Богословская лекция понтифика была посвящена теме соотношения разума и веры. По мнению папы, нельзя разделить веру от разума. Он привел слова византийского императора Мануила Второго Палеолога: " Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете и бесчеловечные вещи, такие, как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал " . Цитату папа привел именно с целью подчеркнуть сам принцип: нельзя, неразумно распространять религию насилием, вера и насилие несовместимы. При желании эти слова можно было спокойно воспринять как самокритику. Ведь и католическая церковь насаждала веру мечом. В защиту папы говорит и то, что волна, мягко говоря, негодования в мусульманском мире вызвана тем, что цитата вырвана из контекста и что папа в результате был неправильно понят. А если даже так? Пусть и вне контекста. Разве Агия София сама превратилась в мечеть? Я, откровенно говоря, не очень понимаю, когда всякие авторитеты, включая церковные, извиняются за поступки предыдущих поколений. Это впадение в анахронизм. Историю надо оставлять историкам. Ее надо, так сказать, " историзировать " . Разве мы виноваты в том, что совершили наши предки? И разве события прошлого не следует рассматривать с учетом менталитета, категорий мышления, понимания вещей и морали той эпохи, в которой эти события имели место? Гораздо честнее отказаться от нетерпимости, ненависти и насилия здесь и сейчас, нежели извиняться за не наши поступки. Но если уж так сложилось, что мы обязательно должны чувствовать себя виновными за предков и нужно извиниться, скажем, за Христофора Колумба, как того требуют представители американских меньшинств, тогда прав бывший премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар, когда говорит, что мусульманам следовало бы извиниться за оккупацию Испании, которая длилась восемь веков. И куда это нас поведет? На встрече с послами исламских стран папа говорил о взаимном уважении. Вот над принципом взаимности и стоило бы задуматься. Во многих мусульманских странах христиане не могут свободно исповедовать свою религию, не имеют равных прав с ведущей конфессией. Заместитель директора " Коррьере делла Сера " Магди Аллам (сам, кстати, мусульманин), комментируя встречу, пишет, что настоящий диалог будет возможным только тогда, когда мусульманский мир воспримет ценности плюрализма и религиозной толерантности.

http://religare.ru/2_33053.html

По афонскому уставу Поскольку монастырь на протяжении веков являлся подворьем афонского монастыря Филофей, то и сейчас данная обитель не самостоятельна, а подчиняется Святогорской и живет по афонскому уставу. Сестры подвизаются с главной целью духовного совершенствования и одновременно хранения Честного Гвоздия и служения приходящим паломникам. Музей Архангела Михаила      За эти годы в монастыре были завершены крылья (флигели) зданий братского корпуса, паломнические гостиницы и современные мастерские для послушания сестер. Построен кафедральный собор Святого Силуана Афонского, заложенный с целью вместить всех паломников во время богослужений. По благословлению старца Ефрема начато строительство еще одного нового храма, Софии Премудрости Божией (Агия София). Кстати, колокола для нового храма были привезены из России. Работы по строительству этого храма пока не закончены по причине нехватки средств. В этот монастырь старец Ефрем привез свою маму Именно в этот монастырь в 1983 году старец привез свою маму, старицу Феофано. Старице на тот момент исполнилось 92 года. Здесь матушка провела три последние года своей жизни и отошла ко Господу 27 февраля 1986 года. Для главы ее был сделан ковчежец, в который честная глава была положена и по сей день хранится в монастыре. О старице Феофано будет наш следующий рассказ. Святый Архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1342 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 5 февраля 2020, 14:49 Святой Архистратиг Михаил, спасибо тебе! Моли Бога о даровании прощения грехов и о спасении душ Марии и Ирины, о даровании им своего жилья и угодной Богу работы, а Марии благочестивого замужества и чадородия! Пусть Мария и ее будущий муж ходят в православный храм, исповедуются и причащаются. Так хочется ещё раз побывать в Греции и впервые посетить твой монастырь и источник! Слава Богу за все! Олег 12 августа 2019, 17:00 Мы с женой отдыхали на Тассосе в сентябре 2017г. Как-то вечером меня прямо потянуло пойти в монастырь Архангела Михаила, который находился в 5 километрах от нашего жилья. Супруга не смогла пойти со мной, по причине плохого самочувствия. Наши друзья, с которыми мы вместе отдыхали, догнали меня по дороге на своем автомобиле. Так, я попал в этот монастырь. А когда мы вернулись домой в Кишинев дочка, которая была замужем уже три года, сообщила нам что беременна. Мы были очень рады,потому что она была болезненным ребенком и мы переживали-сможет-ли забеременеть и выносить здорового ребенка.В положенный срок родился мальчик Назван был Михаилом(дети не знали про монастырь). Спасибо Архангелу Михаилу

http://pravoslavie.ru/97761.html

96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ ЛАВРИОТИС [Патрский; греч. Κριλλος Λαυριτης] (1741 (?), Патры, совр. Греция - после 1823, Бухарест), архим., богослов, толкователь Апокалипсиса (см.: Иоанна Богослова Откровение ). Родителей К. Л. звали Димитрий и Трисевгена. Он получил начальное образование в родном городе, затем жил в монастыре Святая Лавра (Агия-Лавра) близ г. Калаврита (Пелопоннес; см. в ст. Калавритская и Эйялийская митрополия ), в связи с чем получил прозвище Лавриотис. В обители он оставался до 1779 г. Подробности его пребывания в монастыре неизвестны, но, по-видимому, там он продолжил обучение. В 1779 г., вероятно по причине волнений албанцев на Пелопоннесе после подавления османскими войсками восстания греческих повстанцев под предводительством А. Г. Орлова (1770; т. н. Пелопоннесское восстание или Восстание Орлова; греч. Ορλωφικ), К. Л. переехал в К-поль. Однако он пробыл там недолго и направился в Бухарест, где жил до своей кончины. Он вел скромную жизнь, зарабатывая преподаванием и певч. искусством. Из сохранившегося сочинения К. Л. известно, что ученые круги Бухареста относились к нему недоброжелательно и не содействовали ему в написании главного труда. Имеются также сведения, что в 1796 г. он с неизвестными целями посетил Вену, Триест и Венецию. С 1792 г. в течение более 30 лет К. Л. работал над одним-единственным сочинением - толкованием на Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова. Труд, завершенный в мае 1823 г., по свидетельству автора 11 раз переписанный и дополненный, состоял из 8 томов. В виде рукописных переплетенных тетрадей он был обнаружен преподавателем богословия Афинского ун-та известным греч. богословом К. Диовуниотисом († 1943) и до сих пор хранится в б-ке богословского фак-та Афинского ун-та в качестве дара митр. Фессалиотидского и Фанариоферсальского Иезекииля (Веланидиотиса). Диовуниотис издал неск. наиболее значимых глав из труда К. Л. Др. сочинения и письма К. Л. не сохранились.

http://pravenc.ru/text/1840439.html

живописи. Не менее значительным источником является творчество киприотов, к-рые обучались в афонских мастерских, находившихся под воздействием рус. иконописания. Местные мастера использовали также образцы русского «византийского стиля», в рамках которого работали художники академической выучки (иконы 60-70-х гг. XIX в. мастерской В. М. Пешехонова из местного ряда иконостаса ц. Честного Креста в Омодосе, см.: Зеленина. 2012. С. 206). В кон. XIX-XX в. на К. было написано множество икон в стилистике живописного примитива. Хотя это направление получило в исследованиях греч. искусствоведов наименование академического, его можно назвать таковым очень условно, т. к. мастера использовали только отдельные академические приемы письма, в основном светотеневую трактовку формы, их работы уступают образцам в профессионализме исполнения. С кон. XIX в. по 1926 г. на К. в живописном стиле работал О. Явопулос (1854-1936), выпускник Школы изящных искусств в Афинах. Его иконы и полотна находятся в соборе мч. Маманта в Морфу, в мон-ре прп. Георгия Аламана, в церквах Честного Креста в Омодосе и Пресв. Богородицы Паллуриотиссы в Никосии, в сельских храмах Темврии и Капедеса, а образцы настенной живописи сохранились в соборах Агия-Напа в Лимасоле, в церквах Евангелистрии в Лофу и св. Иоанна Предтечи в Вуни. Главными распространителями т. н. афонского стиля стали восстановивший мон-рь Ставровуни старец иером. Дионисий (Христидис; 1830-1902) и братья мон. Кирилл и иером. Нифонт. Старец Дионисий обучался иконописи в каливе сщмч. Харалампия Кавсокаливийского скита, а иером. Нифонт и мон. Кирилл (1875? - 1950) - в мастерской Иоасафеев в Кавсокаливийском скиту. В 1902-1913 гг. братья поселились в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в местности Хавуза (ныне в черте Лимасола), в 1913-1918 гг.- в мон-ре прп. Георгия Аламана, в 1918 г. уехали на Хиос. Необыкновенно плодовитыми были их ученики - братья мон. Харитон (1886-1976), игум. Стефан (1890-1977) и мон. Варнава (1898-1983), которые подвизались в мон-ре ап.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

На развитие кипрского церковного зодчества также повлияли контакты с Греческим королевством, напр., строительство в 1891-1903 гг. кафедрального собора Агия-Напа в Лимасоле осуществлялось по чертежам афинского архит. Г. Пападакиса; традиц. вид 3-нефной базилики с симметричными башнями на зап. фасаде и куполом над перекрестием смягчен округлыми формами арок в декоре окон на куполе, фасадах и башнях; в интерьере использована мраморная облицовка, иконостас решен как визант. арочный темплон и также изготовлен из мрамора. Для оформления перекрытий базилик в XIX в. часто использовались своды с распалубками, напр. в ц. Честного Животворящего Креста в Ано-Лефкаре (1740, перестроена в 1867, архитекторы Ф. и Н. Ираклеосы); возможно, они напоминают утраченные традиции купольных церквей. В ХХ в. на К. встречаются, однако не получили большого распространения, церкви совр. модернистской архитектуры, напр., ц. вмч. Димитрия Солунского (1967-1970) в никосийском квартале Акрополи: выступ над зап. фасадом напоминает опыты Ле Корбюзье в церковном строительстве сер. XX в., или ц. ап. Варнавы и прп. Макария Египетского в Дасуполи в Никосии (архит. Н. Михаилидис, 1974-1980, освящен в 1994): наос решен в виде огромного зала, зап. и вост. фасады - в форме опрокинутой параболы, а конструкция нартекса напоминает мост. Во 2-й пол. ХХ в. в церковной архитектуре К. господствует визант. стиль, одним из первых примеров к-рого является строительство греч. архит. Г. Номикосом по заказу архиеп. Макария III ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии в Палуриотиссе (Никосия, 1961-1963). Стремление к подражанию визант. образцам отразилось и в сооружении самого большого храма на К.- ц. Св. Софии в никосийском квартале Строволос (архит. Ф. Лоизидис, 60 ´ 30 м, высота 30 м, освящен 5 мая 2012); по замыслу и деталям внешнего убранства имеет сходство с одноименным к-польским храмом, хотя и не является его точной копией. Лит.: Σωτηρου Γ. Τ βυξαντιν μνημεα τς Κπρου. Αθναι, 1935; Megaw A. H. S. Byzantine Architecture and Decoration in Cyprus: Metropolitan or Regional?//DOP.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) После захвата Кипра турками об И. м. нет упоминаний до 1615 г. Ок. 1638 г. мон-рь стал подворьем Киккского мон-ря и была проведена его реконструкция под рук. киккского игум. Никифора (впосл. архиепископ Кипрский (1641-1674)). В 1641 г. по его заказу худож. Соломоном была написана икона Христа для иконостаса собора И. м. В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. м. в 1735 г., переводит др. название мон-ря - Агия-Мони - как «Святая обитель» ( Григорович-Барский. 1886. С. 271). Некогда богатая обитель, где подвизалось много иноков, была опустошена турками и заброшена, затем возобновлена «тщанием и помощию отец предреченнаго началного монастира Кикку» (Там же. С. 272). Монахи, жившие на подворье, занимались гл. обр. земледелием и животноводством. После сильнейшего пожара в Киккском мон-ре (1751) его насельники перенесли чудотворную Киккскую икону Божией Матери на хранение в И. м., где она находилась в течение года. В 1763 г. Антиохийский патриарх Сильвестр (1724-1766) подарил И. м. антиминс. История И. м. во 2-й пол. XIX в. связана с именем иером. Иоанникия из Галаты (брата Епифания, митр. Пафосского), к-рый в 1882-1885 гг. провел реконструкцию монастыря. В этот период братия И. м. продолжала пополняться за счет монахов Киккского мон-ря, но ситуация изменилась с переходом Кипра под управление англ. администрации (1878), после чего деятельность киккских монахов сосредоточилась на подворье св. Прокопия в Никосии, ставшем экономическим центром многочисленных владений Киккского мон-ря. И. м. постепенно пришел в упадок. В 60-х гг. ХХ в. Департаментом древностей Кипра и Киккским мон-рем были начаты реставрационные работы, но они вскоре прекратились из-за недостатка денежных средств. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Возрождение И. м. началось в 1984 г. по инициативе киккского игум. Никифора: были отреставрированы старые и возведены новые здания, а в 1992-1993 гг. мон-рь был заселен общиной под рук. Афанасия Ватопедского (впосл. игумен Махерасского мон-ря , ныне митрополит Лимасольский). В наст. время в И. м. проживает группа монахов из Киккского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/293607.html

В зависимых от И. м. обителях подвизались известные исихасты (см. подробнее разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»). Иверский игумен подписал Томос свт. Григория Паламы, составленный весной - летом 1340 г. (Ibid. Р. 5). Большое число келлий, принадлежавших И. м., способствовало увеличению количества отшельников, как «простого», так и «аристократического» сословия, с к-рым была связана практика зачисления в братию при условии внесения в мон-рь определенной денежной суммы - «братской доли» (адельфатон). Так, имп. Иоанн V установил ежегодно выплачивать И. м. 300 иперперов из доходов от дер. Радолив, при этом 1/3 суммы считалась «братской долей» некоего мон. Ионы (Pavlikianov. 2001. P. 73-74). В это время на Афоне возобладала тенденция особножительного (идиоритмического) устройства обителей, что не обошло и И. м. (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 8). Сер. XIV в. датируются неск. иверских документов, содержащих точную и обширную информацию о владениях мон-ря этого времени: 3 акта главного ловчего Иоанна Ватаца 1341 г., касающиеся македон. доменов монастыря (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 85-87), и грамота орфанотрофа Эдессина 1344 г. (Ibid. N 88); 2 хрисовула серб. кор. Стефана IV Душана 1346 г. (Ibid. N 89, 90) и хрисовулы визант. императоров Иоанна VI Кантакузина 1351 г. и Иоанна V Палеолога 1357 г. (Ibid. N 91, 94). Второй хрисовул Стефана Душана, выданный в Скопье при его коронации в апр. 1346 г. (Ibid. N 90), содержит полный список владений И. м. на серб. и визант. территориях, среди которых названо 7 новых: дома в Рентине (Рендине) и в Зихне, подворье вмч. Георгия «та Кувуклия», зевгилатии (крестьянские хозяйства, имеющие волов) во Врестиане близ Зихны и в Коремисте близ Пангея, 2 подворья мон-ря Пресв. Богородицы Елеусы близ Струмицы - Агия-Кали (Αϒας Καλς) и св. Феодоров (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 15). Однако были зафиксированы и потери владений И. м.: скит св. Кириакии, Малука и участок земли в Котзакии в долине р. Стримон, мельница в Антзисте близ Пангея были переданы Стефаном Душаном Русскому вмч. Пантелеимона мон-рю и серб. Хиландару (Ibid. Р. 13).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Рабочие и материалы для строительства были собраны со всех концов мира. Памятники искусства из Рима, Афин, Александрии, Эфеса и Антиохии были свезены для украшения новой столицы. В строительстве участвовали 40 тыс. готских солдат. Для поощрения переселения в новую столицу ее жителям сразу же были предоставлены многие коммерческие и финансовые привилегии. Константин назвал город Новым Римом. Он планировал строительство столицы сразу как христианского города, не испорченного языческим прошлым. Первым делом он заложил две роскошные базилики: св. Апостолов и Агия Ирини, посвященную Христу - миру Божию Однако до конца последовательным Константин все же не был: на Форуме была поставлена статуя бога солнца в виде Аполлона с чертами самого Константина. Поначалу там стояла даже статуя матери-богини Кибелы. 11 мая 330 г. город был торжественно освящен. Празднества длились 40 дней. Темпы роста и развития новой столицы впечатляют. К середине IV в. (т.е. через 25 лет после основания) население Константинополя превысило 200 тыс. чел. Город принял римскую муниципальную систему и был разделен на 14 районов, два из которых лежали за стенами города. Его положение между двумя частями света было ключевым для торговли и для обороны. Практически вся торговля между Европой и Азией (пролив Дарданеллы был весьма неудобен для переправы) и вся торговля с севером, идущая через Черное море, естественным образом шла через Константинополь. Столица была окружена с трех сторон водой, что было чрезвычайно выгодно для обороны. С другой стороны, залив Золотой Рог был идеальной - вместительной и безопасной для любой погоды - гаванью для судов. Стены Константинополя останутся неприступными в течение долгих веков. Город, основанный Константином, более чем на тысячелетие станет столицей Империи и всего христианского мира. 3. Благодеяния, оказываемые Константином Церкви, были громадными. Он финансировал строительство новых церквей и производство Библий и богослужебных книг. В Риме были построены базилики Петра и Павла, в Палестине - церкви в Вифлееме и у Гроба Господня.

http://sedmitza.ru/lib/text/434706/

Афины (Αθνα). Церковь Троицы Живоначальной. Русская церковь Ιερς νας Αγας Τριδος /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Церковь Спасителя (Сотира) Ликодимос, самое большое средневековое здание в Афинах, также известное как Русская церковь, один из лучших византийских памятников архитектуры XI в., расположена на пересечении улицы Филэллинон и проспекта Амалиас. С XIX столетия церковь считается посвящённой Святой Троице (Агия Триада). Сотира Ликодиму является официальным приходом русской общины Афин. Имя «Сотира Ликодиму» церковь получила после своего первоначального посвящения Преображению Господню, а также благодаря нескольким меценатам, хотя в разное время она имела немного различные наименования. Из нескольких вариантов до наших дней сохранились два, «Сотира Ликодиму» и «Сотира Никодемос», и так как первое из них чаще употреблялось в повседневной речи прихожан, оно и было закреплено за этим историческим памятником. Также церковь часто называют Русской, так как именно её посещает большинство этнических русских, живущих в греческой столице. Эта византийская церковь была выстроена незадолго до 1031 года внутри городских защитных стен. На северной стене здания до сих пор сохранились две надписи, говорящие о дате завершения строительства: первая упоминает год 1031, а вторая доносит до нас информацию о смерти в 1044 году тогдашнего управляющего городом Стефаноса. Археологические исследования XIX в. раскрыли сведения, говорящие о том, что эта церковь появилась тут на месте более старой раннехристианской базилики, которая в свою очередь была построена на фундаменте римских бань. На фоне других византийских построек в Афинах эта церковь смотрится весьма просторной, даже сегодня, будучи окружённой гораздо более крупными зданиями, она доминирует в своём районе как по размеру, так и заметному невооружённым взглядом качеству постройки. По своей форме это восьмиугольное здание с круглым куполом в центре. Внутри купол по своему нижнему барабану как бы отмечает всё пространство помещений церкви, также и снаружи он подчёркивает величественность всего строения. Чувство тяжести и силы, создаваемые такими масштабами и заниженной крышей, сбалансировано иллюзией вертикального движения вдоль высоких трёхсторонних узких апсид и порталов по сторонам сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=28114

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010