На дела благотворения святитель отдавал значительную, если не большую часть своих личных средств. Почти на его только деньги содержалась столовая для бедных детей, много имел он постоянных пенсионеров, которым оказывал ежемесячную или еженедельную субсидию. За время служения в Прибалтийском крае не раз находились люди, желавшие испытать любовь архипастыря к детям и сиротам. Было два случая, когда на крыльцо его дома подбрасывали маленьких девочек. И владыка, неизменный в следовании Христовым заповедям, принял обоих младенцев в семью Преображенских. Одну из девочек, Алевтину, удочерил брат Владимир, горячо полюбивший ее. Юность Али совпала со временем войн и революции и прошла очень трудно, среди лишений и утрат. Ей не было и двадцати лет, когда она вновь осиротела: скончались крестная мать и Владимир Лаврентьевич. Узнав об этом, святитель Агафангел сделал все возможное, чтобы заменить умершего отца. Благодарная память и любовь девушки к владыке побудили ее в условиях разрухи и гражданской войны преодолеть путь из Сибири в Ярославль и навсегда стать помощницей и келейницей старца, сопровождавшей его в ссылку и сопутствовавшей до конца его жизни. На рубеже XIX–XX веков святитель Агафангел неоднократно был вызываем в Санкт-Петербург для присутствия на заседаниях Святейшего Синода. Здесь он познакомился с архиепископом Ярославским Тихоном (Белавиным). При обсуждении различных проблем церковной жизни скоро обнаружилось их единодушие и благодатное взаимопонимание. Глубокое уважение и взаимное искреннее расположение архипастырей, которые с годами обретали все более оснований для укрепления, стали началом многолетних близких доверительных отношений. В дальнейшем связь святителей не прерывалась. Чем сложнее и тяжелее становилась жизнь, тем в большей мере два старейших иерарха ощущали потребность в общении и взаимной поддержке. И служение святителя Агафангела неизменно свидетельствовало о его духовном единении со святым Патриархом и о верности ему. Через много лет при обыске в кабинете Ярославского владыки будет обнаружено большое число бережно хранившихся писем – в основном от святителя Тихона и все личного содержания. Сотрудник ОГПУ, производивший изъятие документов, сделал следующее заключение: «Из найденной переписки тоже удалось определить, что действительно Тихон и Агафангел есть неразлучные друзья» .

http://pravoslavie.ru/6155.html

Сегодня в телефонном разговоре отец Агафангел ответил на вопросы редакции портала «Правмир» о ситуации в Чукотской епархии. Как уже ранее сообщалось , после запрета в служении и отстранения от управления епархией епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), временно управляющим Чукотсткой епархией   был назначен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Вместе с архиепископом Марком с целью возобновления богослужебной жизни в храмах Чукотки прибыла группа священнослужителей, в состав которой входит иеромонах Агафангел (Белых), сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата. Сегодня в телефонном разговоре отец Агафангел ответил на вопросы редакции портала «Правмир» о ситуации в Чукотской епархии. и. А.- Сегодня утром, как обычно, отслужили литургию. Идет передача дел, со скрипом, довольно медленно. Вчера передающая сторона – работники епархии – вызвали милицию. В присутствии милиции и понятых нам были переданы бумаги и все дела епархии. Потихоньку налаживается нормальная жизнь, ежедневно совершаются богослужения в кафедральном соборе. Меня назначили исполняющим обязанности настоятеля Преображенского храма, где богослужения совершаются по воскресным дням, великим и двунадесятым праздникам. — А много ли народу приходит на службы? и. А. — Народу мало, в среднем 5-10 человек. Но, как нам объяснили местные жители, больше народу здесь на службе и прежде не было. Храмы здесь не заполнялись никогда. Потому что, с одной стороны, население здесь довольно немногочисленно, а, с другой, действовала довольно жесткая политика духовенства в отношении того, кому и как в храм заходить нельзя, кому – можно. — В чем выражалась эта политика? — Например, жесткие требования юбок для женщин, в том числе и для представительниц народов, у которых такая форма одежды вообще не принята – чукчей, эскимосов. В кафедральном соборе здесь довольно холодно зимой, он деревянный. Был случай – об этом мне рассказали представители местного духовенства – когда дети из школы вместе с учителями пришли в храм. Им сделали замечание насчет одежды, детей вынуждены были увести, и больше они в храм не приходили.

http://pravmir.ru/xroniki-chukotskoj-epa...

Некогда «либеральный» архиерей, ратовавший выборность священства, вскоре после большевистского переворота он увидел наглядные примеры того, к чему в российских условиях может привести «демократия на приходах». Так, в 1919 году священник села Никольско-Троицкое Тутаевского уезда Немиров овдовел и спустя два года вступил в гражданский брак, за что, в соответствии с церковными канонами, был митрополитом Агафангелом запрещен в священнослужении. Немиров пренебрег запретом, собрал прихожан и убедил их, что в Священном Писании нигде не сказано, что вдовый священник не может жениться. Прихожане Никольско-Троицкого собрали сход и постановили — приступить Немирову к исполнению обязанностей священнослужителя. Митрополит Агафангел через викарного епископа Вениамина пытался увещевать членов общины, разъясняя им суть церковных канонов, — тогда сторонники Немирова написали жалобу Ленину (!), в которой потребовали предать митрополита суду за нарушение декрета о гражданском браке, а также «через подлежащие советской власти юридические органы выяснить… вопрос о праве лиц вдовьего духовенства свободно вступать в гражданский брак». Письмо почитателей Немирова было переслано в 5-й отдел Наркомюста, а затем в секретный отдел ГПУ. Там отреагировали мгновенно: «Дать срочно указание Губотделу о том, чтобы по установлении этого факта подобрали дополнительный материал на архиерея, арестовали и предали суду».16 мая 1920 года в ярославском ГПУ завели дело на митрополита Агафангела и с тех пор за ним началась целенаправленная слежка. «Власть Патриархом передана мне» После того, как состоялась беседа митрополита Агафангела с Красницким, в кельях Толгского монастыря, где проживал владыка, был произведен обыск. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), «изъяли семнадцать писем частной переписки владыки. Осмотрев имущество и хозяйство митрополита, увидели, что мебель у него довольно скудная, а хозяйственного имущества и вовсе нет, так что отбирать по сути дела нечего». 14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. На вопрос об отношении к советской власти владыка ответил:

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Весной 1926 г. поддержал претензии на высшую церковную власть Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского). Публичные выступления П. против заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) привели к разрыву общения П. с находившимися в Харькове высланными из своих епархий укр. архиереями. После отказа митр. Агафангела в июне того же года от претензий на полномочия патриаршего местоблюстителя П. вступил в переписку с руководителями григорианского раскола - архиепископами Свердловским Григорием (Яцковским) , Можайским Борисом (Рукиным) и Донским митр. Митрофаном (Симашкевичем) , но не согласился присоединиться к григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС). В течение неск. месяцев П., по его более поздним показаниям, «ни от кого не признавал административной зависимости и вел церковную работу самостоятельно», продолжал вести переписку с митр. Агафангелом. Резко отрицательно воспринял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия и Временного Синода РПЦ. Осенью 1927 г. обратился к митр. Агафангелу с письмом, в к-ром обвинил митр. Сергия в узурпации церковной власти. В ответном послании Ярославский архиерей поддержал эту позицию. После отделения митр. Агафангела и его викариев от митр. Сергия в февр. 1928 г. П., очевидно, принял решение о присоединении к «Ярославской оппозиции». В это время П. написал получившее известность среди церковной общественности письмо «Критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия», в к-ром отрицалась каноничность власти заместителя местоблюстителя и делался вывод: «...самое широкое самоуправление православных епископов до времени Собора, согласно постановлению Патриаршего Синода от 7/20 ноября 1920 года, вот по нашему мнению, правильный лозунг нашего времени». В апр. 1928 г. П. направил митр. Сергию заявление об отделении от него, после чего был запрещен в священнослужении постановлением заместителя местоблюстителя и Временного Синода.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

5 . Преосвященному митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому], к коему дважды Патриаршим Синодом, для увещания и для ознакомления с положением церковных дел, посылались члены Временного Патриаршего Синода, заявившему последним, что он не порывает молитвенного общения ни с митрополитом Сергием, ни с единомышленными ему епископами, и только в административном отношении он отмежёвывается, не считая для себя и Ярославской епархии обязательными как распоряжения митрополита Сергия, так и Временного Патриаршего Синода, разъяснить, что «административная власть епископа, а в данном случае Первоиерарха, зависит от его духовной власти, полученной им при хиротонии. Эта власть может прекратиться тогда, когда подлежащий епископ решением Синода, как пишет выдающийся православный канонист Никодим Милаш , лишён будет её, т. е. когда он будет низложен. Если же он не лишён синодальным постановлением духовной власти, т. е. прав священнодействовать, то он не может быть лишён и административной власти до тех пор, пока не совершит преступления, по своей тяжести влекущего за собой низложение» (Толкование на 16-е правило Двукратного Собора). Митрополит Сергий не лишён духовной власти, не совершил преступлений, влекущих по своей тяжести низложение, не лишены по этому же духовной власти и члены Временного Патриаршего Синода... А потому, отказавшись от административного подчинения митрополиту Сергию без достаточных поводов и оснований, Ярославский митрополит Агафангел подлежит на основании 14–15-го правил Двукратного Собора суду и наказанию – запрещению в священнослужении, каковое наказание он, митрополит Агафангел, сам себе указывает, когда в беседе с командированным к нему для увещания архиепископом Вятским Павлом [Борисовским] заявил, что «протестующим (против заявления митрополита Агафангела Преображенского об отделении от митрополита Сергия Страгородского , как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя) священникам» он говорит: «Если недовольны, то я вас не стесняю, не задерживаю; уходите в другие епархии, к другим епископам, а в моей епархии вы должны мне подчиняться, иначе я вас запрещу». Требуя от священников Ярославской епархии подчинения себе, как правящему архиерею, и исполнения его распоряжений под угрозою за неисполнение и неподчинение запрещения, митрополит Агафангел сам должен, своим примером, показать послушание и подчинение митрополиту Сергию, как Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и Временному Патриаршему Синоду, иначе, по собственному же его суду, будет подлежать увольнению от управления епархией с запрещением в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

5 . Преосвященному митрополиту Ярославскому Агафангелу, к коему дважды Патриаршим Синодом, для увещания и для ознакомления с положением церковных дел, посылались члены Временного Патриаршего Синода, заявившему последним, что он не порывает молитвенного общения ни с митрополитом Сергием, ни с единомышленными ему епископами и только в административном отношении он отмежёвывается, не считая для себя и Ярославской епархии обязательными как распоряжения митрополита Сергия, так н Временного Патриаршего Синода, разъяснить, что «административная власть епископа, а в данном случае Первоиерарха, зависит от его духовной власти, полученной им при хиротонии. Эта власть может прекратиться тогда, когда подлежащий епископ решением Синода, как пишет выдающийся православный канонист Никодим Милаш , лишён будет её, т. е. когда он будет низложен. Если же он не лишён синодальным постановлением духовной власти, т. е. прав священнодействовать, то он не может быть лишён и административной власти до тех пор, пока не совершит преступления, по своей тяжести влекущего за собой низложения» (Толкование на 16-е правило Двукратного Собора). Митрополит Сергий не лишён духовной власти, не совершил преступлений, влекущих по своей тяжести низложение, не лишены по этому же духовной власти и члены Временного Патриаршего Синода... А потому, отказавшись от административного подчинения митрополиту Сергию без достаточных поводов и оснований, Ярославский митрополит Агафангел подлежит на основании 14–15-го правил Двукратного Собора суду и наказанию – запрещению в священнослужении, каковое наказание он, митрополит Агафангел, сам себе указывает, когда, в беседе с командированным к нему для увещания архиепископом Вятским Павлом, заявил, что «протестующим (против заявления митрополита Агафангела Преображенского об отделении от митрополита Сергия Страгородского , как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя) священникам» он говорит: «Если недовольны, то я вас не стесняю, не задерживаю; уходите в другие епархии, к другим епископам, а в моей епархии вы должны мне подчиняться, иначе я вас запрещу». Требуя от священников Ярославской епархии подчинения себе, как правящему архиерею, и исполнения его распоряжений под угрозою – за неисполнение и неподчинение, – запрещения, митрополит Агафангел сам должен, своим примером, показать послушание и подчинение митрополиту Сергию, как Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, и Временному Патриаршему Священному Синоду, – иначе, по собственному же его суду, будет подлежать увольнению от управления епархией с запрещением в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я в остальном буду безмолвен, потому что Владыка будет служить в Крестовой в 6 часов утра; в соборе будет служить Кафедральный протоиерей с многочисленным духовенством, а я буду служить обедню и молебен в гимназии до уроков. Очень приятно, что редактор исполнил мою просьбу и присылает Вам Вятские Епархиальные Ведомости. – О. редактора просил я печатать биографию через номер, чтобы я успевал справляться с нею. Теперь подготовил я трактат: о безымянном доносе о. Агафангела, 1468 о последствиях доноса, 1469 Синодском шуме, волнениях, размолвке митрополитов, интриге Протасова, 1470 отобрании литографированного перевода, о допросе Павского 1471 и проч… Остается написать свой взгляд на всю путаницу этого дела, представить оправдывающие стороны о. Агафангела из имеющихся у меня аргументов, и защитить от различных нареканий по этому делу великого Московского Святителя Филарета, которого ошибочно представляют подстрекателем о. Агафангела (биографы 1472 Павского и сам Павский). Печатание биографии продолжится, вероятно, около 3-х лет, и должно быть её листов 40–45 печатных. —32— С чувствами сыновнего благоговения и совершенной покорности к Вам пребываю»… Из Петербурга конфиденциально писал мне от 3-го числа Обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев : «Преосвященнейший Владыко. На сих днях пришлось исключить из здешней духовной академии несколько студентов, обличенных в крайней неблагонадежности революционного свойства. Все они отправлены на родину. В том числе двое тверских. Один 4 курса – Андрей Фаворский, другой 3 курса Николай Преображенский. Без сомнения они появятся в Твери, и, будучи одержимы духом пропаганды, постараются развращать Семинарию и без того шатающуюся. Итак, не благоволите ли, Преосвященнейший Владыка, приказать принять должные против сего меры. К сожалению, не могу скрыть, что на нынешнего Ректора 1473 не можем в сем отношении положиться, о чём я уже имел случай писать Вам ранее. Между тем – во всех Духовных Академиях Тверские воспитанники заслужили себе невыгодную репутацию, и немало их встречается в делах и следствиях политического свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неужели у Вас не найдётся мужества сознаться в своём заблуждении, в своей роковой ошибке изданием Вами декларации от 16(29) июля 1927 г.? Вы писали мне и искренне верили, что избранный Вами путь принесёт мир Церкви. А что же видите и слышите теперь? Страшный стон несётся со всех концов России. Вы обещали вырывать по 2, по 3 страдальца и возвращать их к обществу верных, а смотрите, как много появилось новых страдальцев, которых страдания ещё более усугубляются сознанием того, что эти страдания явились следствием Вашей новой церковной политики. Неужели эти стоны страдальцев с берегов Оби и Енисея, из далёких островов Белого моря, из пустыни Закаспийска и с горных хребтов Туркестана не доносятся до Вашего сердца? Как же Вы могли в своей декларации наложить на них и на многих клеймо противников нынешнего гражданского строя, когда они и мы по самой духовной природе своей всегда были чужды политике, строго, до самопожертвования охраняя чистоту Православия! Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоучёного Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце. Проявите мужество, сознайтесь в своей роковой ошибке, и если невозможно Вам издать новую декларацию, то ради блага и мира церковного передайте права Заместителя другому. Я имею право писать эти строки и делать Вам это предложение, ибо меня теперь многие укоряют, что я поспешно и безоговорочно передал Вам заместительские права. Испытавши на себе трудность этого управления, я верю, что Вы не раз проливали в тиши своей калии горькие слезы, испытывая страшное томление духа, – и мы жалеем Вас, мы плачем с Вами. И если идут отделения епархий и приходов от Вас и Вашего «Синода», то это набат, страшный набат истомлённых верующих сердец, который мог бы достичь до Вашего сердца, зажечь его пламенем самопожертвования и готовности положить душу свою за други своя. Мне кажется, что один из выходов из создавшегося положения – это обратить Вам и всем православно-мыслящим верующим нашей страны свои взоры к старейшему иерарху Российской Церкви Высокопреосвященному Агафангелу [Преображенскому], митрополиту Ярославскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2. Жизнеописание Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] ...Письмо Вашего Высокопреосвященства от 9 июня [н. ст.] с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренне благодарю за выраженное Вами мне доверие. Но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволяю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее местоблюстительство первоиерархам Кириллу [Смирнову], митрополиту Казанскому, или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 12 июня 1926 г. г. Москва. С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. В вышеозначенном моем письме (отношении) от 27 мая (9 июня) с. г. Было так же оговорено, что если Высокопреосвященный митрополит Агафангел по каким- либо обстоятельствам будет лишён возможности нести обязанности Патриаршего Местоблюстителя, то таковые снова переходят ко мне, а в моё отсутствие замещающим Патриаршего Местоблюстителя снова восстанавливается Высокопреосвященный Сергий, митрополит Нижегородский. Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. 1. Архив составителя 2. Люперсольский Н., протоирей, Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка. 1928 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж. 1933 4. Ионии [Снычев]. митрополит. Церковные расколы Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

протоиерею» о правах и обязанностях Заместителя и его Декларации от 16(29) июля 1927 г. Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по вопросу о позиции «ярославской группы» Ответная телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Т. И. Кобышеву по вопросу об отношении сего митрополита к высшей церковной власти и другим церковным группировкам 1928. Декларации православных архипастырей в г. Новгороде-Северском, Глухове, Лубнах с выражением гражданской лояльности и аполитичности Православной Русской Церкви, изданные в развитие Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. «Готовый текст» для подписки об отречении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода, распространяемый среди православного населения епископами-оппозиционерами Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по делу «ярославской группы» Письмо митрополита Новгородского Арсения [Стадницкого] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] о своей непричастности к иосифлянскому расколу 1928. “К характеристике митрополита Сергия” (брошюра). Автор неизвестен. (Нижний Новгород) 76. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вотской и Воронежской епархиях» Ответное письмо ярославской группы архиереев Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Письмо митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] к Евгению Александровичу Тучкову 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010