К. Ю. была погребена в усыпальнице тверских князей в Спасо-Преображенском соборе (ПСРЛ. Т. 18. С. 87). Почитание Местное почитание К. Ю. началось, вероятно, после ее кончины и утвердилось после гибели в 1318 г. кн. Михаила Ярославича. Память о матери и сыне изначально была взаимосвязанной. Митр. св. Петр учил молодого кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи († 1326), внука К. Ю., ставшего тверским князем в 1318 г.: «Не даваитеся в бестрашие (Бога.- Авт.); стареи добре помьнять, како было пьри великом князи и при матери его; да ть въспоминають молодым» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627). К. Ю. упоминается в Житии блгв. кн. Михаила Тверского, составленном современником князя. В летописных и нелетописных редакциях автор Жития только упоминает имя отца кн. Михаила и более подробно сообщает о матери (см. выше). Агиограф отмечает высокий авторитет вел. княгини, на мнение которой ссылался митр. Максим, пытаясь удержать московского кн. Юрия от княжеской междоусобицы. В службе кн. Михаилу Тверскому К. Ю. посвящены песнопения в 1-м каноне (глас 8-й), созданном, по мнению В. А. Кучкина, в XIV или XV в. Песнь 3, 2-й тропарь: «От святою боку богомудрыя Аксинии, блажене, родился еси, с неюже тя блажим, страдалче прехвалне, спаси град свои, люди, поющая тя». Песнь 8, 3-й тропарь: «Ливаньскую гору наречем тя, богомудрая Аксиниа, или Фисоньскую реку, добреиши самфира, камениа честнаго, блаженнаго Михаила рождьши, имже просветися Руская страна, и молитася за нас к Господу» (РГБ. Ф. 304/1. 619. Л. 28, 34 об.- 35). По мнению исследователей, данные тексты, видимо, заимствованы из канона равноап. кнг. Ольге ( Конявская. 2007. С. 52. Примеч. 14). В 1765 г. ректор Тверской ДС архим. Макарий (Петрович) написал новую редакцию Жития кн. Михаила Тверского (изд.: М., 1791 и 1798), в к-рой пересказал «Повесть об Отроче монастыре» и много внимания уделил К. Ю., назвав ее «утешение граду и всему отечеству покров и надежда». Имя блгв. кнг. К. Ю. упомянуто в акафисте кн. Михаилу Тверскому (1883), написанном тверским мещанином И. В. Долговым и отредактированном протоиереем тверского собора Григорием Первухиным. Архиеп. Димитрию (Самбикину) атрибутируется служба всем Тверским святым, среди которых названа К. Ю. Имя княгини включено в службу всем Тверским святым, созданную Калининским и Кашинским митр. Алексием (Коноплёвым) (1978-1988), и в службу всем российским святым. В нач. XXI в. тверской свящ. Георгий Белодуров написал тропарь и кондаки К. Ю.; московский автор А. С. Прутцкова создала Житие К. Ю., а также службу, акафист и молитву блгв. княгине (не опубл.).

http://pravenc.ru/text/2462131.html

Этот влахернский образ, известный также на монетах визант. императоров, считался охранителем стен К-поля. Об изображенной в апсиде к-польской ц. Пресв. Богородицы Фаросской (Фаросская церковь, 864) Божией Матери «Оранты», как о Покровительнице и Заступнице, говорил в гомилии патриарх Фотий: «Дева, поднявшая за нас свои чистые руки и посылающая царю спасение и на врагов одоление» ( Лазарев. 1960. С. 29. Примеч. 70). Среди дошедших до наст. времени мозаичных изображений Божией Матери «Оранты» в апсидах храмов (в кафоликоне мон-ря Неа-Мони, 1042-1056; в соборе в Чефалу, 1148) мозаика Св. Софии Киевской является самой ранней (Там же. С. 102). Образ «Оранты» был повторен во мн. храмах Руси кон. XI - нач. XII в.: в конхе Успенской ц. Киево-Печерского мон-ря (80-е гг. XI в.), в соборе Св. Софии Новгородской (1108-1109), в соборе киевского Михайловского Златоверхого мон-ря (ок. 1112), в Спасской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке (ок. 1113) и др. ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 47. Примеч. 73; Этингоф. 2000. С. 146). Перенесенный на киевский образ эпитет «Н. С.», выражающий его охранительную символику, присутствует в богослужебных текстах: «Радуйся, Царствия нерушимая стено» (Акафист Пресв. Богородице, икос 12); «Спаси от бед рабы Твоя Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству» (Песнь 3-я Канона молебного ко Пресв. Богородице). Применительно к киевской «Оранте» название «Н. С.» возникло в устной традиции как выражение идеи небесного заступничества. В 1-м фундаментальном описании Софийского собора в Киеве, составленном митр. Евгением (Болховитиновым) (1825), об образе «Оранты» говорится: «За невредимое доныне сохранение сей картины богомольцы называют икону сию стеною нерушимою и особенно благоговеют к ней» ( Евгений (Болховитинов). 1825. С. 42). Объясняя название софийского изображения Богоматери, Ф. И. Титов писал, «что оно сохраняется нерушимо и неповрежденно со времени написания его» ( Титов. 1910. С. 125). Среди киевлян было распространено поверье, что, пока стоит Оранта в молении, будет стоять Киев.

http://pravenc.ru/text/2565092.html

Акафист (от греч. – не, καθζω–сижу) значит неседальное (пение). Это–хвалебное песнопение Спасителю, Богоматери, Апостолам, Святителям и др. угодникам и угодницам Божиим, сподобившимся прославления от Бога за свои подвижничество и труды во славу Божию и ради своего и ближних своих спасения, – песнопение, составленное особенным образом. Во время пения акафиста не позволялось сидеть, что у греков в вообще у восточных христиан позволялось во время других церковных богослужебных пений. – Акафист обыкновенно состоит из 12 икосов и 13 кондаков. Все икосы оканчиваются пением радуйся и проч., а кондаки, кроме первого, пением: аллилуиа! – Первый акафист был составлен и пропет Константинопольскими греками в VII веке за избавление их от врагов; – начинается этот акафист: Взбрннней Воеводе победительная и проч. По образцу этого акафиста Богоматери начали составлять акафисты Спасителю. св. Николаю и др. святым. Акростих (от греч. слов κρος – край и στχος–стих, строка)–тоже, что краестрочие, краегранесие. Этим словом называется такой стих, из которого взятая каждая буква каждого его слова начинает собою песнь или ирмос канона, так что если соединить по одной первой букве из каждой песни, то и составится целая мысль поставленного в начале канона акростиха, соответствующая содержанию празднуемого события или прославляющая угодника Божия, которому составлен канон. Но греческий акростих не виден в славянских переводах канонов; он строго соблюдается только в греческих канонах и то не во всех. – С акростихами писали каноны особенно Иосиф песнописец и Феофан. – И у нас в канонах, составленных славянскими сочинителями, имеются тоже свои собственные краегранесия. Таковы, например, краегранесия: 1) св. Петру, митрополиту Московскому 24 августа и 21 декабря. 2) св. Илариону Мглинскому 21 окт. 3) препод. Антонию Печерскому 10 июля; 4) св. царевичу Димитрию 15 мая. –Пред каноном св. царевичу Димитрию сказано: другий канон, его же краегранесие: „хвалю славу царевича Димитрия. Прочая же кроме сего да разумеются». Из начальных букв сего канона и выходит такое краегранесие; выражение же: «прочая же кроме сего да разумеются» значит вот что. По прочтении краегранесия еще остаются несколько тропарей канона. Из начальных букв этих остальных тропарей составляется следующее сочетание букв: Я, И, Т, A, В, A, С. Если читать эти буквы от правой руки к левой, выйдет: Саватия. Это имя и есть имя сочинителя канона. Историей доказывается, что Савватий во время убиения царевича Димитрия был в Угличе игуменом Алексеевской обители. (Слов. свящ. В. Михайловског о).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Тропарь, глас 2 Всемилостивая Владычице,/Твоему покланяющеся Пречистому образу,/струями источника Крупецкаго/утоляем жажду душ наших;/темже и всем, с верою Тебе припадающим,/облегчение в скорбех даруй,//и покрый всечестным омофором Твоим. На «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, слава и ныне — праздника. По кафизмах седальны — воскресны, по полиелее — величание Богородице («Достойно есть:»), «Благословен еси, Господи», и до канона — все воскресное. Каноны: воскресный с ирмосом на 4, канон Богородице на 2, канон празднику — на 6. Катавасия праздника. По З песни — кондак и икос воскресные, седален праздника. По 6 песни — кондак и икос праздника. Канон праздника, глас 4, егоже краегранесие: «БОГОМАТЕРЕ КРУПЕЦКИЯ СЛАВА». Песнь 1. Отверзу уста моя, и наполнятся духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса. Безгласная отверзаеши уста/и хваления наполняеши духом,/во еже пети рождшую Тя, Христе,/и прославляти Тоя чудеса. Отверзу недостойная уста/и песнь принесу Ти, Дево,/яко образ Твой явила еси/и источник приснотекущий даровала еси,/и воспою, радуяся, Твоя чудеса. Гавриил Ти благую весть принесе/и благословенну в женах нарече,/темже и мы, покланяющеся дивному образу Твоему,/Тя благохвалим и воспеваем Твоя чудеса. Песнь 3. Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия духовно утверди в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби. Образ Твой чудесно явила еси, Пресвятая Богородице,/и воду живоносную от камене источила еси,/темже верных, зде собранных под Покровом Твоим,/духовно утверди и венцев славы сподоби. Мати Света,/во дни Смуты и Унии образ Свой явившая,/сподоби нас держатися всегда правыя стези,/духовно утверди и в вере настави. Апостол и благовеститель Лука/первый лика Твоего изображение написа./Ныне образы Твоими ограждаеши землю нашу от нашествия врагов/и противу ересей духовно утверждаеши. Седален Богородице, всеблагая Помощнице, щедрая и милостивая Владычице! Заступи и избави в бедах и болезнех сущая рабы Твоя и огради нас от всякия нужды и скорби.

http://pravicon.com/info-1223

Эта Звезда ведет нас ко Христу, когда отводит от скверных дел, когда пламя страстей изменяет, когда целомудрию учит и на спасительную наставляет стезю. Этой Звездой учимся кланяться Солнцу правды: «Радуйся, Еюже покланяемся Творцу!» (Акафист, икос 1). Так нас просвещает, так очи душевные к познанию Бога отверзает, так тьму мрачную отгоняет, что воспеваем: «Радуйся, тму разрушившая и мрачныя бесы отнюдь отгнавшая!» (Акафист, 3-я песнь канона). О Ней-то, думаю, говорит слово Божие у пророка Исайи: «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» ( Ис. 42, 6–7 ). «О, Пресвятая Дево, света Твоего зарями просвети мя, мрак неведения отгоняющи» (Канон молебный Богородице, песнь 9). Нравоучение Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы?» И сказал им Иисус: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9, 40–41 ). Нет окаяннее этой слепоты: очи иметь и не видеть, знать, что есть « воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ), и не творить ее. Ибо если «много наказаний» и всякому «грешному» ( Пс. 31, 10 ), то тем более знающему и не творящему. «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк. 12, 47 ). Видим – и слепы, ибо в разуме, по собственной воле согрешаем, а грех – это слепота души, как говорит пророк Софония: « Будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа» ( Соф. 1, 17 ). Объяла Египет в древности тьма великая на три дня, так что никто не вставал с одра своего и никто брата своего не мог увидеть ( Исх. 10, 23 ). Так и нераскаянного грешника, как бы в три дня, в три времени слепота и потемнение души объемлют: во время его временной жизни, когда он не может видеть света заповедей Господних от умножившихся беззаконий: «Постигли меня, – говорит, – беззакония мои, так что я не мог смотреть» ( Пс. 39, 13 ); во время смерти, когда темные духи его обступят и не обрести ему помощи, по сбывающемуся слову псалма: «Смерть грешников люта» ( Пс.33, 22 ); и во время вечности бесконечной, когда даже до века не увидит он света Христова: «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе Боже» (Октоих, гл. 4, ирмос 5-й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

21 Святого Иоанна Дамаскина изложение православной Веры, Книга III, глава XXVIII и XVI. 22 По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского. 23 Акафист сладчайшему Иисусу. Икос 7-й. 24 Канон Пасхи,песнь 6-я. 25 Воскресный тропарь, глас 2, Богородичен. 26 Воскресный тропарь, глас 7, Богородичен. 27 Последование в неделю Православия. 28 Святой Киприян Карфагенский, по ссылке святителя Димитрия Ростовского. Четьи Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово. 29 Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его Святейшим Патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись. 30 Икос канона Предтечи. 31 Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. 32 Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 11, 12. 33 Bergier. Dictionnaire de Theologie. M a r i e. 34 Articlë M a r i e. 35 Articlë M a r i e. 36 Алфавит духовный, книга 1, гл. 7 и 8. 37 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 38 Преподобного Григория Синаита, гл. 110 и 114. Добротолюбие, ч. 1. 39 Слово 15, гл. 3. 40 Канон Акафиста Божией Матери, песнь 1-я, тропарь 1-й. 41 Благовестник. Точное изложение православной Веры, Четьи-Минеи и проч. 42 Точное изложение православной веры, книга IV, гл. XIV 43 Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьих-Миней, в которых изложено подробное церковное предание о Божией Матери, т. е. приведены о ней повествования и рассуждения весьма многих святых Отцов. 44 Так воскликнули апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по ее успении. Четьи-Минеи 15 августа. 45 Смотри объяснение сего обстоятельства в Благовестнике. 46 По объяснению святого Иоанна Лествичника. 47 Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский. 48 Четьи-Минеи 15 августа, повествование о успении пресвятой Богородицы. 49 Блаженному Серафиму Саровскому. 50 Заимствовано из акафиста Божией Матери. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3170...

Связь гимнографии со Священным писанием проявляется в случае канона уже в его структуре: количество песен-од канона (теоретически девять, в подавляющем большинстве канонов восемь) определено числом гимнов, усвоенных богослужением из обоих Заветов (не считая псалмов). Это: 1) песнь Моисея после перехода Чермного моря (Исход, гл. 15, ст. 1–19), 2) предсмертная песнь Моисея (Второзаконие, гл. 32, ст. 1–43), 3) молитва Анны (I кн. Самуила, гл. 2, ст. 1–10), 4) молитва Аввакума (Аввакум, гл. 3, ст. 2–19), 5) молитва Исайи (Исайя, гл. 26, ст. 9–19), 6) молитва Ионы (Иона, гл. 2, ст. 3–10), 7) молитва Азарии (Даниил, гл. 3, ст. 26–45), 8) песнь трёх отроков (Даниил, гл. 3, ст. 52–88) и 9) песнь Богородицы (Лука, гл. 1, ст. 46–55). При исполнении в церкви стихи библейских гимнов перемежались одами канона. И подобно тому, как второй из гимнов Писания – полная мрачных предвидений песнь Моисея из книги Второзакония – вне времени великого поста не исполняется, вторая песня в большинстве канонов (точнее, во всех канонах, не предназначенных для периода великого поста) отсутствует. Следом за первой сразу идет третья песня, так что последняя ода канона всегда называется девятой, даже когда по счёту она восьмая. После каждой песни канона звучит особая строфа – катавасия 22 , а после шестой песни – кондак и икос 23 – две неравные строфы, представляющие собой остаток кондака в том смысле, в каком говорилось о нём выше. Иногда после шестой песни следует целый старый кондак (акафист), т. е. ряд строф-кондаков в паре с икосами. Если канон был посвящён святому, то за шестой песней читалось как составная часть службы житие этого святого 24 . Первая строфа каждой песни канона (по большей части лишь указываемая по первым словам) носит название ирмоса (ερμς), остальные – тропарей (τροπριον). Ирмос всегда более древнего происхождения, чем сам канон, и представляет собой фрагмент какого-либо старого церковного песнопения. Постановкой ирмосов во главе песен канона достигалась двоякая цель. Во-первых, таким путём сохранялась гимнографическая традиция – старый напев, старый размер и старый текст, поскольку ирмос служил образцом формы для последующих строф-тропарей; во-вторых, задачей ирмоса было связать по содержанию оду канона с соответствующим ветхо- или новозаветным гимном (слово «ирмос» по-гречески и означает «сцепление», «связь»), и, значит, наличие ирмоса избавляло автора нового канона от этой задачи, делало его тематически свободным. Ирмосы, каждый со своей музыкально-интонационной нотацией, были вынесены в особую книгу – Ирмологий. Потому творцы канонов могли, не создавая новых, не переписывать и старых ирмосов, а просто в начале од своего произведения указывать тот или иной из них по его первым словам; например: «Вооружена фараона», «Яко по суху», «Утвержий небеса», «Христос мне сила» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октиоха, на который они должны быть петы; Косные. Своеобразные напевы, отличающиеся протяжностью, которыми поются некоторые песнопения, например, причастны и величания. Четвертый разряд составляют наименования указывающие на положение и состояние молящихся во время пения. Таковы: Акафист. Во время пения акафиста возбраняется сидеть. Первоначально это наименование усвоено было благодарственным песням в честь Богоматери, воспетым в Константинополе по случаю избавления от врагов в 626 г. Этот акафист состоит из 24 песен, по числу букв греческого алфавита. 12 из них – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Темой акафиста служит первый кондак: Взбранной воеводе победительная… Весь акафист делится на две части, из которых содержание первой (до седьмого икоса) историческое, а второй – догматическое. Впоследствии наименование акафиста было перенесено и на другие песнопения, составленные по такому же принципу: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю и другим угодникам. Седален. Наименование, противоположное первому и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3-й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя. Ипакои. Эта песнь поется на воскресном навечерии, также на полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Устав назначает петь ипакой всегда стоя. К пятому разряду принадлежат песнопения, заимствующие свое наименование от времени исполнения их в порядке служб церковных. Таковы: Светильничные. Поются после светильничных молитв (Блажен муж).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Акафист – это предназначенное для молитвы поэтическое произведение, состоящее из основного кондака и чередующихся 12 икосов и 12 кондаков. Слово «акафист» имеет греческое происхождение и переводится как неседален. Наименование акафиста указывает на то, что при его исполнении полагается стоять. В Типиконе акафист упоминается только один раз – в пятую субботу Великого поста, которая поэтому и носит наименование Суббота акафиста. В этот день совершается чтение акафиста «Похвала Богородице» на утрене. Происхождение этого акафиста связывают с чудесным избавлением от нашествием персов на Константинополь в 626 г. при императоре Ираклие. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви акафисты употребляются очень широко. Часто их вставляют в последование служб суточного круга. Например, на утрене им могут заменять чтение кафизм, или добавлять в промежуток между полиелеем и чтением Евангелия на утрене. Иногда акафистом фактически заменяют чин вечерни (в воскресенье вечером). Широкое применение акафистов, не предусмотренное уставом, свидетельствует о развитии богослужения, возникновении новых литургических традиций. Понятие о каноне. Библейские песни Канон – это особая группа песнопений, построенная по строго определенному плану, включающая девять частей, песен. Сформировался канон поздно, в VIII–IX веках. Канон представляет собой цепь ветхозаветных гимнов, сочетающихся с христианскими песнопениями. В основе канона лежат библейские песни (девять песен). Не все песни Библии вошли в канон. Нет в нем, например, песни Деворы ( Суд.5 ) или Езекии ( Ис.38:11-20 ). Библейская песнь Ее положение в Библии Песнь канона 1. Песнь Моисея 1 песнь 2. Песнь Моисея 2 песнь 3. Песнь Анны 3 песнь 4. Песнь Аввакума 4 песнь 5. Песнь Исайи 5 песнь 6. Песнь Ионы 6 песнь 7. Песнь трех отроков 7 песнь 8 песнь 8. Песнь Богородицы вне счета 9. Песнь Захарии 9 песнь Изначально канон задумывался так, что все христианские молитвословия песен канона должны были соответствовать теме конкретной библейской песни. Однако это соблюдалось не всегда. Чаще всего влияние библейских песен отражается в ирмосах. Примером может являться воскресный канон Октоиха 6 гласа или 4 и 6 песни канона Пасхи.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   Ночь мысленную, говорю, незнание Бога, ослепившее едва ли не весь мир, кто отогнал, дабы воссиял день познания? Пречистая Дева, Которой Церковь читает: «Радуйся, заре таинственнаго дне!» (Акафист, икос 5). И еще: «Тобою Сына Божия познахом». Умеет Она и невежд к познанию истины наставлять. Она святого Григория Нисского научила Православию: когда распространилась ересь Павла Самосатского, был в недоумении святой Григорий и молился Богородице. Она явилась ему, научила и утвердила его в истинной православной кафолической вере.    Привела некогда звезда волхвов ко Христу, родившемуся в Вифлееме. « Видели, — говорили они, — звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2).    Почему не Ангел, не иное какое творение привело их, но звезда? Еще и восточная, не западная? Думаю, то было о Госпоже моей предсказание, Она воистину Звезда лучезарная. Восточная же, ибо не знает запада, всегда живет во свете неприступном. «Утро светлейшее, радуйся, едина!» (Акафист, 3-я песнь канона).    Эта Звезда ведет нас ко Христу, когда отводит от скверных дел, когда пламя страстей изменяет, когда целомудрию учит и на спасительную наставляет стезю. Этой Звездой учимся кланяться Солнцу правды: «Радуйся, Еюже покланяемся Творцу!» (Акафист, икос 1).    Так нас просвещает, так очи душевные к познанию Бога отверзает, так тьму мрачную отгоняет, что воспеваем: «Радуйся, тму разрушившая и мрачныя бесы отнюдь отгнавшая!» (Акафист, 3-я песнь канона). О Ней-то, думаю, говорит слово Божие у пророка Исайи: «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:6—7).    «О, Пресвятая Дево, света Твоего зарями просвети мя, мрак неведения отгоняющи» (Канон молебный Богородице, песнь 9). Нравоучение    Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы?» И сказал им Иисус: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:40—41). Нет окаяннее этой слепоты: очи иметь и не видеть, знать, что есть « воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), и не творить ее. Ибо если «много наказаний» и всякому «грешному» (Пс. 31:10), то тем более знающему и не творящему. «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010