В то время царь Диоклетиан находился в Аквилее 8640 и направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному христианину не удалось тайно уйти из его рук. Ему донесли из Рима, что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отрицаются от своего Христа, и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям. Царь приказал предать всех христиан мукам и смерти, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан. Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, царь начал сперва беседовать с ним, с кротостью увещевая его отречься от Христа. – Прими, Хрисогон, мой добрый совет, – говорил беззаконный властитель, – присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного, полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима. Святой отвечал на это: – Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ 8641 , который говорит о них: «Нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы». Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак. Не мог больше слышать царь таких свободных речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя в пустынное место, отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря 8642 , недалеко от жилищ одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни, и трех девиц – сестер телом и духом, Агапии, Хионии и Ирины . Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною головою, и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома 8643 . По истечении же тридцати дней явился ему в видении святой Хрисогон и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Затем следует описание действий судьи и текст приговора. Такие мученичества в агиографии обозначают термином passions historiques (исторические мученичества – фр.). Они не содержат никаких авторских дополнений, только воспроизводят протокол допроса. Христиане выкупали у писцов копии судебных актов и затем публиковали, снабжая указанием, что мученик был христианином. В конце текста, там, где шла традиционная римская датировка – в правление такого-то императора, в год такой-то – также добавлялось: " в правление Господа нашего Иисуса Христа над нами, в год такой то " . Эти тексты были важным свидетельством, укрепляющим членов христианской общины в эпоху гонений. По-видимому, они читались на день памяти мученика, которые поминались в общине особенно торжественно, сопровождаясь песнопениями и даже особыми ритуальными танцами. Ведь в древности религиозное песнопение было связано с танцем намного больше, чем в культуре нового времени. Впоследствии Церковь танцы на могилах запретила, хотя в некоторых Церквях они сохранились до сих пор – например, в Эфиопской церкви священным танцам учат целых 6 лет. Исторических мученичеств до нас дошло чуть больше двадцати, все они собраны в книге Герберта Музурилло (Musurillo H., The Acms of the Chrismian Martyrs). В этот момент появляется проблема: в общине есть мученики, есть о них память, но не сохранилось никаких актов. А для чтения на память мученика все-таки требуется какой-то текст. И текст для чтения появляется, его моделируют на основе уже сложившегося жанра мученичества. Берется стандартный протокол допроса, и по аналогии с ним пишется новый. Во многих из этих текстов действительно содержится историческая правда о мученике, поскольку вопросы на суде были стандартными, а обстоятельства казни мученика были доподлинно известны общине. С течением времени такие сухие тексты начинают казаться не очень подробными, не очень интересными, и их начинают украшать подробностями. По счастью, мученичество Агапии, Хионии и Ирины дошло до нас в своей первоначальной форме, поэтому мы можем проследить, как шла переработка этого текста. Добавлялись романные элементы: правитель должен оказываться в какой-нибудь комической ситуации, например, возжелав мученицу, залезть ночью случайно на кухню и перемазаться в саже от котлов, а потом храпящим заснуть на своем троне. В такой версии этот рассказ становился намного более популярным. Такие мученичества, в которых первоначальное зерно подверглось переработке, называются в исторической агиографии passions piques (эпическими мученичествами – фр.).

http://religare.ru/2_93923.html

Отмечу, что на Западе интерес к агиологии сейчас угасает, поскольку критическая агиография довольно сильно подрывает устои и изучение житий святых становится просто одним из жанров литературоведения. И житие уже изучается не с богословской точки зрения, а прежде всего как текст со своими жанровыми, композиционными и лексическими законами. Если говорить о России, то такого интереса у нас особо и не было. Не хватает научной базы, знания зарубежной литературы — она только сейчас начинает изучаться в России. Например, у нас только недавно появился первый комплект издания " Subsidia hagiographica " , который болландисты издают уже более ста лет. То есть уровень знаний пока низок и по-настоящему заниматься агиологией просто рано. — Как создаются жизнеописания святых, прославленных в последние годы? — Есть два пути. Либо подражать древним текстам: так, кстати говоря, часто делали в Византии, когда жития монахов писались по образцу жития преподобного Антония Великого, а есть путь создания нового оригинального текста. Например, если говорить о новомучениках и исповедниках Российских, то очевидно, что это новое явление для Русской Церкви, в ее истории нет парадигмы для таких жизнеописаний, поэтому могут возникать дискуссии. По моему мнению, наиболее органично было бы вернуться здесь к древней форме: публикации тех материалов протоколов допросов, которые важны с точки зрения христианского подвига. Если мы обратимся к древним источникам, к так называемым историческим, мученичества II–III веков, то найдем там такие примеры. Например, в " Мученичестве Агапии, Хионии и Ирины " судья требует от девушек выдать товарищей. Там есть вопрос: " Кто давал вам прибежище? " И ответ: " Бог, который покрывает всех, давал нам прибежище " . Так ясно описано свидетельство верности — допрашиваемый не выдает своих ближних и исповедует Христа. Может быть, такая форма впечатлила бы людей больше, чем описания в духе Димитрия Ростовского, где преобладает описание ужаса пыток, их количества и т.п. В целом необходимо понимать, что сейчас изменяется функция агиографических текстов. У нас нет такого массового чтения житийной литературы, каким оно было в древней Церкви, жития читаются только в монастырях в день памяти какого-либо святого, но за службой житие полностью никогда не читается. В результате люди могут и не знать жития того святого, память которого празднуется. Но это, конечно, связано с развитием церковного календаря, ведь на каждый день приходится память сразу нескольких святых. Для сравнения можно отметить, что, например, в Студийском типиконе середины XI века нередки были дни, когда память какого-либо святого не праздновалась. То есть житийных текстов в древней Церкви было значительно меньше.

http://e-vestnik.ru/interviews/andrey_vi...

И он записал на бумаге и огласил приговор: — Агапию и Хионию, поскольку они нечестиво мудрствовали против божественного постановления наших владык августов и цезарей, все еще почитая пустую, дурную и ненавистную всем богобоязненным христианскую веру, я приказал предать огню. И продолжил: — Агафон, Ирина, Кассия, Филиппа и Евтихия ввиду их молодости пусть будут брошены пока в тюрьму. А после кончины святейших [жен] от огня, на следующий день, когда снова привели святую Ирину, правитель Дулкитий сказал ей: — То, что ты безумна, это ясно, раз ты хотела даже по сей день сохранить столько пергаменов, книг, табличек, книжечек и страниц из писаний некогда живших нечестивых христиан. Когда их принесли, ты призналась, каждый раз, однако, говоря, что они не твои. Поскольку ты не устрашилась наказания своих сестер и не имеешь перед глазами страха смерти, необходимо применить к тебе пытки. Однако уместно уделить тебе немного человеколюбия: если ты захочешь теперь все же признать богов, то будешь свободна от всякой опасности и наказания. Что ты скажешь: исполнишь ли повеление наших императоров и цезарей, согласишься вкусить сегодня от священных даров и принести жертву богам? Ирина: Нет, я не согласна сделать это, ибо Господь Бог, Сотворивший небо, землю, море и все, что в них, жестоко покарает вечным мучением преступивших Божье слово. Правитель Дулкитий: Кто посоветовал тебе хранить эти пергамены и писания до сегодняшнего дня? Ирина: Бог Вседержитель, Призвавший любить Его до самой смерти. Из-за этого я не отважилась выдать их, но предпочла, конечно, лучше остаться и претерпеть, что бы ни случилось с нами, чем отдать их. Правитель: Кто знал, что они были в том доме, где ты жила? Ирина: Никто другой не видел их, кроме Бога Вседержителя, Который все ведает, а так — никто. Своих домашних мы опасаемся больше врагов, как бы они не донесли на нас, а сами мы никому не говорили. Правитель: В прошлом году, когда впервые был обнародован эдикт наших владык императоров и цезарей, где вы спрятались?

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

Ирина: Из-за страха Божьего. Правитель: Что ты скажешь, Хиония? Хиония: Я верую в Бога Живого и не сделаю этого. Правитель: Что ты скажешь, Кассия? Кассия: Я желаю спасти свою душу. Правитель: Желаешь приобщиться святынь? Кассия: Не желаю. Правитель: Что ты скажешь, Филиппа? Филиппа: Я скажу то же самое. Правитель: Что значит “то же самое”? Филиппа: Я желаю лучше умереть, чем вкусить. Правитель: Что ты скажешь, Евтихия? Евтихия: Скажу то же самое: желаю лучше умереть. Правитель: У тебя есть муж? Евтихия: Он скончался. Правитель: Когда он скончался? Евтихия: Около семи месяцев назад. Правитель: От кого ты беременна? Евтихия: От мужа, которого дал мне Бог. Правитель: Как же ты беременна [от него], когда говоришь, что твой муж умер? Евтихия: Воли Вседержителя никто не может знать[ 16 ]. Правитель: Я прошу Евтихию оставить свое безумие и обратиться к здравому смыслу. Что ты скажешь: подчинишься ли императорскому указу? Евтихия: Не подчинюсь: я христианка, раба Бога Вседержителя. Правитель: Евтихию, поскольку она беременна, пусть держат пока в тюрьме. И продолжил: Что ты скажешь, Агапия: сделаешь ли все то, что делаем мы, благочестивые, по отношению к нашим владыкам императорам и цезарям? Агапия: Да не будет хорошо сатане: не увлечет он мой рассудок. Наш рассудок непобедим. Правитель: Что ты скажешь, Хиония? Хиония: Наш разум никто не может совратить. Правитель: Нет ли у вас, нечестивых христиан, каких-либо писаний, пергаменов или книг? Хиония: Нет, господин, ведь все изъяли нынешние самодержцы. Правитель: Кто вложил в вас такие мысли? Хиония: Бог Вседержитель. Правитель: Кто посоветовал вам обратиться к таким безумным мыслям? Хиония: Бог Вседержитель и Его Единородный Сын, Господь наш Иисус Христос. Правитель Дулкитий: Совершенно ясно, что все должны подчиняться нашим благочестивым владыкам императорам и цезарям. Когда было обнародовано предписание и изданы соответствующие эдикты, вы, еще без всякой угрозы, презрели повеление наших благочестивейших императоров и цезарей и остались в нечестивой христианской вере. Поскольку вы уже долгое время придерживаетесь некоего безумия, а также еще и сегодня, принуждаемые военачальниками и правителями, не желаете отречься и письменно подтвердить выполнение приказания, то поэтому вы получите достойное наказание.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

Когда сии невесты Христовы были приведены на мучения пред игемона Дулкиция, тотчас он, увидав их необыкновенную красоту, воспылал к ним нечистым желанием. Он повелел заключить их под стражу и велел передать им через стражника, что они получат свободу и многие дары, если согласятся исполнить нечестивое желание князя. Но святые девы лучше желали тысячу раз умереть, нежели хотя один раз быть опороченными, так что ни ласками, ни угрозами, ни подарками, ни мучениями игемон не мог склонить их согласиться исполнить свое нечестивое желание. Не будучи в состоянии преодолеть сжигавший его пламень похоти, игемон задумал прийти ночью к ним в комнату, в которой они содержались, чтобы опорочить их. При наступлении ночи святые девы стали на молитву, воспевая Богу всенощное славословие и псалмы. Игемон, желая войти к ним, лишь только коснулся порога их комнаты, тотчас обезумел и не мог идти дальше. Вблизи того помещения, в котором находились три сестры, была поварня, где стояло множество сосудов – горшков, котлов и сковород, черных от сажи. Не будучи в состоянии войти в комнату, в которой находились святые девы, игемон, обольщенный бесами, вошел в поварню, причем выпачкался здесь в саже, загрязнив ею свое лице, руки и всю одежду, и этаком виде вышел к ждавшим его слугам, стоявшим около той комнаты с зажженными светильниками в руках. Слуги, увидав игемона всего черного, страшного, как эфиопа, сильно испугались и, бросив светильники, убежали оттуда. Игемон же, недоумевая, отчего побежали слуги при виде его, подумал, что они смеются и издеваются над ним и пришел в сильный гнев. В это время стало уже рассветать, и где бы ни проходил князь, всюду все разбегались при виде его – и слуги, и стражи, и воины, спасаясь от него как бы от какого страшилища. Тогда игемон отправился во дворец царский, намереваясь пожаловаться царю на воинов, бывших под его начальством, за то, что они не слушались его и даже насмехались над ним. Но лишь только он подошел к царскому жилищу, как услышал громкий и продолжительный смех, доносившийся до него оттуда, причем, некоторые из бывших там предались бегству испугавшись его, другие же стали бить его, отгоняя от дверей царского жилища, так как никто не мог подумать что это игемон Дулкиций, но все думали, что это был какой-нибудь юродивый. Однако игемон все еще не мог понять того, что он весь в саже, так как глаза его, по действу диавола, омрачились. Ему казалось, что он был бел лицом и одежда и руки его были чисты. Но когда, наконец, слуги его догадались, что господин их обезумел, тотчас побежали за ним и отвели его домой, говоря: «Посмотри на себя, каков ты!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На второй день праздника, в самую полночь, серебренная рака Победоносца разрушена была огнем». Слух о пожаре тотчас распространился по городу; все бежали в храм и все стали хлопотать, как бы огонь не истребил всего храма. Тащили и ломали все, как случилось. В храм стала такая темнота, что почти нельзя было выходить из дверей храма. Надобно было выгнать толпы из храма, но выгнать не могли. Начальнику Дунайской когорты вдруг пришла мысль странная; он закричал: «Граждане! варвары у стен города, – бегите с оружием за отечество все бросились вон, схватили оружия и поспешили на стены города. И что же? На рассвет действительно «увидели неприятеля на поле храма св. мученика Христофора; он был не многочислен (считали у нас до 5000), но очень силен: то были люди отборные и опытные в военном деле». Солуняне имели время собраться с силами, сделали вылазку, неприятель с обыкновенною своею зверскою дерзостью достиг уже храма св. мучениц Хионии, Ирины и Агапии, что в близи городской стены. Граждане то нападали, то отступали но без потери, так как на сторон неприятельской стоял избранный цвет всего Славянского народа» 25 . Между этою войною и тою, которую далее описывает повествователь, Солунь сильно пострадал от голода и язвы 26 повествователь, говоря о помощи, какую подавал Великомученик во время сей язвы, пишет, что это было «не много лет прежде сего, и каждый, как думаю, слышал об этом; и многие в посещении Мученика и сами испытали милость Божию» 27 Язва окончилась в июле 597 года 28 . Следовательно первая Славянская война происходила прежде 597 г. Другие указания на время воины: «мир, широко простиравшийся», и не дозволявший опасаться нападения варваров, известить варваров Солуни. Если начальник Дунайской когорты надеялся, что известие о близости варваров заставило немедленно взяться за оружие, и граждане действительно, ни мало не медля, с оружием в руках поспешили на стены Солуня, то это показывает, что варвары уже известны были Солунянам по своим набегам. Сам повествователь говорить, что только в то время, о котором он пишет, не было слышно о варварах, но дает разуметь, что прежде того слышали о них многое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однако именно в этой внешней простоте происходящего и лежит вся сила и притягательность мученичества. Автор, если его можно назвать таковым, сознательно ничего не меняет в записях римской канцелярии, ибо как раз сухой протокол лучше всего подчеркивает мужество и стойкость мучеников. Даже самое чудо, спасение Ирины от блудилища, описано в простых словах, без какого-то особого восхищения — как вещь, вполне естественная для рабов Христовых. Здесь нет никаких художественных элементов, никакой интриги, которая появляется в том варианте мученичества, который попал в житие святой Анастасии Узорешительницы: гонитель преследует святую, но не может поймать ее, и она умирает на горе, пораженная стрелой[ 4 ]. В актах Агапии, Хионии и Ирины все более грубо и зримо: правитель не заискивает перед христианами, его задача — спросить, согласны ли они вкусить от жертв, и вынести приговор в соответствии с законами: молодые должны иметь время одуматься, закоренелые “свято­татцы” заслуживают смерти. Однако цель Дулкития — узнать к тому же, кто укрывал мучеников, кто доставлял им хлеб, кто давал им книги. И тем благороднее выглядит подвиг исповедников, которые отказываются выдать своих собратьев, признавая в ответе за все только себя и Бога. Это простое и ясное мужество удивительно похоже на то, что явила наша Церковь во времена недавних гонений, как поразительно схожи и методы гонителей. Тем ближе и понятнее нам такие деяния. А. Виноградов С пришествием и явлением Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа насколько большей, чем прежде, стала благодать, настолько большей и победа святых. Ведь вместо врагов видимых побеждаются враги невидимые: незримую природу бесов предают огню чистые и честные жены, исполненные Святого Духа. Три таких жены, украшенные добродетелями, происходили из города Фессалоники, который всемудрый Павел прославляет за веру и любовь: “Во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога”[ 5 ], и в другом месте — за братолюбие: “Нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга”[ 6 ]. Когда началось Максимианово[ 7 ] гонение, они из любви к Богу, послушавшись Евангельских заповедей, оставляют свой род, богатство и отечество, совершив дело, достойное праотца Авраама; убегают в ожидании небесных благ от преследователей и достигают некой высокой горы. Там они проводили время в молитвах, телом оставаясь на горе, а душою живя на небесах.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

7  Святых Перпетуи и Фелицитаты 8  С этого дня и до дня апрельских нон рожденная луна начинает пасхальный месяц, согласно грекам 13  Преставление блаженного Леандра епископа 19  Святой Клодии ; святого Бенедикта (Венедикта) аббата 20  Зачатие святой Девы Марии 24  Святой Те[клы] (Феклы), Селевкия 25  Весеннее равноденствие и первый день [сотворения] мира, в который Господь и зачат, и пострадал 1237 26  Отделение света и тьмы 27  Отделение воды и земли 28  Сотворение светил 29  [Сотворение] рыб и птиц 30  [Сотворение] животных 1238 и человека 31  Почил Господь [от дел Своих] Апрель месяц, дней 30 1  Святых Грегония (?) и трех сестер Агапии, Хионии и Ирины 3 Святой Теодосии (Феодосии) девы 4  Кончина господина Исидора епископа Гиспальского, эра DCLXL (652 г. н.э.) 1239 10  Пост месяца 11        Преставление Флоресинда епископа 12  Святого Виктора, Бракара 13  Святой Евгении, Кордуба 16        Святой Энгратии и 18 мучеников , Цезаравгуста 18       Святого Элевтерия (Елевферия), епископа и мученика 23 Святого Виктора и Короны, и Лонгина 24 Святого Георгия 25 Святого Марка, апостола и евангелиста 26 Святого Тимофея 28  Святого Пруденция епископа и прочих с ним 29  Святой Сальсы 30  Святого Бартоломея (Варфоломея) (Л.2) Май месяц, дней 31 1  Святого Торквата и прочих 2  Святого Феликса, Гиспалнс, и кончина святого апостола Филиппа 3 Обретение Святого Креста, Иерусалим 4 Святого Иуды епископа 5  Святого Трепеса (Требтета) 6 Святого Конкордия 8       Святого Виктора 10 Кончина святого Иова пророка 12  Святого Панкратия мученика 13  Святого Муция 14  Святого Исидора мученика в Александрии 20  Святого Баудилия (Бавдола?) и прочих, Нимас 21  Святого Манция, Эбора 23  Святого Дезидерия епископа 24  Начало лета 25  Здесь начинаются летние праздничные дни, в течение которых не бывает судебных заседаний вплоть до августовских календ 1240 Май месяц, дней 31 9 Пост месяца 13       Святого Кирика и Иулиты 16 Святых Адриана и Натальи, Никомедия 17 Святого Амоса пророка 18  Святых Кириака и Павлы (?) мучеников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом контексте интересен вопрос с чудесами. Про некоторых мучеников было доподлинно известно, что они совершали чудеса, но римский протокол, кроме редких случаев, такие вещи не фиксировал. О мученицах Агапии, Хионии и Ирине протокол свидетельствует, что одну из них правитель приказал отвести в публичный дом и выставить на поругание. Но, «по милости Божией, никто ее не коснулся». Ясно, что эта фраза была  добавлена христианами, но она, очевидно, отражает, что произошло. Но это чудо отличается от тех, которые мы знаем из другой редакции этого же жития. Например, если в историческом мученичестве Агапия, Хиония и Ирина умирают, брошенные в огонь, то в переработанной версии одна из святых уходит на гору, за ней посылают всадников, они бродят вокруг горы, но не могут до нее добраться, наконец, посланная наугад стрела ее поражает и мученица умирает с молитвой на устах. Такие рассказы людям слушать было интереснее, они больше воодушевляли. И чем дальше от эпохи протоколов, тем больше возникает романизированных биографий святых. Кроме того, жития мучеников в первые века всегда начинались с момента ареста святого и заканчивались смертью, в отличие от житий других святых, которые начинаются с момента рождения. С развитием жанра житий мучеников у христиан возникает интерес: а что было с мучеником до его ареста? Поэтому жанр продолжает неизбежно эволюционировать. Но, к счастью, апокрифических житий мученичеств у нас все же не много. К таким я бы отнес житие вмц. Ирины, которая, как сказано в житии, три раза умирала и воскресала, при трех фантастических царях жила, обратила к концу жизни больше полутора миллионов человек в городах, где и пяти тысяч жителей не было. Большинство же мученичеств находятся где-то между этими двумя полюсами. И разобраться, что в них исторического, а что романического, очень сложно. Нужен тонкий, тщательный анализ, который еще не сделан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svideteli-vechnoj-zhiz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010