Святая Агапия ответила судье: – Вера наша непоколебима. Тогда судья сказал Хионии: – А ты что скажешь? Хиония отвечала: – Вера наша останется неизменною. Тогда судья спросил: – Есть ли у вас какие-либо христианские книги? Святые девы отвечали: – Есть книги, но они сокрыты в нашем уме, откуда их невозможно взять врагам Христовым. Судья спросил: – Кто научил вас добровольно предать себя на такие мучения? Святые девы отвечали: – Мучения эти временны и приносят большую пользу, ибо через них можно достигнуть вечной славы. Судья строго сказал: – Исполните царское повеление и принесите жертвы богам. Но святые девы сказали: – Мы приносим Богу жертву хвалы, диаволу же никогда не принесем жертвы. Не думай отвратить нас от Бога Господа нашего Иисуса Христа, но исполняй приказанное тебе твоим царем земным, как и мы исполняем повеления нашего Царя Небесного. Тогда, разгневавшись, судья Сисиний дал такое приказание относительно святых: – Повелеваю Агапию и Хионию, не согласившихся после судебного увещания исполнить царское повеление, сжечь живыми. Услыхав такой приговор, святые девы исполнились радости и громко воскликнули: – Благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что сподобил нас быть исповедницами Твоего Пресвятого Имени. В руки Твои, Владыка, приими наши души! Брошенные в огонь, святые девы молились там и с молитвой предали души свои в руки Господа своего 2578 . Между тем сильное пламя нисколько не повредило не только телам святых дев, но не коснулось даже и их одежд, так что никакого следа от огня не осталось на них. Произошло сие в знамение язычникам, что святые девы не от огня умерли, но своими молитвами испросили себе от Бога блаженную кончину. Честные тела их, не поврежденные огнем, слуги святой Анастасии Узорешительницы ночью взяли и принесли к своей госпоже. Святая же Анастасия, помазав святые тела их ароматами, с честью положила в новом гробе, радуясь духом и моля Господа, да сподобит Он и ее быть участницею в блаженстве тех святых дев. На другой день судья Сисиний снова сел на судище и приказал привести святую Ирину. Когда она была приведена, он сказал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эта часть завершается сценой одного из чудес святого - святитель тайно дает деньги разорившемуся дворянину, дабы спасти его дочерей от участи публичных дев. Далее цикл продолжается в нижнем ярусе: «Явление святого во сне епарху Евлавию», «Явление свт. Николая имп. Константину», «Избавление трех невинно заключенных», «Чудо на море» и т. д.; завершается цикл сценой «Успение свт. Николая». Внизу - ростовой образ Богоматери с Младенцем и апостолами Петром и Павлом (слева от двери) и фигуры 2 святителей (справа от двери, сильны повреждены). Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. На зап. стене - фрагменты минология (справа от жития свт. Николая). Сцены расположены в календарной последовательности. На вост. стене сохранились неск. фигур и сцен: «Перенесение мощей Максима Исповедника» (13 авг., предположительно), прор. Михей (14 авг.), «Успение Богоматери» (15 авг., фрагментарно). Справа от житийного цикла свт. Николая Чудотворца - сцена мучений святых жен Агапии, Ирины, Хионии (16 апр.). Юж. стена зап. стороны: сцена мучений св. Евфрасии (18 мая) и фигуры св. мч. Фалалея Эгейского (20 мая), равноапостольных Константина и Елены (21 мая), св. Михаила Синадского (23 мая); зап. конец юж. стены - фигуры неизвестных святых, двое из к-рых, вероятно, святые Андроник и Иуния (память обоих совершается 17 мая). Иконография сцен и тематика циклов обнаруживают параллели с совр. визант. искусством, в частности Македонии. Напр., полуфигуры святых в медальонах между ростовыми изображениями и сценами представлены в росписи храмов: Богоматери Перивлепты в Охриде (1295), Христа в Верии (1315), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318). Иконография сцен содержит новые элементы, типичные для палеологовского искусства. Стиль в целом характерен для визант. искусства раннего XIV в. Композиции сложные, многосоставные, динамичные. Масштаб фигур мелкий, больше изображений, сцен, циклов по сравнению с предшествующим периодом.

http://pravenc.ru/text/2566144.html

Кроме того, про некоторых мучеников было действительно известно, что они совершали чудеса, но что римский протокол, кроме редких случаев, такие вещи не фиксировал. Например, о мученицах Агапии, Хионии и Ирине протокол свидетельствует, что одну из них правитель приказал отвести в публичный дом и выставить на поругание. " Но благодатью Святого Духа она сохранила и сберегла свою чистоту для Владыки всех Бога: никто не отважился подойти к ней и не попытался обойтись с ней дерзко, даже на словах " . Ясно, что эта фраза не была записана в протокол и была позже добавлена христианами, но она соответствует тому, что происходило. Однако такие чудеса не очень похожи на те чудеса, которые мы знаем из мученичеств. Например, если в историческом мученичестве Агапии, Хионии и Ирины они просто умирают, брошенные в огонь, то в переработанной версии рассказывается, как святая уходит на гору, за ней посылают всадников, они бродят вокруг горы и никак не могут до нее добраться, наконец, случайно посланная стрела ее поражает, и она умирает с красивой молитвой на устах. Естественно, такие рассказы людям слушать было интереснее, они больше воодушевляли. И чем дальше уходили люди от эпохи протоколов, тем более им хотелось романизированных биографий святых. Кроме того, мученичество всегда начинается в момент ареста святого и заканчивается с его смертью. В отличие от жития, которое начинается с рождения. С развитием жанра жития у христиан возникает интерес: а что было с мучеником до его ареста? Где он родился, откуда он произошел и т.д. Жанр разрастается, и чем дальше, тем сильнее. Можно рассказать одну и ту же историю сухим, скупым языком, а можно написать об этом " Войну и мир " . В определенном смысле нельзя говорить, что " Война и мир " – это совсем неправда, так вполне и могло происходить во время войны. В конце концов, это срез русского общества. Но с другой стороны мы понимаем, что это все же фикция, рассказ. Реальных протоколов допросов очень мало. С другой стороны, чисто фольклорных, назовем их апокрифическими, мученичеств тоже не так уж чтобы и слишком много. Например, явно апокрифическое мученичество вмц. Ирины, которая якобы три раза умирала и воскресала, при трех фантастических царях жила, обратила к концу жизни больше 1,5 млн человек, причем в таких городах, где и пяти тысяч жителей не было. Большинство же мученичеств находятся где-то между этими двумя полюсами. И разобраться, где здесь правда, а где нет, очень сложно. Нужен очень тонкий, тщательный анализ, который в своей массе еще не сделан.

http://religare.ru/2_93923.html

– Принеси жертву богам, чтобы и тебе не погибнуть на огне так же, как погибли твои сестры. Но святая мужественно отвечала: – Не принесу жертвы, ибо весьма желаю быть участницею в блаженстве моих сестер, да не буду вдали от них, когда они предстанут пред лице Божие. – Послушайся нашего увещания, – сказал судья, – в противном случае ты будешь подвергнута еще более жестоким мукам, чем твои сестры. – Я готова на всевозможные мучения, – отвечала святая, – ибо желаю умереть за истину и чрез смерть получить жизнь вечную; я желаю, пройдя сквозь огонь, достигнуть утехи. Тогда судья сказал ей: – Я прикажу отвести тебя, нагую, в блудилище, дабы ты была там предана поруганию, пока не умрешь. Святая отвечала: – Тело мое также будет страдать от блудника, как от кусающегося пса, или от волка, или от медведя или от жала змеи. И для меня гораздо лучше, если будет страдать мое оскверненное тело, нежели я оскверню идолопоклонством свою душу, ибо грех, соделываемый поневоле, когда душа не соизволяет на это, не поставляется в вину пред Богом. Разве осквернились святые, раньше пострадавшие за исповедание имени Иисуса Христа, коим насильно мучители вливали в уста кровь идоложертвенную? – Неужели не осквернились вкусившие от наших жертв, – спросил судья. – Не только не осквернились, – отвечала святая, – но были увенчаны от Бога за это, так как им, имеющим связанные руки, насильно открывали уста и насильно же вливали в них идоложертвенную кровь. Грех, совершенный добровольно, заслуживает наказания, а совершенный против воли, не вменяется. Также и мне, отдавшей свое тело Христу моему, если сделаете что-либо насилием, – надеюсь, что не буду посрамлена пред моим бессмертным Женихом, но получу он Него награду, так как ради Него я терплю от вас насилие. Я не обращу внимания на то, что вы захотите сделать с моим телом: предадите ли вы его осквернению, или ранам, или огню, я готова все претерпеть ради имени Господа Бога моего. Но Бог мой имеет власть и силу и не допустит вам сделать то, что замыслили сделать со мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ирина: Где Бог изволил — в горах. Видит Бог – под открытым небом. Правитель: У кого вы были? Ирина: Повсюду в горах под открытым небом. Правитель: Кто давал вам хлеб? Ирина: Бог, Подающий всем. Правитель: Соглашался ли с вами ваш отец? Ирина: Клянусь Богом Вседержителем — не соглашался и вообще даже не знал. Правитель: Кто из соседей знал о вас? Ирина: Спроси соседей и местных жителей, знал ли кто, где мы были. Правитель: После вашего возвращения с гор, как ты говоришь, читали ли вы эти писания в чьем-либо присутствии? Ирина: Они были в нашем доме, и мы не дерзали выносить их наружу. Поэтому мы и пребывали в великой печали, что не могли читать их ночью и днем, как делали всегда до того дня в прошлом году, когда и спрятали их. Правитель Дулкитий: Твои сестры уже получили свой приговор. Поскольку ты виновна и в прежнем бегстве и в сокрытии этих книг и пергаменов, я прикажу не лишать тебя сразу жизни таким же образом. Но я прикажу агораномам[ 17 ] этого города и чиновнику Зосиме поставить тебя голой в блудилище, взяв из дворца только один хлеб, с тем, чтобы агорономы не позволяли тебе удалиться оттуда. Итак, когда были приведены агораномы и общественный раб Зосим, правитель сказал: — Твердо знайте: если кто из отряда донесет мне, что она даже на самый короткий срок будет отпущена из того места, куда я приказал ее поставить, то тогда вы подпадете под тот же приговор. А писания, которые принесли в Ирининых тубусах[ 18 ] и ларцах, пусть публично сожгут. По приказу правителя назначенные для этого люди отвели ее в общественное блудилище. Но благодатью Святого Духа она сохранила и сберегла свою чистоту для Владыки всех Бога: никто не отважился подойти к ней и не попытался обойтись с ней дерзко, даже на словах. Правитель Дулкитий призвал святейшую, сел на трибунале и сказал: — Ты все еще пребываешь в прежнем безумии? Ирина: Не в безумии, а в благочестии. Правитель Дулкитий: Из прошлых твоих ответов четко выяснилось, что ты нечестиво не повиновалась императорскому эдикту. Теперь я вижу, что ты все еще [остаешься] в этом безумии — поэтому прими должное наказание.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

Кондак, глас 3 Отеческую прелесть оставльше, святии,/приведостеся Христови,/всем души усердием стаете мужемудренно до смерти./Темже и взясте победы почесть воистину,/о всех Владыку нашего непрестанно моляще. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Антоние, Иоанне и Евстафие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. 15/28 Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок.67). Тропарь апостолам, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 4 Явися апостольский честный сей праздник,/просвещая нас и греховную мглу прогоняя, зовущим:/явися Свет и прииде избавление. Величание Величаем вас,/святии апостоли Аристарше, Пуде и Трофиме,/весь мир ученьми своими просветившия/и вся концы/ко Христу приведшия. 16/29 Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Тропарь мученицам Агапии, Ирине и Хионии, глас 1 Агницы словесныя,/Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу,/течение скончавше, и веру соблюдше./Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии,/святую вашу память, Христа величающе. Кондак, глас 4 Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/яве лукаваго посрамивши,/и ко Христу привела еси людей множества, блаженная,/и порфиру от кровей носящи,/со ангелы ныне веселишися. Величание Величаем вас,/страстотерпицы святыя Агапие, Ирино и Хионие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. 17/30 Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641). Тропарь преподобному Зосиме, игумену Соловецкому, глас 4 Изволением Божественнаго Разума/вселился еси в пустыню,/и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/равно ангелом житие на земли пожив,/в молитвах, и трудех, и пощениих/образ был еси твоим учеником./Отонудуже Бог , видя твое благое изволение,/умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей;/но, яко имея дерзновение к Богу,/поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих,/Зосимо, преподобне отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13 . Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского, мч. Крискента, мц. Фомаиды. 14 . Свт. Мартина исповедника, папы Римского, мчч.: Антония, Иоанна и Евстафия, мч. Ардалиона, 1000 мчч. и Азата скопца. Виленские мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Литовского князя Ольгерда. Сделавшись христианами, они, вопреки языческому обычаю, не стали стричь волос на бороде и голове. Узнав по этому признаку, что они – христиане, Ольгерд хотел принудить их к отречению от Христа и велел им остричь волосы на голове и бороде; но мученики не согласились на это и «тако пострадаша» (в 1347 г.), очевидно, не за бороду, как думают раскольники, а за Христа. Правда, в стихирах все они восхваляются, как пострадавшие за бороду, но у Евстафия не было еще (по молодости) и бороды, как это видно из изображения его на иконе. 15 . Св. апп. (от 70-ти) Аристарха, Пуда и Трофима; мч. Саввы Готфского, мцц.: Василиссы и Анастасии. 16 . Мцц.: Агапии, Ирины и Хионии, мч. Леонида и с ним: Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы и Феодоры, мц. Ирины. 17 . Прп. Симеона (еписк.) персидского и с ним: Анании и Авделая пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика приставника и Аскитреи дщери его, и Азата скопца и иных многих; мч. Адриана, прп. Акакия, еп. Мелитинского; прп. Зосимы (игумена) Соловецкого; свт. Агапита, папы Римского. Однажды Сапор, царь Персидский, призвал еп. Симеона (в 341 или 344 г.) и стал увещевать отречься от Христа и поклониться солнцу. Но Симеон решительно отказался. «Почему ты теперь не повинуешься власти моей, если до сих пор был верен мне?» – спросил царь. – Пока я мог исполнять повеления твои, не изменяя Богу моему, я во всем был тебе послушен, – отвечал епископ, – но ты требуешь теперь, чтобы я поклонился солнцу: это противно заповедям Бога моего, и я готов лучше умереть. Так. обр. даже при языческих императорах совместимы были обязанности гражданские и христианские, а наши раскольники-безпоповцы и сектанты-штундисты при христианских императорах считают несовместимыми законы и формы общегосударственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Иконы Божия Матери Виленския. 15. Святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мучениц Василиссы и Анастасии (I). Мучеников Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордона, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Феки, Дементиана, Виктора, Зосимы (II) (груз.). Мученика Саввы Готфскаго (372). 16. Святых мучениц дев Агапии, Ирины и Хионии (304). Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Икон Божия Матери: Ильинско-Черниговския (1658) и Тамбовския (1692). 17. Священномученика Симеона, епископа Персидскаго, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго (ок. 433). Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго (1478). Преподобнаго Александра Свирскаго (обретение мощей, 1641). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римскаго (536). 18. Преподобнаго Иоанна, ученика святителя Григория Декаполита (IX). Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонскаго, и преподобнаго Авксентия (815–820). Мученика Иоанна Новаго из Янины (1526). Иконы Божия Матери Максимовския (1299). 19. Преподобнаго Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303). Священномученика Пафнутия, иерея Иерусалимскаго. Святителя Георгия исповедника, епископа Антиохии Писидийския (IX). Святителя Трифона, патриарха Константинопольскаго (933). Преподобнаго Никифора игумена. 20. Преподобнаго Феодора Трихины (IV–IX). Преподобнаго Александра Ошевенскаго (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокскаго (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобнаго Анастасия, игумена Синайския горы (695). Преподобнаго Иосафа Метеорскаго (XVI). Иконы Божия Матери Кипрския (392). 21. Священномученика Ианнуария и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппин, Диоскора, Сократа и Дионисия (II).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

святого мученика Хрисогона последовала ок. 304 г. Память его празднуется св. Церковью 22 декабря. страна на Балканском полуострове, примыкающая к северо-западному углу Эгейского моря (Салоникский залив). областной правитель. святых дев-мучениц Агапии и Хионии последовала в 304 г. святой мученицы Ирины последовала в 304 г. Страдание святой мученицы Ирины Прологу святая мученица пострадала в городе Коринфе, а по Четьи-Минеи в Македонии. Мученическая кончина ее относится или к 250 г. (ко времени гонения Декия), или к 304 г. ко времени гонения Диоклитиана. Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского занимает западную часть Иранской возвышенности. Современными границами ее являются: с запада Турция, с востока Афганистан и Белуджистан, с юга — Индийский океан и с севера — Закаспийская область. Основателем персидской монархии был Кир, царствовавший с 558 по 529 г. до Р. Х., известный своими завоеваниями (он завоевал почти всю западную Азию). было в IV b. по Р. Х. царь персидский с 310 по 381 г. на христиан было поднято Canopoм II на 32-м или 33-м году его царствования, след., в 343 — 344 г. наименование Персидского города, разделенного рекою Тигром на две противолежащие части. Город этот был основан Ceлebkoм I Никатором, царствовавшим с 312 по 281 г. до Р. Х. солнцу было принадлежностью почти всех языческих религий. оскопленный слуга, предназначавшийся обыкновенно для службы в гаремах востока. Поставленные в возможность действовать на восточных властителей, и непосредственно, и через любимых ими жен и наложниц, евнухи часто приобретали сильное влияние на ход государственных дел. именем Усфазана было Гугсциатазад. ( от лат. Cubiculum — спальня) — постельник, наблюдатель за царскою спальнею. святого Симеона и других мучеников с ним последовала в 343 или 344 г. историк Созомен жил в V b. и исполнял в Константинополе должность адвоката. Им продолжена История христианской Церкви (начатая историком Евсевием) от 323 до 439 г. Каллист — церковный историк XIV b., монах Софийского монастыря в Константинополе. Его «Церковная История» (в 18 книгах) доведена до кончины византийского императора Фоки (ок. 611 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Феофила, Вениамина диакона и св. Власия чудотворца). Апрель 510 2 св. муч. Поликарпа (Тип. еще Патапия, 905 Фота чудотворца, т. е. Тита? и пр. Никиты. Мст.). 3 Любви, Ирины и Феодосии (Тип. св. Никиты втор. и свв. мучч. Любви, (Агапии), Ирины и Хионии, 905 Феодосии. Мст.). 4 пр. Иосифа песнописца (Тип. еще пр. Зосимы). 5 св. Феодора на дивней горе (Тип. Георгия, иже на горе Малеоне и другого Георгия, 905 одного Георгия. Мст.). 6 св. Евтихия, патриар. вонстан. (Тип. еще свв. Кирилла и Мефодия учителей славянских). 7 св. Георгия митиленского. Св. муч. Каллиопия. 8 свв. апп. от 70: Иродиона, Агава и прочих (Тип. еще Келестина, папы римского). 9 св. муч. Евпсихия. 10 свв. мучч. Терентия, Африкана и Максима. 11 св. священномуч. Антипы. 12 пр. Василия, еп. парийского. Мст. В лето 6450 в тот же день принесен бысть честный пояс. Пресв. Госпожа Богородица от епископия Зилы в Царьград и паки положен бысть в Халкопратии месяца августа (Тип. еще мучч. Димы и Протиона, 905 одного Василия). 13 св. Мартина, папы римского. 14 св. Симеона священномуч. Мст. 15 св. муч. Саввы готфского (Тип. еще апп. Аристарха, Пуда и Трофима). 16 св. муч. Леонида и дружины его. Мст. 17 пр. Акакие, еп. мелетинского (Тип. еще св. Агапита, папы римского. Мст.). 18 св. Космы, еп. халкидонского. Мст. (Тип. еще пр. Иоанна, учен. Григория декаполита ). 19 пр. Иоанна палеолаврита Мст. (Тил. еще свв. Пафнутия и Феодора пергийского). 20 пр. Феодора трихины (Тип. еще пр. Анастасия синайского). 21 св. муч. Исаакия и дружины. (Тип. еще прор. Михея). 22 пр. Феодора Сикеота. 23 св. великом. Георгия. 24 св. муч. Саввы стратилата (Тип. еще пр. Елисаветы). 26 св. священномуч. Василия. 27 св. священномуч. Симеона, еп. иерусалим. 28 свв. апп. Иасона и дружины. 29 свв. 9 мучч. в Кизике (Тип. еще пр. Мемнона, 905 одного Мемнона). 30 св. ап. Иакова, брата св. Иоанна Богослова. Май 511 1 св. прор. Иеремии. 2 Успение св. Афанасия, архиеп. александр. 3 свв. мучч. Тимофея и Мавры. 4 св. муч. Силвана. Св. муч. Алвиана. Пр. о. н.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010