Смотрите, о чем говорят Евангелия, мы читаем о том, где разлита Церковь . Но они спорят с нами и говорят нам: «Предатели» 168 . Предатели чего? Христос заповедал Церковь Свою, а ты не веришь; почему я должен верить тебе, когда ты злословишь на моих родителей? Ты хочешь, чтобы я поверил тебе насчет предателей? Прежде ты поверь Христу. Кому подобает верить? Христос есть Бог, ты же – человек, кому прежде следует верить? Христос разлил Свою Церковь по всему миру. Если бы я сказал это, ты мог бы презреть; но это говорит Евангелие – остерегайся! Что говорит Евангелие? Надлежало пострадать [P. 438] Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов ( Лк.24:46–47 ). Где отпущение грехов, там Церковь. Почему? Ибо сказано было ей: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 ). Где разлилось это отпущение грехов? Во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк.24:47 ). Воистину, верь Христу! Но поскольку ты знаешь, что, если ты поверишь Христу, то тебе нечего будет сказать о предателях, вот ты и хочешь, чтобы я поверил тебе, злословящему на моих родителей, а не ты поверил Христу, давшему такое предсказание 169 . 2 Augustin, St. Commentaire de la Première Épître de S. Jean/texte latine, introduction, traduction et notes par P. Agaesse. Paris, 1961. (SC; vol. 75). P. 15. 9 См. недавно вышедшее издание перевода этого монументального труда Августина: Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т./пер. с лат. В. М. Тюленева; науч. ред., вступ. ст. П. К. Доброцветова. М., 2020. 10 Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т./пер. с лат. В. М. Тюленева; науч. ред., вступ. ст. П. К. Доброцветова. Т. 1. С. 10–11. 12 Augustin, St. Commentaire de la Première Épître de S. Jean/texte latine, introduction, traduction et notes par P. Agaesse//SC; vol. 75. P. 12. 25 Доброцветов П. К. Блж. Августин Гиппонский как экзегет и проповедник в «Толковании на Евангелие от Иоанна»//Августин Гиппонский, блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вместе с тем подобный христианский мученик, находясь в Боге, постоянно пребывает в подлинном радостном торжестве; в соответствии с старолатинской версией библейского текста: И будет резвиться, выйдя в поле ( Иов. 39:21 ); о подобной радости пребывания во Христе блаженный Августин пишет так: он, «выйдя на свет свободы, ликует и радуется легкости [совершённого им] доброго дела в пространстве любви» 1026 . Такой мученик, по Августину, всегда с радостью издалека чует битву против власти сатаны и, не смущаясь, слышит громкие голоса вождей и крик ( Иов. 39:25 ). По мысли Гиппонского епископа, христианин чует битву именно не вблизи себя, но «издали» именно потому, что это не обыденное земное сражение, направленное против людской вражеской армии; ведь наша главная брань – против сил бесовских. Блаженный Августин пишет: «И издалека чует битву ( Иов. 39:25 ). [Он сражается] не как среди преследующих людей, которых [сражающемуся] видно [вблизи], но [зрит их] издалека, то есть вдали от ока, зная, что брань его не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 ), то есть находящихся вдали. Удачно сказано, что чует (как бы «обоняет») по причине князя, господствующего в воздухе (см.: Еф. 2:2 )... Итак, чует битву, поскольку понимает, что князь, господствующий в воздухе, действует в сынах противления (см.: Еф. 2:2 ); от них, преследующих его, он терпит козни и проявления злобы, чтобы против духовных козней бороться духовным оружием, а не материальным против плоти и крови, то есть злых и пропащих людей, которых видит телесными очами. Громовые голоса вождей и крик, который должен едва слышаться, он чует. «Громовые голоса», полагаю, сказано из-за самого воздуха, в котором носятся духи злобы» 1027 . Ведь и удары грома также раздаются в воздухе – у нас над головами... Святителю Григорию Великому в этом же образе битвы, подобно блаженному Августину , также видится символ нашей духовной войны с пороками и грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Еще дальше пошел Августин Гиппонский. Если в начале своей церковной карьеры он считал принуждение в делах веры делом незаконным, то позднее, приобретя печальный опыт борьбы с донатистами, он пришел к мнению, что путь нравственного убеждения, конечно, прекрасен, но не всегда применим, и что для пользы самих же заблуждающихся нужно действовать и страхом, и насилием. Так, в трактатах «Против Крескония Грамматика» Августин говорит о еретиках: «Они убивают души людей, тогда как власти только подвергают пыткам их тела; они вызывают вечную смерть, а потом жалуются, что власти осуждают их на смерть временную». В средневековой Европе высокий богословский авторитет Августина стал обоснованием для жестоких казней еретиков по приговорам инквизиции. Таким образом, императорская власть оказалась вовлечена в церковные споры. На место изощренной философской аргументации все чаще приходили то безапелляционные приказы, то рыхлые политические компромиссы. В результате сам принцип богословского диалога оказался скомпрометирован и случилось непоправимое. Тонкие догматические расхождения, раздуваемые амбициями и враждой отдельных лиц, наложились на местнические и региональные противоречия и, наконец, нашли благодатную почву в бурно развивавшихся национальных культурах христианского Востока. Если зачинщиками и главными фигурантами богословских споров всегда выступали грекоязычные интеллектуалы, то под знамя борьбы с «имперской ересью» все чаще вставали малообразованные, но весьма активные провинциальные элементы (как правило, в лице монашествующих). С конца IV по начало VII в. весь Восток был охвачен волнениями на религиозной почве. Под угрозой оказалось не просто единство Церкви, но и судьба самой Римской империи. § 5. Триадологический вызов: арианство. I и II Вселенские соборы. Символ веры В самом конце Евангелия от Матфея воскресший Иисус, призвав апостолов на гору в Галилее, говорит им: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:19 ). При раскрытии смысла этого места привлекались другие слова Иисуса: Видевший Меня, видел и Отца, Я в Отце и Отец во Мне ( Ин. 15:9, 11 ); Я и Отец одно ( Ин. 10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В издательстве «Никея» вышла в свет книга «Иисус как Любовь и Возлюбленный» архимандрита Нектария (Мулациотиса), известного в Греции проповедника, наместника священной обители святого Августина Гиппонского и преподобного Серафима Саровского в Фокидской епархии. Архимандрит Нектарий пока малоизвестен широкому кругу российских читателей. Новое издание «Никеи» – это первый перевод на русский язык греческого подвижника благочестия. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей фрагменты из книги «Иисус как Любовь и Возлюбленный». Архимандрит Нектарий (Мулациотис). Иисус как Любовь и Возлюбленный До сих пор нашей задачей было простым языком объяснить современному человеку, что союз Христа Бога с человеком есть не что иное, как глубоко личные и близкие отношения. Конечно, рассуждая на эту и подобные темы, мы не погружаемся в таинственные глубины богословия. Мы не исследуем те вопросы, которые возможно полностью охватить только в богословском измерении, потому что современному человеку трудно вникнуть в глубины богословского смысла, который скрывается за всяким движением, словом, поступком и действием подлинного христианина. Мы пишем просто и доступно, так как осознаем, что имеем перед собой мир, который, по сути, не знает Бога, — мир, не знакомый даже с «азами» веры, мир, который мучится от разбушевавшихся страстей и грехов и бьется в агонии, пытаясь выжить любой ценой, но только не принять Бога и упования на Его помощь. Мы надеемся на то, что, обратившись к современному человеку на таком простом языке, и мы сможем вложить хотя бы самый малый кирпичик в великое здание Божьего домостроительства. Дабы понять, чем является молитва, нам следует прежде всего обратиться к последней молитве Господа Иисуса, которая записана в Евангелии от Иоанна. Что говорит в этой молитве Христос? Будем следовать за текстом: «Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: «Отче! пришел час…Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить…Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои…Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели…Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их… Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино…».

http://pravoslavie.ru/46577.html

Дела же его (Антихриста) есть дела Сатаны. И как во Христе была полнота божества телесно, так и в Антихристе будут все силы и знамения и чудеса, но всё – ложное. Ибо как божественным знамениям, творимым Моисеем, волхвы противопоставляли свои ложные знамения и как жезл Моисея поглотил жезлы их , так и истина Христова поглотит ложь Антихриста. Но его ложью будут прельщены предопределенные к погибели. И поскольку может подспудно возникнуть вопрос: для чего Бог попустил ему иметь силу, знамения и чудеса, посредством которых он может прельстить, если возможно, даже избранных Божиих , – то апостол упреждает этот вопрос, прежде чем он возникнет. Всё это, говорит он, [Антихрист] сотворит не своею силой, но попущением Божиим в отношении к Иудеям, так как они не захотели принять любви истины, то есть Духа Божия через Христа, – ибо любовь Божия излилась в сердца верующих , и сам Христос говорит: Я семь истина (Ин 14:6), о чём в псалмах написано: истина возникнет из земли (84:12). Итак, тем, которые не приняли любви и истины, чтобы, приняв Спасителя, получить спасение, Бог пошлёт не деятеля, а само действие, то есть источник заблуждения, так что они будут верить лжи, поскольку Антихрист сам лжец и отец лжи . Если бы Антихрист родился от девы и прежде Христа пришел в мир, то Иудеи могли бы иметь оправдание и говорить, что они стремились к истине, хотя и приняли ложь вместо истины. А теперь они за это будут судимы и конечно же осуждены, поскольку, призрев истину Христову, впоследствии примут ложь, то есть Антихриста. АВГУСТИН ГИППОНСКИЙ – О ГРАДЕ БОЖИЕМ, XVIII 52-53; XX 19, 23 XVIII 52. [Следует ли думать, как полагают некоторые, что после десяти гонений, которые были, не будет уже ни одного, кроме одиннадцатого, которое будет во время самого Антихриста] (1) Поэтому я не считаю основательным говорить или верить, как это казалось или кажется некоторым, будто Церковь до времени Антихриста не будет испытывать больше гонений, кроме того числа их, то есть десяти, какие уже испытывала, так что одиннадцатым и последним будет якобы гонение от Антихриста.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Илария Пиктавийского, блж. Иеронима и Руфина. Однако блж. Иероним сообщает, что евангелист Иоанн «написал также послание, начинающееся словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни», и почитаемое всеми людьми, близкими Церкви или наукам. Говорят, что два других, первое из которых начинается словами «Старец - избранной госпоже и детям ее», а второе «Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю поистине», принадлежат пресвитеру Иоанну, в память о котором в Эфесе до настоящего времени показывают склеп» ( Hieron. De vir. illustr. 9. 4-5; ср.: Ibid. 18). Блж. Августин принимает все 3 Послания. В качестве канонических книг они закрепляются решениями Африканских Соборов - Гиппонского (393) и Карфагенских (397 и 419) (Карф. 24(33)). Внутренние свидетельства об авторстве Хотя в Первом Послании ап. Иоанна автор нигде прямо не называет себя, 1 Ин 1. 1-3 и 4. 14 явно указывают на то, что он говорит о себе как об очевидце евангельских событий, лично знавшем Иисуса Христа во время Его земного служения. В критической библеистике рассматривается вопрос о том, являются ли эти места лит. приемом (в таком случае анонимный автор лишь выдает себя за очевидца) или историческими свидетельствами (тогда круг возможных авторов резко сужается и наиболее вероятным автором становится один из апостолов). Общий стиль Первого Послания ап. Иоанна и частое обращение к адресатам как к «детям» говорят о том, что автор хорошо известен адресатам и пользуется у них непререкаемым авторитетом. Поскольку вопрос об авторстве Евангелия от Иоанна в совр. библеистике остается дискуссионным (см. в наст. статье разд. «Евангелие от Иоанна», подразд. «Происхождение, авторство, датировка»), установление связи между ним и Посланиями не может помочь решению вопроса об авторстве Посланий. Гипотезы об авторстве Посланий, основанные на раннехрист. свидетельствах о существовании двух Иоаннов, также в наст. время признаются бесперспективными, так как сами сведения о пресвитере (старце) Иоанне могут быть основаны на Втором и Третьем Посланиях ап.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Мих 4. Пророчество Мих 4. 1 - «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» - пользуется в раннехрист. традиции особенным вниманием. Блж. Августин, еп. Гиппонский, и др. авторы полагали, что М. в образе «великой горы» предызобразил Иисуса Христа ( Aug. De civ. Dei. XVIII 30; Greg. Magn. In Evang. 16. 4). Еп. Феодорит, сопоставляя слова пророчества с евангельскими словами о вселенском характере евангельской проповеди (Мф 24. 14; Мф 28. 19-20), говорит о том, что христ. весть о спасении, начавшись в Иерусалиме, оттуда, как из источника, протечет через всю вселенную, принося орошение всем верующим ( Theodoret. In Mich. 4. 1-2). Он также допускает, что иносказательным образом под «холмами» можно понимать разорение языческих капищ. При этом он крайне отрицательно относится к тому факту, что отдельные христ. толкователи принимают иудейское истолкование этого пророчества, относящее его исполнение к возвращению из Вавилонского плена. Его обличение носит рациональную аргументацию: согласно Феодориту, ничего не известно о том, что после плена мн. народы пришли в храм и с радостью принялись изучать закон; скорее этот мирный период завершился войнами времен эллинизма ( Theodoret. In Mich. 4. 1-2). Очевидно, что Феодорит в этом случае полемизирует с Феодором, по мнению к-рого это пророчество указывает на достижение избранным народом религиозного и политического возрождения после тех бед, которые ему предстоит претерпеть вначале от ассирийцев, а затем от вавилонян. Ишодад относит это пророчество к нашествию народов Гога и суду над ними (Commentaire d " Išo " dad de Merv. P. 174). Феодор полагал, что нет ничего общего между пророчеством М. и евангельскими реалиями, поскольку слова М.- «из Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима» (Мих 4. 2b) - весьма отличаются от слов Самого Господа, сказанных женщине-самаритянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4. 21 - Theod. Mops. In Mich. 4. 1-3). По мнению свт. Кирилла, эти слова содержат предсказание об устроении Церкви из язычников, иносказательно представленной в образе великой горы, превосходящей учение философов ( Суг. Alex. In Mich. 4. 1-2). Прп. Ефрем полагает, что это пророчество о воссоздании храма заключает в себе тайну Церкви вечной, созданной «в последние дни», а «гора Господня» в возвышенном смысле говорит о пригвождении плотью к Св. Кресту на вершине горы Господа ( Ephraem Syr. In Mich. 4. 1).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

Твое солнце есть свет, который подобно молнии исходит от Него, и все благо, существующее в тебе, есть непрестанное созерцание Царя, Который превосходит пределы всяческой красоты. Ибо сей Царь царствующих посреди тебя восседает вместе с чадами Своими. Там – лики ангельские, воспевающие Владыку! Там – блаженное жительство надмирного царства! Там – празднество, дарующее всяческое радование, и средоточие всех тех, кто оставил сию временную жизнь, преисполненную тяготами и скорбями, кто бежал из этой горькой чужбины и обрел радование и ликование в тебе, о святейший граде! Там – сонм пророков. Там – собрание двенадцати апостолов. Там – войско победных мучеников. Там – блаженный сонм святых исповедников. Там – святые жены, победившие мирское вожделение и женскую немощь. Там – отроки и отроковицы, превзошедшие святостью малость своего возраста. Там – овцы и агнцы, избежавшие тенет похоти. Все они радуются в ликовании, достойно унаследовав обители сии. И хотя слава их между собой не одинакова, но услада и веселие града сего одинаковы для всех! Любовь, царствующая там, совершенна в своей полноте, ибо в граде этом всем для всех является Бог . Надмирные граждане сего небесного жительства, беспрестанно созерцая Бога, источающего свет подобно пламени, все более и более утверждаются в любви к Нему и усерднее славословят Его. Единственным их делом является беспрестанное воспевание Бога, без конца и без утомления. Я был бы бесконечно блажен, если бы по разрешении от земного тела сподобился услышать небесные песнопения бесплотных духов и славословия святых ангелов, воспевающих славу вечного Всецаря! Я буду блажен и треблажен, если удостоюсь воспевать те же славословия и предстоять перед Богом моим, и Царем, и Избавителем и созерцать Его во всей славе Его, ибо Он Сам удостоил нас таким обетованием: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» 108 . И в другом месте Он сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» 109 . И снова: «...кто любит Меня, возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» 110 . О томлении души, возжаждавшей Бога

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Августина , еп. Гиппонского, о божественной благодати и предопределении . Как полагают исследователи, в 13-м «Собеседовании» И. К. Р., рассматривая вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека, а какую - божественная благодать, не только опровергал пелагианские взгляды, но и вел скрытую полемику с учением блж. Августина о предопределении и самовластном характере благодати (см.: Chadwick. 1945. Р. 202; Idem. 1968. Р. 39; Stewart. 1998. P. 20; Уивер. 2006. С. 138-139; критику этой т. зр. см.: Casiday. 2007. P. 116-118). Когда в 426 или в 427 г. последователь блж. Августина богослов-мирянин Проспер Аквитанский , живший тогда в Массилии, написал письмо некоему Руфину, в к-ром говорил о распространившемся среди южногалльского монашества негативном отношении к взглядам блж. Августина на предопределение и упоминал тех, кто подрывают учение авторитетного гиппонского учителя «многочисленными собеседованиями» ( Prosper. Epistola ad Rufinum 4. 5//PL. 51. Col. 80), он мог иметь в виду «Собеседования» И. К. Р. ( Stewart. 1998. P. 20; Уивер. 2006. С. 122). В написанном в кон. 428 - нач. 429 г. письме блж. Августину Проспер указывал на негативную реакцию монахов на августиновский трактат «Об упреке и благодати». Он не упоминал при этом имени или сочинений И. К. Р., но говорил о «рабах Христовых, живущих в городе Массилии» ( Prosper. Epistola ad Augustinum. 1-2, 9//PL. 51. Col. 67-68, 74), вероятно имея в виду И. К. Р. и монахов его монастыря ( Stewart. 1998. P. 20). Только в 432 г. Проспер выступил с критикой взглядов И. К. Р., содержащихся в 13-м «Собеседовании», написав язвительный трактат «De gratia et libero arbitrio contra Collatorem» (О благодати и свободном решении против Собеседника). Неизвестно, как отреагировал на эту критику И. К. Р., однако его учение, определившее позицию большинства галльских богословов, вскоре привело к смягчению крайней августинианской позиции Проспера, что в свою очередь повлияло на ход полупелагианских споров и способствовало появлению к сер.

http://pravenc.ru/text/471291.html

58. Церковно–богословская система Августина неоднократно встречала в работах Федотова достаточно критическую оценку. В особенности это касалось его учения о предопределении. 59. См.: Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991, с. 210–211. 60. BECKER. Augustin. Studien zu seiner geistigen Entwickelung. 61. THIMME. Augustins geistige Entwickelung in den ersten Jahren nach seiner Bekehrung. 62. «Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского» — одно из самых известных произведений Аврелия Августина, его духовная автобиография, в которой с потрясающей психологической глубиной раскрывается путь человека от сомнений и греховных помыслов к вере и успокоению в Боге. 63. MlGNE. Patrologia latina, t.33. 64. Имеется в виду издание: Patrologiae cursus completus. Series Latina. Ed. I. P. Migne. Paris, 1841. Сочинения Августина занимают в нем 32–46 тт. 65. S. Aur. Augustini epistulae (Corpus scriptorum eccles. latin. Vol. ХХХШ, sectio П). 66. Thimme. L с., стр. 10. 67. Мы не в состоянии указать более точные даты. К счастью, это не представляется необходимым для реконструкции эволюции Августина. 68. Которого он называет Тригецием: L. с., стр. 10, 240–243. 69. Soliloquia П, 31. 70. Ибо что еще я хочу найти, если не истину? 71. Sol. I, 8. 72. Contra Academicos Ш, 43: «quoquo modo se habeat humana sapientia, eam me video nondum percepisse» (Вижу, что я еще не понял, что такое человеческая мудрость). Cp. также: С. Ас. П, 22, De beata vita, 5. 73. Epistula I, 3: «Ut scribis, quod Academicos vicerim» (как ты пишешь, что я победил академиков). 74. Ер. I, 1: «excogitatam occultandi veri artem» (выдуманное искусство тайной истины ) 75. Ibidem: «quid sincerum de fonte Platonico flueret» (что проистекло без изменений из платоновского источника ) 76. Contra Acad. Ш, 38, 39. 77. Диоген Лаэртский отмечает, что, согласно стоикам, «душа— это дыхание, врожденное в нас, поэтому она телесна и остается жить после смерти; однако же она подвержена разрушению, и неразрушима только душа целого, частицами которой являются души живых существ…» (УИ, 156–157).

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010