Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН [фин. Herman] (Аав [эст. Aav]; 2.09.1878, с. Хелламаа, о-в Моон (Муху), Эстляндская губ.- 14.01.1961, Куопио, Финляндия), архиеп. Карельский и всей Финляндии (1925-1960), первый Предстоятель автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Род. в семье псаломщика и школьного учителя эстонца Василия Аава. Получив начальное образование в церковноприходской школе на о-ве Эзель (Сааремаа), в 1889 г. поступил в Рижское ДУ. С 1894 по 1900 г. учился в Рижской ДС, по окончании был назначен псаломщиком в ц. св. Марии Магдалины в Гапсале (Хаапсалу), где совмещал служение на приходе с преподаванием в местной школе. В 1904 г. женился и в этом же году Рижским и Митавским архиеп. сщмч. Агафангелом (Преображенским) рукоположен во диакона и иерея с назначением на приход в с. Лелле. В 1907-1911 гг. служил настоятелем прихода в с. Вяндра, с 1911 по 1923 г. был настоятелем прихода в Мустьяле на о-ве Сааремаа, где на него было возложено послушание благочинного Сааремского округа. Во время первой мировой войны и нем. оккупации Эстонии прот. Г. Аав был вынужден сочетать пастырское служение с работой в различных гражданских ведомствах. После провозглашения независимости Эстонской республики и образования автономной Эстонской Православной Церкви (10 мая 1920) прот. Герман вошел в состав ее церковного управления. В 1921 г. овдовел, сохранив за собой попечение над 6 детьми. В 1922 г. на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви прот. Г. Аав был определен на викарную Нарвскую кафедру. В июне того же года на состоявшемся в Сортавале (Сердоболе) Соборе духовенства ФПЦ, к-рая 11 февр. 1921 г. получила от Патриарха Московского свт. Тихона статус автономии, прот. Г. Аав был избран викарным епископом с титулом «Сортавальский». Под давлением фин. правительства, требовавшего полной независимости Финляндской Церкви от Московского Патриархата, церковное управление ФПЦ приняло решение образовать собственную иерархию и добиваться от К-польского Патриархата статуса автокефалии. Несмотря на протесты Финляндского и Выборгского архиеп. Серафима (Лукьянова) , заявлявшего о неканоничности избрания без его согласия викарного епископа, церковное управление ФПЦ утвердило кандидатуру прот. Г. Аава и обратилось к К-польскому Патриарху Мелетию IV (Метаксакису) с просьбой совершить над ним хиротонию. В мае 1923 г. прот. Г. Аав принял финское гражданство и переехал в Финляндию.

http://pravenc.ru/text/164751.html

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 1926 году 17 монахов Валаамского монастыря по настоянию Аава были высланы из монастыря и поселены в глухом месте в бывшем доме умалишенных, где они находились на тюремном положении в очень тяжелых условиях, пока сербы, по просьбе русских иерархов, не взяли их в свои монастыри. Один чтимый иеромонах Поликарп за сношения с Архиерейским Снодом был судим церконным судом, посажен в тюрьму и выслан в Советскую Россию . В тяжких условиях и ныне находятся верные стоятели за каноническую правду в Валаамском и Коневецком монастырях. В Валаамской обители были удалены от должностей: наместник – иеромонах Иоасаф, казначей – иеромонах Иероним, ризничий – иеромонах Митрофан, благочинный – иеромонах Иона, духовник – иеромонах Михаил. В Коневецкой обители удалено Аавом все монастырское начальство: игумен – Амфилохий, казначей – иеромонах Дорофей, ризничий – иеромонах Серафим; духовник – иеромонах Валентин, благочинный – иеромонах Симон, эконом – иеромонах Пимен. На Валааме большинство монахов не посещает церкви, т. к. не желает признавать неканонической власти Константинопольской патриархии и Аава. Они вынуждены молиться в часовнях, в лесу или в келиях, но и там их притесняют и преследуют. О всех гонениях Аавы на монахов и монастыри Митрополит Евлогий отлично осведомлен, так как с Валаама подробно писали ему, прося помощи и защиты против Аава. Как Член Архиерейского Собора и Снода, участник их постановлений, Митрополит Евлогий прекрасно знает, чтó представляет собою гонитель православия Аав. И вот к этому лицу Митрополит Евлогий обратился, как к правящему Епископу с письмом, прося совета и поддержки. В издающейся в Сортовале (Сердоболе) газете «Утренняя Заря» напечатано следующее: «В качестве дополнения к помещенной в 4 «Утренней Зари» в 1927 г. статье под заглавием «Раскол в Зарубежной Русской Церкви» редакция в настоящем приложении помещает полученное Высокопреосвященным Архиепископом Германом письмо Высокопреосвященного Евлогия, Митрополита русских церквей в Западной Европе, от 5 марта с. г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Это период когда, даже архивные источники не могут показать полноты картины. Слава Богу, что это время Церкви удалось пережить. Стоит ли ворошить действительно темные страницы этой истории? И основываясь на бессребреничестве архиеп. Германа (Аава), и прочих добродетелях этого человека забывать о главных событиях и стараться стать его апологетом. Факты изложенные прот. Владиславом Цыпиным ясно показывают по крайне мере анти каноничность всех начальных действий Германа (Аава). Силуан 27 октября 2014г. 19:15 Matias, благодарю Вас за комментарий. Я постараюсь ответить на него: Архиепископ Герман (Аав) такой же ставленник власти как и архиепископ Серафим (Лукьянов). Оба они избирались Церковным Собором, а в должности утверждались правительством. Только подобная процедура утверждения православного архиепископа в должности была одобрена самим Серафимом (Лукьяновым), Герман в этом участия никакого не принимал. См. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 119 Глубоковский Н.Н. ««Война и мир» в Финляндской Православной Церкви»//URL: (дата обращения: 08.03.2014). Вопрос удаления архиепископа Серафима с кафедры достаточно темен: сведения о незаконном удалении мы получаем из писем самого вл.Серафима, но о кризисе взаимоотношений его с епархиальным духовенством мало что известно. см. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. Германа (Аава) вряд ли можно назвать русофилом, но и считать главной фигурой всех проблематичных ситуаций в межцерковных отношениях также не стоит. Он был достаточно слабой личностью, которая постоянно находилась под влиянием окружающих. Я это и пытаюсь объяснить. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/4231899

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. – М.: Отчий Дом, 2011. С. 188. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 115. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 38. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. С. 104. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. С. 21. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. – С. 39. Комментарии ( 2): Матиас 20 октября 2014г. 14:15 Интересное исследование иеромонаха Силуана. Будучи знакомым с первой статьей автора http://www.bogoslov.ru/text/4047527.html появляется мысль, что уважаемый о. Силуан предлагает нам новый взгляд на фигуру архиепископа Германа (Аава). Факты используемые прот. Владиславом Цыпиным несмотря на их краткость, ясно показывают факт того, что архиепископ Герман ставленник власти (которая проводила политику национализма) после фактического изгнания епископа Серафима (Лукьянова), поставленного Патриархом Тихоном окормлять Финляндскую епархию. Поставление во епископа без предварительного пострига также является нарушением. Самовольное переведение в юрисдикцию Константинопольского Патриарха тоже вызывает большой вопрос. А история с обвинениями предявленными Им митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в проведении русской политики в Финляндии в 1927 году показывают антироссийскую политику Германа (Аава), который находился под давлением власти. И большой вопрос было ли это для него самого проблемой!! Послевоенные события и последующее признание РПЦ самозванной Церкви являются плодом политики проводимой в СССР Советом по делам Религий, а до этого Советом по делам РПЦ, когда Церковь была практически полностью в политических моментах подконтрольна государству. Ситуация в Финляндии во время постановления архиепископа Германа (Аава) похожа на нынешнее стремление сторонников автокефалии на Украине, которые наверное были бы рады схожему повороту истории.

http://bogoslov.ru/article/4231899

Этот энергический отпор убедил сепаратистских главарей, что им не справиться частичными репрессалиями и отдельными жертвами, хотя и тех и других было достаточно и по содержанию и по количеству... Обрисовывалась необходимость подыскать более покорных церковных правителей и обеспечить свободу независимого распоряжения. В этих интересах постановили (в мае 1923 г.) заместить Сердобольское викариатство и избрали на него эстонского священника Германа Аава. Архиепископ Серафим не согласился с этими мерами и протестовал против них пред всеми православными авторитетами, а реформаторы постарались устранить его и добыть себе независимость в податливом Константинополе, вполне откровенно рассуждая, что «греки составили каноны для православной церкви, почему они же по требованию обстоятельств, по всей вероятности, смогут и нарушить их, в особенности когда нарушение канонов в данном случае не имеет существенного характера», как сказано в вышецитованном документе от сентября 1919 г. Согласно сему в мае 1923 г. поехала в Константинополь специальная делегация в составе представителя правительства финского профессора Э. Η Сетеля и протоиереев С. Солнцева и Николая Окулова. «Вселенская» патриархия и здесь поддержала сепаратность и приняла Финляндскую православную церковь в свое ведение, с некоторою своеобразною как бы автокефальностию, посвятив привезенного делегацией о. Германа Аава во епископа Сердобольского. Все это декретировал особыми грамотами от 6 и 9 июня 1923 г. тогдашний Вселенский (ныне Александрийский) патриарх Мелетий IV (Метаксакис). Финлян[д]ский Государственный Совет одобрил 30 августа, а на другой день утвердил президент. Об этом 13 октября 1923 г. было сообщено в Москву, но патриарх Тихон, освободившись из своего тяжкого заключения, формальным постановлением Священного Синода 14 ноября 1923 г. объявил, что он снова принимает Финляндскую православную церковь под свое каноническое попечение; однако та отказалась подчиниться, а правительство уволило архиеп. Серафима на покой с 1 января 1924 г. и сослало в Коневский монастырь под намеренно придуманным предлогом недостаточного знания им финского языка, чего раньше от него вовсе не требовали и в чем нимало не упрекали. С тех пор единственным управляющим православным иерархом остается Герман, провозглашенный (на втором церковном соборе 13 июня 1925 г.) и – утвержденный (8 февраля 1926 г. патриархом Василием III) уже архиепископом. Финляндская православная церковь действует в достоинстве почти автокефальной, ибо ведение Константинопольской патриархии проявляется собственно в том, что она соизволяет, попускает и прикрывает; если, напр., у себя празднует пасху по старому стилю, для Финляндии же предписывает совершать ее по новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Во время архипастырского служения Германа (Аава) каких-либо серьезных стилистических изменений в богослужебном пении Финляндской Православной Церкви не произошло. Сборник «Всенощное бдение», изданный в 1945 г., служит хорошим примером репертуара финского богослужебного пения, в нем представлены сочинения А.Л. Веделя, А.М. Архангельского, Н.И. Бахметина, М.П. Строкина, А.Ф. Львова, а также финских композиторов Бориса Якубова, Петра Акимова, Пекка Аттинена и др. Из письма валаамского иеросхимонаха Михаила (Попова) архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру) известно, что на собраниях духовенства Финляндской Православной Церкви в 20-е гг. XX века высказывались следующие предложения, касающиеся изменения богослужебно-приходской жизни: - сокращение постов, - изменение вечерних богослужений (замена канона на пение духовных кантов, а вместо шестопсалмия и кафизм на утрени произносить проповедь), - изменения при совершении Божественной Литургии (убрать ектению об оглашенных и часы, тайные молитвы читать вслух), - разрешить совершение венчаний на дому и во всякое время, за исключением Первой и Страстной седмиц Великого Поста, - упразднить ношение рясы, заменив ее на kaftaani – сюртук лютеранских пасторов (согласно иеросхим. Михаилу, заменить на «особый сюртук – бонжур» ), - духовенству разрешить стричься, бриться и посещать общественные и увеселительные заведения, - Пасхальное богослужение совершать только утром, - в храмах установить скамьи и иконы повесить на такой высоте, чтобы не было возможности к ним прикладываться. Однако данные предложения не были введены как обязательные для всех приходов Финляндской Православной Церкви. В качестве итогов можно указать, что богослужебная жизнь Финляндской Православной Церкви во времена архиепископа Германа (Аава) не претерпела серьезных изменений, которые имели место уже впоследствии, при архиепископе Павле (Ольмари). Кроме того, следует отметить, что сам процесс «финнизации» православия в Финляндии довольно часто преувеличивается и приобретает исключительно отрицательный характер. Введение финского языка в качестве языка богослужения и прочие богослужебные изменения не носили обязательного и срочного характера, а предполагались к практической реализации в неопределенные сроки. Предстоятель Церкви архиепископ Герман (Аав) не имел всей полноты власти как в проведении реформ, так и их прекращении – здесь действовал принцип безоговорочного следования государственному и церковному законодательству, а также коллегиальным постановлениям Церковного Управления.

http://pravoslavie.ru/72242.html

6 июня 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята с правами широкой автономии в Константинопольский Патриархат. В ближайшем окружении архиепископа Серафима (Лукьянова) были воинственно настроенные монархисты, «мечтавшие о восстановлении старой России» во всей ее мощи и, соответственно, не желавшие признать суверенный статус бывшего Великого Княжества. 205 В условиях напряженной борьбы за политическую стабильность в стране это могло послужить серьезным поводом для отстранения правительством архиепископа Серафима от должности Финляндского архиерея. В ноябре 1922 г. финляндское правительство неофициально предложило архиепископу Серафиму покинуть пост, на что получило отказ. 29 декабря 1923 г. указом президента Финляндии архиепископ Серафим был отстранен от возглавления епархии. Неофициальным поводом послужило обвинение его в несанкционированной связи с Архиерейским Синодом за границей. Архиепископу Серафиму было предложено поселиться на покое в Коневском монастыре, ему назначили пенсию в 12 тысяч финских марок ежегодно, такую же, как лютеранским епископам. 206 Кроме того, архиепископ Серафим сохранил за собой финляндское гражданство, что впоследствии, при жизни в Европе, послужило ему своеобразной защитой и после 1947 г. воспрепятствовало попыткам советских органов госбезопасности открыто водворить его на территорию СССР. Архиерейский Синод РПЦЗ и после 1924 г. продолжал считать уволенного финляндским правительством архиепископа Серафима (Лукьянова) главой Русской Православной Церкви в Финляндии. Архиепископа Германа (Аава), главу национальной местной Церкви, они называли «лжеепископом». 207 В 1926 г. архиепископ Серафим был назначен викарием митрополита Евлогия (Георгиевского). После разрыва его с зарубежным Архиерейским Синодом вместо митрополита Евлогия возглавлял Западноевропейскую епархию РПЦЗ с 1927 по 1945 г. После смерти митрополита Евлогия с августа 1946 г. – экзарх Московского Патриархата в Западной Европе. 208 В межвоенный период Финляндская Православная Церковь значительно окрепла и выросла численно – с 55 тыс. верующих в 1920 г. до 81 тыс., в том числе 65 тыс. финнов, в 1940 г. Она состояла из двух епархий – Карельской (16 приходов, 54 878 чел.) и Выборгской (13 приходов, 18 709 чел.), окормляемых 50 священниками, и имела 4 монастыря – Валаамский (200 монахов), Коневский (20), Печенгский (17) и женский в Линтуле (34 насельницы). Резиденция главы Церкви – архиепископа Германа (Аава) находилась в Сортавале (Сердоболе), там же в 1918 г. была открыта Духовная семинария. 209 На 1 января 1934 г. в Церкви числилось 18 протоиереев, 31 священник, 2 протодиакона, 14 диаконов и 24 псаломщика, из числа духовенства 8 человек не имели финляндского гражданства. 210

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

недостойный инок Валаамской обители монах Иувиан. 7/20 февраля 1952 г. Глубокоуважаемый, дорогой, боголюбивый и добрейший Алексей Васильевич!!! Искреннейшее, радостно и сердечно приветствуем Вас, дорогой для всех нас, досточтимейший Алексей Васильевич, с светлым и всерадостным днём святого ангела Вашего — Святителя Алексия, который святою Церковью прославляется как “питатель вдов и отец сирот, помощник сущим в скорби всеизряден, плачущим утешение, пастырь и наставник всем заблуждающим”, “Церковная красота”, “Великий чудотворец”, “Светило всея Российския земли”, “Златозарная Российская земля”, — так Церковь Христова ублажает сего величайшего Святителя Христова!!! Слава и благодарение Господу Богу, что Вы получили моё письмо, а также и подаренную Вам литературу, которую Вы всегда удостаиваете Вашего высокого внимания, что меня особенно духовно радует и утешает. Как только получу из Америки продолжение этой литературы, то непременно поделюсь с Вами ЖМП выходит с большим опозданием: у нас получены 1–9 ЖМП, есть надежда, что скоро получим остальные то есть 10–12. По некоторым обстоятельствам, 12 ЖМП представляет особенный интерес: в нём выявляется сущность так называемой “Финляндской Православной Церкви” и ея “Архиепископа Германа Аава”, который причиняет нам великие скорби и утеснения 122 В особенности ополчились на меня как сам Герман Аав, так и его разбойничье церковное управление. Вся моя вина заключалась только в том, что аз грешный категорически и безусловно отказался от принятия в церковную практику католической пасхалии и таковаго же месяцеслова. Но 48 монашествующих нашей обители были совсем изгнаны из монастыря на все четыре стороны. Все они рассеялись по разным странам, причём некоторые из них мученически скончались, — все эти страдания и вся эта кровь легли на главу лже-епископа Германа Аава и его разбойничьего управления, которые и теперь бессовестно грабят наш монастырь, хотя и находящийся в беженстве. Достаточно сказать, что с 1939 года и по 1952 год Валаамский монастырь уплатил налогов в пользу Церковного управления и Германа Аава — 774 484 финских марок.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

3) Переход на новый стиль и особенно празднование Пасхи по новой, западно-римской-католической по происхождению, пасхалии, без суждения о сем Вселенского Собора с одной стороны и при наличии о том определенных канонических постановлений с другой стороны, есть, конечно, дело крайнего безчиния , а в данном случае решительно делом выводящее дерзнувших на то из общения и единства со всей Церковью Христовой. Делом самым, самыми переживаниями и воспоминанием великих событий Рождества Христова, Его страстей и Живоносного Воскресения, Герман и прочие с ним отделяются от Православной Церкви и предпочитают соединиться с католиками и лютеранами, которые нами могут мыслиться только как еретики. Каноны о Пасхе имеют безспорно вселенское значение и могут быть изменены только вселенским церковным сознанием. 4) Поведение большинства Валаамских иноков не пожелавших идти на разрыв со всею Церковью Христовой, заслуживает полного одобрения. Твердость в Православии есть заслуга православного монашества в прошлом. Не нужно жалеть ни стен, ни зданий, надо более всего хранить истину и благодать, данные нам в пришествии Христовом ( Иоан. 1, 17 ). 5) Полагаю, что давление, которое делается сейчас на иноков со стороны Аава, есть в сущности гонение на Православие со стороны врагов Православия, лишь прикрытое флагом финского национализма. Думаю, что иноки не должны чуждаться грядущих на них скорбей, как приключения странного для них, читай о сем 1Петр. 4, 12–13 , но с радостью принять их, как гонение за истину. 6) Постановления, исходящия от Германа Аава и всех кто с ним, при создавшемся положении не следует принимать, как действительные и канонически обязательные для себя, а посему иноки не должны придавать значения и тому, если они будут по приговору Германа и сущих с ним запрещаемы в сослужении и даже лишаемы сана, но со спокойной совестию, продолжают все свое священное служение и делание, прося руководственных указаний и благословения от Преосвященного Серафима, Архиепископа Финляндского и вознося его имя за богослужением и в келейной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010