Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей Суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. Князья твои как саранча, и военачальники твои как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были. Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя? (Наум 3, 1719). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет (Авв. 2, 4; ср. Гал. 3, 11; ср. Евр. 10, 38). Вторая и третья главы Книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4 песни канонов утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так, например, " На страже моей стану " в пасхальном каноне; или: " Господи! Услышал слух Твой и убоялся (я услышал весть о Тебе и испугался)... Покрыло небеса величие Его... " и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв. 2, 14). Содержание Книги пророка Аввакума: недоумение пророка по поводу успеха беззаконных (Авв. 1, 14); ответ Господа (Авв. 1, 511); дальнейшие недоумения пророка (Авв. 1, 1217); ответ Господа (Авв. 2, 15); предсказания горя халдеям за их хищничество (Авв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Как и при Синайском шествии, земля и, живущие на ней, враги Израиля будут трепетать ( Авв. 3:6–7 ). Грозное шествие Иеговы назначено, как и тогда, для спасения Израиля, во исполнение клятв, данных предкам иудейского народа ( Авв. 3:8–9 ). Для спасения Израиля назначаются чудеса в земном мире – горах, реках – и небесном – солнце и луне ( Авв. 3:10–12 ). Пророк видит погибель зла и всех врагов Израиля под образами погибели Фараона ( Авв. 3:13–15 ). Далее, пророк снова воспоминает свое смущение при вести о падении Иудеи. Но вера побеждает это тягостное смущение, опасное, ввиду необходимости утешения для иудеев ( Авв. 3:16 ). Благодаря своей светлой вере, пророк выражает полную решимость постоянно радоваться о Боге Спасителе, не смотря на все видимые признаки Его неблаговоления к Иудее ( Авв. 3:17–18 ). От грядущей же опасности для иудеев, пророк верит, он будет спасен Господом, сокрыт в безопасном месте, где будет иметь возможность постоянно славословить Господа на своей псалтири ( Авв. 3:19 ). Жизнь пр. Аввакума и время происхождения его книги Имя пророка Аввакума – chabakuk (от снавак) обнимать, прижимать дитя, означает обнимающее, любящее существо и соответствует русскому выражению: человек сердечный. По общему мнению, имя пророка Аввакума вполне соответствует характеру самого пророка, как он выразился в его книге, так что некоторые ученые (Розенмиллер) считали имя пр. Аввакума нарицательным. Древние и новые богословы объясняли имя пр. Аввакума в значении лица, обнимающего своею любовью Бога и соотечественников. При объяснении книги пр. Аввакума, мы увидим строгое соответствие имени пр. Аввакума его характеру. Другое предание об Аввакуме встречается у Епифания в сочинении: «О жизни пророков» (De vita prophetarum. cap. XVI). По его сказанию, пр. Аввакум происходил из Вефзохера, из колена Симеонова. Во время нашествия Навуходоносора на Иерусалим, Аввакум убежал в Идумею. По удалении Навуходоносора из разрушенного Иерусалима, Аввакум возвратился в Иудею. Он был после того у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Наконец, скажем о параллелизме Втор.33:2 с более известным фрагментом Авв.3:3 . Действительно, отрывок Книги Аввакума нам более известен в связи с тем, что входит в состав библейской песни и часто цитируется в канонах; кроме того, его 1-я половина «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи» используется в службе великих часов Рождества Христова. Необходимо учесть, что более верным для Авв.3:3 является в данном случае Синодальный перевод: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран». Получаем, что в песни Аввакума мы имеем две фразы, которыми характеризуется величие Божие и в которых говорится о пришествии Бога вместе с избранным народом в землю обетованную, тогда как во Втор.33:2 – пять аналогичных фраз. При этом гора Фаран как место присутствия и откровения Бога упоминается в обоих текстах, а ещё имеем пару параллельных фраз: «с юга Ты пришёл к ним» ( Втор.33:2 ) «Бог от Фемана грядет» ( Авв.3:3 ). Замечательно, что в этой паре употребляются два разных термина для обозначения юга: во Втор.33:2 и в Авв.3:3 . И хотя в Авв.3:3 слово воспринимается как имя собственное (богослужебный текст, в котором слово «Феман» переводится как нарицательное «юг», является исключением), идея о пришествии Бога «с юга» всё равно присутствует в обоих текстах. Таким образом, становится очевидной практическая актуальность настоящего исследования: стих Втор.33:2 интересен, во-первых, тем, что в нём раскрывается тема ветхозаветных теофаний (тема сама по себе важная для библейского богословия), во-вторых, он имеет параллели с известным богослужебным текстом Авв. 3:3 и помогает уяснению последнего. Надеемся, что оба эти аспекта нам удалось в достаточной мере осветить в настоящем очерке. Раздел III. Богословие Евангельская притча как теоретическая основа миссиологии Священник Дионисий Каменщиков, магистр богословия, преподаватель СПДС В развитии любой науки и применении её достижений на практике ключевую роль играет теория, в рамках которой она существует. Многие великие открытия или научные скачки были обусловлены именно верной и мощной теорией. Например, сформулированный в феврале 1869 периодический закон Менделеева, в соответствии с которым свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов, сам по себе имел огромный научный потенциал, что позволило Дмитрию Ивановичу вычислить атомные массы нескольких ещё неведомых науке элементов, которые были открыты позже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В виду того, что решение историко-критических вопросов, относящихся к книге пророка Аввакума, будет основываться на содержании ее, считаем нужным, прежде всего, познакомить читателя с этим содержанием. Вся книга разделяется на три главы; первая глава содержит предсказание погибели иудеев, вторая – погибели халдеев, третья – погибели, вообще, зла и наступление мессианского спасения. В первой главе, после надписания книги (1 ст.), указывающего на писателя, его служение и характер содержания книги, определяется повод для пророчества. Нарушение правосудия, господство произвола и беззакония, насилие и коварство в, современном пророку, иудейском народе вызывают в пророке вопль скорби и просьбу к Господу о помощи ( Авв. 1:1–4 ). В ответ на эту скорбь и просьбы, Господь успокаивает его предуказанием близости наступления страшного для беззаконников «дела» – нашествия халдеев ( Авв. 1:5–6 ). Халдейское, нашествие должно вселить ужас в сердца беззаконников, потому что халдеи – народ опасный, обладают быстрой конницей, мужественными и коварными всадниками. Халдеи жадны до пленников и грабежа, и своей жадности могут удовлетворить при помощи своего искусного войска. Единственная надежда на спасение от жестоких халдеев заключается в вере в Бога, всегда спасавшего иудеев ( Авв. 1:11–12 ). Но вера в любящего Иегову, колеблется у пророка, ввиду современного беззакония; последнее влечет за собою жестокое наказание. Поэтому, пророк просит Бога прекратить распространение современного беззакония в Иудее ( Авв. 1:13–14 ). Иначе, халдеи с своими страшными сетями поберут и перебьют, ястребят до конца всех иудеев (15–17). Во второй главе пророк упоминает о своем намерения стать на стражу своего служения и вопрошать Господа о конце страданий иудеев от руки халдеев ( Авв. 2:1–2 ). На вопрос пророка, скоро следует ответ Господа с предварительным повелением записать его на скрижалях и требованием от пророка веры ( Авв. 2:3–4 ). Откровение, которое должно быть записано на скрижалях, начинается признанием, что люди, жадные и надменные, сами собою никогда не успокаиваются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пророк тогда высказал для всех ясную истину: Вавилонский царь, победивший сюзерена, раздавит своею силою и его вассала (Иудею – 4Цар. 23:33–35 ), и это произойдёт в скором времени. И, действительно, во дни царствования Иоакима Навуходоносор был не раз орудием Божия наказания «на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков» ( 4Цар. 24:2 ). Но когда было изречено это слово? Рационалист постарается приблизить время изречения, что и делает; ортодоксальный последователь примет дату раннейшую. Книга пророка Аввакума не могла быть написана при Иоакиме, когда началась страшная эпоха бедствий Вавилонского плена. Она имеет дело с событием, которое тогда было явным и предсказание которого было бы излишним. В это время Иуда сам «сделался подвластным Ва­вилонскому царю» ( 4Цар. 24:2 ), вся судьба Иудейского царства была в руках Вавилона и попытки неумеренных ревни­телей национальной идеи при слабом и непопулярном Иоакиме и его преемниках отложиться от Вавилона были результатом слепого националистического фанатизма во­преки действительности ( Иер. 20:4; 27:1–15 особ. 14:1; 28:1–4; 37:38) и, может быть, привели к более тяжёлому плену 36 (ср. Иер. 13:15–17 ). Далее, «день бедствия» для пророка, по его словам, ещё не наступил, – пророк, только слышит о нём (от Господа Авв. 3:16, 2 ). К чему описание завоевателей, которые в царствование Иоакима были известны, а между тем они описываются, как неизвестные ещё, и пророчество об их приближении есть весть изумительная для современников пророка ( Авв. 1:5 и описание нашествия Авв. 1:6–11 ). Враги известны, но только по имени ( Авв. 1:6 ) и страшны по их общему образу действий, прямо против Иудейского царства не направленных ( Авв. 2:5 ). Халдеям, чтобы завладеть Иудейской страной, нужно ещё пройти «издалека» «широту земли» ( Авв. 1:8, 6 ), значит, халдейские границы во время написания не были смежными с Иудейскими, а при Иоакиме эта смежность уже существо­вала и, даже более, Иудея была в сфере влияния Халдеи ( 4Цар. 24:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Бог еще только воздвигает их на народ свой (1, 6), и тайны сего воздвижения не может предугадать никакое человеческое соображение: чтобы поверить ей, нужно знать, по крайней мере, весь воинственный характер врагов (сн. ст. 7 и 9), но и этого мало, – нужно быть очевидцем ее исполнения (ст. 5). По сим господствующим чертам описания выходит, что св. Аввакум пророчествовал прежде Седекии (когда был сожжен храм 4Цар.25:9 ; Иер.52:13 ) и даже прежде четвертого года Иоакима 7 (604. до Р. Хр., – первое нашествие халдеев 4Цар.24:1,2 ; Иер.25:1 ; Дан.1:1 ). С другой стороны, в книге не находим никаких указаний на события, бывшие при Езекии; напротив, жалоба пророка на падение благочестия и правосудия вовсе нейдет к временам сего благочестивого царя, когда и благочестие и правосудие процветали. Таким образом, для определения пророческого служения Аввакума остаются времена Манассии (699–643) и времена Иосии (642–611); б) Но предполагаемое пророком существование надлежащего благоустроения церковного ( Авв.3:1,19 ) нейдет к первым 12-ти годам по воцарении Иосии, когда богослужение было в упадке ( 2Пар.34:2 и д.), а обличаемое пророком нечестие иудеев ( Авв.1:1–4 ) нейдет к 19-ти последним годам этого царя, когда оно сменилось раскаянием ( 2Пар.34:31–33 ), хотя только наружным и временным; и уже знакомство св. пророка Иеремии с рассматриваемой нами книгой, обнаруженное в древнейших его пророчествах из времени Иосии ( Иер.4:13 ; Авв.1:8 ; Иер.5:6,15 ; Авв.1:8,6 ; Иер.6:23 ; Авв.1:7 ), из его 13 или 14 года (сн. Иер.1:2 ), – равно как и знакомство с ней пророка Софонии ( Соф.1:7 ; Авв.2:20 ), пророчествовавшего, как сказано, в первые годы Иосии, – достаточно исключают здесь мысль о всем веке его, как о веке Аввакума 8 . Тесная, замеченная и учителями Церкви, связь между пророчествами Наума и пророчествами Аввакума, из которых последними как бы дополняются и продолжаются первые, указывает и на особенную близость отношений и времен их писателей 9 . Всеми признанная чистота и правильность языка книги и форма ее речи, тесно примыкающая к поэтическим приемам Исаии пророка, скорее говорит за древнейшее время, близкое к Езекии, нежели за позднейшее, приближавшееся к плену 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

На что рассчитывали лжебратия, скрытно приходившие в Иерусалим подсматривать за свободой Св. Павла ( Гал. 2:4 )? Чем объясняется неуступчивость в Иерусалиме Св. Павла, бывшего иногда всем для всех ( Гал. 2:5 )? Что значили в устах Св. Павла слова, что для него нет ничего особенного и в знаменитых чем-либо Апостолах ( Гал. 2:6–10 )? Как согласить поведение Св. Варнавы и Петра в Антиохии с их апостольским достоинством ( Гал. 2:11–13 )? Что доказывает обличение Петра Павлом ( Гал. 2:14 )? Как говорит Св. Павел о несправедливости поведения Петра и Варнавы, в особенности по отношению к язычникам ( Гал. 2:15, 16 )? Почему обязывает христиан к исполнению ветхозаветного закона – значит обвинять косвенно в грехе самого Христа ( Гал. 2:17 )? Почему это значит прямо провозглашать свою собственную преступность ( Гал. 2:18 )? До какой степени должно простираться у христиан равнодушие к ветхозаветному закону обрядовому ( Гал. 2:19–21 )? Вероучительная часть Какие три главные пункта примечаются в вероучительных рассуждениях Св. Павла? Как доказывает Св. Павел необязательность Моисеева закона для Галатов из собственного их наглядного опыта ( Гал. 3:1–5 )? Как ту же необязательность выводит он из способа оправдания Авраама и всех наследников Авраамовых обетований ( Гал. 3:6–9 )? Как то же выводит Апостол из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы ( Гал. 3:10–14 )? Как отвечает Св. Ап. Павел на вопросы: «закон пришедший после обетования, данного вере Авраамовой, не мог ли изменить сего обетования» ( Гал. 3:15–18 )? Если закон не изменил условий оправдания, то зачем он и дан был? Решая последний вопрос, как говорит Апостол о превосходстве обетований пред законом (закон дан после, рукой ходатая и проч.) ( Гал. 3:19–22 )? Как говорит Апостол о значении закона в истории спасения чрез Христа ( Гал. 3:23–29 )? Какими увещаниями Св. Павел старается подействовать преимущественно на ум Галатов, дабы склонить их к восприятию доказанной истины о ненужности ветхозаветного закона ( Гал. 4:1–10 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Спорны обстоятельства пророческого видения и вопрос о том, кто же этот угнетатель. Предполагалось, что это ассирийцы или вавилоняне, или даже царь Иудеи Иоаким. Последняя гипотеза явно несостоятельна; обе оставшиеся, пожалуй, имеют под собой надежное обоснование. Если предположить, что под угнетателями подразумеваются ассирийцы, то получается, что Бог поднимает против них халдеев (Авв 1:5–11), — а тогда пророчество относится ко времени до падения Ниневии в 612 г. до Р. Х. Но можно предположить и то, что угнетатели — это всегда халдеи, упомянутые в (Авв 1:6). Они были орудием Божиим для наказания Его народа, но и они в свою очередь претерпят кару за неправедное насилие, ибо Ягве восстал, дабы спасти Свой народ, и пророк ожидает этого Божественного вмешательства со страхом, который к концу перерастает в радость. Если такое толкование справедливо, то книгу следовало бы датировать периодом между битвой при Кархемисе (Каркемише) в 605 г., в результате которой весь Ближний Восток подпал под власть Навуходоносора, и первой осадой Иерусалима в 597 г. Тем самым пророк Аввакум должен был бы жить лишь немногим позже пророка Наума и был бы, как он, современником пророка Иеремии. В учение пророков Аввакум привносит новое звучание: он дерзает требовать от Бога отчета о Его управлении миром. Допустим, что Иудея согрешила, — но почему Бог, Который Свят (Авв 1:12), очи Которого слишком чисты, чтобы глядеть на злодеяния (Авв 1:13), избирает варваров-халдеев для осуществления Своего возмездия? Почему Он карает злого руками еще более злого? Почему Он создает видимость того, что Сам способствует торжеству насилия? Это — проблема зла, которая здесь раскрывается на уровне народов, и ожесточение пророка Аввакума разделяет с ним множество наших современников. И им, и пророку отвечает Господь: разными путями готовит всемогущий Бог окончательную победу праведных, и “праведный своею верою жив будет” (Авв 2:4). Это речение — перл всей книги, и апостол Павел включает его в свое учение о вере (Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38). Книга пророка Аггея

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Но у него родилось новое недоумение – почему Бог попустил наказать евреев именно через халдеев, когда они виновнее евреев. Сам Бог выставил на вид их жестокость, наглую надменность и нечестивую гордость. Неужели Бог не может положить конец одному злу иначе, как посредством другого, еще большего зла? ( Авв.1:12–17 ). В ответ пророк получает от Господа повеление записать нечто особенно важное, что непременно сбудется: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» ( Авв.2:1–4 ). Этот общий приговор относится к халдеям, и далее пророк пять раз произносит «горе» по поводу их гибели и перечисляет их преступления ( Авв.2:5–20 ). Глубоко потрясенный сообщенным ему от Бога откровением о грозном суде, пророк Аввакум обращается к Богу с теплой молитвой. Святой молит праведного Судию, чтобы Он в откровении Своего гнева сначала над иудеями, а потом над их врагами, показал над первыми Свое милосердие. В заключение от лица общества верующих пророк выражает перед Богом те чувства, которые возбудило в них откровение Божие. Цель пророчества Аввакума – установить правильный взгляд на пути Промысла Божьего, поддержать и утешить верующих. Слова пророчества: «идый приидет и не умедлит» ( Авв.2:3 ) святой апостол Павел относит к Иисусу Христу, Который не умедлит воздать всем верующим в Него ( Евр. 10, 37 ). А изречение пророка: «праведник от веры жив будет» ( Авв.2:4 ) святой апостол Павел берет текстом, на котором он основывает учение о благодатном оправдании верою, без дел закона ( Гал.3:11 ; Евр.10:38 ). Значит, святой Аввакум пророчествовал, что в царстве Мессии для спасения требуется истинная, живая вера, а при ней Господь дарует оправдание и спасение. Замечательна общность выражения, не имеющая в виду прямо никого – ни еврея, ни халдея: кто бы ни был по происхождению, – имей правую веру, и будешь жив. Изречение это приложимо не только к отдельным личностям, но и к целым народам. Язык книги отличается краткостью, точностью, живостью образов, возвышенной простотой, так что книга с литературной точки зрения принадлежит к числу замечательных Библейских Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь конечно же раскрывается и смысл сказанного ранее: « праведный верою жив будет» (Авв. 2: 4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, — это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. « Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы» (Авв. 3: 12). В Книге пророка Исаии (63: 1–6) есть видение, в котором изображен Бог, топчущий точило в ризах красных, и Церковь видит в этом образе Христа, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3: 13). Вера, которой будет жить праведник, есть вера во Христа распятого и воскресшего. Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным способом образы библейских пророчеств переплетены в Пасхальном ирмосе. В песне пророка (Авв. 3) мы видим созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. « Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3: 16–19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что, получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср. Лк. 13: 6–9), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5: 7), маслина – фарисеев и саддукеев, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс. 51: 10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4: 3), а волы – иереи (1 Кор. 9: 9), возделывающие души [см. 74, т. 30, c. 38].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010