—220— болезни, Ректором названной семинарии возбуждено пред Советом Академии особое ходатайство (ст. II журнала). б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1908 г. Июля 13. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 июня за 7005: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 31 минувшего мая за 14430, по ходатайствам южно-славянских уроженцев о принятии их в русские духовно-учебные заведения, с назначением на содержание синодальных стипендий. Приказали: Разрешить, согласно настоящему предложению, допустить к приемным испытаниям, после медицинского освидетельствования, болгарина Стефана Поп-Рачева для поступления в Московскую духовную академию, с назначением ему, по выдержании испытаний, стипендии из синодальных средств и с отнесением расхода на стипендию по 220 р. в год на счет духовно-учебного капитала по отд. 1 § 2 специальной сметы расходов ведомства Святейшего Синода. Для зависящих по сему распоряжений послать указ Вашему Преосвященству». Справка: Болгарский уроженец Стефан Поп-Рачев к приемным испытаниям сего 1908 года в Академию не явился. в) Отношения 14-ти Правлений духовных семинарий с препровождением документов назначенных ими к поступлению в состав нового (LXVII) академического курса воспитанников: Владимирской – Сергея Сахарова, Волынской – Александра Хотовицкого, Донской – Григория Епифановича, Екатеринославской – Георгия Чайкина, Московской – Николая Ремова и Владимира Маркова , Орловской – Василия Никольского, Полтавской – Андрея Степанова, Рязанской – Василия Муратова и Дмитрия Яхонтова, Тамбовской – Петра Уметского, —221— Тверской – Алексея Титова и Константина Носова, Тульской – Ильи Кудряшева и Александра Успенского , Харьковской – Александра Мигулина, Черниговской – Михаила Курганского и Ярославской – Леонида Брянцева. г) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что все лица, явившиеся для поступления в состав нового академического курса по собственному желанию, в качестве волонтеров (55 студентов духовных семинарий, из коих 19 священников и 1 вышедший в отставку учитель духовного училища, в чине Надворного Советника, семейный; и 2 сербских уроженца, окончившие курс Призренской семинарии – священник Савва Иованович и Ефрем Игуманович –на основании разрешительных указов Святейшего Синода от 15 мая и 30 октября 1907 года за 5655 и 13005), были допущены им к приемным испытаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Александра было основано 12 приходов на восточном побережье американского континента. Кроме того, он был редактором и автором журнала «Американский православный вестник»; деятельно участвовал в организации епархиального Православного общества взаимопомощи, исполнял в нем обязанности казначея, потом первого секретаря. Свое служение в Америке о. Александр совершал под руководством трех архипастырей: еп. Николая (Зиорова), свт. Тихона и архиеп. Платона (Рождественского). Все они высоко ценили деятельного, преданного Богу и Церкви пастыря. В Америке он пробыл до 1914 г., когда был назначен настоятелем Успенского Собора в Гельсингфорсе (Финляндия). В августе 1917 г. о. Александр был переведен в Москву и назначен ключарем храма Христа Спасителя. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917— 1918 гг. Начиная с 1919 г. неоднократно подвергался арестам, был сослан. В 1928 г. удостоен сана протопресвитера. В 1937 г., будучи настоятелем храма Ризоположения в Москве, вновь арестован и вскоре расстрелян. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2 декабря 1994 г. День памяти — первое воскресенье после 2 (15) декабря (цит. по С. 202— 203]). 174 Цит. С. 147—157]. 175 Еп. Николай в 1895 г. выхлопотал ежегодное пособие 600 руб. для найма дома под церковь. См. С. 407—409]. 176 После завершения образования в 1895 г. рукоположенный иерей Иоанн Кочуров с молодой женой отправился в Америку. Он священствовал в Чикаго, где построил один из лучших в США православных соборов. Послужив в Северо-Американской епархии в течение 10 лет, о. Иоанн возвратился в Россию. Октябрьская революция 1917 г. застала его в Царском Селе. Толпа матросов, которых мужественный священнослужитель обличал в злодеяниях, напала на него. Они избили о. Иоанна и, полуживого, тащили по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался. Заседавший в то время Московский Собор по инициативе о. Александра Хотовицкого постановил выразить соболезнование вдове убитого и возвестить народу об этой первой мученической жертве. Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

21 мая/2 июня 1899 г. Божественная литургия была совершена архиерейским чином в Николаевской церкви в Бруклине. Преосвященному сослужили архим. Рафаил, свящ. Александр Хотовицкий, иером. Ефрем (Дибс), протодиак. Петр Попов и прибывший из Дамаска в Нью-Йорк диакон. После обедни и молебна владыку провели в братский зал, где он принял сирийскую делегацию из г. Лоуэлл 107 . Сиро-арабы подали прошение о рукоположении во пресвитера для православной общины Лоуэлла коммерсанта Михаила Хусана. Но поскольку арабы заявили, что в случае их возвращения на Ближний Восток они собираются все вместе вернуться в родную деревню Айд-Фухар, постольку Тихон поручил Рафаилу (Ававини) связаться с митр. Селевкийским Герасимом (Яредом) и выяснить, примет ли Селевкийский митрополит Хусана М. в священном сане в случае хиротонии последнего в Соединенных Штатах и его последующего возвращения на родину 108 . Затем к правящему архиерею обратился архим. Рафаил с просьбой благословить его на поездку по Северной Америке для сбора пожертвований на новую сиро-арабскую церковь в Нью-Йорке 109 , а также с просьбой войти в Святейший Синод с ходатайством о выдаче единовременного пособия на строительство православного храма 110 . Потом состоялась трапеза с обменом тостами и благопожеланиями. 22 мая/3 июня 1899 г. Утром Тихон принял представителей Пассайкского Трехсвятительского братства; затем он присутствовал в одном из отелей Нью-Йорка на завтраке, устроенном в честь Его Преосвященства генконсулом Владимиром Александровичем Тепловым. Вечером в русской церкви еп. Тихон, архим. Рафаил, свящ. Александр Хотовицкий и протодиак. Петр Попов отслужили воскресное бдение. 23 мая/4 июня 1899 г. В неделю о слепом Тихон отправил литургию в русском храме. «Преосвященному, по-видимому, не приходилось еще никогда совершать литургию при такой жаре. Было 107 градусов по Фаренгейту 111 в тени, и надо было удивляться той стойкости, с какою поглощенные интересом к никогда не виденной ранее архиерейской службе инославные посетители терпеливо до конца службы переносили и жару, и непривычное стоянье, нисколько не утомляясь непонятностью как самого языка богослужебного, так и всего происходившего, высказывая затем восторженные впечатления. Для Нью-Йоркской Церкви это богослужение было ознаменовано возложением на местного священника, отца Александра Хотовицкого, камилавки 112 , присланной ему как раз к прибытию преосвященного, который сказал при этом небольшую речь, оттеняя те замечательные качества энергии, самопожертвования и красноречия, которые вызывают присуждение таких необычных знаков отличия на столь молодого годами священника. В положенное время преосвященный говорил проповедь 113 и весьма напомнил нам своего предместника, епископа Николая: та же плавность речи, та же образность выражений, отсутствие поправок, непринужденность и назидательность. В Америке же дар проповедничества несравнимо ценнее, чем у нас в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но с 10 августа я заболел, о чем прилагаю при сем свидетельство врача, и поэтому не мог как продолжать подготовки к экзаменам, так и явиться в Академию к сроку. В силу изложенного смею покорнейше просить Ваше Преосвященство разрешить мне держать экзамены по означенным предметам в 10 числах сентября сего года». Справка : По § 110 лит. а. п. 15 устава духовных академий «перевод студентов из курса в курс» значится в числе дел, решаемых самим Советом и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерею. Определили : 1) Студентов: III курса – Давидовича Владимира, Дубчука Владимира, Мелиоранского Ивана и Покровского Александра; II курса – иеромонаха Серафима (Иовановича) и Телятьева Валериана; 1 курса – Ельчанинова Александра и Семенова Андрея перевести в следующие курсы и дать соответствующия их успехам и поведению места в разрядных списках. – 2) Студенту II курса Хотовицкому Александру разрешить сдать устные испытания по патристике, истории философии и психологии по выздоровлении, не позже, по возможности, 20 сентября с. г. —332— XIX. Прошение учителя Данковского духовного училища священника Василия Суханова: Так как сын мой Александр, два раза остававшийся ио болезни на III курсе Академии на повторительный курс и в настоящее время находящийся на излечении в Московской Окружной лечебнице, не может, по своему болезненному состоянию, продолжать образование в Академии, то я прошу Совет Академии уволить его по болезни из Академии и выслать ему документы на мое имя в гор. Данков, Рязанской губернии». Справка : Студент III курса Академии Александр Суханов, с разрешения Святейшего Синода (указ от 29 октября 1909 года за 14587) оставленный в III курсе уже на третий год и вновь, по причине болезни, не явившийся в Академию в течение всего минувшего 1909–1910 учебного года, определением Совета Академии от 10 июня с. г., утвержденным Его Высокопреосвященством, уже уволен из Академии, согласно требованию § 134 устава духовных академий 1884 года, – по неуспешности. Определили : Составленное соответственно изложенному в справке увольнительное свидетельство и прочие документы бывшего студента Академии Александра Суханова выслать отцу его – учителю Данковского духовного училища священнику Василию Суханову.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И это не фантазия, я слышал это от тех духовных наставников, с которыми он общался прежде. Он долгое время был под этим впечатлением. Что-то необычное она ему сказала. Многое ему приходилось видеть и слышать, и никакие, наверно, яркие личности и события не могли выбить его из колеи, но почему-то то, что рассказала ему старая монахиня, ввергло его в глубокую задумчивость. Целую неделю он ходил отрешенный от всей действительности, о чем-то думая. Вот эта тайна ушла с ним туда, где дай Бог нам встретиться и узнать ее. На заседании под предводительством владыки Питирима. Слева: Михаил Щербачёв. Фото: М. Юрченко/Православие.Ru      Промысл Божий в жизни владыки Происходило очень много событий, показывавших, что в жизни владыки действовал Промысл Божий. Владыку освободили от должности председателя издательского отдела Московского Патриархата в день 40-летия его священнической хиротонии. И очень важно вспомнить, как же эта хиротония проходила. Как мы знаем, когда диакона рукополагают в священники, он заготовляет священнический крест, передаёт его епископу, тот полагает его на дискос на престоле во время литургии, и потом, по совершении хиротонии, возлагает на ставленника. Владыка, как и все, приготовил крест, и вдруг патриарх Алексий, который его рукополагал, даёт знак крест убрать. Владыка в полном недоумении: в чём дело? Настаёт момент хиротонии, и патриарх Алексий снимает с себя крест с надписанием «Протопресвитеру Александру Хотовицкому от любящих прихожан» и возлагает на будущего владыку. А отец Александр ныне в лике священномучеников. Так вот: когда владыку освободили от должности, в тот день не только совершилось сорокалетие его священнической хиротонии, но и был прославлен священномученик Александр Хотовицкий, чей крест снял с себя и возложил на владыку ровно 40 лет тому назад патриарх Алексий. Владыка говорил, что эти проявления Промысла Божия укрепляли его в вере в то, что всё это происходило не случайно и по воле Божией. Иеромонах Симеон (Томачинский) , руководитель издательства Сретенского монастыря

http://pravoslavie.ru/65424.html

25 марта 1993 г. Священный Синод одобрил представленный Комиссией по канонизации святых проект постановления «О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне». Согласно синодальному решению, собранные епархиальной комиссией по канонизации святых материалы, связанные с житием и кончиной подвижника, должны направляться в синодальную комиссию. По рассмотрении этих материалов и при наличии достаточных оснований для прославления подвижника, Святейший Патриарх дает благословение на его причисление клику местночтимых святых. Сама же канонизация совершается епархиальным архиереем. Такой порядок прославления подвижников для местного почитания был призван устранить возможные ошибки, поспешные, непродуманные действия в деле исключительной церковной важности и тем уберечь церковный народ от смущения и недоумений. Одним из важных деяний Архиерейского Собора 1994 г. явилось прославление митрополита Московского Филарета (Дроздова) и священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого вскоре после октябрьского переворота. Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О прославлении священномучеников Александра и Иоанна ходатайствовало священноначалие Американской Православной Церкви, потому что эти пастыри в течение долгого времени совершали церковное служение в Соединенных Штатах. Особое внимание докладчик уделил подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II и царской семьи. Архиерейскому Собору 1997 г. митрополит Крутицкий Ювеналий представил материалы для канонизации в числе священномучеников, погибших в 1937 г., патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра, митрополита Серафима (Чичагова) , архиепископа Фаддея (Успенского) . По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор причислил их клику священномучеников для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (7.03.1862, Москва - 8.09.1930, там же), прот., церковный историк. Род. в дворянской семье. Закончил Московскую ДС (1884) и МДА (1889). Преподавал в Вифанской ДС гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. 2 июля 1891 г. рукоположен во священника, назначен преподавателем МДА. С 1892 г. законоучитель московского Учительского ин-та, протоиерей, с 1894 г. законоучитель московского Екатерининского ин-та. В 1897 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ультрамонтанское движение в текущем столетии до Ватиканского Собора 1869-1870 гг.», в 1914 г. А. была присуждена степень д-ра церковной истории за соч. «От Карла Великого до Реформации». Являлся членом епархиального Училищного совета. Принимал активное участие в миссионерских собеседованиях со старообрядцами (см. Старообрядчество ) и богословских чтениях для широкой аудитории в Москве. 15 янв. 1918 г. назначен настоятелем Христа Спасителя храма . Церковные историки иногда неверно отождествляют А. с его братом Николаем, до 1917 г. служившим священником в храме Христа Спасителя; источником ошибки является работа прот. Михаила Польского , к-рый писал о «протопресвитере о. Николае Арсеньеве, бывшем настоятеле Храма Христа Спасителя» (Новые мученики Российские. Ч. 2. С. 225). 3 апр. 1922 г. А. вместе со священномучениками Александром Хотовицким , Илией Громогласовым и свящ. Илией Зотиковым был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и обвинен, как и проч. арестованные, в распространении послания Патриарха Московского свт. Тихона о помощи голодающим от 28 февр. 1922 г., а также в призыве к массовому противодействию декрету ВЦИК от 23 февр. 1922 г. об изъятии церковных ценностей. На Московском процессе по делу «церковников» в нояб.-дек. 1922 г. А. был осужден на 5 лет, по амнистии срок был сокращен до 2 лет. 28 мая следующего года А. обратился в Политический Красный Крест (ПКК) с письмом на имя Е. В. Пешковой, в к-ром писал о своей невиновности. Благодаря ходатайству ПКК А. вскоре был освобожден, но 12 нояб. вновь арестован после обыска на квартире, во время к-рого были отобраны 2 экз. послания Патриарха Тихона, воззвание протопр. Александра Хотовицкого по поводу изъятия церковных ценностей, тюремный дневник А. В янв. 1924 г. А. был выслан в Тверь, в 1925 г., судя по его письмам в ПКК, еще находился в ссылке. Последние годы жизни провел, видимо, в Москве, где и скончался, похоронен на Даниловском кладбище.

http://pravenc.ru/text/76336.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православная Церковь в Америке открыла сетевой доступ к иконам и житиям североамериканских святых 05.10.2015 Православная Церковь в Америке открыла доступ к новым сетевым ресурсам всем желающим ознакомиться с житиями североамериканских святых: на них можно найти изображения житийных икон и видео-лекции, сообщает oca.org. Житийная икона представляет собой образ, где центральное изображение святого предстает в окружении малых образов-клейм, рисующих сцены духовных подвигов из его жития. С весны 2015 г. действуют сетевые ресурсы, поясняющие содержание житийных икон трех североамериканских святых: преп. Германа Аляскинского, св. Якова Нецветова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. Позднее к ним добавились еще несколько житийных икон: священномученика Александра Хотовицкого, св. Алексия Товта, святителя Иннокентия (Вениаминова) Московского, священномученика Иоанна Кочурова и святителя Рафаила (Хававини), завершившие эту подборку. Полноцветные житийные иконы в высоком качестве можно бесплатно скопировать с ресурса и распечатать для личного и коллективного поклонения. «Каждая икона сопровождается на обороте последовательными пояснительными табличками, повествующими о содержании отдельных сцен из жития святого в самом подробном повествовательном ключе, - говорит матушка Валерия Захирская, заведующая Отделом христианского вероучения Православной Церкви в Америке и редактор выпуска. – Всматриваясь в образы святых, и вчитываясь в их жития, верующий приходит к более глубокому пониманию их личности, духа, и тех подвигов, которые они совершили при жизни, и это знание дает возможность подкреплять их святыми свидетельствами наши собственные попытки нести сегодня свет веры через Православную Церковь в Америке». Житийные иконы в свободном доступе идеально подходят для молитв в храмах и церковных школах, а также для индивидуального изучения и поклонения. Их можно также распечатать в крупном размере и использовать как учебные пособия. В дополнение к серии житийных икон предлагается также образовательное пособие для детей и взрослых под названием «Святые Северной Америки». Эта книга была впервые опубликована в 2007 г. как плод творчества нескольких авторов. Она красиво иллюстрирована рядом полноформатных иконографических образов работы матушки Кристины Зебрун. Это красочное издание также можно бесплатно скопировать и распечатать. В сопутствующей новостной колонке можно найти и посмотреть видео-лекцию о житии святого Ювеналия, которую читает протоиерей Михаил Олекса. Лекция иллюстрируется множеством прекрасных фотографий и карт, озвучена духовной музыкой и сопровождается иными сопутствующими материалами, отысканными в различных источниках, в том числе — в Библиотеке Конгресса и в Смитсоновском музее в Вашингтоне. Oca.org / Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.10.2015 19:38:57

http://drevo-info.ru/news/19572.html

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 18 января 2009 г. 08:44 Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября — 4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа. Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора. Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

Arhiva La Academia Duhovniceasc din Sankt-Petersburg s-au desfurat zilele de comemorare a noilor mucenici i mrturisitori ai Bisericii, care au studiat i activat ca profesori în cadrul instituiei de învmânt 14 noiembrie 2011 13:08 Во исполнение определения Архиерейского Собора от 2-4 февраля 2011 года « О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших », а также согласно решению Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии , дни 9-13 ноября в СПбДА были посвящены памяти новомучеников и исповедников — выпускников духовных школ северной столицы. Воспоминание выпускников-новомучеников было приурочено ко дню памяти священномученика протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного в 1917 году. В иконописном отделении была написана икона новомучеников и исповедников, начальствовавших, учивших и учившихся в духовной академии столицы Российской империи. В течение нескольких дней студенты знакомились с жизнеописанием и подвигом стояния в вере за Христа святых выпускников — протоиерея Иоанна Кочурова и протопресвитера Александра Хотовицкого. 12 ноября, накануне недели 22-й по Пятидесятнице и дня памяти сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено всенощное бдение. По окончании богослужения ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий обратился с молящимся со словом, в котором подчеркнул, в частности, что несмотря на состоявшееся прославление новомучеников и исповедников Российских, тем не менее их подвиг не получил еще должного осмысления нашими современниками. Владыка призвал будущих пастырей воодушевляться примерами стойкости и мужества подвижников XX века, своей праведной жизнью и мученической кончиной не боявшихся свидетельствовать о Христе: «В мире умножается злоба и ненависть по отношению к христианству. Христос и Его Церковь всегда были и будут гонимы. Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских, их жизнь, страшная, тяжелая, но в тоже время славная в свете Воскресения Христова, уже сегодня вдохновляет каждого из нас и благословляет на дальнейший неизвестный, но наверняка непростой путь служения Воскресшему Господу».

http://patriarchia.ru/md/db/text/1673675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010