После молебна чудотворная икона Божией Матери была поднята теми же властями и с крестным ходом при звуках музыки, исполнявшей гимн: «Коль славен наш Господь» ... и колокольном звоне во всех церквах несена в Спасо-Преображенский монастырь. По прибытии в монастырь, чудотворная икона Божией Матери была снята с носилок и внесена в Преображенский собор. Здесь на приуготовленное место она была поставлена и укреплена, и в то же время повешена пред нею для возжжения елея весьма ценная, прекрасной работы, массивная, сребропозлащенная лампада, сделанная усердием одного из граждан г. Старой Руссы, по образцу той, какая висела пред чудотворною иконою в Тихвинском Богородицком монастыре. После этого Преосвященный снова отслужили пред чудотворною иконою молебен, на котором молитву ко Пресвятой Богородице прочитал с коленопреклонением. В шесть часов вечера звон соборного колокола звучной и приятной волной разлился по Старой Руссе, призывая православных чад. Гулко раздались одновременно с ним звуки колоколов в монастыре и во всех городских церквах ко всенощному бдению. В монастырском соборном храме всенощное бдение совершали сами Преосвященный Владимир в сослужении двух архимандритов, кафедрального протоиерея и пяти священников и иеромонахов. Пред чтением Евангелия Преосвященный читали Пресвятой Богородице акафист и вслед за Евангелием помазывали всех освященными елеем. Следующий день был знаменательными днем и светлым праздником для граждан г. Старой Руссы. С раннего утра громадные массы народа наполнили собой весь монастырь, площадь пред монастырем и прилегающая к монастырю улицы. В 8-мь часов город огласился торжественными благовестом к поздней литургии Пред началом литургии прибыли в монастырь крестный ход из городского собора и был встречен за святыми воротами монастырскими священнослужителями Литургию совершали Преосвященный Владимир в сослужении двух архимандритов – Юрьева монастыря Исайи и наместника Александро-Невской лавры Иннокентия и прочего почетнейшего духовенства. Вместо причастного стиха Новгородского Софийского собора кафедральный протоиерей В. С. Орнатский сказали назидательное слово, в основание которого положили церковную песнь: «Отверзу уста моя и наполнятся духа, и слово отрыгну Царице Матери, «и явлюся светло торжествуя и воспою радуяся Тоя чудеса» (песнь 1 -я канона молеб. Пресв. Богородице). «Так один святой певец Христовой церкви предначинает, сказали проповедник, торжественный свои песни в честь и похвалу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы!». «Открывает они только уста свои для вожделенного Ея величания, и вся душа его переполняется высокими чувствованиями при светоносном образе Царицы Матери; возглашает они только слово Ей, – все сердце его погружается в неисчерпаемый источник святой радости, силится наконец восхвалить Ее по достоянию, – и поет только непостижимые Ея чудеса!

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Псалтирь с последованием содержит также избранные из всех богослужебных книг тропари и кондаки: тропари и кондаки Миней месячных, которые печатаются в Псалтири в Месяцеслове; тропари Триодей постной и цветной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых. Для первого дня Пасхи здесь содержится и все последование. Тропари и кондаки Октоиха: 1) воскресные: а) отпустительны с Богородичнами, ипакои с кондаками, восьми гласов; б) воскресные, поемые по непорочнах во все лето, и в) иные тропари, поемые по непорочнах в субботу, для всех гласов одни и те же. 2) Седмичные: а) Богородичны отпустительные, которые называются «Богородичнами от менших» (Типикон, гл. 52), всех восьми гласов, которые поются во весь год на вечерне после тропарей и на утрене; б) отпустительные тропари всей седмицы на повечерии, для всех гласов одни и те же; из Минеи общей – тропари и кондаки святым всех ликов. В Псалтири с последованием в связи с этим находится «Указ об отпустительных тропарях и кондаках», то есть указания на то, какие и когда поются тропари и кондаки на службах. Псалтирь с последованием содержит, кроме того, все те молитвословия, которые должны быть читаемы пред Святым Причащением: «Право готовящимся служити и хотящим причаститися Святых Божественных Таин Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»; Акафист Иисусу Сладчайшему; Последование в акафистову песнь Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; Парáклисис, или канон молебный к Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии (творение монаха Феостирикта); Канон молебный к хранителю человеческия жизни, ангелу; Последование Святого Причащения, которое состоит главным образом из канона умилительного (на глас второй), из молитв пред Причащением и молитв по Причащении; дневные службы из Октоиха на все дни седмицы; молитвы на сон грядущим. Все эти молитвы и каноны вместе с Правилом, как готовиться к Причащению, печатаются и отдельно – в книге Правильник, или Правило, как было сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, Патриарха Константинольского (служба свт. Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея), и некоторых других песнописцев, хотя и входят в состав нашей современной Триоди Постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV вв., после того, как Постная Триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике византийский Церкви.    Появление на страницах нашей Постной Триоди произведений указанных песнотворцев несомненно оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, свв. братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самых творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений свв. братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев, и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами.    Три главные основные мотива составляют содержание всех песнопений, входящих в нашу Постную Триодь, а именно: покаяние, молитва и пост. Все эти мотивы разработаны в совершенстве святыми братьями Студитами, величайшими христианскими аскетами-подвижниками, изведавшими на опыте неоценимую пользу в нравственной жизни христианина названных добродетелей. Высокое поэтическое творчество, каким от природы были наделены знаменитые братья, породило целый ряд произведений, глубоких по мыслям, возвышенных по чувствам, которые ими пробуждаются в слушателях, и прекрасных по форме и изложению, а поэтому нисколько неудивительно, что эти творения уподобляются ангельской песни. В самом почти начале настоящей книги мы читаем следующие «стихи на Триоди»: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару - уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: « даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469). Вторая же служба - о которой Типикон вовсе не упоминает - начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: « Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» c. 469]. По поводу такого названия следует заметить следующее. Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей». Для сравнения предположим, что некто захотел бы составить новую альтернативную службу «празднику Усекновения честной главы Иоанна Крестителя, емуже дана бысть благодать исцеляти от головной боли» - на том основании, что, дескать, молитва Предтече помогает при боли в голове. Либо кто-то составил бы новую службу «святителю Николаю, емуже дана бысть благодать избавление даровати воеводам неправедную смерть прияти имущим». Хотя Церковь такими словами и воспевает (Акафист, икос 6-й) Мирликийского чудотворца, это не дает оснований данный один-единственный эпизод из жизни святителя Николы делать определяющим в содержании и названии службы святому. Точно так же не следовало бы уже в названии службы обеднять обилие дарований славного мученика и чудотворца Уара. Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/01/o_...

архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны. Характеристику Г. дал в своем сочинении кн. Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Г. был «отчасти причастен» учению прп. Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело» ( Курбский. Стб. 318 - 319). Житие и служба Г. с чудесами и надгробным словом написаны мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг. по благословению и со слов Казанского митр. Лаврентия на основе Житий сщмч. Филиппа и свт. Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митр. Лаврентия об исцелении его по молитвам к Г. Житие Г. малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского мон-ря. В 1696 г. Казанский митр. Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Г., к-рые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) мощи Г. были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 г. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 г. мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 г. на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского мон-ря архим. Вениамин исправил службу Г. и написал акафист, в к-ром святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 окт. 1889 г. не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архим.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Благодатью Божиею вообще называется всякая милость Божия к нам. В большие праздники (например, в Пасху и двунадесятые) вместо «Достойно есть…» поется другая песнь – ирмос 9й песни канона с припевом. Например, в Пасху: «Ангел вопияше… Светися, светися (припев 9й песни)». Об Ангелах говорится, что они прославляют Бога поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Это потому, что святой пророк Иезекииль и евангелист Иоанн Богослов в откровении видели Ангелов в образе орла, льва, тельца и человека, и в образе орла они поют, льва – вопиют, тельца – взывают, человека – глаголют (см.: Иез. 1, 10 ; Апок.4, 7–8 ). Такие изображения Ангелов мы видим вместе с изображениями евангелистов. В воню благоухания духовнаго – как запах благоухания духовного, то есть милостиво. Со дерзновением – то есть с такою смелостию, с какою дети обращаются с просьбой к своим родителям. При пении молитвы Господней должно сделать земной поклон. При этом, равно как и в дальнейшем, при последнем явлении Святых Даров должно сделать им земной поклон. Осужденно, или в суд и осуждение, причащаются тогда, когда причащаются без веры или не имея намерения удерживаться от грехов. Таинствами или Тайнами Христовыми называются Святые Дары Тела и Крови Христовых, потому что для нас тайна то, каким образом на Литургии хлеб и вино обращаются в Тело и Кровь Христовы. Эти молитвы суть: канон и акафист Господу Иисусу Христу и Божией Матери, Ангелу-хранителю и другие каноны (смотря по дню, в который приобщаемся), молитвы – вечерние, утренние и ко Святому Причащению. Все эти молитвы находятся в особой книге – Канонике или Молитвослове. Прости приимше – с благоговением, с простотою веры принявши. Благодарим – возблагодарим. Поминает святого этого храма и текущего дня. Мясопустная и сыропустная недели называются так потому, что с первой православные христиане перестают есть мясо – приготовляют себя к посту, а со второй перестают есть и сыр – уже начинают пост. Эти стихи поются в течение всего Великого поста. Младенцам прощается так называемый прародительский грех, который переходит на нас от согрешивших в раю прародителей наших Адама и Евы.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Афон: Знаменитая 21-часовая служба совершилась на престольный праздник в Дохиаре Святая Гора Афон, 24 ноября 2015 г. Вечером в пятницу, 20 ноября, в монастыре Архангелов — обители Дохиар на Святой горе Афон — началось знаменитое богослужение в честь престольного праздника. Традиционно оно длится почти сутки — 21 час.      Служба в день Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных длится с небольшими перерывами 21 час: с 16.00 до 13.00 дня следующего дня, сообщает AgionOros.ru.      После начала в 16:00 службы около 20:20 начинается чтение паремий. Приблизительно в 22:00 совершается освящение хлебов. Песнь «Богородице Дево, радуйся », как правило, поют на 8 гласов, и длится это почти 40 минут.      В 23:30 вкушают освященные на литии хлебцы, — становится понятным освящение хлебов на Всенощном бдении: для подкрепления верующих на длинном богослужении. Приблизительно без четверти час ночью начинается Полиелей. Около двух ночи после 6-й песни канона читают акафист Архангелам.      В 04:30 Всенощное бдение оканчивается, все расходятся на отдых, чтобы через 2 часа собраться в храме на Литургию. Богослужение заканчивается в час дня, но после него следует крестный ход, так что все завершается ближе к двум. Таким образом люди молятся почти полные сутки.      В Дохиар несмотря на предупреждение о возможном прекращении морского сообщения с Афоном прибыло множество паломников из Греции, России, Украины и других стран, и в их числе — викарий Киевской Митрополии, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона, а также ещё около 10 священников с Украины. После службы митрополит Иона сказал: «Кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем.

http://pravoslavie.ru/88079.html

Почему? Потому что, как говорит дальше Священная История, о предлагающих эту просьбу – совратишася сынове Израилевы, и соблудиша в след Ваалима. (ст. 33). Прочие триумфальные ворота на своих восточных и западных фронтонах были раскрашены гербами местных знаменитостей тогдашнего времени: Потоцкого, Ржевуских, Осолинских, и других панов Польских. По обеим сторонам дороги от одних триумфальных ворот к другим расстановлены были картины, изображавшие чудеса, разновременно явленные от иконы Почаевской Божией Матери. К каждым триумфальным воротам назначена была особая музыка с барабанами, трубами, тимпанами и другими мусикийскими орудиями. Вблизи каждых триумфальных ворот, по сторонам дороги, расставлены были пушки, мортиры и другие военные орудия. По стенам ворот развешены тысячи разноцветных плошек. Когда все это было приуготовлено, за два дня прибыли в Почаев местный епископ Сильвестр Рудницкий, и епископ Хелмский Максимилиан Рыло. 7-го числа епископ Рудницкий торжественно служил в большой церкви вечерню. Кафедральный экклезиарх Бродович произнес приличное слово. Из города Брод (в 20 вер. От Почаева) прибыло с хоругвями, крестами и иконами сопровождаемое духовенством в священном облачении церковное братство, и соединилось с братством местным. Образовался крестный ход: икону несли два архимандрита под балдахином, который поддерживали четыре светские знаменитости. В архиерейской мантии и омофоре с жезлом шел во главе всех Хелмский епископ Максимилиан Рыло. Войска по обеим сторонам дороги стояли. У каждых триумфальных ворот горели тысячи плошек. Пальба из пушек производилась беспрерывно, музыка гремела. По внесении иконы в каплицу, епископ поставил ее на возвышении и окадил; пропели – «Под твою милость», каковую песнь Богоматери повторял и весь народ, как знакомую ему по тексту и голосу. Кончилось вечернее богослужение в 8 часов. Затем служили повечерие, полунощницу и воскресную заутреню (8-е число сентября тогда пришлось в день воскресный). По шестой песни читали акафист. Это все происходило в каплице. В самой церкви богослужение совершалось своим порядком. В два часа по полуночи, после пушечного выстрела, начали благовест к заутрене. Духовенство – монахи и светские собрались на свои места, где им назначено служить литургии. После троичного канона стреляли из орудий; между тем и униатские и латинские священники служили на боковых престоликах тихие или читаные литургии. По окончании заутрени служили гласную обедню в церкви Благовещения. Между тем музыка пред входом в церковь на крыльце играла.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

106 Припевы поются сообразно указаниям в канонах службы святым: Троице – «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (см. воскресные каноны на полунощнице), Спасителю – «Иисусе Сладчайший, спаси нас» (см. акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Феоктиста инока Студийской обители IX века); Божией Матери – «Пресвятая Богородице, спаси нас» (см. каноны Богородице); Ангелам – «Святые Архангели и Ангели, молите Бога о нас» (каноны Ангелам, служба понедельника); Предтече – «Святой великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас» (канон Предтече в молитвослове); апостолам всем – «Святии апостоли, молите Бога о нас»; одному или двум – с прибавлением имен, например: «Святии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас». Прочим святым – после прилагательного «святый», чина святого и его имени, поставленных в звательном падеже, прибавляются слова «моли Бога о нас». Например, «Святителю отче Николае, моли Бога о нас; преподобно отче Антоние, моли Бога о нас; святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас; святая равноапостольная Марие Магдалино, моли Бога о нас» и пр. Вообще, при припевах нужно приноравливаться к святцам, употребляя те самые эпитеты святого, какие там показаны. 107 Вместо ектении, которая обыкновенно не произносится, поется трижды«Господи, помилуй»; в иных же местах, по третьей песни, поется трижды «Господи, помилуй», а по шестой – говорится краткая ектения с возгласом: «Ты бо еси Царь мира...». В молебном же каноне Пресвятой Богородице, поемом во всякой скорби душевной, по которому поются все молебны с канонами, указано по 6 песни священнику поминать тех, за кого поется молебен, а клиру петь 15 раз «Господи, помилуй», после чего священник делает возглас: «Яко Милостив» (Молитвослов изд. Киевопеч. Лав. 1839 г.). 108 В дни двунадесятых праздников или храма вместо «Достойно есть» повторяется девятая песнь канона (применительно к праздничному богослужению). 109 Давая место этой заметке потому, что она говорит о служении молебна с водоосвящением в порядке, распространенном на практике, нельзя не сказать притом, что порядок таков не правилен, так как канон молебна в нем не выполнен, – именно – оставляются три последние песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Характерной чертой этого времени нужно признать постепенное «переплавление» богословского опыта в литургическую поэзию, в богослужебные формы. Если основным содержанием и «рамой» богослужения остается попрежнему Библия: псалмы, ветхозаветные песни, чтение, то в эту раму все больше и больше включаются творения церковных песнописцев: кондаки, стихиры, каноны. На первом месте нужно назвать Св. Романа Сладкопевца, умершего, по всей вероятности, в середине шестого века. С ним связано возникновение так называемой «кондакарной» формы литургической поэзии, которая позже будет вытеснена формой «канона». То, что дошло от Св. Романа (кондак Рождества: «Дева днесь Пресущественного рождает», Пасхи: «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертный» и др.), указывает на огромный поэтический талант, и в его творениях уже вполне осязаемо то, что можно назвать чудом византийской литургической письменности: поразительное сочетание пластической литературной формы, подлинной поэзии, с глубоким богословским, «умозрительным» содержанием. По сравнению с позднейшими византийскими произведениями, в которых так много водянистой риторики, ранние «пласты» наших богослужебных книг открывают нам настоящие сокровища. Это уже большая христианская поэзия, свидетельствующая, конечно, о степени зрелости христианской культуры. Другим удивительным памятником той же культуры остается «Акафист» или «Неседальная песнь», долго приписывавшаяся патриарху Сергию - монофелиту - и составленная, по преданию, после чудесного избавления Константинополя от осады 626 г. Несколько иную ноту вносят литургические творения, связанные с аскетическим опытом: из них на первом месте стоит «Великий Канон» Св. Андрея Критского (умер в первой половине восьмого века), до сего времени читаемый в первые дни Великого Поста. Если в линии, идущей от Св. Романа Сладкопевца, содержанием является, главным образом, раскрытие в поэтических формах догматического учения Церкви (прежде всего о Троице и о двух природах), то Великий Канон посвящен целиком покаянию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436723/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010