мн.). Во вне- и до-христианском мире (Ветхий Завет) это – весь мир по своей логологической стороне, как произведение и отражение Бога-Логоса, как света мира и жизни всего вообще человечества, – частнее – язычество («в мире был и мир чрез Него стал и мир Его не узнал» – Сократ, Платон, Стоики, Филон) и особенно – избранный народ Божий – Израиль («в Свое – владение – пришел и Свои – Иудеи – Его не приняли») и Древний Завет (Ангел-Иегова, Премудрость Бо- —470— жия, мессианская идеология). А в новом Завете, после того как «Слово плотью стало, полное милости и истины, и обитало в нас, и мы видели славу Его как Единородного от Отца» – все христианство, «все верующие в Богочеловека, кто принял Его и кому Он дал власть чадами Божиими стать, кои не от крови, – ни от желания плоти ни от желания мужа, – но от Бога родились». Но и в Новом Завете, как и в Древнем, есть также особый избранный народ Божий ( 1Пет.2:9–10 ; Рим.9:25–26 ; 2Кор.6:16 ; Евр.13:12 ; Апок.21:3 ), новый Израиль Божий ( Гал.6:16 ср. Евр.8:8–13 ), – « Церковь – κκλησα» ( Мф.16:18 ; Мф.18:17 ), как преимущественное и особенное, благодатно-таинственное средоточие и проявление славы Христа, – как святое и непорочное тело Духовного Главы – Спасителя Богочеловека, оживляемое, соединяемое и управляемое «Богом – Духом Святым» в один целостный и стройный организм, оживляемый и преображаемый надеждою обновления и возрождения во образ Спасителя Христа. Это – преимущественное проявление и царство Бога-Духа («Царю Небесный»), нераздельно с Отцом и Сыном действующего и проявляющегося как вообще в мире и ветхозаветном человечестве ( Быт.1:2 ; Иов.33:4 ; Прем.1:7 ; Пс.50:12 ; Пс.103:30 ; Пс.138:7 сл., ср. Деян.28:25 ; 2Пет.1:21 ), так в особенности в Новом Завете, преимущественно в Церкви ( Ин.4:24 ; Ин.7:39 ; Ин.20:22 ; Мф.3:11 ; Мф.10:20 ; Деян.1:2–4, 2:17–18:33 ; Рим.8:11, 28 ; Гал.4:6 ; 1Кор.2:10, 12 , – 3:16, 6:16, 19, – особ. 12 гл. 2Кор.3:17–18 др. мн.), – Духа Господа и Утешителя ( Ин.14:17, 26, 15:26, 16:13 ; 2Кор.1:22 ; 2Кор.3:17–18 ), – Духа радости, мира, любви, истины, правды ( Рим.14:17 ; Гал.5:22 ; 1Фес.1:6 др.), – Дух обетования и Надежды ( Рим.15:13 ; Гал.5:5 ; Еф.1:13 ) на обновление человека ( Тит.3:5 ), а с ним и всей твари, в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:16–24 ; 2Кор.3:17–18 ), в жизнь вечную ( Гал.6:8 ), – Коего полное проявление с радостью ожидается верующими, когда прекратится «частичное, гадательное, посредственное» и настанет «совершенное, лицом к лицу, непосредственное» ( 1Кор.13:10–13 ), когда посев «душевного тела» возрастет в «тело духовное», – «тленное облечется в нетленное и смертное в безсмертное», – когда мы свергнем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не случайно апостол желает галатам мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал. 1, 3–4) и говорит о том, что они были призваны благодатью Христовою (Гал. 1, 6). Вдруг оказалось, что страданий и смерти Господа Иисуса Христа как бы недостаточно для спасения человека. Недостаточно и благодати Божией, призывающей и освящающей. Необходимо обрезаться. Апостол Павел дает подробное обоснование своей позиции. Он доказывает, что спасение возможно по вере в Господа Иисуса Христа, и дела закона (то есть постановления закона Моисеева) уже не играют для спасения какой­либо роли. Спасение верой Апостол Павел приводит шесть (хотя это деление довольно условно) обоснований своей позиции. Вопервых, он напоминает галатам, что пред ними предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый (Гал. 3, 1), и спрашивает: Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? (Гал. 3, 2) Вовторых, Павел свидетельствует, что Бог, содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне (Павлу в проповеди) у язычников (необрезанных) (Гал. 2, 8). Затем, в качестве третьего обоснования, апостол Павел приводит в пример Авраама, которой поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Гал. 3, 6). И Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Видимо, под семенем Авраама сторонники соблюдения обрезания понимали именно израильский народ. Апостол Павел опровергает подобное понимание, указывая, что речь идет о Христе. Здесь можно вспомнить слова Самого Христа о потомках Авраама, обращенные к фарисеям и саддукеям — гордившимся происхождением от Авраама: Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Четвертый аргумент апостола Павла указывает на всеобщую греховность: Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 22). Цель же Моисеева закона заключалась в подготовке народа ко встрече с обещанным Богом Спасителем: Закон был для нас детоводителем ко Хрис­ту, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 24–29). Во Христе все обретают равную благодать и праведность, вне зависимости от происхождения, социального положения, различия полов. Поэтому и нет необходимости в чем-то дополнительном. Господь Иисус Христос каждому дарует спасение.

http://pravoslavie.ru/78217.html

Послание написано из Ефеса во время третьего миссионерского путешествия, в начале трехлетнего там пребывания ап. Павла, т. е. около 56 г. 1) Защитительная часть (Гал.1:11–2, 21) Здесь Апостол разъясняет и доказывает галатам свое апостольское достоинство, которое им воспринято не от человеков, но от Самого Иисуса Христа. Это Апостол подтверждает историей своего обращения, результатами своих апостольских трудов и своей ревности, одобренной «столпами апостолов» – Петром, Иаковом и Иоанном ( Гал.2:9 ). 2) Вероучительная часть (Гал.3:1–5, 12) Апостол раскрывает основную мысль Послания – об оправдании человека и об отношении Ветхого завета к Новому. Человек оправдывается теперь только верой, а не делами закона. Закон же был лишь детоводителем ко Христу и имел значение только для иудеев. Поэтому с пришествием в мир большего откровения закон Моисеев утратил свое значение и силу. Во Христе объявлена новая воля Божия, и служение Богу теперь подобает совершать в обновлении Духом Божиим, а не в следовании мертвящей букве закона. Благодать и вера в любви заменили теперь ветхозаветный закон: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ). 3) Нравоучительная часть (Гал.5:13–6, 10) Здесь Апостол раскрывает начала христианской жизни при условии свободы от ветхозаветного закона. Свобода от закона должна служить для христиан побуждением быть свободными и от греха, а не быть поводом ко греху. В заключение ( Гал.6:11–18 ) Апостол, повторив основную мысль Послания о том, что спасение достигается не исполнением закона, а только силой креста Христова, преподает свое благословение. АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ Приветствие и предисловие ( Гал.1:1–10 ) Уже в самом начале Послания св. Павел называет себя «Апостолом» с целью подчеркнуть свое право на это звание, ибо он «избран не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» ( Гал.1:1 ). Его апостольство не присвоено самовольно, и не воспринято от других, пусть даже самих апостолов, но принято от Самого Господа (это не противоречит рассказу ап. Луки о том, что предстоятели Церкви в Антиохии совершили рукоположение над Савлом и Варнавой и отправили их на проповедь ( Деян.13:2–3 ), т.к. Сам Дух Святый повелел им это сделать). Ап. Павел выражает свое крайнее удивление тем, что галаты так быстро забыли его наставления, призвание благодати Божией и «так скоро перешли к иному благовествованию» ( Гал.1:6 ). Но как истина одна, так и благовестие Христово одно, поэтому иное учение о Христе может быть только извращением истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Апостол приводит также свидетельство пророка Исаии о том, что чада Церкви рождаются не плотски, а духовно, силой свыше, как Сарра родила по обетованию. «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» ( Ис.54:1 ). Сарра здесь прообразует Церковь Божию, которая, не мучившись родами, «не имущая мужа», имеет более детей, чем «имущая мужа» Агарь, т. е. синагога иудейская ( Гал.4:27 ). Апостол говорит, что как тогда плотски рожденный от Авраама Исмаил преследовал необычайно рожденного Исаака ( Быт.21:9 ), так и теперь плотские потомки Авраама, иудеи, преследуют духовно рожденных от Христа, т. е. Церковь . Но Исмаил впоследствии был изгнан из дома Авраама, – такая судьба постигает и плотского Израиля. г) Свобода во Христе (Гал.5:1–12) Изложив галатам учение о свободе от закона Моисеева, Апостол говорит о свободе жизни во Христе. Все подзаконное время Апостол называет рабством, а новозаветное время – свободой. «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал.5:1 ). Эта свобода заключается прежде всего в свободе от грехов, а также и от закона, данного ради грехов. Поэтому если христиане хотят воспользоваться дарованной им свободой, то не должны обрезываться, во-первых, потому что с обрезанием связан весь закон; во-вторых, потому что обрезывающимся «не будет... никакой пользы от Христа» ( Гал.5:2 ). Обрезывающийся как бы боится закона, значит, не верит силе благодати, а не веруя, и не получает ее. Мы же, христиане, «духом ожидаем и надеемся праведности от веры» ( Гал.5:5 ). Вера же, любовью споспешествуемая, дает то, чего не смог дать закон, а именно – оправдание и спасение: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ). В деле оправдания человека действует вера, но не сама по себе, как умственное принятие, но «действующая любовью», т. е. выражающаяся в делах любви, иначе – добродетельная вера. Как видим, ап. Павел учит так же, как и ап. Иаков, что вера без дел мертва ( Иак.2:17 ). Если бы Апостол проповедовал при вере и обрезание, тогда он не был бы гоним и тогда «соблазн креста прекратился бы» ( Гал.5:11 ) (условное согласие ап. Павла, что он проповедует обрезание, объясняется тем, что иудействующие указывали на факт обрезания Тимофея ( Деян.16:3 ). Не отрицая этого, Апостол показывает, что это еще не значит, что он проповедует обрезание. Если бы это было так, то он не был бы гоним «за крест Христов» ( Гал.6:12 ). Гонение со стороны иудеев показывает, что они видят в ап. Павле противника обрезания). Как замечает Златоуст, иудеев соблазняла не столько проповедь о Распятом, сколько требование не следовать отеческим законам и обычаям ( А. Иванов , Цит. соч., стр. 305). IV. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Увещание к христианской жизни на началах свободы от закона (Гал.5:13–6, 10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» ( Ос.5:1–2 ), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков ( Ос.5:6 ), истребить «огнем судей их» ( Ос.7:7 ), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» ( Ос.8:10 ), потому что они царствовали сами собой, а не Богом ( Ос.8:4 ), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» ( Мих.3:10–11 ). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» ( Мих.3:12 ). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» ( Пс.11:1 ). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» ( Мих.7:4 ). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» ( Иоил.1:13 ) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» ( Иоил.2:15–16 ) – эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» ( Иоил.1:10 ) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» ( Иоил.1:9 ), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» ( Авв.1:2–4 ). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» ( Авв.1:5 ). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов ( Авв.2:15 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

При частых сношениях с новооснованными церквами, апостол Павел скоро узнал о перемене, произошедшей в образе мыслей верующих галатян. Он видел, что внушением лжеучителей испровергалась вся сущность христианского вероучения; ибо, если закон Моисеев необходим для нашего Спасения, то Евангелие излишне, заслуги Иисуса Христа не освобождают нас от обязанности исполнять закон, и вера в Спасителя не доставляет вечного блаженства. Дабы Спасение столь многих душ не погибло в самом начале обращения их, св. Павел не замедлил написать им послание и объяснить сущность веры христианской, достоинство обрядов Ветхого Завета, отношение Евангелия к закону, и вместе с тем предложить правила к исправлению нравственности. Слог Пламенная любовь апостола к новым чадам заставляла его говорить то строгим словом обличителя, то нежным языком отца. Он то удивляется, то угрожает, то просит, то воспоминает прежнюю любовь их к нему. Сия отеческая любовь была причиною того, что апостол сам написал это послание ( Гал.6:11 ), дабы предотвратить всякое сомнение в подлинности его. Содержание послания и ход мыслей Сообразно с тремя главными заблуждениями, посеянными между галатами, апостол раскрывает в послании три главные предмета: I. Божественное происхождение своего апостольства (1 и 2 гл.); II. отношение Моисеева закона к Новозаветной Церкви, ( Гал.3, 4, 5:1–12 ); III. нравственные правила христианского благочестия ( Гал.5:13:6 ). В первой части, после приветствия, в котором кратко изображается тайна искупления ( Гал.1:1–5 ), апостол доказывает Божественность своей проповеди и апостольства тем, что он научился Евангелию из откровения самого Иисуса Христа ( Гал.1:6–12 ), что, быв прежде гонителем Церкви Божией, он не мог получить его иначе, как по необыкновенному действию любви Божией ( Гал.1:13–14 ), что по обращении он не имел продолжительных сношений с апостолами, через которых мог бы научиться от них Евангелию ( Гал.1:15–24 ); когда же впоследствии изложил перед ними сущность своей проповеди, то они не только не отвергли, но и одобрили ее ( Гал.2:1–10 ). Сего мало, в некотором случае Павел противостал даже апостолу Петру пред всеми верующими; ибо оправдание человека зависит не от дел древнего закона, но от веры в Иисуса Христа ( Гал.1:11–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

Ап. Павел специально уточняет, что у ап. Петра он пробыл около 15 дней ( Гал.1:18 ), тем самым показывая, что за это короткое время не мог ни изучить христианское учение, ни заимствовать его от других апостолов. И за все последующие 14 лет после первого посещения Иерусалима ап. Павел ни разу не был больше во святом Граде, но пошел в страны Сирии и Киликии уже с проповедью нового христианского учения ( Гал.1:21–2, 1 ). 2. Одобрение благовестия ап. Павла «столпами апостолов» (Гал.2:1–10) В подтверждении истинности своего благовестия ап. Павел отмечает его полное согласие с учением всех остальных апостолов. При свидании со «столпами Апостолов» последние не нашли в его благовестии ничего отличного от своего учения. Свидание это состоялось, как уточняет ап. Павел, через 14 лет в Иерусалиме – очевидно, на так называемом Апостольском Соборе ( Гал.2:1 ). 14 лет отсчитывается со времени первого свидания с ап. Петром ( Гал.1:18 ), которое, в свою очередь, было через три года после обращения. Таким образом, если обращение ап. Павла было в 34 г. по Р.Х., то Апостольский Собор был в 34 † 14 † 3 ­­ 51 году по Р.Х. (католические богословы считают, что указанные 14 лет нужно отсчитывать со времени обращения ап. Павла, – тогда Апостольский Собор будет в 48–49 году; однако контекст послания (особенно 2, 1 – «потом через 14 лет опять ходил я в Иерусалим») говорит, что считать следует после первой встречи с ап. Петром). Когда же ап. Павел изложил «столпам Апостолов» свое учение о свободе от Моисеева закона и о спасении благодатью по вере в Иисуса Христа, то и «знаменитые» не возложили на него ничего более, но подали ему «руку общения» ( Гал.2:6–9 ), т. е. согласились с его, Павловым, благовестием, что и подтвердили решениями Апостольского Собора в Иерусалиме ( Гал.2:2 ). Во время Апостольского Собора «вкравшиеся лжебратия» приходила тайно подсмотреть за свободою ап. Павла, решится ли он и здесь, в Иерусалиме, так смело отступать от Моисеева закона ( Гал.2:4–5 ). Но ап. Павел остался принципиальным до конца, несмотря на то, что даже «знаменитые», сообразуясь с местом и временем, иногда дозволяли и в христианстве иудеям держаться своих обычаев. Ап. Павел бескомпромиссно защищал истину благовестия Христа, зная, что всякая уступка иудейским обычаям ведет к ослаблению веры, умалению заслуги Иисуса Христа и что в споре о роли иудейских обычаев, обрядности и закона решается судьба Евангелия и Церкви. 3. Обличение св. ап. Петра (Гал.2:11–21)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Книга пророка Наума начинается с псалма о гневе Ягве против “умысливших злое” и с кратких пророчеств, в которых противопоставляются кара Ассура и спасение Иудеи (Наум 1:2–2:3). Однако главная тема, как указано в надписании, — гибель Ниневии; эта гибель возвещается и описывается с такой непреоборимой силой, что это позволяет отнести пророка Наума к великим поэтам Израиля (Наум 2:4–3:19). Нет никаких оснований для того, чтобы изначально отвергать его авторство псалма и пророчества: они хорошо предваряют эту картину, способную пробудить ужас. Существовала концепция, не имеющая под собой, однако, достаточных оснований, согласно которой это введение или даже вся книга коренятся в культе или, по крайней мере, применялись при храмовом богослужении. Пророчество относится ко времени незадолго до захвата Ниневии в 612 г. до Р. Х. В нем ощущается вся страстность устремлений Израиля против наследственного врага — народа Ассура, слышится отзвук надежд, пробужденных его поражением. Но среди всего этого воинствующего национализма, который абсолютно ничем не напоминает ни Евангелие, ни универсализм второй части книги пророка Исайи, находит свое выражение идеал праведности и веры: гибель Ниневии — это суд Божий, которым караются “умыслившие злое против Господа” (Наум 1:11, ср. 2:1), угнетатели Израиля (Наум 1:12–13) и всех народов (3:1–7). Книжечка пророка Наума была призвана укрепить человеческие надежды Израиля в 612 г. до Р. Х., однако радость была быстротечной; вслед за гибелью Ниневии свершилось разрушение Иерусалима. Здесь углубляется и расширяется смысл собственно пророчества; Ис 52:7 воспринимает из Наум 2:1 образ для описания начала спасения. Среди кумранских находок оказались фрагменты комментария к книге пророка Наума, в котором высказывания пророка произвольно обращены на врагов общины ессеев. Книга пророка Аввакума Краткая книга пророка Аввакума составлена весьма тщательно. Она начинается с диалога пророка и его Бога; на две жалобы пророка Бог отвечает двумя речами (Авв 1:2–2:4). Вторая Его речь изобилует проклятиями против нечестивого угнетателя (Авв 2:5–20). Затем пророк в псалме воспевает конечную победу Бога (Авв. 3). Подлинность этой последней главы подвергалась сомнению, но без нее книга казалось бы обрубком. Слова о пении в начале и в конце, выделяющие этот псалом, свидетельствуют лишь о том, что он применялся в богослужении. Сомнительно, применялась ли в богослужении книга в целом; ее стиль в достаточной степени объясняется подражанием богослужебным текстам. Такого подражания недостаточно для того, чтобы причислить Аввакума как храмового пророка к служителям храма. Комментарий на пророка Аввакума, найденный в Кумране, не выходит за пределы второй главы, но это еще не свидетельствует против изначальности главы третьей.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Вот и все, что мы можем сказать достоверного о жизни пророка Аввакума. Но о личности его мы можем узнать нечто большее, т. е. его книга вскрывает, более чем книга кого-либо из пророков, его личность, его душу, говорит о его чувствах, чаяниях, переживаниях 16 . В книге пророка Аввакума пред нами проходит ряд сменяющихся настроений пророка. При вдумчивом восприятии их создаётся его живой внутренний образ. B 3 главе 16 стихе пророк прямо отмечает внутреннюю душевную борьбу, которую он переживал при столкновении в душе его тяжких мук от бедствий имеющего быть халдейского нашествия, переживаемых им, как бы уже наступили они, и веры в Промысл Божий, которая должна бы укреплять и успокаивать его в день бедствия. Эта борьба настроений проходит через всю книгу Аввакума. Пророк дерзновенно вопиет ко Господу о тяжести грехов народа своего и про­сит Его явить правду Свою на беззаконнующих ( Авв. 1:2–4 ), а когда Господь обещает, наказать народ бедами халдейского нашествия, ревнитель Правды Божией, объятый любовью к народу, просит Бога явить в праведности Своей и милость Свою, – не дать ему погибнуть, а лишь наказать его судом Своим ( Авв. 1:12–17 ). Беды народные, которые созерцал пророк, так тяжки, что он умоляет Господа оживить изнемогающий народ, явить во гневе милость ( Авв. 3:2 ). Ведь величие Божие в жизни народа Израильского (в широком смысле этого слова) проявлялось весьма ярко и могу­щественно, и эти дела были, по воспоминанию пророка, делами благоволения и помощи Божией (3:3–12). Отсюда про­рок почерпает уверенность в том, что народ будет спасён, пощажён, избавлен от стремящихся поглотить его врагов (3:13–14). И непосредственно вслед затем, пророк признаёт, что всё же грядущие бедствия ужасны настолько, что он едва не падает под их тяжестью. Но сила веры побеждает искушения, – пророк почерпает мощь духа своего в Господе. То самое пророческое вдохновение, которое открыло взору пророка печальные картины будущего, оно же на своих высотах, находит утешение в бедах, даже более – спокойствие и радость. Он знает, что бедствия его родины от врага осложнятся и бедами в самой Палестине – в истощении её природных, богатств, – но всё же он теперь спокоен.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

При пленении народа Божия, царь вавилонский, посмеявшийся перед тем над многими, по видимому, непобедимыми царями и вельможами (напр. одержав знаменитую победу при Кархемише над егип. Фараоном, поддерживавшим Иоакима ( 4Цар.24:7 ; 4Цар.23:34 ; Иер.46:2 ), и приблизившись к границам самого Египта – Ioseph. Antiqu. X, 6. 1), посмеялся и над царями иудейскими ( Авв.1:9,10 ), возлагая на них дань (на Иоакима – 4Цар.24:1 ), давая им новые имена в знак их порабощения (Седек. 4Цар.24:17 ), отнимая престол у одного (Иехонии) и вручая другому (Матф.), заключая в оковы (Седек.), и поражая всякого рода бесчестием: дух лица нашего помазанный Господь ят бысть в растлениях их, князи в руках их повешены быша ( Плч.4:20 ; Плч.5:12 ). В Вавилон переселял Навуходоносор иерусалимлян не раз, а несколько раз, даже до шестого, и наконец совершил преселение совершенное ( Иер.13:19 ) и никтоже остася, токмо убозии земли тоя ( 4Цар.24:14 ; Иер.39:52 ): т. е. «наловил удою, сетию и мрежами, – набрал как песку пленников»! Так изображал его полчища и пророк Иеремия: се аз послю рыбари многи, рече Господь, и уловят их ( Иер.16:16 ). Искусный рыболов, наловивший всякого рода средствами ( Авв.1:15 ) множество языков по широтам земли (ст. 6), как будто они были, подобно рыбам в море, без всякого старейшины (ст. 14), хотя, егда разделяше языки Вышний, постави пределы по числу Ангел Божиих ( Втор.32:8 ), и – в покорности вельможей и царей нашедший сочную (славянск. избранную) пищу 95 , – он вавилонским пленением еще более утучнил свой участок (слав. разблажи часть свою), потому что здесь пищей его сделалась избранная из всех часть Господня, людие Его Иаков, уже наследия Его израиль ( Втор.32:9 ), «народ избранный – как первенец между сынами, как семя св. корня, то есть отцов, имевший пестуном закон, призванный к познанию Сущего по естеству, Единого и Истинного Бога, имевший такую славу и благодать 96 ». И если когда естественно было высокомерному и идолопоклонствовавшему, отчужденному от жизни Божией, царю вавилонскому превозноситься и превозносить богов, будто бы утучнявших его благосостоянием 97 , то это особенно «тогда» ( Авв.1:11 ) – после вавилонского переселения иудеев: тогда-то он – благоцветый на престоле своем, в державе крепости своей, царь царей с величием до небес и с высотою до конец земли ( Дан.2:37 ; Дан.4:1 ; Дан.19:27 ), пленивши самую часть Божию, особенно мог считать себя подобным Всевышнему ( Ис.14:14 ) и чтить только помогавшего ему бога: «это могущество его стало богом его» (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010