б) Неточность во фразе о величайших византийских песнописцах: у преп. Романа Сладкопевца всё-таки имеется кондак по подобию (стихотворному размеру) акафиста, точнее его полной строфы – это кондак «На искушение Иосифа», он же использовал череду херетизмов в первом икосе своего кондака Благовещению, но полных подражаний Акафисту в древнем периоде, действительно, не находится. в)  В четвертом разделе в число проблем попало не только отсутствие уставных указаний относительно исполнения акафиста, но и исполнение акафистов в домашних правилах и доступность жанра для молящихся – это либо логическая ошибка, либо намек авторов документа на нежелательность этих явлений. Необходимо определиться. Нерешаемой задачей является предписание пастырям побуждать верных знакомиться с вдохновенными стихирами и канонами – все прекрасно знают, как за богослужением от кафедральных соборов и до многих монастырей сокращаются эти самые вдохновенные каноны и стихиры. г) В определениях не определены механизмы определения «тех акафистов, которые выдержали проверку многовековым молитвенным опытом Церкви» (п. 1). Формулировка неудовлетворительная. Не понятно, что означает «образцовые акафисты» (п. 3): единственно допущенные к употреблению или представляющие собою некие новые в сравнении с Акафистом Богородице образцы, сообразуясь с которыми могут быть составлены и напечатаны новые акафисты. д) Относительно исполнения акафиста на вечерне, представляется более удачным место, определенное для молебного богородичного канона или молебного пения в Святогорском уставе – после «Ныне отпущаеши» (М., 2002. С. 25-27): в этом случае гимнография дня не будет разорвана акафистом, а в тропарях по «Отче наш» и в отпусте вечерни можно с легкостью соединить дневные памяти с памятью святого, которому поется акафист. е) Текст требует литературной правки: «порядок… не имеет… порядка» (раздел 1, фраза 2), «выделило из ряда… однако и сообщило… черты неповторимости» (раздел 2, абзац 2, фраза 1) и т.п. Необходимо уточнить терминологию: несколько раз в тексте акафист назван «последованием» (надо – гимнографическим сочинением, или текстом, или жанром).

http://bogoslov.ru/article/5203297

Итак, в отношении технической доступности акафисты находятся явно в выигрышном положении по сравнению со службами и канонами. Возможность зрительного восприятия текста Из предыдущего вытекает довольно очевидный вывод: когда в храме (или дома, или на работе) христиане совместно поют акафист, то каждый из молящихся имеет возможность держать перед глазами текст. Таким образом, к восприятию текста на слух добавляется зрительное восприятие, за счет чего обеспечивается гораздо более полное понимание текста. Напротив, во время обычной службы (которая, как известно, имеет довольно сложную структуру) миряне не имеют никакой возможности смотреть в книгу: для этого пришлось бы каждого предстоящего и молящегося усадить за стол, где лежали бы Служебник, Часослов, Минея, Октоих (в определенный период богослужебного года – также Триодь, постная или цветная), Псалтирь, Евангелие, Апостол и Ирмологий, а также подробная инструкция, какую книгу в каком месте в какой момент службы необходимо открывать. Альтернативный вариант – составлять готовый текст на каждую конкретную службу и изготавливать необходимое количество экземпляров для прихожан; однако и это на деле оказывается почти неисполнимым. Народное пение акафиста Акафист (точнее, значительная его часть), как правило, поется (в отличие от канонов, которые, вопреки прямому требованию Устава, повсеместно читаются). Практически всегда поются рефрены строф акафиста, довольно часто пропеваются все хайретизмы (от греч. χαρε – радуйся) . Нередко акафист в храме даже поется без хора: текст у всех перед глазами, кондаки и повествовательную часть икосов читает священник, а все остальное поет народ. Для мирян очень дорого это ощущение собственного активного участия в богослужении, в отличие от обычного пассивного «выстаивания». Возможность использования в домашней молитве Несмотря на однозначное указание нашего Устава, в современной практике Русской Православной Церкви на молебнах практически никогда не исполняется канон – ни чтением, ни пением. Поэтому, хотя исключения из этого правила четко оговорены Требником и «Книгой молебных пений», сегодня именно наличие канона в повседневном неслужебном молитвенном обиходе воспринимается как нечто нетрадиционное. Но так было не везде и не всегда. Совершение молебнов с каноном сохранили и русские старообрядцы, и грекоязычные Поместные Церкви, где доныне ежегодно создаются десятки молебных канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Доселе существует несколько уставов по этому вопросу. Состав, время и место происхождения и количество разных редакций уставов о правилах – это вопросы собственно Литургики. Для нас здесь, как и вообще в пастырском богословии, важно выяснить психологическую подкладку этого разногласия и с точки зрения ее же выяснить нормальный взгляд на дело. Разногласие, собственно, проистекает из желания установить количественную норму, а в основе последнего лежит тот или иной взгляд на индивидуальные силы и стремления готовящихся к Причащению; что одним кажется чрезмерным, то другими считается недостаточным. Так как первоначальным своим происхождением правила, как и вообще церковные уставы, обязаны были монастырям, притом в больший их расцвет, то естественно, что норма их была установлена довольно высокая. Но когда жизнь не только среди мирян, но и среди белого духовенства, а затем даже и среди монашества стала падать, особенно в молитвенной стороне, то, естественно, потребовалось сокращение в разных сторонах религиозной жизни. Отразилось это и на правилах: тогда как один устав ставит непременным условием хотя бы чтение акафиста Спасителю или даже и Богородице, другой – уже ограничивает последнее требование, обязывая акафист Богородице читать «неотложно» лишь в субботу, далее, в третьем совсем умалчивается об акафистах, кроме Божией Матери под субботу; подобное же разногласие – и в вопросах о канонах. Все это показывает лишь проявление той или иной степени приспособляемости к наличной действительности. И понятно, что догматического значения вопрос этот не имеет, а потому и может быть регулируем довольно разнообразно. Но, с другой стороны, недопустима и полная неопределенность личной свободы. Выходом из такого положения вопроса о правилах должен быть признан теперь – соответственно сравнительно слабому религиозно-молитвенному настроению – средний путь, указываемый даже монастырской жизнью. Известно, например, что на Валаамском монастыре для готовящихся по Причащению, кроме полагающихся по уставу служб, за повечерием читаются три канона: Спасителю, Божией Матери и ангелу-хранителю, и один акафист по выбору; то же самое и в Саровской обители, подобное же и в Рижском Сергиевом монастыре и т.д.; учительное же известие требует непременно и канона седмичным святым, но причина этому заключается в том, что при сокращении служб «в миру» они выпускаются, тогда как в монастырях они прочитываются по уставу на утрене в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Оно состоит в следующем. Накануне готовящийся ко св. причащению должен выслушать девятый час, вечерню и малое повечерие. На повечерии прочесть каноны: 1.  Самому Господу, именно: «Канон умилительный ко Господу Иисусу Христу» (ирмос: «Во глубине постла…», тропарь: «Иисусе сладчайший Христе…») 74 ; причем, если будет то в четверг вечером, то вместо этого канона читается «Канон Честному и Животворящему Кресту». 2. Богоматери. Ей читать можно на выбор или так называемый «Параклисис» 75 (ирмос: «Воду прошед…», тропарь: «Многими содержимь напастьми…»), или «Канон благодарен Пресвятей Богородице» (ирмос: «Отверзу уста моя…», тропарь: «Христову книгу одушевленную…») 76 . Во вторник На всех вышеназванных канонах читаются и акафисты Спасителю или Богородице, по очереди 77 , с таким расчетом, чтобы на пяток вечера пришелся акафист Богоматери, который нужно в этот день отправлять Ей неотложно, не заменяя никаким другим. 3. «Канон Ангелу-хранителю». Хорошо будет, если кто добавит к этим трем канонам еще один канон из служб седмичных дней, смотря по тому, на какой день он падает. Таким образом, на (но не «в») понедельник пусть читает бесплотным силам, на вторник, то есть в понедельник вечером, — св. Иоанну Предтече, далее, св. апостолам и св. Николаю Чудотворцу (на четверг) и наконец на субботу — всем святым и за умерших. Утром, в день св. причащения, должно отстоять утреню (если не было накануне всенощной), часы и выслушать «Последование ко св. причащению». Перед тропарями канона (из «Послсдования…») произносятся попеременно два припева: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» 78 . Еще необходимо сказать несколько слов об отправлении правила ко св. причащению на Пасхальной седмице. Так как по чинопоследованию пасхального богослужения во дни св. Пасхи не отправляются рядовые седмичные службы (посвященные особым святым и священным воспоминаниям), то и готовящемуся ко св. причащению не нужно читать каноны бесплотным силам, Иоанну Предтече и другие, назначенные церковным уставом в соответствии с каждодневным богослужением. Обычные же каноны Иисусу Сладчайшему, Богоматери и Ангелу-хранителю заменяются соответственно «Пасхальным каноном» или «Пасхальными часами»; чтение же канона ко св. причащению и молитв (к нему же), понятно, остается в силе 79 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Только это препятствие не существенное. Истинная причина, почему верующие не всегда внимательно слушают чтение или пение канона, заключается в трудности понимания его. Между тем в канонах подробно раскрывается важность и внутреннее значение празднуемого события, в них ветхозаветный пророчества и преобразования соединяются с новозаветными священно-историческими событиями, и иногда изливаются благочестивые чувствования, возбуждаемые в душе великим значением праздника. Когда после шестой песни канона читается акафист, то верующие (особенно простые) со вниманием слушают его, потому что слова акафиста всем понятны... Если же действительно прикладывание к Евангелию или к иконе может препятствовать внимательному слушанию верующими канона, то это препятствие можно устранить точным исполнением церковного устава, в котором говорится: «после отпуста утрени поют стихиру самогласну, исходит иерей, предъидущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святаго Апостола и, отдав кадило, стоит одесную страну аналогия: и приходит игумен к аналогию, и творит два поклона и целует икону святого Апостола, и по целовании един поклон и взем стручец, на то устроенный, помазует себе от кандиля святым елеем крестообразно на челе своем, и братия подобне целуют икону святаго, игумен же помазует святым елеем иереи и прочую братию. По помазании же святаго елеа поем час первый. Сице помазание бывает всегда, и во вся праздники великих святых, в них же бывают бдения» 77 . Если утреня будет совершаться просто, благоговейно и молитвенно с непременным присоединением объяснения священного Писания и с чтением пролога или синаксария, или просто с правоучительным повествованием о празднуемом событии, тогда и верующие будут получать в храмне должное религиозно-нравственное удовлетворение: и поучительное, и молитвенное, и радостно-торжественное. Эту духовную радость они принесут в свои христианские дома, в которых, может быть, будет восстановляться древний обычай петь церковные песнопения, или читать душеспасительные книги, относящиеся к торжеству праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Оно состоит в следующем. Накануне готовящийся ко св. причащению должен выслушать девятый час, вечерню и малое повечерие. На повечерии прочесть каноны: 1 . Самому Господу, именно: «Канон умилительный ко Господу Иисусу Христу» (ирмос: «Во глубине постла...», тропарь: «Иисусе сладчайший Христе...») 1112 причем, если будет то в четверг вечером, то вместо этого канона читается «Канон Честному и Животворящему Кресту». 2 . Богоматери. Ей читать можно на выбор или так называемый «Параклисис» 1113 (ирмос: «Воду прошед...», тропарь: «Многими содержимь напастьми...»), или «Канон благодарен Пресвятей Богородице» (ирмос: «Отверзу уста моя...», тропарь: «Христову книгу одушевленную...») 1114 Во вторник На всех вышеназванных канонах читаются и акафисты Спасителю или Богородице, по очереди 1115 с таким расчетом, чтобы на пяток вечера пришелся акафист Богоматери, который нужно в этот день отправлять Ей неотложно, не заменяя никаким другим. 3 . «Канон Ангелу-хранителю». Хорошо будет, если кто добавит к этим трем канонам еще один канон из служб седмичных дней, смотря по тому, на какой день он падает. Таким образом, на (но не «в») понедельник пусть читает бесплотным силам, на вторник, то есть в понедельник вечером, – св. Иоанну Предтече, далее, св. апостолам и св. Николаю Чудотворцу (на четверг) и наконец на субботу – всем святым и за умерших. Утром, в день св. причащения, должно отстоять утреню (если не было накануне всенощной), часы и выслушать «Последование ко св. причащению». Перед тропарями канона (из «Послсдования...») произносятся попеременно два припева: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене» 1116 Еще необходимо сказать несколько слов об отправлении правила ко св. причащению на Пасхальной седмице. Так как по чинопоследованию пасхального богослужения во дни св. Пасхи не отправляются рядовые седмичные службы (посвященные особым святым и священным воспоминаниям), то и готовящемуся ко св. причащению не нужно читать каноны бесплотным силам, Иоанну Предтече и другие, назначенные церковным уставом в соответствии с каждодневным богослужением. Обычные же каноны Иисусу Сладчайшему, Богоматери и Ангелу-хранителю заменяются соответственно «Пасхальным каноном» или «Пасхальными часами»; чтение же канона ко св. причащению и молитв (к нему же), понятно, остается в силе 1117

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Очень серьезная проблема. Думаю, что необходимы детские молитвословы, и они уже появляются. Детские — не в смысле сокращенные, а именно с молитвами, которые составлены специально для детей, на языке, понятном детям. Кстати, детская литература появилась только b XIX веке. До сих пор спорят, хорошо это или плохо, но по факту она есть, и дети ее читают. «Льва и собачку» ребенок читает в начальных классах, а «Войну и мир» — в старших, а не наоборот. Поэтому я считаю, что составление детских молитвословов — дело нужное. Что касается взрослых неофитов, то они очень хорошо воспринимают молитву Оптинских старцев  — буквально оживают от нее, — акафист «Слава Богу за всё», акафист Духу Святому (у меня впечатление, что его написал тот же автор, что и «Слава Богу за всё»). Каждое слово таких молитв входит в душу, читая их, словно пьешь свежую воду. В молитвах тоже есть постепенность и поступенность (восхождение по ступеням), а также временность. Есть время, когда буквально живешь какой-то молитвой, потом это проходит, приходит другое. Это жизнь. — Но молитвенное правило никто не отменял. Вы как пастырь считаете, что всем мирянам надо его читать или некоторым это поначалу неполезно? — Было время, когда я требовал это от всех. Так называемая трудническая молитва тоже может принести пользу — ты не поленился, честно отработал, и за это бывает Божье благословение. Но на каком-то этапе люди иссыхают, выгорают, и вообще перестают читать какие-либо молитвы. Я понял, что тут необходим индивидуальный пастырский подход. Помню, парнишка с утра впервые в жизни лоб перекрестил, а вечером покрестился, и батюшка сказал ему, чтобы к завтрашнему дню прочитал, как положено перед причастием, три канона, последование и молитвы к причащению. Услышав это, я ужаснулся. Если он сделает это со смирением и радостью, может, и получит Божье благословение, но не думаю, что это идеальный путь. Лучше постепенно. Христианство предполагает личную ответственность, и к неофитам это тоже относится. Нельзя взрослому человеку вести себя, как младенец, ждать, что батюшка за него все решит. Нет, это твой личный путь, Господь дал тебе разум и волю, будь добр потрудиться. Дорогу осилит идущий. В наше время, которое не изобилует опытными духовниками, многое приходится проходить и осваивать самим. Методом проб и ошибок, набивая шишки — не без этого. Стать христианином — момент, быть христианином — жизнь

http://pravmir.ru/protoierej-gennadij-fa...

—169— подобно морскому приливу и отливу. То оно наполняет всю душу человека, увлекая её в горний мир, то отливает из души, наполняя душу тоской, унынием, упадком нравственной деятельности. Но человек должен молиться и в эти страшные моменты внутреннего борения. Уже одно сознание своей немощи и беспомощности им в эти минуты многое привнесут в его душу... И Д. Ф., этот редкий молитвенник, много боролся с собой, приучая себя к молитве. Заглядывая в его душу возможно глубже, мы в данном случае видим целую картину его громадной борьбы с собой. Как страж, стоящий на опасном сторожевом посту, зорко следит всюду за всем, что совершается кругом него; так каждый день, из года в год, из десятилетия в десятилетие, следил за собой Д. Ф. Когда мысленно только представляешь себе всё это, то невольно поражаешься грандиозностью картины внутреннего его борения... Приведём хотя несколько строк о молитве, заимствуя их из различных мест его дневника. Вот что мы здесь читаем. „Молился торопливо. На молитве было смутно в душе. Молитву не докончил: прервали, а потом кончал молитву торопливо. Довольно искренно молился. Молился немного. Молился сокрушённо. Молитвы почти опущены. Во время молитвы замечалось стремление к покаянию. На молитве склонялся к жалобам. При чтении акафиста было возбуждение страха и благоговения. Сегодня читал акафист поздно. Молился исправнее прежнего. Акафист. Исправно молился. Сокрушённая молитва . Молился неисправно. О молитве не старался. На молитве покаяние было недостаточное. Сегодня молитв не докончил. На молитве замечалась холодность. Сегодня, кажется, молился несколько исправнее, чем вчера. Повечерие было читано. При чтении акафиста для тётеньки сначала смущение, вспоминание о грехах, после сильное чувство покаяния. Молился немного. При молитве движение покаяния, но недостаточное. Молился медленно и крайне сокрушённо. При чтении акафиста развлекался заботами. Читал покаянный канон. Смущение при чтении канона. Великое повечерие читал дома. Правило окончил к полночи. Читал вечерню сегодня дома. Недостаточно доброе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ЖМП 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12 Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову 1 , а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову 2 . Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах. Малая вечерня На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

http://e-vestnik.ru/analytics/bogosluzhe...

– 129. об. Иже во сты ца ншего па ростоскаго чюдотворца. – 145. – Прпбнаго ца нашего чю. – 176. – Прпбнаго ца все чюдотворца. На 35-м листе почерком св. патриарха Никона внизу написано: и снами... По характеру письма относится к 17-му веку. Переплетъ кожаный. 58-й. Канон на Бготлесное погребение, писанный уставом в поллиста на 8-м листахъ; конца недостает. По почерку письма относится к 17-му веку. Переплет кожаный, довольно ветхий. 59-й. Служба преподобному Мефодию игумену Песношскому в 2-х экземплярах, писанная уставом в 19-м веке; одна на 19, а другая на 20-ти листахь. Переплет корешковый. 60-й. Служба святителю Димитрию Ростовскому , писанная уставом в лист на 16-ти листах в конце 18-го века. Переплет корешковый. На 1-м листе заставка раскрашена разными красками. 61-й. Последование общего молебна, писанное крупным уставом в лист на 15-ти листах в конце 18-го века. Переплет кожаный с золотым обрезом. 62-й. Два канона на Рождество Христово, писанные уставом в лист на 20-ти листах в конце 18-го или начале 19-го века. Переплет кожаный. 63-й. Канонник, писанный уставом в поллиста на 162-х листах. Лист. 1-й Оглавление канонов, писанное скорописью. Лист. 1 об. Молитва Бц также писанная. Лист. 2-й. Молитва Бц пред кондаками и икосами таким же почерком писанная. – 3. Акафист Сладчайшему Иисусу. – 19. Акафист Бц. – 45 об. Молитвы на сон грядущим и поклонение. – 59-й. Канон покаянный. – 66-й. Канон Ангелу хранителю. – 75-й. Служба к пре той Бц Владимирской новоявленнаго образа Спаския пустыни и повесть о чудесах – На обороте 122-го листа написано: писана повсть в спскомъ мнтр малы юнги лта зрпз-го (1679). а в д. – 123-й. Канон Петру и февронии Муромским чудотворцам. – 130-й. Канон Алексею митрополиту. – 156 об. Канон к пресвятей Бц, певаемый в наведение печали, писанный скорописью XVII–XVIII века. По характеру письма канонник писан в 2-й половине 17-го века. Переплет кожаный. 64-й Синодик св. Патриарха Никона ; писанный уставом в поллиста на 25-ти листах вместе с неписанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010