Илия, епископ упоминается в 1120–1128 Косма, епископ рукоположен с 1143 упоминается до 1156 неизвестно Дионисий, епископ, свт. назначен Николай, епископ бывший епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 неизвестно Владимир, епископ упоминается неизвестно Каллист I, епископ упоминается в начале XIII века неизвестно Алексий, епископ упоминается в 1231 первая пол. XIII века неизвестно Симеон, епископ, свт. упоминается с 1260 по 1271 епископ Тверской; 3.02.1289 Иаков, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается неизвестно Феодосий, архиепископ рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий, архиепископ упоминается неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1450 по 1456 неизвестно Полоцкая и Витебская Имена Сведения Каллист II, епископ упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается неизвестно Симеон, архиепископ рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митрополит Киевский и всея Руси Иона (Глезна), архиепископ рукоположен с 1482 до 1492 митрополит Киевский и всея Руси Лука, архиепископ управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 позже 1503 Евфимий (Окушкович Боский), архиепископ упоминается в 1504–1512 Симеон, архиепископ упоминается неизвестно Киприан, архиепископ упоминается в начале XVI века неизвестно Иосиф (Русин), архиепископ управлял с 1516 по 1523 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил, епископ упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Имена Сведения Мисаил, архиепископ рукоположен с 27.04.1534 неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1534 до 1549 неизвестно Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ упоминается Герасим (Корсак Глеб), епископ управлял с 28.03.1558 неизвестно Волович Григорий Маркович пан (не рукоположен), управлял, упоминается ранее октября 1562 до 22.10.1562 Арсений (Шишка), архиепископ рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Имена Сведения Трифон (Ступишин), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений Москвин 1841–1848 Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848–1851 Евсевий Ильинский , еп. 1851–1858 Иринарх Попов 1858–1863 Леонтий Лебединский 1863–1874 до 1873 года епископ Епископы: Феогност Лебедев 1874–1878 Маркелл Попель 1878–1882 Викторин Любимов 1882 Иустин Охотин 1882–1887 Донат Бабинский-Соколов 1887–1890 Димитрий Самбикин 1890 Балтское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Каменец-Подольске): Феогност Лебедев 1867–1870 Вениамин Павлов 1870–1879 Ианнуарий Попов 1879–1883 Иосиф Баженов 1884–1886 Анатолий Станкевич 1886–1887 Димитрий Самбикин 1887–1890 Акакий Заклинский 1891 Николай Адоратский 1891 Полоцкая. 55 Учреждена в 1104 году. 56 Епископы (в Полоцке): Мина 1105–1116 Илия 1120–1128 Косма, грек. 1143–1156 Дионисий 1167–1183 Николай 1183 Каллист Владимир упом. 1218 Алексий, упом. 1231 Симеон I, святой 1260–1271 Иаков упом.1300 Григорий I упом.1331 Архиепископы: Феодосий 1391–1415 Фотий 1415 Симеон II 1450–1456 Полоцкие и Витебские: Каллист II 1458–1459 Симеон III до 1481 Иона Глезна до 1492 Лука 1492–1504 Евфимий Окушкович-Босский 1504–1512 Симеон IV упом.1513 Иосиф Русин 1516–1523 Киприан Нафанаил 1524–1533 Полоцкие, Витебские и Мстиславские: Мисаил 1534 Симеон V 1534–1549 Герман Литавар-Хребтович 1553–1558 Герасим Корсак 1558 Григорий Волович нареч. 1562–1563 В Мстиславе и Могилеве: 57 Варсонофий Валах 1563–1576 Феофан Рпинский 1576–1588 В Полоцке: 58 Афанасий Терлецкий 1588–1592 Полоцкие и Великолуцкие: 59 Трифон Ступишин 1563–1566 Афанасий, князь Палецкий 1566–1568 Антоний 1572 Киприан 1579 Полоцкие, Витебские и Мстиславские: 60 Нафанаил Седлицкий-Белицкий 1592–1595 Григорий Загорский 1595–1596 Мелетий Смотрицкий 1620–1628 Полоцкие и Витебские: Каллист Дорофеевич-Рыторайский 1657–1662 Епископы Полоцкие и Виленские: Смарагд Крыжановский 1833–1837 с 1836 года архиепископ Исидор Никольский 1837–1840 Полоцкие и Витебские: Василий Лужинский 1840–1866 с 1841 года архиепископ Савва Тихомиров 1866–1874 Викторин Любимов 1874–1882 Маркелл Попель 1882–1889

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Термин «theologia moralis» был введен Аланом Лилльским († 1203). Одновременно со схоластами к нравственным темам обращались авторы мистического направления - Бернард Клервоский († 1153), Гуго Сен-Викторский († 1141) и др. Также Н. б. развивалось казуистами (см. ст. Казуистика ); они составляли огромные по объему сборники, в которых разрабатывали подробную систему нравственной оценки поступков. Среди авторов этого направления особенно известны канонист Раймунд Пеньяфортский († 1275), Антонин Флорентийский († 1459), Сильвестр Приериас († 1523) и др. Наиболее полное средневек. руководство по христ. нравоучению написано в XIII в. Фомой Аквинским († 1274); его этическая система содержится во 2-й кн. «Суммы теологии» (1265-1274). Во многом богословский синтез Фомы Аквинского построен на основании богословия блж. Августина , к-рый полагал, что источником всей нравственной жизни человека является Бог. Изложение предмета Фома делит на 2 части. В первой, излагая общие основы Н. б., он говорит о цели человеческой жизни, о счастье, о воле и действии, об удовольствии и проч., а также систематизирует учение о грехе и страстях, рассуждает о законе и благодати. Во 2-й части он подробно говорит о «богословских добродетелях» (вере, надежде и любви), о др. добродетелях и пороках, а также о внутренних и внешних актах религии. Параллельно с теономными взглядами доминиканца Фомы Аквинского получили развитие автономные взгляды францисканца Иоанна Дунса Скотта († 1308). Последний в комментариях на «Сентенции» Петра Ломбардского († 1160) утверждал, что в основе нравственной деятельности лежит свободная воля человека. Начиная с XIV в. система Фомы Аквинского стала подвергаться критике номиналистами. Так, У. Оккам († 1347) вопреки Фоме утверждал, что благо не является онтологической категорией и нравственная оценка того или иного явления как благого или злого полностью определяется волей. Соответственно нравственный поступок есть поступок, соответствующий закону. Однако акцент на соблюдении закона, с одной стороны, создавал дополнительный импульс для развития казуистики, процветавшей в то время, с другой - говорил о способности человека к нравственной жизни и соработничеству с Богом.

http://pravenc.ru/text/2577979.html

1203) Иоаким (I) (?) Дорофей (Иерофей) (?) Симеон II ибн Абу Шаиб (1206 - ок. 1240) Давид (после 1240 - после 1247) Евфимий I (после 1247-1273/74) Феодосий V Виллардуэн (июнь 1275 - ок. 1283/84) Арсений I (ок. 1284/85-1285/86); Кирилл II (26.09.1287-1308) Дионисий I (ок. 1309 - после 1316) Кирилл III (? - ?) Дионисий II (? - 1322) Софроний (1322 - ?) Иоанн VI (?) Марк (?) Игнатий II (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск Пахомий I (не позднее 1359-1365) Михаил I (1368 - 17.08.1375) Пахомий I, вторично (авг. 1373 - 1375/6) Марк I (весна (?) 1376 - 10.04.1378) Пахомий I, в 3-й раз (апр. 1378 - 19.12.1386) Нил (?) Никон (нач. 1387 - 11.01.1395) Михаил II (7.02.1395 - 8.04.1404 (?)) Пахомий II (1.06.1412 - 9.10.1412) Иоаким I (1413-1425) Марк II (1426/27-1433/34) Дорофей I (1434/35 - 8.09.1451) Михаил III (Марк) (14.09.1451-1456?) Марк III (ок. 1456-1457/58) Иоаким II (до 20.06.1458 - после 1.06.1459) Григорий III (?- ?) Михаил IV (ок. 1470...74 - до 1484) Дорофей II ибн ас-Сабуни (до 1484 - после 1500) Михаил V ибн аль-Маварди (до 1523/24 - после июля 1529) Дорофей III (1529/30-1530/31) Иоаким III (1530/31 - до нояб. 1534) Михаил VI Саббаг (до 10.11.1534-1542/43) Иоаким IV ибн Джума (ок. 1543 - 20.01. 1576) II ибн Хилал (ок. 1543 - ок. 1550) Михаил VII (до 17.06.1576 - ок. 1583) Иоаким V Дау (25.05.1581 - 7.10.1592) Иоаким VI ибн Зияде (1593-1604) Дорофей IV ибн аль-Ахмар (1604-1611) Афанасий II Даббас (1612 - февр./март 1619) Игнатий III Атыйя (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634) IV Даббас (2.05.1619-1627) Евфимий II (Мелетий Карама) (1.05.1634 - 1.01.1635) Евфимий III (нач. 1635 - 11.11.1647) Макарий III аз-Заим (12.12.1647 - 12.06(?). 1672) Кирилл V аз-Заим (2.07.1672 - 6.01(?).1720) Хиосец (нояб. 1672-1681/82) III Даббас (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724) Сильвестр (17.09.1724 - 13.03.1766) VI Танос (с 1724 - см. Мелькитская Церковь) Филимон (28.04.1766 - 5.07.1767) Даниил (6.08.1767 - 15.12.1791) Анфим (кон. дек. 1791 - 20.07.1813) Серафим (авг. 1813 - 19.02.1823) Мефодий (13.05.1823 - 24.06.1850) Иерофей (окт. 1850 - 18.03.1885) Герасим (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский) Спиридон (2.10.1891-1898) Мелетий II (Думани; 15.04.1899 - 8.02. 1906) Григорий IV (Хаддад; 5.07.1906-1928) Александр III (Тахан; 31.01.1931 - 17.06. 1958) Феодосий VI (Абурджели; 14.11.1958 - 19.09.1970) Илия IV (Муаввад; 27.09.1970 - 21.06. 1979) Игнатий IV (Хазим; 02.07.1979-05.12.2012) Иоанн X (Юханна Язиджи; с 17 дек. 2012) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель

http://pravenc.ru/text/115764.html

5 . De differentia inter humanitatem et corpus Christi, 1521–24. 6 . De peccato originali et redemptione universali, 1523–4. 7 . De luctatione Christi cum diabolo, dialogus, 1523–8. 8 .    Interrogatio Arabum ad Christianum, 1527–8. 9 .    Interrogatio Saraceni ad Christianum, 1529–30. 10 .    Adversus Judæum dissertatio, 1529–34. 11 .    Adversus Nestorianum, de Matth. XXVIII, 18 (Data est mihi omnis potestas), 1533–36. 12 .    Interrogatio ad Nestorianum, 1535–6. 13 .    Interrogatio altera ad Nestorianum, 1535–8. 14 .    Dialogus cum Nestoriano de Theotoco, 1537–40. 15 . Dialogus cum Nestoriano de vocabulo Christo, 1539–40. 16 . Quæstjo ab infideli de Dei existentia, 1539–42. 17 . Quæstio de existentia justorum ante baptismum, 1541–44. 18 . Ex concertationibus cum Saracenis. Vide Joan. Damascenum, 94, I585–98. 19 .     Mahometem non esse ex Deo, 97, 1543–46. 20 .     Mahometem fuisse hostem Dei et a dæmone obsessum, 1545–8. 21 . Ex humilitate prædicationis confirmari christianum dogma, 1547–52. 22 . Panem benedictum fieri corpus Christi, dialogus cum Saraceno, 1551–4. 23 . Christum, hominem factum, esse verum Deum, 1553–6. 24 .     De una uxore ducenda, 1555–8. 25 .     Demonstratio quod Deus habeat Filium consubstantialem... et coæternum, 1557–62 (græce ex notis Cotelerii, etiam 1, 846–8). 26 . Demonstratio quod Deus semper general, Filius semper generatur, 1561–66. 27 .     De nominibus Dei, 1565–8. 28 .     Dialogus hæretici et orthodoxi de Deo et deflate, 1567–76. 29 .     Cum Nestoriano disputatio, 1575–80. 30 .    Cum Jacobita disputatio, 1579–82. 31 .    Quæstio Origenistæ ad fidelem, 1581–2. 32 .    Contra Sarracenos Theopaschitas, latine.1583–4. 33. Dialogus cum Nestoriano, 1583–6 (quæ græce desunt habet Cotelerius in notis, 1, 1234). 34 . Dialogus de tempore an sit in tempore, 1585–6. 35 . Disputatio cum Sarraceno de auctore boni et mali, 1587–92. 36 . Quæstio Verbum Dei sitne creatum annon,1591–4. 37 . Quæstio duplex utrum Deipara sit mortua, utrum Deus etiamnum creet, 1593–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«О светской власти и пределах покорности этой власти». 1523 – «Новая Апология, или Ответ на смертный крик папистов». 20 июня – второе письмо Лютера Эразму Роттердамскому. Не позже 1523 – «Христос, рожденный евреем». 1524 – появление первого сборника лютеранских гимнов «Книжка духовных песен» на немецком языке. «Два противоречащих друг другу указа о Лютере». 1 сентября– Эразм Роттердамский публикует антилютеранский труд «Критика свободы воли, или Вклад Дезиратия Эразма». «Почему девы имеют святое право покидать монастырь». «Как Бог пришел на помощь монахине». 1524 – 1525 – Крестьянская война в Германии. 1525 – «Призыв к миру в связи с двенадцатью статьями швабских крестьян». «Против крестьянских убийц и грабителей». «Ужасная судьба Томаса Мюнцера». «По поводу суровой книги против крестьян». «Против небесных пророков, по поводу образов и Причастия». Словарь «Об организации обрядов в общине». Манифест «Да будет христианское сообщество, или Коммуна вправе и во власти судить о любых учениях и ученых, назначать их и смещать. Причины и основания». Устав «Отправление мессы и причащение в церкви Виттенберга». 13 июня – Мартин Лютер женится на Катарине фон Бора. Декабрь – «О порабощенной воле». 29 декабря – первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером. «Немецкая месса, или Порядок Божественной службы по виттенбергскому образцу». 1526 – «Христианское послание господину Вольфгангу Райсенбаху». 7 июня – родился старший сын Лютера Ганс. 1527, 10 декабря – родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года. Лютер принимает участие в Марбургской конференции, проводимой совместно со сторонниками Цвингли. Конференция протестантских земель в Швабахе. 1528 – «Исповедь Мартина Лютера о святом причастии». 1529 – «Война против турок». 1528 – 1530 – Аугсбургский рейхстаг, за работой которого Лютер наблюдает из расположенного неподалеку Кобурга. «Призыв к церковникам, собравшимся на Аугсбургский рейхстаг». «Отдельные положения, которые Мартин Лютер будет защищать перед лицом всей сатанинской веры».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Лоренцо Лотто. мученичество святого Стефана, 1513-1517, дерево, масло Джованни Бонконсильо, прозванный Марескалько. Воскресение Христа, около 1525-1530, холст, масло Лоренцо Лотто. Мистическое обручение святой Екатерины, 1523, холст, масло Якопо Негретти, прозванный Пальмой Старшим, Мадонна с Младенцем, святым Иоанно Крестителем и Марией Магдалиной, около 1520, дерево, масло Андреа Кордельяги, прозванный Андреа Первитали. Мадонна с Младенцем, святыми Павлом, Агнессой, донаторами Паоло и Аньезе Кассотти (Мадонна Касотти), 1523, холст, масло Бартоломео Монтанья. Святой Иероним, 1515, холст, темпера, масло Маэстро деи Картеллини. Ангелы с орудиями страстей, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Павел, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Петр, 1445-1455, дерево, темпера Баротолмео Виварини. Полиптих из Сканцо: Троица с двумя ангелами. Мадонна на троне. Святой Петр. Святой архангел Михаил. 1488, дерево, темпера Витторе Карпаччо и мастерская. Рождество Богоматери, около 1502-1504, холст, масло Амброджо да Фоссано, прозванный Бергоньоне. Святая Марта. Святой евангелист Иоанн, около 1511-1512, дерево, масло Козимо Тура. Мадонна с Младенцем, около 1475-1480, дерево, темпера Лоренцо Коста. Святой Евангелист Иоанн, около 1480-1481, холст, темпера, масло Джироламо Джовеноне. Мадонна с Младенцем. Святой Михаил, неизвестная святая и донатор. Святая Лючия, святой Доминик и донатор. 1527, дерево, масло Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522, холст, масло Лоренцо Лотто. Положение во гроб, около 1513-1517, дерево, масло Джироламо Дженга. Святой Августин совершает таинство крещения над оглашенными, 1516-1518, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Мадонна с Младенцем. Около 1520, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. Около 1513, дерево, масло Пьетро Ваннуччи, прозванный Пьетро Перуджино, и мастерская. Рождество Христово, около 1504, дерево, масло Антонелло да Мессина, Якопо ди Антонелло. Мадонна с Младенцем, 1480, дерево, масло, 1480

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-epohu-v...

Тогда-то они попрали беззащитных греков, выбросили из помянутых мест все церковные принадлежности их, выгнали их из часовни гроба Господня, из Гефсиманского вертепа и Вифлеемского собора, и не позволяли им священнодействовать там, а деньгами и лестным для всех угнетаемых обещанием защиты переманили к себе многих православных жителей Иерусалима, Вифлеема и Горней. Такие притеснения продолжались лет семьдесят. Впоследствии иерусалимский патриарх Парфений успел вытеснить францисканцев из собора Вифлеемского и из Гефсимании (1757). Но они никогда не забывали однажды предоставленного им первенства на святых местах по силе договора Франции с Турцией и, опираясь на него, постоянно ссорились с греками и оспаривали у них право хозяйства, по крайней мере, в часовне гроба Господня и во всем окружии её, не исключая и большего купола. Армяне. 1523 Армяне, появившиеся в Иерусалиме почти в одно время с францисканцами, сначала долго жили, как безмолвные поклонники святых мест, в одном малом монастыре на Сионе, который был отдан им в наём иерусалимским патриархом Германом. Не имея никакой паствы, но желая водвориться на этих местах, они пристали к своим единоверцам-абиссинцам и, золотом обольстив этих бедных и простодушных христиан и местные власти, начали совершать богослужение в принадлежавшем им северном углу придела Обретения креста (1549) и поселились в их кельях, пристроенных к Вифлеемскому храму 50 . Успехи францисканцев в постепенном притяжании всех святых мест подстрекали и армян действовать наступательно и употреблять все средства к достижению той же цели, и в течение трёхсот лет они успели сделаться хранителями и молитвенными представителями святых мест (кроме Голгофы), наравне с греками и латинами, овладели прекрасным грузинским монастырём св. апостола Иакова и ещё двумя обителями, и даже оспаривали у греков право хозяйства на этих местах. Вот средства, коими они постепенно достигали своих целей: подкуп местных властей и получение от них поддельных, будто старинных, актов судебных в доказательство, что такой-то монастырь или храм издревле принадлежал армянам, подчистка завета Омарова и указов султанских, в которых вместо имени греков (по-турецки – румиан) они поставили имя армян, сильное покровительство богатейших единоверцев в Константинополе и, особенно, хитрое изъявление непоколебимой верности султанам во время частых войн их с Россией и наведение подозрения на верноподданство иерусалимских патриархов Порте оттоманской.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

106 Rhee TK, Larson AC, Prasad PV, Santos E, Sato KT, Salem R, Deng J, Paunesku T, Woloschak GE, Mulcahy MF, Li D, Omary RA. Feasibility of blood oxygenation level-dependent MR imaging to monitor hepatic transcatheter arterial embolization in rabbits. J Vasc Interv Radiol. (2005) 16(11):1523-8. Rhee TK, Larson AC, Prasad PV, Santos E, Sato KT, Salem R, Deng J, Paunesku T, Woloschak GE, Mulcahy MF, Li D, Omary RA. Feasibility of blood oxygenation level-dependent MR imaging to monitor hepatic transcatheter arterial embolization in rabbits. J Vasc Interv Radiol. (2005) 16(11):1523-8. 107 Mishra, M., T. Paunesku, G. E. Woloschak, T. Lukas, T. Siddique, L Zhu, E. H. Bigio. Molecular Characterization of Ubiquitinated Inclusions in Frontotemporal Lobar Degeneration of the Motor Neuron Disease Type. Acta Neuropathologica, in revision, 2007. Mishra, M., T. Paunesku, G. E. Woloschak, T. Lukas, T. Siddique, L Zhu, E. H. Bigio. Molecular Characterization of Ubiquitinated Inclusions in Frontotemporal Lobar Degeneration of the Motor Neuron Disease Type. Acta Neuropathologica, in revision, 2007. 108 Lefurgey, A., Paunesku, T., Woloschak, G., and Ingram, P. Vital Gene and Organelle Targeting with TiO2-Oligonucleotide Nanocomposites in Leishmania donovani. (Short report) Microscopy and Microanalysis, 2006. Lefurgey, A., Paunesku, T., Woloschak, G., and Ingram, P. Vital Gene and Organelle Targeting with TiO2-Oligonucleotide Nanocomposites in Leishmania donovani. (Short report) Microscopy and Microanalysis, 2006. 109 Paunesku, T., N. Stojicevic, K.T. Thurn, A. Babbo, S. Mittal, M. Aslam, V. Dravid, T. Rajh, M.C. Thurnauer and G.E. Woloschak. In TiO2-DNA nanocomposites semiconductor nanoparticles excited by beta rays emitted by 32P cause intrastrand DNA scission. Submitted, 2007. Paunesku, T., N. Stojicevic, K.T. Thurn, A. Babbo, S. Mittal, M. Aslam, V. Dravid, T. Rajh, M.C. Thurnauer and G.E. Woloschak. In TiO2-DNA nanocomposites semiconductor nanoparticles excited by beta rays emitted by 32P cause intrastrand DNA scission. Submitted, 2007.

http://bogoslov.ru/person/2592277

При этом он протянул ему посох, который носил наподобие креста, и отказался от своей должности. Государь принял немедленно и посох, и отказ от должности и, наложив на бедного митрополита цепи, тотчас отправил его на Белоозеро» 210 . Исследователи отмечают неточность в изложении С. Герберштейна, поскольку поимание Шемячича произошло уже при митрополите Данииле. Поэтому А.А. Зимин пишет: «Тут явная хронологическая путаница: Шемячичу князь великий нарушил клятву позднее. Очевидно, речь шла о том, что Василий III собирался нарушить ее и принуждал к этому митрополита, на что тот не пошел» 211 . При Иоанне III отношения Москвы и Крыма при наличии общего врага, Золотой Орды, были дружественны, но затем характер их меняется. Новгород-Северский князь самостоятельно сносился с Крымским ханом и его мурзами; во время нашествия крымчаков в 1521 г. он не предупредил Великого князя о грозящей беде. Это и определило его судьбу 212 . Митрополит Варлаам был «сведен» с престола 17 декабря 1521 г., а Новгород-Северский князь Василий Иванович Шемячич «пойман» в апреле 1523 г., однако связь между этими событиями весьма вероятна 213 : судьбу Шемячича решило его поведение в июле – августе 1521 г., когда Москву осаждали крымские отряды Мехмед-Гирея 214 , и причиной сведения Варлаама могло быть нежелание митрополита участвовать в «поимании» Шемячича. Согласно другой точке зрения вопрос заключался в наказании московских воевод, допустивших прорыв Крымского хана к Москве. «Вряд ли случайно опалы последовали за уходом Варлаама с кафедры, митрополит, видимо, был не согласен с широкими и жесткими карательными мерами» 215 . Митрополит Варлаам недолго прожил в Симоновом монастыре, а затем был переведен в вологодский Спасо-Каменный монастырь 216 . Позднее, весной 1523 г., новый митрополит Даниил дал Новгород-Северскому князю охранную грамоту, по которой Шемячич приехал в Москву и в нарушение клятвы Великого князя и митрополита был арестован 217 . Находясь в Спасо-Каменной обители, митрополит Варлаам заботился о ее украшении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010