Церковно-правительственная делегация в составе протоиерея Германа Аава, протоиерея Сергия Солнцева и представителя Правительства профессора Эмиля Сетяля находилась в Константинополе с 2 по 13 июля 1923 года и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий (Метаксакис) совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава (Православная российская церковь), который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии. Были введены григорианский календарь, финский язык в богослужении; приходы делились на две епархии: Выборгскую и Карельскую. Кафедра архиепископа оставалась в Выборге. На основании пар. 3 Указа Президента Финляндии Карла Стольберга от 29 декабря 1923 года архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года (за предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий. После советско-финской войны 1939—1940 годов и присоединения части Карелии к Советскому Союзу Финская церковь потеряла около 90 % своей собственности, а большая часть верующих эвакуировалась во внутренние районы Финляндии. Так, например монахи с Валаамского монастыря в полном составе были эвакуированы с архипелага и основали монастырь Новый Валаам в центральной Финляндии (около Хейнявеси). Также была перенесена в Хельсинки и духовная семинария (основанная в 1918 году) в г. Сортавала (Сердоболе) (в 1957 году она переехала в Хумалярви, в 1961 году — в Куопио, а в 1988 году — закрыта, а вместо неё открыт факультет православного богословия в университете Йоэнсуу). На основании исследования Хели Кананен утверждается, что православные, переселённые из Карелии, подвергались в Финляндии дискриминации.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Финл...

Этот энергический отпор убедил сепаратистских главарей, что им не справиться частичными репрессалиями и отдельными жертвами, хотя и тех и других было достаточно и по содержанию и по количеству... Обрисовывалась необходимость подыскать более покорных церковных правителей и обеспечить свободу независимого распоряжения. В этих интересах постановили (в мае 1923 г.) заместить Сердобольское викариатство и избрали на него эстонского священника Германа Аава. Архиепископ Серафим не согласился с этими мерами и протестовал против них пред всеми православными авторитетами, а реформаторы постарались устранить его и добыть себе независимость в податливом Константинополе, вполне откровенно рассуждая, что «греки составили каноны для православной церкви, почему они же по требованию обстоятельств, по всей вероятности, смогут и нарушить их, в особенности когда нарушение канонов в данном случае не имеет существенного характера», как сказано в вышецитованном документе от сентября 1919 г. Согласно сему в мае 1923 г. поехала в Константинополь специальная делегация в составе представителя правительства финского профессора Э. Η Сетеля и протоиереев С. Солнцева и Николая Окулова. «Вселенская» патриархия и здесь поддержала сепаратность и приняла Финляндскую православную церковь в свое ведение, с некоторою своеобразною как бы автокефальностию, посвятив привезенного делегацией о. Германа Аава во епископа Сердобольского. Все это декретировал особыми грамотами от 6 и 9 июня 1923 г. тогдашний Вселенский (ныне Александрийский) патриарх Мелетий IV (Метаксакис). Финлян[д]ский Государственный Совет одобрил 30 августа, а на другой день утвердил президент. Об этом 13 октября 1923 г. было сообщено в Москву, но патриарх Тихон, освободившись из своего тяжкого заключения, формальным постановлением Священного Синода 14 ноября 1923 г. объявил, что он снова принимает Финляндскую православную церковь под свое каноническое попечение; однако та отказалась подчиниться, а правительство уволило архиеп. Серафима на покой с 1 января 1924 г. и сослало в Коневский монастырь под намеренно придуманным предлогом недостаточного знания им финского языка, чего раньше от него вовсе не требовали и в чем нимало не упрекали. С тех пор единственным управляющим православным иерархом остается Герман, провозглашенный (на втором церковном соборе 13 июня 1925 г.) и – утвержденный (8 февраля 1926 г. патриархом Василием III) уже архиепископом. Финляндская православная церковь действует в достоинстве почти автокефальной, ибо ведение Константинопольской патриархии проявляется собственно в том, что она соизволяет, попускает и прикрывает; если, напр., у себя празднует пасху по старому стилю, для Финляндии же предписывает совершать ее по новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3) Переход на новый стиль и особенно празднование Пасхи по новой, западно-римской-католической по происхождению, пасхалии, без суждения о сем Вселенского Собора с одной стороны и при наличии о том определенных канонических постановлений с другой стороны, есть, конечно, дело крайнего безчиния , а в данном случае решительно делом выводящее дерзнувших на то из общения и единства со всей Церковью Христовой. Делом самым, самыми переживаниями и воспоминанием великих событий Рождества Христова, Его страстей и Живоносного Воскресения, Герман и прочие с ним отделяются от Православной Церкви и предпочитают соединиться с католиками и лютеранами, которые нами могут мыслиться только как еретики. Каноны о Пасхе имеют безспорно вселенское значение и могут быть изменены только вселенским церковным сознанием. 4) Поведение большинства Валаамских иноков не пожелавших идти на разрыв со всею Церковью Христовой, заслуживает полного одобрения. Твердость в Православии есть заслуга православного монашества в прошлом. Не нужно жалеть ни стен, ни зданий, надо более всего хранить истину и благодать, данные нам в пришествии Христовом ( Иоан. 1, 17 ). 5) Полагаю, что давление, которое делается сейчас на иноков со стороны Аава, есть в сущности гонение на Православие со стороны врагов Православия, лишь прикрытое флагом финского национализма. Думаю, что иноки не должны чуждаться грядущих на них скорбей, как приключения странного для них, читай о сем 1Петр. 4, 12–13 , но с радостью принять их, как гонение за истину. 6) Постановления, исходящия от Германа Аава и всех кто с ним, при создавшемся положении не следует принимать, как действительные и канонически обязательные для себя, а посему иноки не должны придавать значения и тому, если они будут по приговору Германа и сущих с ним запрещаемы в сослужении и даже лишаемы сана, но со спокойной совестию, продолжают все свое священное служение и делание, прося руководственных указаний и благословения от Преосвященного Серафима, Архиепископа Финляндского и вознося его имя за богослужением и в келейной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Финны посчитали, что одним из проявлений независимости было бы наличие национального архиерея, и таковой действительно не замедлил явиться. 17 июня 1922 г. на Сердобольском Соборе был избран во епископы вдовый протоиерей Герман Аав. Протест архиепископа Серафима не привел к результату – в соответствии с финским законодательством государство допускало первенство правительственной инициативы в церковных делах 731 . Финская делегация прибыла в Константинополь 2 июля 1923 г. Патриарх Мелетий хотя и не предоставил Финляндской Церкви автокефалию, все же лишний раз попрать каноны не побрезговал. Признав автономию, дарованную Финляндской Церкви святителем Тихоном, Патриарх Мелетий 6 июля утвердил ее в своей юрисдикции. Фактически это означало незаконное изъятие части Российской Церкви. 8 июля 1923 г. Патриарх Мелетий рукоположил Германа Аава во епископа Сортавальского, причем без предварительного монашеского пострига. Изъятие у Российской Церкви Финляндской епархии Фанар оправдывал тем, что в противном случае епархия могла оказаться под властью советских обновленцев. Однако такой аргумент был несерьезным – Патриарх Тихон к тому времени уже был освобожден из-под ареста, а обновленцы теряли свои позиции. Константинопольская Патриархия, объясняя свои действия тяжелым положением Российской Церкви, все же не указала ни в Томосе, ни в других документах, что ее покровительство Финляндской Церкви является временным. На богослужениях было предписано поминать Вселенского Патриарха 732 . Обращает на себя внимание, что свои незаконные действия в отношении частей Российской Церкви Патриарх Мелетий совершал в спешном порядке на фоне массового недовольства со стороны константинопольских греков, требовавших его немедленного изгнания. Турецкое руководство, ненавидевшее Мелетия за панэллинизм и антитурецкую политику, также требовало его удаления. Пребывание в Турции становилось опасно для Патриарха физически 733 . Однако ради своих канонических преступлений Мелетий рискнул задержаться в Константинополе 734 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенным беззаконием было посвящение Патр. Григорием VII священника Аава, без всякого пострижения в монашество и даже в рясофор, во епископа для Финляндии. «Этот сомнительный епископ Герман, – по словам митр. Антония, – в мирском одеянии, подбритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православным и для злорадства иноверцев», а законный архиепископ Финляндский Серафим, грубо оскорбленный своим же лжебратом, влачит печальные дни в ссылке в тесном помещении монастыря на пустынном острове бурного Ладожского озера. «История Церкви, – пишет дальше митр. Антоний, – едва ли прежде знала столь грубые нарушения Патриархами вселенских канонов и правил общечеловеческой справедливости на радость еретикам...». «Только со времени печального Всеправославного Конгресса у бывшего Патр. Мелетия начался тот противоцерковный вандализм, который проектировал многое, воспрещенное Церковью со страшными проклятиями, как напр., «женатых архиереев, второбрачие клириков, упразднение постов. Правда оный неправославный конгресс не осмелился официально обнародовать всех нечестивых нарушений церковных законов, а ограничился предложением ввести новый стиль и все неподвижные праздники перенести на 13 дней раньше, оставив нетронутою пасхалию. Но и подобная неразумная и бесцельная уступка масонству и папизму, давно добивавшемуся такого изменения календаря в целях окончательного поглощения унии латинством, нарушает собою Апостольское установление Петрова поста, ибо с введением нового стиля праздник св. Петра и Павла будет у них раньше недели Всех Святых, если Пасха падет на 21 апреля ст. ст. или позже, и тогда пост окажется вовсе отмененным». «Впрочем, не о сем мы желаем теперь упомянуть, – пишет далее в том же своем послании митр. Антоний (4/17 февраля 1925 г.), – а о том, что покойный Патр. Григорий VII, поддавшись воздействию лютеранского правительства Финляндии, согласился и даже Св. Пасху, не взирая на проклятия, наложенные св. Соборами Первым и Антиохийским прав. 1 и св. Апостол прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Епископы, не одобрившие этого шага и стремившиеся к сохранению единства с Русской Православной Церковью, - Елевферий (Богоявленский), Пантелеймон (Рожновский), Алексий (Громадский) подверглись преследованиям. При Пилсудском Польское правительство, стремившееся к полонизации украинцев и белорусов, подвергло Православную Церковь - национальную святыню народов, исторически восходящих к древней Руси, - жестоким гонениям. В Польше было уничтожено более 200 православных храмов, разрушен кафедральный собор в Варшаве. В течение одного только месяца в 1937 году было взорвано 114 церквей. Часть православных церквей власти передали униатам, но попытки Польского правительства возродить унию в Западной Белоруссии и на Волыни не увенчались успехом. Очагом Православия в Польше в 20-30-е годы были Почаевская Лавра и Жировицкий Успенский монастырь. Нормализация отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Польше произошла уже после второй мировой войны на пути канонической законности и братского любовного снисхождения. Вмешательство Константинопольской Патриархии, провозгласившей при Патриархе Мелетии IV несостоятельную теорию о своей юрисдикции над всей православной диаспорой, возымело негативные последствия для устроения церковной жизни в Латвии, Эстонии и Финляндии. Патриарх Тихон даровал Финской Церкви автономный статус. Однако правительство Финляндии хотело, чтобы канонические узы Финской Православной Церкви с Московской Патриархией были разорваны: Вопреки протесту правящего архиепископа Серафима (Лукьянова) Герман (Аав) без пострига был хиротонисан в Константинополе в епископский сан. Архиепископ Серафим был удален из Финляндии, а Герман (Аав) возглавил Русскую Церковь, которая при нем перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Этот шаг имел тяжелые последствия для Валаамского монастыря. Часть иноков выслали из монастыря, из оставшихся одни признали юрисдикцию Германа (Аава), другие - старостильники - не признали. Лишь в 1957 году было восстановлено молитвенно-каноническое общение между Русской Православной Церковью и Финской автономной Церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

М.: «Царское дело», 2006. С. 273. Архив архимандрита Николая Гиббса хранится в приходе св. Николая Чудотворца, Оксфорд. Все процитированные документы написаны на английском языке, если не указано иное. Свято-Николаевский приходской архив (СНПА): недатированный документ, вероятно, сентябрь 1937 г. Заря /Харбин. 10.09.1937. СНПА: 10.11.1937. В своей книге Embassy, Emigrants, and Englishmen. The Three Hundred Year History of a Russian Orthodox Church in London (Holy Trinity Publications, Jordanville, New York, 2014.) протодиакон Христофор Бирчелл предполагает, что отец Михаил впервые прибыл в Лондон уже после своего визита в Белград в августе 1938 года. На самом деле отец Михаил впервые прибыл в Лондон в январе 1938 года. Российский вице-консул в Калькутте, Индия, в 1912 г.; отец игумении Елизаветы Ампеновой († 1999). В 1917 году епископ Сердобольский Серафим Лукьянов, стал епископом Финляндским; в 1921 году – архиепископом. Когда в 1923 году Православная Церковь Финляндии присоединилась к Константинопольскому патриархату, архиепископ Серафим отказался признать назначенного Константинополем епископа Германа Аава. Ему в конце концов пришлось покинуть Финляндию под давлением гражданских властей, и он был назначен настоятелем прихода в Лондоне, став викарием митрополита Евлогия в Париже. После разрыва между митрополитом Евлогием и Русской Православной Церковью в изгнании в 1926 году архиепископ Серафим остался верен епископам Русской Православной Церкви в изгнании, которые, в свою очередь, доверили ему руководство Западноевропейской епархией с центром в Париже. Был возведен в сан митрополита в 1938 году во время Второго Всезарубежного собора в Сремских Карловцах, Югославия. В августе 1945 года митрополит Серафим присоединился к Московскому Патриархату вместе с рядом своих приходов. После смерти в 1946 г. митрополита Евлогия, который также вступил в клир Московского Патриархата, он стал Экзархом Западной Европы. В 1949 году отправлен в отставку «по состоянию здоровья». В 1954 году митрополит Серафим переехал на жительство в Советский Союз.

http://bogoslov.ru/article/6026809

После окончания войны с 1944 по 1946 г. иеромонах Павел исполнял обязанности регента в приходе Йоэнсуу, на Новый Валаам в Паппиниемми он уже не вернулся. Этому есть несколько объяснений: ужасная теснота в монастыре и его неожиданное возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии в 1945 г. В то время будущий архиепископ, по-видимому, испытал духовный кризис и в конце 1946 г. перешел на должность бухгалтера (конторского служащего) в акционерное общество «Савитеоллисуус» в Мюллюкоски (завод «Глиняная промышленность Мюллюкоски»), где, как следует из его послужного списка, также «был духовным пастырем переселенцев» . По некоторым сведениям, он даже подумывал об отказе от монашества и о женитьбе . Однако любовь к валаамской монашеской традиции и чувство обязанности ее сохранять владыка пронес через всю свою жизнь. В 1955 г.он был избран викарным епископом в помощь престарелому архиепископу Герману (Ааву), а в 1960 г. стал вторым предстоятелем ФПЦ. Если Сортавальская духовная семинария так или иначе позволяла готовить необходимые кадры для занятия священнических и псаломщических вакансий в приходах двух епархий — Карельской и Выборгской, то вопрос с замещением архиерейских вакансий ФПЦ стоял и продолжает стоять достаточно остро. Так, всем хорошо известно избрание на Сортавальское викариатство гражданина Эстонии, протоиерея Германа Аава в 1922 г. Из местного духовенства подходящих вдовых кандидатов не имелось, а насельники Валаамского, Коневского и Печенгского монастырей не рассматривались по причине отсутствия у них финляндского гражданства. Вопрос о замещении Выборгской епархии и вовсе не мог решиться 10 лет: с 1925-го, когда архиепископ Серафим (Лукьянов) был отправлен на пенсию, по июнь 1935 г., когда на очередном Церковном Соборе прошли выборы нового епископа, которым стал незадолго перед тем овдовевший протоиерей Александр Петрович Карпин, настоятель Аннантехдасского прихода в местечке Суоярви на границе Финляндской Карелии и России.  Причину столь долгого вдовства Выборгской епархии исследователи понимают по-разному.

http://bogoslov.ru/article/5505512

Так как молодому послушнику не было 25 лет (необходимый возраст для пострижения по инструкции для монастырей ФПЦ), то правлению монастыря пришлось просить Церковное Управление об исключении из правил. В качестве объяснения своего намерения игумен Харитон (Дунаев) ссылался на острую необходимость в финноязычном иеромонахе, окормлявшем бы карельских и финских паломников . Просьба была удовлетворена, а 2 октября 1938 г. в нижнем соборном храме монастыря послушник Юрье Олмари был пострижен в монашество с именем Павел (в честь первоверховного апостола Павла) . Молодому иеромонаху неслучайно было дано имя апостола: по мысли тогдашнего предстоятеля Финляндской Православной Церкви архиепископа Германа (Аава), миссионерство должно было стать важнейшим делом для будущего владыки.  По ходатайству настоятеля вскоре последовало и рукоположение монаха Павла архиепископом Германом в иеродиаконы (16 октября 1938 г. в Иоанно-Богословском храме, Сортавала) и иеромонахи (6 ноября 1938 г. в Свято-Никольском храме, Йоэнсуу) . Духовником будущего владыки был иеромонах Фотий, заведующий художественными мастерскими, а после ризничий . «Чудный это человек. Носитель истинно валаамского духа — работник и скромный. Тихий и видом, и голосом, мягкий манерами, спокойным взором ласковых глаз обладает он, овевает благостью и манит к себе в уютную живописную мастерскую или ароматную одухотворенную келью, где много раз мы беседовали за самоваром» , — писал о нем валаамский насельник иеромонах Афанасий (Нечаев). В монастыре иеромонах Павел исполнял послушание учителя в монастырской школе, певчего, регента финноязычного хора послушников, а также подготовил к изданию на финском языке статьи о жизни монастыря, опубликованные в журнале «Подвижник». Также он переводил на финский язык и богослужебные книги (трехканонник, акафист Благовещению Пресвятой Богородицы) . Уже будучи архиепископом, Павел (Олмари) всячески пытался сохранить красоту православного богослужения, в том числе за счет церковного пения. Несомненно, это было связано с его постоянным участием в стройных и торжественных службах на Старом Валааме. Владыка был прекрасно музыкально образован, а через пение пытался приобщить верующих к красоте и глубине православия. В течение всей своей жизни он и регентовал на многочисленных церковных праздниках, и работал с певцами и хормейстерами, и преподавал церковное пение в Куопиоской духовной семинарии.

http://bogoslov.ru/article/5505512

После эвакуации Валаамского монастыря на бывшей родине “советское правительство объявило Валаамских монахов изменниками страны и врагами Советского Союза”. Их считали “белогвардейскими беженцами, которые распространяют враждебную пропаганду Это означает, что если кто из Валаамских монахов попадёт в руки русских, их расстреляют”, — сообщала пресса в Финляндии 68 . “Мы по национальности русские люди, и нам было очень прискорбно, что всё так получилось. Теперь вопрос был поставлен ребром: куда мы бедные денемся?” — вспоминали монахи о тех временах 69 . Основывая в Финляндии “Новый Валаам”, игумен Харитон не желал вносить в него “старый” раскол, способный создать дополнительный источник напряжения в изменившихся условиях. Прежде чем возобновить монастырскую жизнь на новом месте, он предложил старостильникам и новостильникам восстановить евхаристическое и молитвенное общение. Для этого новостильники, по-прежнему считавшие “старый” стиль священным и принявшие “новый” только из послушания высшему священноначалию, собирались вернуться к старому, юлианскому, календарю. Игумен Харитон, зная о своём авторитете в Церковном управлении, рассчитывал получить на это неофициальное разрешение архиепископа Германа (Аава). Знакомство с заметками игумена помогает понять, почему не состоялось воссоединения Валаамского братства в 1940–1941 гг. Из “Дневника игумена Харитона”: В октябре в Папин-ниеми всего братства было 110 человек, остальные — Писпанколу и “Богадельня” — остались на месте в ожидании, когда приготовим для них помещение. Эти 110 в разное время [прибыли в Папин-ниеми]: Первая партия человек из Тальпальской школы] — в Папин-ниеми 28 июня 1940 г. — на которую и легли все сельскохозяйственные работы, а также и выгрузка товаров. Вторая партия — из двух школ, около 60 человек — прибыли во вторую половину октября, и 10 человек старостильников в ноябре, когда для тех и других готово было помещение. Слава Богу, пока большая часть братства живём вкупе, более или менее удовлетворены тем сознанием, что мы живём в своей обители, и каждый старается помогать, чем может, в устройстве её.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

   001   002     003    004    005    006