В 1952 г. было положено начало новой стадии переговоров о воссоединении Финляндской Православной Церкви с Московским Патриархатом. О роли видных иерархов того времени – архиепископа Германа (Аава) и митрополита Николая (Ярушевича), – а также некоторых других церковных деятелей в этом проекте и о ходе всего процесса идет речь в данной публикации. В 2015 г. православная епархия Хельсинки (Гельсингфорс) отмечает свое 70-летие. В связи с этим хотелось бы вспомнить о ее первом епископе – владыке Александре (Карпине). В Финляндии его имя широко известно и пользуется заслуженным уважением, в России же мало кто знает об этом церковном деятеле. Его архипастырские труды были связаны со становлением Финляндской Православной Церкви, когда имели место многие проблемы как внутренней, так и внешней церковной жизни. Епископ Александр, обладая административной мудростью, был серьезным духовным мыслителем – «мистиком» в лучше смысле этого слова. Некоторые называли его «епископ-старец». Ранее не опубликованные материалы Государственного архива Российской Федерации и Архива Ново-Валаамского монастыря, использованные в качестве источников настоящей статьи, позволяют больше узнать о владыке Александре. Сложная политическая обстановка в Финляндии ХХ века не могла не сказаться на жизни Православной Церкви в этой стране. Условия, в которые была поставлена Церковь, определили направление происходивших в ней перемен. Эти изменения в свою очередь повлияли на решение, принятое финляндским Церковным Управлением при выборе своего канонического статуса. Изначально термин «финнизация» обозначал лишь введение финского языка для использования в богослужебно-просветительской деятельности православных приходов и монастырей. Впоследствии же это понятие стало включать в себя все изменения православной церковной жизни, проводившиеся с целью противопоставления национальной карело-финской православной самоидентичности традициям русского православия. О возникновении этого феномена и воплощении его в жизнь при архиепископе Германе (Ааве) повествуется в данной статье.

http://bogoslov.ru/person/4047524

Не менее интересным представляется вопрос об отношении московского церковного руководства к политическим симпатиям духовенства. Официально от него уже не требовалось предоставления подписок о лояльности коммунистической власти. Атеистическое государство понимало, что недоверие к Московской Патриархии напрямую связано с неприятием ее компромиссной политики. Митрополит Николай (Ярушевич) даже сделал заявление, что требование подписок о лояльности в 19201930-е гг. имело лишь временный характер. «Хочу сказать, – заявил митрополит Николай, – что это предложение Св[ященного] Синода уже давно потеряло свою силу». 835 Из этих слов можно было сделать вывод, что теперь зарубежный священник Московской Патриархии имел право критиковать власть и обличать гонения на Церковь . На практике, разумеется, ничего подобного не было. Конечно, далеко не от всех священников-эмигрантов, подчиненных Московской Патриархии, требовали сотрудничества с КГБ, но пребывание в юрисдикции Москвы налагало на них особые нормы поведения. И ждать от них слова правды было бы наивно. Ярким примером стало выступление в защиту Русской Церкви со стороны архиерея Московской Патриархии в Великобритании архиепископа Сурожского Антония (Блума). В 1964 г. иерарх организовал моление о гонимой Церкви в Отечестве. Под давлением Советского государства Патриарх Алексий был вынужден просить архиепископа Антония уйти на покой «по состоянию здоровья». Увольнению архипастыря помешала лишь отставка Хрущева. На фоне политических потрясений Патриарх Алексий постарался, чтобы об архипастыре забыли, благодаря чему он остался на своей кафедре. 836 Дело обличения атеизма и гонений на Церковь по-прежнему оставалось в руках священнослужителей, независимых от московской церковной власти. И неудивительно, что зарубежные юрисдикции становились мишенью для нападок со стороны Советского государства. Со стороны Совета по делам РПЦ велась активная работа по борьбе с зарубежной церковной оппозицией. С этой целью Совет изыскивал различные возможности для воздействия на зарубежных иерархов и их окружение, не брезгуя публикацией компромата. Так, желая воздействовать на архиепископа Финляндского Германа (Аава), Совет по делам РПЦ пытался выяснить, можно ли повлиять на его окружение, старался узнать о его слабостях, а также рассматривал возможность публикации компрометирующих иерарха материалов. 837

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о содержании духовенства рассматривался на Церковных Соборах 1922, 1923, 1925 и 1927 гг., в дальнейшем было выработано «Положение о содержании духовенства», утвержденное правительством 18 мая 1929 г. Необходимым условием для одобрения «Положения» властью стало обязательное его приведение в исполнение к 1 января 1931 г. Если же приходы оказывались не в состоянии выплачивать своему духовенству установленное жалование, то они теряли самостоятельность и присоединялись к соседним. Оказалось, что из 29 приходов только 12 в состоянии содержать на свои средства причты. Для сохранения остальных 17 решено было спешно собрано 200000 марок за счет увеличения в 4 раза налогового обложения всех приходов. Протоиерей Сергий Солнцев считал эту меру необходимой, в ином случае, по его мнению, треть православных, лишившись своих приходов и постоянного священника, перешла бы в лютеранство, а через 20 лет число приходов Финляндской Православной Церкви не превышало бы и пяти . Все же число православных приходов уменьшалось. Так, в 1932 г. были объединены Кексгольмский, Ряйсяльский, Пюхяярвиский и Каукольский приходы . Жалование многих священников еще в 1930 г. продолжало составлять 2400-4800 марок в год, что было меньше заработной платы наемного рабочего. Священнослужители, вышедшие на покой, получали незначительную пенсию от Церковного Управления. Об этом мы можем узнать из письма владыки Германа (Аава) игумену Валаамского монастыря Павлину от 19 апреля 1926 г., в котором архиепископ просит монастырь помочь больному священнику прихода Иломантси Василию Островскому. Из общецерковной пенсионной кассы ему ежемесячно выплачивалось 150 марок, чего для большой семьи из 7 человек было недостаточно . Следует сказать, что же подразумевалось под обеспечением причта жалованием и содержанием в Финляндской Православной Церкви.   Приходы: до 1000 прихожан 1000-3000 прихожан 3000-6000 прихожан от 6 000 и более Настоятель (заработная плата) 18 000 марок + 5-комнатная квартира с кухней 24 000 марок+ 5-комнатная квартира с кухней

http://bogoslov.ru/article/4231899

Без ведома и усилий с моей стороны, вне территории моего епархиального округа, в 1926 году в Выборге возникла маленькая община, пожелавшая войти в мою юрисдикцию. Перед праздником Святой Пасхи я получил телеграмму из Выборга от группы русских с просьбой принять их в мое управление и разрешить праздновать Пасху по старому стилю. Желание такого церковно-административного " самоопределения " возникло из противодействия русских граждан не финского происхождения грубому лишению гражданских и церковных прав. От нового Финляндского Церковного управления получилось предписание перейти на новый календарный стиль. Особенно беспощадно провели реформу в монастырях Валаама и Коневца — двух древних твердынях православия, где старые традиции держались особенно крепко. Рана там до сих пор не залечена… Много монахов покинуло тогда монастыри, многие оказали пассивное сопротивление. Их отлучали, лишали всего — однако они героически упорствовали. Архиепископ Серафим, возглавлявший Православную Церковь в Финляндии (впоследствии Карловацкий митрополит), поначалу правительственному воздействию поддался, но потом, когда от него потребовали изучить финский язык в 3 месяца, он на экзамен не явился; тогда его сослали на о. Коневец и заточили в монастырь . Финляндские власти выписали из Эстонии некоего священника о. Германа Аава, который потом сделался епископом-викарием архиепископа Серафима. Когда архиепископ Серафим был заточен, епископ Герман возглавил Православную Церковь в Финляндии. При нем создалось Управление, в которое вошли священники-ренегаты: Солнцев, Казанский, Акулов (Петербургской Духовной Академии). " Старостильники " на Валааме в большом загоне и уничижении. Ни одной церкви им не дали, церковное послушание они должны нести по новому стилю, свои службы они справляют в глинобитном сарае… Старые монахи, верные церковным традициям, епископа Германа не признают. Ходит он в штатском, бритый. При встрече они ему не кланяются. Он спрашивает: " Почему не кланяетесь? " Они в ответ: " А почему кланяться? " — " Я — епископ! " — " А бороденка где у тебя?.. " В чудном Валаамском монастыре внутренняя жизнь раздвоилась, прокрался в нее дух несогласия и тяжбы. Вопрос стиля шире календаря и прикрывает агрессивные националистические притязания одной стороны и самозащиту самобытных исконных традиций другой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Уход из Русской Зарубежной Церкви этого архиерея часть эмиграции напрямую связывала со смертью Патриарха Тихона. Нельзя забывать о деятельности парижских деятелей эмиграции, отталкивавших митрополита Евлогия от единства с Русской Зарубежной Церковью, о действиях ОГПУ, вносившего свою лепту в церковный раскол. Зарубежная Церковь , в отличие от бесчисленных эмигрантских партий, являлась сильной и сплоченной структурой, представленной на всех континентах. Последовательная и твердая антикоммунистическая позиция РПЦЗ выглядела более выигрышно не только в сравнении с сервилизмом «сменовеховцев», но даже и на фоне невнятной политики военных организацией вроде «Российского общевоинского союза». Расшатать ситуацию в русском церковном зарубежье, расколоть единую Церковь , было для ОГПУ одной из наиболее важных задач. Надо помнить, что эмиграция была наводнена лицами, соглашавшимися, в силу нищеты или духовного кризиса, на сотрудничество с советскими спецслужбами. А ведь были еще и шпионы-профессионалы. То, что в ОГПУ велась «серьезная работа по расколу заграничной православной русской церкви», свидетельствовал и начальник секретно-политического отдела ОГПУ Я. С. Агранов 879 . Эти факторы нужно учитывать, чтобы понять извилистый канонический путь митрополита Евлогия в эмиграции. Трудно сказать, когда именно у митрополита Евлогия зародилось желание обособить свои приходы. С достаточной уверенностью можно говорить о серьезном влиянии на иерарха его окружения, чего особо не скрывали ни он сам, ни близкие к нему люди 880 . Однако первое время это влияние не было столь заметно, как впоследствии. В 1922 г., после указа Патриарха Тихона 348 от 5 мая, у митрополита Евлогия была возможность возглавить Русскую Зарубежную Церковь . Однако от возложенной на него миссии иерарх отказался. На Архиерейском Соборе 1923 г. он прямо говорил, что власть в Зарубежной Церкви должна принадлежать Архиерейским Соборам, а в промежутках между ними – Синоду во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) 881 . Однако уже спустя год митрополит Евлогий свою позицию поменял: начались претензии на чужие территории и попытки решать ключевые вопросы без ведома священноначалия. Вопреки позиции Московского Патриархата и РПЦЗ митрополит Евлогий поддержал епископа Германа (Аава), незаконно поставленного в Финляндию, а также призвал местное население не противиться введению нового календарного стиля. Митрополит стал вмешиваться и в дела русского прихода в Австралии 882 . Разрыв иерарха с РПЦЗ едва не состоялся на Архиерейском Соборе 1924 г., однако в тот момент конфликт удалось погасить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, Лав усиленно домогается хиротонии. По поводу дела об автокефалии я заявил всем кому следует свой протест. Из-за этого, а также из-за моего нежелания насильственно везде ввести новый стиль вопреки указанию Святейшего Тихона на меня воздвигнуто большое гонение – требуют удалить меня с кафедры и выслать меня из Финляндии» 92 . Мнение главы автономной Финляндской Церкви было проигнорировано, а в церковную делегацию в Стамбул был включен представитель правительства Финляндии. Этим несогласием с мнением правящей элиты Финского государства архиепископ Серафим определил и свою собственную судьбу: в 1924 г. указом президента Финляндии он был отстранен от управления православной Церковью и вскоре выслан из Финляндии. Действовавшие, очевидно, в согласии церковные делегации из Эстонии и Финляндии приехали просить Константинопольского Патриарха об автокефалии, а архиепископ Александр (Паулус) также ходатайствовал о рукоположении епископом Финляндским Германа Аава при действующем каноническом архиепископе Финляндском Серафиме 93 . Вот как об этом спустя полгода писал митрополит Александр Патриарху Тихону: «Мы, согласно общему желанию представителей нашей Церкви, решили поведать о нашем положении Константинопольскому Патриарху и просить его и Священный Синод Константинопольской Церкви довершить каноническое устройство нашей Церкви, начатое с благословения Вашего Святейшества высшим управлением Русской Церкви, – тем, чтобы мы получили все канонические права автокефальной Церкви». Таким образом, основная задача эстонской делегации, отправившейся в Стамбул, была та же, что и три года назад у командированного в Москву П.И. Сеппа, – получение полной независимости (автокефалии) Эстонской Церкви. Православная Церковь в Латвии оставалась верной Матери Церкви еще почти 15 лет, до трагической кончины священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) , зверски убитого латышскими националистами в своей резиденции в 1934 г. После его кончины повторилась ситуация, похожая на события в Финляндии: правительство Латвии не допустило к управлению православной Церковью архиепископа Литовского Елевферня, назначенного местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Сергием (Страгородским) временно управляющим Латвийской Церковью; проходивший под контролем властей Собор Латвийской Церкви постановил просить Константинопольский Патриархат о принятии Церкви в Латвии в его юрисдикцию и избрал кандидатуру нового архиерея – священника Августина (Петерсона), в незаконном рукоположении которого участвовал и митрополит Александр (Паулус).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я пригласил представителей старостильников оо. Иеронима и Иувиана и побеседовал с ними об их группе (их 36 старостильников и новостильников 91), сказал им для передачи братии, что все запрещения, наложенные на них Церковным управлением новостильным, вменяются якоже небывшие, все восстанавливаюся в своих прежних положениях. По вопросу о возвращении всех их на жительство на остров Валаам будут приниматься соответствующие меры... 10 час вечера. Совершил всенощное бдение. Пред ним чиноприемом обычным принял через покаяние всю братию монастыря в общение. Сказал им речь... Заготовил телеграмму Патриарху: «5 октября вся братия Валаамского монастыря во главе с игуменом Харитоном воссоединена мною с Московской Патриархией. Восстановление монастырско - канонического общения с Русской Церковью встречено обителью единодушно и радостно. Братия шлет Вашему Святейшеству сыновний привет и просит Вашего благословения. Митр. Григорий». 6 октября. Суббота. 7 ч. утра. Литургия. Сослужило 12 иеромонахов и 5 иеродиаконов. Речь после «Буди имя Господне». Молебен. 7 октября 1945г. Воскресенье. В 1 ч.30 мин. Был о.Г. Светловский и о.В. Крохин, подписали покаяние. Завтра присоединю. В 5 час. Еп. Александр тоже подписал свое согласие под протоколом беседы с архиеп. Германом. В 8 час. у посла Орлова. Я доложил по порядку все сделанное». Телеграмма, отправленная 7 октября Патриарху была следующего содержания: «Епископат Финляндской Православной Церкви в лице архиеп. Германа (Аава) и еп. Александра (Карпина) выразил полное согласие на воссоединение Финляндской Церкви с Матерью - Церковью Российской. Они письменно заявили о своем намерении всячески содействовать делу объединения церквей на предстоящем церковном Соборе согласно законам страны, если Московская Патриархия не ускорит разрешения вопроса о возвращении их в лоно Матери Церкви путем непосредственного сношения с Вселенским Патриархом. Митр. 9 октября владыка Григорий служил в церкви прихода о. Гр.Светловского. Через установленный чин принял в общение о.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/...

Церковь отлучает от освящающего действия благодати Святого Духа. Особое противостояние началось в 1923 году и предельно обострилось в 1925 – 26 годах, когда Финская Православная Церковь самочинно вышла из юрисдикции Московского Патриархата, то есть оказалась в расколе. Во главу иерархии правительство назначило марионеточного лжеепископа Германа (Аава). Он, ко всему прочему, состоящий во втором браке и имеющий детей, при помощи мирской власти разбойным путем отнял святительский престол у живого Финляндского архиепископа Серафима. Законный православный архипастырь был изолирован и сослан на ладожский остров Коневец. Затем Аав абсолютно антиканонично вступил в связь с тогдашним новостильным Константинопольским Патриархом, погрязшем в модернизме. Под давленим извне, под угрозой разгона монастыря или высылки, братства на расправу в безбожный СССР, большая часть монахов во главе с тогдашним игуменом постепенно приняла навязанные душепагубные нововведения. В монастыре произошел внутренний раскол и началось противостояние новостильников и защитников Священного Предания. Все же Валаам пока оставался островком уходящей в историю православной России, особенно в глазах паломников и туристов. В те годы их бывало немало, особенно российских соотечественников. К глубокой скорби, поначалу приезжие даже и не подозревали, что любезно принимавшие их представители монастырского начальства есть на самом деле прямые нарушители постановлений Святых Соборов, подлежащие лишению священного сана. Особенно прискорбно выглядело лукавство новостильников, которые, хорошо зная о своем вопиющем каноническом беззаконии, всячески убеждали других в якобы доброкачественности своей позиции. Кого «убедить» не удавалось, от тех стали избавляться. Начались ссылки в дальние скиты. Затем, при помощи финской полиции, многих совсем изгнали из монастыря. Некоторые изгнанники-исповедники, как «нарушители порядка», были заключены в Выборгскую тюрьму. Валаамцев, отказавшихся принять душепагубные нововведения, судили, запугивали. Многие монахи уехали в Сербию, в США, в другие страны, даже в Советский Союз. Батюшку Тимона тоже «судили» и грозили, что «сотрут с лица земли» (9, с. 81) вместе с прочими верными. Но Бог сохранил их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В заседаниях Синода КПЦ 3, 5 и 7 июля 1923 г. приняли участие архиеп. Эстонский Александр (Паулус) и представители Финляндской Церкви прот. Сергий Солнцев, прот. Герман (Аав) и проф. Э. Н. Сетяля, которые ходатайствовали о принятии Эстонской и Финляндской епархий РПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата по причине «невозможности общения с канонической русской церковной властью» «из-за аномальной церковной ситуации в России». Рассмотрев вопрос и приняв во внимание тот факт, что «на Вселенском Патриархате лежит вытекающий из святых канонов и преданий долг принимать особое пастырское попечение о Церквах или частях Церквей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях», Синод принял решение образовать в своей юрисдикции «Автономную митрополию Эстонии» и «Православную архиепископию Финляндии», о чем были изданы соответствующие томосы (Ibid. Σ. 245, 251-255). 8 июля Мелетий IV и архиереи КПЦ совершили хиротонию прот. Германа (Аава) во епископа Сортавальского, викария Финляндской архиепископии, в нояб. 1923 г. Собор Финляндской Церкви назначил его епископом Карельским. 10 июля 1923 г. прошло последнее заседание Синода КПЦ под председательством патриарха Мелетия IV. На нем были утверждены все решения «Всеправославного конгресса», а митр. Кесарийский Николай назначен председателем Синода на период отсутствия патриарха. В тот же день, передав управление Церковью Синоду, Мелетий IV покинул К-поль и отправился на Афон в «трехмесячный оздоровительный отпуск». В послании Церкви патриарх Мелетий выразил надежду на то, что его удаление «приведет к установлению хороших отношений между Патриархатом и правительством» (Ibid. Σ. 247-248). В связи с подписанием 24 июля 1923 г. в Лозанне мирного договора Синод КПЦ опубликовал 22 июля послание, в к-ром выражалась радость по случаю грядущего заключения мира и уверенность, что это событие «откроет собой новый период братского сосуществования и благоденствия проживающих на этой общей родине различных народов» (Ibid. Σ. 272). В день заключения мира митр. Николай от имени Синода направил поздравительную телеграмму главе Национального собрания Турции, на к-рую Мустафа Кемаль ответил 31 июля. Этот факт был воспринят на Фанаре как свидетельство восстановления отношений между К-польским Патриархатом и новыми тур. властями.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Дальнейшие стремительно разворачивающиеся события в связи с нарастающими автокефалистскими настроениями правительств стран Балтии и экспансионистской политикой пришедшего к власти в 1922 году Вселенского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) показали истинные цели этих конференций и твердую позицию по данному вопросу главы Латвийской Православной Церкви. Не добившись от архиепископа Иоанна согласия на участие в создании балтийского блока, МИД Финляндии и Эстонии уже весной-летом 1922 года начали подготовку к взаимодействию с Константинопольской Патриархией. Так, весной 1922 года Патриарх Мелетий IV обратился к главе Финляндской Православной Церкви архиепископу Серафиму (Лукьянову) с предложением рукоположить вдового протоиерея модернистской направленности Германа Аава в викарные епископы и принять автокефалию от Константинопольского Патриархата, на что архиепископ Серафим ответил отказом. Тем не менее Герман Аав под давлением финских властей 8 июля без предварительного монашеского пострига был хиротонисан в Константинополе Патриархом Мелетием во епископа Сортавальского. 6 июня 1923 года Финляндская Православная Церковь в нарушение канонов была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, при этом ей предоставили не автокефалию, а автономию, хотя Церковь уже пользовалась ею с 11 февраля 1921 года согласно Томосу Святейшего Патриарха Тихона. Финляндскому представителю МИД Э.Сетяля, используя дипломатические связи в Швеции, удалось повлиять на турецкое правительство, чтобы отложить изгнание Патриарха Мелетия, назначенное на 3 июля, ради «решения вопроса» об устройстве Финляндской и Эстонской Церквей². 7 июля 1922 года патриарх Мелетий вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) Томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве отдельного автономного церковного округа. Московская Патриархия не признала каноническими эти переходы. Фактически произошло изъятие двух частей Российской Церкви, прикрытое следующей незаконной формулировкой: «…вследствие сложившихся здесь новых политических условий, а также в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений… постановили удовлетворить просьбу православной церкви Эстонии и утвердить испрошенный ею церковный статус, а также ввести в нее церковный порядок согласно установившейся канонической практике, учитывая при этом невозможность установления надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны Святой Церкви России» ³. В отношении Финляндской Церкви Томос включал такие же формулировки. В результате данных незаконных действий власти Финляндии сместили архиепископа Серафима (Лукьянова) и сослали его в Коневецкий монастырь.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

   001    002    003    004   005     006