Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МААЛУЛА [Маалюля; арам.  ; араб.  ], сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один из последних очагов бытования арамейского языка . Селение расположено на высоте 1650 м на плато Каламун, на расстоянии ок. 60 км к северо-востоку от Дамаска. Оно спускается амфитеатром по юж. склонам горной гряды, разделяющей уступом 2 плато. Скальный массив пробит 2 ущельями: у входа в одно расположен православный монастырь первомц. Феклы (Мар-Текла), 2-е ведет на верхнее плоскогорье (1790 м) к мелькитскому католич. мон-рю мучеников Сергия и Вакха (Мар-Саркис). По одной из версий, арам. название Маалула, означающее «вход», связано с узким ущельем (араб.- «фаджж») у мон-ря первомц. Феклы. В скалах существует множество пещер, частью естественного происхождения, частью высеченных в эллинистическое время и служивших гробницами, а в византийскую эпоху - жилищами отшельников или часовнями. В селении сохранилось неск. церквей, в т. ч. во имя св. Илии с мозаикой IV в. Мощи первомц. Феклы хранятся в пещерной церкви одноименного монастыря. По местному преданию, прилегающее ущелье появилось по молитве первомц. Феклы, когда скалы расступились, чтобы дать ей убежище от преследовавших ее рим. солдат. В нач. XVIII в. В. Г. Григорович-Барский зафиксировал иную версию легенды: гора раскололась и образовала проход перед ап. Павлом , к-рый принес в селение мощи своей ученицы Феклы. Другая, очевидно более древняя, традиция локализует расщелину, чудесно образовавшуюся для спасения св. Феклы, близ Селевкии, в Киликии (мест. Агия-Текла, впосл. Мериемлик, Турция), где в VI-XIV вв. были жен. мон-рь и крупный паломнический центр. Мон-рь на верхнем плато посвящен одним из самых почитаемых в визант. Сирии святых - мученикам Сергию и Вакху (часто упом. посвящение только мч. Сергию). Монастырская церковь построена на месте языческого храма Аполлона, как считается, в первые годы после Миланского эдикта (313). Это предположение подтверждается возрастом деревянных балок, вмонтированных в стены: по данным радиоуглеродного анализа, он составляет 2 тыс. лет. Кроме того, форма алтарей в ц. мч. Сергия, окруженных бортиками высотой 7 см, представляет собой архаичную модель, имитирующую алтари языческих храмов и довольно быстро вышедшую из употребления в христианской архитектуре. Встречающиеся в литературе утверждения о том, что М. очень рано стала архиерейским центром и ее епископы принимали участие в первых Вселенских Соборах, являются местным преданием и не подтверждаются аутентичными источниками.

http://pravenc.ru/text/2561112.html

Сведений о первых веках христианства в К. за пределами книг НЗ крайне мало. Известно, что некие религ. общины здесь существовали. По визант. агиографической традиции 1-м известным епископом Тарса уже во времена имп. Нерона был Лука (SynCP. Col. 788). Диак. Филон из К. сопровождал сщмч. Игнатия Богоносца в нач. II в. ( Ign. Ep. ad Philad. 11). Епископы К. уже во II-III вв., видимо, поставлялись в Антиохии ( Euseb. Hist. eccl. VII 5). Ок. 200 г. в хронике Псевдо-Дионисия Телль-Махрского упомянут некий епископ Александрии (Eusebii Canonum Epitome ex Dionysii Telmaharensis Chronico/Ed. C. Siegfried, H. Gelzer. Lipsiae, 1884. P. 67). В сер. III в. престол в Тарсе занимал еп. Елен, неоднократно упомянутый в посланиях свт. Дионисия Александрийского, в т. ч. как участник полемики с Новатом. Тарсу уже в это время подчинялось неск. епархий, и Елен носил титул епископа Тарса и всей Церкви К. ( Euseb. Hist. eccl. VI 46). Уже в первые века христианства в К. особое значение приобрело почитание св. Феклы из Икония (пам. 24 сент.), первомученицы и сподвижницы св. ап. Павла. Согласно преданию, св. Фекла долгое время жила среди первых христиан в Селевкии и, скрываясь от гонений (вероятно, при имп. Домициане в кон. I в.), чудесным образом вошла внутрь скалы. Скала св. Феклы с расщелиной почиталась близ Селевкии в мест. Агия-Текла (позднее Мариамлык, Мерьемлик или Аятекла; Hild, Hellenkemper. 1990. S. 399-400, 441-445), неподалеку от античного святилища Аполлона Сарпедона. В IV-VII вв. Агия-Текла превратилась в крупнейшее в К. место паломничества. В 70-х гг. IV в. здесь побывал свт. Григорий Богослов. Он видел уже сложившийся к тому времени крупный женский монастырь и назвал его Парфеноном ( Greg. Nazianz. De vita sua. 547-551). В 384 г. через Агию-Теклу проезжала паломница Эгерия из Италии, которая упомянула о святыне в своем итинерарии. Византийский имп. Зинон был почитателем св. Феклы, приезжал сюда для молитв и бесед с монахами, а после 476 г. возвел здесь базилику в благодарность за победу в гражданской войне и за свое возвращение на имп. престол ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8). В нач. XIV в. реликвии св. Феклы были подарены кор. Арагона Хайме II. Паломнический центр св. Феклы действовал до кон. XIV в., после чего сведения о нем исчезли из источников. В османскую эпоху городок Агия-Текла был известен под названием Мариамлык, что, возможно, говорит о возникновении нового почитания некой св. Марии (видимо, Богородицы) среди местных христиан. Пещера св. Феклы также почиталась в г. Маалула в Сирии, но это место паломничества, очевидно, более позднего происхождения. Ранневизантийская эпоха (IV - сер. VII в.)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Руины ц. св. Феклы (Агия-Текла) близ Силифке, Турция. V в. Руины ц. св. Феклы (Агия-Текла) близ Силифке, Турция. V в. В нач. IV в., в период великого гонения на христиан, в Помпейополе пострадали мученики Пров, Тарах и Андроник (их мощи позднее почитались в Тарсе), исповедником веры стал еп. Амфион из Епифании ( Sozom. Hist. eccl. I 10); в Горную К. выселялись христиане из др. регионов. Среди участников Анкирского Собора (ок. 314) упомянуты епископы Луций Тарсийский, Амфион из Епифании и Наркисс из Нерониады. В I Вселенском Соборе в Никее (325) участвовали 9 городских епископов и хорепископ из К. во главе с еп. Феодором Тарсийским. Кроме Тарса были представлены Епифания, Нерониада, Иераполь, Флавиада, Адана, Мопсуестия, Эги и Александрия. Имп. Константин I ок. 326 г. приказал разрушить святилище Эшмуна-Асклепия в Эгах ( Euseb. Vita Const. III 57). Однако в 362 г., при имп. Юлиане Отступнике, культ был возобновлен, и, судя по произведениям Ливания 70-х гг. IV в., он существовал еще в течение неск. десятилетий ( Lib. Or. I 143). Неизвестный крупный храм рим. эпохи в Эгах был раскрыт археологами в 50-х гг. XX в. На месте храма была построена христ. базилика, к-рую по стилю напольных мозаик датировали кон. V в. Вероятно, лишь к этому времени местный культ Асклепия окончательно пришел в упадок. Крупнейшим событием в церковной истории К. стал Собор 359 г. (см. Аримино-Селевкийский Собор ), созванный в Селевкии Исаврийской по приказу имп. Констанция II как Собор вост. епископата в рамках общего Вселенского Собора Запада и Востока. Зап. епископат в это же время заседал в Аримине (ныне Римини, Италия). Неразрешимой проблемой для империи были набеги исавров из горных районов Западной К. Ок. сер. IV в. в связи с обострением угрозы комит Исаврии получил гражданскую и военную власть, хотя в большинстве провинций местная администрация имела лишь гражданские полномочия. В Исаврии было сосредоточено 2 легиона. Это неспокойное положение на границах исаврийских племен повлияло на дальнейший ход социально-экономического развития, облик и структуру городов и селений К.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

2016/02/23, 15:54:43 Здравствуйте, Святые Отцы и Братия Святой Горы Афон! Прошу Ваших Святых молитв за болящую р.Б.Елену (онкология). Слезно прошу Вас выслать Поясок Пресвятой Богородицы.Заранее Вас благодарю! Храни Вас Господь! Адрес:305040 Россия, Курская область, город Курск, улица Студенческая, дом 32, кв104 р.Б. Елена 2016/02/23, 15:37:10 Пресвятая Богородица! Агия Зони! Благодарю за всё Твое добро и прошу прощения грехов моих. Молю Тебя, Агия Зони об исцелении моих ног. Прошу сотвори чудо, пусть исчезнут мои варикозные узлы бесследно без хирургического вмешательства, без осложнений и без кровотечений. Спаси меня матушка, вырви меня из когтей болезни мучающей меня. Не оставь меня Пречистая Преблагая Марие!. Помоги, сохрани, благослови, даруй здоровье. Верю и жду Твоего чуда. Во имя Господа нашего Иисуса Христа! Аминь. раба Татиана 2016/02/21, 16:04:06 Здравствуйте Святые отцы и Братья Монастыря Хиландар! Прошу Вас помолитесь за рабу Божью Наталью и раба Божьего Алексея о даровании долгожданных детишек! В браке 3 года, полностью здоровы а детишек нет,мы очень верим и надеемся что Господь Бог услышит наши молитвы! помолитесь за нас и по возможности пришлите пожалуйста пояс Пресвятой Богородицы в помощь деторождения!Огромное Вам спасибо и пусть Господь Бог хранит Вас! Наш адрес:142605.Московская область,город Орехово-Зуево,ул.Бирюкова,д.18.кв.20 E-mail: natalya-yakimchi@mail.ru Алексей и Наталья. Наталья 2016/02/18, 17:20:15 Здравствуйте,Святые Братья и Отцы! Очень хочется познать радость материнства и исцелиться от женских болезней.Прошу Вас выслать мне поясок,освящённый на поясе Пресвятой Богородицы. 141730,Московская область,г.Лобня,ул.Победы,д.4,кВ.13.Читомирова Марина Анатольевна Марина 2016/02/17, 13:53:40 Здравствуйте, многоуважаемые Святые отцы! Прошу Вас помолится за моих друзей и рабов божих Арсентия и Ксению о даровании им ребеночка. Они верующие люди, соблюдающие все правила и посты. Посмотрев фильм про Ваш монастырь и про чудеса поясков, которые Вы высылаете решил написать и попросить за них. И если есть возможность пришлите пожалуйста поясок по адресу: 422614 Россия, респ. Татарстан, село Смолдеярово дом 17 Токрановой Марине Прокопьевне. Да благословит Вас Господь! Слава Богу!

http://isihazm.ru/1/?id=1710&c_pid=6

раб божий Даниил 2016/02/17, 00:03:56 Святые Отцы и Братья Ватопеда. Помолитесь пожалуйста за рабу божью Светлану, хочется простого женского счастья, выйти замуж, зачать, выносить и родить здорового ребеночка. После внематочной не получается забеременнеть уже как 8 лет., а мне уже почти 34! Очень Вас прошу выслать поясок Святой Богородицы, Верю и надеюсь что и я стану мамой. Спасибо. 452852, респ.Башкортостан, Калтасинский р-н, с.Краснохолмский, ул.Юбилейная, д.1, кв.1 Зименковой Светлане Светлана 2016/02/14, 20:11:25 Дорогие Святые Отцы и братия! Прошу выслать Поясок Пресвятой Богородицы для меня и моей дочери по адресу: 660028 г.Красноярск ул.Л.Кецховели д.91 квартира 7. Чижиковой Ольге.Благодарю! Спаси Господи! р.Б.Ольга 2016/02/11, 16:51:21 Здравствуйте Святые отцы и Братья! Пишу Вам с большой просьбой пожалуйста помолитесь за мою доченьку рабу Божию Марию. Она у меня больна у нее детский церебральный паралич ей 9 лет она у меня не ходит, уже сделали 2 операции , а результатов пока нет, надеюсь только на Божию благодать. и еще одна просьба, помолитесь за мою мамочку рабу Божию Людмилу об исцелении от болезни.и пожалуйста пришлите поясок Пресвятой Богородицы на наш адрес: 678960 г. Нерюнгри РС(Якутия) ул. П-Ойунского 1 кв. 44. Баталовой Елене. Заранее Вас Благодарю. Храни Вас Господь!!! 2016/02/07, 12:59:16 Благодарю Святые Отцы и Братия Святой Горы Афонской за высланный мне поясок и икону Агия Зони! Благодарю сердечно и прошу Ваших сильных молитв за здоровье моей мамы, исцеление её больных ног. Агия Зони, вылечи мою маму, дай ей долголетие и крепкое здоровье. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Во Имя Господа нашего Иисуса Христа,Матушка Богородица, помоги ей без операции исцелиться полностью и больше не болеть. Молитвами Вашими да будем живы. Спасибо, счастья и мира Вам. раба Екатерина 2016/02/07, 12:48:14 Молю Вас Святые Отцы и Братия Ватопедского Монастыря! Помолитесь о моих ранах, чтобы они благополучно зажили, чтобы вылечился варикоз вен на ногах. Господи исцели мои варикозные ноги.Помоги обойтись без операции. Пусть мои вены на ногах станут здоровыми, стенки их укрепятся и больше не рвутся и не кровоточат.Господи, избави меня от кровей.Во Имя Иисуса Христа.Аминь.Ранами Его да будут исцелены мои кровоточащие раны.Аллилуйя.

http://isihazm.ru/1/?id=1710&c_pid=6

Как Антоний, так и Пахомий избежали рукоположения. Нитрия же имела свое собственное священство с очень раннего времени. Памво, хотя, по меньшей мере, в одной истории он изображается неграмотным, 219 вероятно, стал священнослужителем еще до 340 года. 220 Относящееся примерно к 356 году послание Феодора Тавеннисиотского адресовано «Моим возлюбленным братиям, пресвитерам, диаконам и монахам Нитрийской горы»; 221 «Послание Аммона», в котором оно представлено, приводит имена четырех священников: Памво, Пиора, Гераклида (вероятного, старшего над ними) и Агия. 222 Уже тогда мы имеем полный клир, возглавляемый коллегией пресвитеров. Во времена Палладия численность последних достигала уже восьми, и они образовывали нечто вроде совещательного совета, хотя служение Литургии, проповедь и отправление правосудия вверялись единственно старшему пресвитеру. 223 Нитрийская гора всегда находилась в тесном контакте с епархиальным епископом Даманхура (Гермополь Парва), находившегося в десяти милях от обители. Драконтий, ставший епископом, скорее всего, в 353–4 году, сам являлся настоятелем монастыря (хотя мы и не знаем, где именно находилась его обитель); его же непосредственные преемники Исидор 224 и Диоскор 225 были известными нитрийскими монахами. Возведенный против собственной воли в епископский сан Драконтий начал свое служение с возвращения в монастырь и отказа от исполнения епископеких обязанностей (создается впечатление, что его монахи взяли с него соответствующее обещание еще до поставления Драконтия в епископы). В нашем распоряжении имеется послание Афанасия с достаточно резкими и в то же самое время дружескими увещеваниями, 226 где он убеждает Драконтия исполнить свой долг в отношении Церкви и приводит имена не менее семи епископов, которые были монахами – среди них великий Серапион Тмуисский, являвшийся прежде учеником Антония и ставший епископом до 339 года, и, вероятно, один из двух тавеннисиотских епископов, участвовавший в латопольском синоде 345 года. 227 Судя по всему, послание Афанасия возымело действие, ибо к моменту взятия его под стражу и высылки в 356 году Драконтий уже исполнял свои обязанности. 228

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В Xi в. эти представления были перенесены на Киев. Митр. Иларион в «Слове о законе и благодати» говорит, что блгв. кн. Ярослав отдал Киев под покровительство Божией Матери: «предал людей своих и город и град святой, всеславной, скорой в помощи христианам, святой Богородице» ( Иларион, митр. Слово о законе и благодати//Сост., вступ. ст., пер.: В. Я. Дерягин, реконстр. древнерус. текста: Л. П. Жуковская. М., 1994. С. 93-94). Д. В. Айналов и Е. К. Редин, трактуя образ «Оранты» в соборе Св. Софии в Киеве в связи с ее надписью в духе святоотеческой мысли, видели в ней олицетворение Церкви Христовой: «В этой надписи устанавливается постоянное пребывание Бога посреди Ея, как земной церкви, и выражается непрестанная помощь членам церкви, заступницей которых Она является» ( Айналов, Редин. 1890. С. 272). Многогранное содержание образа киевской «Оранты» блестяще раскрыто в работе С. С. Аверинцева, посвященной толкованию Пс 45 в контексте иконографической программы мозаики конхи собора Св. Софии. Ученый, рассматривая надпись над изображением «Оранты», заключает, что под словами «Ο Θες ν μσ ατς» имеется в виду Божия Матерь, «поскольку Она есть Градодержица, более того, поскольку Она есть Град, образ одухотворенного вещества, образ человеческой общности, воплощающей мировой смысл; церковную общину, но постольку, поскольку Она устремлена к сопряжению небесного и земного; храмовое здание, но постольку, поскольку оно, будучи «иконой» космического Дома Премудрости, одновременно обращено к городу, сообщая ему смысловой устой и бодрую надежду на победу над видимыми и незримыми врагами; наконец, город, земной город Киев со всеми его нуждами, но постольку, поскольку внутри его земного бытия осуществляется сверхземной устрояющий замысел - Премудрости» ( Аверинцев. 1972. С. 49). Лик Божией Матери «Оранта». Фрагмент мозаики в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве Лик Божией Матери «Оранта». Фрагмент мозаики в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве Прототипом софийского образа, по мнению исследователей, было изображение Богоматери «Оранты» во влахернской часовне Агия-Сорос.

http://pravenc.ru/text/2565092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН КИГАЛАС Иларион Кигалас [греч. Ιλαρων Κιγλας] (4.10.1624, Никосия - 1681 или 1682, К-поль), архиеп. Кипрский (1674-1679). Сын священника и переводчика Матфея Кигаласа. Родители крестили его с именем Иероним в мон-ре Агия-Напа (ныне в центре г. Айия-Напа). В 11 лет он отправился учиться в Италию, где провел 13 лет, посещая занятия в Афанасия святого Греческой Коллегии в Риме (1635-1648): 4 года он обучался грамматике, 1 год - гуманитарным наукам, 2 года - риторике, 3 года - философии, 3 года - богословию. Незадолго до окончания Коллегии принял постриг с именем Иларион и был рукоположен во иерея. Совершил ряд путешествий по поручению католической Церкви (в Янину, в Касиопи и др.). В 1657 г. был назначен ректором греч. коллегии в Падуе (называемой также Эллиномусион (Греческий музей), основатель к-рой Иоанн Коттуниос из Веррии выбрал И. К. благодаря его «примерному житию и учености» ( Παυλδης. 1987. Τ. 6. Σ. 86). По неизвестной причине в 1660 г. И. К. оставил эту должность. По свидетельству его ученика Николая Вувулиоса, И. К. отличался добродетелями, мудростью и «ревностью в вопросе объединения Церквей». Он жил в строгом воздержании, проводил ночи в бдении, носил простую одежду и ходил босым. Среди учеников И. К. были юристы (в т. ч. адвокаты), медики, философы и монахи, многие жили в Венеции, нек-рые - на Ионических о-вах (Керкира, Закинф). В период жизни в Италии И. К. написал несколько сочинений: «Две надписи на перенесенном ангелами из Назарета в селение Лоретто доме Приснодевы» (Δο πιγρμματα ες τν μετακομισθντα κ Ναζαρτ ες τν Λαυρεντδα κμην π τν Αγγλων τς Παρθνου οκον), предположительно изданные в Риме в 1645 г. иезуитским свящ. Марком Лиммой Рефимнием в «Кратком рассказе о чудесном перенесении...» (Σντομη διγηση τς θαυμαστς μεταθσεως...), Похвальные слова прп. Алипию Столпнику (Венеция, 1659), мч. Гавделе (Гаведдаю) Персидскому (Там же, 1661) и свт. Афанасию Великому (не изд.), трагедию «Св. Керкира» в тосканских стихах, а также «Науку грамматики, или Полный свод грамматических положений, обоснованных диалектическим методом и изложенных в виде рассуждения с точки зрения науки теоретической и практической» (Γραμματικ πιστμη, τοι θσεις γραμματικα πληρσταται μεθδ διαλεκτικ ποστρωθεσαι κα ες διλεξιν προτιθεσαι κ τς τχνης θεωρητικς τε κα πρακτικς Ιλαρωνος Κιγλα το Κυπρου, εροδιδασκλου κα εροκρυκος (сохр. в 4 рукописях)).

http://pravenc.ru/text/389219.html

В 848-858 и 867-868 гг. игуменом Студийского мон-ря в К-поле был иконопочитатель прп. Николай Студит , уроженец Кидонии (PG. 105. Col. 863-925). После возвращения в 961 г. острова византийцами большую роль в возрождении монашества в зап. части Крита в кон. Х - нач. XI в. сыграл прп. Иоанн Отшельник (Ксен). Он основал небольшие монастырские центры, которые способствовали развитию образования и просвещения. В средневизант. период епископская кафедра, по-прежнему именуемая Кидонийской, была перенесена в сел. Агия (Αγυι, Αγι) (в 9 км от совр. Ханьи), где сохранились руины кафедрального собора Пресв. Богородицы, построенного на развалинах базилики V-VI вв. Завладевшие в 1204 г. Кидонией генуэзцы построили башню на месте византийской крепости. В 1210 г. Кидония перешла к венецианцам. С 1252 г. началось заселение территории совр. старого города, после основания венецианской крепости это место получило название Канеа (Canea, иногда употреблялась форма Кания (Cania)). Кафедра правосл. архиерея в Агии была занята лат. епископом и до перемещения в Канеа именовалась Агиенской (Agiensis), правосл. паствой управляли протопресвитеры. Рукоположение правосл. духовенства совершалось на Ионических о-вах и на Карпатосе. В К. и А. м. по сравнению с др. критскими епархиями сохранилось небольшое число христ. средневек. памятников. Наиболее значительные из них руинированная ц. равноапостольных Константина и Елены в Аликамбосе (ок. 1000) на фундаментах разрушенного арабами мон-ря; ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» или во имя прп. Иоанна Отшельника между Куфосом и Аликианосом (ок. 1030, сохр. 2 слоя фресок: росписи XI в. были обнаружены недавно при реставрации, 2-й слой выполнен в 1-й пол. XIV в.); ц. свт. Николая Чудотворца в Кириакоселии (XI в., перестроена в XIII в. и расписана в 40-х гг. XIII в.); ц. Пресв. Богородицы Зервиотиссы в Стилосе (XI-XII вв.); ц. вмч. Георгия Победоносца в Курнасе (кон. XII в., юж. неф 1230 г., перестроена в XVI-XVII и XIX вв., 3 слоя росписей: кон. XII в., 30-е гг. XIII в., нач. XIV в.); ц. вмч. Георгия Победоносца в Аликианосе (1243, фрески 1430 г., худож. Павел Провата); двойная ц. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца в Стилосе (XIII и XV вв., фрески ок. 1271-1280 гг. и XV в.); ц. Христа Спасителя в Мескле (расписана в 1303 братьями Феодором и Михаилом Вениерисами); ц. Успения Пресв. Богородицы близ Аликамбоса (фрески ок. 1315 г., худож. Иоанн Пагомен). Построенная венецианцами в Канеа ц. св. Франциска датируется XIV в.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

Г. Ч. первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христ. мира. Правая рука и др. частицы мощей Г. Ч. находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука - в Большом Метеорском мон-ре. В Греции частицы мощей Г. Ч. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона (Афон), в мон-ре первомч. Стефана (Метеоры), в ц. св. Анастасии и в ц. вмч. Георгия (афинский р-н Неа-Иония), в мон-ре Агия-Лавра близ Калавриты, в мон-ре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в мон-ре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в мон-ре Кехровунион (о-в Тинос), в мон-ре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос). В Acta Sanctorum сообщается о перенесении главы Г. Ч. в 1587 г. в Лиссабон (Португалия) (возможно, из дер. Сталетти), где она и хранится в наст. время в ц. Сан-Роки. Частицы мощей Г. Ч. есть также в соборе ап. Петра и храме св. Игнатия в Риме. В Москве частицы мощей Г. Ч. находятся в храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (ул. Б. Полянка). Ист.: BHG, N 715-715e; SynCP. Col. 201, 229-230; PG. 117. Col. 165 [Минологий Василия II]; Книга Паломник. С. 6, 52, 73; ЖСв. Нояб. С. 444-463. Лит.: Telfer W. The Cultus of St. Gregory Thaumasturgus//The Harvard Theological Review. 1936. Vol. 29. N 4. P. 225-344; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 188-189; Janin R. Gregorio, Taumaturgo, vescovo di Neocesarea//BiblSS. Vol. 7. P. 214-217. О. Н. Афиногенова Почитание в славянской традиции Похвальное слово Г. Ч., написанное свт. Григорием Нисским, переведено на слав. язык не позднее XII в., содержится в волоколамском комплекте Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Волок. 592. Л. 330-358 об.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 507); в Минеи Четьи Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 799) 40-х гг. XVII в. входит «житие вкратце» (нач.: «Град есть некий славен, старейшина римский...») и чудеса Г. Ч. (Там же. Примеч. 17). Возможно, к этому тексту восходит перевод на «просту мову» (нач.: «Неокесария ест место над Чорным морем, которое грекове зовут Еуксинопонтом...»), выполненный не позднее 1669 г.

http://pravenc.ru/text/168083.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010