Скачать epub pdf Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины Память 16 апреля Когда император Диоклетиан 2573 находился в итальянском городе Аквилее 2574 , ему было возвещено из Рима, что все римские темницы переполнены христианами, которые хотя и предаются многоразличным мучениям, однако, не отрекаются от своего Христа. Они все имеют учителем Хрисогона и слушают его, твердо держась его учения. В ответ на это известие Диоклетиан повелел предать смерти всех христиан, кроме одного Хрисогона, которого велел привести к себе на мучение. Когда святого исповедника Христова Хрисогона вели связанного из Рима в Аквилею к императору Диоклетиану, святая Анастасия Узорешительница следовала за ним, как за своим учителем, издали. По прибытии к Диоклетиану мученик Христов был предан жестоким мукам, как не повинующийся нечестивому царскому повелению; потом он был осужден на смерть и обезглавлен 2575 вне города в отдаленном пустынном месте. Честное тело его лежало на морском берегу, брошенное на съедение зверям и птицам. Недалеко от того места имел пребывание один священник, по имени Зинон, благочестивый старец. Близ него жили три девы, сестры по телу и по духу, Агапия, Хиония и Ирина. Сей священник, узнав, по откровению Божию, о местонахождении тела святого мученика Хрисогона, взял его вместе с главою и, вложив в деревянный гроб, скрыл в своем доме. На тридцатый день после сего ему явился в видении святой Хрисогон и сказал: «Знай, что до истечения девяти дней живущие недалеко от тебя три девы Христовы будут взяты на мучение. Поэтому скажи рабе Господней Анастасии, чтобы она позаботилась о них, возбуждая их к мужественному перенесению подвига, пока они не будут увенчаны страдальческим венцем. Будь и ты в доброй надежде, что получишь сладкие плоды твоих подвигов, ибо вскоре освободишься от земных уз, с радостью отойдешь к Христу и упокоишься вместе со святыми». Такое же откровение было и святой Анастасии. Подвигнутая Божественным Духом, она пришла к дому пресвитера, которого раньше совсем не знала, и спросила его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Шестнадцатый день. Свв. муч. Агапия, Хиония и Ирина. (Как христианин должен относиться к сновидениям?) I. В житии ныне прославляемых св. муч. сестер Агапии, Хионии и Ирины есть следующий рассказ. Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, приготовляя их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22 декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединенную, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав, чье тело лежит непогребенным, взял его и схоронил у себя в доме. В 30-ый день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущия близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии (узорешительнице, помогавшей св. мученикам), чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен; скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми»... Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодыя девицы были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Скоро земная их участь была решена: люди произнесли им смертный приговор. Узнав, что они обречены на сожжение, христианки воскликнули: «благодарим Тебя, Господи И. Христе, что привел нас быть исповедницами имени Твоего». Агапию и Хионию бросили в огненную печь и они с молитвою предали Богу свои души. Анастасия узорешительница, посвятившая себя на служение христианским узникам и заботе о погребении останков мучеников, приняла тела Агапии и Хионии, оставшиеся неповрежденными, и тайно похоронила их. Ирину же воин на следующий день пронзил стрелою. Умирая, она радостно воскликнула: «иду к блаженным сестрам моим»!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

16-е Святых мучениц трёх сестёр: Агапии, Хионии и Ирины Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы Римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, он приготовлял их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22-го декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединённую, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав – чьё тело лежит непогребённым, взял его и сохранил у себя в доме. В 30-й день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии 217 , чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми... Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодые девушки были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Молодой возраст их, казалось, подавал надежду, что не трудно будет склонить их к отречению от веры, и потому не пренебрежено было никакими увещаниями, ни блистательными обещаниями, ни угрозами, наконец, чтобы подействовать на них в желанном смысле... Но умудрённые свыше христианки сумели неопровержимо возразить на все богопротивные увещания; проникнутые верой в будущую вечно-блаженную жизнь, они не могли прельститься обещанием земных радостей; носящие в душе Бога не переставали за призраками угроз, видеть Его же образ, обещающий вечное блаженство не отступающим от Него...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16. Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херувимех Носимый...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ныне благословите Господа...» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ветвий и ваий...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива...». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон) . Затем – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию). По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоковницы осуждение...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

Вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 2-я пол. XIV-haч. XV вв. (ГЭ) [Фармаколитрия; греч. Αναστασα Θαρμακολτρια] († 290 или 304), вмц. (пам. 22 дек., пам. зап. 25 дек.), пострадала при имп. Диоклетиане . Согласно житию Симеона Метафраста (кон. X в.), А. У., дочь знатных жителей Рима Претекстата и Фаусты, была отдана матерью-христианкой на воспитание св. Хрисогону , к-рый укрепил ее в христ. вере. После смерти матери ее выдали замуж за язычника Публия (Помплия), но и в замужестве она хранила девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь; тайно от мужа А. У. посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Публий, узнав об этом, стал жестоко притеснять ее, а после смерти Претекстата задумал завладеть ее наследством; вскоре он был отправлен с посольством в Персию и погиб при кораблекрушении. После смерти мужа А. У. отправилась странствовать, посещала темницы, помогала заключенным христианам, употребляя на их нужды свое имущество. Узнав из видения о грядущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины , святая укрепляла их дух перед арестом. Однажды, придя в темницу и узнав, что все христиане казнены по приказу имп. Диоклетиана, А. У. громкими рыданиями выдала свою приверженность христ. вере. Ее отправили к наместнику пров. Иллирик Флору, а затем к императору, к-рый из уважения к ее знатному роду отложил казнь, поручив жрецу при храме Юпитера Ульпиану принудить А. У. к отречению от Христа. Ульпиан предложил святой выбор: драгоценности или орудия пыток, когда же она без колебаний выбрала последнее, долго пытался уговорить ее вернуться к язычеству. Поняв тщетность своих намерений, Ульпиан хотел осквернить ее чистоту, но, не успев прикоснуться к ней, ослеп и вскоре умер. А. У. осталась на свободе и поселилась у христианки Феодотии , но ее муж-язычник отправил А. У. в темницу, а свою жену и детей от первого брака обрек на мученическую смерть. Находясь в темнице, А. У. дважды по 30 дней подвергалась пытке голодом, оставаясь живой и невредимой. Тогда ее вместе с др. узниками, приговоренными к смерти, решили утопить, посадив на корабль, в днище к-рого были проделаны отверстия. Чудесным образом корабль поплыл к берегу, а у кормила его А. У. и христианин Евтихиан увидели мц. Феодотию. Все спасшиеся 120 узников приняли Крещение и были казнены; А. У. растянули между 4 столбами и сожгли.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 29 апреля 2024 года 16. Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8й: «Радуйся и веселися…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херувимех Носимый…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8й: «Се ныне благословите Господа…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2й, глас 3й и глас 7й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2й: «От ветвий и ваий…», «И ныне» – Триоди, глас 3й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива…». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон) . Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1я, 8я и 9я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Мученичество святых Агапии, Ирины и Хионии, пострадавших в Фессалонике Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 18 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Не так много живых свидетельств древнего христианства дошло до нас — и тем ценнее те крупицы, которые удалось собрать ученым среди множества поздних, а поэтому не во всех деталях достоверных памятников. К непосредственным свидетельствам относятся, несомненно, и так называемые мученические акты, то есть описания страданий и кончины исповедников веры Христовой, современные этим событиям. Часть их дошла до нас по-гречески, часть — на латыни[ 1 ]. Обычно собратья мучеников, члены христианской общины того же города, просто выкупали протоколы допросов и записи приговоров у римских чиновников, а затем распространяли их для укрепления верных, предварительно снабдив кратким комментарием. Один из таких памятников — “Мученичество Агапии, Ирины, Хионии и присных” (BHG=BibliothecaHagiographicaGraeca/Ed. F . Halkin . Bruxelles, 1957. Vol. 1. 34), дошедшее до нас лишь в одной-единст­венной рукописи (Cod. Vat. gr. 1660, 916 г.)[ 2 ]. Его структура характерна для произведений подобного рода: оно состоит из введения, поясняющего происхождение и историю ареста мучеников (а в нашем случае еще и значение их имен — весьма вероятно, что мы имеем здесь дело с благочестивыми “прозвищами”, весьма древней христианской традицией), самих протоколов допросов вместе с текстами приговоров (3 слушания: одно о всех мучениках и два отдельно об Ирине) и, наконец, финальной клаузулы, где указано время кончины святых[ 3 ]. Все действие происходит в марте-апреле 304 г. Сама канва весьма скупа: три благочестивые женщины (не обязательно девы — у Евтихии, как мы видим, недавно умер муж) вместе с некоторыми своими собратьями были схвачены в горах около Фессалоники, где они пытались скрыться от преследований (видимо, вначале после первого эдикта Диоклетиана от 23 февраля 303 г., а затем, вторично, после четвертого (зима 304 г.), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и приведены на суд к римскому правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христианские книги, хранение которых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным полицейским чиновником, а затем и перед самим главой римской администрации в Салониках — Дулкитием, они были приговорены к сожжению.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

16. Суббота 2-й седмицы по Пасхе. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Служба мучениц не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и мучениц, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 1-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). Примечание. В течение всего периода Пятидесятницы субботние каноны о усопших, текущего гласа из Октоиха, поются в пятницу вечером на повечерии вместе с четверопеснцем Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В пяток 2-я седмицы по Пасце вечера», «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. Примечание. По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучениц на 4. В храме святого: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мучениц на 4. Примечание. Каноны Господского или Богородичного храмов не поются во всю Пятидесятницу, за исключением Троицкой родительской субботы. Канон храма святого не поется в субботы периода Пятидесятницы при совершении службы шестеричного святого или двух малых святых. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучениц). По 3-й песни – кондак мучениц, глас 4-й; седален мучениц, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-29/

Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Содержание статьи Святая Великомученица Анастасия Узорешительница: житие Святая великомученица Анастасия, родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклитиане. Отец ее был язычником, мать — тайной христианкой. Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. Когда служанка рассказала обо всем Помплию, он подверг жену истязаниям и запер ее дома. Тогда святая Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном, который призывал святую вооружиться терпением, прилепиться всей мыслью ко Кресту Христову, приготовляя себя к служению Господу, и предсказал скорую гибель Помплия в море. Через некоторое время, отправляясь с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим. Диоклитиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения. Тогда он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Святая Анастасия издали следовала за своим учителем. Император лично допрашивал Хрисогона, но не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Тело и усеченная глава святого мученика были вынесены волнами на берег. Их по Божественному откровению нашел некий пресвитер Зоил и, положив в ковчег, скрыл у себя дома. Тогда святой Хрисогон явился Зоилу и открыл ему, что близится мученичество Агапии, Хионии и Ирины — юных христианок, живших неподалеку, и повелел направить к ним святую Анастасию. Самому Зоилу Хрисогон предсказал скорую мирную кончину. Также в видении Хрисогон указал святой Анастасии путь к Зоилу. Придя к пресвитеру, она помолилась у мощей святого Хрисогона, а затем духовно укрепила трех дев перед пытками. Когда мученицы предали души Господу, она сама похоронила их.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (276) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2011-12-13) Описание: На иконе в соотв. датах образы святых: 1 апреля: Преп. Марии Египетской. Преп. Евфимия, Суздальского чудотворца. 2 апреля: Преподобного Тита, чудотворца. 3 апреля: Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской. 4 апреля: Преподобных Иосифа песнописца и Георгия Малейского. 5 апреля: Мучеников Феодула и Агафопада 6 апреля: Святителя Евтихия. архиепископа Константинопольского. 7 апреля: Преподобного Георгия, епископа Мелитинского. 8 апреля: Апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта 9 апреля: Мученика Евпсихия. 10 апреля: Мучеников Терентия, Помпиия 11 апреля: Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. 12 апреля: Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского. 13 апреля: Священномученика Артемона. 14 апреля: Святителя Мартина исповедника, папы Римского. 15 апреля: Апостолов Аристарха, Пуда и Трофима. 16 апреля: Мучениц Агапии, Ирины и Хионии. 17 апреля: Преп. Симеона Персидского..преп. Акакия еп. Мелитинского. Преп Зосимы, Соловецкого. 18 апреля: Преподобного Иоанна, ученика святого Григория Декаполита. 19 апреля: Преподобного Иоанна Ветхопещерника. 20 апреля: Преподобного Феодора Трихины. 21 апреля: Свящмуч.Ианнуария. Свящмуч.Феодора Пергийского, мчч. Прокула, Соссия, Фавста, 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. 23 апреля: Святого вмч. Георгия Победоносца Мц. царицы Александры 24 апреля: Мученика Саввы стратилата. 25 апреля: Апостола и евангелиста Марка. 26 апреля: Свящ муч. Василия, еп. Амасийского. Свт Стефана, епископа Пермского. 27 апреля: Священномученика Симеона, сродника Господня. 28 апреля: Апостолов Иасона и Сосипатра.,мучеников Дады, Максима и Кинтилиана. 29 апреля: преподобного Мемнона чудотворца. 30 апреля: Апостола Иакова, брата святого Иоанна Богослова. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Минея-Апрель " .

http://pravicon.com/image-15177

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010