Мч. Иоанн. Фрагмент правой створки Боррадейльского триптиха. X в. (Британский музей, Лондон) Мч. Иоанн. Фрагмент правой створки Боррадейльского триптиха. X в. (Британский музей, Лондон) В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) К. и И. упоминаются дважды. Под 31 янв. отмечена память их кончины и говорится, что торжественная служба в честь мучеников совершалась в К-поле в посвященной им церкви в квартале Сфоракий (в Типиконе - Спаракий; Mateos. Typicon. T. 1. P. 216-218; SynCP. Col. 435); при этом в Синаксаре указывается, что К. был родом из Александрии, И.- из Эдессы. Под 28 июня отмечена память перенесения мощей святых; сообщается, что оба мученика (а не только К.) были целителями, их мощи обрели при имп. Аркадии (395-408) и Феофиле I, архиеп. Александрийском; торжественная служба К. и И. в этот день совершалась в церкви в Аркадианах (греч. Αρκαδιανα; Mateos. Typicon. T. 1. P. 322; SynCP. Col. 435, 777). Под 12 нояб. в обоих источниках указывается празднование обновления часовни аввы Кира ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98; SynCP. Col. 218). В лат. описании святынь К-поля XII в. (Аноним Меркати) упоминается, что мощи К. и И. хранились в мон-ре, построенном в честь этих святых возле мон-ря прав. Лазаря, и в мон-ре Пресв. Богородицы Триаконтафиллос (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 441, 452). Ок. 1200 г. Антоний Новгородец видел честные главы К. и И. в храме Св. Софии в К-поле (Книга Паломник. С. 16). В наст. время частицы мощей К. и И. хранятся во мн. мон-рях Греции, в т. ч. на Афоне - в Зографе, Кастамоните, Великой Лавре и Пантократоре, на Пелопоннесе - в Агия-Лавре и Мега-Спилео, на Патмосе - в мон-ре ап. Иоанна Богослова, а также на Кипре - в Киккском мон-ре ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 165, 203; www.churchsynaxarion.blogspot.gr/2009/05/4-1.html [Электр. ресурс]). Западная традиция

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Правда, греки чувствуют себя в храмах довольно развязно, вульгарно. Вы можете увидеть, как они иногда входят туда в головных уборах и не сразу снимают их. Бывали примеры что еще в притворе церковном они начинали уже курить табак, и вообще, они чувствуют себя хозяевами в храме. Но это не касается самой глубины сердца. Во время службы они смиренны, сдержанны, внимательны, молитвенны. Мужчины стоят в одном месте, женщины - особо. Во время проповеди, когда им что-нибудь понравится, они шумно кричат: " Хито! " Французское " виват " - " да живет " , славянское " слава! " Это у них издавна. Еще ев, Иоанн Златоуст пытался останавливать их восторженные возгласы и рукоплескания за свои чудные проповеди, но безуспешно... Греки - народ в общем горячий, южный, экспансивный, были и есть. Только теперь стали смирные, тихие. Но все же материализм внедрился в них глубоко, как увидим это из некоторых фактов. К России у них глубокое уважение, как к могучей силе и покровительнице православия, защитнице греков и славян от иноверных. Но они хотят получать, а не давать. Наиболее больным вопросом для них является потеря Константинополя даже в случае могущества России, в частности храма " Айя-София " (то есть " Святая София " , " Премудрость Божия " , Сын Божий от греческого слова " Агия-София " ). Лично я думал и думаю: ни в коем случае не нужно никому, и нам, русским, отнимать у них этот дорогой Царьград и чудный собор, построеный Юстинианом Великим в VI веке. Впрочем. все это я говорю по наблюдению над городскими греками. Сельские, как и везде, гораздо смиреннее и духовнее, чем горожане. Я это после наблюдал, когда посещал священников на островах. Припомню сейчас одну группу картин (если только я не писал о ней раньше), которую мне пришлось видеть в американском журнале. На одной из них сфотографирован внутренний вид передней части алтаря. На красивых, солидных, мраморных креслах сидят католические епископы. Они в богатом облачении, высоких митрах, держат себя важно, даже напыщенно. Это - церковная власть. Такова Католическая Церковь, Церковь непогрешимого папизма, Церковь, правящая бесправными пасомыми. Из-за этих правителей не видно даже священного алтаря, где совершается богослужение: Церковь как правящий класс заслонила даже веру. Нечего уже говорить, что тут не видно народа, паствы, управляемого стада: оно не имеет силы в католичестве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Греции считают, что части главы св. Маманта хранятся в монастырях свт. Николая Чудотворца (Галатаки) на Эвбее (дар Екатерины II), вмч. Георгия Победоносца близ Эдипсоса на Эвбее, в Дионисиатском монастыре на Афоне , в церкви Успения в с. Кастро в Элиде (с 1895). Кроме того, небольшие частицы мощей находятся в монастырях и храмах Греции (в Иверском монастыре и в Дохиаре на Афоне, в Прусу и Дусику, в Варнакова женском Успенском монастыре, в монастырях мч. Маманта на Андросе, Рождества Пресв. Богородицы в Неа-Макри, вмч. Георгия Победоносца в Малесине, Пантократора близ Месолонги, прор. Илии на горе Парнас, Агия-Лавра близ Калавриты, Св. Троицы в Эйялии, Хрисоподаритиссы близ Патр, Малеви в 47 км от Триполи, Пояса Пресв. Богородицы, а также Честного Креста на Самосе, церкви Евангелистрии Пресвятой Богородицы на Тиносе, в церквах свт. Афанасия Великого в Архани, сщмч. Харалампия в Акрате, в 70 км от Патр, мч. Трифона в Диакофто, в 54 км от Патр, вмч. Димитрия на острове Саламин), Кипра (в Киккском монастыре), Св. земли (в храме Воскресения Господня и в монастыре равноап. Марии Магдалины на Елеонской горе), России (в Москве в Даниловом монастыре и в церквах Всех святых на Кулишках, прор. Илии в Обыденском пер., мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине и др., в Спасо-Парголовском храме Санкт-Петербургской епархии, в Иоанна Богослова апостола мужском монастыре в с. Пощупове Рязанской обл. и др.), Белоруссии (в Успенской церкви в Витебске), Украины (икона св. Маманта с частицей мощей, дар архиеп. Антония (Храповицкого), в Загаецком мужском монастыре святителя Иоанна Милостивого). Почитание мч. Маманта также широко распространено в Ливане , где его именем названы мн. церкви и монастыри. В г. Дайр-Мимас память этого святого как небесного покровителя города празднуется 15 сентября. В католических европейских странах помимо Франции св. Мамант почитается в Испании (считается, что части его мощей хранятся в монастыре мч. Маманта в Бильбао и в церкви равноап. Марии Магдалины в Сарагосе), в Португалии и Италии (особенно в Милане и Лукке).

http://drevo-info.ru/articles/6945.html

Жители Лимасола были недовольны тем, что из-за перемещения церковно-адм. центра епархии в Ларнаку их город стал второстепенным по значению. Так, в 1869 г. на собрании представителей Лимасольского окр. говорилось о необходимости строительства в Лимасоле новых зданий митрополии, потому что в том состоянии, в котором она находилась, была «недостойна своего названия» (Ibid. Σ. 245). Интенсивное развитие Лимасола началось с 1878 г., в период брит. правления. Первым из Китийских митрополитов, проживавших в Лимасоле больше времени, чем в Ларнаке, был Киприан (Икономидис; 1868-1886). Из-за этого жители Ларнаки в 1882 г. пригрозили сделать митрополитом Китийским Хрисанфа (Иоаннидиса) Киринийского, а Киприана оставить митрополитом Лимасольским и Курийским (Ibid. Σ. 313). После этого Киприан вернулся в Ларнаку. Значительное внимание Лимасолу уделил Китийский митр. Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II). Он построил новую митрополичью резиденцию (архит. З. Вондас из Александрии), в 1911 г. освятил величественный храм Агия-Напа (1891-1903, архит. Г. Пападакис), к-рый стал кафедральным собором вместо небольшой ц. преподобных Андроника и Афанасии (1835-1850). На свои средства он начал восстановление мон-ря св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), в котором поселил 3 монахов из Ставровуни и хотел создать Земледельческую школу. При разработке проекта Уставной хартии Кипрской Православной Церкви 1914 г. митр. Мелетий первым высказал идею о выделении из состава Китийской митрополии Лимасольской. Кафедральный собор Панагии Кафолики. 50-е гг. XX в. Кафедральный собор Панагии Кафолики. 50-е гг. XX в. Большую роль в развитии духовной жизни в епархии сыграл эконом ц. Св. Троицы в Лимасоле свящ. Соломон Панагидис. Он создал первые на Кипре катехизаторскую школу (1933), правосл. лагеря (1937), правосл. молодежную организацию (1939) и открыл вечернюю школу (1940). В 30-40-х гг. при приходах стали возникать кружки и общества, напр.

http://pravenc.ru/text/2110505.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Никейская митрополия усилила благотворительную деятельность в условиях кризиса 07.04.2015 Духовный центр Никейской митрополии Элладской Православной Церкви , расположенный в афинском районе Никея, в Вербное воскресенье, 5 апреля 2015 г., в буквальном смысле был затоплен людьми, которые каждый месяц приходят к кафедральному собору епархии, чтобы получить помощь из рук митрополита Никейского Алексия (Вриониса). Об этом сообщило информационное агентство «Ромфея». Епархия снабжает нуждающихся необходимыми продуктами питания (мясом, маслом, макаронными изделиями, мукой, сахаром, бобовыми, молоком, хлебом и консервами), а также подготовила подарки для малышей к празднику Пасхи Христовой. В общей сложности помощь получили 2500 семей. Никейская митрополия охватывает несколько районов Западной Аттики (Никея, Перайя, Керацини, Коридаллос, Эгалео, Хайдари и Агия Варвара), которые в наибольшей степени охвачены бедностью и безработицей. Благотворительная деятельность Никейской митрополии велика и является одним из главных направлений церковной жизни этой епархии. Она не ослабевает, несмотря на сложные экономические условия, переживаемые митрополией и Элладской Православной Церковью в целом, как, впрочем, и всей Грецией . В 15 приходах Никейской митрополии действуют пункты раздачи бесплатного супа, где ежедневно готовятся 1600 порций горячей пищи для наиболее нуждающихся прихожан. В детском лагере при епархии каждый год отдыхает одна тысяча детей из бедных и многодетных семей. В митрополии действует программа ежедневной экстренной помощи нуждающимся, больным, безработным и проч. 3000 семей получают вспомоществование от епархии. Митрополия также осуществляет пастырское попечение в больницах и тюрьмах. При ней действует социальная клиника и пункт раздачи лекарств для необеспеченных граждан. При митрополии открыты восемь банков донорской крови, сорок приходских благотворительных служб выдачи продуктов питания и денежных пособий. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.04.2015 17:21:42

http://drevo-info.ru/news/18718.html

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

В 848-858 и 867-868 гг. игуменом Студийского мон-ря в К-поле был иконопочитатель прп. Николай Студит , уроженец Кидонии (PG. 105. Col. 863-925). После возвращения в 961 г. острова византийцами большую роль в возрождении монашества в зап. части Крита в кон. Х - нач. XI в. сыграл прп. Иоанн Отшельник (Ксен). Он основал небольшие монастырские центры, которые способствовали развитию образования и просвещения. В средневизант. период епископская кафедра, по-прежнему именуемая Кидонийской, была перенесена в сел. Агия (Αγυι, Αγι) (в 9 км от совр. Ханьи), где сохранились руины кафедрального собора Пресв. Богородицы, построенного на развалинах базилики V-VI вв. Завладевшие в 1204 г. Кидонией генуэзцы построили башню на месте византийской крепости. В 1210 г. Кидония перешла к венецианцам. С 1252 г. началось заселение территории совр. старого города, после основания венецианской крепости это место получило название Канеа (Canea, иногда употреблялась форма Кания (Cania)). Кафедра правосл. архиерея в Агии была занята лат. епископом и до перемещения в Канеа именовалась Агиенской (Agiensis), правосл. паствой управляли протопресвитеры. Рукоположение правосл. духовенства совершалось на Ионических о-вах и на Карпатосе. В К. и А. м. по сравнению с др. критскими епархиями сохранилось небольшое число христ. средневек. памятников. Наиболее значительные из них руинированная ц. равноапостольных Константина и Елены в Аликамбосе (ок. 1000) на фундаментах разрушенного арабами мон-ря; ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» или во имя прп. Иоанна Отшельника между Куфосом и Аликианосом (ок. 1030, сохр. 2 слоя фресок: росписи XI в. были обнаружены недавно при реставрации, 2-й слой выполнен в 1-й пол. XIV в.); ц. свт. Николая Чудотворца в Кириакоселии (XI в., перестроена в XIII в. и расписана в 40-х гг. XIII в.); ц. Пресв. Богородицы Зервиотиссы в Стилосе (XI-XII вв.); ц. вмч. Георгия Победоносца в Курнасе (кон. XII в., юж. неф 1230 г., перестроена в XVI-XVII и XIX вв., 3 слоя росписей: кон. XII в., 30-е гг. XIII в., нач. XIV в.); ц. вмч. Георгия Победоносца в Аликианосе (1243, фрески 1430 г., худож. Павел Провата); двойная ц. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца в Стилосе (XIII и XV вв., фрески ок. 1271-1280 гг. и XV в.); ц. Христа Спасителя в Мескле (расписана в 1303 братьями Феодором и Михаилом Вениерисами); ц. Успения Пресв. Богородицы близ Аликамбоса (фрески ок. 1315 г., худож. Иоанн Пагомен). Построенная венецианцами в Канеа ц. св. Франциска датируется XIV в.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ГАЗИС [Греч. Μανουλ Γαζς] (1-я пол. XV в.), лампадарий , визант. мелург. Биографические сведения о М. Г. почти не сохранились. В рукописях упоминается как лампадарий, но без уточнения церкви или города (напр., Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274, 1-я пол. XV в.: «сочинение Мануила Газиса лампадария…»). Занимался также преподаванием; в частности, его учеником был Ангелос Григориос (или Григориу), писец и мелург, к-рый в рукописи Sinait. gr. 1566 относительно одного из причастнов написал: «Сочинение Мануила Газиса, моего учителя» (Fol. 36) ( Shartau, Alexandru. 1994). Кроме того, отдельные ремарки в рукописях указывают на его связи с зап. муз. культурой. Напр., в певч. Анфологии Lesb. Leim. 244 (XVI в.) содержится славословие М. Г., к-рое, согласно предваряющей ремарке, было заказано Леонардом, правителем Агия-Мавры (Санта-Маура, ныне о-в Лефкада). Вероятнее всего, под этим именем подразумевается граф острова Леонардо II Токко (1375/1376-1418/1419), покровитель искусств, имевший дружественные отношения с визант. императором ( Adamis. 1972. P. 738-739). Кроме того, сохранились 2 распева «Верую», 4-го и 1-го плагального (5-го) гласов, приписываемые М. Г. (напр., в рукописях: Ath. Laur. Θ. 162. Fol. 339v, 1788 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 136v, кон. XVI в.; Paris. Suppl. gr. 1171. Fol. 51v, XVII в. (сохр. частично, со слов «И в Духа Святаго»)). Для визант. церковно-певч. практики в отличие от западной не было характерно распевное исполнение «Верую», поэтому эти песнопения могли быть созданы под влиянием католич. традиции. В рукописной традиции XV-XVIII вв. встречаются следующие калофонические песнопения М. Г.: причастен «Хвалите» гласа πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 126. Л. 125 об., 2-я пол. XV в.), матимы в жанре стихир - «Воспойте, людие, Матерь» (на Успение Пресв. Богородицы) 1-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 937. Fol. 241-243, 1552 г.; РНБ. Греч. 130. Л. 663 об., нач. XVII в.; Lesb. Leim. 231. Fol. 237-238, ок. 1700 г.), «Слава в вышних» (на Рождество Христово) 1-го гласа τετρφωνος с указанием «ργανικν» (РНБ. Греч. 126. Л. 126), «Чиноначальник вышних сил» (арх. Михаилу) 1-го гласа (БАН. РАИК. 30. Л. 139 об., посл. четв. XVI в.), калофонический стих «Яко во смирении нашем» (Пс 135. 23) 4-го плагального (8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274). Песнопение «Всякое дыхание» 4-го плагального гласа в рукописях, большая часть из которых была написана в XVIII-XIX вв., как правило, сопровождается примечанием, что некоторые его приписывают М. Г., а другие - прп. Иоанну Кукузелю (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 124, 1747 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 132 об., XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

В годы архиепископства Макария III КПЦ активно развивала связи как с правосл. Церквами, так и с инославным христ. миром. Делегация КПЦ участвовала в I Всеправославном совещании на о-ве Родос (24-30 сент. 1961), ее глава митр. Геннадий Пафосский сделал заявление по поводу места, определенного для КПЦ на совещании после Болгарской Православной Церкви: «Ради мира мы приняли без протеста место, которое дано представителям нашей Церкви среди других Церквей на настоящем совещании. Однако напоминаю, что Кипрская Церковь имеет автокефалию, утвержденную III Вселенским Собором и заверенную последующими четырьмя Вселенскими Соборами, в связи с чем имею предубеждения относительно первенства младших Церквей, чья автокефалия не утверждена Вселенскими Соборами» ( Μιτσδης Α. Η ν Ρδ Πανορθδοξος Δισκεψις. Λευκωσα, 1962. Σ. 44). Вместе с др. Греческими Церквами КПЦ не признала автокефалию Православной Церкви в Америке и автономию Японской Православной Церкви , предоставленные им РПЦ 10 апр. 1970 г. РПЦ неоднократно поддерживала КПЦ в борьбе за независимость кипрского гос-ва и с тур. агрессией. В сент. 1964 г., во время встречи в Афинах, Московский патриарх Алексий I вручил архиеп. Макарию III орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени. В 1964 г. было образовано Об-во дружбы «СССР - Кипр», в состав которого вошли и иерархи РПЦ. 3 июня 1971 г. архиеп. Макарий III, прибывший в СССР по приглашению Президиума Верховного Совета и советского правительства, принял участие в торжествах интронизации Московского патриарха Пимена . Важным событием в истории отношений КПЦ с католиками стало одобрение 10-12 марта 1966 г. на заседаниях Свящ. Синода КПЦ отмены анафем 1054 г. К-польской и Римско-католич. Церквами (7 дек. 1965). 2 сент. 1968 г. архиеп. Макарий III встретился с папой Римским Павлом VI в Кастель-Гандольфо в окрестностях Рима. 31 янв. 1973 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Кипр и Римским престолом на уровне посольства и апостолической нунциатуры. В кон. 60-х гг. ХХ в. Церквами Ближ. Востока была осознана необходимость создания межконфессиональной христ. орг-ции для решения проблем данного региона. На конференции 29 сент.- 4 окт. 1969 г. в Никосии была учреждена Экуменическая комиссия Ближ. Востока по делам палестинских беженцев с постоянным бюро в столице Кипра, рабочее совещание к-рой состоялось в Никосии в июле 1970 г. 12-14 нояб. 1972 г. на территории Кипра в Саламине по решению отдела ВСЦ «Межцерковная помощь, беженцы и международные дела» было организовано ближневост. Совещание по проблемам межцерковной помощи. В мае 1974 г. в Никосии 15 православными, древними восточными, протестантскими и англиканскими Церквами Ближ. Востока был создан Ближневосточный Совет Церквей (в 1990 к ним присоединились римо-католики). В недействующем мон-ре Агия-Напа архиеп. Макарий решил разместить Экуменический центр конференций, с 1978 по 2006 г. мон-рь служил местом заседаний христианских Церквей Ближ. Востока.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Высеченные в скальной породе раннехрист. гробницы найдены в местности Цамбрес недалеко от Ризокарпасо и в Айос-Еорьосе близ Пейи. В нач. IV в. прп. Евтихий и свт. Николай , архиеп. Мирликийский, к-рый был тогда еще мирянином, основали Иереев монастырь (Агия-Мони) в окрестностях Пафоса. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а свт. Николай их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в построенной им обители до конца жизни. Эти сведения содержались в ныне утраченной пергаменной рукописи Жития прп. Евтихия, к-рая была обнаружена в ризнице мон-ря Иереев ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский, 1766-1770 или 1771). Кипрская Православная Церковь в византийский период Ранневизантийский период С именем равноапостольных Константина I Великого и Елены связан ряд кипрских преданий. Наиболее ранние источники, повествующие о посещении этого острова равноап. Еленой по пути в Св. землю и обратно в 327-328 гг.,- «Хроника» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и рукопись Lond. Brit. Mus. Add. MS 34554 (XVI в., архетип XIII в.). Но предание возникло намного раньше, о Еленином кресте в мон-ре Ставровуни упоминает уже рус. игум. Даниил в нач. XII в. («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). После того как Елена прибыла с Честным Крестом на Кипр, на страдавшем от многолетней засухи (с 324 г.) острове пошел дождь ( Κυπριανς. 1788. Σ. 97). Елена подарила частицы Честного Креста в основанные ею мон-рь Ставровуни и церковь в дер. Тохни ( Leont. Makhair. Chronicle. § 8; Κυπριανς. 1788. Σ. 97). В сел. Кука она оставила неск. крошек этой реликвии, в Омодосе - часть веревки, которой был связан Спаситель ( Κυπριανς. 1788. Σ. 98). Т. к. остров находился в запустении, равноап. Елена велела переселить на Кипр жителей из соседних областей империи: Египта, Иудеи, Сирии, Киликии, Каппадокии, Памфилии и др. ( Παπαδπουλλος. 1952. Σ. 232-233). По др. преданию, назначенный имп. Константином на Кипр наместник Калокер поселил на острове жителей Тилоса и эта местность впосл. получила название Тиллирия ( Κρρης. 1986. Σ. 364). Киррис высказал предположение, что Тиллирия была заселена воинами из Иллирика для защиты побережья от пиратов ( Idem. Χαρακτηριστικ τς Κυπριακς Ιστορας κατ τν πριμη βυζαντιν περοδο//Πρακτικ το Συμποσου Κυπριακς Ιστορας: Λευκωσα, 2-3 Μαου 1983. Ιωννινα, 1984. Σ. 17-40). Поскольку за время засухи на Кипре размножились змеи, Калокер велел развести в мон-ре свт. Николая Чудотворца на п-ове Акротири кошек ( Κυπριανς. 1788. Σ. 98).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010