достигнув полноты блаженства в небесных обителях, такой человек, которого мы уже именуем святым, имеет сугубую благодать молиться о нас и помогать нам, когда мы призываем его в своих молитвах. Заслуженным исключением из этого правила являются праздники Рождества по плоти Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и пророка Иоанна Предтечи. Однако с XV века на Руси, которая так любит и почитает святителя Николая Чудотворца, стали отмечать и день его рождения, ибо верили, что его рождение случилось по особому предвидению Божию. Обстоятельства его рождения от благочестивых родителей были воистину чудесны и сопровождались особыми знамениями, и все это побуждало наших предков почтить этот день особым праздником. Уверен, что год от года ныне начинаемая нами традиция празднования в честь святителя Николая будет продолжаться и собирать все большее число богомольцев».

http://patriarchia.ru/db/text/2402084.ht...

Вечером того же дня Его Преосвященство в спальном вагоне проследовал в Нью-Йорк» 441 . 15/28 февраля 1902 г. «Сейчас же по приезде Владыка осматривал строящееся здание, которое с наружной стороны уже дает идею русской церкви, построенной в крайне выдержанном стиле, и по красоте своей не способное затеряться даже в таком Вавилоне, каким является в эту пору Нью-Йорк, воздвигающий чуть не сорокаэтажные дома, многомиллионные дворцы и пр. Не выведен лишь центральный купол, хотя на одной из угловых четырех башен-куполков уже подвешен даже колокол в 70 пудов, американского производства» 442 . 16 февраля/1 марта 1902 г. В субботу Тихон возглавил всенощное бдение в «старой» русской церкви Нью-Йорка. 17 февраля/2 марта 1902 г. В неделю мясопустную служили: еп. Тихон, священники Александр Хотовицкий, Илия Зотиков, Петр Попов из Бриджпорта, иером. Антоний (Дашкевич) из Ситки. «Архиерейское богослужение в этот раз было ознаменовано особым торжеством – посвящением в сан протоиерея о. настоятеля А. Хотовицкого 443 согласно утверждению Св. Синода еще от Августа месяца прошлого года. Пред «буди имя Господне» Его Преосвященство обратился к народу с поучением на евангельскую тему и, разъяснив, почему последнему суду усвоено наименование «страшного», преподал назидательные уроки» 444 . 23 февраля/8 марта 1902 г. «Утром Тихон в сопровождении Хотовицкого А.А. выехал из Нью-Йорка в Бриджпорт, где отслужил бдение в Свято-Духовской церкви. 24 февраля/9 марта 1902 г. Божественную литургию Прощеного воскресенья отправили: еп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий, иером. Птоломей (из Анзонии) и настоятель прихода свящ. Петр Попов. «Архипастырское слово, обращенное Владыкой в конце литургии к народу, посвящено было напоминанию о грядущем посте и истинном характере христианского поста. Наглядными примерами и сравнениями была пояснена спасительность воздержания, окрыляющего человека в его стремлении к небесному и охраняющего его от страстей, которые берут в плен все существо человека, не ограничивающего своих прихотей церковными предписаниями и заветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Однажды на занятиях был такой случай, что из меня аж пар пошел. Это был один из моих первых опытов преподавания ветхозаветной истории. Я читал лекцию о книге Бытия, о грехопадении прародителей, и стал рассказывать, в частности и про запретный плод. Стали обсуждать, что это был за плод. Я сказал, что в Библии ничего конкретно об этом не сказано, но по преданию это было яблоко. Вдруг один из моих слушателей говорит: «Нет, это совершенно точно было яблоко. Мне бабушка говорила». Я ответил, не без иронии, что бабушка, конечно, большой авторитет, однако в Писании никаких конкретных указаний на этот счет не дается. А он продолжает: «Нет, это совершенно точно! Яблоко — плод греховный. Если его пополам разрезать — пятиконечная звезда получается». Представьте, каково мне это было услышать — в 1956 году! В 1954 г. меня рукоположили во священника. В те времена иерейский крест нельзя было запросто приобрести, как сейчас, когда их выпускают Софринские мастерские. Обычно крест ставленнику дарил его духовник или кто–то из старших. У меня креста не было, и я спросил Патриарха, как мне быть. Он ничего не ответил. Так я и пришел на хиротонию — без креста. А когда пропели «Аксиос», Патриарх снял с себя золотой крест и надел его мне на шею. Все тогда ахнули, и многие мне это потом припомнили… Есть у меня и другие памятные кресты: один когда–то принадлежал о. Иоанну Арсеньеву, настоятелю храма Христа Спасителя. О. Иоанн принадлежал к древнему дворянскому роду, восходившему к татарским князьям. Патриарх его очень почитал. Он говорил, что трагедия нашей нации в том, что она так разорвана в отношении веры, но не отрицал, что из аристократии тоже люди шли в духовное звание, и в пример всегда приводил о. Иоанна. Другой крест принадлежал прославленному уже в наши дни священномученику о. Александру Хотовицкому. На нем выгравирована надпись: «Красе и гордости Академии, о. Александру Хотовицкому».  Этот крест хранился в одной церковной семье, от которой и попал ко мне. Помню, в первый год моего священства наш о. ректор Константин Иванович Ружицкий, уезжая в отпуск из Московской Духовной Академии, оставил двух молодых: иеромонаха Филарета  и меня, священника Константина, и Николая Николаевича Дьячко руководить хором в только что открывшейся нашей Покровской академической церкви. Мы должны были там служить ежедневно. О. Филарет говорит: «Отец Константин! Ты — как хочешь, а я исповедовать — не буду!» Ну, ладно, мне выпала на долю исповедь. Должен сказать, что это очень трудное дело и иногда на том самом месте, где стоял приехавший на исповедь в Лавру человек, после него на полу оставалась лужа слез.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Патриаршее приветствие участникам торжеств по случаю 120-летия великого освящения Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке 20 ноября 2022 г. 09:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам торжеств по случаю 120-летия великого освящения Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Участникам празднования 120-летия великого освящения Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на праздновании 120-летия великого освящения Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. В начале прошлого века трудами епископа Тихона (Белавина) , будущего Предстоятеля Русской Церкви, и протопресвитера Александра Хотовицкого в центре крупнейшего города Северной Америки был воздвигнут величественный храм, который стал поистине родным домом для верующих людей разных национальностей, обретавших здесь духовное утешение. В истории Николаевского собора были разные периоды: к сожалению, трагические события, сотрясавшие нашу Родину, коснулись и его. Несколько десятилетий храм занимали обновленцы, а сохранившая верность Московскому Патриархату община была изгнана — и нашла приют в располагавшейся неподалеку пресвитерианской церкви. Окончательно преодолеть все нестроения удалось лишь в середине минувшего столетия. С того времени собор стал духовным центром представительства Русской Православной Церкви на американском континенте. Отрадно отметить, что Николаевский храм и доныне исполняет сие важное предназначение. Мне неоднократно доводилось бывать в этом кафедральном соборе. С теплотой вспоминаю свое служение в его стенах, общение с духовенством и прихожанами. Разделяя со всеми вами радость настоящего торжества, молитвенно желаю вам крепкого здоровья и неоскудевающей помощи Божией в дальнейшем шествии стезей спасения. Предстательством святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и священномученика Александра Хотовицкого да сохранит Господь всех вас в мире и единомыслии. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5978183.ht...

Его история озарена благодатными подвигами, служением и слезами святителя Тихона, знаменитого священноисповедника и Патриарха всея Руси, до сих пор продолжающего пользоваться горячим почитанием всех православных в Соединенных Штатах Америки; святителя Рафаила, епископа Бруклинского, большого друга нашего народа и близкого помощника будущего Патриарха, пастырски положившего свою душу ради жизни и процветания сиро-арабской миссии в Северной Америке; протопресвитера Александра Хотовицкого, великого миссионера и новомученика, вместе с праведным Алексием Товтом много потрудившегося для перехода карпатских русин из унии в Святое Православие. Да будет их апостольская ревность постоянным образцом для нас в том служении «на земли чуждей» (Пс. 136:4), к которому и мы с вами призваны!» Архиерей также упомянул, что празднующий ныне свой день рождения Святейший Патриарх Кирилл 19 лет тому назад, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, совершил освящение Николаевского собора в Нью-Йорке после обновления. «Молитвенно поминая его сегодня, мы испрашиваем у Господа Его Святейшеству небесной помощи в его служении», — сказал митрополит Николай. От имени епископа Матфея, клира и прихожан собора протоиерей Игорь Выжанов обратился со словом благодарности за радость молитвенного общения к митрополиту Николаю и в память о совершенном богослужении преподнес Его Высокопреосвященству в дар ткань для митрополичьей мантии. Настоятель также особо приветствовал священнослужителей из Антиохийской , Сербской Церквей, Православной Церкви в Америке, отметив, что в свое время святитель Тихон объединял под своим омофором всех православных Северной Америки. В память об участии в торжестве протоиерей Игорь Выжанов преподнес образ святых строителей собора — святителя Тихона и священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого. Богослужение завершилось многолетием Святейшему Патриарху Кириллу, духовенству, благотворителям и прихожанам Николаевского собора. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Представник Церкви взяв участь у в 40-й день кончини Болгарського Представник Церкви взяв участь у та Америки екзарх освятив каплицю, зведену на згадку про руських загинули в роки екзарх Африки звершив Божественну в чергове Синоду Церкви Миколаю з : та звернення] Предстоятель Церкви в Синодальну Церкви та Церков взяли участь у перекладу книги святителя Миколая (Велимировича) До Бундестагу передано про порушення прав Церкви Начальник в взяв участь у у свято Входу Господнього до Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву закордонна Церкви засудила Церкви режимом з ключовими словами – РПЦЗ –   новини Митрополит Калузький Климент взяв участь у розширеному та ради фонду Представник Церкви взяв участь у в 40-й день кончини Болгарського На Сербському " в звершили поминання Представники в взяли участь у Начальник в Церкви взяли участь у у Горненському з Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5979485...

«Если бы нас, по необъяснимо счастливому стечению обстоятельств, пустили бы жить в прекрасный древний замок, мы бы первое время только, пожалуй, осторожно ходили по нему и восторгались его необыкновенной красотой. Потом нам бы стало, наверное, понятно, что мы ничего подобного построить не сможем, а потому необходимо все силы потратить на сохранение этого убранства. Так и нам, непотребным работникам одиннадцатого часа, подобает благоговейно относиться к сокровищнице нашей православной веры и благочестия, которую оставили нам всехвальные отцы наши и в которой содержится вся земная и небесная премудрость...». Мемориальная доска в память священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, основателя и строителя Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке А к нам в Бостон, в Богоявленскую церковь, привозили мироточивую икону святителя Николая. Икона замироточила на Николу Зимнего, 19 декабря 1996 года, в Свято-Георгиевской церкви в городе Мичиган, штат Индиана. Весть об этом облетела всю православную Америку, и икона начала своё путешествие по стране. Через несколько лет Николай Угодник доехал до Бостона. Больше всех ждали его мои друзья, Толя и Таня. Московских студентов Толю и Таню благословил на брак приснопамятный митрополит Питирим (Нечаев). Владыка подарил жениху и невесте привезённую из Бари икону святителя Николая. Венчались они в моём любимом московском храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. А потом пришли за благословением к настоятелю, протоиерею Владимиру Романову, на отъезд в Бостон на учёбу. Приснопамятный отец Владимир с 1992 по 1995 годы был настоятелем того самого Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке и многое сделал для увековечения на американской земле имён святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, и священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, строителя и первого настоятеля Свято-Николаевского собора. Благословил отец Владимир Толю и Таню на учёбу в Бостоне и посоветовал ходить в Богоявленский храм, к отцу Роману Лукьянову . Началась увлекательная бостонская жизнь с университетскими заботами и новым укладом, как вдруг Таня заболела. Тяжело. Так тяжело, что без слёз об этом не расскажешь. В больницу к Тане часто приезжали настоятель отец Роман и второй священник – отец Георгий. Читали акафисты. Ну, и молились о её выздоровлении, молились всей нашей Богоявленской церковью. Тут как раз к нам приехал Николай Угодник. Отец Роман привёз мироточивую икону в больницу. И выздоровела наша Танюша.

http://pravoslavie.ru/136173.html

„По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошение протоиерея Пензенской Духосошественской церкви Иоанна Кронтовского о принятии сына его, Николая Кронтовского, бывшего студента III курса Московской духовной академии, выбывшего из оной 2 года тому назад по болезни, в число студентов 3 курса названной академии без экзамена, или с поверочным испытанием за 2-ой курс академии. Приказали: Разрешить Совету Московской духовной академии принять на 3 курс оной без экзамена Николая Кронтовского, если к тому не встретится препятствий в успехах и поведении Кронтовского за время пребывания его в Московской академии, о чём уведомить Ваше Преосвященство указом“. Определили : Бывшего студента Николая Кронтовского зачислить в списки студентов III курса Академии, с уведомлением его по содержанию настоящего указа Святейшего Синода и с обязательством представить неподанные за II курс письменные работы. III . Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: —526— а) 31 августа, 17: „1912 г. Сент. 15. По ст. II. Г. Сето разрешается принять в число своекоштных студентов I-ro курса. Прочее исполнить“. б) 31 августа, 18: „1912 г. Сент. 15. По ст. XVI. Постановление Совета утверждается. Прочее смотрено“. Справка : В ст. XVI журнала за 18-м. на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства представлено было постановление Совета о дозволении священнику Димитрию Лебедеву переработать его курсовое сочинение в магистерскую диссертацию, а в ст. XVII того же журнала – постановление Совета об удостоении действительного студента Александра Хотовицкого и воспитанников Академии Николая Ильинского и Ивана Чернышева степени кандидата богословия, с причислением их ко второму разряду. Определили : 1) Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. – 2) Принимая резолюцию Его Высокопреосвященства на журнале за 18-м в отношении к удостоенным степени кандидата в утвердительном смысле, изготовить для Хотовицкого, Ильинского и Чернышева кандидатские дипломы и препроводить их в Учебный Комитет при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—513— нистративным в отношении единоверческих церквей. – Далее, автор не даёт картины „роста“ миссии. Известные ему данные, касающиеся миссии, он группирует так, как будто они представляют нечто неизменно существующее за всё рассматриваемое им время. Вследствие этого сочинение получает форму своего рода отчёта о состоянии миссии вообще. При недочётах сочинение студ. Хотовицкого имеет и несомненные достоинства. Работа автора самостоятельная. Материал собран, хотя не весь, однако в весьма достаточном количестве. И излагает его автор в системе, отчётливо. Для получения степени кандидата сочинение студ. Хотовицкого совершенно достаточно“. б) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что студенты бывшего IV курса Академии Ильинский Николай и Чернышев Иван сдали отложенные им, по определению Совета Академии от 21 мая сего 1912 года, на после-каникулярное время устные испытания по предметам IV курса и получили удовлетворительные отметки. Справка : 1) Хотовицкий Александр окончил курс в текущем 1912 году с званием действительного студента Академии и правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного курсового сочинения. – Представленное им ныне сочинение отмечено было обоими рецензентами баллом 4½. – В среднем выводе из баллов по ответам и сочинениям за весь курс действительный студент Хотовицкий имеет 4,126. – 2) Студенты Ильинский Николай и Чернышев Иван курсовые сочинения представили своевременно и не держали лишь по болезни, в мае месяце сего года устных испытаний по предметам IV курса. – В среднем выводе из баллов по ответам и сочинениям за весь курс они имеют: Ильинский – 4,294. Чернышев – 4,003. – 3) По § 109 лит. б. п. 8 устава духовных академий „присуждение степени кандидата богословия“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили : Удостоить действительного студента Хотовиц– —514— кого Александра и студентов Ильинского Николая и Чернышева Ивана степени кандидата богословия, с причислением ко второму разряду, – о чём и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После вечерни, отслуженной иером. Тихоном, в Свято-Васильевском храме отправлен был молебен Зографской иконе Божией Матери, на котором присутствовал и еп. Тихон. Прямо из церкви он, в сопровождении прот. Александра Хотовицкого, отбыл в Нью-Йорк. 4/17 декабря 1902 г. В этот день Тихон решил «исполнить свое давнее желание посетить в Вашингтоне г. Посла графа А.П. Кассини и поблагодарить Его Сиятельство 545 за любезное внимание к нуждам церкви в Нью-Йорке. 4 Декабря, в сопровождении г. Российского Генерального Консула H.H. Лодыженского и прот.А. Хотовицкого, Владыка прибыл в Вашингтон и встретил самый радушный прием в гостеприимном Посольском доме. Продолжительная беседа двух сановников, – представителя государственных интересов России и выразителя её церковных идеалов, – касалась многих важных предметов 546 и условий преуспеяния нашей миссии здесь. В этот же день гостеприимный хозяин чествовал Владыку обедом, причем к столу были приглашены спутники Преосвященного и весь состав Посольства. Поздно вечером, поблагодарив Графа и Графиню за любезный прием и унося самые приятные воспоминания о проведенных в Вашингтоне часах, Его Преосвященство отбыл в Нью-Йорк» 547 . 6/19 декабря 1902 г. Престольный праздник в русской церкви Нью-Йорка был отмечен литургией и молебном, отправленными по архиерейскому чинопоследованию. 7/20 декабря 1902 г. В субботу еп. Тихон и свящ. Илия Зотиков отбыли из Нью-Йорка в Филадельфию для малого освящения новоустроенной Андреевской церкви 548 . Вместе с настоятелем Катасакво – Филадельфийского прихода Александром Немоловским они совершили всенощное бдение в этой церкви. 8/21 декабря 1902 г. Торжественное богослужение началось с водосвятного молебна; св. водой архиерей окропил всю церковь . На литургии по прочтении Евангелия Тихон сказал слово о непременном посещении храма Божия. После обеда владыка целый час разъяснял прихожанам, что у епархиального начальства нет денег на постоянный штат (священник и псаломщик) для Филадельфийской церкви. «Средств нет, а где изыскать их? К кому протянуть руку за милостыней ради Христа для меньших Его братий? Обуреваемые подобными невеселыми мыслями, прихожане с печальными лицами выслушали отслуженный Преосв. Владыкою – в 4 ч. – молебен св. ап. Андрею Первозванному.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ранее, чем проследовать на амвон, Высокопреосвященнейший Тихон с солеи обратился к Владыке Рафаилу и его пастве с святительским словом соболезнования по поводу утраты, понесенной Антиохийской церковью. В сердечных выражениях обрисовав постоянную дружественную связь, соединяющую нашу русскую церковь и церковь сирийскую, Его Высокопреосвященство указал, как боли, страдания и радования одной передаются и разделяются другой церковью. Пример тому – недавние незабвенные для нас проявления любви к России со стороны сиро-арабов в Америке во время войны с Японией, когда сиро-арабы щедро жертвовали на нужды Красного Креста, на флот и т.д. Все это трогало и трогает русских людей до глубины души. Совершенно также теперь, когда горе поразило сиро-арабскую православную церковь , первым движением русского сердца было утешить, насколько возможно, осиротелую сирийскую церковь, и вот Владыка Архиепископ, представитель Русской Церкви, и пришел вместе с сиро-арабами помолиться об упокоении блаженнейшего патриарха Мелетия. Последовало панихидное пение, совершавшееся наполовину по-русски, наполовину по-сирийски. Пред отпустом Преосвященнейший Рафаил сказал приличное случаю слово, причем отметил с благодарностью доброе Архипастырское внимание Высокопреосвященнейшего Тихона к событиям жизни сиро-арабской, выразившееся в его прибытии к ним в храм и в его ласковом привете. Из храма проследовали в покои Преосвященного Рафаила. Здесь хозяин чествовал Владыку Архиепископа, его свиту и Н.Н. Лодыженского радушной трапезой. Так как в этот вечер, по заведенному при кафедральном соборе порядку, предстояла вечерня (на английском языке) 859 , то Высокопреосвященный Владыка к 8 часам был уже дома и, как обычно, после службы преподал по-английски благословение-отпуст богомольцам» 860 . § 2. Десятилетие священства прот. Александра Хотовицкого «26 Февраля 861 , в Воскресение, в Нью-Йорке было торжественно отпраздновано 10-летие священства отца настоятеля местного Кафедрального Собора Протоиерея Александра Александровича Хотовицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010