Это обетование давалось для утешения и подкрепления Церкви на тот день скорби ( Авв.3:16 ), одна мысль о котором наполняла душу почти безвыходной тоской и бедствия которого, по меньшей мере, равнялись ужасам времен Ахаза и Исаии (Ис. гл. 7), потому что угрожали, по видимому, погибелью в евреях народа Божия: как прилично было дому Давидову (сн. Ис.7:13 ) и теперь вспомнить или услышать обетование о Мессии, служившее средоточием всех прочих обетований и основанием того народного завета с Богом, на который указывал Пророк в молитвенном воззвании надежды: не искони ли Ты – Иегова, Бог мой, Святый мой? Мы не умрем ( Авв.1:12 ). Исполнение обетования отлагалось на время и имело последовать в конец ( Авв.2:3 ): не в последок ли дний ( Евр.1:2 ) и кончину лета ( Гал.4:4 ), как по преимуществу называли времена Спасителя? За исполнением обетования имело последовать наполнение мира славой Обетовавшего – такое, как воды покрывают море ( Авв.2:14 ). Слава Божия в падении Вавилона, предреченном от Бога, никогда не распространялась дальше тех мест и лиц, в которых и у которых слышно было о Вавилоне. Но уже во времена первых благовестников Евангелия ведение Иеговы распространилось во всю землю и в концы вселенныя, по слову и другого пророка: се Аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки потоп наводняемый, славу языков ( Ис.66:12 ). И теперь нет дня и нет места, в которых не познавался бы Бог во Христе, – и в такой полноте, в какой море наполняется водой, почему и Сам Он сказал о Себе: Аз прославих Тя ( Ин.17:4 ) 206 . б) Апостол Павел не оставляет никакого сомнения в евангельском значении этого откровения, когда некоторыми местами его подтверждает перед Иудеями евангельское учение. Увещевая христиан из евреев к терпеливому ожиданию пришествия Христова, он говорит: еще бо мало елико, елико, грядый приидет и не укоснит. А праведный от веры жив будет ( Евр.10:37,38 ). Последние слова апостол приводит и в посланиях к Римлянам ( Рим.1:17 ) и Галатам ( Гал.3:11 ) в подтверждение учения об оправдании верой, замечая, что он излагает им евангельское учение, впрочем уже предварительно обещанное Богом, через Его пророков, в святых писаниях ( Рим.1:2 ). Таким образом древнее пророческое учение Аввакума о вере является у апостола несомненным свидетельством веры пророков в ту евангельскую истину, что «желающему жить не иначе возможно быть живым, как чрез веру» 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пророк Аввакум — представитель новой эпохи религиозно–нравственного сознания Ветхого Завета. Он ставит вопрос о страдании невинного (ср. Книгу Иова). Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия. Ответ он получает краткий и для поверхностного взгляда загадочный: праведный своею верою жив будет. Псалом, которым заканчивается книга, показывает, что этот ответ озарил светом душу пророка. Он не хочет веры, которая непременно ждет себе награды. В созерцании Бога Аввакум находит невыразимое словами, но исполненное силы разрешение всех сомнений. Он готов встретить любую грозу, если только Господь не оставит его. Главное — это внутреннее единение с Богом, а не Его дары, которых ищет корыстная вера. Смысл книги может быть выражен одним словом — вера. Она означает полное и всецелое доверие Богу . Поэтому ап. Павел, говоря о спасающей силе веры во Христа, приводит слова пророка Аввакума: подобно тому, как вера пророка соединяет его с Богом, верующий во Христа обретает единение с Ним и через это — спасение (Рим 1.17 Гал 3.11). Первое толкование на Книгу пророка Аввакума было составлено членами Кумранской общины в I в. до Р. Х. В этом комментарии слова о вере праведника относятся к людям, которые верны Закону в день испытаний. а) Пророк вопрошает: Авв 1.2–4. 2 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? 3 Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. 4 От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. б) Ответ Ягве: Авв 1.5–11. 5 Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. 6 Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Что же? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, а Израиль, искавший праведности закона, не достиг до закона праведности? Почему? Потому что искал не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения и камень соблазна; но всяк, верующий в Него не постыдится (Исаии 28:16, сн. 8:14) – ( Рим. 9:30–33 ). Этот-то Камень, который отвергли строители, сделался главой угла ( Псал. 117:22  сн. Мф. 21:42; Марк. 12:10 ; Луки 20:17 ; 1Пет. 2:7 ) великого, утвержденного на основании Апостолова, и пророков, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, здания ( Еф. 2:20–21 ) – Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем (– 1:22–23). Нитью же, связующей все здание в его разнородных составных частях с краеугольным камнем – тело с его Главой, служит вера. Ибо Писание говорит, всякий, верующий в Него не постыдится (Исаии 28:16). Здесь нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне спасется (Иоиля 2:32 или 3:5 по евр. Библ.) ( Рим. 10:11–13 ). Эта вера в спасающую благодать, – в богатство милости Бога к грешным людям по силе Камня – Христа предвозвещена не только выражавшими чаяния лучшего пророками, как написано: праведный верой жив будет ( Авв. 2:4  в Рим. 1:17  сн. Гал. 3:11 , Евр. 10:38 ), но и самим законом (срав. Рим. 3:21 ), говорящим о праведности от закона: исполнивши их (– правила закона) человек жив будет в них ( Лев. 18:5 ; Гал. 3:12 ; Рим. 10:5 ). Ибо в том же законе написано: не говори в сердце своем: кто взойдет на небо? То есть Христа свести. Или: кто сойдет в бездну? То есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Втор. 30:12–14 ), то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых; то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, устами исповедует ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Что касается метода подобных иносказательных и типологических толкований, то, как мы видим, он заимствовался Евангелистами и Апостолами из современной им иудейской школы. Но содержание открываемых ими этим методом новозаветных истин оказалось совершенно новым и недоступным упорно отвергшему Христа иудейству. И ни один из экзегетов только иудейских никогда бы по методу иносказательному не мог додуматься своим умом, без особого внушения свыше, что, например, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китове есть знамение тридневного пребывания Сына Человеческого в сердце земли (Мф 12:40). При всем единстве методов символического и даже аллегорического толкования ни один раввин не мог бы даже приблизительно открыть тот сплошь символический и совершенно неожиданный и для иудея, и просто для историка религий-археолога новозаветный смысл в ветхозаветных писаниях и особенно в деталях культового ритуала иудейства, какой нам дан в Послании к Евреям. По технике аллегорической экзегезы тут можно найти местами оттенок парадоксальности, свойственной раввинской школе, но внутреннего существа открываемого нам догматического прообразовательного значения всего Ветхого Завета это не меняет. У апостола Павла, хорошо усвоившего раввинскую школьную методу, эта ухищренность, искусственность аллегорических приемов несомненно наличествует в некоторых случаях. Например, о простом гуманном узаконении Второзакония, не заграждай рта вола молотящего (см. Втор 25:4), апостол Павел говорит как о законе, предписывающем пропитание Апостолов-миссионеров христианства: О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано (1 Кор 9:9–10). Еще причудливее его толкование в 4 главе послания к Галатам (ст. 22–30) символического значения потомства Авраама от Агари. Он прямо предупреждает нас: в этом есть иносказание ( ™stin то есть это аллегория. Потомство Агари — символ закона горы Синайской, закона рабства, ибо имя рабы Агарь означает гору Синайв Аравии. Здесь игра в созвучие на еврейском языке, хотя и не в тожество буквенного начертания слов: Агарь — гагар и гора — гагар. Того же порядка школьно-искусственные по своей технике толкования апостола Павла в Гал 3:11 и Рим 1:17 праведный верою жив будет — Авв 2:4, в Гал 3:16 (и семени его — Быт 12:7; 13:15; 17:8), в 1 Кор 10:4 (от духовнаго последующаго камене — Исх 17:6) и др.

http://pravmir.ru/a-kartashev-vethozavet...

Если человек ведет недолжный образ жизни, благодать Божия отходит от него: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией ( Евр.12:15 ). Таким образом, благодать дается человеку не безусловно, а в зависимости от образа его жизни. 2.4.3. Значение веры и добрых дел в устроении спасения Вопрос о соотношении добрых дел и веры в устроении спасения есть частный аспект учения о соотношении благодати и свободы. На нем не стоило бы заострять внимание, если бы вопрос этот не был предметом спекуляций протестантских проповедников, утверждающих, что человек оправдывается только верой, вне зависимости от дел. Протестанты при изложении своего учения пытаются опереться на авторитет ап. Павла, приводя обычно следующие цитаты: ...если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим.10:9–10 ); Благодатью вы спасены через веру ( Еф.2:8 ); Без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ); Праведный верою жив будет ( Авв.2:4 ; Рим.1:17 ; Гал.3:11 ). Основная причина заблуждений еретиков состоит в том, что они «вырывают» из контекста Священного Писания отдельные мысли и абсолютизируют их. Это и происходит в протестантском учении об оправдании и спасении только верой 1166 . Ап. Павел ничуть не меньше, чем об оправдании верой, говорит о добрых делах и об их необходимости для спасения. В Рим.2:6–8 сказано, что Господь воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине... ярость и гнев. Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). О служителях сатаны, которые принимают вид служителей правды, ап. Павел говорит: ...конец их будет по делам их ( 2Кор.11:15 ); ...каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал ( Еф.6:8 );

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Великое изречение пророка (2:4) о спасительной силе веры («праведный от веры жив будет»), имеющее ближайшее отношение к отдельному моменту исторической жизни богоизбранного народа, вместе с тем имеет значение всеобщего жизненного принципа для всех верующих всех времён. Ап.Павел трижды цитирует это выражение в своих посланиях ( Рим.1:17 ; Гал.3:11 ; Евр.10:37–38 ) и на нём основывает своё учение об оправдании верой без дел закона в послании к Галатам (3:11). По ап.Павлу, Аввакум, следовательно, пророчествовал и о, том, что в духовном царстве Мессии для спасения требуется вера во Христа, при наличии которой Господь дарует верующим в Него оправдание и спасение. Примечание: В греко-славянской Библии первая половина иначе здесь говорится не о надменности врага, а о сомнении, колебании, недостатке веры (в самих же евреях): «Аще усумнится, не благоволит душа Моя в нем, праведник же от веры жив будет». Чтение евр.текста Авв.2:4 соответствует контексту второй главы, где говорится о погибели надменного завоевателя. 4 . Богослужебное употребление книги Третья и отчасти вторая глава книги пророка Аввакума служат образцом и основой содержания четвёртой песни утренних канонов. Мысли и выражения, заимствованные из этих глав, буквально или в перифразе повторяются в целом ряде ирмосов; например, начальные слова 2-й главы: «На стражи моей стану» послужили основанием ирмоса четвёртой песни пасхального канона («на божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами...»). Выражения: «Господи, услышах слух Твой и убояхся...» (3:1), «покрыла есть небеса добродетель Твоя (Христе)...» приводятся в ирмосах почти буквально. Все места книги пр.Аввакума, заимствованные в ирмосы и тропари, Церковь изъясняет в мессианском смысле; например, 3:3: «Бог от юга приидет и святый от горы приосененныя чащи» в четвёртой песни Рождественского канона изъясняется как пророчество о воплощении Бога Слова от Девы Марии: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи». Книга пророка Софонии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ответ. Нет, так как Церковь не признает икон за богов и предает проклятию тех, кто воздает иконам божеское поклонение: «мы предаем анафеме тех, которые или святому, или ангелу, или иконе, или кресту, или мощам святым, священным сосудам, или Евангелию или другому чему, елико на небеси горе, и елико на земли и в море, воздают такую честь, какая прилична единому в Троице Богу» (Посл. восточ. патриарх. о православ. вере, отв. на вопр. 3, стр. 37–38). Все чада православной Церкви веруют во Единаго Бога во Св. Троице поклоняемого и сию веру открыто исповедуют в своем Символе Веры : «Верую во единаго Бога Отца»... Вопрос. Не говорят ли штундисты, что словами: «никакого изображения»безусловно запрещается делать какие-либо изображения безотносительно к цели, с какою они сделаны? Ответ. Да, они говорят это; но в таком случае они должны допустить, что и словами четвертой заповеди Десятословия «не делай в оный день никакого дела» ( Исх.20:10 ), безусловно воспрещается делать какое-либо дело, будет ли оно делом богоугодным или противным воле Бога; но такое понимание этих слов противно ясному учению Иисуса Христа: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, в субботы можно делать добро» ( Мф.12:11–12 ). Вопрос. Что должно заключить из сказанного? Ответ. То, что делать изображения, предназначенные служить для прославления Бога и Его святых, каковы суть св. иконы, не запрещается Св. Писанием. Вопрос. Какие другие места Св. Писания приводят штундисты в опровержение иконопочитания? Ответ. Они указывают: Пс.113:12–16, 134:15–17 ; Прем.13:1–15 ; Ис.44:9–20 ; Иер.2:26–28 ; а также все «Послание Иеремии»; Иез.8:5–12 , Авв.2:18–19 ; Дан.14:3–6 ; Деян.17:29 ; Рим.1:21–23 ; 1Кор.8:5–7 ; Гал.4:8 ; Откр.9:20 и многие другие. Вопрос. Что должно заметить по поводу указанных мест? Ответ. Все они говорят об идолопоклонстве, запрещают поклонение кумирам или идолам и никакого отношения к иконопочитанию, как его понимает Православная Церковь (см. Определение седьмого вселенского собора), не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Не смотря на то, что содержание закона в своих существенных чертах было близко нравственному чувству человека ( Втор.30:14 ; ср. Рим.10:5–8 ), закон имел значение механического двигателя, и потому называется у апостола пестуном, παιδαγωγς ( Гал.3:24 ). Человечество исполняло его по принуждению, как рабы исполняют волю господ, не сознавая вполне его благотворного значения ( Гал.4:21–31 ). Лишь немногие исполняли закон по внутреннему влечению, но таковые и называются праведными по вере ( Рим.4:1–5 , Евр.11 ). Конечною целью закона было восстановление жизненного движения около нормального центра, приведение к Божеству, а как это реально проявилось во Христе, то – ко Христу: конец же закона Христос ( Рим.10:4 , Гал.3:24 ). С воплощением Бога Слова, соответственно органическому соединению Божества с человечеством, является иной образ нравственного исправления, который в противоположность первому следует назвать внутренним, органическим ( Еф. 4:15–16 , 1Кор.12:27 . ср. Ин.12:32, 15:1 ). Посредствующим актом этого исправления служит вера во Христа, как нравственное убеждение в учении Христовом, как принцип человеческой деятельности: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, Иудеови же прежде и Еллину ( Рим.1:16 ). Эта вера, как акт, воссоединяющий человека с Божеством, источником бытия и жизни, служит началом, возставляющим нормальную жизнь человека в самом широком смысле этого слова: Праведный от веры жив будет ( Рим.1:17 ; ср. Авв.2:4 ). Раз вера во Христа, как нравственное убеждение, делается началом жизни и поведения человека, – разные требования закона, имевшие внешнее значение и притом применявшиеся к условиям времени и народной жизни, являются излишними: мыслим убо верою оправдатися человеку без дел закона ( Рим.3:28 ). Взамен этого, человек сам, из глубины своего верующего духа, создает известные внешние формы, в которых проявляется факт его внутреннего тяготения к Божеству. Таким образом, анализируя учение ап. Павла об оправдании на основании данных еврейской филологии, мы видим в нём с внешней стороны величественное учение о нравственном развитии человечества, о двух моментах в этом развитии, бессознательного и сознательного добра, о значении закона и нравственного убеждения в жизни людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010