Как говорит автор Жития преподобного Александра Ошевенского, он не приехал, а «наехал на город», «надмеваясь» высотой своего положения. Через некоторое время к наместнику прибыл игумен Ошевенского монастыря Кассиан с монахом Евсевием. Игумен привез дары и монастырскую несудимую грамоту чтобы сразу внести ясность во взаимоотношения монастыря и наместника. В грамоте говорилось, чтобы наместник и его тиуны не судили игумена, братию и монастырских крестьян ни в чем и сами бы не въезжали в монастырь. Боярин грамоту похвалил, но сказал, что игумен и крестьяне монастырской вотчины должны уплатить ему некую пошлину. Поскольку пошлина была незаконной, старец Евсевий, до той поры все время молчавший, возразил боярину: «Нет, господин, тебе никакого дела до нас, и мы тебе не дадим». Боярин пришел в ярость и гневно сказал: «Как повелю брать с вас, так и возьму». Но старец был неробкого десятка и ответил: «Тогда будет, когда возьмешь!» (РГБ. Унд. 276. Л. 111 об.). От такой дерзости боярин взревел, как зверь: «Царь государь меня пожаловал градом Каргополем и всей рекой Онегой и прилежащим Поморьем, а этот чернец не хочет мне повиноваться, да еще вопреки глаголет!» Выгнав монахов, Юрьев еще долго кричал и бушевал на крыльце своих палат, а потом созвал приближенных и устроил пир. Тут пришла ему в голову мысль послать слуг в монастырь, схватить непокорного Евсевия и посадить в темницу, а там он еще подумает, что с ним сделать. С этими мыслями сильно выпивший боярин уснул. Тем временем монахи возвращались в обитель. По дороге игумен выговаривал старцу Евсевию: «Как ты мог говорить вопреки такому великому человеку, славному боярину!» Когда они приехали в монастырь, игумен созвал братию и рассказал все бывшее с ними. Монахи сильно испугались и накинулись на Евсевия с такими словами: «Большое зло ты сотворил. Если ты не вернешься и не утолишь гнева боярина, он сам пошлет за тобой, и с великим бесчестием возьмут тебя. Мы же тебя сами отдадим как некоего злодея. И если тебе случится пострадать, то мы тебе помогать не будем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Увидев себя в таком положении, Феодосий познал свое согрешение. Исповедав видение и болезнь старцу Елисею, Феодосий пришел ко гробу преподобного и стал молиться: «Верую, помози моему неверию и не оставь меня, ибо на тебя возлагаю всю надежду». Пошел затем в собор, к братии, показал игумену руку, у всех прося прощения и молитв. Прошло несколько времени. Однажды Феодосий вышел из притвора и почувствовал облегчение, тогда вспомнил, что при самой угрозе ему милостиво улыбался блаженный Александр и уразумел, что три удара предзнаменовали трехнедельную болезнь. С тех пор, мало–помалу, совершенно миновала его болезнь, и видевшие исцеление прославляли Господа и его угодника. В пятую же субботу по Пасхе он стал опять совершать литургию и снова приступил к описанию жития и чудес преподобного и окончил его с успехом. Описал и нижеследующие чудеса. Ермил Павлов, некоторое время управлявший Подпорожьем, и отличавшийся милосердием и благочестием, когда состарился и передал имущество зятю, хотел поступить в Ошевенский монастырь, но раздумал и вознамерился урожай с поля, предназначенный обители, продать за море – вдруг опасно заболел. Когда же исповедался в грехе и постригся, поправился (он долго жил в обители и кротко терпел все огорчения); в 1564 г. исцелился в обители немой отрок (в Николин день); исцелился разбитый лошадью крестьянин у гроба преп. Александра; отроковица бесноватая; спасся инок Мисаил от потопления при переходе через реку; исцелился помешанный старец Мисаил и священники Игнатий, страдавший расслаблением правой руки. Это житие было «сыскано» и рассмотрено Варлаамом епископом Вологодским, в 1578 году, и в этом же году, по распоряжению митрополита Филиппа, преп. Александру было установлено праздновать всей русской церковью 20 апреля. Тогда же была составлена и служба преподобному (а Царем отведены в пользу обители земли вокруг ее на 5 верст). Это было при игумене Кирилле (1576–1586 г.). В 1667 году при игумене Иосифе был установлен крестный ход из Каргополя в Ошевенский монастырь, ибо, 10 мая того года так заповедали, – говорится в приб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Согласно народной легенде, в жаркий летний день Макарий присел на камень в деревне Софоново и попросил у местных жителей воды, но мужики прогнали его. «Жаль мне вас, бедные люди, – сказал Макарий, – но будете жить ни серо, ни бело». Позднее раскаявшиеся поселяне поставили над камнем Макария часовню 359 . Имя Макария Желтоводского включено в синодик Бережно-Дубровской волости Каргопольского уезда вместе с самыми почитаемыми северно-русскими святыми ( Александр Свирский , Александр Ошевенский, Кирилл Белозерский и др.) 360 . Известны каргопольские списки Жития Макария Желтоводского (БАН, Каргопольское собр., 218:357) 361 , и как уже отмечалось, иконы с изображением святого. Чудотворная икона Макария, по данным XIX–XX вв., собирала в Хергозерском монастыре множество паломников. Люди шли «класть заветы» (куски ткани, полотенца, предметы одежды, в зависимости от того, что болит), приводили сюда скот в дар монастырю (ср. «Чудо 12»), обходили Хергозеро босиком или на коленях, купались в нём, пили воду из него (ср. «Чудо 16») в надежде получить исцеление от различных болезней. Рядом с монастырём летом устраивалась ярмарка, на которой торговали яйцами, маслом, пирогами и т. п. Особенно много людей собиралось в монастыре 24−25 июля, на праздник Макария. Из Каргополя в эти дни устраивался крестный ход, он «шёл по дороге на Челму (к Кирилло-Челмогорскому монастырю. – А.П.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий» 362 . Крестные ходы на Хергозеро шли и из других мест. В устной традиции Каргополья бытуют представления, что монастырь основан самим Макарием Желтоводским и что чудотворная икона с его образом приплыла по озеру. Среди местных каргопольских святых сравниться с Макарием Желтоводским по степени почитания мог, пожалуй, только Александр Ошевенский 363 . Культ нижегородского святого в Каргополье, где он, вопреки народным легендам, никогда не бывал, представляет некоторую загадку. По-видимому, этот культ стал складываться в 1630−1640 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того как в 1800 г. деревянная соборная церковь Кенского мон-ря сгорела, на этом месте построили каменный Преображенский собор, и в 1867 г. в нем устроили придел П. и прп. Антония Сийского: у «южной стены, между главным иконостасом и алтарем - преподобного Пахомия, приютилась его рака, стоящая над самой его могилой. На раке икона преподобного покрыта апликовой ризой, с рамой, за стеклом, над ракой балдахин» ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 515-516). Во 2-й пол. XIX в. недалеко от Кенского прихода на берегу р. Кены стояла небольшая часовня на месте чудесного видения прп. Антонию Сийскому на пути его в Кенский монастырь. В ней был образ П. и прп. Антония Сийского «как виновников существования здесь этого молитвенного храма» (Там же. С. 516). В XVIII-XIX вв. образ П. включали в состав икон с избранными святыми, почитавшимися в Каргопольском у. В период закрытия мон-ря (1764) святого чтили наряду с преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Никодимом Кожеозерским. На иконах этого времени П. изображали, как правило, в предстоянии (молении). Из окрестностей Кенозерья происходит небольшая икона преподобного 2-й трети XIX в. (АМИИ), возможно связанная со старообрядческой средой; в основе композиции - образец из Сийского иконописного подлинника. Святой представлен в рост, в молении Иисусу Христу (слева на облаках), облачен в темную рясу, схиму, коричневую мантию, голова покрыта куколем; надпись на верхнем поле: «Пр(д)бны пахом[ïй] кнски карго(п) чю(д)». Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский» XVIII в., под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в., находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, обращены к Спасителю; П.- слева, вместе с прп. Александром Ошевенским, одет в мантию и схиму с покрывающим голову куколем, его правая рука в молитвенном жесте, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом («Не скорбите убо братие»). В одном из клейм живописной рамы с изображением Коронования Богоматери, фигурами архангелов и избранных святых кон. XVIII в. (иконописная артель И. И. Богданова-Карбатовского; Каргопольский гос. ист.-архит. и худож. музей; на раме изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие) П. представлен в паре с прп. Кириллом Челмогорским в рост, в молении, вполоборота влево; он в охристой рясе, схиме и мантии, куколь лежит на плечах, борода округлая, слегка раздвоенная; надпись: «п(д) пахомïй кен(с)кïи» (названы с прп. Кириллом каргопольскими чудотворцами).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

23 . МАКАРИЙ, родом из Новгородской Епархии, быв Игуменом в Новгородском Духове монастыре и содержателем Архиерейской ризницы, по Указу Святейшего Синода Преосвященным Архиепископом Новгородским, произведён Сентября 14 дня 1779 года. 24 . НИКОН, Ректор Семинарии Архангельской, быв Игуменом в Александро–Ошевенском монастыре, в Крестный монастырь произведён Вениамином, Епископом Архангельским, в 1793 году, Мая 21 дня, и там скончался в 1804 году. 25 . ЛАВРЕНТИЙ II. Переведён из Курской Епархии из второклассного Знаменского монастыря в 1804 году. В 1806 году уволен на покой в Суздальский Евфимиев монастырь. 26 . КИРИЛЛ, бывший Ректором Семинарии Архангельской, переведён из второклассного Сийского монастыря в Июне 1806 года. Он и доныне находится. Крестовоздвиженская Маровская пустынь См. Маровская Крестовоздвиженская. Крестовоздвиженский Арбатский или на Арбате монастырь См. Воздвиженский Арбатский. Крестовоздвиженский Астраханский монастырь Астраханской Епархии заштатный, девичий. Находится в городе Саратове при реке Волге; название своё имеет по храму; а когда, по какому случаю, по чьему дозволению, кем и чьим иждивением построен и о прочем, никакого сведения в монастыре сем не имеется. Здания в нём и ограда каменные. Крестовоздвиженский Бизюков монастырь См. во II части Иерархии от 570 стр. Крестовоздвиженский Белевский монастырь Тульской Епархии 3 класса девичий. Находится в предместье города Белева, близ реки Оки на косогоре. Монастырь этот построен около 1680 года иждивением Государевым, как видно из Грамоты, в 7191/1683 году, Февраля 1 дня, данной Игуменье Патракии с сёстрами. См. Белевский Крестовоздвиженский монастырь Крестовоздвиженский Кизлярский монастырь Астраханской Епархии 3 класса мужской. См. Кизлярский Крестовоздвиженский. Добавление из VI тома Крестовоздвиженский Костромской монастырь Девичий. Находился близ Костромского Успенского Собора, внутри губернского города Костромы. В 1773 году, после пожара, упразднён, а штат оного переведён в Анастасеин. Крестовоздвиженский Московский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Образов святых пятничных: образ Воскресения Христова на серебрянном окладе с двумя венчиками малыми, в Спасской монастырь. – Образ Богоматери Неопалимыя Купины, на краске; образ Живоначальныя Троицы, да креста, на полотне; три образа на краске, разных святых – ангела, Предтечи и преподобных отец: в девичь монастырь. – Образ Нерукотворенного Спаса на краске, в Спаской монастырь. Образ Воскресения Христова, оклад медной, венчик серебрянной, небольшей, во оной же монастырь – Образ Живоначальныя Троицы, оклад и венцы медные; образ Знамения Пресвятыя Богородицы, оклад медной, венец серебрянной; образ Одигитрия Богородицы, оклад медной, венец серебрянной, – в девичь монастырь. – Образ Николая Чудотворца; оклад, венец с цатою, сребренные, золоченые, в Спаской монастырь. Образ Владимирския Пресвятыя Богородицы, оклад медной, венец и цата сребренные, басмянные, в Спаской монастырь. – Образ Соловецких чудотворцев, оклад медной и венчики медные ж, в девичь монастырь. – Образ Александра Ошевенского, оклад медной, а венчик серебрянной, в Ошевенской монастырь. – Образ Одигитрия Пресвятыя Богородицы, оклад медной, венец и цата сребренной, клобучек жемчужной, малой, – в Спаской монастырь. – Образ Николая Чудотворца, оклад медной; образ Предтечи Иоанна, на краске; два образа Корсунской, да страшно(ыя) Пресвятыя Богородицы на краске; образ Димитрия Ростовского , оклад медной, – в девичь монастырь. – Книг печатных, именно: Псалтирь со воследованием, канонник киевской печати, канон Казанской Богородице, писчей, с протчими последовании, Алфавит Духовный, печатной: оные книги отдать в Спасский монастырь. – Одежд: мантия з двумя пугвицами сребренными; ряса китайчатая, – отцу духовному; другая ветхая, китайчатая ж; третья суконная; шуба китайчатая с подбоем овчинным. – отцу духовному; другая китайчатая ж; шубка суконная дьячку Стефану Федорову; другая китайчатая, ветхая, десять ветхих свиток: протчия оставшия роздать на поминовение души ея. Келью приказываю в казну для жительства игуменьям. – Посуды оловянной: семь блюд, четыре торелки, весом семнадцать фунтов, квасная чаша медная, небольшая; да протчей медной посуды: солонка меденная, три котла, таз, ковшик, весом всего шестнадцать фунтов: оную посуду продать и (вероятно деньги) раздать нищим. – «К сей духовной и реэстру вместо бывой игумении схимонахини Ирины отец духовный Спасо-Каргопольского монастыря строитель иеромонах Варлаам, прошением ея подписал» 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Место сие тогда было во владении Заозерских удельных Князей, Димитрия и Симеона Ярославских 5 , от которых он и пособие в созидании получил; наипаче Княгиня Мария, Димитриева Супруга, снабжала Преподобного милостыней. На сем месте преподобный Александр пребывал до кончины своей, а скончался в 6947/1459 году, Июня 9, от рождения 68 лет. По завещанию его там же учениками его построена ещё и другая тёплая Николаевская церковь . В 7027/1519 году, на память Преподобного Димитрия Солунского, весь этот монастырь и с церквами погорел; но паки выстроен с двумя же церквами – Успенской и Николаевской. В последней из оных находится и гробница Преподобного. Александро-Невский монастырь См. Александро-Невскую Лавру во 2 Части сей Истории. Александро-Свирский Троицкий монастырь См. Свирский Александровский. Александро-Шевенский монастырь См. Ошевенский Александровский. Алексеевский Акатов монастырь См. Акатов Алексеевский. Алексеевский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Алексеевский. Алексеевский Московский монастырь 2 класса девичий. Состоит в столичном городе Москве, в так именуемом Белом городе за Пречистенскими воротами. В нём ЦЕРКВИ: 1) Преображения Господня СОБОРНАЯ с приделами: а) Алексия человека Божия, по которому и монастырь именуется Алексиевским; по свидетельству Летописца, служащего продолжением Несторову, построена церковь сия в лето 7022/1514, мастером Алевизом Фразиным; а из данной Зачатейскому девичьему же монастырю грамоты значит, при Царе Михаиле. Феодоровиче и при Патриархе Филарете Никитиче в 1625 году, Апреля 28, которая церковь потом, в 7137/1629 году, Апреля 10, сгорела; б) Тихвинской Богородицы; в) Зачатия св. Анны. Примечательны в монастыре сем следующие надписи: первая на кресте серебряном, позолоченном и жемчугом украшенном: «Повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России и Его Благоверной Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукиановны, и Их благородных Чад сделан сей крест в соборную и Апостольскую церковь в Алексеевский монастырь к Алексею человеку Божию в придел в 7146 году, а от Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Когда Зосима отправил к архиепископу Ионе одного из своих братий просить антиминса, Иона удивился, как люди могли поселиться в такой суровой к отдаленной стране, он послал им игумена Павла. Впоследствии, сам Зосима, после того, как и Павел и другой присланный из Новгорода игумен Феодосий, не могли вынести тягостной жизни в такой суровой и холодной пустыни, был посвящен во игумена. Пустынный остров получил с тех пор более жизни. Уже и прежде новгородские промышленники посещали его для промышленных целей. Монастырь был истинным благодеянием для таких гостей, потому что доставлял им приют. Бояре новгородские, поражаемые трудностью подвига, начали юный монастырь наделять селами и богатствами. Уважение к нему еще более возвысилось, когда Зосима и Герман с братнею перенесли туда с Ваги мощи св. Савватия; тогда толпы благочестивых стали ходить в Соловки для богомолья. Слава, распространившаяся о нем в Новгороде, обогащала его более и более. Это возбудило зависть и неудовольствия: промышленники жаловались, что новый монастырь захватил себе всю рыбную ловлю. Зосима должен был сходить еще раз в Новгород и выпросить себе от веча грамоту на полное владение всем Соловецким островом. Тогда-то предсказал святой прозорливый отшельник падение Великого Новгорода. Он дожил до него, но был чужд земных волнений, и скончался в 1478 году, когда сбылись его зловещие предсказания. Скоро приобрел он славу чудотворца; обитель возрастала, обогащалась и впоследствии сделалась одною из важнейших святынь всей земли Русской. Около Каргополя возникали один за другим монастыри. Древнейшие из них, и теперь еще существующие Челмогорская пустыня, основана, по преданию, еще в XI веке каким-то преподобным Кириллом. В XIV-м веке, близ самого города, поселился отшельник Иоанн, прозванный Волосатый, и на месте его подвигов был потом основан Успенский монастырь. Ручей, близ которого жил пустынник, получил в народном веровании чудодейственную силу исцеления от болезной. В конце XIV-ro века, отшельник по имени Кириак, основал Успенский Сыльвинский или Сыренский монастырь, теперь уже не существующий. Около того же времени возник монастырь Преображенский. В 1465 г. отшельник Александр основал, в 44-х верстах от Каргополя, на берегу реки Чурьяги, Успенский монастырь, называемый Ошевенским, по имени основателя, который по отцу носил прозвище Ошевень и был родом из Белозерской Земли. На островах, рассеянных по Онежскому озеру, было несколько монастырей. В XIV веке, на острове, называемом Мурманский, – в расстоянии 50 верст от Пудожа и 70 от Вытегры, – был некогда монастырь Успенский-Мурманский, основанный преподобным Лазарем; давно уже этого монастыря нет; осталась от него приходская церковь и в этой церкви есть список с завещания основателя: в завещании описана любопытная его биография.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В северной части Вологодского края благовествовали иноки Спасо-Каменного монастыря. Здесь же возле Кубенского озера, но уже в XIV веке был основан Никольский монастырь преподобным Феодором Ростовским, племянником святого Сергия. Он занимался обращением чуди, живущей в тех местах. В южных пределах Вологодского края подвизались, основывали монастыри и проповедовали христианство такие ученики и собеседники Радонежского игумена, как Павел и Сильвестр Обнорские (соответственно – Троицкий и Воскресенский монастыри на реке Обноре), Сергий Муромский (Спасо-Преображенский монастырь), Дмитрий Прилуцкий. Последний основал сначала пустынь, живя среди язычников и распространяя христианскую веру, а затем – Спасо-Прилуцкий монастырь близ Вологды. Иноки Троице-Сергиевой обители – Федосий и Афанасий – основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Наряду с преподобным Сергием духовным отцом другой группы монастырей стал преподобный Кирилл Белозерский (†1427г.). В 1393г. Кирилл основал свой монастырь на берегу Белого озера. Во время голода по его молитве был чудесным образом умножен хлеб для окрестных жителей- язычников. Святой Кирилл воспитал целую плеяду основателей новых монастырей, и еще при его жизни Белозерский монастырь стал духовным центром, вокруг которого появилось много малых пустыней. В тех же местах подвизался еще один ученик преподобного Сергия – Ферапонт, основавший Ферапонтов Рождественско-Белозерский монастырь. Кириллов и Ферапонтов монастыри стали значительными центрами миссионерской деятельности и духовного просвещения этого края. Из Кириллова монастыря вышли Савватий Соловецкий, Мартин Белозерский, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский. Ученики последнего в конце XV – начале XVI века основали много новых обителей на Севере Руси, рассеянных на огромной территории от Вологды до Белого моря. Наиболее известные из них – это монастыри, основанные Филиппом Иренским, Геннадием Костромским и Кириллом Новозерским. Таким образом, монастырская колонизация верхнего Заволжья в XIV и XV вв, связана с деятельностью четырех групп подвижников – Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского и иноков Спасо-Каменного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010