16 Ибо как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, проглотят, и будут, как бы их не было. 17. А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. 18. И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа пламенем, а дом Исавов соломою; зажгут его, и истребят его, и никто не останется из дома Исава; ибо Господь сказал это. 19. И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине – Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. 20. И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, и переселенные из Иерусалима находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные. 21. И приидут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава и будет царство Господа. Авдия Авдия известен нам только по своему пророчеству против Едома. Он изрек его, вероятно, немного спустя по разрушении Иерусалима, которое упоминается у него, как событие очень недавнее. Поэтому надо полагать, что Авдия был современником Иеремии; он заключает собою ряд малых пророков, которые жили до падения царства Иудина или непосредственно после него. Остальные трое Аггей, Захария и Малахия пророчествовали после плена и между Иудеями, возвратившимися в свое отечество. Книга Авдия – самая краткая из всех книг Ветхого Завета; она состоит из одной только главы. В каноне она должна бы занимать место между книгами Софонии и Аггея. Но ее поместили после книги Амоса, потому что этот последний, к концу своей книги, обозначает именем Едомитян иноземные народы в соседстве с Иудеей и враждебные ей; или может быть поэтому нашли приличным помещение пророчества Авдия перед пророками Ионы, Наума и Аввакума, что пророчество Авдия относится к народу, происшедшему от Авраама и Исаака 71 , тогда как пророчества остальных трех относятся к чуждым и отдаленным царствам – нинивийскому и вавилонскому. Главный предмет книги составляет наказание Идумеян, или Едомитян, которые радовались погибели колена Иудина. Для уразумения этого краткого пророчества нет надобности входить в большие подробности относительно Едомитян. Краткий очерк истории и географии их отечества можно найти в Description de la Terre sainte par Braem (описание святой земли Брема, стр. 116–118 и 144–146) и объяснение всех пророчеств против Едома в главе XII известного сочинения Кейта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Таким образом у пророка Авдия предсказаны два опустошения Идумеи. Первое произведено Вавилонянами, в армии которых была смесь всех народов. об этом опустошении пророк говорит так: ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было (1:16), т. е. как ты исполнил определения Божии над Иерусалимом, так другие народы исполнят их над тобой и потом сами исчезнут с лица земли. Второе и окончательное опустошение произведено Иоанном Гирканом за 130 л. до Рождества Христова, который принудил Идумеев к обрезанию и исполнению закона Моисеева, так что различие между Иудеем и Идумеем исчезло, и фамилия Ирода Идумеянина пользовалась даже правом протекторства над храмом и Богослужением Иерусалимским. Об этом втором опустошении пророк говорит так: и дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава (1:18).Поскольку у пророка сказано: «и будет царство Господа» (1:21), и поскольку Иудеи через 200 лет после завоевания Идумеи сами были рассеяны по всем странам, то блаженный Иероним (Comment. in Abdiam) и блаженный Августин (De civitat. Dei, lib. 18:cap. 31) утверждают, что предсказанное Авдием и исполненное Гирканом завоевание Идумеи было прообразом торжества Церкви Христовой над миром языческим; – и что поэтому пророчество Авдия следует понимать об утверждении царства Христова на земле. Примечательно, что раввины (например, Кимхи, Абарбанел и др.) под именем Идумеев у пророка Авдия понимают христиан и ждут своего торжества над ними. 1105 И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный. 1106 И еще послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришел пятидесятник третий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих – сих пятидесяти – пред очами твоими; вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятидесятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими! И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 1     Книга пророка Авдия представляет собою самое малое произведение ветхозаветной библейской письменности. Содержание ее составляет видение об Едоме. Сущность этого видения заключается в предсказании погибели Едому и возвещении спасения на Сионе. Пророк слышит, что уже послан вестник к народам с призывом вставать и выступать против Едома войною ( Авд.1:7 ). Пророк созерцает, что Едом уже умален и находится в презрении ( Авд.1:2 ), разорен и разграблен, – несмотря на неприступность скал, на которых он расселен ( Авд.1:3–6 ), – и даже изгнан до границы ( Авд.1:7 ). Прежние союзники Едома стали его врагами ( Авд.1:7 ), мудрецы Едома истреблены ( Авд.1:8 ), храбрецы поражены страхом и весь народ доведен до погибели ( Авд.1:9 ). Причиной столь тяжкого нападения Едома служит преступление его против Иуды, и, именно, вероломное отношение к братскому народу в день бедствия его ( Авд.1:9–14 ). Но Едом является для пророка не только врагом Иуды, а и представителем боговраждебного языческого мира. Поэтому, от суда над Едомом пророк обращается к суду над всем языческим миром ( Авд.1:15–21 ). В день суда все народы, по изображению пророка, «будут пить, проглотят, и будут как бы их не было» ( Авд.1:16 ). Дом Исава, едомитяне, явятся тогда соломою, сожигаемою пламенем ( Авд.1:18 ), а на Сионе будет спасение, дом Иакова получит во владение наследие свое ( Авд.1:17, 19–20 ), и будет Царство Господа ( Авд.1:21 ). О лице пророка Авдия не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в остальной библейской письменности. Даже самое имя пророка некоторые авторы (Августин, Кюпер) склонны считать только псевдонимом, а не собственным именем пророка. Каких-либо серьезных оснований для этого, однако, нет. Но зато нет и оснований для того, чтобы отождествить Авдия, писателя пророческой книги, с каким-либо другим Авдием, упоминаемым в Библии ( 4Цар.1:13 ; 2Пар.17:7 ), или признать достоверность тех противоречивых сведений об Авдии, которые сообщаются в древней литературе. Время жизни Авдия и происхождения его книги установить с точностью очень трудно, так как для этого нет необходимых данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говорят, что Авдий жил прежде Иеремии, ибо последний имел будто бы уже пред собою пророчество Авдия об Эдоме. Имел ли? Это еще вопрос. Св. пророки, озаряемые Духом Божиим, могли говорить одинаково об одном и том же предмете. 11 Идумеи, по свидетельству Евсевия Панфила, пред самим Рождеством Христовым разбойничали и шайками нападали на Палестинские города – Аскалон и др., захватили Антипатра, отца Ирода Асколонитянина, и долго держали его у себя в плену. См. Норк. Ист. Евсевия кн. 1, гл. VI, стр. 25. 13 Современные Евреи также ждут исполнения для себя пророчества Авдия, но в другом смысле. Под сынами Эдома они разумеют всех христиан, которые обречены на конечное, по их мнению, истребление. После сего истребления, сыны Израиля явятся, как победители на Сионе, овладеют странами Христиан, и настанет славное царство Мессии. 14 Эдом, иначе Идумеяне, Идумеи, Эдомляне. Эдомом они называются потому, что происходили от Исава, который назван Эдомом ( Быт. 25:30 ), что значит красный, за то, что пожелал красного, т.е. чечевицы, сваренной Иаковом, за которую он и отдал ему право первородного. 15 Западные толковники под вестником (в Вульг: legatum) разумеют то самого пророка Авдия или Иеремию, то Ангела; бл. Иероним oum suis – Мессию, как и Св. Ефрем Сир. См. у Корп. a Lap. Калм. – У св. пр. Иеремии первый стих Авдия повторяется в таком виде: «слух слышал я от Иеговы, и посол по народам послан: собирайтесь, идите на него (Эдома), поднимайтесь на войну» Иер. 49:14 . 16 По свидетельству бл. Иеронима, Феодорита и других писателей Идумеи жили на юге Палестины, на высоких горах и скалах, где высекали себе жилища или вырывали в земле. «Заняв такие вершины, Идумеи, гов. бл. Феод., при нападении врагов, многократно спасались от сильных нападений». Идумеи владей частью Каменистой Аравии, где были горы: Синай, Хорив, Ор и Сеир, а город Петра был столицею Идумеи. 17 Мала – ολιγοστον ( ολιγος) – весьма немногим, в Еврейск: маловажным, Халд. перевод: infirmum слабым, Вульг: parvulum – как бы отроком. 19 Камо бы повержен был еси! Друзий полагает, что LXX в Евр. читали: вместо нидмета – разорен – нирмета (от рама отвергать) που αν απερριφης. Св. Ефр. Сир. читал: стал ли бы ты молчать, т.е. когда влезли враги, воры. Св. Ефрем читал ныдмета, и производил от другого слова: дум silere – молчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Н. Бирюков Кто был пророк Авдий, в чем состояла его пророческая деятельность, в какое время он жил, когда написана его книга, – все это вопросы на которые нельзя дать положительного и определенного ответа за неимением точных данных. Его книга – самая меньшая в каноне ветхозаветных книг – ничего не говорит обо всем этом. При отсутствии же определенных сведений, для толковников Священного Писания , естественно, открывается широкое поле разных противоречивых и исключающих друг друга гаданий и предположений о жизни и деятельности пророка Авдия. «Самое маленькое писание Ветхого Завета, – говорит о книге прор. Авдия один из новейших толковников Библии, – дало место одному из самых бесконечных споров между учеными-гербаристами и очень мало вероятия, чтобы проблемы, представляемые им, когда-нибудь получили достаточное разрешение» 1 . Действительно, относительно лица пророка Авдия, времени его жизни, относительно оригинальности его книги и пр. существуют самые разнообразные предположения. Основываясь на том, что еврейское имя Авдий (Obadjah, βαδας, βδας) значит чтитель, служитель Иеговы, Бертольд и Кюпер утверждают, что в настоящем случае имя Авдий должно понимать в нарицательном, а не собственном смысле и потому первые слова его книги переводят – «видение служителя Иеговы» 2 . Таким образом, указанные экзегеты склоняются к тому мнению, что писатель разбираемой нами книги захотел почему-то скрыть свое имя и назвал себя не собственным своим именем, а просто слугой Иеговы. Но, очевидно, что это мнение, основывающееся только на том, что о лице пророка Авдия нет в Священном Писании определенных сведений, не выдерживает критики. Руководясь такими экзегетическими приемами, мы вправе в каждом библейском имени того или другого лица, о котором не имеется точных сведений в Священном Писании, – видеть не собственное, а нарицательное имя. Вследствие этого иудейская церковь , а вслед за ней и христианская, всегда видела в имени пророка Авдия собственное, а не нарицательное имя, хотя кто был пророк Авдий, когда он жил, в чем состояла его пророческая деятельность, – не могла определить категорически.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

1 Важнейшая литература о кн. Авдия следующая: Толкования бл. Теодорита, Ефрема Сирина и бл. Иеронима; труды: Caspari, Der Prophet Obadja/1845; Ewald, Die Propheten. A. B. B. III. 1868; Franz Delitsch, Wann weissagte Obadja, Zeitschr. Luther. Theologie. 1851; Keil, Bibl. Comment. Über die zwölf. Kleinen Propheten. 3 Aufl. 1888; Hitzig, Die Zwölf kleinen Propheten. 4 Aufl. 1881; Knabenbauer, Commentarius in prophetas minores. 1886; Wellhausen, Skizzen und Vorarbeiten. H. 5. 1893; Orelli, Zwölf kleinen Propheten. 1896; Nowack, Die kleinen Propheten. 1897 и 2 Aufl. 1904; Marti, Dodekapropheton erklärt. 1904; Hoonacker, Les douze petits prophétes. 1908. Кроме того, небольшие трактаты о кн. Авдия во всех введения в В.З., в том числе в новейших Baudissin’a (1901) и Gautier (1907), и в Энциклопедиях Hastings’a Dictionary of Bible v. III (Selbie) и Cheyne’a Encyclopädia biblica v. III. В русской литературе кроме Толкования еп. Палладия (1873), кратких трактатов в учебных пособиях к изучению пророческих книг, а также в библейских словарях (Солярского и Верховского) книге пр. Авдия посвящены работы Образцова, Св. пр. Авдий в его церковно-пророческом и библейском значении (Смоленск, 1861), проф. И. Якимова, Когда пророчествовал пр. Авдий? (Хр. Чт. 1885, 3–4) и г. Бирюкова, Пр. Авдий и его книга (Чтения в Общ. Любит. дух. просв. 1894, январь). Последний по времени трактат о кн. Авдия в русской литературе см. в книге проф. П. А. Юнгерова, Частное историко-критическое введение в свящ. ветхоз. книги. Казань. 1907 (стр. 126–130). 5 «Евреи утверждают, что это (Авдий) был тот, который при царе самарийском Ахаве и нечестивейшей Иезавели питал в пещерах сто пророков, не преклонивших колена пред Ваалом, и был из числа семи тысяч, в незнании которых уличается Илия ( 3Цар. 18:19 ), и гроб его до сего времени чествуется вместе с мавзолеем пр. Елисея и Иоанна Крестителя в Севастии, которая прежде назвалась Самарией». Бл. Иероним, Творений ч. 13 (Киев, 1897). Стр. 172. 7 Св. Ефрема Сир. Творений ч. 6, стр. 197: «Пророк Авдий родом был из Сихема в колене Ефремовом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Введение. Краткое сведение о святом пророке Авдие и содержание его книги. О лице и жизни св. пророка Авдия 1 древность не оставила нам достоверных известий. Большая часть писателей, основываясь на свидетельствах Епифания епископа Кипрского и блажен. Иеронима, в св. пророке Авдие видят того благочестивого Авдия, который был начальником в царском дворце Израильского царя Ахава (924–903 до P. X.), отличался Богобоязненностью, защищал и спасал пророков Господних от гонений Иезавели, жены Ахава ( 3Цар. 18:3, 4 ). «Авдий, – говорит Епифаний, или кто другой под его именем, – урожденец Сихемский 2 из селения Вифахамар, сначала был правителем дома Ахавова, но когда Илия Фесвитянин по зову его пришел к царю (Ахаву); то, оставив службу царскую, прилепился к Илие и сделался его учеником. Он много терпел искушений, но Илия спасал его. По смерти погребен в своем селении с предками 3 ». Блаж. Иероним 4 в св. Авдие также видит Богобоязненного домоправителя Ахавова, скрывшего сто пророков Божиих от Иезавели, но полагает, что пророк этот погребен в Самарии 5 (иначе Севаста). Так думают и другие 6 . Дорофей, епископ Тирский, св. пр. Авдия считает учеником пр. Илии и тем пятидесятником, которого Израильский царь Охозия посылал взять Илию, и который был помилован последним ( 4Цар. 1:1–13 Ок. 905 до P. X.). Все сии сказания о св. Авдие основаны на Еврейском предании и, по неимению исторических данных, трудно решить, насколько они достоверны. Бл. Феодорит, тщательно собиравший сведения о св. пророках, ничего не говорит о лице Авдии; значит, уже в его время не было о сем пророке достоверных известий, а Св. Ефрем Сирин , также оставивший нам толкования на «малых» пророков, говорит только, что пророк Авдий был родом из Сихема в колене Ефремовом. Но во всяком случае оба сии толкователи не признают Авдия домоправителем царя Ахава; потому что пророческое служение первого относят к позднейшему времени. О сем времени также нет определенных известий, а только одни предположения. По мнению Св. Ефрема Сирина , св. Авдий был современником Осии, Иоилю, Амосу 7 и Исаии; следовательно жил при Иудейских царях Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекие (809–23 до P. X.), а бл. Феодорит полагает, что св. Авдий пророчествовал после Осии, Амоса, Иоиля, Михея, Ионы и Наума, но определенного времени не показывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Авд.1:1. Видение Авдия.    Евреи утверждают, что это был тот, который при царе Санарийском Ахаве и нечестивейшей Иезавели питал в пещерах сто пророков, не преклонявших колена пред Ваалом, и был из числа семи тысяч, в незнании о которых уличается Илия (3 Цар. 19:18), и гроб его до сего, времени чествуется, вместе с мавзолеем пророка Елисея и Иоанна Крестителя, в Севастии, которая прежде называлась Самариею. Это название дал ей Ирод, царь иудейский, сын Антипатра, в честь кесаря Августа, переведши слово «Augusma» на греческий язык. Таким образом он, как питавший сто пророков, получил дар пророчества и из вождя войска стал вождем Церкви. Тогда он в Самарии питал малое стадо, а теперь во всем мире питает церкви Христовы, и как Стефан, по книге Деяний Апостолов (Деян. 7), был увенчан мученичеством сообразно своему имени (φερωνμως, так и он получил свое имя, как «раб Господень.» Видимое относительно Идумеи не есть «бремя», то есть λμμα, или «тяжесть» Идумеи, согласно определению, сделанному нами относительно Наума, и это или потому, что Едом, то есть Исав, как сын Исаака и брат Иакова, не причисляется к чужеземным народам (Быт. 36), вследствие чего и земля его не отдается во владение Израилю и не позволяется воевать против нее, но воспрещается вооружаться против брата (Втор. 2), или же, может быть, потому, что это видение не Идумеи, — если бы так было написано, то мог бы возникать вопрос, — а Авдия, то есть «раба Господня», и виденное им относится к тем народам, к которым Господь послал его послом. Им говорится: «вставайте, и поднимемся против нее на войну.» Ибо разрушение Идумеи составляет предмет видения Наума. Но, может быть, спросят: почему в надписании поставлено «видение Авдия», но после того ничего не говорится о том, что он видел, и между тем как у Исаии читаем: «видех Господа Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесение» (Ис. 6:1), и у Иезекииля: «отверзошася небеса, и видех видения Божия» (Иез. 1:1), и вслед затем прибавляется: «и видех, и се дух воздвизаяйся (или «бурный») грядяше от севера, и облак великий, и свет окрест его» (Иез. 1:4), после слов «видение Авдия» непосредственно говорится: «так говорит Господь Бог об Едоме» и еще: «вот, Я сделал тебя малым между народами.» [В ответ на это] мы приведем пример из Второзакония, в котором были видимы не действия (res), но слова: «внемли себе, — говорит, — и снабди душу твою зело, и не забуди... словес, яже видеста очи твои» (Втор. 4:9). И Иоанн в послании говорит: «еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша о Словеси животнем» (1 Ин. 1:1). Также Моисей говорит, что он видел глас Господа, говорившего к нему (Исх. 20). Итак, если после видения приводится то, что было сказано, и если мысленные очи видят то, что обыкновенно воспринимается слухом, то провидящий справедливо употребляет в надписании слово «видение», потому что пророки прежде назывались «провидящими».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несомненно достоверных сведений о лице пр. Авдия мы не имеем. Сохранившееся о нем предание y иудейских раввинов и некоторых отцов церкви не дает также решительных сведений. По мнению одних, пр. Авдий был тот богобоязненный начальник дворца Ахазова, по имени Авдия, скрывший 100 пророков от Иезавели, о котором упоминается в 3Цар.18:13 ; другие считают, что он был тот третий пятидесятиначальник, которого Охозия посылал к пр. Елисею ( 4Цар.1:13 ), – некоторые называют его мужем той вдовы, у которой во время голода не оскудевала мука и масло; иные, наконец, считают его идумеянином-прозелитом: но все эти мнения ни на чем не основаны и вызваны желанием знать о пророке больше одного имени. – О времени служения пр. Авдия также нет согласных свидтельств: одни полагают, что он жил во время Иорама; другие время его пророчества относят ко временам Озии или Ахаза; иные, наконец, утверждают, что он пророчествовал в вавилонском плену непосредственно после разрушения Иерусалима Навуходоносором. Последнее мнение опровергается тем фактом, что пр. Иеремия, пророчествовавший об Эдоме при Иоакиме ( Иер.49:7–22 ), имел уже пред собою пророчество Авдия. Решить какое из этих мнений – справедливое, можно только определивши, какое разумеется опустошение Иерусалима в 11 стихе пр. Авдия. Один раз Иерусалим был взят при Амасии; но это завоевание сделано было израильтянами, a не чуждыми народами, как открывается из 11-го стиха. Потом Иерусалим был завоеван при Иораме. Это завоевание и имеет в виду пр. Авдий. В то время, по свидетельству 2-й книги Паралипоменон ( 2Пар.21:16 и д.), филистимляне и аравитяне ополчились против Иудеев, овладели Иерусалимом, захватили все имущество, какое нашли в царском доме и увели в плен царских жен и сыновей, так что y Иорама остался только Охозия, меньший из сыновей его. Тогда же и множество народа было продано в рабство хананеям и еллинам (ср. Иоиль.3:4–6 ; Ам.1:6–9 ). При таком тяжком несчастии иудеев, идумеяне не только высказывали свое злорадование, но и помогали неприятелям, убивали и грабили иудеев вместе с другими. За это пр. Авдий возвещает им в своей короткой, но многосодержательной речи погибель, обещая при этом спасение Сиону и открытие царства Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Гезениуса и других. 2 Сихем – город в царстве Израильском в 52 верстах к Северу от Иерусалима, один из самых древних городов, последовательно был столицею Евеян, Израильтян и Самарян, был разрушен Авимелехом, сыном Гедеона, восстановлен Иеровоамом l-м, царем Израильским. При Римск. Имп. Флавиане Веспасиане снова возобновлен и назван Флавия Неаполис, а Арабы сделали из сего имени Наплус или Наблус, как называется он и теперь. 4 Блаж. Иероним говорит это, впрочем, не от себя, а со слов Евреев – hunc (Авдий), aiunt esse Hebraei, qui sub rege Samariae Acnab et impiissima Iezabel. У Kopn. a Lap. 5 Наш паломник г. Муравьев был в Севасте (в 1835 г.), опускался в подземелье древнего христианск. храма я видел там три гробовые свода или ниши. «По здешним преданиям, говорит, там покоится прах Авдия, Елисея и Иоанна Крестителя», но вместе указывает на монаха Фотия (XII века), который, описывая сии гробницы, ничего не говорит о гробнице Авдия. 6 Клим. Алекс., Евсевий, Исидор, Руперт, Лиран и др. То же в нашей Четьи-Минеи. См. под 19 числом ноября. Другие (из западн. писателей) в пр. Авдие видят то мужа Сонамитянки, у коей св. пр. Елисей воскресил сына (См. 4Цap. IV, 35. 36 .), то Идумейского прозелита – «dieunt Rabbini, гов. Равв. Соломон, Abdiam proselytum esse idumaeum» (у Кор. а Lap.), то Авдию – одного из тех князей, коих царь Иосафат посылал по городам учить народ. 2Nap. XVII, 7 . См. у Калмета. 7 Бл. Иероним, передавая мнение Раввинов о лице Авдия, сам считает его современником Осии, Иоиля, Амоса и Михея. 8 Иорам был сначала наместником при отце своем Иосафате (905–900 до P.X.), потом – царем 900–898, следовательно, Иерусалим стоял после Иорама более 300 л., ибо окончательно был разрушен Халдеями в 589 г. до P. X. 9 Калмет, Корнел. a Lap, Розенмюллер – во введениях своих к толкованию пр. Авдия. «Пророк Авдий (говорится в руковод. к чтению Библии по Прохнову. Киев, 1872 г.) жил, вероятно, в одно время с Иеремиею и Иезекиилем и пророчествовал вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010