Таким образом, послания Предстоятеля Русской Церкви в дополнение к посланиям митрополитов Агафангела (Преображенского) и Вениамина (Казанского), отвергнувшим притязания раскольников на власть в Церкви в 1922 году, дали недвусмысленную каноническую оценку совершившемуся беззаконию, а также надежные ориентиры для обманутой раскольниками части духовенства и прихожан. Фактическое устранение обновленцев из захваченных ими ранее храмов совершалось совместными усилиями епископата, приходского духовенства и прихожан. Начало поражения раскольников было положено в Москве, которую, по словам Красницкого, «тихоновщина» охватила уже в первых числах июля. Правой рукой Патриарха по искоренению раскола в столице стал епископ Иларион (Троицкий). Он провел переговоры с сотнями священников и мирян, разработал чин покаяния и выступил с обличением обновленцев на нескольких лекциях и диспутах. По оценкам сотрудников ГПУ, в Москве «тихоновцы» успешно расправились с обновленчеством в октябре 1923 года. В Пет­рограде к концу 1923 года 83 из 115 обновленческих приходов перешли под управление Патриарха Тихона. Прибывающие на места «тихоновские» архиереи обычно встречали сочувствие народных масс, опирались на оставшихся еще верных священников и, где получалось, пытались договориться с местной властью. Масштабный разгром обновленчества в большинстве губерний Тучков связывал главным образом с давлением на раскольничьи причты со стороны мирян. И это верно. Народный способ борьбы с раскольниками был результатом умелого использования особенностей советского законодательства, несмотря на то что оно было заточено на предполагаемое дробление Русской Церкви. Согласно инструкции Наркомата юстиции для губисполкомов от 1 июня 1923 года, ни одна религиозная организация, каковой мог считаться каждый преобразованный в религиозное общество приход, не имела права вмешиваться в деятельность какой-либо другой организации против ее воли. Государственная политика предоставления независимости приходским общинам в надежде, что это ослабит и разорвет их связь не только между собой, но и с иерархией, неожиданно для большевиков стала законным основанием для отхода от раскольнического Высшего Церковного Совета и переподчинения вышедшему из тюрьмы Патриарху.

http://patriarchia.ru/db/text/6027200.ht...

Что касается повседневной деятельности отца Евгения на новой должности, то она была пусть и непродолжительной, но чрезвычайно активной и насыщенной. Отец Евгений старался сделать максимум за отведенное ему время. Сослуживцы отмечали, что новый протопресвитер к своим служебным делам относился с большим вниманием, «всякую бумагу прочитывал и полагал пространные резолюции, показывавшие основательное знакомство с делом: читал он даже то, что ранее протопресвитером не читалось, например, годовые рапорты благочинных, в которых он отмечал неполноту, краткость, шаблонность, и для которых хотел выработать особую программу» 68 . В первые месяцы после назначения отец Евгений совершал даже командировки, которых, если судить по сохранившимся отчетам, опубликованным в «Вестнике военного духовенства», было всего две. Обе командировки состоялись летом – в конце июня и начале июля 1910 г. Так, 29 июня 1910 г. свое 200-летие праздновал лейб-гвардии Кексгольмский императора Австрийского полк, квартировавшийся в Варшаве. Юбилейные торжества, в которых принял участие и протопресвитер, проходили с 28 по 29 июня 69 . В начале июля того же 1910 г. в Риге проходили торжественные мероприятия по поводу 200-летия с момента присоединения этого города к России. Протопресвитер Евгений Аквилонов , надо полагать, прибыл туда из Варшавы 70 . В Риге, Ревеле и Петровском военном лагере были установлены памятники императору Петру I. Праздничные мероприятии начались 3 июля, когда в город на яхте «Штандарт» прибыл император Николай II. Среди тех, кто встречал главу государства в кафедральном соборе был не только архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский), но и протопресвитер Евгений Аквилонов . 4 июля была совершена литургия, после которой на центральной площади состоялось открытие памятника Петру Великому. Далее прошел парад, который, надо полагать, был первым парадом, на котором отец Евгений вместе с императором присутствовал будучи уже главой ведомства военного и морского духовенства. 5 июля праздничные торжества с участием императора прошли в Петровском лагере.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 С февраля 1895 года, когда Ишимское духовное училище отошло к новообразованной Омской епархии , в обширной по территории Тобольской епархии действовало только одно духовное училище - в Тобольске . Тобольская духовная семинария , куда поступали выпускники училищ для продолжения образования, стала малолюдной, так что была не в состоянии удовлетворять нужду епархиального ведомства в лицах с достаточным для замещения священно-церковно-служительских мест образованием. Необходимость заставляла рукополагать священников из лиц, не получивших даже училищного образования. В декабре 1895 года на общеепархиальном съезде депутатов духовенства епископ Тобольский Агафангел (Преображенский) предлагал открыть второе училище в городе Тюмени , однако разрешение этого вопроса было отложено до следующего общеепархиального съезда, намеченного на декабрь 1898 года. В 1897 году епископом Тобольским стал преосвященный Антоний (Каржавин) , который энергично повел дело устройства второго духовного училища в епархии. Приняв во внимание удобство путей сообщения с Тобольском , расстояние приходов от кафедрального города, плотность населения и количество приходов в уездах епархии и проч., он избрал местом для второго духовного училища город Курган . При посещении города летом 1898 года владыка Антоний наметил место для постройки училищного здания. 11 ноября этого же года Курганская городская Дума приняла решение уступить бесплатно просимый земельный участок. 17 декабря вопрос об открытии духовного училища в Кургане был решен положительно на заседании общеепархиального съезда депутатов духовенства. Училище было учреждено Указом Св. Синода от 27 марта 1901 года в составе двух классов (I и II). III и IV классы училища планировалось открывать постепенно через каждый учебный год. Первоначально классы и канцелярия училища размещались в верхнем этаже каменного дома купца Рылова на Дворянской улице, а общежитие было устроено в двух рядом стоящих домах Лыткина и Андреева, находящихся недалеко от училища. Приемные испытания начались 18 августа 1901 года, по их итогам в I класс поступило 28 человек, во II класс - 14 человек. 9 сентября состоялось торжественное открытие училища.

http://drevo-info.ru/articles/25976.html

Он писал по этому поводу: «“Правильны” напевы древних, также “правильно” пение и позднейших творцов. Местные напевы не “уклонение”, не “искажение” правильных печатных напевов; они такое же самостоятельное, местно-народное творчество, имеющее одинаковое право на существование, как и творчество древних... Как нередко в убогом деревенском храме, в глуши, у старца-дьячка приходится слышать порой мелодию, которая отдает такой далью времени, такой девственной простотой, такой силой чувства, на которые не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени... Не попала такая мелодия в печатную книгу случайно только потому, что ее никто не подслушал из тех людей, которые печатают книги». 4 июня 1921 года съезд духовенства Тута­евского уезда избрал Василия Константиновича на кафедру епископа Тута­евского. В том же году он был пострижен в мантию с именем Вениамин и хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, став одним из ближайших помощников правящего архиерея митрополита Агафангела (Преображенского). Тутаевская паства во владыке Вениамине обрела архипастыря, который своим истовым богослужением, праведной жизнью, дарами проповеди и рассуждения привлек к себе сердца многих. В 1927 году епископ Вениамин был арестован и заключен в ярославскую тюрьму. Следователь потребовал от епископа рассказать о своих поездках по уезду, а также о том, какого содержания проповеди он произносил в храмах, и ответить на разного рода свидетельства против него, которые имеются в распоряжении ОГПУ. Владыка сказал: «После обедни в соборе 12 июня я указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом, напоминая о древнем еврейском пророке, который обличал еврейский народ за нарушение суббот... Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности говорил о постах, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы...

http://foma.ru/raspyatie-prodolzhaetsya....

Василий Константинович писал по этому поводу: « " Правильны " напевы древних, так­же " правильно " пение и позднейших твор­цов. Местные напевы не " уклонение " , не " искажение " правильных печатных напевов; они такое же самостоятельное, местно-народное творчество, имеющее одинаковое право на существование, как и творчество древних... Как нередко в убогом деревенском храме, в глуши, у старца-дьячка приходит­ся слышать порой мелодию, которая отдает такой далью времени, такой девственной простотой, такой силой чувства, на которые не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени. Не попала такая мелодия в печатную книгу случайно, только потому, что ее никто не подслушал из тех людей, которые печатают книги». Но самой важной и существенной для Василия Константиновича в церковном пе­нии была сторона религиозная. «Религиоз­ная цель, – писал он, – самая главная в церковно-богослужебном пении. Религиоз­ная цель – первая и последняя цель всего совершающегося в храме. Народ стоит и, как эхо, вторит несущимся мелодиям или же мысленно, безмолвно следит за ними и как бы складывает их где-то в душе своей, собирая запас церковных песен. С годами накапливается этот запас, образуя в конце концов знающих по памяти все общеупотре­бительное церковное пение. С раннего дет­ства слышались эти мелодии, из года в год повторялись они, врезались в слух, в па­мять. Из совокупности распевавшихся мелодий, вместе с чтением, со всем церковным распорядком, с внешней обстановкой созда­ется годами и глубоко запечатлевается в сознании, в душе соответственный религиоз­но-церковный уклад представлений, обра­зов, чувств, настроений, но где все на своем месте, все в стройном порядке, где давно проложены как бы хорошо проторенные тропинки, ведущие душу к небу, к Богу». С проведением глубоких общественно-политических, но малопонятных крестьянам реформ, с началом войны 1914 года перед народом стало возникать все больше про­блем, которые требовали объяснения, и прежде всего с точки зрения религиозной, нравственной. В 1915 году архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский) организовал при Ярославской кафедре проповеднический кружок, в который были приглашены наиболее авторитетные и та­лантливые пастыри-проповедники, препо­даватели семинарии, и среди других Васи­лий Константинович. На участниках круж­ка лежала обязанность произносить пропо­веди за богослужениями в различных хра­мах епархии.

http://fond.ru/kalendar/931/veniamin/

Уроки эпохи забываются стремительно, поэтому призыв обратиться к проблематике революционной и тем более предреволюционной эпохи справедлив, но наивен. Сергей Чапнин обратил внимание на то, что даже церковные дискуссии 1990-х годов фактически забыты. Забываются и более поздние события. -Уже шесть лет я на первом занятии своим студентам в Свято-Тихоновском университете задаю вопрос: «Назовите семь — десять событий церковной жизни за последние годы?» И постоянно растет количество студентов (богословский факультет — своего рода молодая церковная элита!), которые не могут назвать ни одного события. Что это значит? Им неинтересна церковная жизнь? А ведь наше христианское сознание исторично — Господь воплотился в истории. Что уж говорить о логике развития церковной жизни за десять, пятнадцать, двадцать лет… Есть достаточно искусственная фокусировка на эпохе Вселенских соборов, а о том, что сейчас, каким был ХХ век — представления нет. Дурная бесконечность -Когда мы не опираемся на опыт Церкви, мы оказываемся в плену чудовищных мифов, — заметил Сергей Чапнин. Пример такого мифа — спор об обновленчестве. Действительно, попытка свести идею обновленчества к реформированию богослужения грешит даже не узостью взгляда — это просто ошибочное представление. Переводами богослужения на русский язык начинали заниматься в Духовных академиях за сто лет до обновленцев, а ярый борец с обновленчеством священноисповедник Агафангел (Преображенский) не остался в стороне от этой богослужебной реформы. Второй пример: разговор о связи исповеди и Причастия (а также — частоты Причастия). Он поднимается каждые пять-семь лет, проговариваются одни и те же аргументы. Вопросы, которые были без ответа, без них и остаются. Что такое община? Особого внимания заслуживает проблема языка разговора о Церкви. Вернее, подчеркнул Сергей Чапнин, интонирования. По его ощущениям, о Церкви надо говорить как-то иначе, но как — еще не вполне понятно. Кажется, подходящая интонация была найдена в книге. -Как вам видится этот подход? — обращается он к читателям и участникам обсуждения. — Это что-то новое или разговор идет в той же системе координат? Это не праздный вопрос. У каждой эпохи есть своя интонация. Если двадцатилетний период церковного возрождения закончился, то и аргументы должны быть обновлены.

http://pravmir.ru/cerkov-xxi-vek-foto/

Безбожной власти естественно видеть её в простой физической сплочённости народной массы, а церковно-религиозному сознанию приличнее отнести её первее и главнее всего к церковной «Соборности», к духовному объединению народа Православным вероучением и канонически церковным началом, указанным Вселенскою Церковью и применённым к жизни нашим Всероссийским Собором, действовавшим в свою меру по вероучительному принципу: «Изволися Духу Святому и нам». Когда это внемирное начало воспринимается верующими, а искание его ими обострилось разными бесчинными по существу, маложизненными отложениями от Церкви, – тогда, в меру восприемлемости ими этого начала и через мирное настроение верующих, действует Божия сила, разрушительная для безбожной власти, только раздражающая её и возбуждающая в ней внутренний разлад. В общем всё: признание Церковью Советской власти, лояльность к ней и перемена отношений власти к Церкви, приблизили к осуществлению того, чего желали, но не могли достигнуть Патриарх и Местоблюститель, но что Бог судил получить Заместителю митрополиту Сергию, – законное существование Патриаршей Церкви... За границей существует убеждение, что митрополит Сергий своё первое послание [Декларацию. – Сост.] составил в темнице, во время четвёртого заключения, под давлением большевиков, приняв в него в готовой их формулировке некоторые их пожелания, за что и получил свободу. А в действительности со слов мне самого митрополита Сергия было так. Соглашение со властями о легализации Церкви уже состоялось, послание было уже заготовлено, как вдруг его вызывают в ГПУ. Там ему предъявили обвинение в нелегальном письменном сношении с эмигрантскими иерархами и в доказательство показали ему фотографию его частного письма, пересланного в частном порядке одному иерарху, впоследствии сделавшегося известным почти во всей заграничной церковной среде, и за это его, Заместителя, Председателя Синода, митрополита, посадили в тюрьму, где он просидел назначенное ему время и уже по выходе опубликовал свою ранее заготовленную декларацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Об этом, конечно, скоро узнали власти и выслали его в отдалённый край Сибири. Старцу-узнику естественно было подумать, как это митрополит Сергий допустил такую неразумную агитацию, подвергшую его суровой опале?..» (Елевферий [Богоявленский ], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933). В добавление к приведённым данным редакция вносит отрывок недавно опубликованного секретного материала ОГПУ: «При рассмотрении означенного дела нашёл следующее. Группа черносотенных церковников, проходящих по следственному делу 36960, во главе с митрополитом Страгородским Сергием, Патриаршим Местоблюстителем, решила придать Церкви окончательно характер определенной антисоветской организации и с этой целью возглавить её Патриархом, произведя выборы его нелегально и наметив в качестве кандидата в таковые наиболее антисоветски настроенное лицо... В качестве наиболее желаемого кандидата группа наметила именно Смирнова Константина Илларионовича, митрополита Кирилла, наиболее черносотенного и активного контрреволюционного церковника, с 1919 года по настоящее время, с несколькими перерывами, подвергавшегося репрессиям за активную антисоветскую деятельность, с которым и снеслась по этому поводу. Смирнов в это время для окончания отбытия административной высылки был переведён в город Котельнич, где близко сошёлся с местным священником Агафонниковым... Немедленно у Кирилла начались приёмы, как у Патриарха. Причём обставлялись они крайне конспиративно, двери запирались и беседы велись шёпотом. Посещение церковников приняло повальный характер, приходило к нему до пяти человек зараз. На основании вышеизложенного Смирнов и Агафонников были арестованы вместе с арестом черносотенной группировки церковников. Настоящее дело, ввиду законченности его следствием, полагаю не присоединять к делу 36960, следствие по которому ещё продолжается. Виновность Агафонникова и Смирнова полагаю считать доказанной». (Цит. по статье М. Вострышева «Во имя правды и достоинства». Литературная Россия, 31.01.1992. 5). 173 Этот демагогический документ был составлен григорианскими раскольниками для того, чтобы скрыть от верующих масс своё действительное – незаконнорождённое – происхождение и одновременно, насколько возможно более, очернить в их же глазах личность и деятельность тогдашнего временного главы Церкви Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия, сорвавшего с раскольников маску радетелей о «благе Церковном» и назвавшего их надлежащим именем похитителей высшей церковной власти, со всеми вытекающими отсюда каноническими последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Мы считаем по меньшей мере странным этот вопрос со стороны представителей иностранной печати. Вы не можете не знать, что иностранная печать полна в эти дни самых кровожадных, несправедливых и недостойных христианина нападок на СССР и призывов к враждебным против него действиям. Вопрос . Объясните нам, пожалуйста, какой церковный устав и какие полномочия имеет действующий Синод, о котором вы опять упоминаете, а также от имени какой части Греко-Православной Церкви вы уполномочены действовать и говорить. В середине лета 1927 г. в своём сообщении в советской печати вы выражали надежду, что вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать церковный совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот совет созван, и, если да, каковы были его результаты. Ответ . Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и существующий при нем Синод действуют на основании полномочий, данных покойному Святейшему Патриарху Тихону 1 Поместным Собором Православной Церкви 1917–1918 гг. Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного Местоблюстителя Патриаршего Престола. Синод же существует в соответствии с положением того же Собора. Я возглавляю подавляющее большинство верующей части СССР, примыкающей к Патриаршей Церкви. Что касается созыва Поместного Собора, то подготовка к нему ведётся. Вопрос . Каково ваше отношение к административным мерам, принятым против Православной Церкви, как: 1) запрещение колокольного звона в Москве; 2) упразднение воскресений и других церковных праздников; 3) закрытие церквей, например в Одессе, по постановлению Одесского Совета. Ответ . Вам, иностранцам, вероятно, известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося населения. Мы не видим в этом решение ничего, что умаляло бы нашу религию. Что касается религиозных праздников, то соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их Церковью, и мы, празднуя их в своё время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Судя по письму митрополита Сергия к Местоблюстителю, можно полагать, что члены ВЦС осветили по-своему отношение митрополита Сергия к митрополиту Петру, представив его непокорным его воле и виновником разгорающейся церковной смуты; не забыли доложить ему и о том, что Заместитель незаконно подверг их запрещению [?! – из писем митрополита Сергия Страгородского «григорианам» усматривается как раз обратное. – Сост.]. Трудно сказать... по просьбе ли Местоблюстителя, или Заместителя, но, думается, менее всего по желанию архиепископа Григория [Яцковского], митрополит Сергий под арестом был привезён в Москву и в ГПУ написал митрополиту Петру объяснение, почему он не исполнил условную его резолюцию. Правилами священных канонов, а также ссылкою на недавнюю законную практику Патриарха и самого Местоблюстителя митрополит Сергий вполне доказал правоту своих действий. ... Митрополит Сергий, будучи уже Заместителем, признавал за узником Местоблюстителем... право [административного вмешательства в церковные дела. – Сост.], когда в ограждение свободы Церкви вместо ошибочно назначенной им [Местоблюстителем. – Сост.] коллегии рекомендовал никого не назначать Заместителем, а учредить при себе Священный Патриарший Синод и быть его Председателем .... “Единственно канонически правильным и в то же время обеспечивающим на- шей Церкви возможность легального существования выходом, – писал он [Заместитель. – Сост.], – является просто не назначать Вам Заместителя ни единоличного, ни коллективного, а оставить полномочие Местоблюстителя, впредь, до избрания нового Местоблюстителя (в случае Вашей кончины, отказа и под.) за Вами и образовать при Вас постоянно действующее собрание иерархов, которому присвоить по праву принадлежащее и более церковное название: «Патриарший (в отличие от обновленческого) Священный Синод». В состав его войдут намеченные Вами и, следовательно, одобренные гражданской властью архипастыри. Председателем Синода остались бы Вы, а в Ваше отсутствие – заместитель Председателя по Вашему назначению или по избранию Синода. Этому Синоду, когда он сорганизуется и соберётся, я с радостью передам свои полномочия, потому что я убеждён, что такой Синод спокойно будет принят и православным церковным обществом...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010