Уже через два месяца Святейший Синод получил Высочайшее разрешение Государя императора Николая Александровича на сбор необходимых денежных средств. Для осуществления этого в феврале 1900 года отец Александр Хотовицкий в качестве председателя строительного комитета направился в Россию. Первый взнос на строительство - 5 тысяч золотых рублей - поступил от самого Императора Николая Второго. Неоценимую молитвенную и нравственную поддержку оказал глубоко всеми чтимый отец Иоанн Кронштадтский - на первой странице специально заведенной книги для записи пожертвований он, внеся 200 рублей, написал: " Благослови, Господь, эту книгу и труд, на который эти пожертвования испрашиваются... " Примеру Царской Семьи и иерархов Церкви последовали многие православные. В России нередко после звучавших с амвонов храмов обращений отца Александра Хотовицкого прихожане жертвовали снятые с себя серьги, кольца, ожерелья, браслеты. И, тем не менее, собранных средств не хватало. Тогда специальным постановлением Святейшего Синода, в день празднования Крещения Господня, в 1901 году по всем церквам России был объявлен сбор пожертвований в пользу строительства православного храма в Нью-Йорке. Краеугольный камень в основание собора был заложен в день Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая (22 мая по н.ст.) 1901 года. На всем протяжении следования крестного хода из церкви на Второй авеню к 97-ой улице дома были украшены российскими и американскими флагами. В присутствии тысячей верующих, прибывших из Вашингтона представителей русского посольства во главе с графом Кассини, генерального консула в Нью-Йорке Теплова, офицеров и матросов строящегося в Филадельфии броненосца " Ретвизан " , а также мэра Нью-Йорка Сета Лоу епископ Тихон освятил краеугольный камень. Через полтора года лучшая американская строительная фирма того времени " Джон Доуни и сын " под наблюдением архитектора Бергессена возвела здание Свято-Николаевского собора. Первое богослужение во вновь построенном храме состоялось 10 (23 ст.ст.) ноября 1902 года. По свидетельству очевидцев, на нем присутствовало не менее двух тысяч верующих (в два раза больше проектированной вместимости), и не менее тысячи молящихся стояло на улице. В своей проповеди, обращаясь ко всем собравшимся, епископ Тихон сказал: " ... В сем великом городе возведена церковь, достойная русской нации и отвечающая величию Православной веры " .

http://sobory.ru/article/?object=19008

     Митрополит Иосиф поблагодарил сообщество местного района и представителей власти за сотрудничество в вопросе переименования улицы. По мнению владыки Иосифа, плодотворное сотрудничество людей с разным жизненным опытом и людей разных вер делает Нью-Йорк величайшим городом в мире, а Бруклин - лучшим районом Нью-Йорка. Также  митрополит Иосиф процитировал тропарь святому Рафаилу Бруклинскому, где он назван «защитником истинной веры». Свято-Николаевский собор Бруклина является кафедральным собором автономной самоуправляемой Антиохийской Православной Церкви в Северной Америке. Собор был основан в 1895 г. святым Рафаилом (Хававини) Бруклинским. Американский святитель владыка Рафаил родился в Сирии в середине 19 века, учился в России, где был позже настоятелем церкви Антиохийского подворья в Москве и преподавателем Казанской духовной академии. После направления в Америку возглавил сиро-арабскую миссию и проявил себя как мудрый и опытный миссионер. Преосвященный Рафаил служил в качестве викария будущего Патрирха Московского Тихона (Белавина), в начале 20 века бывшего Американским архиереем, и был первым епископом, рукоположенным на территории Американского континента. В Свято-Николаевском соборе особо почитается память обоих святителей, и здесь можно поклониться не только святым мощам Рафаила Бруклинского, но и Патриарха-Исповедника Тихона. Частица его святых мощей была передана несколько лет назад Святейшим Патриархом Кириллом Антиохийской делегации. У Антиохийской Церкви два храма в городе Нью-Йорке, и оба они находится в одном районе - в Бруклине (за пределами города в штате Нью-Йорк есть ещё несколько церквей). Второй храм Бруклина - Рождества Пресвятой Богородицы - также стоит на улице, переименованной городскими властями, чтобы почтить историю прихода. Перекресток бульвара Ридж и 81-й улицы Бруклина, на котором расположена церковь, получил второе название «Путь отца Павла Шнеирла» - в честь многолетнего настоятеля. Также есть в Америке и улицы в честь деятелей Православия, появившиеся в прежние годы. Например, в городе Джерси-Сити (штат Нью-Джерси) есть улица «Путь святого Александра Хотовицкого» вблизи храма святых апостолов Петра и Павла в юрисдикции Православной Церкви в Америке.

http://pravoslavie.ru/139782.html

По теме «Об отношении к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» Комиссией были произведены исторические и архивные исследования по участию Русской Православной Церкви в сношениях с инославными церквами в XIX и первой половине ХХ века (до 1961 года) и обсуждены богословские обоснования и действительный смысл нашего участия во Всемирном Совете Церквей и других международных христианских организациях с учетом степени влияния на это нецерковных факторов. Поручения провести соответствующие исследования получили три Духовные Академии — Московская, Санкт-Петербургская и Киевская, Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата и Свято-Тихоновский Богословский институт. Из представленных подробных докладов было видно, что уже в XIX веке наша Церковь вела серьезные переговоры и богословские диалоги с англиканами, старокатоликами и Восточными Православными Церквами (дохалкидонитами) о единстве с конечной целью восстановления общения. Все межхристианские сношения проводились всегда в духе братской любви, но на основе верности и внутренней целостности нашего свидетельства о вере, жизни и Предании Древней Церкви. Протоиерей Георгий Флоровский назвал эти переговоры «православным экуменизмом». О духе «православного экуменизма» свидетельствует и ответ Святейшего Правительствующего Синода нашей Церкви на запрос Константинопольского Патриарха Иоакима III (1902-1903 годы) об отношении к инославным Церквам и исповеданиям. Результаты переговоров с англиканами и старокатоликами были достаточно обнадеживающими (как это видно из архивов Роттердамско-Петербургской богословской комиссии). Восстановлению полного общения в то время помешала I Мировая война и революция в России. Ведущая роль Русской Православной Церкви в вопросах христианского единства была широко известна в XIX и начале ХХ века и потому, как только возникло экуменическое движение «Вера и Церковное Устройство» (в начале ХХ века), оно нашло широкую поддержку у церковного Священноначалия и богословов. Документы свидетельствуют о положительной реакции Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) и его преемников на американской кафедре митрополитов Платона (Рождественского) и Евдокима (Мещерского), а также их представителя в этом Движении протопресвитера Александра Хотовицкого (недавно прославленного нашей Церковью в лике священномучеников), Святейшего Правительствующего Синода и его обер-прокуроров — Саблера и Львова.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

Специально к этому праздничному дню по просьбе архиепископа Юстиниана и по благословению епископа Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского Михаила (ПЦА) в собор, после десятилетий отсутствия, была возвращена старинная хоругвь братства в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О существовании этой хоругви с образом Рождества Богородицы владыка узнал благодаря фотографии начала XX века, на которой запечатлены будущие святые Церкви Христовой — епископ Северо-Американский Тихон (Белавин)  (впоследствии Патриарх Всероссийский), строитель Николаевского собора священномученик протоиерей (впоследствии протопресвитер) Александр Хотовицкий, строитель Чикагского собора священномученик протоиерей Иоанн Кочуров и святой праведный протоиерей Алексий Товт, вернувший в лоно Православной Церкви сотни греко-униатов. На этой же фотографии можно увидеть членов братства в честь Рождества Богородицы вместе с особой хоругвью, на которой начертаны слова: «1893. Пресвятая Богородица, спаси братство наше!». В прошлом году, посещая храм в честь Рождества Богоматери в Нью-Джерси Православной Церкви в Америке, архиепископ Юстиниан увидел эту хоругвь на стене справа от иконостаса. Спустя год, после консультаций и подготовительной работы, настоятель храма протоиерей Иоанн Прокопчук по благословению епископа Михаила вернул хоругвь в Свято-Николаевский собор. По словам отца Иоанна, ни он сам, ни его прихожане не знали об истории этой хоругви и считали, что она были подарена храму кем-то из эмигрантов, вывезших ее из России. В знак признательности за бережное хранение этой святыни и братскую любовь, оказанную настоятелем и прихожанами Богородицерождественского храма, архиепископ Юстиниан передал им в дар писаный образ преподобного Серафима Саровского в ризе. При пении тропаря и величания хоругвь была установлена на амвоне придела Рождества Богоматери, после чего богомольцы имели возможность к ней приложиться. Торжество завершилось в трапезной собора, где духовенство, прихожане и гости продолжили общение за праздничным столом.

http://patriarchia.ru/db/text/2402084.ht...

Как нагляднейший знак участия к нашим нуждам и потребностям я привез вам радостную весть об учреждении викариатства в этой Епархии. Так, отцы и братья, добросовестным прохождением своего долга и надалее мы должны оправдать это внимание и доверие нашей Родины и её Державного Вождя! Тут же прочитан был помещенный выше 626 ответ К.П. Победоносцева на поднесенный ему адрес. Духовенство было искренно тронуто сердечными словами и приветом своего Архипастыря и в незатейливых, но искренних речах спешило выразить свою искреннюю радость по поводу наступившего свидания и готовность всегда по мере сил шествовать по миссионерскому пути согласно с предначертаниями своего Преосвященного Первостоятеля» 627 . 18/31 января 1904 г. В неделю о мытаре и фарисее преосвященный, в сослужении прот. Александра Хотовицкого и свящ. Илии Зотикова, совершил обедню в Нью-Йоркском соборе, на которой сказал поучение 628 . После богослужения состоялся архиерейский прием в зале Николаевского собора. 25 января/7 февраля 1904 г. В неделю о блудном сыне еп. Тихон, настоятель Ионкерской церкви Леонтий Владышевский 629 и о. Илия Зотиков отслужили литургию 630 в Троицком храме Йонкерса. «После трапезы состоялась отеческая беседа Владыки с прихожанами о церковно-приходских делах. И здесь проявилась отзывчивость и попечительность Архипастыря о пасомых. Во внимание к намерениям прихода расширить свое просветительное дело Владыка облегчил его материальные обязательства в отношении к священнику, с тем, чтобы это облегчение пошло на пользу преуспеянию местного дела. В 5 часов раздался благовест к вечерне. Несмотря на трудный день и на дурную погоду, Преосвященный вновь проследовал в храм. Вечерню служил прибывший к этому часу из Нью-Йорка Протоиерей А. Хотовицкий. Его Преосвященством был отслужен затем Акафист Божией Матери и преподано прощальное святительское благословение многочисленным богомольцам, возвратившимся в свои домы с радостными лицами и отрадными воспоминаниями о торжественном богослужении, ласковой приветливости и любви Преосвященнейшего Владыки» 631 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

12 июля Святейший Патриарх одобрил, а министр культуры РФ О. Б. Любимова утвердила договор о передаче иконы в безвозмездное пользование Свято-Троицкой Сергиевой лавре на 49 лет. В целом содержание данного договора аналогично содержанию договора передачи в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии девяти музейных предметов, образующих мемориальный комплекс гробницы святого благоверного князя Александра Невского. Наконец, 19 июля между Лаврой, Третьяковской галереей и Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. И.Э. Грабаря был подписан договор о передаче иконы на срок до одного года для проведения комплекса работ по реставрации, включая процедуру сверки состояния сохранности иконы, ее обследование, научно-исследовательские работы и мероприятия по консервации/реставрации (в случае необходимости). Возвращение святынь — это не столько реституция, восстановление исторической справедливости, о которой принято сейчас говорить. Это акт покаяния, акт искупления того колоссального ущерба, который был причинен Церкви в годы гонений. Прежде всего речь идет о значительных кадровых потерях, ведь за кампанией по изъятию церковных ценностей скрывалась жажда кровавой расправы, физического уничтожения духовенства. Об этом откровенно говорил и писал Ленин, призывая «с бешеной энергией» изымать церковные ценности, с тем чтобы иметь повод расстрелять всех несогласных со святотатством. Судебные процессы над духовенством и верующими в связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей прошли в 1922-1923 годах по всей России. В исторической литературе указывается, что в этот период было рассмотрено 250 соответствующих судебных дел, многие из которых завершились вынесением смертных приговоров. Достаточно вспомнить хотя бы о двух судебных процессах в Москве, возбужденных против священнослужителей и мирян, которые обвинялись в призывах к «массовому противодействию» изъятию церковных ценностей. Первый судебный процесс, названный по количеству обвиняемых «Процесс 54-х», проходил с 26 апреля по 5 мая 1922 года в здании Политехнического музея. Он завершился вынесением 11 смертных приговоров. Второй процесс (известный также как «Дело Хотовицкого») проходил с 27 ноября по 13 декабря 1922 года. Суду Ревтрибунала были преданы 32 клирика и 86 мирян, получивших приговоры от одного года до десяти лет лишения свободы.

http://patriarchia.ru/db/text/6073118.ht...

В 1988 году за прочитанные для корпорации Ленинградской духовной академии лекции по истории Русской Православной Церкви 1920-х годов получил звание доктора церковной истории. 13 сентября 1989 года постановлением Священного Синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода (по кафедре). С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именуется «Санкт-Петербургский и Ладожский». С февраля 1992 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии. За этот период были подготовлены и утверждены: тропари и кондаки Собору новомучеников и исповедников Российских (с молитвой), преподобным Кириллу и Марии Радонежским, святителю Филарету (Дроздову), (с молитвой), священномученику Иоанну Кочурову, священномученику Александру Хотовицкому, преподобному Варнаве Гефсиманскому (с молитвой), преподобному Роману Сладкопевцу, акафисты преподобным Кириллу и Марии Радонежским, мученику Вонифатию, пресвятой Богородице в честь иконы «Целительница»; молитва на освящение святого мира. 2 ноября 1995 года скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. 16 октября 2014 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

Во всякой стране глава правительства отвечает за неудачи и успехи. Вся тяжесть последнего слова лежит на нем, самая верхушка разрешения вопросов – да или нет, война или не война, вперед или назад, направо или налево. Вот это и было полем жизненной битвы императора Николая II. И если он делал ошибки, как говорят, то какой же правитель не делал их? Мы ценим в нем не только чистоту и святыню побуждений, намерений и целей, но и самых средств их осуществления, определявшихся его характером, безупречным по честности и правдивости. Он весь был проникнут сознанием святыни своего служения. § II «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания. Император, престолом всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной. Император яко Христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». Таковы были обязанности и права первого мирянина церкви, императора всероссийского, согласно статьей 62–64 начальных глав Свода законов Российской империи. И в лице государя Николая Александровича все миряне имели в Церкви своего лучшего и достойнейшего представителя, по истине «благочестивейшего», как он титуловался за Богослужением. Он был истинным покровителем Церкви и попечителем о всяком ее благе. Пред годиной величайших испытаний, тяжких страданий и внешних потерь Русская Церковь в последнее царствование переживала пору самого славного расцвета, полноту и силу высшего своего развития. Количество церквей в его царствование увеличилось более чем на 10 тысяч. Их стало к концу царствования 57 тысяч. Количество монастырей увеличилось боле чем на 250. Их стало 1025. Обновляются древние храмы. Царь сам присутствует при закладке и освящении многих новых. Он жертвует на их построение свои личные средства. (Отметим одну такую жертву. В 1899 г. комитет по постройке православного храма в Нью-Йорке для сбора пожертвований командировал в Россию священника А. Хотовицкого. Государь положил почин в предпринятом деле с милостивыми словами: «Я жертвую от себя 5000 рублей на важное христианское дело». Это послужило примером для всех благочестивых сынов Православной Руси. Много драгоценной утвари дарил государь различным церквам. В Бари (Италия), в древнем храме св. Николая Мирликийского, где в нижнем помещении хранятся его мощи, висят более двадцати прекраснейших лампад, сработанных из литого серебра в древнерусском стиле; самые большие из них в диаметре приблизительно со столовую тарелку. Монах-итальянец, сопровождающий и дающий пояснения, указывая на эти горящие лампады, говорит: «Все они были присланы сюда к мощам св. Николая Мирликийского Его Величеством Государем Императором Всероссийским Николаем Вторым».)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

«После литургии Преосвященный сказал народу поучение на евангельское чтение о расслабленном, с уроками и из жития Святит. Николая, призывая слушателей к терпеливому и благодушному перенесению своих несчастий, к надежде в них на помощь Божию, к сострадательности и помощи другим несчастным. Окончив поучение, Владыка окропил св. водой братские знамена и, благословляя народ, давал ему целовать сВ.Крест» 83 . Сразу по завершении службы Тихон, как почетный председатель 84 Православного общества взаимопомощи, в церковном доме открыл III конвенцию общества. Обращаясь к делегатам, владыка «приглашал их внимательно и серьезно отнестись к предстоящей им работе по решению назревших в жизни Общества и братств вопросов, – так, чтобы сделать эту жизнь не по имени только, но и на самом деле братскою» 85 . В 14 часов началось шествие участников III конвенции по улицам Аллегени. Первыми попарно шли местные братчики – с оркестром, с флагами и знаменами. За ними ехало духовенство в открытых колясках, далее шествовали прочие делегаты конвенции. Замыкали процессию члены Аллегенского русского певческого братства в красных кунтушах. Через три часа после начала парада колонна достигла Балтиморского депо Питсбурга (откуда Тихон вернулся в Аллегени). 10/22 мая 1899 г. В 9 30 Тихон открыл первое рабочее заседание III конвенции Православного общества взаимопомощи (пленарные заседания конвенции проходили в зале Шверда на McClure Ave.). После того как были избраны руководящие органы конвенции, председатель правления общества иерей Александр Хотовицкий доложил собранию о составе, денежных средствах и деятельности Общества взаимопомощи со времени проведения II конвенции (Аллегени, 17/29–18/30 мая 1897 г.). «Выслушав отчет Общества, делегаты единогласно выразили сердечную благодарность Председателю Общества за блестящее ведение дел и тут же просили Владыку утвердить о. А. Хотовицкого в звании Почетного Члена Общества, на что Его Преосвященство изъявил полное свое согласие» 86 . Тихон присутствовал, участвуя в обсуждении дел и давая советы, лишь на этом заседании делегатов конвенции, – на других рабочих заседаниях III конвенции Православного общества взаимопомощи владыка не появлялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

каких-либо препятствий к удовлетворению ходатайства иеромонаха Иоанна». Справка: В начале минувшего 1910–1911 учебного года, по введении в действие нового устава духовных академий, § 147-м которого впервые разрешалось своекоштным студентам жить в Академии в качестве полупансионеров, студенты III курса Академии – Борис Прокопович, Михаил Сперанский и Александр Хотовицкий, получавшие на свое содержание пособие из сумм Троице-Сергиевой Лавры (в размере взноса полного пансионера, т. е. 300 р. в год), обратились в Правление Академии с просьбою о зачислении их полупансионерами. – На прошении их Преосвященным Ректором Академии Епископом Феодором положена была такая резолюция: «29–X–1910. Спросить мнения на сей предмет Лаврского Собора». – По этому поводу в Правление Академии поступило отношение Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, от 30 сентября 1910 года за 1892, следующего содержания: «Вследствие резолюции Его Преосвященства, Преосвященнейшего Епископа Феодора, Ректора Академии, от 29 сего Сентября, на прошении студентов 3-го курса Академии: Прокоповича, Сперанского и Хотовицкого, получающих на содержание в Академии пособие от Лавры, коим прошением означенные студенты просят о зачислении их полупансионерами, с правом вносить в Академию из получаемых от Лавры 300 р. в год только 220 р., а 80 р. оставлять на обзаведение себе вещей, необходимых по окончании Академии, как например, костюма, Духовный Собор имеет честь сим уведомить Правление Академии, что Собор не находит возможным предоставить студентам, пользующимся лаврским пособием, состоять в Академии полупансионерами». Определили: На вышеизложенный запрос о студенте II курса Академии иеромонахе Иоанне (Маргиеве) сообщить Духовному Собору Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, что как по экономическим, так и по дисциплинарным соображениям Совет Академии признает необходимым по вопросу о содержании в Академии лаврских стипендиатов неуклонно держаться раз принятого порядка, установленного —566— к тому же в полном соответствии с желанием, самого Духовного Собора Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010