прологе относится к Христине. По месяцеслову Василия мучитель называется начальником Авида, города на самом узком месте Геллеспонта, ныне Авидо (Lubker), и говорится, что мученики пострадали в Афинах. В стишном прологе начальник называется Декий или Дакн, а не Оптим, как в подлинных латинских актах. По латинским актам мучение святых было в Лампсаке, когда мучитель собирался идти в Троаду. (Actum apud Lampsacum due Iduum Mairarum Decio imperatore, Optimo proconsule). По актам мучение происходило 15 мая. В греческих прологах очевидно место кончины Петра и дружины лампсакийских смешано с местом Ираклия и дружины афинских. Иосиф песнописец в 9 веке написал один общий канон Петру и дружине и Ираклию с Павлином и Венедимом. Это могло быть причиною смешения и сказаний, а вероятнее еще до Иосифа было в прологах смешение в сказаниях, потому Иосиф и написал канон вместе как пострадавшим в Афинах, следов. прологи были в IX веке. Явление Христины в греч. прологах объясняют тем, что Дионисия исповедала себя христианкою . Св. Димитрий ростовский следовал подлинным актам, сделав соглашение с греческим сказанием касательно Дионисия и Христины. 19 Патрикий и дружина . В Деяниях св. (Apr. III. 576 и 65) согласно со славянскою минеею. Сказание о сих мучениках причисляется исследователями в древним достоверным памятникам церковным (см. Рюинарта Т, III. 282. Мазохия II. 954. Ассемани VI. 359). День мучения Патрикия по житию 19 мая. В Римском мартирологе вслед за Сирлетовым память его 28 апреля, потому что в этот день предлагаемо было его учение о суде и потому в прологах оглавление 28 апреля: св. священномуч. Патрикия прусского и о суде (Ог. christ. 615). По Мазохию они пострадали около 100 г. по Р. X. Муч. Фалалей и дружина . В Деяниях св. (Mai V. 178) есть два сказания о. святом: одно краткое согласное со славянскою минеею, другое более пространное, в коем описываются его исцеления, но которое признается позднейшим. В начале краткого сказания говорится, что св. мученик представлен к допросу 23 августа, а в конце сказано, что он совершил мучение 20 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вообще Флакит, Стефан и Леонтий совершили в Антиохии столько нечестивых и беззаконных дел, что описание их по обширности предмета требует особенного сочинения, а по великости его напоминает одну печальную песнь авида, ибо и об этих людях надобно сказать: " яко се врази твои возшумеша, и ненавидящие тя воздвигоша главу. На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя, реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево к тому " (Пс.82,4-5). Но будем продолжать свою историю. Глава 25. О нововведении Евдоксия германикского и о противодействии ему Василия анкирского и Евстафия севастийского Город Германикия, лежащий на границе Каппадокии с Киликиею и Сириею, принадлежит к так называемой евфратской епархии. Предстоятель германикской церкви Евдоксий, узнав о смерти Леонтия, немедленно отправился в Антиохию, захватил епископскую кафедру и начал, подобно дикому вепрю, опустошать этот вертоград Божий. Он уже не скрывал, подобно Леонтию, своего злонравия, но с открытым неистовством восставал против апостольского учения и осмеливавшихся противоречить себе поражал всевозможными бедствиями. В то время в Анкире, митрополии галатийской, кормило правления церковью держал преемник Маркелла, Василий, а в Севастии, главном городе Армении, правил Евстафий. Узнав о противозаконных делах и неистовстве Евдоксия, эти епископы письменно раскрыли его преступления царю Констанцию, который находился еще в западных частях империи и, истребив тиранов, исправлял там произведенные ими беспорядки. Они были любимы царем и, по своей достохвальной жизни, имели перед лицом его особенно великое дерзновение. Глава 26. О соборе, предположенном в Никее, но собравшемся после в Селевкии исаврийской Узнав об этом, Констанций известил антиохийцев письменно, то не он дал Евдоксию предстоятельство в их церкви, как разглашал это сам Евдоксий, и потому приказывает изгнать сего епископа из города и подвергнуть дела его суду в Никее вифинской, где, по его повелению, имеет быть собор. Назначить местом для собора Никею убедил царских придворных чиновников сам Евдоксий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

Почто мир суетный славе работает, Ея же блаженство в часе исчезает. Тол скоро власть ея зде ся изменяет, Кол сосуд скуделен сокрушен бывает. Повеждь, где Соломон, славою почтенный, Или где есть Сампсон – вождь непобежденный? Где есть Авесолом, лицем украшенный? Где Иоанафан, сладкий возлюбленный? Како обратися он кесарь велможный, Или богатый он, пировник безбожный? Повеждь, где днесь Тулий, сладко глаголивый, Или Аристотел претонкомысливый? – Тол мнози велможи и славныя страны, Толицы владыци и вещи избранны, Тол мнози князие во вселенней быша.– Вси ся в мгновении ока изменища. О тли, снеди червей, и пепеле земный! О poco, суето, что тако надменный?! Не веси аще день грядущий узриши, Днесь, егда можеши, всем да угодиши. Недаждь убо сердцу в мирских суповати: Что бо мир дарует, то хощет отъяти. Пецися о вечных умом в небо зрети, Блажен, иже мир сей возможе презрети. Здесь же находится и латинское переложение этого стихотворения. 1 Иоанафан – согласно Библии (1 Царств, 18–21), сын израильского царя Саула, отличавшийся силой и храбростью, помогал юному Давиду, рискуя вызвать гнев отца, искавшего удобного случая, чтобы убить Д авида. 2 Тулий – Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до и. э.), выдающийся римский оратор, теоретик ораторского искусства, писатель и философ. 3 ...ярмарка – сего света слава… – эту метафору встречаем в «словах» Иоанна Златоуста (ок. 344–407 гг. н. э.), в «Анналах» Цезаря Барония (XVI в.). Из современников Симеона Полоцкого к ней обращался Дж. Беньян в «Пути паломника» 1680, а позже В. Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия». Czasu odmiana у róno (с. …) (Переменчивость и многообразие времени) Польский текст этой стихотворной аллегории (по списку ЦГАДА, л. 118 об.– 119) и его перевод печатаются впервые. 1 Купидон – (древнерим. миф.) сын Венеры, крылатый бог любви. 2 Стелтор – видимо, имеется в виду римский политик и оратор М. Целий Руф (убит в 48 г. до н. э.), соперник поэта Катулла в его любви к красавице Лесбии. 3 Сципион – Сципион Африканский Старший (234–183 гг. до н. э.), римский полководец эпохи II Пунической войны, победитель Ганнибала.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

л. 10 об. подвигнул на бунт безчисленное жидов множество, которые все и кроме их многие от воинства римскаго изсечены (Иероним на Руфина, глава 2), и Моисей Критский, который обещал жидам изсушить море и в Палестину их перевесть, и, послушав его, великий народ потонули (Сократ, книга 7, глава 38, сделалось то при царе Феодосии Юнейшем). Были и после таковые у жидов лжехристы, и последний был в прошедшем 1666 году, нарицаемый Сабатай Севи. Тот, прославив себя Мессиею и скоро безчисленное жидов множество стекшееся к себе получив, отважился восприять путь чрез Ассию к завладению Палестины, но достиг города Авида, поиман от власти турской и за арест посажен. Явился же тогда и другий мессия – из Полши жид, именем Неемия, который, желая быть сообщником в чести Собатаю, поступался сему в первенстве и советовал, чтоб Сабатай назывался сын Давидов, а он, Неемия, сын Ефремов. Но понеже Сабатай товарища себе не похотел,// л. 11. того ради Неемия побег в Адрианополь (где тогда турскаго салтана пребывание было), донес на Сабатая, что он мятежник. Привезен же туды Сабатай и убоявся мучения принял веру магометанскую. История сия везде ведомая, яко свежая, а сие мы приводим и из истории селенской Христофора Целлярия. И еще не окончина, могут еще другии и после явится, и потому весьма нельзя упомянутого Христова изречения («Аще ин приидет во имя свое, того приимете») к одному Антихристу приставлять. Сверх того и сие не крепкое ли на жидотворителей Антихристовых разсуждение: если Антихрист из жидов будет, будет ли то известно, что он жид, или не известно? Если известно, как может прелстить многия народы или силу толь великую и пространную откуда получит? Что кто на сие ни скажет, басни и сония скажет. Если же неизветно будет, коего он рода, то какий же се характир// л. 11 об. к познанию его? Еще же – христиан ли таковый Антихрист прелщать имел бы или толко жидов? Естли христиан, то вероятие у них получит разве в календах греческих 23 . Если же жидов, то кая нужда прелщать давно уже прелщенных и в крайнем ослеплении блудящих? Прелесть касается содержащих истинну, отводя от истинны в лжу, а жидов от которой отводить истинны хотел бы Антихрист, да и кая бы могла быть польза в предании слов Божиих характиров Антихристовых для обережения христиан, если бы он на жидов устроен был? Но мы в сем же следовании ясно покажем, что Антихрист из христиан будет и на пагубу душ христианских устроится.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Для размышления. То значит и еврейское слово ТПУ и греческое αδολεσχειν у семидесяти (Пс. LXXV1. 4. 7. 13). Другие переводят прогуляться или посмотреть. Покрывало возлагает на себя Ревекка по тому всеобщему в Аравии обыкновению, по которому женский пол является в обществе не иначе как под покрывалом и, может быть, в особенности по причине присутствия жениха. Тертуллиан обращает сей пример к наставлению и обличению жен христианских   . И утешился Исаак в смерти матери своей. Следственно, время сетования продолжалось три года (Быт. XVII. 17. XXIII. 1. XXV. 20). Если Исаак есть образ Христа, то обручение Исаака с Ревеккою может быть образом обручения Христа с Церковью. Апостол сближает образ с образуемым, когда называет Христа единым мужем, Церковь — девою чистою, а себя представляет обручителем (2 Кор. XI. 2). Сей образ можно приложить и к Церкви иудейской, которая чрез раба Божия, вернейшего в дому Божием, Моисея взыскана в Египте и возведена в землю обетованную; и к Церкви христианской, которая чрез апостолов воззвана из язычества на место скончавшейся Церкви иудейской. ПОСЛЕДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВРААМА. Б. XXV. 1–18 Историю Авраама Моисей оканчивает такими сказаниями, которые бы, доставляя ей последнюю полноту, в то же время служили введением в историю Исаака и обращали бы на него все внимание читателя. Для сего сказуется о многих сынах Авраама, но так, что Исаак поставляется высшим всех и единственным его наследником; показывается преимущество Измаила, который участвовал с Исааком в священном труде погребения родительского, который соответственно с обетованием произвел двенадцать сынов родоначальников; но между тем примечается, что благословение Божие пребывало на бездетном в течение двадцати лет супружества Исааке. Таков общий дух трех кратких сказаний: о супружестве Авраама с Хетгурою (1 — 6), кончине Авраама (7—11), о жизни Измаила (12–18). СУПРУЖЕСТВО АВРААМА С ХЕТТУРОЮ XXV. 1. И взял Авраам еще жену, именем Хеттура. 2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мидиана, Ишбака и Шуаха. 3. У Иокшана родились Шева иДедан. Сыны Дедана былиАшурим, Летушим иЛеюмим. 4. Сыны Мидиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдаа. Все сии суть сыны Хеттуры. 5. Впрочем, Авраам отдал все имение свое Исааку. 6. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам дары и отпустил их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей к востоку, в землю Восточную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Ученик в скором времени по познаниям сравнялся с учителем. В те годы в Византии проживал один воевода по имени Зефиназер, который сосватал родственницу Аврамия своему сыну; познакомившись с Аврамием, он взял его в свой дом. Юноша Аврамий, хотя и пребывал в богатом доме, изобилующем изысканными яствами, тем не менее не оставлял постнического воздержания, к которому привык у воспитавшей его черноризицы. Избегая удовольствия от брашен, Аврамий не соглашался есть за трапезою воеводы, но удовлетворял свой голод, — и то по необходимости, — невареным зелием и овощами. Он всегда старался быть бодрым; поэтому, желая победить естественный сон и уничтожить дремоту, он наполнял лохань водою, в которую и погружал свое лицо; всячески изнуряя себя, Аврамий умерщвлял свою плоть и порабощал ее духу. За такую добродетельную жизнь, а также и за выдающийся разум, Аврамий был любим всеми и стал известен людям и даже самому императору. Последним Аврамий назначен был учителем в государственном училище на одинаковых правах с бывшим наставником его Афанасием. А так как учение Аврамия больше нравилось, чем Афанасия, отчего к нему собиралось больше учеников, чем к Афанасию, то последний, завидуя своему прежнему ученику, начал ненавидеть его. Узнавши о сем, блаженный Аврамий в скором времени оставил учительскую должность, не желая опечаливать своего учителя; он проживал в доме вышеозначенного воеводы, предаваясь своим обычным подвигам. После сего от императора последовал воеводе приказ — отправиться, по требованиям государственной необходимости, в Эгейское [ 10 ] море. Воевода, сильно любивший Арамия, взял и его с собой, когда удалился в плавание по приказанию царя. Они доплыли до Авида, а отсюда достигли Лименя. Здесь Аврамий, заметивши Афонскую гору, весьма полюбил ее и помышлял о том, чтобы поселиться на ней. Когда они, исполнив поручение императора, вернулись домой, то, по Божественному усмотрению, в Константинополь из находящегося близ Афона Кименского монастыря прибыл преподобный Михаил по прозванию Малеин [ 11 ].

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

7. Далее показывается загородное место, называемое Капо Хелидони, затем Капо Генувисо. Затем большой залив, который врезывается на восток на 80 миль и в конце которого лежит Атталия, красивый город. Против нее лежит епархия Сиды Памфилийской. На верху виднеется возвышенность Кесарии Каппадокийской, где находятся другие города и много селений Анатолии. 8. А на запад, когда выходишь из другой крепости, которую я считаю Систом, залив называемый Мегариси, где много христианских селений, лежащих на море. Затем Энос и другие, далее Сидирокавсия, где золотые и серебряные рудники, затем Священная гора (Афон), далее сзади залив Кассандрийский, затем Солун. Затем Большие Холмы, Темпея, где течет Пиней, вслед за тем селения на море. Затем Фивы Виотийские, а между ними и лежащими насупротив Афинами лежит остров Евбея, называемый Еврипом. После Афин Мегара и другие селения. Затем Ексамилий, чрез который входят в Пелопонис, где шесть митрополий. 9. Когда выходишь из Систа, лежащего на западе и Авида, лежащего на востоке, среди моря на востоке лежит, как мы сказали, Тенедос. Сейчас же далее лежит остров Лесбос, теперешняя Митилина, где два митрополита Митилинский и Мифимнский; а всего на этом острове 120 священников христианских же домов свыше шести тысяч. 10. Далее лежит остров Хиос, где имеется один митрополит и свыше 300 священников на всём острове, я разумею в селениях и городе. Там есть мудрые мужи, врачи и учителя, ученики известного блаженного мужа Михаила Ермодора. 11. Затем остров Андрос, Тинос и другие островки спорадические и кикладические: Кария, Патмос, Самос, Фурны, Лерос, Калимнос, Кос, Ниспрос, Тинос, Сима, Халка, Родос, Кастеллоризо, Карпафос, Крит, и Андрос имеет епископа, 50 священников, две тысячи христианских домов. Тинос точно также или немного меньше. Лерос с Калимносом столько же. И остальные островки, которые мы перечислили, имеют до 100 священников и 4 тысячи домов. Родос имеет сто священников, а христианских домов на всём острове свыше трех тысяч. 12. А на запад, когда выходишь в море, против вышеупомянутого залива Мегарисийского, остров Имброс, где есть митрополит и 30 свяшенников, и 500 христианских домов. Затем остров Лимнос, где делается лимноский сургуч; там один митрополит и 80 священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Перевод: ... (и да бегут назад все) н(енавид)ящ(ие Тебя. Сотвори же Твой) народ (н)а благос(ловение). Павши(х восс)та(вь, заблу)дших о(бра)ти, малодушных утешь. Ибо Ты пре(выш)е всякого начал(а и в)ласти, и силы, и господства, и вся(ко)го имени, именуемого не то(лько) в сем (век)е, но и (в будущем). (Тебе пред)стоя(т тысячи тысяч) святых (ангелов и архангелов бесч)ислен(ные воинства. Тебе предстоят херувимы, Тебе предстоят вокруг) и (серафимы, шесть крыль)ев у одного и шесть (крыльев у другого...), и двумя (покры)вают Лик и (дву)мя – ноги, и дву(мя ле)тают. Всё же всегда Тебя св(ятит), но со всеми Тебя святящими прими и наше священие, глаголющих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей». Исполни и нас славой, которая от (Тебя), и удостой ниспослать Духа Святого Твоего на творения эти, и (сотвор)и хлеб Телом (Господа) и Спасителя нашего Иисуса Христа, а ч(ашу) – Кровью Нового (Завета Самого Господ)а нашего и Бога и Спасителя Иисуса Христа. ([И] как) этот (хлеб) рассеян был по вершинам (гор), и холмам, и нивам и, (сме)шанный, стал одним телом, (подобно(?)) как и вино это, исшедшее от (святой л)озы Д(авида), и вода от Аг(нца непо)рочного, и с(мешанные), сделались одним (та)инством, так с(обе)ри соборную Твою Церковь ... Ибо Сам (Господь наш Иисус) Христос (ночью, в которую) преда(л Себя, взяв хлеб в святые Свои руки, возблагода)ри(в, благословив, освятив, преломив, подал) уче(никам Своим и апосто)лам, сказав: «П(римите, ешьте все) от сего, это Моё (есть) Тело, за вас предаваемое во оставление грехов». Подобно, после того как вечеряли, взяв чашу, и благословив, и отпив 297 , подал им, сказав: «Примите, пейте от сего – это Моя есть Кровь, за вас изливаемая во оставление грехов. Всякий раз, когда едите хлеб сей, пьёте же чашу сию, Мою смерть возвещаете и Моё воспоминание творите». Смерть Твою в(озвеща)ем, Воскресение Твое (исповеду)ем. И молимся... III. E. Анафора пергамена из Суннарти На то, чтобы считаться александрийской анафорой, может претендовать греческая молитва из плохо сохранившегося пергамена, найденного в 1968 г. в Суннарти (Судан) 298 . Пергамен состоит из девяти фрагментов, первоначальное расположение которых неизвестно, издатели рукописи не предложили своего варианта реконструкции. В то время как задача, безусловно, требует ещё своего окончательного решения, предварительный анализ сохранившихся фрагментов привёл нас к предположению, что фрагменты 1–4 и 8 первоначально были расположены так:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Диалог начинается повествованием. Кем бы ни был «Филипп», он оказался мастером приятного стиля и способа расположения своего материала. «Несколько дней тому назад, –говорит он, – мы пошли навестить нашего брата Шамшаграма (Shamshagran); Вардесан пришёл также туда и застал нас. Когда он расспросил больного и нашёл, что ему лучше, он обратился к нам с вопросом, о чём мы говорили. «Ибо, – сказал он, – я слышал звуки вашего разговора, когда входил». У него была привычка, где бы он ни находил нас разговаривающими, спрашивать, о чём шла речь, чтобы самому говорить об этом с нами! Мы ответили ему: «Авида возражал нам, если Бог один, как вы говорите, и Он сотворил род людской и действительно хочет того, что вы увещаваете делать, почему Он не сотворил людей так, чтобы они не могли поступать дурно, но делать всегда только хорошее. Ибо в этом случае Его воля была бы исполнена! " ». Эта проблема не совсем новая. Посмотрим, как древняя школа Христианских философов разрешала данный вопрос. Вардесан сначала возражает: «Скажи мне, сын мой Авида, думаешь ли ты, что существует не Один, Кого считают Богом над всем, или ты думаешь, что Один Бог не заботится о том, чтобы люди жили праведно и хорошо?» Авида отвечает, что сначала он спросил своих друзей, чтобы узнать их мнение, так как ему было совестно обратиться к самому Вардесану. Вардесан уверяет его, что тот, кто приходит с искренним желанием узнать правду и высказать действительно сознаваемые им трудности, не имеет причин стыдиться, долг учителя разъяснить затруднения, которые обнаруживаются. Авида говорит, что у него самого возникли затруднения, но что ученики Вардесана не доказали ему ничего, а только сказали: ты должен верить и тогда будешь иметь возможность всё узнать, а он, со своей стороны, возражал, что не может верить, если ему не укажут причин, почему он должен делать так. Здесь мы приближаемся к настоящему учению Диалога. Вардесан не возражает прямо Авиде, а обращается к своим ученикам, говоря: Не один Авида не хочет верить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но в плотской деятельности многие вещи препятствуют идеальному течению, в особенности старость, болезни и бедность». Авида говорит: «Может быть, кто-нибудь и в состоянии воздержаться от дурных дел, но кто среди людей способен поступать хорошо?» Вардесан возражает, заявляя, что делать добро естественное состояние человека в то время, как дурные поступки несвойственны ему и суть работа врага, зло в действительности – болезнь. Делать добро доставляет истинное удовольствие; удовольствие, которое мы можем получать от зла, настолько же различно от этого, как спокойствие, происходящее от истощения и отчаяния, отличается от спокойствия, получаемого при здоровом состоянии. Страсть – одно, любовь – другое. Страсть может быть удовлетворена на час, но она далека от истинной любви, удовлетворение которой не подвержено тлению или разложению. Составитель диалога тогда замечает: «Авида говорил, что люди делают дурное по своей природе: если бы люди не были предназначены для дурных поступков, они не делали бы дурного». Вардесан отвечает: «Если бы все люди поступали одинаково и имели бы одинаковое направление мыслей, то отсюда мы должны бы были заключить, что их действия – результат их природы и что они не свободны так, как я описывал выше. Чтобы вы могли понять, что такое природа, и что такое свобода, я обращу ваше внимание на то, что природа человека состоит в том, что он рождается, вырастает, достигает молодых лет, рождает и старается, ест и пьёт, спит и пробуждается, наконец, умирает. Всё это свойственно всем людям, так как составляет часть природы человека, и не только людям, но всему живущему, – некоторый из этих свойств имеют даже растения. Такие особенности принадлежат к сфере физического устройства всего, как оно сделано, сотворено и помещено в мире, каждое согласно своим собственным законам. Далее, мы находим, что законы природы одинаково наблюдаются у всех животных. Лев ест мясо по природе, и потому все львы питаются мясом; согласно природе, овца ест траву и потому все овцы едят траву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010