Вопрос о времени произнесения Авдиею пророческой речи о гибели Эдома и о разцвете на его развалинах царства Господня ирипадлежит к числу вопрсов, в решениии которых ученые изследователи Библии до сих пор не пришли к соглашению. В последнее время между западными библейскими толкователями одни (Дэлич 1 и Кейль 2 ), по примеру Гофмана 3 думают, что Авдия был древнейшим из малых пророков, что он произнес свою речь при иудейском царе Иораме, сыне и преемнике Иосафата; другие (Каспари 4 , Геверник 5 , Генгстенберг 6 ), ставя произнесение этой речи в связь с событиями царствования Амасии, относят это произнесение к первым годам Озии; третьи (Кюйпер 7 ), по примеру Карнцова 8 ) находят повод к пророчеству Авдии в событиях царствования Ахаза; наконец толкователи свободного направления (Розепмюллеръ, де-Ветте-Шрадер, Блекъ, Штэелип и др., по примеру еврея Ибн-Езры и Лютера) полагают произнесение Авдиевой речи после разрушения Иерусалима халдеями. Замечательно, что последнее мнение и в русской бо гословской литературе можно назвать мнением, господствующим в вастоящее время. Оно признано наиболее вероятным в толковании епископа Палладия на книги Амоса и Авдия (1871 г. Вятка); его считает «очевидно“ правильным Хергозерский (Обозрение пророч. книг В. 3. Сиб. 1873 г. стр. 225); на егоже сторону стал и протоиерей Солярский в своем «Опыте библейскаго словаря собственных имен“ (I т. Сиб. 1879 г. под словом «Авдия“). Осторожнеее поступил г. Верховский в своем «Библейском словаре“, не высказавшись решительно ни за одно из трех мнений, сообщаемых им по настоящему вопросу. Г. Орда в своем «Руководстве к последовательному чтению пророческих книг Ветхаго Завета“ (Киев. 1871 г.) стал на сторону мнения об Авдии, как самом дренем из малых пророков, между тем как митрополит Филарет (Начертание библ. истории, изд. 4, 1827 г., стр. 366) выдает только за предположение то мнение, котораго решительно держался митрополит Амвросий (Краткое руководстро к чтению книг В. и Н. Завета. Москва. 1803) и по которому Авдия пророчествовал в царствование Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Авдия Введение Автор Имя «Авдий» означает «слуга Господа». О его происхождении и обстоятельствах жизни ничего неизвестно. Еврейское предание часто путает его то с Авдием, придворным безбожного царя Ахава ( 3Цар. 18,3 ), то с одним из князей, которым было поручено учить закону в городах Иудеи ( 2Цар. 17,7 ). Третий Авдий, левит из рода Мерари, был поставлен царем Иоасом над рабочими, которые должны были восстановить храм ( Неем. 10,5; 12,25 ). Сила и непреложность пророчества Авдия зиждятся на том, что «Господь сказал это» (ст. 18), а не на личной славе пророка. Время и обстоятельства написания Существуют разные точки зрения на то, когда была написана эта книга. Пророк говорит о беспощадном разграблении Иерусалима, в котором едомитяне приняли участие (ст. 11–14), но описание бедствия не содержит поддающихся датировке подробностей. Одни соотносят пророчество со временем вторжения в Иудею филистимлян и арабов, которое произошло при царе Иораме (848–841 гг. до Р.Х.) и в котором, по-видимому, участвовали едомитяне. Ср. 4Цар. 8,20–22 ; 2Пар. 21,8–10; 16,17 . Другие связывают пророчество с нападениями вавилонян на Иудею, приведшими к ее падению в 586 г. до Р.Х. Как Священное Писание ( Пс. 136 ; Иез. 35 ), так и более поздняя, не вошедшая в канон, Вторая книга Ездры (4,45) определенно указывают на связь едомитян с гибелью Иудеи. Не решают вопрос и попытки определить дату, опираясь на поразительное сходство ст. 1–9 с Иер. 49,7–22 , которое не может объясняться случайным совпадением. Известно, что служение Иеремии началось около 626 г. и закончилось после 586 г. до Р.Х.; однако заимствовал ли один из них пророчества у другого или оба пользовались более ранним источником, сказать трудно. Характерные особенности и темы Пророк говорит «об Едоме» (ст. 1), он вновь и вновь обращается к едомитянам; тем не менее откровение это дано народу завета как часть Священного Писания. Поэтому задача пророка не столько предупредить Едом о предстоящем возмездии, сколько убедить народ Божий, что высшая справедливость на его стороне. Иудея была повержена, Едом процветал; упорядоченный мир, казалось, уничтожен и уступил место хаосу. Но Господь вложил в уста Авдия откровение о высшем правосудии, дабы поддержать в народе ослабевшую веру. Ведь историю предопределяет всеблагая воля Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По мнению Иеронима, Епифания, Климента Александрийского , Руперта, Лирана 3 , Капсари, Делича 4 , Авдий был тем благочестивым домоправителем израильского царя Ахава, о котором говорится в 3Цар.18:3–16 . Среди развращенного двора Авдий сохранил свою живую веру в Бога, свое благочестие и ревность по Боге, которые между прочим выразились в том, что он скрыл от преследования Иезавели сто пророков Божиих. Другие толковники (Дорофей) считают пророка Авдия за того пятидесятника, которого Охозия, царь Израильский, посылал захватить пророка Илию ( 4Цар.1 ). Пророк Божий, после того, как два первые пятидесятника были попалены огнем, пощадил Авдия, который с этого времени сделался учеником пророка. Вместе с тем его считают мужем сунамитянки, сына которой воскресил Елисей ( 4Цар.4 ) 5 и этого сына называют пророком Ионой 6 . Иероним при этом говорит, что Авдий происходил из селения Бетакамар или Бетакарон, близ Сихема, в колене Ефремовом, и что могила пророка, вместе с гробницами Елисея и Иоанна Крестителя, в Севастии, или Самарии Палестинской, была посещена Апостолом Павлом, который совершил здесь немало чудес 7 . Все эти сказания, основываясь на каких-то темных еврейских преданиях, не имеют под собой твердой исторической почвы. Блаж. Иероним, говоря о месте рождения и смерти пророка, прямо ссылается на еврейское предание. Но еще монах Фотий (12 в.), посетивший в свое время гробницы Елисея и Иоанна Крестителя в Севастии, ничего не говорил о могиле пророка Авдия 8 . Что касается мнения, утверждающего, что пр. Авдий был домоправителем Ахава, то не нужно много критического смысла, чтобы видеть его полную несостоятельность. Спрашивается, каким образом пророк мог быть при дворе, где царило самое грубое нечестие, где всячески преследовали пророков Божиих, и при том занимать еще здесь видную должность домоправителя. Нельзя сказать, что он мог выполнять свою миссию тайно. Пророческое призвание – стоять на страже общественной нравственности, без страха преследований и гонений, которые выпадали на долю этих чистых служителей истины, без притворства и хитрости, обличать пороки и недостатки общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

193 В 1793 году иеромонах Авдий, в уважение учености его и трудолюбия вызван был в дом преосвященного епископа Феоктиста на должность эконома, присутствующего в консистории и главного строителя в семинарии, 194 а 13 июля 1794 года произведен в Игумена и назначен настоятелем в Путивльский монастырь на место игумена Паисия. 195 В 1796 г. 16 февраля 196 игумен Авдий произведен в архимандрита и назначен настоятелем Преображенского Острожского монастыря и ректором Волынской семинарии, где и скончался 23 сентября 1807 г. Примечание. На место переведенного из Обоянского в Путивльский монастырь строителя Авдия предназначен был к переводу из Путивльского игумен Паисий, но сей, оскорбившись таковым принижением и другими невыгодными для него отзывами, в ордере преосвящ. еписк. Феоктиста, отказался и просил паспорта за границу. Заимствуем здесь из двух указов соображения, коими мотивирован был перевод Паисия и Авдия. «Поскольку в Путивльском монастыре имеется училище и духовное правление; сего ж монастыря игумен неучителен и судо-производного порядка незнающ, от чего его преосвященству и консистории происходят великие затруднения: того ради минувшего 1793 года июля 28 д. определено было его преосвященством перевесть в Путивльский монастырь настоятеля Белоградского Николаевского монастыря игумена Иустина, а игумена Паисия определить в Валуйский Успенский монастырь. Но как игумен Иустин в Путивльский монастырь не пожелал, а игумен Паисий поданным его преосвященству того же 1793 года августа 23 д. прошением просил об оставлении его, по прежнему, в Путивльском монастыре по старости и слабости его; сегож 1794 г. мая 1 дня на отзыве его Паисия, к его преосвященству, хотя дозволено его преосвященством присутствовать, по-прежнему в Путивльском духовном правлении, однако с тем, чтоб впредь поступал во всем подолгу звания своего, ныне же последовали на его игумена Паисия такие представления, по коим ему игумену быть в оном Путивльском монастыре настоятелем никак не совместно, того ради, перевесть его игумена Паисия в Обоянский монастырь настоятелем же, до открытия другого праздного в Белоградской епархии места, а в Путивльский монастырь к произведению в игумена представить Обоянского монастыря строителя иеромонаха Авдия, мужа в науках и добродетелях отличного, к правлению монастырем и училищем и к присутствованию в духовном правлении способного и рачительного, но с тем, чтобы он выдавал игумену Паисию по пятидесяти рублей в год из игуменского жалованья, полугодично 25 руб., по получении из казначейства, до определения его игумена Паисия на праздное игуменское место». Авдий в игумена произведен того же 13 числа июля 1794 г., а 14 рапортовал консистории, что Обоянский монастырь сдан им иеромонаху Мельхиседеку; почему и велено было ему принять Путивльский монастырь от игумена Паисия, а Паисию от иеромонаха Мельхиседека. 197

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На книгу составили толкования церковные писатели и отцы Церкви: Феодор Мопсуестийский, прп. Ефрем Сирин, свт. Кирилл Александрийский, блж. Иероним Стридонский и блж. Феодорит Кирский . По вопросу о точной датировке упомянутых в Книге пророка Авдия событий разрушения Иерусалима (ст. 10-12) и последующего разгрома идумеев нет единого мнения. Иерусалим подвергался разграблению неоднократно: при Ровоаме (ок. 931/22-915/13) егип. фараоном Сусакимом (3 Цар 14. 26); при Иораме (ок. 848-841) филистимлянами и аравитянами (2 Пар 21. 16-17); при Амасии (ок. 800-783) израильским царем Иоасом (4 Цар 14. 13-17); при Иоакиме (609-598), Иехонии (598) и Седекии (597-587) вавилонянами (4 Цар 24. 1, 10-16; 2 Пар 36. 6-7, 10; Дан 1. 1-4),- поэтому одни библеисты датировали возникновение книги временем вскоре после 889 г. (И. К. Смирнов , П. А. Юнгеров Франц Делич ), др. (еп. Палладий (Пьянков) , В. П. Рыбинский ) относили стихи 10-14 к взятию Иерусалима Навуходоносором в 586 г. Последняя дата доминирует в научной традиции XX в. Особое внимание исследователи обращали на сходство пророчеств о Едоме пророков А. и Иеремии (Иер 49. 7-22), особенно Иер 49. 14-16 (ср. Авд 1-4) и Иер 49. 9-11 (ср. Авд 5-7). Близость этих текстов объясняется, с одной стороны, тем, что текст Иер 49 вторичен по отношению к Книге пророка Авдия (A. Deissler, W. Rudolph и др.). Это мнение может служить подтверждением позиции тех ученых, к-рые считали эту книгу древнейшей, т. к. к VI в. до Р. Х. она уже имела авторитет священного пророческого текста (П. Юнгеров). С др. стороны, пророки А. и Иеремия могли использовать один и тот же источник - письменный или устный (В. П. Рыбинский, H. Wolff и др.). Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков//Творения. М., 1857. Т. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков//Творения. Серг. П., 1893. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж.//Творения. К., 1898. Т. 14; Ефрем Сирин, прп. Толкования на пророков Иезекииля, Даниила, Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию, Малахию//Творения.

http://pravenc.ru/text/62666.html

Другая часть книги заключает в себе радостные предсказания о будущности Евреев, по возвращении их из плена Вавилонского и Ассиршского. Тогда они не только займут прежние свои владения, но далеко и широко распространятся, заняв земли своих врагов и истребив их. Тогда-то отомстят Иудеи своим заклятым врагам Идумеянам, истребят их, как огонь истребляет солому или сухое тростье. Сыны Израиля распространятся в Финикии до Сарепты, а Иерусалимляне займут города южные. На горе Сион откроется спасение; она будет свята; от нее изыдут спасаемые, чтобы воздать горе Исава (язычникам), и тогда настанет царство Иеговы (17–21). Таково содержание книги св. пр. Авдия! Подобно Авдии и другие пророки Божии говорили об опустошении и совершенном истреблении сынов Эдома, именно: Амос ( Ам. 1:11 ), Иоиль ( Иоил. 3:19 ), Исаия ( Ис. 11:13, 21:11–17, 34:5 ), Иеремия ( Иер. 49:7–22 ), Иезекииль ( Иез. 25:12–14, 35:1–15 ), и Малахия ( Мал. 1:3 ), и вообще говорили, как о злейших врагах Еврейского народа, которые за свои злодеяния противу сего народа обречены судом Божиим на конечную погибель. Исполнения сих пророчеств должно искать в разных временах, они постепенно исполнялись, и исполнились уже, в буквальном смысле, после Рождества Христова в период римского владычества; ибо известно, что до сего времени Идумеи продолжали существовать, конечно, не по прежнему, а в виде кочующих разбойнических шаек 11 . По мнению Св. Ефрема Сирина , начало истреблению и порабощению Идумеев положили еще Иудейские цари Давид и Амасия. Первый несколько раз разбивал сынов Эдома. «Все Идумеяне, – говорит вторя книга Царств, – были рабами Давиду» ( 2Цар. 8:14 ). «Амасия (Ц. 849–820 до P. X.) поразил десять тысяч Идумеев на долине Соляной» ( 4Цар. 14:7 ). В собственном же смысле исполнение пророчества св. Авдия об истреблении Идумеев началось при Халдеях. Халдеи были «мужи завета» и «мирницы» ( Авд. 1:7 ) для Идумеев, вместе с ними опустошали Иудею и грабили Иерусалим; однако, по свидетельству Иосифа Флавия, вскоре после разорения Иерусалима, напали на своих союзников Идумеев и опустошили Идумею.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Итак, мы в заключительной части статьи в качестве иллюстрации модели, по которой, по нашему мнению, может строиться современное православное толкование, представили комментарий Быт.1:26–27 . Конечно, некоторые пункты можно было раскрыть более подробно, где-то можно было привести второстепенные мнения толкователей или богословские идеи, однако главную цель нам, кажется, удалось осуществить. Надеемся, что представленные в работе суждения адекватно отражают идеал, к которому должно стремиться любое современное толкование ветхозаветного библейского текста. Кроме того, хочется верить, что предложенные рекомендации и соображения будут полезными не только для студентов духовных учебных заведений, но и для будущих исследователей Священного Писания, всех тех, кто мечтает посвятить свою жизнь научному изучению Книги книг. Авторство и время написания Книги пророка Авдия Лыженков Р., студент 5 курса Богодухновенность Книги святого пророка Авдия признаётся как иудеями, так и христианами. Данная книга входит в канон Священного Писания Ветхого Завета в составе сборника двенадцати малых пророков. Разделение книг Ветхого Завета неодинаково в христианской и иудейской традициях, вследствие чего Книга пророка Авдия занимает различное место в еврейской Библии и переводах, используемых в христианской Церкви. Еврейская Библия содержит только канонические книги и подразделяется на три части: 1) Тора (Пятикнижие), 2) Невиим (пророки), 3) Кетувим (агиографы). Пророческие книги, в свою очередь, разделяются на две группы: «Ранние пророки» и «Поздние пророки». В «Ранние пророки» входят книги, которые в православной богословской традиции считаются историческими (Книга Иисуса Навина, Судей 295 , Первая и Вторая книги Самуила (соответствующие Первой и Второй книге Царств), Первая и Вторая книги Царей (Третья и Четвёртая книги Царств в Септуагинте и Вульгате)). Раздел «Поздние пророки» состоит из четырёх книг: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Книга двенадцати пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия). Такое деление отражает общеизвестный факт, что «евреи принимают двенадцать малых пророков за одну книгу» 296 . Именно потому в талмудическом трактате «Мегилла» говорится о том, что «следует оставлять четыре чистые строки между любыми книгами Библии и три строки между Книгами двенадцати пророков, которые считались единым целым» 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

294 См.: Как полюбить себя?//Православная вера. 2011. Сентябрь, 18 (446) [Электронный ресурс]. Электрон. ст. Режим доступа: 295 В некоторых списках иудейского канона к Книге Судей добавляется Книга Руфи (например, так считал Иосиф Флавий), хотя в большинстве изданий последняя входит в раздел «Писания». 298 Hiebert. Г. Joel, book of//The Anchor Yale Bible Dictionary. V. 3. Ed. D.N. Freedman. N.Y, 1992. P. 879. 300 Особенно бросается в глаза то, что фраза «возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима» встречается и в конце Книги Иоиля (3:16), и в начале Книги Амоса (1:2), то есть может возникнуть впечатление, будто Книга Амоса «продолжает» пророчества Иоиля. Также землетрясение упоминается и в Иоил.2:10, 3:16 , и в Ам.1:1, 8:8, 9:5 ; в Ам.4:9 говорится о гибели посевов от болезней и садов от гусениц, что перекликается с содержанием Иоил.1–2 . Наконец, тема «дня Яхве» занимает важное место в Книге Амоса (5:18–20, 8:9–14), и она же является центральной в Книге Иоиля. 301 См.: Ackroyd Р .R. Obadiah, book of//The Anchor Yale Bible Dictionary. V. 5. Ed. D.N. Freedman. N.Y, 1996. P. 2. 302 См.: Ackroyd P.R. Obadiah, book of//The Anchor Yale Bible Dictionary. V. 5. Ed. D.N. Freedman. N.Y., 1996. P. 2. 303 Бейкер У.Л. Книга пророка Авдия//Толкование ветхозаветных книг от Книги Исаии по Книгу Малахии. Ашфорд, 1996. С. 461. 304 Иероним, пресв. Стридонский, блаж. Толкование на Книгу пророка Авдия/Творения. Ч. 13. Киев, 1896. С. 173. 306 См.: Казанский П.И. Об историческом значении малых пророков. Прибавления к творениям святых отцов. 1872. С. 112. 307 См.: Baker D.W. Obadiah. An Introduction and Commentary//Tyndale Old Testament Commentaries. Vol. 26: Obadiah, Jonah and Micah: An introduction and commentary. Nottingham, England: Inter-Varsity Press, 1988. P. 17. 309 Stuart D. Obadiah//Word Biblical Commentary. Vol. 31: Hosea-Jonah. Dallas: Word, Incorporated, 2002. P. 403. 310 Холл Г. Книга Пророка Авдия//Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии/Под ред. М. Мангано. М, 2007. С. 422.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

согласно с LXX, «грады Нагевовы». И придут спасители (moschilim) на гору Сион (behar zion): как некогда, во время Судей, Господь воздвигал спасителей Своему народу ( Cyд III:9, 15 ; 4Цap XIII:5 ; Heeм IX:27 ), так и в будущем Он избавит народ через посредство чрезвычайных мужей, а Едом подвергнется суду Божию. Такими спасителями народа, приготовлявшими Царство Божие, явились Зоровавель, Ездра, Неемия, Маккавеи (Кнабенбауер и средневек. кат. экзегеты). Марти в выражении пророка vealu moschiim, «взойдут на гору Сион спасители», видит указание на то, что эти спасители будут происходить не из Иерусалима, а из провинции, как Маккавеи из Модина. LXX, а также Ак., Феод., евр. moschiim ( спасители) читали как noschaim или muschaim и, потому, перевели сл. anaswzomenoi и seswzomenoi (Ак., Феод.), слав. «спасаемии»; behap zion LXX читали megar zion, слав. «от горы Сиони». – Чтобы судить гору Исава; в слав. «еже отмстити (tou ekdikhsai) гору Исавлю». Марти обращает внимание на то, что в предшествующих стихах говорилось уже об уничтожении Едома; поэтому мысль о суде над Едомом представляется ему излишней, и выражение чтобы судить Исава Марти вычеркивает, как глоссу. Но в образной речи пророка это выражение не является противоречием: это только новое выражение раскрываемой пророком идеи будущего возвышения народа Божия. – Об исполнении пророка Авдия должно заметить следующее. Теснимые с VI в. арабами на севере, едомитяне заняли постепенно южную Палестину, так, что Хеврон стал идумейским городом. С этого времени началась борьба иудеев с едомитянами, достигшая своего высшего развития в эпоху Маккавеев. В 165 г. Иуда Маккавей отнял у едомитян Хеврон ( 1Mak. V:3, 65 ), а в 126 г. Иоанн Гиркан совершено подчинил едомитян, обратив их силой в иудейство (Древн XII; VIII, 1; XIII; IX, 1; 1Mak. IV:28–61; V:3, 65; VI:31 ; 2Mak X:15; XI:5; XII:32 ). С этого времени началось слияние идумеев с иудеями, а после разрушения Иерусалима исчезло и самое имя едомитян. Отмеченные факты и могут быть рассматриваемы, как осуществление предсказания Авдия в ст. 17–21 о наследовании иудеями горы Исава. Но, вообще, речь пророка о будущем Едома и Иуды имеет образный характер и связать ее с определенными историческими фактами трудно. Об исполнении ветхозаветных пророчеств о гибели Едома см. К. Кейт. Доказательства истины христианской веры. СПБ. 1870. с. 298–360.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

67 Естественно, что в греко-слав. тексте несколько менее ясно выражено родство текстов, хотя смысл совершенно тожественен с еврейским: Иерем. δος χραυγν ε ν τη θαλσση, κα ε βμβησεν τ κματα ατη ς, χριος παντοχρτωρ ο νομα ατ; давый вопль на мори, и возшумеша волны его, Господь Вседержитель имя Его. Исаия. ταρσσων τν θλασσαν κα ηχω ν τ κματα ατη ς κριος σαβαθ νομ μοι – возмущаяй море и творяй шум волнам его, Господь Саваоф имя Мне. 72 Schlussbemerkungen к «Der Prophet Iesaja» (Moritz Drechsler. Dritte Th.) Fr. Delitzch. стр. 411–12. Aм. VIII, 12 И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его Aм. V, 6 . Чтобы Он не устремился на дом Иосифов, как огонь, который пожрет его и некому будет погасить его в Вефиле. 77 См. Keil. Commentar liber die zwölf kleinen Propheten, 243. Knabenbauer. Comm., 342. Kleinert. Obadjah, 2. Kueper. 102 – 104. 78 Вслед за некоторыми перосв. Филарет в своем Начертании склонен думать, что пророчество Авдия «было по случаю коварного нападения идумеев на Иудею в царствование Ахаза». Стр. 337 (изд. 1844 г.). С неменьшею вероятностью Keil, Knabenbauer и др. относят народное бедствие, подавшее повод для пророчества Авдия, ко времени царствовамия Иорама. Keil, Comm. 245; Knabenbauer, 342. Ко времеи Иорами относит пророчество Авдия Ив. Смирнов, Авдий, стр. 9; иеромонах-же Арсений полагает «возможным думать, что Авдий пророчествовал после отведени Иехонии в Вавилон, или после 7-го года пленения (4 Ц. XXIV, 8. 17), но во всяком случае пророчествовал прежде разрушения Иерусалима; сие видно из ст. 12 – 14, где он увещевает идумеян, чтобы они опять не возобновляли вражды против иудеев». Введение, стр. 155. Главное-же всего то, что говорит Knabenbauer (стр. 341): Pro nostro proposito satis est demonstrare, eum (Abdiam) non de chaldaica clade loqui. Вполне согласен в этим и Lange, стр. 2. 80 «Чисто историческим путем, говорит Франц Делич, без всякого догматического предположения, мы вывели заключение, что Аввакум... пророчествовал прежде Софонии, при Иосии». Delitzch. Der Prophet Habakuk. XVII. Ко времени Иосии Аввакум относится и Кюпером, стр. 77. Keil и Knabenbauer вслед за Iahn’oм, Hävernick’oм и др. относят деятельность Аввакума к царствованию Манасии; так-же (из русских) иером. Арсений (Ведение, 163) и Смирнов (Аввакум. 1877 г. стр. 5). Если даже вместе с Lange (Comm. стр. 127) относит пророчество Аввакума к первым годам царствования Иоакима, то и в таком случае не изменяется то отношение, которое указано в тексте между Uep. LI, 58 и Abbak. II, 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010