Я своими глазами видел, как в настоящее время всё это выглядит. Действительно, речка течет как обычно, затем делает поворот и вдруг исчезает. Видно, как течение несет к этому месту листья, щепочки, а затем закручивается в плавный водоворот – и всё. Причем в деревне до сих пор можно увидеть место старого русла реки. В наше время ученые исследовали это явление и объясняют тем, что в данной местности есть карстовые пещеры, куда и уходит вода. Но такое объяснение, думаю, нисколько не умаляет чуда: Господь – Творец вселенной, в Его руке движение звезд, Он управляет стихиями и течение воды силен направить в то или иное русло. Даже под землю. Для людей нахождение близ источника воды всегда было очень важным, поэтому такой неожиданный поворот стал серьезным вразумлением крестьянам за то, что не пустили к себе великого старца. Есть слова в Псалтыри: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». «Наказание» по-славянски – вразумление. Господь вразумляет, но смерти не предает. В данном случае это была не моровая язва, не падёж скота, не что-либо, вредящее человеку, но такое вот настойчивое зримое напоминание о том, что внимательнее нужно быть к праведникам. И хотя преподобный Александр Ошевенский нашел место для обители и создал монастырь, который прославился аскетической жизнью своих насельников, всё же через несколько столетий обитель была разорена. Сейчас от нее сохранились лишь руины да пара корпусов, в которых живут монахи, пришедшие восстанавливать святыню. Меня часто спрашивают, почему Господь попускает разорение монастырей? Почему обители, которые были основаны настоящими подвижниками, действительно легендарными людьми – такими как преподобный Александр Ошевенский или Нил Сорский, потом подверглись разграблению и до сих пор лежат в руинах. Мое мнение, что какое общество, такое и монашество. В монастыри уходят люди, которые не в инопланетной цивилизации родились и не с неба на парашютах спустились, а представители общества. Если в целом состояние народа таково, что есть верующие, которые, живя по-христиански, стремятся еще более строго подвизаться, тогда монастырей много. Иными словами, общество только тогда может давать монахов, когда само живет по законам Христовым. В тех Поместных Церквях, где народ сохранил благочестивые традиции, сильно и монашество. Например, в Греции или Румынии.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

Общии вид монастыря с юго-востока. Фото конца XIX века По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского. 3 Вернуть князя на трон В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол. Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано. Пахомий Лагофет С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года). 4 Расцвет монастыря После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!

http://sever.foma.ru/kirillo-belozerskij...

Бабушка моя живет в Архангельской области в городе Котлас. Я стараюсь посещать ее каждый год. Обычно еду на машине – чтобы заехать в расположенные по пути следования святые места. В этом году решил построить маршрут так, чтобы побывать в городе Каргополь, о котором много читал и слышал. Тем более что из его окрестностей происходят мои родственники по отцу. Кстати, когда, общаясь в Каргополе с людьми, я говорил, что мои предки родом из этих мест, то слышал в ответ, что да, в этих краях живет много Черепановых. В Каргополе я осмотрел храмы, сохранившиеся до нашего времени, достопримечательности и решил съездить в Ошевенск. Это небольшое поселение в 50 километрах от Каргополя, знаменитое некогда Александро-Ошевенским монастырем и старинными деревянными храмами настоящей северной архитектуры. Настоятель монастыря иеромонах Киприан рассказал о прошлом обители, о ее нынешнем состоянии и предложил посетить место, где произошло одно из чудес, связанное с именем выдающегося подвижника XV века преподобного Александра Ошевенского. Мы поехали в деревню Хáлуй, которая расположена на берегу одноименной реки. Эта речка – уникальна: она уходит под землю в начале деревни, и в самом конце опять выходит на поверхность. Из жития преподобного Александра мы знаем, что по просьбе своих престарелых родителей он искал место, где бы неподалеку от них можно было бы обустроить монастырь. В те времена эта местность была достаточно плотно заселена, и найти подходящий участок для отшельнической жизни представлялось делом затруднительным. Практически все места, пригодные для жилья, принадлежали той или иной крестьянской общине. Селяне не хотели, чтобы возле них поселился монах: знали по опыту, что вокруг отшельника вскорости появится монастырь, которому затем «добросердечные» власть имущие пожертвуют окрестные земли, отобрав у крестьян. Так что преподобному пришлось сменить несколько мест, уступая нежеланию местных жителей. В одной из деревень – под названием Хáлуй – против преподобного выступили особенно ожесточенно. Уходя, святой Александр Ошевенский изрек пророчество: «Вы будете жить при воде, но без воды». После этого, по преданию, река, которая протекала через деревню, вдруг ушла под землю.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

Что посмотреть: Тотемское барокко, потрясающей красоты храмы-корабли: церковь Входа в Иерусалим, церковь Рождества Христова, церковь Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе, Церковь Успения, церковь Воскресения в Варницах, Спасо-Суморин монастырь, памятник русским мореходам и землепроходцам, Открытые музейные фонды, музей мореходов, вид со смотровой площадки на колокольне Входоиерусалимского храма, памятник Ивану Кускову, памятник Николаю Рубцову, памятный знак «Шестидесятая параллель», памятный знак «Черная лиса». 7 Город Каргополь Каргополь. Фото Дмитрия Шилова Где находится: Архангельская область, левый берег реки Онеги. Чем интересен: Каргополь основан в 1146 году. B XVI веке это был один из самых развитых торговых городов — через Каргополь шла торговля с Поморьем солью и рыбой, здесь обрабатывали беличий мех. Сюда ссылали всех неугодных царскому двору. Сегодня Каргополь — город с сохранившейся исторической застройкой XVII–XVIII веков и впечатляющим количеством объектов культурного наследия. В составе историко-архитектурного и художественного музея — 19 памятников архитектуры деревянного и каменного зодчества, из которых 17 памятников культовой архитектуры XVI-XIX веков. Богатые экспозиции глиняной игрушки, каргопольской вышивки, золотного шитья, народного костюма, церковной скульптуры, иконописи. Большие коллекции рукописных старопечатных книг и картографическое собрание. Побывайте на фестивале колокольной музыки «Хрустальные Звоны», который организует Каргопольский музей в дни Крещения! Полюбуйтесь ансамблями Соборной и Красноармейской площадей с соборами и храмами, кольцом земляных волов, посетите дома-музеи, посмотрите деревянные храмовые комплексы в окрестных деревнях! Привезите друзьям сувениры — Каргопольскую глиняную игрушку! Что посмотреть: Каргопольский Государственный Историко-Архитектурный и Художественный Музей, эко-парк «Медвежий край», Соборная колокольня, Собор Рождества Христова на набережной им. Баранова, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь Иоанна Предтечи, Никольская церковь, Церковь Зосимы и Савватия на Горке, Александро-Ошевенский монастырь.

http://sever.foma.ru/10-znakovyh-mest-ru...

Но «прилуцкой волости поп Стефан Дмитриев уведав о том присланном его преосвященства указе и ушел, каргопольскаго уезда, в Кожеозерской монастырь – о чем и был учинен от него, архимандрита Симеона, наряд и посылан нарочно посланной, по наказу каргопольскаго духовнаго правления, розсыльщик Ив. Ив. сын Попов. И он, поп Стефан Дмитриев, презря тот его архиерейства указ и учинился противен и не пошед в тот Александро-Ошевенской монастырь для определения. А того Кожеозерскаго монастыря строитель иеромонах Исаия постриг ево, попа Стефана, в монаха, а имя наречено в монашестве Сергий. И по силе того преосвященнаго архиепископа присланного архимандриту Симеону увазу учинена вышеименнованному монаху Сергию сия подписка в том, что стать ему, монаху Сергию, в Каргополь для отводу по имянному его преосв – ства указу в помянутой Александро-Ошевенской монастырь кончае сего декабря на 29-е число; без всяких отрицательных отговорок, не отменно. А ежели он «монах Сергий, на означенное число в Каргополь для отводу в вышереченной Александро-Ошевенской монастырь не станет, и в Каргополе»... (Подлинник писан на полулисте, окончания не имеется). После такого негостеприимнаго приема, оказаннаго прикащиком с. Клещева – вотчины Кожеозерскаго монастыря, архимандрит Симеон поехал в самый Кожеозерский монастырь, но и там прием оказали ему не на много лучше. «Прибыв он, архимандрит Симеон, декабря 14 дня 1744 г. в Кожеозерской монастырь для такова указнаго исполнения и тогда начевавши у строителя того монастыря, иеромонаха Исаии в келье. И тое нощи он, строитель Исаия, напився безобразно пьян и безчинствовал и ево, архимандрита Симеона, бранил матерно, и поносил всякою скаредною, неподобною бранью, при чем и при которой бране были того монастыря монах Филарет, да пищик их монастырских дел Лаврентий, каргопольской дьякон Александр Иванов и каргополец, попов сын Ив. Матфиев. Да еще сверх того грозил, что: «как он, архимандрит, из монастыря поедет?» и приступал он, строитель, к ево, архимандричье, постеле и говорил и бранил указ его преосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме “восьмерик на четверике”. 27 июля 1907 г. она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 году. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г.  часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена. В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины. В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Стефан Пермский), из монастырей Каменного на Кубенском озере и Кириллова Белозерского. Водораздел Костромы и Сухоны, покрытый тогда дремучим Комельским лесом, стал русской заволжской Фиваидой. Движение шло полосами по рекам, не соблюдая географической последовательности, делая широкие скачки от Троицкого Сергиева монастыря к Белоозеру (монастырь Кирилла Белозерского), а с Белоозера прямо на Соловецкий остров, сливаясь с боковым течением, шедшим туда же, к Белому морю, из Новгорода. Во второй половине XV в. монастырская колонизация перешла из Белозерского края в бассейн реки Онеги; постриженник Кириллова монастыря преп. Александр Ошевнев поставил Ошевенский монастырь к северу от Каргополя, на притоке Онеги, получив пособие от радетелей из Новгорода, а между тем еще в 1429 г. более ранний постриженник того же монастыря – Савватий поставил первую келью на Соловецком острове, где вскоре после его смерти выходец из Новгорода Зосима устроил знаменитый беломорский монастырь. Колония более ранняя иногда уходила в известном направлении дальше позднейших. В промежутках между метрополиями и этими ранними колониями и между полосами колоний оставалось много углов, столь же пустынных, как и дальнейшие пространства, в которые еще не проникала ни крестьянская, ни даже монастырская колонизация. Выходцы из разных монастырей в своих пустынных поисках обращались по временам и к этим обойденным промежуточным захолустьям. Так продолжалось дело и в XVI в. В перестававших дремать, но все еще глухих лесах по Шексне и ее притокам, по Костроме с Нурмой – Обнорой, по Сухоне с ее притоками Песьей Деньгой и Маркушей появляются новые монастырские точки. Старые метрополии высылают сюда новые колонии; иные колонии в свою очередь становятся деятельными метрополиями. Основанный в конце XV в. на реке Нурме монастырь преп. Корнилия Комельского, выходца из обители преп. Кирилла Белозерского, в XVI в. выдвинул основателей 6 новых монастырей на берега Обноры, Белоозера, притока Шексны Андоги и даже Сойги, притока Вычегды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

показано потребленнаго хлеба 42 четверти 2/3 четверика). А число жителей пустыни – что особенно замечательно – в названные годы было одно и тоже! – именно: 13 человек. Между тем в (конце) оффициальной «ведомости» 1741 г. «строитель иеромонах Павел с братиею» «объявляют», что оная ведомость в приходных и расходных прошлых: 738, 739 и 740 годов» записных монастырских книг и, из прочих обстоятельств сочинена самою сущею правдою, без всякой утайки. А ежели в сей ведомости – продолжает строитель – как в приходе и расходе, так и в протчем требуемом, хотя в малом в чем ни есть, явится какая утайка и за то повинны мы – строитель с братиею такова штрафования, каков по указом надлежит, неотменно» 78 . И это заверение настоятель Павел закрепил еще собственноручным подписом за себя и за казначея! – Сенокоса считали будто бы только «26 1/2 копен, – по примеру весом пуд – 53 пуда». – «Земли пашется на монастырь – объяснял строитель в своей ведомости 17З 4/7 годов – только одна половина, а другая половина отдается по всягодно работным людем на себя пахать, которыя живут близ пустыни – из государственных крестьян, для того, что за оною пустынею вотчин – крестьян и бобылей не имеется ни малого числа, – работ обрабливать не кому, а обрабливают они вышеозначенныя оную половину земли, которая на монастырь, пашут и сена ставят и дрова на монастырь, городьбу круг поль и сен городят, и хлеб обжинают и молотят, и всякую работу обрабливают за своим хлебом, и без найму» 79 . Скота «при пустыни и деревни» содержалось «2 кобылицы престарелых, двое жеребят двулетних, 1 – седетной; дойных коров 8, нетелей 2, подтелков двулетних 10», всего 25 штук 80 . Таково-то было тогда внутреннее состояние обители! Но после 1741 г. состав монашествующих Емецкаго волока Благовещенской пустыни изменился; в 1743 г. уже ни иеромонаха, ни настоятеля – не имелось; последний, вероятно, умер. Вот доказательство. – «По указу Св. Правительствующаго Синода члена, великаго господина, преосвящ. Амвросия, Архиепископа Великоновоградского и Великолуцкого, из Каргопольского духовного правления, Каргопольского уезда, Александро-Ошевенского монастыря игумену Афанасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О таком их самоуправстве строитель Корнилий подал жалобу; дело началось... Ретивые «старообрядцы» струсили... От этого дела дошло до нас только одно письмо белозерца к настоятелю. Приводим... «Пречестныя св. обители Богоявленского кожеозерскаго монастыря о. строитель иеромонах Корнилий в душеспасительных пребываниях здравствовати вам вседушевно желаем. – Монах ваш Василиск сюда прибыл благополучно; объявил, что суеверцы, они же и раскольники, с вами мирятся. Надобно помириться и взять свой иск, и проести, и волокиту, и неустойку. А без того нельзя, чтоб им здесь не быть, понеже мировая челобитная самоличне к делу подать надобно, и под делом весь иск подписать, что виновной такой иск принес, и истец в том да роспишется, что принял. О чем же и поверенный ваш о. Иоанникий в том дабы был известен, потому что надобно сделать по силе указов, правильно. А ежели к миру склонения не будет, то надобно поступать вам с ними, суеверцы, так, как его И – го В – ство правы повелевают. Понеже ваше дело пред ними, суеверцы, правое, и в правде никого бояться не надобно. Прося вашего благословения и требуя ваших св. молитв, остаюсь с достодолжным моим поклоном всегдашний ваш слуга Гавриил Деревнин. Генваря 23 дня 1730 г. Бело озеро». 140 В том же 1730 г. пожар истребил весь монастырь... И только в 1732 г. была построена, на место 2-х сгоревших, единственная церковь , описанная в приведенной нами (ниже) описи около 1767 г., существовавшая до самаго открытиа Кожеозерскаго монастыря. 2. Строитель иеромонах Исаия (1741–1751 г.) С 9 марта 1741 г., кожеозерский постриженник; по кратчайшему описанию «Кожеозерскаго монастыря», будто бы «последний строитель», но это не верно! От времени управления этого строителя дошло до нас несколько документов очень любопытных для характеристики нравов того времени. Вот эти документы: «По указу Св. правительствующаго Синода члена, великаго г-на преосв. Амвросия, архиепископа великоновоградскаго и великолуцкаго, из московской его преосвященства конторы, новгородской его архиерейства епархии, каргопольскаго Спасова монастыря архимандриту Симеону, апреля от 18 дня 1744 году велено по прошению города Каргополя ратушских бургомистра Василья Прибыткова с протчими купецкими людьми, а каргопольскаго Александро-Ошевенскаго монастыря вкладчивов,велено показанных в том челобитье каргопольского уезда, разных волостей вдовых священников», между прочими и «прилуцкой волости Стефана Дмитриева определить в тот Александро Ошевенской монастырь, ежели постригчись не пожелают, то жить в том монастыре бельцами, и показанныя исправлять нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить также ряд фактических ошибок. Так, на с. 293 описывается монастырь во имя святого мученика Евгения, но такого монастыря не существует: определением Священного Синода от 27 марта 2007 года он переименован в монастырь во имя святого Иоанна Предтечи (всё же полезно регулярно просматривать ЖМП!). На с. 130 мы находим сразу три ошибки в датах памяти новомучеников Макарьевской пустыни: для преподобномучеников Сергия (Зайцева) и Леонтия (Карягина) — память 15/28 августа (правильно: 28 августа/10 сентября), а для преподобномученика Александра (Уродова) — 1/14 августа (правильно: 14/27 августа, притом его следует именовать не преподобномучеником, а исповедником); полезно также заглядывать и в церковный календарь! Впрочем, фактические ошибки до некоторой степени всё же простительны и объяснимы, учитывая большой объем книги и разнородность представленного материала; но совершенно неприемлемо громадное количество ошибок орфографических и синтаксических, свидетельствующих о том, что книга готовилась в спешке, и заставляющих вспомнить слова пророка: «Проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Из выходных данных книги мы узнаём, что у справочника были редактор и два корректора, однако на некоторых страницах (например, с. 130, 154) мы находим двузначное число ошибок (и каких!): прот. Серий (вместо Сергий), Серафим Соровский вместо Саровский и т.д. Особенно кощунственными представляются ошибки при именовании святых: даже Пресвятая Богородица здесь названа Богродицей (с. 108); в книге мы находим вмц. Варавару (с. 102), прп. Александа Ошевенского (с. 15), Серафима Вырецкого (с. 76), Игнатия Бренчанинова (с. 291); Параскева в книге не вмц., а внц. (с. 603), а Иоанн Кронштадтский — то Кронштадский (с. 320), то даже Крондштадтский (с. 485). Мария Магдалина названа не равноапостольной, а равноапостольской (с. 630), а Константин и Елена — равноапостолькими (с. 625); вместо славянской формы имен святых зачастую используются русские: Анисья вместо Анисия (с. 116), Харлампий вместо Харалампий (с. 332), Исайя вместо Исаия (много раз); царственные страстотерпцы называются мучениками-страстотерпцами (с. 131, 132), а святитель Софроний Иркутский именуется просто еп. Софронием (Кристалевским) (с. 114, 466).

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010