– Где те девы, о мученической кончине коих было открыто тебе в видении? Узнав, где находится их жилище, она пришла к ним, с любовью приветствовала их и пробыла у них одну ночь, ведя с ними душеспасительную и исполненную божественной любви беседу, в которой возбуждала их мужественно, до крови, постоять за Жениха своего – Христа. Увидав в дому священника мощи святого мученика Христова Хрисогона, своего любимого учителя, Анастасия долгое время плакала над ними, обливая их слезами и поручая себя молитвам сего святого. После сего она снова вернулась в город Аквилею, и там продолжала совершать обычное свое служение узникам Христовым, заключенным в темницах, помогая им от своего имущества. Действительно все так и произошло, как сказал в видении святой Хрисогон священнику Зинону: спустя десять дней сей святой пресвитер преставился ко Господу, а три святые девы Агапия, Хиония и Ирина были схвачены и отведены к императору Диоклетиану на мучения. Увидав их, император, спросил: – Какое безумие научило вас последовать жалкому и скверному заблуждению, унижая справедливый закон наш и презирая, как нечто нечистое, наших богов? Но так как я вижу, что вы знатного рода, молоды и прекрасны, то, сожалея вас, советую вам пощадить себя. Отрекитесь от вашего Христа и принесите жертву богам, и я дам вам из своей свиты трех юношей знатного рода, вполне достойных вашей красоты, чтобы вы имели славных мужей, ради которых и сами будете в почести. На сии царские прельщения ответила старшая сестра, святая Агапия: – Царь, тебе надлежит заботиться о народных делах, о иноплеменниках, о войсках, а ты говоришь многое несправедливое, унижая Живого Бога, помощь Коего тебе весьма необходима и благость Коего долготерпит о тебе; ты же Его хулишь. Тогда Диоклетиан сказал: – Сия девица безумна; приведите ко мне другую. После того к нему привели ее сестру, святую Хионию, которая сказала царю следующее: – Моя сестра, царь, не безумна. Наоборот, рассуждая здраво, она показала неправоту твоего увещания – поклониться идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как золото очищается в горниле, так вера и любовь рабов Божиих проверяется в испытаниях и скорбях. Ободренная этими словами, святая Анастасия терпеливо сносила жестокость тюремщиков, которые почти лишили ее пищи, доведя таким образом до полного изнеможения. Вскоре она получила от святого Хрисогона второе письмо, вдохнувшее в нее новые силы. Наставник призывал ее готовиться в любую минуту принять смерть за Христа и быть причтенной к сонму добропобедных мучеников. День ото дня утверждаясь в вере и исполняясь духовной радостью, святая Анастасия стойко держалась три месяца. В это время пришла весть о гибели ее супруга в кораблекрушении по пути в Персию. Вновь обретя свободу, Анастасия поспешила навестить Хрисогона, который благословил ее потратить все состояние на дела милосердия, чтобы отныне посвятить жизнь заботе о томившихся в темницах христианских исповедниках. Император Диоклетиан, пребывавший в то время в Аквилее , повелел предать смерти всех находившихся в римских тюрьмах христиан, а святого Хрисогона, как одного из главных вдохновителей, пожелал судить сам. Святой старец с презрением отверг все посулы властителя, обещавшего осыпать его почестями в награду за покорность его воле. Тогда Хрисогона отвели в безлюдное место и обезглавили, бросив затем тело в близлежащее озеро. Через некоторое время святому подвижнику по имени Зоил, жившему в тех местах, было дано знамение свыше. Следуя ему, он нашел святые мощи и предал их достойному погребению. Зоил был духовным наставником трех молодых сестер, родом из Фессалоники: Агапии, Хионии и Ирины . Позднее святой Зоил мирно почил в Господе. Святая Анастасия день и ночь неустанно заботилась о своих подругах и сподвижницах и обо всех христианских исповедниках. Не было ни одного христианина, который не нашел бы у нее какой-либо помощи, будь то пища, деньги, душевное сострадание или укрепляющие дух слова ободрения и напутствия. Когда же святые мученики оканчивали славный земной путь, она предавала их мощи достойному и благоговейному погребению. Наконец тиран отдал приказ в одну ночь истребить всех христиан, еще остававшихся в темницах, предавая их смерти водой, огнем или мечом.

http://pravoslavie.ru/58558.html

На этом месте их схватили и привели к гонителю. Благодаря этому они получили нетленный венец, ибо до самой смерти возлюбили Владыку и до конца последовали Его заповедям. Одна из них, хранившая чистоту и свет крещения по слову пророка: “Омыеши мя, и паче снега убелюся”[ 8 ], именовалась Хионией [то есть Снежной ]. Другая, имевшая дар мира от Спасителя и Бога нашего и являвшая его всем по святому речению: “Мир Мой даю вам”[ 9 ], называлась Ириной [то есть Миром ]. А та, которая стяжала совершенство в увещевании и обладала любовью от всего сердца к Богу и к ближнему, как к самому себе, ибо святой апостол говорит: “Цель же увещания есть любовь”[ 10 ], звалась в соответствии с этим Агапией [то есть Любовью ]. Всех этих трех жен, приведенных к нему и не пожелавших принести жертвы, правитель приговорил к сожжению — [это случилось], чтобы через привременный огонь они победили послушного правителю диавола и все его воинство поднебесных бесов, получили чистый венец славы и вместе с ангелами стали вечно славить Даровавшего им Свою милость Бога. А записи случившегося с ними приведены ниже. Когда правитель Дулкитий[ 11 ] сел на трибунале, комментарисий[ 12 ] Артемисий сказал: — Если прикажешь, то я прочту, какое известие о представших [перед судом] послал местный стационарий[ 13 ] Твоему Счастью. — Прочти, — сказал правитель Дулкитий. И по порядку было прочитано: — Тебе, мой владыка, Кассандр бенефициарий[ 14 ]. Знай, господин, что Агафон, Ирина, Агапия, Хиония, Кассия, Филиппа и Евтихия не захотели вкусить от священных жертв — их я и препровождаю к Твоему Счастью. Правитель сказал им: — Что это за безумие? Почему вы не подчиняетесь эдикту наших боголюбивейших императоров и цезарей[ 15 ]? И он сказал Агафону: — Почему, приступив к святыням, как и благочестивые, ты не вкусил от них? Агафон: Потому что я христианин. Правитель Дулкитий: Ты и по сей день остаешься им? Агафон: Да. Дулкитий: Что ты скажешь, Агапия? Агапия: Я верую в Бога Живого и не хочу погубить свою совесть. Правитель Дулкитий: Что ты скажешь, Ирина? Почему ты не подчинилась указу наших владык императоров и цезарей?

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

Но мы живем в XXI веке, когда огромное значение придается человеческой индивидуальности. Хотим мы этого или нет, но мы именно так воспринимаем окружающий мир – через его разность, непохожесть. Поэтому современного человека канон не слишком вдохновляет. Интересны как раз отличия, психология выбора, особенности социальной среды и даже характера, неповторимость каждого человеческого пути к Богу. – Получается, что вам что-то пришлось допридумывать? – Нет, на собственные фантазии в такой теме я бы точно никогда не решилась и не решусь. На самом деле, все это есть – в сохранившихся до наших дней мученических актах, житиях, письмах, сочинениях, в них рассыпано множество интересных и говорящих подробностей. Моя задача была их найти, разглядеть и вынести на поверхность. Просто сделать еще и такие акценты. Ведь все мы сначала что-то о ком-то узнаем. Потом пытаемся это понять. И лишь поняв, можем полюбить, принять в свое сердце. И вот без этого второго звена – «понять» – как мне кажется, знание остается безжизненным и чисто информативным, по большому счету, и не нужным. Для меня очень важно, чтобы героев книги узнали, поняли и полюбили. – Исторический фон тоже помогает многое уяснить? – Конечно. Читая жития, я постоянно ловлю себя на мысли: а когда это было? Возвращаешься к началу и находишь упоминание: «при Траяне» или «при Диоклетиане» – и опять задумываешься, пытаешься вспомнить главные события того времени. Мне изначально понравилась сама идея серии «Святые в истории» издательства «Никея» – показать еще и определенный исторический отрезок времени в биографиях. Первая книга – это I–III века, дальше пойдет ранняя Византия, поздняя Византия, Средние века… Для нас очевидно, что именно люди, реальные личности формируют облик своего времени – знаменитые художники, поэты, императоры, полководцы. А святые – это были лучшие люди своего времени, великие каждый по-своему. – Как вы выбирали своих «героев»? – Первая книга содержит жития апостола Павла, апостола Иоанна Богослова, священномученика Игнатия Богоносца, мученика Иустина Философа, мученицы Перпетуи, священномученика Киприана Карфагенского, святителя Григория Неокесарийского, мучениц Агапии, Ирины и Хионии.

http://pravmir.ru/zhitiya-svyatyih-v-nov...

Реликварий с частицей мощей Сейчас наиболее известно житие Анастасии Узорешительницы, подготовленное в конце Х века Симеоном Метафрастом. В нем повествуется, что Анастасия была дочерью знатных римских жителей Фавсты и Протекстата (Претекстата). Мать-христианка Фавста отдала дочь на воспитание святому Хрисогону, укрепившему Анастасию в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за одного язычника, но она хранила в замужестве девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь. Она тайно посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Узнав об этом, муж стал притеснять ее, а после смерти ее отца решил завладеть ее наследством. По дороге в Персию, куда его отправили с посольством, он погиб в море при кораблекрушении. Анастасия Узорешительница после смерти мужа отправилась странствовать, употребляя свое имущество на нужды томящихся в тюрьмах христиан. Узнав из видения об аресте и будущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины (память 16 апреля), Анастасия Узорешительница укрепляла их дух. Своими рыданиями в темнице, где она узнала о казни всех христиан, она выдала свою приверженность христианской вере. Анастасию Узорешительницу отправили к императору, принуждавшему ее отказаться от веры в Христа. Ей предложили выбор между богатством и пытками, и, когда она выбрала последние, вновь стали уговаривать отвернуться от своей веры. Верховный жрец Ульпиан (Ульшан) возжелал осквернить «чистую голубицу Христову», однако когда нечестивец хотел прикоснуться к Анастасии, то был наказан слепотой, после которой последовала смерть. Оставшись на свободе, святая поселилась у знакомой христианки Феодотии, но ее муж-язычник обрек жену и детей на мученическую смерть и отправил Анастасию Узорешительницу в темницу. Здесь святая подвергалась дважды по 30 дней голоду, но оставалась живой и невредимой. Вместе с другими узниками ее решили утопить на корабле, днище которого было специально продырявлено. Когда корабль уже должен был погрузиться в воды, внезапно все увидели на нем святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу. Но все 120 христиан, спасшиеся таким чудесным образом, были казнены по приказу игемона. Анастасия Узорешительница приняла жестокую мученическую смерть: ее тело растянули между четырьями столбами, а потом сожгли. Далее в житии говорится: «Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивой женою Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великой почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь на защиту и спасение городу во славу Христа Бога нашего…»

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

Как это происходило во времена первомучеников (с начала второго века до первой половины четвертого), мы узнаем из протокольных записей их допросов, которые велись римской судебной администрацией. В протоколе записывалось: кто, кем и по какому обвинению доставлен в суд; шли вопросы судьи, похожие на вопросы российским новомученикам: где вы собираетесь, кто вас укрывает, какие у вас книги, где они хранятся и т. д. Никаких богословских дискуссий мученики не вели, просто удостоверяли, что они христиане, отказываясь служить римским богам. Затем следовало описание действий судьи: уговоры, пытки и т. п. и текст приговора. Такие мученичества в агиографии обозначают термином passions historiques (фр., исторические мученичества). Христиане выкупали у писцов копии судебных актов и распространяли среди верующих с добавлением, что мученик был христианином. Эти тексты были важным свидетельством, укрепляющим членов христианской общины в эпоху гонений. По-видимому, они читались на день памяти мученика. Текстов исторических мученичеств до нас дошло чуть больше двадцати, все они собраны в книге Герберта Музурилло (Musurillo H. The Acms of the Chrismian Martyrs); среди них тексты об Игнатии Антиохийском, Поликарпе Смирнском и др. Однако мучеников было гораздо больше, чем выкупленных свидетельств их допросов. Поэтому со временем возникает проблема: в общине есть мученики, есть о них память, но не сохранилось никаких документов. А для чтения на память дня мученика все-таки требуется какой-то текст. Такой текст вскоре появляется. За образец берется стандартный протокол допроса, только теперь его пишет анонимный автор, излагающий информацию либо со слов очевидцев, либо на основании сведений, которые были о мученике в общине. Так возникает жанр жития мученика. Многие из этих текстов достоверны, поскольку многие обстоятельства казни мученика были доподлинно известны общине. Однако со временем такие тексты кажутся слишком сухими, и их начинают украшать подробностями. Эту динамику можно рассмотреть на примере жития мучениц Агапии, Хионии и Ирины (нач. IV в.), которое дошло до нас в первоначальной, еще не подвергшейся литературной обработке форме. Постепенно можно видеть, как «сухой» первоисточник обрастал романными элементами: правитель должен оказываться в комической ситуации: например, возжелав мученицу, залезть ночью случайно на кухню и перемазаться в саже, а потом, храпящим, заснуть на своем троне. В подобной версии рассказ становился намного популярнее. Такие мученичества, в которых первоначальный текст подвергся переработке, называются в исторической агиографии Passions epiques (фр., эпические мученичества).

http://pravmir.ru/svideteli-vechnoj-zhiz...

Царь же, не желая далее слушать и эту сестру, повелел подвести к себе поближе третью сестру, святую Ирину, и сказал ей: – Так как твои сестры обезумели, то ты, юнейшая из них, преклони свою голову пред богами, дабы и сестры твои, смотря на тебя, сделали то же самое. Но и святая Ирина с твердостью отвечала: – Пусть преклоняют свои головы пред идолами все обезумевшие в своем нечестии противники Истинного Бога. Что может быть суетнее и безумнее сего, как поклоняться произведению художника, сделанному им за известную плату? Ибо сначала ты советуешься с художником, за какую цену и какого сделать идола, стоящего ли или сидящего, лежащего или скачущего, смеющегося или плачущего, из какого сделать материала – из дерева ли, или из камня, или из меди, или из иного какого материала. И если он сделает плохо, ты нарушаешь условие, а если хорошо, то отдаешь обещанную плату. А потом сему купленному и сделанному ты поклоняешься, называя своим богом истукана, которого скорее подобает называть купленным рабом, нежели богом. В ответ на такие речи святых дев Диоклетиан сказал: – На таковые слова надлежит отвечать мучениями, – и повелел бросить святых дев в темницу. Между тем святая Анастасия (по своему обыкновению обходившая заключенных в темницах) пришла и к сим святым девам и утешала их упованием на помощь Божию и надеждою славной победы и торжества над врагами. По прошествии некоторого времени царю было надобно отправиться в Македонию 2576 для устроения некоторых народных нужд. За ним туда были отведены все христиане, находившиеся в заключении в Аквиле, вместе с коими были и три святые девы – Агапия, Хиония и Ирина; святая Анастасия также последовала за ними. Когда прибыли в Македонию, царь приказал игемону 2577 Дулкицию подвергнуть пыткам христиан, дабы принудить их к принесению идольских жертв; непокорных же приказал после различных мучений предавать смерти. Так как невозможно описать страдания множества святых мучеников, в то время там преданных различным мукам, то мы скажем только о страдальческих подвигах вышеназванных трех святых дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В притворе храма близ арки с левой стороны внизу медная доска, скрытая киотом, на котором надпись: 1747 году Марта 31 дня по полуночи в 5 часу на память Преподобного Отца Ипатия преставися раб Божий лейб гвардии Семеновского полка каптенармус Николай Петрович Соковнин, жития его было 29 лет 1 месяц 10 дней, а память его Мая 9 дня, погребено тело при гробе матери его Пелагии Афанасьевны против сей таблицы». Надпись над могилою Московского Главнокомандующего генерал-аншефа В. Я. Левашова В притворе же, близь западной двери, небольшая медная доска с надписью: «1746 году Мая 30 дня преставися раба Божия Елена Григорьевна, супруга морского Флота капитана Михаила Петровича Власова, урожденная Васильчикова, погребено тело ее всей обители идучи от нижней теплой церкви в западные двери пряма к святым воротам на левой стороне расстоянием от тех западных дверей в 7 сажен». В дополнение к этой, на внешней стене церкви, близ входных дверей в верхний храм, помещена другая медная же доска с надписью: «Лета 1746 года Мая в 30 день против сего погребено тело представившейся рабы божией флота капитана первого ранга Михайлы Петровича Власова супруги Елены Григорьевны урожденной Васильчиковой, родившейся в 1708 году Мая 13 дня, итого жития ее было 37 лет 11 месяцев 18 дней». Другие надписи на наружных стенах храма сделаны на камне и, как уже замечено, частью стерлись, частью сравнены штукатуркой и, наконец, засыпаны землей. Лучше других сохранились две надписи. Одна на западной стене, под крытой галереей, следующая: «Имущеся долг внити до гроба реку, да приимет мя земная утроба, Иже отшедше света мимо грядуща На 10 число Октобрия по утру текуще. Аз есмь Володимерова дочь. Бдящи ко утру, но постиже мя нощь Радовалася о дни тезоименитства мое(го) Егда ожидала того празднуемого Горних дев Агапии, Ирины и Хионии, Апреля 16 дня, иже ликуют в раю онии. Даруй же ныне Боже путь сей прейти благо Ради Заступницы нашей Щедрой Богородицы Ангел и Хранитель и прочих святых лицы Последнее же молю да получу прощение, есмь....

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло. Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное - под 16 апр., краткое нестишное - под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254). Гимнография Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским , их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда - 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 - XII в. РНБ. Греч. 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. 227. Л. 52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) «Χριστο προσοσω Μρτυσι θεον μλος », вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак есть только в слав. («            »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v - 64; XIV в. Patm. 901. Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи ( «Αγνεα κοσμσασα τν ψυχν »), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах - первопечатном 1610 г. и принятом в наст. время. Иконография

http://pravenc.ru/text/63172.html

Попросив бумагу, он записал такой приговор: — Ирину, поскольку она не захотела подчиниться императорскому указу и принести жертву, оставаясь в некоем христианском вероучении, как и двух ее сестер, я повелел сжечь за это заживо. После того, как правитель вынес такой приговор, воины взяли ее и отвели на некое высокое место, где пострадали прежде ее сестры. Они разожгли большой костер и велели ей взойти на него. Святая Ирина, славя Бога, с пением псалмов бросилась в костер и так скончалась в девятое консульство Диоклетиана августа и восьмое — Максимиана августа, в апрельские календы[ 19 ], в царство во веки Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу слава со Святым Духом во веки веков, аминь. Иконографическая справка Образы святых мучениц распространены в искусстве Рима VII–IX bb., в частности во фресках Санта Мария Антиква (VII в.) и Сан Мартино аль Монте (847–855 гг.). Во фресках Сан Мартино использован раннехристианский тип изображения мучениц — две из них представлены в венцах небесной славы, тогда как третья держит свой венец в покровенных руках. Мученицы изображены предстоящими тронной Богоматери с Младенцем. Однако в византийском искусстве получил распространение другой тип изображения Агапии, Хионы и Ирины — как мучениц с крестами в руках. Таковы образы святых во фресках КаппадокииХ в. — Токали килиссе и Капеллы 7 в долине Гюреме.Как мучениц предлагает изображать святых и афонский иконописный подлинник нач. XVIII в. — Ерминия Дионисия Фурнографиота.   Мученичество святых — сожжение на костре — представлено на миниатюре MBII XI в. и на фреске менология монастыря Кутлумуш 1540 г. на Афоне. Поздний иконографический тип Агапии, Хионы и Ирины описан в Строгановском иконописном подлиннике. Литература: Lexicon der christlichen Ikonographie. Rom, 1994. Bd. 5. S. 42. Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4.–13. Jahrhundert. Freiburg i. Br., 1916. Bd. II. S. 710–711. Fig. 304. Bd. I. S. 334–335. Bd. IV. Tf. 205, 3. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Bd. 3. 201, 218. Codices e Vaticani selecti, Il Menologio di Basilio II. Turin, 1907. VIII. Tf. 267. Millet G. Monuments de l’Athos, Paris 1927. Tf. 165, 3. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнографиотом. 1701–1755 год. Порфирия, епископа Чигиринского. 1868. Репринт: М., 1993. C. 177. Строгановский иконописный подлинник. М., 1869. Roeder H . Saints and their Attributes. London–N. Y.–Toronto, 1955. P. 267.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010