Собор открылся 22 июня в храме Пресвятой Богородицы. Первое заседание открыли 148 епископов. Посреди храма, на возвышенном троне, положили Евангелие, как знамение присутствия Самого Иисуса Христа. Вокруг Него составилось избранное общество благочестивых епископов, из коих каждый занял место, смотря по важности занимаемого им престола. Так как епископ римский был в отсутствии, а константинопольский был обвиняем, то св. Кирилл, как старший из всех присутствующих епископов, по занимаемому им престолу и личным достоинствам и заслугам, занял первое место на соборе, с правами председателя. Феодот, епископ анкирский, предложил, чтобы сам Несторий явился в собрание, и чтобы с общего согласия рассматривались дела веры. Тут встали 4 епископа, посылаемые к Несторию, и объявили ответ его: «Подумаю, и если мне заблагорассудится, приду». Флавиан филиппийский предложил, чтобы в другой раз послали епископов просить Нестория на собор; вследствие чего отправлены были к Несторию еще 3 епископа, которые, возвратившись, донесли следующее: «Мы, пришед к дому Нестория и увидевши около него множество вооруженных воинов, просили, чтобы кто-нибудь доложил ему о нас. Нам отвечали, что он спит и не велит никого пускать к себе. Мы спрашивали, что нам отвечать собору, от которого мы посланы: некоторые из клириков, вышедши на порог, отвечали нам то же, что и воины. Когда же мы настоятельно требовали ответа от самого Нестория, то вышел Флоренц, трибун, и, велевши нам подождать, пошел за ответом. Наконец, вышел с некоторыми клириками и сказал: «Я сам не видал Нестория, но он велел сказать, что придет на собор тогда, когда все епископы соберутся». Хотя из сего ответа можно было уже видеть, что Несторий не хочет явиться на собор, но, следуя порядку суда церковного, свв. отцы собора послали в третий раз 4 епископов с письменным приглашением, в котором говорили: «Св. собор терпеливо ожидает твоего прибытия; если же и теперь не придешь оправдаться пред ним в еретических предложениях, проповеданных тобою публично в константинопольской церкви, то знай, что он поступит с тобою, как повелевают каноны свв. отцов». Но это кроткая внимательность св. собрания к вероотступнику оказалась напрасною. Тревожимый преступною совестию, он укрывался под защитою вооруженных воинов и не допускал к себе никого из собора, так что посланные епископы принуждены были возвратиться без всякого ответа. Свв. отцы собора, видя такое упорство Нестория, приступили к исследованию дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

3. Никто никогда не ставил под сомнение и не пытался присвоить заслуги исторической миссионерской деятельности и многочисленные связи Русской Церкви с се непосредственными соседями – эстонским народом. Но давайте не будем, Брате, переносить тяжесть проблемы с чисто духовных и моральных просьб на исторические документы и другие виды деятельности, пусть даже церковной. В данный момент мы имеем дело с односторонне и насильственно упраздненной автономией Эстонской Православной Церкви, дарованной ей Вселенским Патриархатом в 1923 г. посредством Патриаршего и Синодального Томоса. 4. Поскольку же в Вашем письме Вы пытаетесь доказать, что Православие в Эстонии на протяжении веков было связано со Святейшей Русской Церковью и только в течение 17 лет (1923–1940 гг.) поддерживало связь с Церковью Константинопольской, мы братски напоминаем Вам, что в течение многих веков – по крайней мере до 1459 г.– вся Русская Православная Церковь находилась под омофором нашей Матери Церкви Константинопольской, и даже так называемый первый «автокефальный» митрополит Московский Иона (1448–1461 гг.) признавал Вселенского Патриарха своим отцом (здесь и далее выделено в документе. – Ред.) и считал непростительной дерзостью называть его «братом», о чем свидетельствует его послание к архиепископу Полоцкому Симеону (1450–1456 гг.). Следовательно, если мы начнем отсчет истории Православия в Эстонии с основания города Юрьева в 1030 г., то вплоть до 1459 г. имеем 429-летний период пребывания в юрисдикции Вселенского Патриархата. Как известно, Православие сохранилось в Юрьеве и после взятия города тевтонскими рыцарями в 1224 г.; около 1300 г. там существовал православный монастырь, игуменом которого был будущий архиепископ Новгородский св. Моисей, а православный приход продержался до января 1472 г., когда последние 72 православных христианина вместе со своим священником св. Исидором приняли мученическую смерть. В сравнении с 429 годами, проведенными эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, общее число лет пребывания православных эстонцев в юрисдикции автокефальной Русской Церкви, по-видимому, ненамного превышает 225(1459–1472 гг., около 1560–1570 гг., 1721–1923 гг.). Но как бы то ни было, время, проведенное эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, не ограничивается 17 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не опасен был Григорий для самой Москвы; однако и здесь св. Иона нашёл благоразумным, на всякий случай и для полной несомненности, принять против него свои меры. В конце 1459 года он позвал епископов московского великого княжения к себе на собор и на соборе заставил их дать себе общее рукописательное или письменное обещание в том, что они останутся неизменно верными ему и его преемникам и что не будут иметь никакого сообщения и никаких сношений с митрополитом-униатом 1043 . На соборе не присутствовали новгородский архиепископ Иона и тверской епископ Моисей. К первому, который не приезжал, может быть, потому, что незадолго перед тем дал свои обещания на своём поставлении (в Феврале 1459 года), митрополит счёл за нужное написать особое напоминательное послание 1044 . В 1456 году Василий Васильевич ходил войной на Новгород в отмщение за Шемяку. И, одержав над Новгородцами решительный верх, заключил с ними такой мир, в условиях которого были сделаны первые ясные шаги к тому совершенному их покорению, которое ждало их в не особенно далёком будущем 1045 . С этого же времени и Новгородцы, почувствовав непримиримую ненависть к Москве, принялись изо всех сил отстаивать себя от неё. Может быть, на Москве было уже предвидено то, что потом на самом деле случилось, именно – что Новгородцы отдадутся под покровительство польского короля. А так как вместе с этим являлась бы и та опасность, что, изменяя православию, они отпадут к Литве в церковном отношении, то, предусмотрительно заботясь об отвращении возможной в будущем опасности, митрополит и приглашает архиепископа наставлять и укреплять в православии своих детей, православное христианство, по своему святительскому долгу, с великой крепостью. Неприбытие на собор тверского епископа Моисея составляет вопрос: он не явился на него несмотря на троекратное приглашение митрополита, причём в последний раз был приглашаем самым строго-настойчивым образом 1046 . Но нам думается, что в ответе на вопрос должно быть предполагаемо то, что есть наиболее простое. Вовсе не представляется вероятным думать, чтобы епископ тверской был за митрополита-униата; а поэтому – самое вероятное, что он не прибыл на собор по болезни (так как Моисей умер неизвестно когда вскоре после конца 1459 года, то может быть, что последнее приглашение митрополита застало его уже на смертном одре).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кириллом Белозерским 239 . Последнее свидетельство, принадлежащее митрополиту, главе Русской Церкви, для нас должно быть особенно важно. Время составления как службы, так и жития преп. Сергия В.О. Ключевский относит ко времени между 1449–1459 годами, когда Пахомий Логофет, автор их, жил в Лавре 240 . По своему характеру житие преп. Сергия, написанное Пахомием, проложное. Очевидно, что оно писалось для чтения в церкви на праздник памяти святого. На такой характер жития, между прочим, указывает и находящееся в нем обращение к предстоящей братии, призывающее ее достойно праздновать память святого 241 . С другой стороны, до Пахомия не было составлено службы преп. Сергию; Пахомий первый составил ему службу, которая встречается уже в рукописном сборнике 1459 года и притом на 25 Сентября, день смерти этого святого. Составление службы и жития может уже говорить о существовании праздника преп. Сергию и не только 5-го Июля, но и 25-го сентября, как показывает служба Пахомия, написанная им в день преставления его. Приведенные нами данные говорят о том, что в половине XV века, именно к 1448 году, преп. Сергий был уже прославленным нашею Цереовью угодником; но когда это случилось, точной даты мы не находим. То обстоятельство, что имя преп. Сергия, как святого, встречается нам впервые в послании митрополита Ионы, как будто говорит о том, что преп. Сергий канонизован на том же самом соборе 1448 года, на котором канонизован и св. Алексий. Такому предположению не противоречит и время появления службы и жития преп. Сергию. Вероятно, митрополит Иона, причислив преп. Сергия к лику святых, потом и дал Пахомию поручение составить службу и житие этого святого, которое Пахомий и исполнил когда-то между 1449–1459 гг. Наш вывод о начале всеобщего празднования преп. Сергию отчасти подтверждается и тем, что с половины XV века имя преп. Сергия начинает встречаться в святцах 1487 года 242 , и в месяцеслове, находящемся при Следованной Псалтири XV в. 243 Как в тех, так и в другом под 25 Сентября мы читаем: «преставление преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН († после 1460), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.). Основным источником сведений о Е. является 10-я гл. духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих». Прп. Иосиф приводит сведения о Е., рассказывая о своей встрече со святым зимой 1459/60 г., когда прп. Иосиф недолгое время (до февр. 1460) жил в Савватиевом мон-ре. По свидетельству прп. Иосифа, Е. был «родом князь тепринский», по-видимому из тверских служилых землевладельцев. Прозвище, вероятно, не родовое, по владению. Дер. Тепра Большой половины Задубровской слободы Кашинского у. названа в грамоте царя Иоанна IV Васильевича тверскому Афанасиевскому жен. мон-рю (на Песках) от 15 февр. 1555 г. В грамоте подтверждаются судебные и налоговые льготы обители в отношении ее владений, прежних и новоприобретенных, в частности дер. Тепры, купленной монастырем между 10-ми и нач. 40-х гг. XVI в. у неизвестного владельца ( Кучкин В. А. Жалованная грамота тверскому Афанасьевскому мон-рю 1555 г.//ИА. 1960. 1. С. 220-224). На рубеже XIV и XV вв. Е. принял постриг (прп. Иосиф свидетельствовал, что к 1459/60 Е. прожил в монашеских подвигах 60 лет), вероятнее всего в Савватиевом мон-ре, став одним из первых его насельников (обитель основана не ранее 90-х гг. XIV в., в 1764 упразднена, храм стал приходским). С большой долей уверенности можно предположить, что духовным наставником Е. был основатель обители прп. Савватий Тверской († не позднее 1434). Через некоторое время Е. покинул Савватиев мон-рь, где его безмолвную жизнь нарушали множество людей, шедших к нему за духовным наставлением, и удалился в новгородские пределы, на остров «на великом озере Невском» (очевидно, в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь ), где «доволна лета поживе». Однако и там подвижник не нашел полного безмолвия и вернулся в Савватиев мон-рь. Он поселился «в Саватиеве пустыни... во отходе», т. е. в отшельнической келье неподалеку от монастыря (на этом месте - в «Пустыньке» - в лесу, в полукилометре от бывш. Савватиева мон-ря, сохр. колодец и полуразрушенная пещера, где жили отшельники). Там он подвизался в 1459/60 г., когда в Савватиевом мон-ре находился прп. Иосиф.

http://pravenc.ru/text/187850.html

По другой летописи – 20 Января 1398 года (у Карамзина к т. V примечание 254, col. 101), упоминаемый в числе участвовавших при поставлении новгородского архиепископа Симеона (Сампсона) 22 Марта 1416 года и потом, как полагают, вероятно, на основании местных преданий, оставивший кафедру (священника Ио. Верюжского Исторические сказания о жизни святых, подвизающихся в Вологодской епархии, стр. 328); вторым преемником был Герасим, неизвестно когда поставленный, упоминаемый под·1441 годом (Акты Истории т. I, стр. 74 col. 2, 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 161 col. 1) и в неизвестном году до 1447 года скончавшийся насильственной смертью, – по одному местному преданию удушенный за нечто от своих домочадцев, по другому – удавленный омофором от своего слуги Вогулича (Верюжский ibid. стр. 331 fin.); третьим преемником был Питирим, поставленный из архимандритов московского Чудова или неизвестного монастыря, упоминаемый с конца 1447 года (Акты Истории т. I, убитый Вогуличами 19 Августа 1456 года; четвёртым преемником был наш Иона, поставленный, вероятно, в 1459 году и скончавшийся в 1571 году. 1080 Типографская летопись стр. 260; у Карамзина под 1463 годом (в т. VI примечание 629, col. 88) приводится она же. 1081 В 1459 году Иона был в Москве, – в Актах Истории т. I, 61 в Памятниках у Павлова и А так как после 19 Августа 1456 года, когда убит Питирим, он не мог быть посвящён ранее 1457 года, то невероятно предполагать, чтобы он только что был отправлен в Пермь и потом опять вызван в Москву, а, следовательно, представляется вероятным предполагать, что 1459 год, в котором он был в Москве, был годом его посвящения. 1083 По местным преданиям (у Верюжского ibid. стр. 338) и по некоторым летописям (например, Архангелогородской, стр. 136), св. Питирим убит Вогуличами в своём кафедральном городе Усть-Выми; но летописи 1 и 2 Софийские говорят (под 1455 годом): «воеваша окаянин Гогуличи Великую Пермь (и) тогда убили епископа пермьского Питирима». Неизвестная нам летопись, на которую ссылается преосвященный Макарий (без цитаты, – VI, 320) говорит, что Иона «добавне крести» Великую Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В.П. Зубов (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») До настоящего времени у историков литературы нет твердо установившегося взгляда на принадлежность различных редакций «Жития Сергия Радонежского» Епифанию или Пахомию. 1 Между исследователями нет даже согласия о количестве редакций: две, три, семь, девять. Напомню, что Епифаний приступил к написанию жития в 1418 году, начав собирать материалы 20 годами ранее и написав до указанного года отдельные куски, из которых одни находились у него в «свитках», другие – в «тетратех». Фрагментарную беспорядочность этих материалов сам Епифаний характеризовал так: «предняя» были «назади», а «задняя – напреди». Пахомий Серб прибыл в Россию с Афона до 1438 года. 2 Пребывание его в Троицком монастыре и работа над житием Сергия относятся к 1440–1459 годам. В отличие от Епифания, Пахомий писал после «обретения мощей» Сергия (1422) и потому главное внимание обратил на «чудеса»; некоторые из них он якобы видел «своима очима». В бытность свою в Троицком монастыре Пахомий составил также службу Сергию и написал житие сергиева ученика, Никона Радонежского. Предположение о двух разновременных редакциях, принадлежащих Пахомию, подсказывается тем, что после описания двенадцати «посмертных чудес», которое уже Ключевский убедительно датировал 1438–1443 годами, 3 в некоторых списках следует еще описание «чудес», относящихся к 1449 году. Они, очевидно, приписаны после, при вторичном пересмотре жития, которое, следовательно, относится ко времени между 1449 и 1459 годами, поскольку 1459 годом датируется старейший известный нам список Пахомиевской редакции. 4 Приводимые ниже наблюдения над текстами были начаты нами в 1940 году в связи с реставрационными работами, предпринятыми в Загорском заповеднике (Троице-Сергиевой лавре) по особому постановлению правительства. Основной нашей целью тогда было выяснить историческую достоверность житийных свидетельств, рисующих древнейший архитектурный облик Троицкого монастыря. Это привело к необходимости сравнить различные редакции и выяснить их принадлежность Епифанию и Пахомию. Основные выводы сделаны на основе печатных изданий «Жития». Позволяем себе думать, что и в таком виде наши выводы могут послужить путеводной нитью в лабиринте списков «Жития», исчисляемых если не сотнями, то многими и многими десятками.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

После Косовской битвы 1389 г., во время которой сербский воин убил султана Мурада I, а князь Лазарь попал в плен и был казнен в Стамбуле наследником Мурада Баязидом (1389­-1427), усилились русско-сербские культурные связи: из Сербии в Россию пришли Киприан, митрополит Киевский, и Григорий Цамблак. В первой половине XV в. на Руси жил и работал Пахомий Логофет (Серб). Сербско-македонская иконописная школа оказала влияние на монументальную живопись Новгорода, Пскова и Москвы XIV в. В 1459 г. сербы потеряли государственную независимость и оказались в составе Османской империи. Этот время стало, пожалуй, самым тяжелым в истории Сербской церкви. В годы турецкого владычества духовная жизнь сербов сосредоточилась в небольших горных монастырях, практически свободных от османского давления и контроля. Здесь переписывались книги, писались фрески, изучалось церковное пение, хранилось духовное и культурное наследие народа. Особое значение в этот период приобрели связи с единоверной Россией, благодаря материальной поддержке которой Сербская церковь преодолевала крайне тяжелое экономическое положение. Мы немного знаем о том, как управлялись в период с 1459 по 1557 г. епархии Печского Патриархата. Очевидно одно: с каждым годом сербы оказывались во все большей зависимости от Охридской архиепископии. В 1459 г. Печская патриархия почти на сто лет прекратила свое существование. Она была восстановлена лишь в 1557 г., когда патриархом был избран брат великого визиря Мехмеда Макарий Соколович (1557–1571, 1574). Мехмед был отуречен в детстве, когда насильно был включен в полки янычар, но, несмотря на исламское воспитание, он не забывал о своем сербском происхождении, помог брату стать патриархом и содействовал ему в церковной и просветительской деятельности. Макарий, как и большинство сербских патриархов, некоторое время подвизался в Хиландаре. Он был мудрым и деятельным главой церкви и смог добиться того, чтобы Печская патриархия объединила под своей юрисдикцией все сербские земли, находившиеся под властью турок. Пользуясь покровительством Порты, Макарий активно восстанавливал древние храмы и монастыри, строил новые обители и церкви, обеспечивал их священнослужителями, утварью, богослужебной литературой. И главное, он добился права быть этнархом – не только церковным, но и политическим главой сербского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33 Крестовый поход против турок напрасно старался возбудить еще кардинал Исидор (бывший митр. русский), писавший по возвращении в Италию (он взят был в плен и успел убежать) об этом к Европейским государям красноречивое послание, оставшееся без действия (ист. Карамз. κн. 2 т. 5. Изд. 1842 стр. 210–211, прим. 382). Потом проповедовал его повсюду францисканский монах Иоанн Капистран; наконец он был торжественно объявлен на соборе в Мантуе (1459 г.) главным вождем крестоносных дружин согласился быть австр. импер. Фердинанд. 34 В 1459 году покорена Сербия, по смерти деспота, знаменитого Георгия 1-го Бранкович (1427–1457); часть сербов, не хотевших подданства неверным, оставила отечество и под предводительством деспота Стефана, второго сына этого Георгия, переселилась в Венгрию и заняла место, называвшееся Паннонисию Сремскою или просто Срем (История разных Словенских народов, соч. архимандрита Иоанна Раича, т. 3, κн. 9, гл. 9, стр. 253–258; κн. 10, гл. 1, 269–70). – Пелопонесские государства, находившиеся во владении двух братьев последнего импер. греч. Димитрия и Фомы, и Венециан, завоеваны Магометом 2 в. 1459–60 г.; не покорились только города: Монемвасия и приморские – Корон, Модон, Пилос и другие, бывшие во власти Венециан (Кума, т. 7, стр. 370–371, 376, 378). Димитрий прибег к покровительству Магомета 2, а Фома удалился со всем своим семейством в Рим, где в 1463 году скончался. Трапезунтское царство подпало власти Турок в 1461 г.; государь Давид Комнин, осажденный в своей столице, добровольно сдался Магомету 2 и со всем семейством был отправлен в Адрианополь (Кума, т. 7, стр. 381; Turcogr, кн. 1 стр. 20–21). Чрез два года после этого покорена Босния; в 1466; покорены Карамания и Кассемания; а в 1467 г. призвали власть Магомета 2 и храбрые Албанцы, по смерти своего героя Георгия Кастриота, или Скандербега, не могшие противостоять напору турок (Франц. кн. 4, гл. 22; Раичь, кн. 10, гл. 3). Оставались две страны, которые не были покорены Магометом 2, это – Герцоговина и Черногория. Герцеговина покорена турками уже в 1483 году, при сыне Магомета 2, а Черногория, благодаря мужеству своих князей: Стратимира или Стефана, по прозванию Черного, и сына его Ивана Черноевича, осталась независимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010