369 Jewett R., Kotansky R.D. & Epp, E.J. Romans: A commentary... P. 143, с цит. из Светония (Galb. 14.1) о том, что некий демон вёл воинов κ προδοσας ες προδοσαν «от предательства к предательству», и со ссылками: Charles L.Q. «From Faith to Faith: A Fresh Examination of the Prepositional Serias in Romans 1:17», Novum Testamentum 45.1 (2003) 6–7; Fridrichsen A. «Aus Glauben zu Glauben, Rom 1,17 », Walter Bauer Gottingensi viro de Novi Testamenti philologi optime merito sacrum, Coniectenea biblica, New Testament Series 12 (Lund: Gleerup, 1948), 54. 370 Cranfield С.Е.В. A. Critical and Exegetical Commentary... Vol. I. P. 99–100. Шрейнер (Romans... P. 72) называет сторонников этой интерпретации: Schlatter, 1995, Ziesler 1989, Moo, 1991, Byrne 1996. Ср. Кеземан: «В смысле sola fide фраза эмфатически вводит „сплошную непрерывность“ (Фридрихсен), или, лучше, „измерение нового мира“ (Штульмахер, подобным образом Михель, Гауглер): откровение Божией праведности, так как оно связано с Евангелием, всегда имеет место только в сфере веры» (Käsamann Е. Commentary on Romans... P. 31). Подобно и Байрн, который перефразирует так: «Это сплошная вера, вера от начала до конца (It is faith through and through, faith from baginning to and)» (Byrne B. Romans... P. 54). 372 Jewett R., Kotansky R.D. & Epp, E.J. Romans: A commentary... P. 145, со ссылками: Emerton J.A. «The Textual and Linguistic Problems of Habakkuk 2:4–5», Journal, of Theological Studies 28 (1977) 10; Gerald Janzen J. «Habakkuk 2:2–4 in the Light of Recent Philological Advances», Harvard Theological Review 73 (1980) 62, 70–76. 373 Его важность для позднего иудаизма подтверждается отрывком из Вавилонского Талмуда (Маккот 23b): рабби Симлай (около 250 г. после P.X.) сказал, что 613 полученных Моисеем заповедей резюмированы Давидом в 11 ( Пс.14 ), Исаией в 6 ( Ис.33:15–16 ), Михеем в 3 ( Мих.6:8 ), опять Исаией в 2 ( Ис.56:1 ), наконец, Амосом в 1 ( Ам.5:4 ), но рабби Нахман бен Ицхак (около 350 г.) заменил Ам.5:4 на Авв.2:4 (см. Cranfield С.Е. В. A Critical and Exegetical Commentary... Vol. I. P. 101). Любопытно толкование Abb. 2:4 в кумранском пешарим (комментарии): «(это относится) к исполняющим Закон в доме Иехуды, которых Бог спасёт от Дома суда за их страдания и веру в Учителя праведности ( ) (QpH 8:1–3; перевод И.Д. Амусина в: Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971. С. 155). Интересно (как замечает Шрейнер. Р. 73. 20), что Павел в Рим. и Гал., автор Послания к Евреям и кумранский автор комментария к Аввакуму, в отличие от LXX и в согласии с евр. масоретским текстом, отнесли веру-верность в Авв.2:4 к человеку, тогда как Септуагинта относит её к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Все это принесет ему погибель; тогда как праведник верою своею, – своим, среди бед, твердым упованием на Бога, своею крепкою уверенностью в том, что Бог исполнит данные Им своему народу обетования, освободит его от страданий и спасет (сн. Быт.15:6 ), – «будет жить», он будет оправдан и спасен, когда явится Мессия и когда с Его явлением начнется окончательный суд над боговраждебным миром (сн. Рим.1:17 , Гал.3:11 , Евр.10:38 ). «Притом же вино обманчиво», кто неумеренно предается ему, как это делают напр. вавилоняне 3 , тому оно принесет не силу и не жизнь, но погибель 4 (ср. Притч.23:31–32 ). Но не одно пьянство гибельно для человека, гибельна для него и гордость: «гордый человек», каковы напр., опять-таки вавилоняне, «он не устоит, он, который свою алчную душу (ср. Авв.1:6, 15–17 ) разверз, как преисподняя», который " ненасытим (ср. Ис.5:14 ), как смерть», поглощающая всех живущих (ср. Притч.27:20, 30:16 ), который «хищнически захватил к себе все народы, забрал к себе все племена». Он необходимо должен подвергнуться страшному суду Божия воздаяния ( Авв.2:4–5 ). И вот тогда-то все уповающие на Иегову и все ожидающие от Него суда над гордым хищником, и откровения чрез этот суд славы Его, «не произнесут ли на него притчу», слово для всех понятное (ср. Мих.2:4 ; Ис.14:4 ), «острую речь, загадочную», в виде загадки переходящую из уст в уста и потому общеупотребительную? Да, произнесут и скажут они: «горе тому, кто забирает много не своего», кто захватывает себе чужие владения! «Доколе», долго ли он будет продолжать, по-видимому, это бесконечное хищничество? пусть он как можно скорее гибнет, заметят они мимоходом. Горе тому, кто «обременяет себя залогами», кто, как жестокий ростовщик, отбирает у чуждых ему народов множество богатств, как залоги, которые в свое время он принужден будет возвратить все сполна; потому что «не восстанут ли и на тебя», обратившись к хищнику, будут говорить и ему, «неожиданно ростовщики твои», которые внезапно потребуют от тебя возвращения, да еще с процентами насильственно и немилосердно награбленного тобою капитала, которые отнимут у тебя все сокровища, как твои собственные, так и отнятые у других народов? «И не пробудятся ли», не поднимутся ли со свежими и обновленными силами и не бросятся ли на тебя «терзающие тебя»? И вот «ты будешь для них расхищаемою добычею», которую они с жадностью будут захватывать себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Но закон ycmahobляeм(smomen statuimus), то есть утверждаем (Рим 3:31): ибо они взаимно утверждают друг друга. Итак, сыны Авраама — не от закона, но от веры, по обетованию. Спрашивается, как же получили оправдание те, которые утверждались на законе и поступали по нему, если, согласно сказанному, они не могли оправдаться от дел закона? Кроме того, спрашивается, почему после обетования веры, которое никаким образом не могло быть разрушено, дан закон, который не от веры, и от дел которого никто не оправдывается, потому что елицы бо от дел закона суть, под клятвою суть. Писано бо есть: проклят иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я (Гал 3:10)? Наконец, и Апостол, когда удостоверяет, что сыны Авраама всегда были таковыми по благодати Божией, чрез веру, но не через закон дел, то, предусматривая этот вопрос, обращается к себе как бы от другого лица с такими словами: что убо закон (дел) (Гал 3:19, ср. Рим 3:27–28), то есть если сыны — от веры, то зачем дан закон дел, когда имеющим родиться сынам Авраамовым достаточно было обетования и когда они должны были бы питаться верою, потому что праведный же от веры жив будет (vivit ‘живет’) (Рим 1:17; Гал 3:11)? Ибо прежде чем спросят себя: к чему же закон дел, он уже сказал, что дабы живы были те, кто не могли оправдаться верою, и сказал так: А яко в законе никтоже оправдается от Бога праведный (же) от веры жив будет (Гал 3:11). При этом он указывает на то, что через пророка сказано: от веры жив будет, дабы ясно было, как жили те, которые не могли исполнить закона. Но менее ясно, что значит: праведник же от веры жив будет (Авв 2:4). Ибо никакой праведник, утверждавшийся на законе, не мог жить, если бы не творил дел закона, и притом всех дел: иначе он был бы проклят. Бог дал закон и сказал: не пожелай (Исх 20:17: Втор 5:21), и, тотчас же получив к тому повод, грех посредством заповеди произвел всякое пожелание. Ибо необходимо, чтобы страсти греховные, порождаемые законом (quae per legem sunt), действовали в членах того, кто под законом, который дан, да умножится прегрешение (Рим 5:20), так как сила греха — в законе.

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

Текст Ос 11. 1 («Из Египта вызвал я сына Моего»), в к-ром идет речь об исходе евреев из Египта, воспринимается как предсказание о возвращении Иисуса из Египта (Мф 2. 15). Пассажи Мал 3. 1 и 4. 5 интерпретируются как пророчество об Иоанне Предтече , который является Ангелом Господним (Мф 11. 10) и прор. Илией (аллюзия в Мф 11. 14). История прор. Ионы рассматривается как предзнаменование провозвестия, смерти и воскресения Иисуса Христа (Мф 12. 39-41; 16. 4, ср.: Лк 11. 32). Зах 9. 9 понимается (Мф 21. 5) как пророчество о входе Господнем в Иерусалим . Зах 11. 12-13 рассматривается как пророчество об Иуде, получившем за свое предательство 30 сребреников (Мф 26. 15; 27. 3-10). Пассаж Зах 13. 7 евангелист интерпретирует как пророчество о Гефсимании и рассеянии учеников Иисуса (Мф 26. 31, ср.: Мк 14. 27). Кроме того, в Евангелии сообщается о том, что Сам Иисус неоднократно (Мф 9. 13; 12. 7) цитировал слова прор. Осии (Ос 6. 6: «милости хочу, а не жертвы») в качестве обоснования того, что Его нравственное учение укоренено в ветхозаветной традиции. Текст Мих 7. 6 («...враги человеку - домашние его») цитируется в наставлении Иисуса, адресованном апостолам, к-рое зафиксировано в Мф 10. 35-36. В Посланиях ап. Павла тексты М. п. (пророков Осии, Иоиля, Наума, Аввакума, Захарии, Малахии) цитируются 9 раз (в т. ч., в тех Посланиях, к-рые без сомнения принадлежат ап. Павлу: к Римлянам, к Галатам, в 1-м Послании к Коринфянам, а также в Послании к Ефесянам, аутентичность к-рого мн. исследователи ставят под сомнение). Кроме того, в них насчитывают более 15 реминисценций к текстам М. п. В Посланиях к Римлянам и к Галатам ап. Павел неоднократно ссылается на тексты М. п. с целью обосновать тезис об оправдании верой, а не делами закона. В частности, в Рим 1. 17 и Гал 3. 11 он цитирует Авв 2. 4 («Праведный своею верою жив будет»), в Рим 10. 13 текст Иоиль 2. 32 («Всякий, кто призовет имя Господне, спасется»), а в Рим 10. 15 - текст Наум 1. 15. В Рим 9 он трижды ссылается на М. п., чтобы показать, что Бог суверенен в Своем праве миловать: в Рим 9.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

По мнению Ф. Нарборо, с тем, что известно о жизни Павла, невозможно согласовать одно биографическое указание: если ап. Павел говорит о себе, что вере он «научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал 1. 12; ср.: Еф 3. 3: «Мне через откровение возвещена тайна»), то автор Е. П. указывает на то, что христ. учение утвердилось в нем слушавшими Господа, т. е. апостолами (Евр 2. 3) ( Narborough. 1930). Но формально противоречия здесь нет, поскольку обращение ап. Павла, по его признанию, было уникальным. Автор Е. П. иначе интерпретирует Авв 2. 3-4 (ср.: Евр 10. 37-38 и Гал 3. 11; Рим 1. 17) и 2 Цар 7. 14 (ср.: Евр 1. 5 и 2 Кор 6. 18). В целом цитаты из ВЗ вводятся в Е. П. иначе - формулой «говорит Дух Святый» (λϒει τ πνεμα τ ϒιον) (Евр 3. 7) или «[Бог] говорит» (λϒει) (Евр 1. 6, 7; 5. 6; 8. 5, 10), тогда как в др. Посланиях ап. Павла - «написано» (ϒϒραπται) или «Писание говорит» (λϒει ϒραφ). В Е. П. используются частицы и местоимения, никогда не встречающиеся в бесспорно подлинных Павловых Посланиях: θεν (посему) (Евр 2. 17; 3. 1; 7. 25; 8. 3; 9. 18; 11. 19), νπερ (если только) (Евр 3. 14; 6. 3), μποτε (чтобы не) (Евр 2. 1; 3. 12; 4. 1; 9. 17; у ап. Павла только однажды в 2 Тим 2. 25). При этом в Е. П. нет типично Павловых ρτι (теперь), δη (уже), πειδ (ибо), ετε (ли), ε τις (если кто), ε δ κα (если же, а если), κτς ε μ (разве, если только, как), μ πως (чтобы не), μηκτι (впредь, более не), να (да), διπερ (и потому, итак), επερ (если только), σν (с), τ ον (что же?), τ ϒρ (ибо что?), λλ ρε τις (но скажет кто-нибудь), τ ον ρομεν (что же скажем?), ρες ον (итак, скажешь), μ ϒνοιτο (да не будет!), ρα ον (итак, посему), οκ οδατε (разве не знаете?), τοτο δ φημι (но я скажу вам). Гипотезы об авторах Критическая библеистика тем не менее не смогла дать однозначного ответа на вопрос: кем же составлен данный текст? В наст. время существует несколько гипотез. I. Ап. Варнава в качестве возможного автора называется впервые Тертуллианом ( Tertull. De pudic. 20. 2). Б. Уэсткотт полагал, что под Посланием Варнавы Е. П., возможно, упоминается в Кларомонтанском каталоге, поскольку указанное там количество строк соответствует скорее Е. П., чем Посланию Варнавы ( Westcott. 1889. P. xxviii-xxix). Гипотеза авторства Варнавы была воспринята рядом крупных ученых в XIX-XX вв. ( Weiss. 1897; Dibelius. 1910; Wickham. 1910; Riggenbach. 1922; Robinson. 1976; Hughes. 1979). Варнава, по свидетельству кн. Деяний св. апостолов, был левитом (Деян 4. 36), а потому хорошо знал храмовое богослужение (что отразилось в Е. П.). Поскольку он родился на о-ве Кипр, то мог иметь эллинистическое образование, достаточное для написания Е. П. Кроме того, сторонники гипотезы сопоставляют указание на Варнаву в Деян 4. 36 как на «сына утешения» с Евр 13. 22, где Послание названо «словом увещания». Однако объяснить исчезновение имени Варнавы из заглавия крайне трудно.

http://pravenc.ru/text/187302.html

Но, чем более ненасытна их страсть, тем печальнее конец их ( Авв. 2:5 ). Такими хищниками ненасытными будут халдеи. Их печальный конец воспет будет в народных песнях и притчах. В песни или притче будет возвещаемо горе халдеям за то, что они грабили другие народы, и имущество их, как бы, залог, собирали в свои кладовые. Ограбленные народы восстанут и отомстят халдеям грабежом за их насилие ( Авв. 2:6–8 ). В притче будет возвещаемо горе халдеям за их ложную надежду на собственную безопасность. Насильственные меры, употребляемые халдеями в видах собственной защиты, принесут им только бесславие ( Авв. 2:9–10 ). А постройки и крепости их будут обличать их нечестие и отягчать их совесть ( Авв. 2:11–13 ). Насилие и деспотизм халдеев неуместны будут при распространении ведения славы Господней по всей вселенной ( Авв. 2:14 ). Приточники, далее, будут возвещать халдеям горе за их коварство в обращении с порабощаемыми и порабощенными народами. За это коварство и насилие в Иудее и других странах, халдеи выпьют до дна чашу гнева Господня и потерпят страшное унижение ( Авв. 2:15–17 ). Им не поможет тогда и бездушное произведение рук человеческих – идолы. Напротив, идолопоклонство только принесет пятое и последнее горе ( Авв. 2:18–19 ). В заключении главы, пророк сливается с будущими приточниками в общей непоколебимой вере в величие Иеговы и могущество Его над всей вселенной ( Авв. 2:20 ). Третья глава начинается надписанием, указывающим на ее ритмический характер и церковное употребление ( Авв. 3:1 ). Пророк воспоминает свое смущение при слухе о падении Иудеи. Лишь вера в Иегову, спасавшего прежде Израиля и предназначавшего к будущему, при Мессии, спасению, успокаивает его. Поэтому, пророк просит Господа совершить скорее это спасительное дело ( Авв. 3:2 ). Он уже созерцает наступление спасения под образами Синайского Законодательства. Иегова уже, видит пророк, выступил к Синаю со Своими громами и молниями, славою Его наполнилась уже, как и тогда, вся земля ( Авв. 3:3–4 ). Грозное шествие Его будет предварено погибелью зла ( Авв. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Проф. Юнгеров указывает ошибочно в сво­ей характеристике языка Аввакума, что позднейшие писатели предпочитают слову Авв. 3, 11 для выражения понятия стрела слово 56 . Здесь, конечно, только недосмотр: 1) значит щит и 2) в Иер. 51:11 стоит почти рядом с . II. Отметим теперь некоторые черты общности стиля у Аввакума с писателями золотого века священной ветхоза­ветной литературы. При истолковании нашей книги мы будем иметь постоянную необходимость обращать внимание на те характерные выражения, которые роднят Аввакума с Исаией и Михеем. Сродны надписания – Авв. 1:1 и Ис. 13:1; 19:1; 21:11; 22:1 . Горячее обращение к Богу – ( Авв. 1:12 ) очень близко языку Исаии (ср. напр. Ис. 43:3, 10; 49:7; 54:5 ). Сильный образ стояния на страже характерен одинаково для обоих пророков ( Авв. 2:1 ; Ис. 21:8, 1112 ). Сродны знаменательные сочетания – … ( Авв. 2:1 ) и ... ( Ис. 2:1 ); выражения повторяются с изменениями только в лицах и числах, – ( Авв. 2:6 ) подобно Ис. 14:4 ; Мих. 2:14 ; для пророчества о познании всею землёю славы Божией ( Авв. 2:14 ) необходимо ука­зать полное соответствие в Ис. 11:9 ; весьма близки выра­жения радости о Господе Спасителе – Авв. 3:18 и Мих. 7:7 , тожественна терминология выражений – обнажать основания ( Авв. 3:13 ; Мих. 1:6 ), ( Авв. 3:16 ; Ис. 37:3 ; ср. Ис. 22:5; 33:2 )... Можно бы указать и другие примеры для подтвер­ждения, – приведенные мы считаем наиболее характерными. III. Теперь нам нужно остановиться вниманием на тех чертах языка книги пророка Аввакума, которые служат свидетельством её весьма высокого литературного достоин­ства. Её яркой и отчетливой мысли соответствует класси­ческий стиль, очень простой и вместе выразительный, недалёкий, как знаем, от стиля современных Аввакуму священных писателей, – если позволительно так выразиться, – тоже классиков, но и не подражательный, а самостоятель­ный. Лучшими показателями этого представляются παξ λεγμενα, редкие слова и своеобразные обороты, употребление слов в новых значениях, а также неправильные и не­употребительные глагольные формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум 2:12-13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия, и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума    Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме. Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей Суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:17-19). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4; ср. Гал. 3:11; ср. Евр. 10:38). Вторая и третья главы Книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4 песни канонов утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так, например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышал слух Твой и убоялся (я услышал весть о Тебе и испугался)... Покрыло небеса величие Его... » и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).    Содержание Книги пророка Аввакума:    недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (Авв. 1:1-4);    ответ Господа (Авв. 1:5-11);    дальнейшие недоумения пророка (Авв. 1:12-17);    ответ Господа (Авв. 2:1-5);    предсказания горя халдеям за их хищничество (Авв. 2:6-20);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем» ( Авв.3:11 ), т. е Христос вознесся на небо, а Церковь учреждена под управлением Царя своего. «Во свете стрелы твоя пойдут, в блистании молний оружий твоих» ( Авв.3:11 ), т. е. слова Его понесутся не скрытыми, а явными, ибо Он сказал ученикам своим: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете» ( Мф. Х, 27 ). Прещением умалиши землю и яростию низложиши языки ( Авв.3:12 ), т. е. смиришь людей угрозою, а тех, которые превозносятся, сокрушишь наказаниями. «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» ( Авв.3:13 ). Тут ничего не требует особого объяснения. «И навел еси на море кони твоя, смущающия воды многи» ( Авв.3:15 ) – здесь имеются в виду многие народы. Ибо одни не обратились бы из страха, другие не преследовались бы с яростью, если бы не были приведены в смятение все. «Сохранихся, и убояся сердце мое от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя» ( Авв.3:16 ). Он обратил внимание на то, о чем говорил, и сам устрашился своей речи, которая изливалась у него пророчески и в которой он созерцал будущее. Ибо при смущении многих народов он видел непрерывные скорби Церкви, сознавал себя ее членом и потому говорил как принадлежащий к числу терпеливых в скорби, постоянных в молитве ( Puм. XII, 12 ). " А я, – говорит он, – должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его» ( Авв.3:16 ), т. е. он решительно удаляется от злобного народа, родственного ему по плоти, – народа, который не странствует на сей земле, взыскуя горнего отечества. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах» ( Авв.3:17 ). Пророку ясно видно, что народ, который убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств, которые, по пророческому обычаю, представляет под видом земного плодородия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

сия крепость Богу моему – Авв.1:11 ). Так и было, когда поставил он на поле Деире огромную из золота статую Вила 98 . К освящению ее собраны были сатрапы, правители областей, градоначальники, блюстители суда, казнохранители, законоведцы, судьи и все областные чиновники. И всем народам, племенам и поколениям объявлено было, под страхом смерти, чтобы, как скоро услышат они глас трубы, свирели, цитры, самвики, псалтири, симфонии и всех музыкальных орудий, пали и поклонились золотому телу ( Дан.3:1–6 ), будто бы даровавшему крепость – могущество царю Вавилона. И хотя в сем теле не было духа (сн. Авв.2:19 ), ни божественного, ни человеческого, – все пали и поклонились ему, кроме тех, кто служил Богу, сильному изъяти от пещи, огнем горящия, и от руки царя избавити ( Дан.3:17 ). Впрочем, часть Господня была уловлена в ловитве, описанной Аввакумом, не на вечную погибель ( Авв.1:12 . сн. Авв.3:2 ). Так изображали пленение и его современники: обаче в днех онех не сотворю вас во истребление ( Иер.5:18 ), проданы бысте языком не на пагубу. Наведый бо вам злая, избавит вас от руки враг ваших ( Вар.4:6,18 ), и т. п. Сие сокращение крепкой десницы Божией могло произойти только от милости Святаго израилева, как уповал пророк в своей молитве ( Авв.1:12 ). Так уповал и смотрел на дело и пророк Иеремия: и то милость Иеговы, что мы не исчезли; так милосердие его неистощимо. Всякое утро новые благодеяния; верность Твоя велика. Душа моя говорит: доля моя Иегова. И так буду надеяться на него, и проч. ( Плч.3:22–24 ). Есть и другие изречения у Иеремии, напоминающие настоящую книгу, напр. сравнение халдейского воинства с барсом и волком ( Иер.5:6 ; Авв.1:8 ), если уже не упоминать о сравнении его с ветром палящим ( Иер.18:17 ; Авв.1:9 ). VIII. Второе отделение книги (2, 1–20): а) его изложение Высказав пред Богом свой вопрос, жалобу или недоумение о господстве язычников над избранным народом (1, 13–17), пророк желает от самого же Бога узнать «решение вопроса 99 », – войти во святилище тайн Божиих, чтобы уразуметь конец ( Пс.72:17 ); и для того собирает он «все свои силы во внутреннейшую храмину души – в ту неведомую страну природы человеческой, которая сопредельна с вышними областями духовного и божественного 100 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010