Другая группа памятников расположена в Кардамене: базилика Агия-Феотис (3-нефная с атриумом и мозаичными полами), базилика пресв. Фотина (сер. или 2-я пол. V в.; 3-нефная с нартексом, атриумом, баптистерием (с 2 купелями) и др. пристройками, украшена мозаиками), неисследованная базилика вмц. Варвары. В Зипари находятся 3-нефная базилика ап. Павла с баптистерием и фрагментами мозаик (кон. V в.) и 3-нефная базилика Капама (V-VI вв.) со вспомогательными помещениями с сев. стороны и с баптистерием. Она имела амвон, синтрон и мозаики высокого качества. Большинство церковных сооружений этого периода на Косе - небольшие по размеру 3-нефные стандартные базилики (напр., базилика св. Бессребреников в Андимахии, нач. VI в.). На Косе сформировалась местная мастерская мозаичистов. Наиболее хорошо сохранился мозаичный ансамбль 3-нефной базилики ап. Иоанна Богослова в Мастихари (ок. 500). Поверхность ее мозаичных полов составляет ок. 400 кв. м. Из-за отсутствия атриума 2 фонтана расположены в нартексе. С сев.-вост. стороны базилики находился баптистерий, с южной - диаконник, состоявший из 3 помещений. В алтаре сохранился синтрон и базы колонн кивория над трапезой. Фрагменты лестницы показывают, что существовали хоры. Поздневизантийская ц. Воздвижения Честного Креста Господня близ Пили построена над могилой героя Хармила (III в. до Р. Х.). Фрагменты мраморной стои, существовавшей у входа в гробницу, теперь включены в кладку ц. Воздвижения. От средневизант. и поздневизант. периодов сохранилось незначительное число памятников. Однонефный сводчатый собор монастыря Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» кон. XI в. украшен высококачественными фресками (1080-1120). В ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в местности Кардья на Нисиросе уцелели фрагменты росписей кон. XI - нач. XII в. В XIII в. был построен крестово-купольный собор мон-ря Спондон. Однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Зия расписана в кон. XIII в. Освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» храм XI-XII вв. в местности Монагри относится к архитектурному типу вписанного креста и имеет росписи 1-й трети XIII и XV в.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ (IV в.), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца). Житие Е. было обнаружено в пергаменной рукописи из ризницы мон-ря Иереев и частично опубликовано ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (Иерусалимский патриарх в 1766-1771). В наст. время рукопись утрачена. Согласно Житию, Е. вместе со свт. Николаем Чудотворцем в нач. IV в. построил на месте, где теперь находится мон-рь Иереев, ц. во имя Пресв. Богородицы. Рядом находился храм Геры, откуда Е. носил камни, а Николай Чудотворец, тогда еще мирянин, их обтесывал. Воздвигнув церковь, свт. Николай подвизался тут непродолжительное время и затем вернулся в Миры Ликийские, а Е. остался здесь до конца жизни. Почитание Е. подтверждается записью на полях в кодексе Paris. gr. 1588, нач. XII в. и упоминанием в «Хронике» Леонтия Махераса (1458) о том, что монастырь Иереев называется также монастырем св. Евтихия. В одном из списков труда Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших с Кипрского острова» XVIII в., сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (архиеп. Кипрским в 1759-1767), говорится, что в мон-ре Иереев хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский мон-рь. В наст. время эта святыня утрачена: она или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. Ист.: BHG, N 2148; Εφραμ Αθηναος. Περιϒραφ τς σεβασμας κα βασιλικς μονς το Κκκου. Ενετα, 1751. Σ. 46-48. Лит.: Χατζηψλτης Κ. Περ τς ν Πφ Μονς τν Ιερων κα τν κατ παρδοσιν δρυτν ατς Ετυχου κα Νικολου//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1952. Τ. 16. Σ. 1-8; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ ϒιολοϒα κα μνοϒραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 200; Παπαϒεωρϒου Α. Ιερων Μον//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 79-80; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αϒα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 26; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 58; Κοκκινφτας Κ., Θεοχαρδης Ι. Μον των Ιερων Αϒα Μον. Λευκωσα, 1999. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187549.html

За год до отхода в вечность, старец о. Евфимий был очень болен. Все имевшие с ним духовное общение приходили прощаться. Готовясь умереть, он как опытный подвижник говорил на прощание пришедшим: – Отцы, тщитесь всегда приготовляться, дабы к этому часу не быть не готовым, ибо тогда уже ничего не можем сделать! – Говорил же это с таким воодушевлением, что все были тронуты и, видя с какою твердостью он вступает во врата смерти, получили великую пользу. Но от этой болезни старец не умер, а совершенно выздоровел. При жизни ему было откровение об умирающих, известное некоторым старцам. О важности того часа, когда душа исходит из тела, старец говорил так: – Если кто услышит об отшедшей душе, то где бы он ни был и чем бы ни занимался, пусть оставит все и молится об умершем. Хотя бы и сам крайне нуждался в молитвах других, хотя бы и правила своего еще не выполнил, но в этот час пусть забудет себя и всякое дело и молится о почившем! Старец о. Евфимий имел особую любовь к Молдавскому скиту. Не находя возможности часто видеться со старцем, игумен Нифонт долго просил его переселиться к нему в скит, но о. Евфимий не соглашался, не желая оставить своего безмолвия. Бог же видя искреннее усердие о. Нифонта и его братства, промышлением Своим устроил по их желанию. Игумен пригласил старца на освящение скитского храма. Старец отправился совершенно здоровым. Везде ходил по скиту, смотрел новые строения, бывал на всех службах и в трапезе, и через два дня он приобщился Св. Таин. После сего, придя в келью он находился в несказанной радости, от избытка которой начал петь тропари и стихиры, что показалось другим весьма необычным. Среди самого пения, старец предал дух свой Господу. Бывшие при этом думали про себя: какой странный у старца обычай петь вслух; а лишь он смолк, оглянувшись увидали, что старец уже скончался с выражением великой радости на лице. Когда потом мы посетили келью Рождества Богородицы в скиту св. Анны, где жил старец Евфимий, мы просили его учеников, чтобы сказали что-нибудь из наставлений его, те со скорбью отвечали, что не могут передать этого, особенно с той силою и убедительностью, как говорил он: – О, если бы вы застали его при жизни и от него самого услышали слово. Нам нельзя его слов передать, ибо они имели благодатную силу и проникали в глубину души! Старец о. Феофил «Агия Психи» – грек († 1870)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВСТРАТИЙ мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и другие мученики Севастийские ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВТИХИЙ (IV в.), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ схимник, прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_42.html

Примечания Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. 1. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. Переводчик - Т.Б. Менская, отв. редактор - А.Б. Зубов. 2. Распятие и воскресение Христа произошли в 30-м году. Рожден же Он был, скорее всего, в 5-м году до общепринятой даты Его Рождества. 3. Такой местный патриотизм довольно часто будет проявляться в истории именно в подобных апокалиптических сектах: в XVI в. Иоанн Лейденский утверждал, что Небесный Иерусалим низошел на Мюнстер, а в XX веке Вениамин (Иоанн) Береславский помещает его в Москву. 4. Конечно, все познается в сравнении: на фоне современных наследников гностицизма - Блаватской, Рерихов и их последующих эпигонов - эзотериков всех сортов древние гностики кажутся кладезем премудрости. 5. Веротерпимость, по крайней мере на бумаге, просуществовала до 528 г., когда она была отменена указом Юстиниана. 6. Обе эти церкви были перестроены Юстинианом в VI в. Храм св. Апостолов был уничтожен турками в XV в., а Агия Ирини стоит и поныне. Старый храм Св. Софии (Христа - Премудрости Божией) был построен сыном Константина Констанцием. Этот храм сгорел 15 января 532 г. во время восстания Ника, и на его месте Юстиниан выстроил нынешнюю Св. Софию - самый знаменитый христианский храм мира. 7. Субординатизм означает неравенство Лиц Троицы: Сын и Дух вторичны по отношению к Отцу. 8. Этот пример был использован в XX в. украинскими автокефалистами, которые рукоположили своего епископа силами одного священства, без участия епископов. Даже если принять сообщение Иеронима за подлинное, то все равно участие епископов в епископской хиротонии в Египте было необходимым, пресвитеры лишь сослужили им. 9. Интересно отметить, что в Греции и сегодня дети получают подарки не от св. Николая (Санта-Клауса), а от св. Василия в его день - 1(14) января. 10. В поисках утраченного прошлого. - (фр.). 11. Во время турецкого правления (вторая пол. XV в.) он стал мечетью, в качестве каковой просуществовал до конца XVIII в., когда в результате венецианской канонады взорвался временно расположенный там арсенал.

http://sedmitza.ru/lib/text/434860/

В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи великомученицы Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем – в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы, и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 году петербургским мастером Андреевым на средства графини А. А. Орловой-Чесменской. Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 годах. В 30-х годах ХХ века мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе. Левая рука великомученицы Варвары, привезенная в XVII веке на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской. В 30-х годах ХХ века они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта). Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиепископом Новгородским, в 1218 году заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138 году) церкви новый каменный храм во имя великомученицы Варвары. Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой. Из описей Новгородского собора Святой Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей великомученицы Варвары и часть ее гроба. О руке великомученицы Варвары в монастыре Святого Креста (Иерусалим) упоминается в «Хожении» гостя Василия 1465–1466 годов. Частица ее мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы великомученицы Варвары находится в церкви Агия-Епискепсис в Трикале (Фессалия), часть руки – в монастыре Симонопетра (Афон), другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Никола, помоги! Никола, помоги! Никола! Никола! Никола, помоги! И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который ему издалека сказал громким голосом, почти закричал: – Василий Иванович, подожди, я сейчас приду. Не бойся, я к тебе сейчас приду. Этот человек пошел по воде от берега, прямо как апостол Петр, взял Василия Ивановича за руки и сказал: «Не бойся, пойдем до берега» Этот человек пошел по воде от берега, прямо как апостол Петр. Мост, с которого соскользнул путешественник, уже остался далеко позади. Человек на воде взял Василия Ивановича за руки и сказал: – Не бойся, пойдем до берега. И он довел его до берега, как будто шел вместе с ним по воде. Поставил его на берег и сказал: – Все, иди. Все нормально. Никольская церковь, напротив которой начинается наплавной мост через реку Оку. Фотография до 1917 г. Начальник цеха передал Софии Сергеевне эти слова и сказал: – Как я его не буду почитать? Он же мне жизнь спас. Я его покричал, и он пришел ко мне прямо по воде. Но, – говорит, – ты никому не рассказывай. Ты иногда свечку поставь за меня в церкви, но не разглашай: уж больно это явное событие. Конечно, как же не чтить после этого святителя Николая?! Сразу вспоминается Уран у поли, город, после которого начинается путешествие на паромах на Святую Гору Афон. «Уран у поли» – то есть «Небесный град», для греков это обычное название. Там на берегу моря, как ехать на Афон, стоит небольшая изящная часовня «Агия Анна». Она сложена не из кирпича, а из природных каменных плит. Часовня чуть больше человеческого роста, в ней может поместиться только три человека, не больше. Можно зайти, свечку поставить и идти дальше. Такую часовню легко построить, если бы кто-то захотел. А в Касимове, на том месте, где святитель Николай ходил по воде в советское время, нет такой часовни. Если бы мы жили в Греции или на Кипре, то обязательно построили бы часовню и непременно где-то в октябре или (из-за трудностей с дорогой) весной туда ходили бы крестным ходом, чтобы пропеть величание там, где святитель Николай сотворил чудо: шел по воде этой самой реки. Как Василий Рязанский плыл против течения в Старую Рязань из Мурома, так здесь святитель Николай своими ножками ходил и откликнулся на молитву погибающего человека.

http://pravoslavie.ru/153721.html

«По тягам арок расположены обычные медальоны с изображениями сорока мучеников; имена их и способ написания, по словам Н. П. Кондакова и гр. Н. И. Толстого, как будто указывают на грека, тщетно старавшегося передать известные греческие имена по-славянски, или же на огреченного южного славянина – болгарина или серба: Леонт, Иоулиос, Кюрил, Николас и пр. По сторонам Богородицы слева и справа стоящие малые фигуры с трудом различаются: святой подводит женщину к Богоматери на одной стороне. Ниже обычная Евхаристия с двояким причащением и двумя изображениями Спасителя. По причине узкости абсиды, и неумению живописцев уменьшить бывшие в руках кальки или прописи, взятые из больших церквей, с большими фигурами, обычный ряд святителей пришлось поместить в двух поясах: Климента, Николая, Афанасия, Иоанна Златоуста , Григория, Василия, Иеваноса и пр. Под окном абсиды, в нише юный Иисус Христос и по сторонам его Иоанн Предтеча и агия Марфа – изображение как будто Деисуса с Иоанном и Марией, по ошибке письма превратившийся в Марфу; но в Деисус, вместо Спасителя обычного типа, представлен как будто юный учитель Иерусалимского храма, вспомянутый здесь ради горнего места, которое украшено этим изображением: пример пока единственный, но замечательный по глубине мысли. В том же алтаре, в нише, направо от входа, изображен пророк Илия (Ильяс), получающий от голубя хлебец в пищу – прекрасная фигура, строгого типа, с косматыми волосами, сидящая в пустыне, т. е. между скалистых гор. В другой нише большой образ по грудь представляет св. Петра Александрийского , держащего Евангелие и благославляющего сложением трех перстов. У него, как и у других святителей, волосы на голове выстрижены гуменцом; все святители обле-чены, в крещатые омофоры поверх фелоней, все седые, в типе византийских мозаик, т. е. с глубокими морщинами, с резкими обликами. Из святителей Доментиана, Амфилохия, Власия, Ипатия, Иакова, Григория обращает на себя внимание Лазъръ, безбородый и с гуменцем; все надписаны О АГ ΙОС» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В наст. время они хранятся в киевском Владимирском соборе. Левая рука В., привезенная в XVII в. на Зап. Украину греком Александром Музелем, происходившим из имп. рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви ап. Иоанна Богослова г. Луцка, а затем были перенесены митр. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в храм Св. Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, пров. Альберта). Ковчег-мощевик вмц. Варвары в ц. Иоанна Воина на Якиманке. Москва. Фотография. 2003 г. Ковчег-мощевик вмц. Варвары в ц. Иоанна Воина на Якиманке. Москва. Фотография. 2003 г. Антоний Новгородец, ставший после возвращения из К-поля архиеп. Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя В. (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой ( Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора Св. Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей В. и часть ее гроба (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48). О руке В. в мон-ре Св. Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица ее мощей также была в Хальберштадте ( Riant. P. 21). В наст. время часть честной главы В. находится в ц. Агия-Епискепсис в Трикале (Фессалия), часть руки - в мон-ре Симонопетра (Афон), др. частицы хранятся в разных мон-рях Греции и Кипра. В Москве в ц. Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста В. с перстнем, перенесенная из ц. вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском пер. (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей В., подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882). За молитвенной помощью к В. обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1995 г.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Скачать epub pdf Словарь Абие – тотчас, вдруг, опять Ага – турецкий придворный сановник или военачальник Агар – нагар Агия – святой Адам – человек Ажно – если, что; даже, вот; как, как вдруг; а на самом деле Акафист – церковное песнопение во славу Христа, Богородицы, святых Аки – как, словно Алла – обращение к Богу у мусульман Ан – а вместо того, а на самом деле; вот и; то Арака (рака) – водка Арба – телега с высокими колесами Артель – товарищество, группа (паломников) Архидьякон – почетный титул первого среди дьяконов Аспид – яшма, сланец Афедрон (анфедрон) – задний проход Аще – если Базаряне (бозырьяне) – купцы, торговые люди Басня – рассказ, история Басурман (босурман, бусурман) – иноверец, нехристианин Батожье – палки, дубины Баять – говорить Бей – титул высших офицеров и чиновников в султанской Турции Бельцы – немонахи, миряне или белое духовенство Безчиние – нарушение порядка Бить челом – просить Блюсти – оберегать, хранить, остерегаться Богомотание (богоматане) – беспорядочное движение, бормотание во время молитвы Борозда – арык Борошен – скарб Бранный – военный Брашно – еда Буква – здесь: букет Бумага хлопчатая – хлопок Бурмистр – член городского самоуправления Вайя – пальмовая ветвь Вборзе – быстро, вскоре, поспешно Вдрязг – сильно, очень; окончательно, совершенно Ведомость – весть, известие Велдеган (елдеган, селдеган) – гостиный двор Вельми – очень; очень много Вервь – веревка Вержение – полет (стрелы, камня) Вертеп – пещера Верховой – дворцовый (мастер) Весь – селение Вечеря – ужин Взять Светлое воскресение – встретить праздник Пасхи Виноград – сад, виноградник Винтовать – джигитовать Внегда – когда, в то время как Вождь – проводник, провожатый Возвод – приспособление для подъема воды; подъемная часть моста Возмяться – прийти в волнение Волак – гонец Воложский – грецкий (орех) Волох (волошанин, волошенин) – житель Воложской земли (Валахии) Ворота – фарватер Восвояси – в свой дом Вось – вот Впервой – в первый раз, впервые Вправду – правдиво, без обмана; справедливо

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010